--PAGE_BREAK--
«Плечо финансового рычагамультиплицирует положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового рычага вызывает еще больший прирост его эффекта и рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового рычага приводит к еще большему снижению его эффекта и рентабельности собственного капитала» [23, С. 56].
Таким образом, при неизменном дифференциале коэффициент финансового рычага является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли.
Эффект производственного (операционного) рычага можно объединить с эффектом финансового рычага (американская концепция) и получить сопряженный эффект производственного (операционного) и финансового рычага, т.е. общего рычага.
«Объединение действий производственного (операционного) и финансового рычагов означает усиление совокупного риска, связанного с предприятием. Задача его снижения сводится в основном к выбору одного из трех вариантов:
1) высокий уровень эффекта финансового рычага в сочетании со слабой силой воздействия операционного левереджа;
2) низкий уровень эффекта финансового рычага в сочетании с сильным операционным левереджем;
3) умеренные уровни эффектов финансового и операционного рычагов – достижение этого варианта оказывается наиболее трудным» [12, С. 303].
Обобщим изложенный выше материал по финансовому левериджу:
— в различных подходах финансовый леверидж характеризуется по-разному: и как показатель, определяющий величину дополнительно-генерируемой рентабельности собственных средств при использовании заемных средств, и как показатель, устанавливающий, на сколько процентов измениться чистая прибыль при изменении нетто-результата эксплуатации инвестиций на один процент;
— привлечение заемных средств более дешево, но и более рискованно, так как проценты по ним должны быть уплачены в любом случае;
— количественная оценка финансового левериджа позволяет определить безопасный объем заемных средств и допустимые условия кредитования;
— уровень финансового левериджа позволяет оценить целесообразность покупки акций предприятия.
2 ОЦЕНКА ОПЕРАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО ЛЕВЕРИДЖА
ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере ОАО «Приморский кондитер»)
2.1 Краткая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Приморский кондитер» зарегистрировано главой Администрации Фрунзенского района г. Владивостока Приморского края 1 июня 1993 г., номер свидетельства о регистрации: 121. В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», на основании представленных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице — открытое акционерное общество «Приморский кондитер», сокращенное наименование ОАО «Примкон», за основным государственным регистрационным номером — 1022502257733. Свидетельство № 02021018 от 10.09.2002 г. выдано Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока.
Уставный капитал общества составляет 77276 рублей и состоит из 77276 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью один рубль каждая, размещенных среди акционеров согласно с планом приватизации предприятия. В течение анализируемого периода Уставный капитал не изменялся. Основным и приоритетным видом деятельности ОАО «Приморский кондитер» является производство кондитерских изделий, оптовая и розничная торговля кондитерскими изделиями.
Основными рынками сбыта продукции ОАО «Приморский кондитер» являются Приморский край — 94%, Хабаровский край — 5%, Регионы Дальнего Востока — 1%. Конкурентным преимуществом выпускаемой фабрикой продукции по сравнению с другими предприятиями является пищевая ценность продукта, его высокое качество. Продукция фабрики позиционируется в высоком ценовом сегменте. Качество продукции подтверждают полученные награды и отзывы потребителей.
Основные конкуренты ОАО «Приморский кондитер» на рынке Приморского края: «Коркунов» (г. Москва), Ferrero(Германия), Рузская кондитерская фабрика (Московская область), ОАО «АККОНД», КК «ROSHEN», ЗАО «АВК», Холдинг ООО «Объединенные кондитеры», КК «Бабаевский», ОАО «Ротфронт» и другие. Всего более 100 фабрик.
Формирование рынка г. Владивостока происходит по двум основным направлениям:
а) поставка кондитерской продукции с западных регионов и реализация через оптовые базы и представительства, а также эксклюзивные команды торговых представителей по базе дистрибьютора;
б) местный производитель.
В будущем «Приморский кондитер» планирует обеспечить дальнейшее увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции, рост производительности труда, а также постоянное обновление производственного оборудования, обновление внутренней и внешней упаковки в современном стиле, разработку собственных брендов.
В 2009 году предприятие провело модернизацию и реконструкции основных средств: установлена немецкая линия для производства шоколадных масс; установлен автомат для упаковки шоколадной плитки весом в 100 и 160 граммов; изготовлена и установлена емкость для приготовления пектиновой массы (мармеладный участок); установлен автоматический дозирующий комплекс для упаковки (фасовки) конфет; установлен кондиционер в варочном отделении основного цеха; установлен пресс для склеивания транспортерных лент; установлена темперирующая машина МТ-250 (охлаждение конфет «фружеле»).
В 2010 году предприятие планирует установить машину дробления ореха, вибро-обсыпку мармелада, центрифугу в прачечной, грузовой лифт г/п. 500 кг., кремо-сбивальную машину в карамельном отделении, фреоновую холодильную установку, весовой комплекс для дозировки конфет в гофро-короба, систему оборотного водоснабжения для охлаждения пятиволковой мельницы и коншмашины, систему кондиционеров в отделе программирования.
Для оценки и анализа финансового и операционного рычага в ОАО «Примкон» используем бухгалтерскую отчетность за 2007-2009 годы. Сводный отчет о прибылях и убытках ОАО «Примкон» представлен в Таблице 2.1.
Таблица 2.1– Отчет о прибылях и убытках ОАО «Примкон» за 2007-2009 гг.
Показатели
2007 г.
2008 г.
Изменение
2009 г.
Изменение
Абс.
Отн.
Абс.
Отн.
1.Выручка (нетто) от продаж
341 008
442 072
+101 064
+29,6
511 827
+69 755
+ 15,8
2.Себестоимость
245 457
302 182
+56 725
+23,1
349 850
+47 668
+15,8
3.Валовая прибыль
95 551
139 890
+44 339
+46,4
161 977
+22 087
+15,8
4.Управленческие расходы
27 394
21 319
-6 075
-22
35 395
+14 076
+66
5.Коммерческие расходы
9 657
31 489
+21 832
+226
49 972
+18 483
+58,7
6.Прибыль от
продаж
58 500
87 082
+28 582
+48,9
76 610
-10 472
-12
7.Проценты к
получению
540
6 974
+6 434
+1191,5
10 305
+3 331
+47,7
8.Проценты к
уплате
701
6 578
+5 877
+838
10 022
+3 444
+52,3
9.Прочие доходы
1 665
1 126
-539
-32,4
5 046
+3 920
+348
10.Прочие расходы
4 872
4 565
-307
-6,3
19 246
+14 681
+321,6
11.Налогооблагаемая прибыль
55 132
84 039
+28 907
+52,4
62 693
-21 346
-25,4
12.Налог на
прибыль (20%)
13 232
20 169
+6 937
+52,4
12 538
-7 631
-38
13.Чистая прибыль
41 900
63 870
+21 970
+52,4
50 155
-13 715
-21,5
14.Рентабельность продаж (стр.6/стр.1)
17,2
19,7
+2,5
+14,5
15
-4,7
-24
тыс. руб.
Среднесписочная численность работников в 2007 году составила 474 человека, в 2008 г. -480 (+1,3%), в 2009 г. -520 (+8,3%).
Рентабельность продукции (продаж) -показатель эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности). Он показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В 2008 году этот показатель увеличился на 14,5%, в 2009 г. вследствие того, что существенно уменьшилась прибыль от продаж (возросли издержки), рентабельность снизилась на 24%.
В 2009 году прибыль от продаж снизилась на 12% по сравнению с 2008 годом. Это обусловлено значительным ростом коммерческих и управленческих расходов в 2009 году (58,7% и 66% соответственно). Налогооблагаемая прибыль в 2009 г. на четверть меньше, чем в 2008 г. На это снижение повлияло увеличение суммы процентов к уплате и прочих расходов.
Для анализа структуры капитала предприятия используем сводный бухгалтерский баланс за три года. Он представлен в Таблице 2.2.
Таблица 2.2– Бухгалтерский баланс ОАО «Примкон» за 2007-2009 гг.
тыс. руб.
Показатели
2007 г.
2008 г.
Изменение
2009 г.
Изменение
Абс.
Отн.
Абс.
Отн.
АКТИВ
1.Внеоборотные активы
158 241
162 760
+4 519
+2,9
263 959
+101 199
+62,2
2.Оборотные активы
100 180
149 128
+48 948
+48,9
181 322
+32 194
+21,6
БАЛАНС
258 421
311 888
+53 467
+20,7
445 281
+133 393
+42,8
ПАССИВ
1.Собственный капитал
157 545
220 607
+63 062
+40
266 772
+46 165
+20,9
2.Заемный капитал
68 600
53 307
-15 293
-22
83 264
+29 957
+56,2
3.Привлеченный капитал
32 276
37 974
+5 698
+17,7
95 245
+57 271
+150
БАЛАНС
258 421
311 888
+53 467
+20,7
445 281
+133 393
+42,8
Коэффициент рентабельность активов (Rа) -это отношение прибыли от продаж к величине активов. В 2009 году Rа=76610/445281=0,172; в 2008 году Rа=87082/311888=0,279; в 2007 году Rа=58500/258421=0,226. Мы видим, что за 2009 год по сравнению с 2008-ым этот показатель снизился на 38,4 %, по сравнению с 2007 годом на 24%. Валюта баланса за 2009 год по сравнению с 2008 г. увеличилась на 133 393 тысяч рублей или на 42,8%, что косвенно свидетельствует о расширении хозяйственного оборота.
В 2008 г. по сравнению с 2007 г. удельный вес заемного капитала в общей сумме источников средств снизился, в 2009 г. сумма заемных средств на 56,2% больше, чем в 2008 г. (предприятие привлекло кредиты для автоматизации и модернизации производства).
2.2 Расчет основных показателей операционного анализа
Данное предприятие относится к числу высокотехнологичных, так как деятельность по производству продукции практически полностью автоматизирована. Это предполагает существенную долю постоянных затрат (FC) в структуре себестоимости. Как известно, чем больше FC, тем выше производственный риск. Он состоит в том, что незначительное изменении объема производства может привести к более существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы предприятие вынуждено нести в любом случае.
Для того чтобы определить уровень данного вида риска, определить влияние величины постоянных расходов на прибыль, необходимо определить силу воздействия операционного рычага. Для этого нужно сформировать управленческую модель отчета о прибылях и убытках. Здесь, в отличие от классической модели, налогооблагаемую и чистую прибыль рассчитывают только от операционной деятельности. Для этого прочие доходы и расходы (кроме процентов к уплате) из Таблицы 2.1 исключаются, а налог на прибыль пересчитывается.
Для того чтобы сформировать управленческую модель необходимо определить, какую часть себестоимости составляют постоянные расходы, какую — переменные. Данное предприятие не производит такого деления, поэтому на основе всех имеющихся данных структура себестоимости будет представлена автором самостоятельно. На основе Таблицы 2.3 разделим совокупные затраты на переменную и постоянную части.
Таблица 2.3— Статьи затрат на производство и реализацию продукции ОАО «Примкон» за 2007-2009 гг.
тыс. руб.
Вид затрат
2007 г.
2008 г.
2009 г.
тыс. руб.
% к полной себестоимости
тыс. руб.
% к полной себестоимости
тыс. руб.
% к полной себестоимости
1.Амортизация
1 854
0,7
2 251
0,6
4 268
0,9
2.Сырье
115 976
41,1
144 242
40,6
162 350
37,3
3.Вспомогательные материалы
26 564
9,4
34 261
9,7
39 405
9
4.Теплоэнергия
7 420
2,6
7 000
2
10 841
2,5
5.Электроэнергия
3 840
1,4
4 172
1,2
4 566
1,1
6.Вода
414
0,1
731
0,2
798
0,2
7.Тара
4 985
1,8
5 075
1,4
5 388
1,2
8.Зарплата
35 700
12,6
45 580
12,8
55 032
12,6
9.Цеховые расходы
48 704
17,2
59 720
16,8
67 202
15,4
10.Общезаводские расходы
9 657
3,4
31 489
8,9
49 972
11,5
11.Внепроизводственные расходы
27 394
9,7
21 319
6
35 395
8,3
ИТОГО:
282 508
100
354 990
100
435 217
100
К переменным расходам относятся сырье, вспомогательные материалы, тара; к постоянным – амортизация и внепроизводственные расходы. Все остальные затраты являются смешанными. За анализируемый период (3 года) наблюдается увеличение амортизации, что естественно, так как предприятие ввело в эксплуатацию новое оборудование, затраты на сырье вследствие увеличения выпуска продукции возросли, расходы на оплату труда повысились (за 3 года увеличилась среднесписочная численность работников), по всем остальным статьям расходов также наблюдается рост.
Воспользуемся методом максимальной и минимальной точек, чтобы определить удельный вес переменных и постоянных затрат; период, за который меняется значения выручки и смешанных расходов квартал. Данные об изменениях за 2009 г. приведены в Таблице 2.4
Таблица 2.4 –Поквартальное изменение объема продаж и смешанных
расходов ОАО «Примкон» за 2009 г.
тыс. руб.
Квартал
Объем продаж
Смешанные расходы
I
97 322
39 932
II
99 578
38 723
III
106 162
42 830
IV
208 765
66 926
Итого:
511 827
188 411
В среднем за квартал
127 957
57 122
Мы видим, что и объем продаж, и величина смешанных затрат (за исключением второго квартала) увеличилась от начала к концу года. Определим удельный вес переменных затрат:
УПЗ=(Рмакс-Рмин)/(Вмакс-Вмин), (6)
где
УПЗ – удельные переменные затраты;
Рмакс и Рмин – смешанные расходы максимальные и минимальные;
Вмакс и Вмин – объем продаж максимальный и минимальный.
УПЗ=(66926-38723)/(208765-97322)=0,253. Далее вычислим сумму постоянных расходов в среднем за квартал:
Рпост=Рмакс-УПЗхВмакс, (7)
где
Рпост – постоянные расходы.
Рпост=66926-0,253х208765=14108 (тыс. руб./квартал). Постоянные затраты в сумме смешанных за 2009 г.: 14108х4=56432 (тыс. руб.); общая сумма постоянных затрат: 56432+4268+35395=96095 (тыс. руб.). Общая сумма переменных затрат: (188411-56432)+162350+39405+5388=339122 (тыс. руб.). Вывод: в структуре смешанных расходов удельный вес постоянных – 30 %, переменных — 70 %. Теперь мы имеем все данные, чтобы сформировать управленческую модель Формы № 2 (Таблица 2.5).
Таблица 2.5– Управленческая модель отчета о прибылях и убытках ОАО «Примкон» за 2007-2009 гг.
тыс. руб.
Наименование
статей
2007 г.
2008 г.
Изменение 2008 г. к 2007 году
2009 г.
Изменение 2009 г. к 2008 году
Абс.
Отн.
Абс.
Отн.
1.Выручка
341 008
442 072
+101 064
+29,6
511 827
+69 755
+15,8
2.Переменные
затраты
221 539
287 067
+65 528
+29,6
339 122
+52 055
+18,1
3.Постоянные
затраты
60 969
67 923
+6 954
+11,4
96 095
+28 172
+41,5
4.Операционная
прибыль
(стр.1-стр.2-стр.3)
58 500
87 082
+28 582
+48,9
76 610
-10 472
-12
5.Финансовые
издержки
701
6 578
+5 877
+838
10 022
+3 444
+52,4
6.Налогооблагаемая прибыль
(стр.4-стр.5)
57 799
80 504
+22 705
+39,3
66 588
-13 916
-17,3
7.Налог на прибыль, (20%)
13 872
19 321
+5 449
+39,3
13 318
-6 003
-31,1
8.Чистая прибыль (стр.6-стр.7)
43 927
61 183
+17 256
+39,3
53 270
-7 913
-13
В 2008 г. выручка увеличилась почти на 30%, переменные затраты возросли пропорционально росту объема продаж, постоянные расходы выросли на 11, 4%, за счет этого почти на 50% возросла прибыль. В 2009 г. объем продаж также вырос, но под влиянием значительного увеличения постоянных расходов (на 41,5 %) прибыль от продаж снизилась на 12 %. Далее рассчитаем валовую маржу, точку безубыточности, запас финансовой прочности и уровень операционного левериджа. Все расчеты представлены в Таблице 2.6
Таблица 2.6– Оценка показателей операционного анализа ОАО «Примкон» за 2007-2009 гг.
тыс. руб.
Показатели
2007 г.
2008 г.
Изменение 2008 г. к 2007 году
2009 г.
Изменение 2009 г. к 2008 году
Абс.
Отн.
Абс.
Отн.
1.Выручка
341 008
442 072
+101 064
+29,6
511 827
+69 755
+15,8
2.Переменные затраты
221 539
287 067
+65 528
+29,6
339 122
+52 055
+18,1
3.Валовая маржа
(стр.1-стр.2)
119 469
155 005
+35 536
+29,7
172 705
+17 700
+11,4
4.Коэффициент валовой маржи (стр.3/стр.1)
0,35
0,35
0,33
-0,02
-6
5.Постоянные затраты
60 969
67 923
+6 954
+11,4
96 095
+28 172
+41,5
6.Уд. вес пост-х затрат в струк-ре себестоимости (стр.5/(стр.5+стр.2)
0,216
0,19
-0,026
-12
0,221
+0,02
+16
7.Точка
безубыточности (стр.5/стр.4)
174 197
194 066
+19 869
+11,4
291 196
+97 130
+50
8.Проценты к уплате
701
6 578
+5 877
+838
10 022
+3 444
+52,4
9.Операционная прибыль
(стр.1-стр.2-стр.5)
58 500
87 082
+28 582
+48,9
76 610
-10 472
-12
10.Налогооблагаемая прибыль
(стр.9-стр.8)
57 799
80 504
+22 705
+39,3
66 588
-13 916
-17,3
11.Запас финансовой
прочности в стоимостном выражении (стр.1-стр.6),
в %
((стр.1-стр.6)/стр.1)
166 811
49
248 006
56
+81 195
+7
+48,7
+14,3
220 631
43
-27 375
-13
-11
-23
12.Уровень
операционного рычага (стр.3/стр.9)
2,07
1,93
-0,14
-7
2,59
+0,66
+34
Проанализировав расчетные показатели, можно сделать определенные выводы. Для нормального функционирования предприятия необходимо, чтобы маржинального дохода хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли. В данном случае во всех трех рассматриваемых периодах размер валовой маржи почти в 2 раза превосходит сумму постоянных расходов. Коэффициент валовой маржи за 2007-2008 гг. не изменился, а в 2009 г. значение этого показателя снизилось. Это говорит о том, что переменные расходы изменяются непропорционально сильно изменению выручки от продаж. Это видно в расчетной таблице – выручка за 2009 г. увеличилась на 15,8%, а переменные затраты на 18,1%. Увеличение выручки произошло за счет увеличения объема продаж, увеличения цены. Средняя цена реализации за 2009г. сложилась в сумме 123,5 рублей, в 2008г. это значение было 117,4 рубля за килограмм. Причем, увеличился объем продаж дорогостоящих видов кондитерских изделий: зефира, мармелада, шоколадных конфет. Становится понятно, почему переменные расходы возросли сильнее, ведь сырье и упаковка для более дорогого вида изделий дороже. Точка безубыточности (порог рентабельности) – такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Таким образом для покрытия всех затрат предприятию необходимо 174 197 тыс. руб. (2007 г.), 194 066 тыс. руб. (2008г.) и 291 196 тыс. руб. (2009г.). В 2008 г. показатель увеличился на 11,4 %, так как при росте переменных затрат пропорционально объему продаж, постоянные расходы возросли на 11,4%. В 2009 г. под влиянием очень значительного роста постоянных затрат – 41,5%, порог рентабельности увеличился в 1,5 раза. Это увеличение обоснованно, ведь в 2009г. предприятие произвело модернизацию и реконструкцию основных средств, было установлено новое оборудование для автоматизации производства. Руководству компании следует учитывать при дальнейшем планировании существенный производственный риск. Так как рынок у нас в стране довольно неустойчивый, подчас подвержен стихийным колебаниям, вполне вероятна неблагоприятная ситуация, когда под влиянием тех или иных факторов выручка существенно снизится. Это повлечет за собой еще более стремительное падение прибыли, так как постоянные расходы предприятие должно будет возмещать в любом случае.
Запас финансовой прочности в 2008 г. почти в 1,5 раза больше, чем в 2007 г., но в 2009 г. мы наблюдаем снижение этой величины на 11%. Однако, несмотря на это предприятие способно выдержать 43%-е снижение выручки без серьезной угрозы для своего финансового положения. Причина снижения данного показателя в том, что затраты (переменные и постоянные) возросли намного значительней, чем выручка (на 18,1% и 41,5% соответственно).
продолжение
--PAGE_BREAK--
Операционный рычаг– такой феномен, в результате проявления которого изменения в продажах приводят к изменениям операционной прибыли, к тому же более существенным. Сила воздействия операционного рычага – это процентное изменение операционной прибыли как результата процентного изменения объема продаж. В 2007 г. сила воздействия операционного рычага равна 2,07, в 2008 г. его величина снизилась до 1,93, а в 2009 г. произошел рост этого показателя на 34% (до 2,59). Эта динамика обусловлена тем, что за 2008 г. удельный вес постоянных затрат в структуре себестоимости снизился (с 21,6% до 19%), а за 2009 г. возрос (с 19% до 22,1%). Как известно, операционный рычаг действует в краткосрочном (релевантном) периоде при неизменности постоянных затрат, в нашем же случае FCс каждым годом растут, следовательно процентное изменение операционной прибыли не будет равно произведению величины операционного левериджа на процентное изменение объема продаж. В 2008 г. рост прибыли составил почти 50% (при неизменных FCон составил бы 60%), в 2009 г. произошло падение прибыли на 12%, это результат увеличения постоянных расходов на 41,5%.
В 2009 г. уровень производственного рычага высок – 2,59, велика доля постоянных затрат, при изменении выручки на 10% прибыль от продаж изменится на 26,9% (при неизменной величине постоянных затрат и пропорциональном изменении переменных). Однако, очевидно, что FCвозрастут, ведь предприятие планирует продолжать модернизацию основных средств.
Определив значение операционного левериджа в целом для предприятия, вычислим запас финансовой прочности, порог рентабельности и уровень операционного рычага за 2009 г. для каждого вида продукции. Известно, что в 2009г. предприятие реализовало 3530 тн. кондитерских изделий. Структура реализации в стоимостном и натуральном выражении представлена в Таблице 2.7.
Таблица 2.7– Структура реализации по видам продукции ОАО «Примкон»
за 2009 г.
Вид продукции
Объем реализации, тыс. руб.
Объем
реализации, тонны
Удельный вес в структуре продаж
Удельный вес
в натур. Vреал.
Средняя цена, руб./кг.
Конфеты
378 752
2 304
0,74
0,65
164
Карамель, ирис, зефир
35 828
341
0,07
0,1
105
Драже, мармелад
46 964
376
0,09
0,1
125
Печенье
51 183
509
0,1
0,15
100
ИТОГО:
511 827
3 530
1
1
Как видно из представленных данных наибольший удельный вес в объеме реализации, как стоимостном, так и натуральном, имеет группа товаров «Конфеты», вся остальная продукция занимает примерно равные доли в структуре продаж.
Известно, что общая сумма переменных расходов равна 339 122 тыс. руб., реализовано 3 530 тн. продукции. Переменные расходы (VC) на 1 тонну=339122/3530= 96 (тыс. руб.). Для того чтобы определить какая их часть приходится на каждый вид продукции нужно перемножит величину VC, приходящуюся на 1 тонну на натуральный объем реализации каждого вида кондитерских изделий:
VCn-й вид =VC1тнхОбъемреал.натур.n-й вид, (8)
где
VCn-й вид– переменные расходы n-го вида продукции;
VC1тн– переменные расходы на одну тонну продукции;
Объемреал.натур. n-й вид– объем реализации n-го вида продукции в натуральном выражении.
Постоянные расходы (FC) распределим в соответствии с удельным весом данного вида продукции в выручке. Далее, используя методику операционного анализа рассчитаем все показатели для каждой из 4-х групп кондитерских изделий (Таблица 2.8).
Таблица 2.8– Оценка показателей операционного анализа за 2009 г. для каждой группы изделий ОАО «Приморский кондитер»
тыс. руб.
Показатель
Конфеты
Карамель, ирис, зефир
Драже,
мармелад
Печенье
1.Выручка
378 752
35 828
46 064
51 183
2.Переменные
затраты
221 190
32 750
36 196
48 986
3.Валовая маржа, (стр.1-стр.2)
157 562
3 078
9 868
2 197
4.Коэффициент
валовой маржи (стр.3/стр.1)
0,416
0,086
0,214
0,043
5.Постоянные
затраты
71 110
6 727
8 648
9 610
6.Точка
безубыточности (стр.5/стр.4)
170 938
78 221
40 411
223 488
7.Операционная прибыль
(стр.1-стр.2-стр.5)
86 452
-3 649
1 220
-7 413
8.ЗФП в стоимостном выражении
(стр.1-стр.6),
в процентах
((стр.1-стр.6)/стр.1)
207 814
55
-42 393
-
5 653
12
-172 305
-
Анализируя полученные данные, видим, что группа товаров (карамель, ирис, зефир) и печенье своего порога рентабельности не достигли, а конфеты, драже и мармелад дали прибыль в сумме 87 672 тыс. руб., которая частично пошла на возмещение убытка от производства и реализации зефира, карамели, ириса и печенья.
Как известно, производство товаров, не достигших критического объема продаж, представляется более выгодным, так как затраты окупаются в этом случае быстрее. В данном случае, есть четыре вида продукции, два из которых приносят прибыль, а производство двух других дает отрицательный конечный результат, так как для этих групп товаров порог рентабельности еще не достигнут. Ошибочным будет решение снизить продажу этих изделий, так как в этом случае величина постоянных затрат, относящихся доходным группам продукции увеличится, а это повлечет за собой снижение общей прибыли. Представляется целесообразным при росте натурального объема продаж наращивать долю в объеме реализации печенья, драже, мармелада, ириса, зефира и карамели.
Итак, предприятию необходимо уделить внимание соотношению роста затрат и выручки. Естественно, что не удастся оставить прежним уровень постоянных расходов, так как в 2010г. руководство запланировало приобретение нового оборудования для дальнейшей модернизации производства. Изменение переменных расходов должно соответствовать изменению объема продаж, а на данном предприятии они должны снизиться, так как автоматизация производства предполагает снижение переменных затрат. И третий момент касается структуры продаж по видам продукции. Нужно, при увеличении продажи конфет, также наращивать сбыт остальных товаров, пока еще не приносящих прибыль.
В 3-й главе автором будут рассмотрены три возможных варианта структуры расходов. На основании планируемого объема продаж и различной комбинации издержек будут рассчитаны основные показатели операционного анализа по всей продукции. Для оценки операционного левериджа по видам продукции используем наиболее вероятный вариант структуры издержек. Выручка в 2010 году увеличится под влиянием роста цен и объема продаж в натуральном выражение (в 2009 году производственные мощности были использованы на 33%). Но учитывая то, что рынок кондитерских изделий в Приморском крае уже достаточно насыщен, рост объема продаж будет невелик. В данной ситуации предприятию для увеличения прибыли необходимо направить свои усилия на формирование оптимальной структуры затрат.
2.3 Оценка финансового левериджа предприятия
Любое коммерческое предприятие для более эффективного функционирования должно привлекать заемные средства, так как по сравнению с собственными, они дешевле, к тому же проценты по заемным средствам уменьшают налогооблагаемую прибыль. Для того чтобы определить насколько эффективно предприятие использует заемный капитал, как изменяется рентабельность собственных средств, необходимо оценить уровень финансового левериджа. Как было отмечено в теоретической главе, есть несколько методов оценки. В данной работе рассчитаем финансовый леверидж, как показатель дополнительного прироста ROEи как показатель изменения чистой прибыли вследствие изменения операционной прибыли.
Следует отметить, что расчет возможен как с включением кредиторской задолженности в общую сумму капитала, так и без нее. Если основной задачей является выявление возможности дополнительного привлечения заемных средств, определение условий, на которых это привлечение будет наименее рискованно и максимально выгодно, то кредиторская задолженность не учитывается. В данной работе проводится общая оценка финансового левериджа, поэтому кредиторская задолженность будет включена в расчеты.
На основе данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 2007-2009 гг. (Таблицы 2.1 и 2.2) рассчитаем эффект финансового рычага (Таблица 2.9).
За 2008 г. уровень финансового левериджа снизился на 38%, а за 2009г. на 6%. Это обусловлено тем, что в 2008 г. снизилась доля заемных средств в структуре источников, а доля собственных увеличилась. В результате произошло снижении величины плеча рычага. Значение дифференциала практически не изменилось, произошло снижение на один процентный пункт. В 2009 году, несмотря на увеличение плеча рычага на 61%, эффект финансового левериджа снизился. Это произошло вследствие снижения дифференциала на 44% (результат значительного уменьшения рентабельности капитала -38%). Для предприятия, использующего заемные средства важно следить за динамикой этого показателя. Необходимо наращивать значение дифференциала путем увеличения экономической рентабельности, либо путем снижения средней расчетной ставки процента.
Таблица 2.9– Количественная оценка финансового левериджа ОАО
«Приморский кондитер» за 2007-2009 гг.
Показатель
2007 г.
2008 г.
Изменение 2008г. к 2007г.
2009 г.
Изменение 2009г. к 2008г.
Абс.
Отн.
Абс.
Отн.
1.Собственные средства,
тыс. руб.
157 545
220 607
+63 062
+39,7
266 772
+46 165
+21
2.Заемные средства,
тыс. руб.
100 323
89 996
-10 327
-10
175 270
+85 274
+95
3.Прибыль от продаж,
тыс. руб.
58 500
87 082
+28 582
+48,8
76 610
-10 472
-12
4.Плечо финансового рычага (стр.2/стр.1)
0,64
0,41
-0,23
-36
0,66
+0,25
+61
5.Средняя расчетная
ставка процента,
(% к уплате/стр.2), в %
1
7,3
+6,3
+630
5,7
-1,6
-22
6.Рентабельность совокупного капитала, ROA, (стр.3/(стр.1+стр.2)), в %
22,7
28
+6,7
+23
17,3
-10,7
-38
7.Дифференциал,
(стр.6-стр.5)
21,7
20,7
-1
-5
11,6
-9,1
-44
8.Налоговый корректор,
в долях ед.
0,76
0,76
0,8
+0,04
+5
9.Эффект финансового рычага (ЭФР),
(стр.4хстр.7хстр.8), в %
10,5
6,5
-4
-38
6,1
-0,4
-6
10.Рентабельность собственных средств (ROE), (стр.8хROA+ЭФР), в %
27,7
27,8
+0,1
+0,36
20
-7,8
-28
ОАО «Приморский кондитер» планирует дальше модернизировать производство, естественно для этого потребуется значительный капитал. Собственных средств для этого может быть недостаточно и есть вероятность того, что предприятие возьмет кредит. В связи с этим, руководству стоит внимательней отнестись к вопросу финансового рычага и к тому, какие возможности дает правильное управление этим механизмом.
Как было изложено в теоретической главе, есть другой способ определения силы воздействия финансового левериджа. С помощью него можно определить, на сколько процентов изменится чистая прибыль при изменении прибыли от продаж на один процент. Чистая прибыль берется только от операционной деятельности. Рассчитывается этот показатель по формуле:
СФЛ=НРЭИ/(НРЭИ-проценты за кредит), (9)
где
СФЛ – сила финансового левериджа;
НРЭИ – нетто-результат эксплуатации инвестиций или прибыль до уплаты налогов и процентов. Все расчеты по этой методике представлены в Таблице 2.10.
Таблица 2.10– Оценка финансового левериджа ОАО «Примкон» за 2007-2009 гг. (по американской методике)
тыс. руб.
Показатель
2007 г.
2008г.
Изменение к 2007 г.
2009г.
Изменение к 2008 г.
Абс.
Отн.
Абс.
Отн.
Общая сумма процентов за заемные средства
701
6 578
+5 877
+838
10 022
+3 444
+52,3
Чистая прибыль
43 927
61 183
+17 256
+39,3
53 270
-7 913
-13
НРЭИ
58 500
87 082
+28 582
+48,9
76 610
-10 472
-12
СФЛ
1,01
1,08
+0,07
+6,5
1,15
+0,07
+6,5
Рассчитанный таким образом уровень финансового левериджа показывает, что при снижении НРЭИ на 12% (2009 г.) чистая прибыль снизится на 1,08х12=13%. Использование данной методики не дает ответа на вопрос, в каких объемах, и на каких условиях возможно дополнительное привлечение заемных средств, но она полезна для расчета сопряженного эффекта финансового и операционного рычагов, который определяется по формуле:
УСД=СФЛхСОЛ, (10)
где
УСД – уровень сопряженного действия финансового и операционного левериджа;
СФЛ – сила воздействия финансового левериджа;
СОЛ – сила воздействия операционного левериджа.
УСД2007=1,01х2,07=2,09, УСД2008=1,08х1,93=2,08, УСД2009=1,15*2,59=2,98. Значение показателя невелико, а, следовательно, совокупный риск умеренный.
В целом, 2009 г. дал хорошие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но в сравнении с предыдущим годом показатели эффективности снизились: ROAна 38%, рентабельность продаж на 24%, ROEна 28%. Это произошло вследствие значительного сокращения прибыли от продаж.
Очевидно, что в сложившейся ситуации наращивание финансового рычага невозможно, ведь предприятие обладает высоким уровнем производственного риска и увеличение финансового не представляется целесообразным. В будущем ОАО «Приморский кондитер» может привлекать дополнительные займы в умеренном объеме, но нужно следить за величиной дифференциала. В следующем году при привлечении заемных средств может возрасти средняя расчетная ставка процента и, если экономическая рентабельность останется на прежнем уровне, произойдет снижение значения дифференциала. Увеличение плеча рычага не компенсирует этого снижения, в результате эффект финансового рычага снизится.
продолжение
--PAGE_BREAK--
3 МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
(на примере ОАО «Приморский кондитер»)
За последние два года предприятие увеличило объем реализации на 50%. На данный момент ОАО «Приморский кондитер» занимает существенную долю Приморского рынка кондитерских изделий. Производственные мощности не использованы на 100%, поэтому, очевидно, что как в натуральном, так и в стоимостном выражении объем реализации будет расти. Просчитаем структуру реализации по видам продукции, учитывая, что в 2010 г. объем продаж (в натуральном выражении) возрастет на 5% (с 3 530 до 3707 тонн) за счет увеличения доли печенья в натуральном объеме реализации с 0,15 до 0,16; драже и мармелада с 0,1 до 0,11; карамели, ириса и зефира с 0,1 до 0,11. При этом доля конфет снизится с 0,65 до 0,62. Цены на продукцию возрастут на 10%. Расчеты представим в Таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Структура реализации по видам продукции ОАО «Примкон» за 2009 – 2010 гг.
Вид
продукции
Объем
реализации, тн.
Удельный вес в натур. Vреал.
Средняя цена, руб./кг.
Объем реализации, тыс. руб.
Удельный вес в стоимостном Vреал.
2009 г.
2010 г.
2009 г.
2010 г.
2009 г.
2010 г.
2009 г.
2010 г.
2009 г.
2010 г.
Конфеты
2 304
2 304
0,65
0,62
164
180
378 752
414 720
0,74
0,71
Карамель, ирис, зефир
341
408
0,1
0,11
105
116
35 828
47 328
0,07
0,08
Драже,
мармелад
376
408
0,1
0,11
125
133
46 964
54 264
0,09
0,09
Печенье
509
587
0,15
0,16
100
110
51 183
64 570
0,1
0,12
ИТОГО:
3 530
3 707
1
1
511 827
580 882
1
1
В итоге, мы получим сумму выручки 580 882 тыс. руб., что на 13,5% больше, чем в 2009 г. Теперь при данной фиксированной выручке рассчитаем показатели операционного анализа, рассмотрим три варианта, отличных друг от друга структурой расходов. В первом, пессимистическом, рост переменных затрат составит 17%, предполагается, что цены на сырье, воду, электроэнергию возрастут, что и повлечет непропорциональный рост переменных издержек; рост постоянных затрат составит 20% (покупка нового оборудования, рост внепроизводственных затрат). Во втором варианте, наиболее вероятном, переменные издержки возрастут пропорционально росту выручки, т.е. на 13,5%; постоянные увеличатся на 10%. В третьем, наилучшем, варианте предприятию удастся снизить рост переменных расходов (автоматизация производства предполагает снижение переменных затрат), он составит 8%; постоянные расходы увеличатся на 5%. Для расчета эффекта операционного рычага необходимо знать сумму % к уплате. Для 2010 года это значение будет рассчитано исходя из того, что предприятие дополнительно привлечет заемные средства в сумме 10 млн. руб. (ЗС2009=175 270 тыс. руб.), а СРСП будет равна 6% (5,7% в 2009 г.). Расчет представим в Таблице 3.2.
Таблица 3.2– Оценка операционного левериджа ОАО «Примкон» в 2010 году
тыс. руб.
Показатели
2009 г.
2010 год
1 вариант
Отн. изм.
2 вариант
Отн. изм.
3 вариант
Отн. изм.
1.Выручка
511 827
580 882
+13,5
580 882
+13,5
580 882
+13,5
2.Переменные затраты
339 122
396 773
+17
384 903
+13,5
366 252
+8
3.Постоянные затраты
96 095
115 314
+20
105 705
+10
100 890
+5
4.Операционная
прибыль (с.1-стр.2-с.3)
76 610
68 795
-10
90 274
+17,8
113 740
+48,5
5.Проценты к уплате
10 022
11 116
+11
11 116
+11
11 116
+11
6.Налогооблагаемая прибыль (с.4-с.5)
66 588
57 679
-13
79 158
+18,9
102 624
+54
7.Валовая маржа
(с.1-с.2)
172 705
184 109
+6,6
195 979
+13,5
214 630
+24,3
8.Коэффициент маржи (с.5/с.1)
0,33
0,32
-3
0,33
0,37
+12,1
9.Порог рентаб-ти (с.3/с.6)
291 196
360 356
+23,8
320 318
+10
272 676
-6,4
10.Запас финансовой прочности (с.1-с.7)
220 631
220 526
-0,1
260 564
+18
308 206
+39,7
11.Уровень операц-го левериджа (с.7/с.6)
2,59
3,19
+23
2,48
-4
2,09
-19
Итак, мы видим, что наиболее эффективен третий вариант структуры затрат -прибыль увеличится почти на 50%, снизится порог рентабельности, возрастет запас финансовой прочности почти на 40%. В случае непропорционального роста переменных затрат и существенного увеличения постоянных, мы наблюдаем снижение прибыли на 10%, уменьшение ЗФП. Наиболее реальным для предприятия представляется второй вариант, при котором прибыль увеличится на 17,8%, эффект операционного рычага снизится на 4%. Теперь рассчитаем составляющие операционного анализа по видам продукции, беря за основу второй вариант структуры расходов (Таблица 3.3).
Таблица 3.3– Расчет ЭОР ОАО «Примкон» в 2010 г. (по видам продукции)
тыс. руб.
Показатель
Конфеты
Карамель, ирис, зефир
Драже, мармелад
Печенье
1.Выручка
414 720
47 328
54 264
64 570
2.Переменные затраты
239 155
42 350
42 350
61 048
3.Валовая маржа
(стр.1-стр.2)
175 565
4 978
11 914
3 522
4.Коэффициент валовой маржи (стр.3/стр.1)
0,42
0,11
0,3
0,05
5.Постоянные затраты
75 051
8 456
9 513
12 685
6.Точка безубыточности (стр.5/стр.4)
178 693
76 873
31 710
253 700
7. Операционная прибыль (стр.1-стр.2-стр.5)
100 514
-3 478
2 401
-9 163
8.ЗФП в стоимостном выражении (стр.1-стр.6)
236 027
-29 545
22 554
-189 130
Вследствие незначительного изменения структуры продаж по видам продукции, мы видим, что как и в 2009 г. две группы товаров принесут прибыль, которая покроет убытки от продажи товаров из двух других групп. Для того чтобы продажа печенья, карамели, ириса и зефира принесла прибыль, необходимо постепенное наращивание сбыта этой продукции.
Теперь рассчитаем эффект финансового рычага предприятия в 2010 г. при условии, что будет взят кредит на сумму 10 000 000 рублей, средняя расчетная ставка процента — 6%. Собственные средства увеличатся на сумму 10 млн. руб. (часть чистой прибыли, оставшейся нераспределенной) (Таблица 3.4).
Мы видим, что под влиянием увеличения дифференциала на 16,4%, плеча рычага на 1,5% уровень финансового левериджа возрастет на 18%, ROE-на 14%.
Таблица 3.4– Расчет ЭФР ОАО «Примкон» в 2010 г.
тыс. руб.
Показатели
2009 г.
2010 г.
Изм. к 2009г.,%
1.Собственные средства
266772
266 772+10 000=276 772
+3,7
2.Заемные средства
175 270
175 270+10 000=185 270
+5,7
3.ROA, в долях единицы
0,173
0,195
+12,7
4.СРСП, в долях еденицы
0,057
0,06
+5,2
5.Плечо (стр.2/стр.1)
0,66
0,67
+1,5
6.Дифференциал (стр.3-стр.4)
0,116
0,135
+16,4
7.ЭФР (стр.5хстр.6х0,8)
0,061
0,072
+18
8.ROE, в долях единицы
0,2
0,228
+14
Зная величину заемных средств и СРСП в 2010 году, сумму процентов к уплате, вычислим значение чистой прибыли в 2010 г. Проценты к уплате: 185 270х6%=11 116 (тыс. руб.). Налогооблагаемая прибыль равна разности прибыли от продаж и % к уплате: 90 274-11 116=79 158 (тыс. руб.). Чистая прибыль 2010 г.: 79 158-79 158х0,2=63 326 (тыс. руб.), ЧП увеличилась на 19% (в 2009 г. ЧП=53 270 тыс. руб.). В предложенном автором варианте основные финансовые показатели увеличиваются (прибыль от продаж на 17,8%; чистая прибыль на 19%; ROAна 12,7%; ROEна 14%; рентабельность продаж на 3%). продолжение
--PAGE_BREAK--