Содержание
Введение
1. Правовая основа налоговой системы
2. Сущность, виды и функции налогов
3. Налоговый контроль в РФ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению конкретных потребностей ему требуется определённая сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. В современном цивилизованном обществе налоги являются основной формой доходов любой страны. Налоги представляют собой обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Таким образом, построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, а также прогресса Российской Федерации. Именно этот аспект определил актуальность данной темы. Целью данной работы является рассмотрение налоговой системы РФ. Цель контрольной работы предполагает выполнение следующих задач: рассмотреть правовую основу и налоговый контроль в РФ; исследовать сущность, виды и функции налогов. Для раскрытия данной было изучено учебное пособие «Налоги и налогообложение» Г.Б. Поляка, где содержался подробный материал о правовой основе налоговой системы и налоговом контроле. В учебнике Гончаренко Л.И. «Налогообложение организаций финансового сектора экономики» и Н.В. Ушака «Теория и история налогообложения», была выделена глава, в которой подробно описывались виды и функции налогов. А также для написания работы мною были использованы книги У.Н.Евстегнеева «Основы налогообложения и налогового права» и «Налоги и налогообложение» И.Г. Русакова.
1. Правовая основа налоговой системы
Законодательство, регулирующее взаимоотношения по поводу исчисления и уплаты налогов в бюджет, в настоящее время включает три категории нормативных актов различного статуса.
Первая категория, это группа законов, регулирующих основные положения в процессе взаимодействия налогоплательщиков и государства (в лице налоговых органов) по поводу уплаты налогов. Центральным элементом в этой группе является «Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ, в котором определены основные принципы налогообложения, приведен перечень налогов, действующих на территории Российской Федерации, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства и ряд других положений.
В новом НК РФ, разграничились понятия: налог и сбор, что немаловажно. Сбор отличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определённых юридически значимых действий.
В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных услуг (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налогов [4, c.12].
По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:
понижение налоговых ставок;
изъятие из обложения определённых элементов объекта налога;
целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов) и т.д.
В эту же категорию нормативных актов включаются также указы президента, регулирующие отдельные элементы режима налогообложения, и законодательные акты, посвященные каждому из действующих на всей территории России налогов. В эту группу нормативных актов могут быть отнесены и ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете РФ, поскольку в них устанавливаются элементы распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.
Вторая категория, это группа законов субъектов Российской Федерации, которые регулируют режимы исчисления и уплаты налогов на территории каждого из субъектов, а также те нормативные акты, которые устанавливают специфические льготы и ставки по федеральным налогам в части, предусмотренной федеральным законодательством (например, ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в доход бюджета субъекта Федерации, и дополнительные льготы по данному налогу).
Третья категория, это группа подзаконных нормативных актов. В первую очередь эта группа включает инструкции налоговой службы и Министерства финансов, детально описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов. В эту же группу входят инструкции, издаваемые финансовыми органами субъектов Федерации, определяющие режимы исчисления и уплаты этих налогов.
В 1998 году правительством разработан проект Налогового кодекса, который направлен на упорядочение налоговой системы, унификацию отношений в рамках налогообложения, детальную регламентацию процедурных вопросов, связанных с налоговыми правонарушениями [2, с.93].
2. Виды и функции налогов
Налоги делятся на:
прямые и косвенные;
федеральные, региональные и местные;
налоги с физических и юридических лиц.
Прямые — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги бывают трех видов: акцизы, фискальные и монопольные налоги.
К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.
К региональным налогам относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.) [1, с.15].
Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально – экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили четыре основные его функции – фискальную, стимулирующую, регулирующую и распределительную.
Регулирующая
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
— регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
— регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Стимулирующая
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Распределительная
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – наyчно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.--PAGE_BREAK--
Фискальная — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. [5, с.129].
3. Налоговый контроль
Основной задачей налоговых органов является осуществление должностными лицами этих органов налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.
Вопросы налогового контроля регулируются главой 14 НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции в следующих формах:
налоговые проверки;
получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
проверки данных учета и отчетности;
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
другие формы.
Одним из основных условий осуществления налогового контроля является постановка на учёт налогоплательщиков в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Основанием для постановки на учет в налоговых органах является заявление налогоплательщика, форма которого утверждена Государственной налоговой службой РФ. Налоговый кодекс устанавливает сроки для подачи заявлений о постановке на учет. Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей — они подают заявление в налоговый орган о постановке на учет в течение 10 дней с момента их государственной регистрации. Если юридическое лицо осуществляет свою деятельность через филиал или представительство срок устанавливается 10 дней с момента их создания.
Физические лица, которым принадлежит недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения, заявление о постановке на учет не подают, регистрация таких налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно на основании информации, предоставленной органами осуществляющими учет и (или) регистрацию недвижимого имущества.
Физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, детективами или охранниками также не подают заявление в налоговый орган, их регистрация осуществляется на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию рождения и смерти физических лиц.
Срок постановки на учет налогоплательщика не изменился, он составляет 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов. В течение этого же срока налоговый орган выдает свидетельство о постановке на учет, форма которого Госналогслужбой РФ.
Постановка и снятие с учёта осуществляется бесплатно. Каждому налогоплательщику присваивается по всем видам налогов и сборов идентификационный номер, который и указывается налогоплательщиком во всех документах (декларации, отчётах, заявлении и т.п.), подаваемых в налоговый орган [3, с.59].
Налоговые органы проводят два вида проверок:
камеральные;
выездные.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Выездная налоговая проверка осуществляется на основании решения руководителя налогового органа. Такая проверка в отношении одного налогоплательщика проводится по одному или нескольким налогам.
Налоговый орган не вправе проводить в течении одного года две выездные проверки. Длительность проверки не должна превышать двух месяцев, лишь в исключительных случаях три месяца. Проверкой охватываются филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.
В процессе выездной проверки должностные лица могут проводить:
инвентаризацию имущества;
осмотр производственных складских, торговых или иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
экспертизу и др.
В зависимости от предусмотренных вопросов различают проверки:
комплексные – правильность исчисления и уплаты всех налогов данным предприятием;
тематические по трём направлениям:
проверка конкретного налога;
проверка одного показателя по расчёту какого – либо налога;
проверка отражения в учёте исчисления налогов с однотипных хозяйственных операций.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.
В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, и выводами налогоплательщик в двухнедельный срок после получения акта представляет в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражение акту.
Если руководителем (заместителем) налогового органа принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то налогоплательщику направляется требование по уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений. В том случае, если налогоплательщик отказывается добровольно уплатить соответствующую сумму налоговых санкций или пропустит срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган будет обращаться в суд с исковым заявлением о взыскании санкций [4, с.23].
Заключение
Налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Каждый гражданин РФ обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на экономическое и социальное развитие, а также развитие хозяйства.
Законодательство РФ о налогах и сборах в настоящее время состоит из Налогового Кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации — региональные налоги и сборы, и местные налоги и сборы.
Частью налоговой системы Российской Федерации являются ее налоговые органы.
Важной составляющей налоговой системы является проведение налогового контроля налогоплательщиков.
К формам налогового контроля относятся:
налоговые проверки — камеральные и выездные;
получение объяснений контролируемых;
проверка данных учета и отчетности;
осмотр помещений и территорий, используемых для получения дохода.
Как и для государства в целом, так и для юридических и физических лиц, большое значение имеет оптимальная система налоговых платежей и разумные формы и методы налогового контроля.
Список использованных источников
1. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: учеб. пособие/2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Омега – Л, 2006.
2. Евстегнеев У.Н., Викторова Н.Г., Ткачёва Е.Г. Основы налогообложения и налогового права: Учеб. пособие. Изд. 2-е перераб. И доп. – М.: ИНФРА – М, 2005.
3. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Русакова, В.А. Каши. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.
4. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка, проф. А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
5. Теория и история налогообложения: учебное пособие / Н.В. Ушак. – М.: КНОРУС, 2009.