Реферат по предмету "Финансы"


Оптимизация расходной части местных бюджетов

--PAGE_BREAK--
1.3. Оптимизация: сущность и виды

Термин оптимизация пришел в экономику из математики. Оптимизация (от лат. optimum — наилучшее), процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего  варианта из множества возможных.

Перекочевав в экономику, этот термин не утратил своего внутреннего содержания. Мы часто можем встретить в научной литературе такие словосочетания как оптимизация доходов, расходов, прибыли, капитала, их структуры понимая под этим термином нахождение оптимальных значении функции этих показателей.

Проблемы оптимизации доходной и расходной части бюджета стали предметом исследования учёных довольно давно. К первой систематизированной попытке такого исследования можно отнести труд сэра Уильяма Петти «Трактат о налогах и сборах», где он описал проблемы налогообложения, влияния налогообложения на экономику, эффективные и неэффективные налоги, а также описал необоснованные расходы государства. За ним последовали А. Смит, Д. Риккардо, Дж. Ст. Миль, т.е. в работах всех классиков политической экономии мы находим пути решения государством проблемы недостаточности средств и несбалансированности бюджета.

В рамках данной работы мы исследуем оптимизацию расходной части местных бюджетов.

В отечественной литературе довольно проблематично найти статьи и публикации, в которых бы чётко и ясно излагалась теоретическая основа оптимизации применительно к бюджетам, независимо от их уровня. В основном проблематика работ – это различные методы и способы оптимизации на практике. Поэтому в данном вопросе, мною будет предпринята попытка освещения собственной  точки зрения по этому вопросу.

         Проанализировав работы посвященные оптимизации различных авторов можно выделить следующие критерии деления:

v    по характеру

Ø     количественная оптимизация, направлена на достижение абсолютных показателей расходов путём их пропорционального сокращения. Начинается на этапе составления проекта бюджета и продолжается на протяжении всего финансового года.

§        Основная цель: минимизировать бюджетный дефицит в рамках текущего финансового года.

§        Плюсы: предсказуемость и отсутствие затрат на мероприятия по оптимизации.

§        Минусы: снижается бюджетообеспеченность, т.е. некоторые сферы могут не получить должного финансирования.

§        Одной из форм количественной оптимизации можно назвать секвестр – сокращение расходов при исполнении отдельных статей или всего бюджета. Обусловливается разными причинами: просчетами при составлении бюджета, возникновением форс-мажорных обстоятельств

Ø     качественная оптимизация, предполагает целый ряд мероприятий, направленных, прежде всего, на повышение качества использования бюджетных средств, т.е. расходы снижаются за счёт того, что теперь меньше средств требуется для достижения заданных результатов.

§        Основная цель: сократить расходы конкретных статей в будущем.

§        Плюсы: результаты имеют постоянный характер, т.е. расходы снижаются не только в рамках текущего финансового года; не снижается удовлетворённость населения в бюджетных услугах.

§        Минусы: предполагает затраты сейчас,  а результат можно будет получить и оценить в будущем.

v    по длительности

Ø     краткосрочная (

Ø     среднесрочная (финансовый год и плановый период)

Ø     долгосрочная (более 3-лет)

v    по характеру влияния

Ø     прямая оптимизация, т.е. когда мероприятия по оптимизации направлены и оказывают влияние на конкретную статью расходов, не затрагивая при этом других.

Ø     косвенная оптимизация, т.е. когда оптимизационные действия направлены на одни статьи расходов, или вовсе доходов, но оказывают некоторое влияние на другие. Допустим, мероприятия по сокращению недоимок налогов в бюджет, прежде всего, направлены на мобилизацию средств в бюджет, но если будет налажена эффективная схема контроля в этой сфере, мы можем предвидеть сокращение расходов, которые тратятся на взимание этих недоимок.

v    по затратам:

Ø     высокозатратная, т.е такие мероприятия, на проведение которых необходимо больше средств, чем годовой объём расхода оптимизируемой статьи (более 100%). Например, качественная модернизация ЖКХ, внедрение новых ресурсосберегающих технологии.

Ø     среднезатратная (от 40 до 100%)

Ø     малозатратная (менее 40%)

Ø     беззатратная ( 0-2%)

Следует отметить, что все эти классификационные признаки пересекаются, и между ними существует определённая зависимость, представленная в таблице 2.
Таблица 2

Взаимосвязь классификационных признаков

Признаки классификации

Длительность

Характер влияния

Затраты

Количественная оптимизация

SR

Прямая (чаще)

Малозатратная,

Беззатратная

Качественная оптимизация

MR, LR

Косвенная

Среднезатратная,

Высокозатратная

         Таким образом, оптимизация расходов – это совокупность мероприятий по разумному и грамотному сокращению расходов в долгосрочной или краткосрочной перспективе, в основе которых в зависимости от целей лежат количественные  или качественные методы, влияющие на необходимые показатели прямо или опосредованно, для достижения сбалансированности бюджета.


2. Характеристика расходной части бюджета города Омска. Перспективы оптимизационных мероприятий

2.1 Динамика расходной части города Омска за период 2007 – 2010

Для определения перспективных путей оптимизации необходимо, прежде всего, проследить развитие статей расходов во времени. Для этой цели необходимо проанализировать данные об исполнении бюджета г. Омска за предыдущие года [4, 5, 6,.7, 8, 9, 10].

         Нельзя не упомянуть о том, что данные за 2009 в части исполнения представляют собой величины, ещё не утверждённые на публичном слушании. Причина этому – особенности бюджетного процесса в Российской Федерации, а именно что отчёт об исполнении за прошедший год утверждается в середине июня. В свою очередь данные 2010 года представляют собой лишь утверждённые плановые показатели расходов и их значения имеют вероятностный характер, поэтому в анализе мы будем использовать его для гипотез возможного развития объёмов ассигнований.        

         Общие показатели расходов за исследуемый период представлены в таблице 3.

Таблица 3

Динамика расходов бюджета г. Омска за 2007 – 2010 год, млрд.руб



2007

У

2007

И

2008

У

2008  

И

2009

У

2009

И

2010

У

Объём расходов

13,5

13,2

14,8

13,86

15,3

14,4

12,3

         У – утверждено,

И – исполнено .

Исходя из представленных данных, можно говорить о присутствии тенденции увеличения расходов города Омска, как утверждаемых, так и реально исполняемых. Рост последних на начало 2010 по сравнению с 2007 годом составил: в абсолютном выражении примерно 1,2 млрд. руб., в относительном —  8,33%. Выбивается из этой тенденции утверждённые расходы на 2010, однако, их не стоит принимать во внимание в силу большой вероятности их изменения. Также следует отметить, что возрастает разница между планируемыми и реально исполненными объёмами расходов в сторону понижения, так за последние два года эта разница составила около 1 млрд. рублей, что обусловлено недостатком доходной базы для их финансирования. На мой взгляд, это довольно очевидный пример количественной оптимизации, наиболее проявляющейся в условиях кризиса.  Так, например, наиболее страдающей сферой становится «Охрана окружающей среды» последний раз средства под неё утверждались и исполнялись в 2007 году.

         Далее логично, на мой взгляд, провести анализ динамики основных разделов расходов [.

Таблица 4

Динамика расходов по разделу  «Общегосударственные вопросы»

за 2007 – 2010 год, млрд. руб



2007

У

2007

И

2008

У

2008  

И

2009

У

2009

И

2010

У

Объём расходов

1,26

1,245

1,52

1,31

1,69

1,58

1,623

Абсолютное изменение на начало 2010 по сравнению с 2007 годом составило примерно 320 млн. руб. Относительное изменение составило 27%, что превышает общее изменение объёма расходов города Омска за этот же период почти в три раза. Удельный вес данного раздела расходов на 1.01.2010 составил 11%, что на 2% больше аналогичного показателя в 2007 году. Примечательно заметить, что удельный вес выделенного раздел расхода в 2010 году по утвержденному проекту бюджета  составит 13%, что на мой взгляд, является не допустимым. Одними из причин роста данного раздела расходов являются рост числа муниципальных служащих, а также увеличение доплат к основному жалованию в соответствии с принятыми решениями Омского городского совета.
Таблица 5

Динамика расходов по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» за 2007 – 2010 год, млрд. руб



2007

У

2007

И

2008

У

2008  

И

2009

У

2009

И

2010

У

Объём расходов

17,8

17,6

16,2

9,6

40,5

31,3

11,8

             Абсолютное изменение на начало 2010 года по сравнению с 2007 годом составило 13,7 млн. руб., в относительном выражении – 77,8%. Наибольший объём ассигновании под этот раздел был выделен в прошедшем финансовом году.

Таблица 6

Динамика расходов по разделу  «Национальная экономика»

за 2007 – 2010 год, млрд. руб



2007

У

2007

И

2008

У

2008  

И

2009

У

2009

И

2010

У

Объём расходов

1,331

1,330

2,13

1,96

1,16

1,12

0,428

         Абсолютное изменение данного раздела на начало 2010 года по сравнению с базисным годом составило минус 210 млн. руб. и, согласно утвержденному проекту, вероятно будет ещё ниже. Относительное изменение: минус 15%. Однако, стоит отметить показатели 2008 года, а именно резкий рост расходов. Этот скачок можно объяснить последствиями мирового финансового кризиса, когда для поддержки организации и предприятий  выделялись значительные ассигнования из бюджета для поддержания жизнеспособности организации. Особенно это связано с обязательствами и программами по поддержке малому бизнесу, на котором наиболее отразились кризисные явления.

Таблица 7

Динамика расходов по разделу  «Жилищно-коммунальное хозяйство»

за 2007 – 2010 год, млрд. руб



2007

У

2007

И

2008

У

2008  

И

2009

У

2009

И

2010

У

Объём расходов

1,51

1,47

1,82

1,73

2,86

2,81

1,3

         ЖКХ один из самых динамичных в сторону повышения раздел расходов. Так абсолютное изменение составило 1,34 млрд. руб., при относительном изменении 91,2%.

Рост расходов на ЖКХ обусловлен:

— вступившей в силу в 2007 году реформы ЖКХ

— рост цен на энергоносители

— отсутствие рыночного интереса у ЖК снижать расходы на свои услуги, вследствие своеобразного монополизма

— действие инфляции

Таблица 8

Динамика расходов по разделу  «Охрана окружающей среды»

за 2007 – 2010 год, млрд. руб



2007

У

2007

И

2008

У

2008  

И

2009

У

2009

И

2010

У

Объём расходов

104, 8

104, 8

-

-

1596,4

1596,4

-

         Непостоянный характер данных расходов и незначительный удельный вес в общей структуре даёт нам право не учитывать их в нашем анализе.

Таблица 9

Динамика расходов по разделу  «Образование» за 2007 – 2010 год, млрд. руб



2007

У

2007

И

2008

У

2008  

И

2009

У

2009

И

2010

У

Объём расходов

3,5

3,35

4,1

3,9

4,05

3,94

4,08

         Абсолютное изменение на начало 2010 по отношению к базисному 2007 году составило 590 млн. руб., при относительном изменении в 17,6%.

         Расходы на образование традиционно имеют большой объём и удельный вес, что мы и наблюдаем исходя из данных. Увеличение расходов можно объяснить следующим:

а) увеличение числа финансируемых программ

б) увеличение затрат на оплату труда

в) действие инфляции

г) увеличение ассигновании по национальному проекту «Образование»

Таблица 10

Динамика расходов по разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» за 2007 – 2010 год, млрд. руб



2007

У

2007

И

2008

У

2008  

И

2009

У

2009

И

2010

У

Объём расходов

0,29

0,287

0,332

0,303

0,371

0,353

0,346

                        Абсолютное изменение – 66 млн. руб., при относительном изменении в 22,9%.

Таблица 11

Динамика расходов по разделу  «Здравоохранение, физическая культура и спорт» за 2007 – 2010 год, млрд. руб



2007

У

2007

И

2008

У

2008  

И

2009

У

2009

И

2010

У

Объём расходов

4,98

4,91

4,31

4,09

4,17

4,03

4,04

            Снижение расходов в абсолютном выражении – 880 млн. руб., при относительном снижении на 17,9%. Это снижение является следствием сокращения ассигнований по национальному проекту «Здоровье» из бюджета города Омска почти на 660 млн. руб. за рассмотренный период.

Таблица 12

Динамика расходов по разделу  «Социальная политика»

 за 2007 – 2010 год, млрд. руб



2007

У

2007

И

2008

У

2008  

И

2009

У

2009

И

2010

У

Объём расходов

0,615

0,607

0,637

0,586

0,679

0,660

0,514

         Абсолютное изменение – 53 млн. руб., при относительном изменении в 8,7%.

         Анализ динамики, на мой взгляд, будет не полным без учёта того, за счёт каких средств финансировались расходы в каждом финансовом году (данные по исполнению)

Таблица 13

Источники финансирования расходов за 2007 – 2010 год, млрд. руб

Источники финансирования расходов

2007

2008

2009

Собственные средства

8,72

9,50

9,01

Продолжение таблицы 13

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

0,59

0,68

0,72

Субсидий и субвенций           

3,89

3,68

4,67

Итого

13,2

13,86

14,4

         Исходя из данных таблицы 13, можно сделать следующие выводы:

1.     Возросшая зависимость бюджета города Омска от внешних поступлений (на 20% за рассмотренный период), которая порождает иждивенчество, зачастую неэффективное расходование средств.

2.     Сокращение удельного веса собственных средств, хотя и при абсолютном увеличении этого показателя.

3.     Рост доходов от предпринимательской деятельности на 22%, что говорит о перспективности использования преимуществ рыночной деятельности органов местного самоуправления и бюджетных учреждений для пополнения доходной базы.

          Познакомившись с динамикой разделов расходов необходимо взглянуть на изменение структуры расходов за рассмотренный период.

Таблица 14

Динамика удельного веса разделов расходов за 2007-2010 год, в %

Наименование разделов расходов бюджетов       

2007

2008

2009

2010*

Общегосударственные вопросы    

9,42%

9,44%

10,97%

13,20%

Национальная безопасность и    правоохранительная деятельность

0,13%

0,07%

0,22%

0,10%

Национальная экономика         

10,06%

14,12%

7,78%

3,48%

Жилищно-коммунальное хозяйство 

11,12%

12,46%

19,51%

10,57%

Охрана окружающей среды        

0,00%

0,00%

0,01%

0,00%

Образование                    

25,35%

28,10%

27,36%

33,17%

Культура, кинематография, средства массовой информации   

2,17%

2,18%

2,45%

2,81%

Здравоохранение, физическая культура и спорт               

37,15%

29,47%

27,99%

32,85%

Социальная политика            

4,59%

4,22%

4,58%

4,18%



         Для периода 2007 – 2009 структура составлена исходя из данных по исполнению, за 2010 -  по утверждённому проекту бюджета.

          Исходя из данных таблицы 13 можно выделить четвёрку самых затратных разделов по состоянию на конец 2009 года:

·        Здравоохранение, физическая культура и спорт

·        Образование

·        ЖКХ

·        Общегосударственные вопросы

Примечательно, что по утверждённым данным 2010 год данный раздел выходит на третье место в структуре доходов, и, на мой взгляд, является «первым претендентом» для осуществления применительно к нему оптимизационных мероприятий.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.