--PAGE_BREAK--Вход
Информация о состоянии Внешняя информация
объекта
Управляющая подсистема (субъект)
Финансовая дирекция и ее подразделения
Финансовый менеджер
Командная информация
Управляющая подсистема (объект)
Финансовые отношения
Денежный поток
Кругооборот капитала
Финансовые ресурсы и их источники
продолжение
--PAGE_BREAK--
Выход
Рисунок 1. — Общая схема финансового менеджмента
Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного потока, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе. Субъект управления – это специальная группа людей (финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер как управляющий), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта[1].
Во-первых, любой объект, любой процесс предоставляют собой систему. Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Финансовая система входит в социально-экономическую систему. Главным свойством социально-экономической системы является то, что в ее основе лежат интересы людей. Совокупность общественных, коллективных и личных интересов влияет на состояние системы и процесс ее развития. Любая система состоит из элементов. Под элементом системы понимается такая подсистема, которая в условиях данного исследования (наблюдения и его цели) представляется неделимой, не подлежит дальнейшему расчленению на составляющие. Следовательно, элемент всегда является структурной частью любой системы. Например, финансовая система в целом в качестве элемента системы включает финансовые фонды (денежные, основные, оборотные фонды, фонды обращения, уставной капитал). Для финансов хозяйствующего субъекта в качестве неделимого элемента системы рассматриваются финансы структурного подразделения этого субъекта. Для финансов подразделения хозяйствующего субъекта в качестве неделимого элемента системы рассматриваются финансовые ресурсы.
Каждому элементу присущи различные свойства. Основными свойствами элемента системы являются следующие:
- элемент системы выполняет только ему присущую функцию, которая не повторяется другими элементами данной системы.
- элемент обладает способностью взаимодействовать с другими элементами и элемент тесно связан с другими элементами своей системы.
- интегрировать с ними. Это является признаком целостности системы.
Свойства элементов финансовой системы позволяют вывести общее правило финансового менеджмента:
- во-первых, всегда надо стремиться к финансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее элементов, подсистем;
- во-вторых, воздействие субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.
- в-третьих, финансовая система является сложной, динамичной и открытой системой.
Сложность финансовой системы определяется неоднородностью составляющих элементов, разнохарактерностью связей между ними, структурным разнообразием элементов. Это вызывает многообразие и различие элементов системы, их взаимосвязей, тенденций, изменений состава и состояния системы, множественность критериев их деятельности.
Динамичность финансовой системы обуславливается тем, что она находится в постоянно меняющейся величине финансовых ресурсов, расходов, доходов, в колебаниях спроса и предложения на капитал. Это обеспечивает увеличение и углубление связей финансовой системы с внешней средой и усложняет процесс ее управления. Финансовая система является открытой системой, так как она обменивается информацией с внешней средой.
Планирование в финансовом менеджменте играет существенную роль. Ведь, чтобы дать команду, надо составить задание, программу действия, для чего разрабатываются планы финансовых мероприятий, получения доходов, эффективного использования финансовых ресурсов.
Функция управления – финансовое планирование – охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь.
Финансовое планирование представляет собой также процесс разработки людьми конкретного плана финансовых мероприятий, т. е. обычный вид деятельности человека. Для того чтобы эта деятельность была успешной, вырабатываются методология и методика разработки финансовых планов.
Прогнозирование (от греч. Prognosis– предвидение) в финансовом менеджменте – разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвиденье соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе как экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвиденья изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на основе их предвидения требуют выработки у финансового менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.
Функция организации в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.
Регулирование в финансовом менеджменте – воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.
Координация в финансовом менеджменте – согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.
Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.
Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ – часть процесса планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной финансового планирования и должен рассматриваться как его составная часть – контроль за выполнением финансового плана, за исполнением принятых решений.
Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, поэтому финансовый менеджмент обладает многовариантностью. Многовариантность финансового менеджмента означает сочетание стандарта и неординарности финансовых комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной хозяйственной ситуаций. Главное в финансовом менеджменте – правильная постановка цели, отвечающая финансовым интересам объекта управления.
Финансовый менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменения условий финансового рынка, финансовых ситуаций, финансового состояния объекта управления. Поэтому финансовый менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов управления, на умении быстро и правильно оценивать конкретную финансовую ситуацию, на способности быстро найти хороший, если не единственный выход из этой ситуации. В финансовом менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Он учит тому, как, зная методы, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, добиться ощутимого успеха для конкретного хозяйствующего субъекта.
В практическом использовании финансовый менеджмент связан с управлением разными финансовыми активами, каждый из которых требует использования соответствующих приемов управления и учета специфики соответствующего звена финансового рынка. Поэтому финансовый менеджмент можно рассматривать как сложный управленческий комплекс, который включает в себя:
1) риск-менеджмент;
2) менеджмент кредитных операций;
3) менеджмент операций с ценными бумагами;
4) менеджмент валютных операций;
5) менеджмент операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
6) менеджмент операций с недвижимостью;
7) менеджмент финансовых инноваций.
Управление финансами осуществляется во времени. Временной признак влияет на цели и направления управления. По временному признаку финансовый менеджмент делиться на:
- стратегический менеджмент;
- оперативно-тактический менеджмент.
Стратегический финансовый менеджмент представляет собой управление инвестициями. Он связан с реализацией выбранной стратегической цели.
Стратегический финансовый менеджмент предполагает прежде всего:
- финансовую оценку проектов вложения капитала;
- отбор критериев принятия инвестиционных решений;
- выбор наиболее оптимального варианта вложения капитала;
- определение источников финансирования.
Оценка инвестиций производится с помощью различных критериев, которые могут быть самыми многообразными.
Например, капитал выгодно вкладывать, если:
- прибыль от вложения капитала в проект превышает прибыль от депозита;
- рентабельность инвестиций превышает уровень инфляции;
- рентабельность данного проекта с учетом фактора времени выше, чем рентабельность других проектов.
Все инвестиции протекают во времени, поэтому в стратегическом менеджменте важно учитывать влияние фактора времени: во-первых, ценность денег со временем снижается; во-вторых, чем продолжительнее инвестиционный период, тем больше степень финансового риска. Поэтому в стратегическом менеджменте широко используются такие приемы, как капитализация прибыли (т.е. превращение прибыли в капитал), дисконтирование капитала, компаундинг, приемы снижения степени финансового риска.
Оперативно-тактический финансовый менеджмент представляет собой оперативное управление денежной наличностью. Денежная наличность выражается показателем «каш флоу» и будет рассмотрена позднее.
Управление денежной наличностью направлено, во-первых, на обеспечение такой суммы наличных денег, которой будет достаточно для выполнения финансовых обязательств; во-вторых, на достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала.
Могут быть три цели управления денежной наличностью:
1) увеличение скорости поступления наличных денег;
2) снижение скорости денежных выплат;
3) обеспечение максимальной отдачи от вложения наличных денег.
Для каждой цели существуют свои методы управления. Так, для первой цели – это методы, которые позволяют как можно быстрее собрать денежные средства, например, за счет реализации производственной продукции (работ, услуг), применяя эффективные формы расчетов, за счет получения денег от дебиторов и т.д.
Управление дебиторской задолженностью предполагает: во-первых, управление оборачиваемостью средств в расчетах с целью их ускорения; во-вторых, контроль за недопущением неоправданной дебиторской задолженности (т.е. задолженности материально ответственных лиц по недостачам, хищениям, за порчу ценностей и др.); в-третьих, снижение суммы дебиторской задолженности.
В процессе управления большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и выбор условий и форм расчетов за товары (работы, услуги), например получение аванса, предоплаты, эффективные виды аккредитива и др.
Отбор покупателей можно осуществлять по таким критериям, как:
· соблюдение ими в прошлом платежной дисциплины;
· состояние их финансовой устойчивости;
· уровень и динамика их платежеспособности.
Управление дебиторской задолженностью включает контроль за ее продолжительностью. Для этого целесообразно производить группировку дебиторской задолженности по срокам ее возникновения: до 1 месяца, до 3 месяцев, до 6 месяцев и т. д.
Для выполнения второй цели необходимы методы, которые позволяют отсрочить платежи, чтобы сохранить денежные средства в обращении как можно дольше, например инвестиционный налоговый кредит.
Для выполнения третьей цели следует использовать метод управления кассовой наличностью, который позволяет уменьшить ее до минимума и соответственно увеличить объем денежных средств для вложения в активы, приносящие доходы.
Финансовый менеджмент управления как орган управления представляет собой аппарат управления, т.е. часть руководства хозяйствующим субъектом. На крупных предприятиях и в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, состав которых определяется высшим органом управления хозяйствующего субъекта. К этим подразделениям могут относиться финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, лаборатория (бюро, сектор) экономического анализа и т.д. Дирекция и каждое ее подразделение функционируют на основе Положения о финансовой дирекции или подразделении. Положение включает в себя общие моменты организации дирекции, ее задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями (дирекциями) и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность дирекции.
Основные функции финансовой дирекции следующие:
- определение цели финансового развития хозяйствующего субъекта;
- разработка финансовой стратегии и финансовой программы развития хозяйствующего субъекта и его подразделений;
- определение инвестиционной политики;
- разработка кредитной политики;
- установление сметы расходов финансовых ресурсов для всех подразделений хозяйствующего субъекта;
- разработка плана денежных потоков, финансовых планов хозяйствующего субъекта и его подразделений;
- участие в разработке бизнес-плана хозяйствующего субъекта;
- обеспечение финансовой деятельностью (использование денежных средств, получение прибыли и т.п.) хозяйствующего субъекта и его подразделений;
- осуществление денежных расчетов с поставщиками, покупателями и т.д.;
- осуществление страхования от коммерческих рисков, залоговых, трастовых, лизинговых и других финансовых операций;
- ведение бухгалтерского и статистического учета в области финансов, составление бухгалтерского баланса хозяйствующего субъекта;
- анализ финансовой деятельности хозяйствующего субъекта и его подразделений.
В управлении финансовой деятельностью ключевой фигурой является финансовый менеджер. На крупных предприятиях и акционерных обществах целесообразно формировать группу финансовых менеджеров, за каждым из которых закрепляются конкретное направление работы и определенные обязательства. Во главе группы стоит ведущий финансовый менеджер (лидменеджер). Деятельность финансового менеджера регламентируется его должностной инструкцией, включающей в себя и квалификационную характеристику финансового менеджера[2].
Талантливые финансовые менеджеры могут быстро оттеснить владельца собственности от управления ею, а затем и от самой собственности. Финансовый менеджер, командуя деньгами может как вывести предприятие из банкротства, так и, наоборот, довести его до банкротства.
Например, в середине 1970-х годов возник крупный скандал в США между автомобильным королем Генри Фордом и его менеджером Ли Якоккой, который так реорганизовал всю систему управления компанией Форда, что замкнул на себя решения всех глобальных вопросов, т.е. фактически стал во главе всей компании. Чтобы вернуть себе фактическое управление компанией, Г. Форду пришлось уволить своего менеджера.
Как форма предпринимательства финансовый менеджмент может быть выделен в самостоятельный вид деятельности. Эту деятельность выполняют как профессиональные менеджеры, так и финансовые институты (холдинговые компании, траст-компании и др.), сущностью финансового менеджмента как форма предпринимательства выражается в обмене.
Сферой приложения финансового менеджмента являются финансовый рынок. На финансовом рынке проявляются экономические отношения между продавцами и покупателями финансовых ресурсов и инвестиционных ценностей, между их стоимостью и потребительной стоимостью. Функционирование финансового рынка создает основу для предпринимательства в области управления движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями. Эффективность применения финансового менеджмента достигается только в комплексной увязке с функционированием, действиями методов и рычагов финансового механизма.
Финансы не только экономическая категория. Одновременно финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входят 5 взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.
Финансовый метод можно определить как способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим производством.
Коммерческий расчет представляет собой метод ведения хозяйства путем соизмерения в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора. В зарубежной хозяйственной практике требование соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначается термином «инпут-аутпут»
Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям.
Например, кредитование – это финансовый метод. Оно воздействует на результаты хозяйственного процесса через такие приемы, как виды и формы кредита, процентные ставки, финансовые санкции и др.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п. Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относятся: осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т.п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующий субъектах; различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Управление информацией означает управление будущим. А управление будущим, есть, по существу, управление всем бизнесом. Информация (например, сведения о поставщиках) может являться одним из видов интеллектуальной собственности и вноситься в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества или товарищества.
Воздействие финансов на хозяйствующий процесс выражается схемой (рис.2).
Финансы
Финансовый механизм
Финансовый
продолжение
--PAGE_BREAK-- менеджмент
1
2
3
где 1- вложения капитала; 2-возврат капитала; 3-доход (денежный или в неосязаемой форме) на вложенный капитал.
Рисунок 2. — Схема воздействия финансов на хозяйственный процесс
Данная схема позволяет представить наглядно всю иерархию процесса воздействия финансов на хозяйственный процесс. Она показывает роль финансово менеджмента и финансового рынка в этом воздействии.
Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет быстрее принять финансовые и коммерческие решения, влиять на правильность таких решений, что, естественно, ведет к увеличению прибыли.
Частью финансового механизма является финансовый менеджмент.
Финансовый менеджер, обладающий достаточно высокой квалификацией, всегда старается получить любую информацию, даже самую плохую, ил какие-то ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на данную тему (молчание-это тоже язык общения) и использовать их в свою пользу. Информация собирается по крупицам. Эти крупицы, собранные воедино, обладают уже полновесной информационной ценностью[3].
1.2.Правовая и налоговая среда в организации управления РФ
Современный этап налоговой реформы отличается высокой динамичностью: приняты кардинальные поправки в отдельные виды налогов, активно реализуется общая концепция развития налоговой системы. В этих условиях важно своевременно фиксировать и оценивать наиболее существенные сдвиги в налогообложении, а вместе с ними и качество налоговой политики. Рассмотрим некоторые общие характеристики налогов, наиболее ярко проявившееся в последние годы.
Смыслом и главной характеристикой налоговой системы является «доставка» средств в бюджет, поэтому рассмотрение российской системы налогов естественно начать с налоговых платежей. В этом отношении показатели за 2005-2007 гг. выглядят весьма убедительно: доходы консолидированного бюджета увеличились в 2,9 раза, контролируемые налоговыми органами (МНС) доходы – в 2,7 раза.
Если говорить о налоговой нагрузке в целом, то можно видеть последовательное уменьшение бремени налогов в последние годы.
Таблица 1. — Динамика налоговой нагрузки (%)
Показатель
2005
2006
2007
1. Доля доходов консолидированного бюджета РФ в ВВП
28,7
29,7
32,4
2. Доля налоговых платежей, контролируемых МНС в ВВП
19,4
20,6
21,4
Уменьшение налогового бремени происходит на фоне экономического роста .
Потребность государства в дополнительных ресурсах огромна: внешний долг, социальная сфера, армия – все это требует значительных расходов. Крайне пессимистично выглядит перспектива страны на фоне утечки капиталов и чахлого инвестиционного процесса.
Много надежд в последнее время на пополнение казны связывается с использованием природных богатств России. При этом часто природной рентой хотят чуть ли не подменить основные налоги или обосновать их снижение. Слов нет, ренту надо изымать, но рента – дар божий, эта особая статья дохода государства, которая имеет весьма отдаленное отношение к творению человека – налоговой системе, поэтому и теоретически, и практически их лучше не связывать.
Если говорить о «невыносимом налоговом гнете» и как следствии гнета – стратегической линии на снижение налогов, отметим в этих проблемах некоторые нюансы.
Один из них связан с методологией расчета налогового бремени. Общая налоговая нагрузка учитывает налоги на внешнеэкономическую деятельность, и они по величине могут быть значительными. К примеру, их доля в ВВП составляла в 2005 г. – 1,8%, тогда как в 2006 г.- 4,3%. Такие колебания говорят об осторожности, с какой следует оперировать общим показателем налогового бремени, ибо за счет исключительно конъюнктурных факторов показатель налогового бремени может значительно колебаться. Повышение общего бремени за счет внешнеторговых факторов может вовсе не свидетельствовать об ужесточении налогового режима в стране. Более того, рост цен на сырье влечет активизацию производства сырьевых отраслей. Рост налогов при этом является, в основном, следствием роста производства. Еще один методологический момент прямо связан с задачами государства в инвестиционной сфере: налоговая нагрузка должна учитывать вложения государства в производство и понижаться на их величину.
Практический нюанс состоит в том, что налоговое бремя в России вполне среднего уровня, однако остается актуальным вопрос о его распределении: здесь мы остановимся на двух его аспектах – отраслевом распределении бремени и льготах.
Анализ налоговой нагрузки основных отраслей экономики за 2001-2003 гг. рассчитанной как отношение суммы поступивших налоговых платежей к валовой добавленной стоимости, показывает ее неравномерность. Основная тяжесть налогов лежит на производственных отраслях. Это обусловлено сами характером их деятельности, представляющей меньше возможностей для легальной и нелегального ухода от налогов.
Тревожным выглядит тот факт, что бремя растет именно в тех отраслях, где оно наиболее высокое (промышленность). Если бы речь шла не об отраслях, а об отдельных предприятиях, то неравномерное изменение бремени можно было бы объяснить структурными сдвигами в экономике. Но применительно к отраслям такое объяснением не может иметь места, поэтому можно говорить о целесообразности отраслевого перераспределения налоговой нагрузки в направлении ее выравнивания.
Сделаем на этот счет одно существенное замечание. Выравнивание отраслевой налоговой нагрузки может идти только путем обеспечения равных условий обложения, но не через предоставление дополнительных льгот «заслуженным» производствам. Если исключить акцизы и большую часть платежей за природные ресурсы, обусловленных особым состоянием рынков, то единый порядок обложения прибыли и добавленной стоимости в принципе обеспечивает равный податный режим для всех отраслей. Если же этот одинаковый режим различным образом влияет на разные отрасли, то причина не в налогах. Причина – в массе любых прочих факторов, которые складываются нормальным рынком. Поэтому только рынок, объективная рыночная стихия, может реально оценить и откорректировать состояние и поведение отраслей. Не следует без крайней необходимости вмешиваться налогами в рыночные законы. Многое может сделать межотраслевая конкуренция. Задача государственной политики – придать черты естественности развитию экономики, в большей степени полагаться на «невидимую руку рынка», нежели на прожекты его адептов и льготы.
Если говорить о льготах, то серьезным нападкам подверглась гл.25 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) за отмену инвестиционных льгот. Сетования по поводу отмены инвестиционной льготы во многом являются отражением общего преувеличенного представления о регулирующих возможностях налога вообще и налоговых льгот в частности. Поэтому следует критически относиться к таким, например, выводам: «Снижение ставок отдельных налогов при устранении многочисленных льгот не привело к заметному для бизнеса уменьшению общей налоговой нагрузки на предприятия. Ликвидация же льгот по налогу на прибыль, использовавшуюся для инвестирования, в условиях недоступности для кредитов лишило предприятия и этого стимула»
Если обратимся к цифрам, то картина предстает такой. В 2002 г. в консолидированный бюджет поступило 463 млрд. руб. Налога на прибыль предприятия, что составило 90% от уровня предыдущего года. Предположим, что гл. 25 НК РФ не была задействована с 1 января 2002 г. и потому поступившая в казну сумма налога могла бы равняться 640 млрд. руб. Таким образом предприятия «сэкономили» на налоге 177 млрд. руб.
Налоговый кодекс, отменив так называемую инвестиционную льготу, в гл. 25 «налог на прибыль организации» установил отдельной статьей порядок учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Тем самым новый налоговый режим подталкивает предприятие к научно-техническому прогрессу и инновационным формам развития, обеспечивая новое качество экономического роста.
Широкому распространению льгот способствует взгляд на них, как на нечто дармовое и малозначительное. Между тем счет идет на миллиарды, и это те миллиарды, которые недополучает бюджет. Разумеется, многие из льгот имеют вполне пристойное обоснование, но ведь суммы говорят сами за себя. В связи с этим необходимо определить льготы как «налоговые расходы государства» и включать их во все расчеты эффективности, как налогов, бюджета и госсектора вообще, так и частного производства, которое очень любит говорить о налогах и никогда не говорит о получаемых льготах.
1.3. Организация управления на предприятии
В связи с переходом к рыночной экономике в корне меняются задачи и характер управленческой деятельности предприятий. На первый план выходит цель максимизации прибыли, увеличения рыночной стоимости предприятий в интересах их владельцев. Приспособление предприятия к рыночным условиям требует как изменения выполняемых функций, так и внутренней организационной перестройки, прежде всего на предприятии новыми звеньями, пересмотра всей системы распределения прав, полномочий и ответственности. Оценка реальных потребностей рынка и собственных (наличных и потенциальных) возможностей, ориентация на рыночный спрос – краеугольный камень выработки стратегии предприятия и создания обеспечивающих ее организационных механизмов. Реформирование предприятий с целью приспособления к рынку должно начинаться с перехода к таким видам деятельности, как стратегическое планирование, изучение сложившихся на рынке цен, потенциальной емкости и насыщения рынка, выявление конкурентов, их сильных и слабых сторон, анализ эффективности систем сбыта и снабжения, финансовое управление, анализ издержек предприятия, их структуры и динамики.
В переходной экономике на первый план вышла проблема поиска платежеспособного покупателя и реализации продукции в максимально сжатые сроки, определения роли оптовых посредников в организации сбыта. Основными каналами для решения этой задачи стали:
а)контакты с частными посредническими структурами, готовыми взять на себя функции сбыта продукции предприятия;
б)создание для этих целей дочерних снабженческо-сбытовых предприятий.
Большинство предприятий сохранили свою традиционную специализацию, ориентируясь на расширение ассортимента выпускаемой продукции, поиск новых рынков сбыта, а также выпуск новых видов продукции в рамках существующей специализации. Важное новшество в структуре управления предприятием – образование специального подразделения по маркетингу. Его задача – анализ рынка путем изучения потребительских предпочтений. Именно это создает основу для принятия решений о том, какую продукцию следует производить, в каких количествах, какого уровня качества.
Рыночная специализация трансформируется в специализацию производственную, что, в свою очередь, требует внесения соответствующих уточнений в организацию исследовательских, конструкторско-технологических служб, подразделений технического контроля продукции. Не менее важно организационно обеспечить нормальное функционирование системы гарантийного и иного обслуживания продукции предприятия, а также поддержания бесперебойной работы производственного аппарата. Практически новым видом деятельности и, соответственно, структурной ячейкой является реклама продукции и услуг предприятия, последовательное и целеустремленное завоевывание новых рынков сбыта и покупателей. Наряду с этим принципиальную важность приобретает обеспечение собственников, акционеров, инвесторов и кредиторов достоверной информацией о финансовом положении предприятий. Каждому предприятию в рамках реструктуризации предстоит перейти на международные стандарты бухгалтерского учета, создать организационные условия для существенной перестройки деятельности финансовых служб, в задачи которых входят контроль над финансовым состоянием предприятия и разработка общей финансовой стратегии.
Один из ключевых вопросов организационной перестройки – пересмотр структуры управления фирмой, предоставление большей хозяйственной самостоятельности подразделениям предприятия. Важно создать условия, при которых новые идеи в области производства, проектирования, обслуживания клиентов и т.п. могли бы беспрепятственно поступать в высшие звенья управления предприятием со всех уровней производственной и управленческой структуры, обеспечивая постоянный приток идей и информации. Подразделения предприятия должны располагать достаточно большой автономией.
В свете новых условий функционирования предприятия, определяемых «правилами игры» в системе рыночных отношений, пересмотру и уточнению должны быть подвергнуты организационные принципы и функции деятельности высшего и среднего звеньев управленческой структуры. Организационные функции высшего звена управления должны включать:
- формирование наиболее приемлемой организационной структуры в соответствии со стратегией деятельности компании, причем каждый служащий компании должен наилучшим образом отвечать предъявляемым к нему производственным требованиям;
- управление, т.е. целенаправленное воздействие на деятельность компании, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для персонала компании, стимулирование качественного выполнения работы;
- контроль, т.е. обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. Системы контроля служат для измерения качества количества проделанной работы. Главным элементом функции контроля является наличие обратной связи между получаемой информацией о результатах работы и соответствующими планами, стандартами, нормами, с тем чтобы отклонения были проанализированы и устранены;
- координацию, т.е. объединение усилий всех элементов организации. Техническими приемами координации являются соблюдение бюджета, регулярное проведение совещаний, конференций, заседаний различных комиссий. Надлежащее осуществление координации предполагает наличие развитой системы связи.
Перестройка среднего звена управления должна быть направлена на то, чтобы обеспечить:
1)постановку задач и целей на уровне подразделений в соответствии с общими задачами и целями компании, организацию работы подразделения (создание четкой структуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов);
2)управление производственной деятельностью, стимулирование качественной работы сотрудников, координацию производственного процесса, надлежащую связь.
Каждое предприятие должно разработать и последовательно реализовывать программу мероприятий по реструктуризации своих производств, с тем чтобы наиболее полно адаптировать к новым условиям хозяйствования. При этом важна последовательность в осуществлении указанной программы. В начале постприватизационного периода основные усилия направляются на выживание предприятия, сохранение основных фондов и ключевых технологий, ядра трудового коллектива. За этим следует освоение новых «правил игры», новых способов производственно-финансовой деятельности предприятия в принципиально иной внешней среде. Самостоятельный выход предприятия на рынки сбыта делает проблему конкурентоспособности продукции весьма важным вопросом. Для решения этой задачи необходима комплексная техническая, технологическая и организационно-управленческая реконструкция предприятия. Ее реализация и должна определить стратегию предприятия в обозримом периоде, на что и должен быть нацелен организационный механизм.
Конечным результатом должно стать создание производственных систем нового поколения, которые будут работать в режиме так называемого нововведенческого конвейера. Суть этого подхода заключается в том, чтобы нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение качественных характеристик продукции при снижении цен на нее. По существу, ставится задача объединить в рамках хозяйственных комплексов нового типа гибкость и адаптивность мелкосерийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства. Считается, что такое сочетание позволит обеспечить не только стабилизацию, но и снижение издержек во всех звеньях производственно- сбытовой цепочки при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ассортимента, что и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.
Для того чтобы в наиболее короткие сроки и с минимальными вложениями выйти на намеченные рубежи, многие компании сосредотачивают усилия на трех главных направлениях:
1)комплексной автоматизации производственных процессов;
2)совершенствовании форм и методов управления, включая организацию производства и развитие технико-технологической базы;
3)развитии кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и активности каждого работника. Именно такая концентрация ресурсов считается наиболее перспективной для того, чтобы создать адаптивные производственные системы нового поколения, которые еще недавно существовали только в теории.
В условиях рыночной экономики контроль над предприятием имеет его владелец, который право принятия решения по производственным и финансовым вопросам передает администрации (генеральному директору), сохраняя за собой право распоряжаться чистым доходом. Руководитель предприятия концентрирует в своих руках контроль над предприятием. Он должен обладать специальными знаниями и способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.
Контракт, заключаемый владельцем с руководителем предприятия, должен включать следующие основные положения:
— основные права и обязанности руководителя предприятия;
— ограничение совместительства;
— представление декларации о доходах;
— механизм определения заинтересованности руководителя предприятия в совершении сделок от имени фирмы и соответствующий контроль со стороны ее учредителей;
— ответственность за обеспечение своевременной выплаты заработной платы;
-ответственность (дисциплинарная и материальная) руководителя предприятия за нарушение условий контракта;
-порядок и основания расторжения контракта с руководителем предприятия.
2. Организационно-экономическая характеристика
ООО «ЭксперТ-ТранС»
2.1. Организационная характеристика ООО «ЭксперТ-ТранС»
Предприятие может осуществлять покупку и продажу оборудования, материалов и запасных частей, производить взаимозачетами переуступку долгов и так далее.
Основными направлениями деятельности предприятия является производство продукции (работ, услуг) коммерческая деятельность, а также аренда строительных машин и оборудования с оператором.
Адрес: 143310, Московская обл., г. Наро-Фоминск, ул. Маршала Жукова д. 14 кв. 195.
Финансовое состояние организации характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, то есть пассивов).
Основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются во – первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и во – вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность организации, под которой подразумевают ее способность вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджеты и внебюджетные фонды.
Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов производственной и хозяйственной деятельности в целом, то можно сказать, что финансовое положение определяется всей совокупностью хозяйственных факторов.
Система управления производства представляет собой единый механизм, каждое звено которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других звеньев.
Управленческие усилия на предприятии концентрируются в точке календарного соизмерения затрат и результатов производства. Управляющие органы исполняют свои функции на основе заранее заданной точкой характеристики протекания производственного процесса и контроля фактически полученных результатов.
В условиях рыночной экономики основа экономического развития ООО «ЭксперТ-ТранС» — прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации и удовлетворения социальных материальных потребностей учредителей и работников.
В современных условиях показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия – балансовая прибыль или убыток. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.
На рисунке 3 представлена структурная схема административно-управленческого персонала ООО «ЭксперТ-ТранС». Функции аппарата управления заключаются в следующем:
Рисунок 3.- Структурная схема административно-управленческого персонала ООО «ЭксперТ-ТранС»
1. Директор — должен организовать производственно хозяйственную деятельность, принимать меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, организовывать работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, цехов и других структурных подразделений, добиваться эффективности производства и качества продукции, обеспечивать соблюдение активности использования правовых средств для совершенствования правовых средств для совершенствования управления.
2. Главный бухгалтер — должен осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, организовывать учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей о основных средств, участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерского учета.
3. Главный инженер — должен определять техническую политику, перспективы развития предприятия и пути реализации комплексных программ по всем направлениям совершенствования, обеспечивать постоянное повышение уровня технической подготовки производства, его эффективности и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции.
4. Главный механик — должен организовать разработку планов осмотров, испытаний и профилактических ремонтов оборудования в соответствии с положениями Единой системы планово-предупредительного ремонта, утверждать эти планы и контролировать их выполнение.
5. Главный энергетик — должен руководить планированием работы энергетических цехов, разрабатывать графики ремонта энергетического оборудования и энергосетей, обеспечивать проведение работ по защите подземных сооружений и коммуникаций, организовывать проверку средств связи, сигнализации.
6. Начальник планово-экономического отдела — должен осуществлять руководство работой по экономическому планированию на предприятии, выявлять и использовать резервы производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности, организовывать разработку прогрессивных плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат.
Все должностное распределение обязывает меры ответственности по исполнителям, которое по выполнению складывается из должностных инструкций. Тем не менее первоочередную ответственность несет исполнительный орган управления, то есть схематично административно-управленческий персонал ООО «ЭксперТ-ТранС» приемлем на практике.
Внешние и внутренние договора осуществляют специалисты по отделам, однако контроля со стороны юридического отдела не осуществляется. Налоговая среда сосредоточена на главном бухгалтере. Из сложившейся ситуации следует, что правовая и налоговая среда экономического субъекта зависит от правильной организации управления производством и подготовленности специалистов.
2.2. Анализ основных показателей деятельности предприятия
Расчетные показатели основной деятельности ООО «ЭксперТ-ТранС» определили, что реализация от всех видов деятельности увеличена в 2006 г. на 7085 тыс. руб.
Себестоимость товарной продукции увеличилась за все анализируемые периоды на 6917 тыс. руб. в 2006 г., а в 2007г.
Численность персонала предприятия в 2006 году увеличилась на 37 человек, а в 2007 наблюдается также увеличение на 49 человек, по сравнению с 2006 г.
Наблюдается незначительное увеличение фондоотдачи в 2006 году на 0,13 по сравнению с 2005 годом. В 2007 году увеличение составило 0,03 по сравнению с 2006 годом.
Годовой фонд заработной платы в 2006 году составил 5678, что больше чем в 2005 году.
Фондовооруженность в 2006 году составила 32,2, что по сравнению с 2005 уменьшалась на 7,8.
Таблица 2. — Расчет основных показателей ООО «ЭксперТ-ТранС» за 2005-2007 гг.
Показатели
Период
Абсолютное отклонение
Темп роста %
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2006/
2005
2007/
2006
2006/
2005
2007/
2006
1
2
3
4
5
6
7
8
Реализация товарной продукции, ТНП, тыс. руб.
9576
16661
22837
+7085
+6176
174
137,1
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
5
6
7
8
Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.
9307
16224
21902
+6917
+5678
174,3
135
Годовой фонд оплаты труда
3723
5678
7848
+1925
+2170
152,5
138,2
Среднесписочн. численность, чел.
138
175
224
+37
+49
126,8
128
Основная стоимость производственных фондов
54816
56353
69317
+1537
+12964
102,8
123
Производительн труда, руб.
69391
95206
101951
+25815
+6745
137,2
107,1
Продукция на 1 руб. оплаты труда, руб.
1,03
1,03
1,04
-
-0,01
Средняя заработная плата на одного работающего, тыс. руб.
26,98
32,45
35,04
+5,47
+2,59
120,3
108,0
Прибыль от реализации товарной продукции
269
437
935
168
+498
162,5
214
Расчетные показатели основной деятельности ООО «ЭксперТ-ТранС» определили, что реализация от всех видов деятельности увеличена в 2006 г. на 7085 тыс. руб.
В 2007 г. наметился незначительный спад в сумме 6176 тыс. руб., но тем не менее незначительный спад не отражен на финансовых результатах и спад нового производства разработка новых сфер деятельности.
Себестоимость товарной продукции увеличилась за все анализируемые периоды на 6917 тыс. руб. в 2006 г., а в 2007г. наблюдается незначительное уменьшение затратной части на 1239 тыс. руб. по отношению к 2006 г.
На себестоимость оказало влияние увеличение материальных затрат в 2006 г. 88,9%, однако в 2007 году наметился спад 1454 тыс. руб. Амортизация явилась показателем, характеризующим уменьшение материальных затрат в 2006 г. на 6,3%, в 2007г. увеличение на 33,7%.
Основные производственные средства по их остаточной стоимости увеличились на 1537 тыс. руб. в 2006 году, в 2007 г. на 12964 тыс. руб. или на 23%. На увеличение основных средств повлияло их приобретение.
Оборотные материальные запасы имели тенденцию к возрастанию в 2006 г. на 254 тыс. руб., на которые повлияли приобретенные материальные ресурсы за исследуемые периоды для производственного процесса, в 2007 г. на 5545 тыс. руб.
Показателем, характеризующим выработку на одного работающего, является производительность труда, его увеличение в 2006 г. составило 25815 рублей, в 2007 г. намечено снижение производительности труда на 19070 руб. или на 30,1%, на увеличение повлияли увеличение реализации товарной продукции и среднесписочной численности. Продукция на один рубль оплаты труда в 2007 г. сократилась на 0,7%, в 2006 г. увеличилась на 14%.
На сокращение повлияла выросшая оплата труда с начислениями.
Основным показателем деятельности предприятия в его финансово – хозяйственных вопросах является конечный финансовый результат. Аналитические данные показывают, что в 2006 г. прибыль увеличилась на 168 тыс. руб., в 2007 г. увеличилась на 498 тыс. руб. Влияние на прибыль оказывала реализация товарной продукции, которая в 2007 г. имела тенденцию увеличения на 6176 тыс. руб., а материальные затраты снижены на 3508 тыс. руб.
В процессе изучения влияния организации финансового менеджмента на предприятии необходимо более детально изучить состав, структуру и динамику основного и оборотного капитала.
Внеоборотные активы, или основной капитал – это вложение средств с долговременными целями в недвижимость, облигации, акции, запасы полезных ископаемых, совместные предприятия, нематериальные активы.
В таблице 3 рассмотрим состав и динамику основного капитала ООО «ЭксперТ-ТранС» за 2005-2007 гг.
За анализируемый период сумма основного капитала в 2006г. увеличилась на 2425. руб., в 2007г. значительно увеличились и составили 10246 руб. Основную долю составляют основные средства (рис. 2.3), которые не значительно уменьшились в 2006 г. на 1537 тыс. руб., что свидетельствует о движении основных средств. Сумма и доля незавершенного строительства уменьшилась на 1741 тыс. руб., что следует оценить положительно
Таблица 3. — Состав и динамика основного капитала ООО «ЭксперТ-ТранС» за 2005-2007 гг.
Средства предприятия
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Абсолютное отклонение
тыс. руб.
доля, %
ы сруб.
доля, %
ы сруб.
доля %
2006/
2005
2007/
2006
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Основные средства
54816
88,6
56353
87,7
69317
93,0
-1537
-12964
Нематериаль-ные активы
676
1,1
1793
2,8
835
1,11
+1117
-1793
Долгосрочные финансовые вложения
17
0,02
84
0,13
65
0,09
-67
-19
Незавершенное строительство
6333
10,28
6037
9,37
4296
58
-296
-1741
Итого
61842
100
64267
100
74513
100
+2425
+10246
Особенно тщательно необходимо проанализировать изменение состава и динамики оборотных активов как наиболее мобильной части капитала от состояния которых в значительной степени зависит финансовое состояние предприятия.
В таблице 4 показан состав и динамика оборотных активов ООО «ЭксперТ-ТранС» за 2005-2007 гг.
Наибольший удельный вес в оборотных активах занимают запасы. На их долю в 2005 г. приходилось – 74,1%, в 2006 г. – 48,6%, в 2007 г. – 39,4% оборотных активов. Однако в составе запасов уменьшилась готовая продукция в связи с реализацией. Уменьшилась в 2006 г. дебиторская задолженность, что свидетельствует об улучшении финансовой ситуации на предприятии. Доля сырья и материалов в оборотных активах увеличилась в 2006 г. в суммовом выражении на 503 тыс. руб., а в 2007 г. увеличение составило 570 тыс. руб., основанием которого послужило разграничение средств в обороте, часть из которых переведена в основные средства.
Рисунок 4. — Состав основного капитала ООО «ЭксперТ-ТранС» за 2005-2007 гг.
Таблица 4. — Состав и динамика оборотных активов ООО «ЭксперТ-ТранС» за 2005-2007 гг.
Вид средств
Период, тыс. руб.
Структура средств, %
Отклонение, тыс. руб.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2006/
2005
2007/
2006
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Запасы
4537
4672
5081
74,1
48,6
39,4
+135
+409
Сырье и материалы
3212
3715
4285
52,5
-
-
+503
+570
Незавершенное производство
430
273
165
7,0
-
-
-157
-108
Готовая продукция
871
657
618
14,2
-
-
-214
-39
Расходы будущих периодов
24
27
13
0,4
-
-
+3
-14
Продолжение таблицы 4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Налоги по приобретен. ценностям
174
126
455
2,8
-
-
-48
+329
Дебиторская задолженность
842
737
508
13,8
-
-
-105
-229
Краткосрочные финансовые вложения
29
27
540
0,5
-
-
+8923
+2250
Денежные средства
540
4054
6304
8,8
-
-
+8923
+2250
Итого
6122
9616
12888
100
+2425
+10246
Увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия приводит к длительному замораживанию оборотного капитала, отсутствию денежной наличности, росту кредиторской задолженности поставщикам, бюджету, работникам предприятия по оплате труда. В настоящее время – это одна из основных причин низкой платежеспособности предприятий, их банкротств.
Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенные в оборотные активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.
В процессе анализа нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания или таких по которым истекают сроки исковой давности.
Динамику состава и давности образования дебиторской задолженности рассмотрим в таблице 5.
Таблица 5. - Динамика состава и давности образования дебиторской задолженности ООО «ЭксперТ-ТранС» за 2007 г.
Вид дебиторской задолженности
Сумма, тыс. руб.
В том числе
до 1 мес.
от 1 до 3 мес.
от 3 до 6 мес.
от 6 до 12 мес.
свыше года
Продолжение таблицы 5
1
2
3
4
5
6
7
За товары и услуги
250
-
-
250
-
-
За готовую продукцию
239
-
-
239
-
-
Прочие дебиторы
19
-
-
19
-
-
Итого
508
-
-
508
-
-
Удельный вес, %
100
-
-
100
-
-
Наибольший удельный вес занимает дебиторская задолженность, образовавшаяся от 3 до 6 месяцев – 100%, в основном за готовую продукцию, таким образом, предприятие по допустимым нормам располагает возможность превращение в денежные средства, однако при управлении необходимо сосредоточить внимание на дебиторской задолженности, но за готовую продукцию. продолжение
--PAGE_BREAK--