Реферат по предмету "Финансы"


Операционный маржинальный анализ деятельности предприятия связи

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Межрегиональный центр переподготовки специалистов

Дисциплина

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия


Курсовая работа

Операционный (маржинальный) анализ деятельности предприятия связи


2011
Задание. Провести маржинальный анализ деятельности предприятия связи

Выполнить следующие действия.

1 Обработать исходные данные для анализа, свести их в аналитические таблицы, построить диаграмму

2 Выявить точку безубыточниости и оценить уровень и динамику зоны безопасности и запаса финансовой прочности графическим и расчетным способами

3 Оценить основные направления в работе предприятия связи по повышению запаса финансовой прочности

4 Обобщить результаты анализа, сделать общие выводы и обосновать основные направления в работе предприятия связи по повышению запаса финансовой прочности на следующий период

Исходные данные

Таблица 1 – Затраты, выручка и прибыль филиала электросвязи

Наименование показателей

Год

предыдущий

отчетный

1 Доходы основной деятельности, тыс. руб.

2 То же, по ценам предыдущего года, тыс. руб.

3 Переменные затраты, тыс. руб.

4 Постоянные затраты, тыс. руб.

5 Всего затрат на производство и реализацию услуг связи, тыс. руб.

4482,3

4482,3

1487,1

2712.8

4199,9

5827,0

5020,2

1762,6

3279,4

5042,0


Операционный (маржинальный) анализ – это исследование факторной цепочки “затраты — объем производства – прибыль”. Составляющие этой схемы должны находится под постоянным мониторингом. Эта задача решается на основе организации раздельного учета постоянных и переменных затрат по системе директ – костинг и использовании категории маржинального дохода. Исследование соотношения “затраты – объем производства – прибыль” называется операционным или маржинальным анализом (анализ безубыточности, анализ содействия доходу). Анализ данной цепочки отвечает на вопросы:

какой объем продаж обеспечит безубыточность;

какой объем продаж позволит достичь запланированного объема прибыли;

какую прибыль можно ожидать при данном уровне продаж;

какое влияние на уровень прибыли окажет изменение продажной цены, переменных затрат, постоянных затрат и объема производства;

как изменение структуры продаж влияет на уровень безубыточности, объем плановой прибыли и потенциал роста доходов.

Маржинальный доход предприятия – это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход отнесенный на единицу услуги называется ставкой маржинального дохода.

Чем выше ставка маржинального дохода, тем больший вклад от услуги в покрытие общих постоянных затрат предприятия связи. Финансовое благополучие предприятия связи зависит от массы маржинального дохода и прибыли. Поэтому для определения оптимального ассортимента услуг связи следует учитывать сумму маржинального дохода, приносящего каждым видом услуг. Возможный объем услуг, в свою очередь, зависит от спроса на услуги связи и производственных возможностей предприятия связи.

Целью операционного анализа является обоснование оптимального сочетания факторов для достижения наилучших финансово-хозяйственных результатов производства.

Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

оценка безубыточности и финансово-хозяйственной устойчивости предприятия связи;

обоснование управленческих решений направленных на повышение прибыльности предприятия связи.

Алгоритм маржинального анализа включает ряд последовательных взаимоувязанных действий.

2. Выявление точки безубыточности и оценка уровня и динамики зоны безопасности и запаса финансовой прочности.

Проведение маржинального анализа можно реализовать графически и аналитически.

Проведём исследование аналитическим способом.

Наименование показателей

Год

Изменение

Предыдущий

Отчетный

абсолютное

в %

1 Доходы (выручка от продаж), тыс. руб.

4482,3

5827

1344,7

30,00%

2 То же, в сопоставимых ценах, тыс. руб.

4482,3

5020,2

537,9

12,00%

3 Переменные затраты, тыс. руб.

1487,1

1762,6

275,5

18,53%

4 Маржинальный доход (п.1 – п.3), тыс. руб.

2995,2

4064,4

1069,2

35,70%

5 Постоянные затраты, тыс. руб.

2712,8

3279,4

566,6

20,89%

6 Прибыль (п.4 – п.5), тыс. руб.

282,4

785

502,6

177,97%

7 Доля маржинального дохода в выручке (п.4 / п.1)

66,82%

69,75%

2,93%

4,38%

8 Безубыточный объем продаж, тыс. руб.

4059,69

4701,57

641,88

15,81%

9 Зона безопасности (прибыли), тыс. руб.

422,61

1125,43

702,82

166,30%

10 Запас финансовой прочности, %

9,43%

19,31%

0,10

104,85%


Рассчитаем критический объем продаж (точку безубыточности), который для многономенклатурных видов услуг аналитическим способом определяется по формуле:

/>;

где Dкр – критический объем продаж (доходов), тыс. руб.;
Dф – фактический объем продаж (доходов), тыс. руб.
Э- - условно-постоянные расходы, тыс. руб.;
MD – маржинальный доход, тыс. руб.

/>

/>

Далее определим зону безопасности предприятия связи, как разность между фактическим объемом реализованных услуг (доходов) и безубыточным объемом реализованных услуг. Чем больше зона безопасности, тем прочнее финансовое состояние предприятия связи.

В нашем случае зона безопасности составит:

в предыдущем периоде ЗБпр =4482,3– 4059,69 = 422,61 тыс. руб.;

в отчетном периоде ЗБф =5827 – 4701,57=1125,43 тыс руб.

После вычисления зоны безопасности, можем приступить к определению запаса финансовой прочности предприятия, рассчитываемого по формуле:

/>;

де ЗФП – запас финансовой прочности предприятия, %;

ЗБ – зона безопасности, тыс. руб.;

Dф – доходы фактические, тыс. руб.

В нашем случае запас финансовой прочности составит:

в предыдущем периоде ЗФПпр = (422,61 / 4482,3) * 100 = 9,43 %;

в отчетном периоде ЗФПф = (1125,43/5827)*100=19,31 %

Проведём исследование графическим методом:

/>

Взаимосвязь затрат, доходов и прибыли

Как видно из графика точка безубыточности равна 4,7 млн. рублей.

На основании расчетов можно дать характеристику состояния и работы предприятия связи по финансовой устойчивости и безопасности. Для этого проведём оценку уровня и динамика точки безубыточности и запаса финансовой прочности.

В нашем случае критическая точка расположена на уровне в предыдущем периоде – 9,43 %, в отчетном периоде на 19,31 % от фактического объема реализации продукции. Предприятие работает в условиях высокого финансового риска. Данное положение приемлемо в условиях высокого и умеренного спроса на услуги связи. В условиях нестабильного спроса предприятие связи рискует быть убыточным.

Однако, работу предприятия связи по снижению финансового риска следует признать удовлетворительной. Запас финансовой прочности в динамике стремительно растет, что снижает риск предприятия связи допустить убыток.

3. Оценка основных направлений в работе предприятия связи по повышению запаса финансовой прочности

Безубыточный объем продаж и запас финансовой прочности зависят от объема постоянных и удельных переменных затрат, а также от объема услуг связи и уровня цен на услуги. Объём реализации обратно пропорционален уровню цен, т.е при повышении цен нужно меньше реализовать услуг связи, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия связи, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

Следовательно, каждое предприятие связи должно стремиться к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу услуги, тем самым уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.

Аналитическая модель для исследования влияния факторов имеет следующий вид:

/>где Э – условно – постоянные расходы, тыс. руб.;

dMD – доля маржинального дохода в общем объеме выручки;

CH – удельные условно – переменные расходы (себестоимость 1 руб. доходов), руб.

q – объем предоставляемых услуг связи определенного вида, ед.;

/> — средний тариф на данный вид услуг связи.

Таким образом, доля маржинального дохода характеризует удельные условно – переменные расходы на 1 руб. доходов. Расчет влияния факторов на изменение запаса финансовой прочности производится методом цепных подстановок.

Степень влияния условно – постоянных затрат на изменение запаса финансовой прочности определяется по формуле:

/>;

В нашем случае изменение запаса финансовой прочности за счет влияния условно-постоянных затрат будет составлять – 18,86%

/>;

Оценим степень влияния объема предоставляемых услуг на изменение запаса финансовой прочности.


/>


где /> — изменение запаса финансовой прочности за счет влияния

изменения объема услуг связи, %;

Э-1 – условно-постоянные затраты в отчетном периоде, тыс. руб.;

q1,0 – объем предоставляемых услуг в отчетном и базовом периодах,

тыс. ед.;

/> — средний тариф на услугу связи в базовом периоде, руб.;

СH0 – удельные условно-переменные затраты на 1 руб. доходов в базовом

периоде, руб.

Рассчитаем изменение запаса финансовой прочности по имеющейся формуле, итак:

/>

Таким образом в нашем случае изменение запаса финансовой прочности за счет влияния изменения объема услуг будет составлять 11,7 %.

Следующим аналитическим показателем является – степень влияния цен на услуги связи на изменение запаса финансовой прочности :

/>;

Где /> - изменение запаса финансовой прочности за счет влияния 
изменения тарифов на услуги связи, %;
Э-1 – условно-постоянные затраты в отчетном периоде, тыс. руб.;
q1 – объем предоставляемых услуг в отчетном периоде, тыс. ед.;
/> — средний тариф на услугу связи в отчетном и базовом периодах, 
руб.;
СH0 – удельные условно-переменные затраты на 1 руб. доходов в базовом
периоде, руб.

/>;

В нашем случае изменение запаса финансовой прочности за счет тарифов на услуги связи будет составлять 13,5 %.

Последним аналитическим показателем является: степень влияния удельных условно – переменных затрат на изменение запаса финансовой прочности.

Расчёт данного показателя производится по следующей формуле:

/>;

где /> - изменение запаса финансовой прочности за счет влияния 
изменения удельных условно-переменных затрат, %;
Э-1 – условно-постоянные затраты в отчетном периоде, тыс. руб.;
q1 – объем предоставляемых услуг в отчетном периоде, тыс. ед.;
/> — средний тариф на услугу связи в отчетном периоде, руб.;
с«H1,0 – удельные условно-переменные затраты на 1 руб. доходов в 
отчетном и базовом периодах, руб.

Для нашего случая расчёт степени влияния удельных условно – переменных затрат на изменение запаса финансовой прочности будет иметь вид:

/>;

Таким мы имеем следующие данные по аналитическим показателям :

Наименование фактора

Влияние на изменение запаса финансовой прочности, %

1 Изменение объема условно-постоянных затрат

-18,86

2 Изменение объема предоставляемых услуг связи

11,7

3 Изменение тарифов на услуги связи

13,5

4 Изменение удельных условно-переменных затрат

-3,6

Общее изменение запаса финансовой прочности

2,74


На основании полученной таблицы можно сделать вывод, что основным направлением в работе предприятия связи по повышению запаса финансовой прочности в исследуемом периоде являлась проведение ценовой политики.

За счет повышения тарифов на услуги связи запас финансовой прочности повысился на 13,5 %.

Вторым направлением явилось увеличение объема предоставляемых услуг связи. За счет данного направления запас финансовой прочности повысился на 11,7 %.

И совершенно не уделялось внимание снижению условно – постоянных затрат и себестоимости условно – переменных затрат.

Таким образом на основании таблицы видно, что в центре внимания предприятия связи по повышению запаса финансовой прочности должно быть снижение объема условно – постоянных затрат и себестоимости по перемененным затратам. Для реализации данных направлений необходимо провести более глубокий анализ себестоимости услуг связи


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.