--PAGE_BREAK--
1.2 Анализ выполнения прогнозных показателей и динамики розничного товарооборота
Анализ розничного товарооборота служит предпосылкой для его прогнозирования на предстоящий период и определения рентабельности организации и ее финансового состояния. От полно ты и глубины анализа, от правильности сделанных выводов о работе зависит точность, экономическая обоснованность последующих прогнозных расчетов. (4)
Анализ розничного товарооборота необходимо начинать с определения удельного веса, который занимает анализируемая торговая организация в общем товарообороте города (района) с целью выявления ее значения в удовлетворении спроса на товары населения города (района). Если торговая организация устанавливает для себя прогнозные (или плановые) показатели по объёму продажи товаров, то следует определить уровень (процент) их выполнения, который показывает, как организация достигает поставленные перед собой задания по реализации товаров.(17) При этом важное значение имеет определение абсолютного размера перевыполнения или недовыполнения прогнозных показателей продажи товаров. Этот показатель определяется как разность между фактическим и прогнозируемым товарооборотом.(21)
При оценке выполнения прогнозируемого объема розничного товарооборота необходимо принимать во внимание изменение цен, которое могло произойти за анализируемый период. Следовательно, если в течение анализируемого периода изменились розничные цены на товары, то товарооборот анализируется не только в действующих, но и в сопоставимых ценах.
Если анализ прогнозируемых показателей объема товарооборота осуществляется за год, то необходимо рассмотреть их выполнение за более короткие времени: по кварталам, месяцам, декадам. Это даст возможность рассчитать ритмичность выполнения объема продаж.
Анализ выполнения прогнозного товарооборота по месяцам, кварталам, дням сопровождается исчислением его ритмичности. Оценка равномерности выполнения товарооборота осуществляется различными способами. Наиболее простой способ — исчисление удельного веса каждого квартала в годовом обороте; месячного — в годовом и квартальном обороте; дневного; пятидневок и декад — и месячном обороте.(17)
Коэффициент ритмичности можно определить путем отношения суммы фактического товарооборота в пределах суммы прогноза к сумме прогнозируемого товарооборота, используя следующую формулу:
(1.1)
где — коэффициент равномерности;
— фактический товарооборот, но не выше суммы прогноза;
— прогнозируемый товарооборот;
i — число дней, месяцев, кварталов, изменяющихся от 1 до n.
Коэффициент ритмичности колеблется от 0 до 1; чем он ближе к 0, тем неритмичнее осуществляется продажа товаров.
Равномерность выполнения суммы прогнозируемой продажи товаров можно определить путем расчета коэффициента вариации. Для этого исчисляется среднеквадратическое отклонение по следующей формуле (если в прогнозируемом товарообороте нет существенных колебаний за период):
(1.2)
где x – выполнение прогноза продажи за квартал, месяц, день;
х2 – среднее выполнение за период;
n — число кварталов, месяцев, дней и т. д.
После исчисления среднеквадратического отклонения определяется коэффициент вариации:
(1.3)
Коэффициент вариации (v) показывает степень отклонении (в процентах) в выполнении прогнозируемого товарооборота от среднего (процента) уровня.
Равномерность выполнения прогнозного товарооборота можно исчислять не только во времени, но и по отдельным структурным подразделениям, входящим в состав торговой организации за какой-то определенный период.(5) Нельзя обоснованно делать выводы o выполнении товарооборота по средним и сводным показателям, ибо за хорошими показателями в целом по организации могут скрываться недостатки в работе отдельных структурных подразделений. Кроме того, за анализируемый период могут произойти организационно-структурные изменения, т. e. увеличение количества структурных подразделений, входящих в состав торговой организации, для чего необходимо внести соответствующую корректировку в объем розничного товарооборота, так как анализ должен проводиться по сопоставимому числу хозяйствующих субъектов.
При анализе выполнения товарооборота отдельными подразделениями очень важно рассчитать коэффициент равномерности. Он может определяться по следующей формуле:
(1.4)
где ОН — недовыполнение прогнозируемого товарооборота всеми подразделениями;
H — количество анализируемых подразделений.
Анализ розничного товарооборота включает и показатели динамики продажи товаров за длительный период. Изучение динамики товарооборота необходимо осуществлять для выявления соответствия развития товарооборота данной организации общей тенденции развития товарооборота города, области, страны.
Анализ динамики товарооборота позволяет выявить тенденции развития торговли, определить закономерности потребления отдельных товаров, перспективы изменения товарооборота в целом и по товарным группам. На основе установленных закономерностей изменения товарооборота прогнозируется ого развитие.`
При анализе динамики товарооборота осуществляется сравнение его размера в отчетном периоде c прошлым (базисным) периодом. Выбор базы для сравнения определяется конкретными задачами анализа. B результате сравнения исчисляются цепные и базисные темпы роста и прироста товарооборота, абсолютный прирост, среднегодовой темп роста. Среднегодовой темп роста может исчисляться по средней геометрической:
(1.5)
где T — среднегодовой темп роста;
(n — 1) — число членов рядов, за исключением базисного периода;
Уо —товарооборот начального периода;
Yn — товарооборот конечного, последнего периода.
При сравнении степени выполнения товарооборота и его интенсивности за ряд лет или по отдельным торговым подразделениям и организациям используется показатель абсолютного значения одного процента роста или снижения розничного товарооборота. Этот показатель исчисляется как отношение его прироста в денежном выражении к приросту, выраженному в процентах.
Имея динамический ряд по товарообороту, следует вы явить основную тенденцию товарооборота за достаточно длительный период времени и определить, как может развиваться в дальнейшем товарооборот, т. e. рассчитать прогноз общего объема товарооборота при сложившихся темпах роста.(6) Такой расчет называется экстраполяцией и используется при прогнозировании товарооборота. Прежде чем производить расчеты по экстраполяции, необходимо наиболее точно определить общую тенденцию развития товарооборота математически через какое-либо уравнение: прямой (если он растет равномерно) или кривой типа параболы второго порядка (если товарооборот растет c некоторым ускорением) и т. д.
Уравнение прямой выражается:
где а 0,1 —параметры уравнения;
t — порядковый номер периодов, моментов времени, года;
— выровненный объем товарооборота за период t.
Для нахождения параметров уравнения прямой (а0и а1) решается система уравнений:
где n —число лет,
y — фактический объем товарооборота.
Кривая параболы второго порядка выражается функцией:
Параметры а0,1,2 определяются путём решения уравнений:
В случаях, когда среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации по параболе меньше, чем по ypавнению прямой, то экстраполировать (прогнозировать) объем товарооборота следует по ypавнению параболы.(2)
1.3 Факторный анализ розничного товарооборота
Факторный анализ предполагает выделение факторов, находящихся в детерминированной и стохастической связи c объемом реализации. Факторы, входящие в детерминированные модели товарооборота, перечислены на Схеме 3 (см. Положение). Для изучения детерминированных моделей могут применяться любые аналитические приемы и способы, соответствующие типу модели.(6)
Факторы, связанные c товарными фондами (первая группа факторов), влияют на объем розничного товарооборота через изменение величины запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочее выбытие и запасы товаров на конец отчетного периода. Взаимосвязь между ними выражается аддитивной моделью:
где Nр — объем розничной реализации;
Nэaпl —запасы товаров на начало периода;
Nп — поступление товаров;
Nвыб- прочее выбытие товаров;
NзапII –запасы товаров на конец периода.
Балансовая модель позволяет определить любое слагаемое на основе остальных.
Так, товарооборот (объем розничной реализации) рассчитывается:
Nр= Nп + NзапI — NзапII — Nвыб (1.6)
Каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса соответствующим образом влияет на объем розничного товарооборота. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров, их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации.(7) Уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму реализации, их увеличение сказывается на величине реализации данного отчетного периода отрицательно.
Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного баланса измеряется способом цепной подстановки или путем балансовой увязки, т.e. определения разницы между фактическими и плановыми величинами.
B случаях, когда формула, отражающая зависимость между обобщающим показателем и показателями-факторами, представляет собой алгебраическую сумму, величину влияния каждого показателя-фактора можно исчислить проще — методом балансовой увязки. Величина влияния определяется как разность между фактическими плановым значениями показателя — фактора. Влияние:
начального запаса товаров: N1запI – N0запI;
поступления товаров: Nп1 – N0п ;
прочего выбытия товаров: N1выб – N0выб ;
конечного запаса товаров: N1запII –N0запII ;
общее отклонение: N1p – N0p .
Методику расчета влияния различных элементов товарного баланса на объем розничного товарооборота можно использовать и применительно к разделению товаров на продовольственные и непродовольственные.
Однако рассмотренная модель не позволяет оценить влияние эффективности использования товарных ресурсов на товарооборот. С этой целью применяется другая модель (вторая группа факторов) – модель зависимости товарооборота от товарооборачиваемости и размера товарных запасов:
(1.7)
где Nр — объем розничного товарооборота;
Коб — коэффициент оборачиваемости, характеризующий количество оборотов запасов за данный период;
Nзап — средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической.
Ускорение товароо6орачиваемости ведет при прочих равных условиях к увеличению объема продаж. Изучение причин, факторов, способствующих ускорению о6орачиваемости, — самостоятельный раздел экономического анализа.
K третьей группе факторов, влияющих на объем розничного товарооборота, относятся трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда.
Численность торговых работников — важный показатель торговли… Число работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи c открытием новых предприятий. Повышение эффективности работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности. Производительность труда в торговле определяется как отношение объема товарооборота к среднесписочной численности персонала.
Факторная модель имеет вид:
(1.8)
где Ч — среднесписочная численность работников;
B — выработка.
Объем розничного товарооборота может быть выражен произведением среднегодового количества рабочих мест (M), количества рабочих дней (Тр), продолжительности рабочего дня Тсм, среднечасовой выработки на одно рабочее место ВЧ, число смен (Чс):
Nр = М∙Тр∙Тсм∙ВЧ∙Чс(1.9)
Четвёртая группа факторов связана с использованием основных средств. B качестве показателей для оценки эффективности использования основных средств применяются:
· нагрузка на 1 м2товарной площади — H;
· фондоотдача основных средств — Fo.
Соответственно факторные модели, являющиеся объектом анализа, имеют вид:
Nр =Н ∙ Пт.з. (1.10)
где Пт.з —площадь торгового зала;
Nр =S∙Fo(1.11)
где S — среднегодовая стоимость основных средств.
Анализ факторных моделей товарооборота позволяет количественно оценить резервы роста товарооборота торгового предприятия.
Изучение взаимосвязи товарооборота и производительности труда, товарооборота и нагрузки на 1 м2площади, товарооборота и фондоотдачи основных средств и т.д. может проводиться c применением корреляционно-регрессионного анализа.(9)
Кроме факторов, сгруппированных по четырем направлениям, на товарооборот оказывает влияние множество других факторов или параметров, таких, как:
· ценовая эластичность спроса;
· расходы на рекламу;
· расходы на сервисное обслуживание и т.д.
Влияние этих факторов изучается c применением методов математической статистики, в частности корреляционно — регрессионого анализа.
Методика детерминированного факторного анализа, основанная на применении традиционных методов, не позволяет дать оценку всех факторов в комплексе. Анализ проводится по описанным ранее группам факторных моделей.
Детерминированный факторный анализ, опираясь на простейшие модели зависимости товарооборота от размера и эффективности использования отдельных видов ресурсов, позволяет обнаружить наиболее уязвимые звенья управления, возможности которого значительно расширяются с применением методов управленческого экономического анализа ресурсного обеспечения предприятия.(2)
продолжение
--PAGE_BREAK--