Федеральное агентство по образованию
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М. Ф. Решетнева
Институт менеджмента и социальных технологий
Кафедра «Финансы и кредит»
Курсовая работа
Курс: Налоговый учет и отчетность.
Тема: Налоговый учет расходов на формирование резервов по сомнительным долгам.
Красноярск 2009
Оглавление
Введение
1.1 Налоговый учет: понятие, цели, задачи.
1.2 Определение понятия «сомнительный долг». Создание резерва по сомнительным долгам
1.3 Особенности налогового учета операций по созданию и учету резерва по сомнительным долгам
2. Анализ деятельности предприятия
2.1 Общая характеристика ООО «Апекс»
2.2 Анализ формирования налоговых обязательств предприятия
2.3 Анализ элементов учетной политики предприятия
3. Рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия
3.1 Обоснование создания резерва по сомнительным долгам
3.2 Разработка налоговых регистров
3.3 Оценка влияния выбранной учетной политики на результаты хозяйственной деятельности предприятия
Заключение
Список литературы
Введение
В соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Согласно п. 7 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, предусмотрено, что резервы по сомнительным долгам принимаются для целей налогообложения в качестве расходов.
При этом возможность создания резервов по сомнительным долгам должна быть отражена в учетной политике организации для целей налогообложения.
Актуальность данной темы заключается в минимизации возникающих налоговых обязательствах при ведении финансово-хозяйственной деятельности предприятием. Создание резерва по сомнительным долгам – один из законных способов такой минимизации.
Разделы курсовой рассмотрены на примере финансово-хозяйственной деятельности ООО «Апекс».
1.1 Налоговый учет: понятие, цели, задачи
В Налоговом кодексе сформулированы лишь общие принципы организации налогового учета. Как конкретно вести его на практике, каждый бухгалтер должен определить самостоятельно. Правила ведения такого учета закрепляют в налоговой учетной политике фирмы.
Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового кодекса:
«Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».
Как видно из определения, налоговый учет необходим, чтобы исчислить налог на прибыль. Но правила расчета налога, установленные главой 25 Налогового кодекса, таковы, что зачастую сделать это на основании лишь данных бухгалтерского учета невозможно.
Главная задача налогового учета — сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция. Требуется организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы с его помощью можно было определить налогооблагаемую прибыль. Однако это не освобождает фирму от ведения налогового учета.
Единицы налогового учета — объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода.
Показатели налогового учета — перечень характеристик, существенных для объекта налогового учета.
Данные налогового учета – информация о величине или иной характеристики показателей, определяющих объект учета, отражаемая в разработанных таблицах, регистрах.
Из данных налогового учета должно быть ясно:
— как определяют доходы и расходы фирмы;
— как определяют долю расходов, учитываемых при налогообложении в отчетном периоде;
— какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих включению в расходы в следующих отчетных периодах;
— как формируют сумму резервов;
— каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.
Данные налогового учета подтверждают первичные документы, расчеты налоговой базы и аналитические регистры налогового учета. Справка бухгалтера также является первичным документом. Содержание данных налогового учета является налоговой тайной.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.--PAGE_BREAK--
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методах учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методах учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для налогообложения этих видов деятельности.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
На практике можно использовать различные подходы к ведению налогового учета:
1. Налоговый учет ведется обособленно от бухгалтерского учета.
Данный подход используют в основном крупные организации. В таких организациях существуют специальные подразделения, которые ведут налоговый учет. При использовании этого способа на основе одних и тех же первичных документов отдельно друг от друга формируются абсолютно не связанных между собой регистры бухгалтерского учета и регистры налогового учета.
Налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета.
Данный вариант предполагает максимальное использование данных бухгалтерского учета. Бухгалтерский план счетов максимально адаптируется для налогового учета.
Прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируется в целях налогообложения.
В данном случае в бухгалтерские регистры могут быть добавлены строки, необходимые для расчета налоговых обязательств.
Налоговый учет ведется в обособленном налоговом плане счетов.
Этот подход является компромиссным между предыдущими подходами. Он заключается в том, что к бухгалтерскому плану счетов дополнительно вводятся налоговые счета, на которых доходы и расходы учитываются в соответствии с законодательством. Применяется в автоматизированной системе «1С-Предприятие»
Основными принципами налогового учета являются:
последовательность применения норм и правил налогового учета;
непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые влекут или могут повлечь изменение размера налоговой базы.
Налоговый учет в организации осуществляется в соответствии с нормативными актами:
1 Налоговый Кодекс Российской Федерации;
2 Федеральные законы Российской Федерации по налогам и сборам;
3 Приказы, инструкции Министерства по налогам и сборам.
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.
1.2 Определение понятия «сомнительный долг». Создание резерва по сомнительным долгам
В соответствии со ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с
реализацией товаров,
выполнением работ,
оказанием услуг
в случае, если эта задолженность
не погашена в сроки, установленные договором,
не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Для налогоплательщиков-банков не признается сомнительной задолженность, по которой согласно ст. 292 НК РФ предусмотрено создание резерва на возможные потери по ссудам.
Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, соцстрахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.
Надо отметить, для целей налогообложения, законодательство отграничивает понятие сомнительного долга от безнадежной задолженности. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ). При расчете размера резерва по сомнительным долгам в него не может быть включена безнадежная задолженность, поскольку она подлежит списанию в расходы того периода, когда стала таковой. Любая сомнительная задолженность может стать безнадежной. Для целей налогообложения моменты формирования резерва по сомнительным долгам и признание сомнительной задолженности безнадежной изменяют налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль и НДС. Поэтому при налоговом учете эти два вида долгов надо рассматривать совместно.
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Отчетными периодами по налогу на прибыль являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, а для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, — месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года
В соответствии со ст. 266 НК в резерв по сомнительным долгам не включаются долги, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Необходимо учитывать, что согласно ст. 266 НК РФ сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
В соответствии со ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 НК РФ в соответствии со ст. 271 или 273 НК РФ.
Начиная с 1 января 2005 г. в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.06.05 г. N 58-ФЗ в п. 1 ст. 266 НК РФ, организация при расчете суммы резерва может учитывать только суммы дебиторской задолженности, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Все другие виды задолженности, которые не связаны с реализацией товаров, работ и услуг, сомнительными долгами не признаются, поэтому и создание резерва по такой задолженности НК РФ не предусмотрено.
Для того чтобы приступить к созданию резерва по сомнительным долгам, во-первых, налогоплательщик должен провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Инвентаризация сомнительных долгов заключается в проверке и оценке сумм числящихся дебиторских задолженностей, которые соответствуют понятию сомнительного долга. Налогоплательщику необходимо выявить всех покупателей, которые не рассчитались за отгруженные им товары (выполненные работы, оказанные услуги), и всех поставщиков, которые не отгрузили продукцию (не выполнили работы, не оказали услуги) в счет полученных ими авансом денежных средств. На основе этих данных налогоплательщик определяет величину резерва по сомнительным долгам, учитывая при этом положения п. 4 ст. 266 НК РФ.
1.3 Особенности налогового учета операций по созданию и учету резерва по сомнительным долгам
В расчет суммы резерва включаются все суммы дебиторской задолженности, выявленные при проведении инвентаризации, независимо от того, подтверждены они дебиторами или нет.
Для налогового учета имеют значение операции, изменяющие налогооблагаемую базу. Глава 25 НК «Налог на прибыль организаций» позволяет организациям создавать резервы по сомнительным долгам, отчисления в которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Они включаются в состав внереализационных расходов на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса.
Статья 266 Налогового кодекса содержит четкий порядок формирования резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли. Правила таковы. Во-первых, в сумму резерва в налоговом учете включаются только долги со сроком возникновения от 45 дней. Причем задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней включительно вносится в сумму резерва в размере 50 процентов, а долги со сроком возникновения свыше 90 дней — в полном объеме. Во-вторых, определена максимальная величина резерва, которую можно признать в целях налогообложения, — 10 процентов величины выручки отчетного (налогового) периода (без учета НДС).
Налоговый учет операций по созданию и учету резерва по сомнительным долгам можно определить следующим алгоритмом:
1. По окончании отчетного (налогового) периода проводится инвентаризация дебиторской задолженности в целях выявления сумм сомнительной и безнадежной задолженности.
По результатам инвентаризации формируются данные о дебиторской задолженности по следующим группам: продолжение
--PAGE_BREAK--
сомнительная задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней;
сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно);
безнадежные долги (т. е. долги, подлежащие списанию).
Дебиторская задолженность при формировании резерва учитывается в полной сумме, включая НДС (письма Минфина России от 9 июля 2004 г. № 03-03-05/2/47, МНС России от 5 сентября 2003 г. № ВГ-6-02/945).
2. Рассчитывается сумма резерва, использованного в отчетном периоде на погашение убытков от списания безнадежной задолженности, и определяется неиспользованный остаток резерва.
3. Определяется сумма резерва, создаваемого в следующем отчетном (налоговом) периоде (с учетом ограничения в размере 10 процентов суммы выручки).
4. Полученная сумма резерва сравнивается с неиспользованным остатком резерва (смотреть пункт 2 алгоритма). Если сумма резерва превышает остаток, то организация доначисляет резерв, включая сумму доначисления в состав внереализационных расходов. Если сумма резерва меньше неиспользованного остатка, то организации необходимо уменьшить резерв с отнесением разницы в состав внереализационных доходов.
2. Анализ деятельности предприятия
2.1 Общая характеристика ООО «Апекс»
ООО «Апекс» было создано в 2006 году и является торговой организацией по продаже электроинструмента на рынке в РФ.
В ассортименте ООО «Апекс» можно выделить следующие группы реализуемых товаров:
Электроинструмент;
Станочное оборудование;
Садовая техника и аксессуары к ней;
Ручной инструмент;
Сварочное оборудование;
Компрессоры;
Генераторы бензиновые;
Автоинструмент и принадлежности.
Общество действует в порядке, предусмотренном Федеральными Законами РФ, а также Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Общество является коммерческой организацией и осуществляет свою хозяйственную деятельность на основе профессиональной самостоятельности, хозяйственного расчета и самоокупаемости, создано на неограниченный срок.
Целью создания Общества является оптовая торговля строительным инвентарем, приспособлениями и получение от этой деятельности прибыли.
Основным предназначением Общества является наиболее полное удовлетворение потребностей российских предприятий, организаций и граждан в товарах, распространяемых Обществом.
Основным видом деятельности ООО «Апекс», является сбытовая деятельность.
Основными поставщиками ООО «Апекс», являются следующие компании:
HANDER;
DeFort;
BORT.
Основной вид деятельности — оптовая торговля товарами производственного назначения. Данные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ и на основании действующей выданной лицензии.
Среднесписочная численность персонала по состоянию на 01 сентября 2009 года составляет 5 человек, из них:
руководители — 1 человек;
работники бухгалтерии — 1 человек;
менеджеры по работе с клиентами (они же экспежиторы) — 2 человека;
грузчики — 1 человек.
Во главе ООО «Апекс» стоит исполнительный директор, который принимает решения по заключению и цене договоров. Совмещает обязанности менеджера.
Рис. 1. Организационная структура ООО «Апекс»
В учетной политике организации отражено, что согласно п.2 ст.6 ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.
Главный бухгалтер ООО «Апекс» назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации и ему подчиняется. Главный бухгалтер с помощью автоматизированной программы 1С-Бухгалтерия» и «Банк-клиент» справляется со всеми вопросами, связанными с ведением бухгалтерского и налогового учета
Именно главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, соблюдение требований и правил ведения бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, а также обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
2.2 Анализ формирования налоговых обязательств предприятия
В процессе финансово-хозяйственной деятельности, проводимого организацией налогового учета, у ООО «Апекс» формируются следующие налоговые обязательства:
В результате торгово-розничной деятельности формируются обязательства по уплате налога на прибыль и НДС.
Следствием наличия на балансе основных средств и объектов недвижимости формируются обязательства по уплате налога на имущество юридических лиц.
Начисление и выплата зарплаты рабочим формирует налоговые обязательства по уплате НДФЛ и ЕСН налога.
Формирование налоговых обязательств происходит на основании следующих документов: ведомость отгрузки, отпуска и реализации продукции, карточка складского учета материалов, выписка из расчетной ведомости, авансовый отчет, инвентарная карточка учета основных средств, дополнительная информация.
Следствием сформированных налоговых обязательств является налоговая нагрузка, погашаемая либо за счет прибыли организации, либо покупателями продукции, товаров ООО «Апекс», либо работниками ООО «Апекс». Значение налоговой нагрузки рассмотрим на конец отчетного периода длиною в год, то есть сформированную по всем налогам с нарастающим значением в течении года по состоянию на 1 января. Хотя для выявления более точных значений факторов, меняющих нагрузку экономистами-практиками рекомендуется рассматривать месячный период
Как экономическая категория налоговая нагрузка в результате формирования налоговых обязательств отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием с показателями его деятельности. При этом используются как обобщающие, так и частные показатели налоговой нагрузки. Для их расчета необходимо правильно определить налоговые издержки, которые представляют собой общую сумму всех видов изъятия доходов предприятия в пользу государства.
При этом нужно четко представлять источник погашения налогового обязательства. В нашем случае для ООО «Апекс», это
Налоги, выплачиваемые не за счет нашего ООО
НДС (возмещаемый через цену продукции, выплачивается за счет покупателя при оплате или отгрузке в зависимости от учетной политики)
НДФЛ (выплачивается за счет работника из его зарплаты и в этом анализе не участвует)
Налоги, уплачиваемые за счет прибыли;
Налог на имущество
Налог на прибыль
Налоги, входящие в себестоимость и занижающие прибыль
ЕСН
Согласно представляемой в налоговый орган отчетности, в ней отражены следующие финансово-экономические показатели за 2007-2008 год:
Таблица 1
Показатели
2007г.
2008г.
Темп роста %
Выручка от продаж, млн. руб.
346
1044
301,73
Себестоимость, млн. руб.
314
1032
328,66
Прибыль до налогообложения, млн. руб.
31
8
25,81
Чистая прибыль, млн. руб.
24
6
25,00
Сумма валюты баланса, млн. руб.
96
83
86,46
Численность работников, чел.
8
5
62,50
Расходы на оплату труда, млн. руб
1,718
1,579
91,91
Исходя из анализа представленных данных можно сделать вывод, что показатели успешности финансово-хозяйственной деятельности пошли вниз. Объяснение этому одно – «кризис 2008-2009». Упала покупательская способность у населения. продолжение
--PAGE_BREAK--
Так упала сумма валюты баланса на 14% — уменьшилось количество активов организации, уменьшились вложения в активы, в основные средства и оборудование. Была продана одна «Газель» по доставке товара
Уменьшилась чистая прибыль на 25%, хотя выручка выросла на 301%. Причины? Их три:
повышение себестоимости продукции, вследствие увеличения стоимости закупок,
уменьшение торговой наценки
увеличение цены реализации импортной продукции, хотя тоговая наценка уменьшилась
Для сокращения издержек, в течении года было уволено 3 человека (водитель, помощник бухгалтера, менеджер), но финансовые показатели не улучшились.
За этот же период согласно представленным отчетам уплачивались в бюджет следующие суммы налогов:
Таблица 2
Показатели
2007г.
2008г.
Откл. удельного веса
Темп роста, %
Сумма, млн.руб.
Удельный вес,%
Сумма, млн.руб.
Удельный вес,%
Налоги возмещаемые через цену продукции, всего, в том числе:
69,2
89,52
187,92
98,65
9,1243
271,56
НДС
69,2
89,52
187,92
98,65
9,1243
271,56
Налоги, возмещаемые через себестоимость, всего, в том числе:
0,45
0,58
0,41
0,22
-0,36
91,11
ЕСН
0,45
0,58
0,41
0,22
-0,36
Налоги, относимые на финансовые результаты, всего, в том числе:
0,79
1,02
0,55
0,29
-0,733
69,62
Налог на имущество организации
0,79
1,02
0,55
0,29
-0,733
69,62
Налоги, возмещаемые за счет чистой прибыли, всего, в том числе:
7,33
9,48
2,03
1,07
-8,417
27,69
Налог на прибыль организаций
7,33
9,48
2,03
1,07
-8,417
27,69
Налоговые обязательства, всего
77,77
100
190,91
100
Анализ налоговых обязательств хозяйствующего субъекта включает оценку налоговых обязательств хозяйствующего субъекта. Такая оценка осуществляется с помощью системы соответствующих показателей, основными из которых являются:
коэффициент эффективности налогообложения. Он позволяет получить наиболее обобщенную характеристику избранной политики налогообложения, показывая, как соотносятся между собой показатели чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей. Расчет этого показателя осуществляется по формуле
/>
где Эн – коэффициент эффективности налогообложения; ЧП – сумма чистой прибыли; Но – общая сумма налоговых платежей;
Расчетные показатели
2007
2008
Темп роста %
Налоговые обязательства, млн. руб
77,77
190,91
245,48
Чистая прибыль, млн, руб
24
6
25
Коэффициент эффективности налогообложения
0,31
0,03
9,68
Значение коэффициента эффективности налогообложения в 2008 году показывает, что на 1 рубль налоговых платежей приходится 3 копейки чистой прибыли. Это на 90,32 % меньше чем в 2007 году. Основная причина в снижении покупательской способности продукции, товаров ООО «Апекс».
Отсюда вывод, что надо снижать либо платежи в бюджет рядом законных способов, либо увеличивать прибыль. Для ООО «Апекс» это значит увеличивать ассортимент продукции, захватывать больший сегмент рынка.
коэффициент налогоемкости реализации товаров, работ, услуг. Этот показатель позволяет определить общую сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализации товаров, работ, услуг. Расчет этого показателя осуществляется по формуле
/>
где НЕт – налогоемкость реализации товаров, работ, услуг; Но – общая сумма налоговых платежей; Рп – объем реализации товаров, работ, услуг;
В число налоговых обязательств для расчета этого коэффициента относятся следующие:
Налог на имущество
ЕСН
Налог на прибыль
Показатели
2007г.
2008г.
Темп роста, %
Сумма, млн.руб.
Сумма, млн.руб.
ЕСН
0,45
0,41
91,11
Налог на имущество организаций
0,79
0,55
69,62
Налог на прибыль организаций
7,33
2,03
27,69
Выручка от продаж, млн. руб.
346
1044
301,73
Коэффициент налогоемкости реализации товаров, работ, услуг
0,025
0,003
12 продолжение
--PAGE_BREAK--
Коэффициент налогоемкости реализации товаров, работ, услуг уменьшился на 88%. Расчет этого показателя означает, что на 1 единицу реализованной продукции приходится 0,003 р. налоговых платежей в 2008г. После принятых мер с минимизацией затрат и уменьшением торговой наценки неплохое снижение налоговых обязательств перед бюджетом.
В данном случае затратная часть почти постоянна: не менялась зарплата – источник ЕСН, стоимость основных средств осталась почти прежней за минусом амортизации — источник налога на имущество осталась прежней. Значит согласно этой формуле понизить налогоемкость реализации товаров можно только за счет увеличения выручки
коэффициент налогоемкости доходов. Этот показатель позволяет судить об уровне налогообложения доходов предприятия соответствующими видами налогов и сборов, входящими в цену продукции. Расчет этого показателя осуществляется последующей формуле
/>
где НЕвд – коэффициент налогообложения доходов; Но – общая сумма налоговых платежей; ВПп – сумма валовой прибыли;
Формируемая цена учитывает практически все уплачиваемые налоги.
Показатели
2007г.
2008г.
Темп роста, %
Сумма, млн.руб.
Сумма, млн.руб.
НДС
69,2
187,92
271,56
ЕСН
0,45
0,41
91,11
Налог на имущество организации
0,79
0,55
69,62
Налог на прибыль организаций
7,33
2,03
27,69
Прибыль до налогообложения (валовая), млн. руб.
31
8
25,81
Коэффицент налогоемкости доходов
2,51
23,86
950,60
Резкое возрастание коэффициента налогоемкости доходов объясняется тем, что для сохранения объема прибыли был увеличен товарооборот, хотя добавленная стоимость к закупочной цене была сильно уменьшена.
коэффициент налогообложения затрат. Этот показатель характеризует уровень налогов, относимых на себестоимость (издержек обращения). Расчет этого показателя осуществляется по формуле
/>
где КНз – коэффициент налогообложения затрат; Нс –сумма налогов, относимых на издержки обращения; З – сумма затрат;
Расчетные показатели
2007
2008
Темп роста %
ЕСН, млн. руб
0,45
0,41
91,11
Зарплата, млн, руб
1,718
1,579
91,91
Коэффициент налогообложения затрат
0,26
0,26
Значение коэффициента осталось прежним так как с оплатой труда и ее размером ничего не менялось.
Сформированные в процессе деятельности налоговые обязательства создают на организацию налоговую нагрузку. Рассмотрим ее приемлемость для ООО «Апекс» в 2008 году.
Существуют различные методики определения уровня налоговой нагрузки предприятия. Различие методик определения налогового бремени проявляется в основном в использовании того или иного количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также в способе определения интегрального показателя, с которым сравнивается общая сумма налогов за расчетный период. Основная идея каждой методики проявляется в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства. Для наибольшей точности расчетов при проведении мероприятий по оптимизации налогообложения на конкретном предприятии специалистам целесообразнее использовать, по крайней мере, две методики, чтобы полученные с их помощью результаты наиболее полно описывали текущую или ретроспективную налоговую ситуацию на предприятии.
Расчеты по методике Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с методикой, разработанной специалистами Департамента налоговой политики Министерства Финансов РФ, предлагается оценивать тяжесть налогового бремени отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг) включая выручку от прочей реализации.
НБ = (Нобщ/Вобщ)·100 %,
где НБ — налоговое бремя;
Нобщ — общая сумма налогов;
Вобщ — общая сумма выручки (брутто) от реализации.
Показатели
2007 год
2008 год
Выручка, млн.
346
1044
Общая сумма налогов, млн.
77,77
190,91
Налоговое бремя %
22,5%
18,3%
Уменьшение доли налогов в выручке – благополучное применение методов минимизации налогооблагаемой базы.
Методика М.И.Литвина:
/>
Где Н-сумма налогов, включая НДФЛ;
ДС- добавленная стоимость
ДС= Заработанная плата+Амортизация+ЧП+Налоги
Показатели
2007 год
2008 год
Прибыль чистая, млн.
24
6
НДФЛ, млн
0,22
0,21
Общая сумма налогов, млн.
с учетом НДФЛ и без НДС
8,79
3,2
Заработная плата, млн
1,718
1,579
Амортизация, млн
0,001
0,001
Налоговое бремя, рассчитанное по формуле, %
34%
42%
Налоговая нагрузка в 2008 году увеличилась на 8% и составила 42%. Это из-за существенного снижения прибыли при сохранении размеров прежних остальных объектов налогообложения на том же уровне.
Данная методика позволяет учесть особенности деятельности конкретного экономического субъекта, то есть долю амортизационных отчислений, трудозатрат и материальных затрат в добавленной стоимости.
Для того чтобы решать проблемы налогового планирования путем оптимизации налоговой нагрузки, необходимо воздействовать на различные элементы, включенные в ее расчет, т. е. грамотно оперировать налоговым законодательством.
Анализ налоговой нагрузки позволяет более точно определить тяжесть налогового бремени предприятия, определить налогоемкость тех или иных источников уплаты налогов.
Существует такой тезис, сформированный Департаментом налоговой политики, что оптимальное налоговое бремя составляет 30-40%. продолжение
--PAGE_BREAK--
Исходя из наших расчетов по методике Департамента и методики Литвина, налоговое бремя на ООО «Апекс» в 2008 году в среднем составило 30 %. Данный коэффициент считается оптимальным. Но это не следствие налоговой учетной политики. Это следствие финансово-экономических решений, следствие более быстрого оборачиваемости активов организации из-за снижения добавочной стоимости к реализуемой продукции.
2.3 Анализ элементов учетной политики предприятия
Согласно п. 2 ст. 11 Налогового Кодекса РФ учетной политикой для целей налогообложения является выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Это означает следующее:
1) предприятие осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательными актами, регулирующими порядок определения налоговой базы и исчисления тех или иных налогов и сборов в Российской Федерации (например, выбор одного из методов начисления амортизации основных средств);
2) выбранные способы устанавливаются на предприятии, т.е. во всех структурных подразделениях (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их месторасположения;
3) данные способы устанавливаются на длительный срок (как минимум на отчетный год);
Как правило, налоговым периодом при исчислении налогов и сборов (отчетным годом) считается период с 1 января по 31 декабря включительно. В пределах налогового периода учетная политика организации не может изменяться, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах (например, при внесении в законодательство изменений, затрагивающих принятую учетную политику предприятия).
В случае если при исчислении некоторых налогов налоговым периодом считается месяц или квартал (НДС, акцизы, налог на игорный бизнес, др.), учетную политику для целей налогообложения также рекомендуется сохранять в течение как минимум года.
4) данные способы должны быть закреплены соответствующим документом.
Законодательство о налогах не содержит прямого указания на необходимость фиксирования учетной политики организации для целей налогообложения в отдельном распорядительном документе. Однако не вызывает сомнения тот факт, что учетная политика для целей налогообложения должна быть согласована с главным бухгалтером и руководителем организации, так как именно они несут ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты в бюджет налоговых платежей. Для этого учетная политика должна быть, как минимум, отражена на бумажном носителе. То есть на предприятии должен быть принят специальный организационно-распорядительный документ (приказ об учетной политике).
При формировании учетной политики организации для целей налогообложения выбирается один способ из нескольких, допускаемых законодательством о налогах.
Кроме того, фиксируются особенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые осуществляются конкретной организацией.
В случае, когда по определенным вопросам нормативно не установлены способы ведения налогового учета, при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа или формы (регистра) налогового учета в отношении исчисления конкретного налога (элемента налоговой базы), исходя из действующих положений налогового законодательства, методических рекомендаций и консультаций Минфина РФ и налоговых органов РФ по его применению в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.
По аналогии с бухгалтерским учетом согласно положениям Налогового кодекса РФ и иных нормативных актов по налогам изменения в учетной политике организации могут производиться в случаях:
— изменения законодательства РФ по налогам (обязательное изменение учетной политики);
— принятия организацией новых или иных способов ведения налогового учета (добровольное изменение учетной политики);
— существенного изменения условий деятельности организации (добровольное изменение учетной политики).
Изменения учетной политики, связанные с добровольным принятием организацией новых способов ведения налогового учета, должны вводиться с начала нового налогового периода (как правило, с 1 января).
Должностным лица ООО «Апекс» нужно учесть, что формирование учетной политики следует рассматривать как один из элементов текущего налогового планирования.
Существенную роль среди внутренних факторов, определяющих учетную политику, играет стратегия предпринимательской деятельности, обозначенная собственником и обусловливающая выбор одного из двух направлений финансовой политики:
удовлетворение сиюминутных материальных потребностей собственника, т.е. увеличение чистой прибыли для выплаты максимума дивидендов (процентов) в каждом отчетном периоде;
стабилизация функционирования, привлечение дополнительных финансовых ресурсов в целях развития компании, укрепления ее конкурентоспособности и т.п.
Содержание и альтернативные варианты бухгалтерского и налогового учета организации раскрываются в соответствующем приказе об учетной политике. Он позволяет организовать ведение бухгалтерского учета таким образом, чтобы максимально воздействовать на финансовые результаты деятельности организации, повышать ее платежеспособность, избегать разногласий с налоговыми органами при документальных проверках и финансовых санкций за нарушение налогового и бухгалтерского законодательства.
Согласно приказа об учетной политике ООО «Апекс», данная организация уплачивает в бюджет следующие виды налогов: налог на имущество предприятия, НДС, налог на прибыль организации и ЕСН.
Исчисление налога на имущество осуществляется бухгалтерской службой, налоговая база определяется исходя из стоимости основных средств.
Исчисление НДС также осуществляется бухгалтерской службой. Возникновение обязанности по уплате налога определяется на день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу или иной момент прекращения дебиторской задолженности. По операциям, подлежащих налогообложению по разным ставкам учет ведется раздельно. Уплата НДС и предоставление налоговой декларации происходит ежемесячно.
Исчисление налога на прибыль ведется бухгалтерской службой. Организация использует метод начислений при определении доходов и расходов. Одновременно ведется как бухгалтерский, так и налоговый учет. Для целей налогообложения прибыли установлено, что расходы, которые не могут быть непосредственно списаны на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются по подразделениям пропорционально заработной плате основного производственного персонала.
Установлен линейный метод амортизации по всем видам амортизируемого имущества, начисляется отдельно по каждому объекту. Объекты группируются, исходя из срока полезного использования.
Прямые расходы по определенным видам деятельности формируются в следующем составе:
— по работам, услугам собственного производства;
— основных материалов;
— расходов на оплату труда персонала;
— по торговле в составе транспортных расходов по приобретению товаров.
Расходы на ремонт основных средств учитываются в размере фактических затрат.
Ежемесячные авансовые платежи налога на прибыль осуществляются по итогам каждого отчетного/налогового периода, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до его окончания. И производятся по месту нахождения организации с распределением указанных сумм по обособленным подразделениям.
Исчисление и уплата ЕСН производится централизованно в целом по организации, включая обособленные подразделения.
3. Рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия
3.1 Обоснование создания резерва по сомнительным долгам
Иногда, должностным лицам организации, необходимо выяснить о выгоде создания резерва по сомнительным долгам, так как в некоторых случаях правомерно списать сомнительные долги на затраты и уменьшить налогооблагаемую базу получиться быстрее.
Учетной политикой ООО «Апекс» создание резерва по сомнительным долгам не предусмотрено. При этом в 2008 г. дебиторская задолженность составила 102,6 млн. руб. По результатам инвентаризации дебиторской задолженности на 31.12.2008 года в учете числилась дебиторская задолженность следующих фирм:
Дебитор
Срок оплаты предоставленных услуг
Сумма задолженности, мил. руб.
Срок задолженности
Сумма списываемая в резерв
Выручка за год, мил. руб.
Лимит резерва, мил. руб.
менее 45
от45до90
более90
ИП Котов Г.А
01.05.08
3,0
*
3,0
ООО «ТяжПром»
02.02.08
12,0
*
12,0
1044
104
ООО «ТехМаш»
12.03.08
24,0 продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
п/п № 30 от 28.02.08
1,1
28.02.08
Расчетно-платежная ведомость№4
п/п № №31-39 от 28.02.08
0,067
Итого февраль
70,141
02.03.08
Договор от 05.02.08 №32
п/п № 40 от 02.03.08
33,2
03.03.08
Договор от 05.02.08 №33
п/п № 41 от 03.03.08
21,1
03.03.08
Договор от 02.02.08 №29
п/п № 42 от 03.03.08
27,0
03.03.08
Договор от 01.01.08 №4
п/п № 43 от 03.03.08
10,0
11.03.08
Договор от 01.01.08 №7
п/п № 44 от 11.03.08
1,2
11.03.08
Договор от 01.01.08 №8
п/п № 45 от 11.03.08
2,3
12.03.08
Договор от 02.02.08 №29
п/п № 46 от 12.03.08
4,5
14.03.08
Договор от 20.02.08 №42
п/п № 47 от 14.03.08
1,3
15.03.08
Расчетно-платежная ведомость№5
п/п № №48;49 от 15.03.08
0,064
15.03.08
Договор от 05.01.08 №26
п/п № 50 от 15.03.08
11,1
17.03.08
Договор от 01.01.08 №4
п/п № 51 от 17.03.08
12,7
17.03.08
Договор от 02.01.08 №11
п/п № 52 от 17.03.08
18,5
22.03.08
Договор от 20.02.08 №42
п/п № 53 от 22.03.08
1,2
27.03.08
Договор от 22.02.08 №43
п/п № 54 от 27.03.08
14,9
30.03.08
Расчетно-платежная ведомость№5
п/п № №55;56 от 30.03.08
0,069
Итого март
159,133
Всего за 1 квартал
254,485
3.3 Оценка влияния выбранной учетной политики на результаты хозяйственной деятельности предприятия
Действующее законодательство предоставляет различные возможности для оптимизации налоговых платежей и улучшение финансово-хозяйственной деятельности. Некоторые положения учетной политики могут быть использованы налогоплательщиком при разработке налоговых схем.
В процессе формирования налоговой учетной политики ООО «Апекс» необходимо оценивать все возможные варианты, поскольку выбранный способ учета будет определять размер налоговых платежей в течение всего налогового периода.
Приведем некоторые советы для формируемой налоговой учетной политики ООО «Апекс», которые могут помочь организации добиться необходимого результата — оптимизации налогообложения и улучшения финансово-хозяйственной деятельности.
1) Амортизация. Цель — уменьшение налоговых обязательств
К сожалению, этот совет для будущего. В рамках текущей деятельности серьезных основных фондов у ООО «Апекс» нет
В налоговом учете организация может выбрать один из двух методов начисления амортизации: линейный или нелинейный (ст. 259 НК РФ). На первый взгляд может показаться, что с точки зрения налогообложения неоспоримыми преимуществами обладает нелинейный метод. Действительно, увеличивая амортизационные суммы, учитываемые в качестве расходов, он позволяет уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Однако осуществляя выбор в пользу этого метода, необходимо учитывать, что ведение параллельного учета по налоговой и бухгалтерской амортизации основных средств сопряжено с дополнительными затратами труда.
Одновременно с этим следует отметить, что бывают ситуации, когда необходимость использования нелинейного метода начисления амортизации может быть продиктована не только, и даже не столько соображениями снижения налоговой нагрузки. Например, если перед организацией стоит задача накопления источников финансирования капитальных вложений. Применение ускоренной амортизации по объектам основных средств позволит ей при снижении налоговой нагрузки сформировать источники для приобретения или строительства новых основных средств. Кроме того, необходимость применения нелинейного метода учета амортизации может быть вызвана требованием акционеров (инвесторов) повысить достоверность учета и отчетности (например, с целью приведения учета в соответствие с международными стандартами). Заметим, что по отдельным группам основных средств, например подверженных быстрому моральному износу (вычислительная техника и т.п.), начисление амортизации линейным методом не позволяет достоверно судить об имущественном и финансовом состоянии организации.
Если организация имеет на своем балансе основные средства, которые используются в условиях агрессивной среды и (или) в условиях повышенной сменности, в этом случае она может применить специальные коэффициенты (п. 7 ст. 259 НК РФ), позволяющие увеличить сумму амортизации.
Ускоренная амортизация может быть применена и в случае, когда организация использует в своей деятельности лизинговое оборудование. Если такое оборудование находится на балансе организации, то для амортизационных отчислений может быть использован специальный коэффициент 3, причем для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Заключив договор лизинга на три года, организация, применяя в налоговом учете специальный коэффициент, сможет уменьшить свою прибыль. А с помощью договора, предусматривающего возвратный лизинг, организация может свое же оборудование получить в лизинг и к тому же использовать в своей работе все указанные выше преимущества лизинга.
ООО «Апекс» можно порекомендовать закрепление в учетной политике положения о том, что налогоплательщик включает в состав расходов отчетного (налогового) периода так называемую амортизационную премию в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств. Это также позволит увеличить состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
2) Прямые и косвенные расходы
Отдельного внимания заслуживают положения налоговой учетной политики, закрепляющие порядок признания расходов организации в целях налогообложения прибыли. Лучше установить минимально возможный перечень прямых затрат, определив критерии отнесения расходов к косвенным.
Такой вариант является оптимальным для торговых организаций. Напомним, что Федеральный закон от 06.06.05 N 58-ФЗ внес изменения в гл. 25 НК РФ, и теперь торговые организации могут в налоговом учете формировать покупную стоимость товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением. А поскольку покупная стоимость товаров у организаций торговли относится к прямым расходам, которые принимаются в уменьшение налоговой базы в особом порядке, то это означает, что расходы, связанные с приобретением товаров, учтенные в их стоимости, будут списываться в расходы только по мере реализации товаров. Косвенные же расходы организации относятся на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в момент их возникновения.
Рассчитаем выгоду от применения данного элемента в учетной политике
ООО «Апекс» 22.08.2008 года приобрел партию товара, предназначенного для перепродажи, на сумму 118 000 руб., в т.ч. НДС – 18 000 руб. При приобретении товара организация воспользовалась услугами посредника, вознаграждение которого составило 11 800 руб. (НДС — 1800 руб.).
Рассмотрим случай, если учетной политикой для целей налогообложения закреплено, что в качестве прямых расходов учитывается договорная стоимость товара. При расчете налоговой базы ООО «Апекс» сможет в качестве косвенных расходов учесть 10 000 руб. посредника, а значит уменьшит сумму налогооблагаемой прибыли, причем в данном случае не будет иметь значения, продан или нет приобретенный товар.
Утвердив учетной политикой критерии отнесения расходов именно к текущим, а не к расходам, подлежащим учету в будущих периодах, организация сможет существенно уменьшать текущую прибыль.
Рассмотрим другой пример обоснования закрепления учетной политикой отнесения косвенных расходов к текущим, например, при уплате государственной пошлины при процедуре лицензирования. продолжение
--PAGE_BREAK--
ООО «Апекс» я получила лицензию на продажу медицинской техники в октябре 2006 г. За рассмотрение заявления соискателем лицензии было уплачено 3000 руб. (НДС не облагается), за получение лицензии — 10000 руб. (НДС не облагается).
Рассмотрим ситуацию, когда учетной политикой предусмотрено, что расходы на лицензирование списываются единовременно.
Государственная пошлина представляет собой сбор, уплата которого регулируется гл. 25.3 НК РФ. А раз так, то на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ она относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Для налогоплательщиков, использующих метод начисления, такие расходы в налоговом учете признаются на день их начисления.
То, что данный вид затрат отвечает требованиям, установленным в ст. 252 НК РФ, т.е. является обоснованным, документально подтвержденным и направленным на получение дохода, бесспорно. ООО «Апекс» не может осуществлять деятельность, связанную с получением дохода, без наличия лицензии. Хотя в данном случае и на это стоит обратить внимание, к расходам на лицензирование относятся исключительно расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3000 руб.
3) Создание резервов
Любая коммерческая организация при осуществлении хозяйственной деятельности несет затраты, и некоторые из них в определенные периоды времени могут быть достаточно значительными. Если нашей организации предстоит ремонт основных средств, то для его осуществления должно быть выделено большое количество денежных, материальных и трудовых ресурсов, что в конечном итоге приведет к значительному росту себестоимости продукции, и может быть даже к отрицательному финансовому результату. Чтобы подобных проблем не возникало, и в бухгалтерском, и в налоговом законодательстве предусмотрена возможность образования различных резервов. Поскольку нас интересует оптимизация налоговых платежей, рассмотрим создание резервов именно с этой точки зрения.
В налоговом учете налогоплательщик вправе создавать только перечисленные в гл. 25 НК РФ резервы:
— резерв на ремонт основных средств (ст. 260, 324 НК РФ);
— резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
— резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ);
— резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (ст. 267.1 НК РФ);
— резерв предстоящих расходов на оплату отпусков и на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ).
Создавать резервы в налоговом учете имеют право не все организации, а только те, которые используют при определении налогооблагаемой прибыли метод начисления. Как раз для ООО «Апекс».
Свое решение о создании резервов ООО «Апекс» должна закрепить в учетной политике, так же, как и порядок, в соответствии с которым она будет формировать тот или иной резерв. Резервы выгодно формировать в том случае, когда расходы планируются на конец года — тогда ежемесячно можно уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений в резерв. По расходам же, намеченным на начало года, резервы создавать не целесообразно, поскольку это отодвинет момент признания уже появившихся расходов на конец года.
Благодаря созданию резервов ООО «Апекс» сможет временно сберечь свои оборотные средства, поскольку уплата части налоговых платежей переносится на более поздние сроки.
Так, с помощью резерва на оплату отпусков можно уменьшить налог на прибыль даже в те месяцы, в которые выдача отпускных работникам не происходила.
4) Уплата авансовых платежей по налогу
Для того чтобы выбрать наиболее выгодный способ уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, следует выявить закономерность уплаты авансовых платежей в течение предыдущего года и проанализировать результаты.
Порядок уплаты авансовых платежей регулируется ст. 286 НК РФ, согласно которой определены три способа уплаты налога на прибыль:
— ежемесячными авансовыми платежами, исчисленными исходя из фактически полученной прибыли;
— ежемесячными авансовыми платежами, исчисленными исходя из прибыли, полученной за прошлый квартал;
— ежеквартальными авансовыми платежами по итогам отчетного периода (данный вариант предусмотрен п. 3 ст. 286 НК РФ для определенной категории плательщиков налога на прибыль).
При выборе способа уплаты налога прежде всего необходимо учесть положения п. 2 ст. 286 НК РФ. Согласно этой норме в первом квартале текущего года ежемесячно должен уплачиваться аванс по налогу на прибыль в том размере, в котором он был рассчитан в прошлом году для четвертого квартала (исходя из прибыли, полученной за третий квартал). Это также способствует отложенному на некоторое время налоговому обязательству
Заключение
Формирование резерва по сомнительным долгам требует обеспечения аналитического учета задолженностей в рамках каждого договора. Это потребует координации действий бухгалтерской и юридической службы предприятия. Но с точки зрения оптимизации налогообложения в условиях применения метода начисления экономическая выгода от создания данного вида резервов очевидна, поскольку позволяет:
— списывать суммы безнадежного долга в уменьшение налогооблагаемой прибыли ранее, чем это предусмотрено ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общий срок исковой давности три года;
— уменьшать налоговую базу с начала налогового периода, не допуская тем самым излишней переплаты в бюджет сумм налога на прибыль;
— снижать налоговую нагрузку в части налога на прибыль в течение всего налогового периода.
Формируя резерв по сомнительным долгам, организация уменьшает текущие платежи по налогу на прибыль, перенося их на более поздние сроки, и в результате сберегает оборотные активы.
Список литературы
«Налоговое право и налоговая реформа в России» Ивлиева М.Ф. //«Вестник Московского университета. — N 3. – 2007. С. 20
»Последний аккорд налоговой реформы" интервью с Ю.В. Васильевым, председателем комитета по бюджету и налогам Госдумы России// Главбух. — N 6. – 2008. – С.7
«Правительство обещает снизить налоги» интервью с С.Д. Шаталовым, первым заместителем министра финансов РФ// Главбух. — N 16. -2009. С. 9
Актуальные вопросы государственно-правового регулирования налоговой сферы Н.В. Герасименко, — Законодательство и экономика. — N 8. — 2005. – С. 21
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Единый социальный налог. Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий к Налоговому кодексу РФ. Изд. 2-е. Екб.: Налоги и финансовое право, 2007 г.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Единый социальный налог. Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий к Налоговому кодексу РФ. Изд. 2-е. Екб.: Налоги и финансовое право, 2006 г.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Единый социальный налог. Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий к Налоговому кодексу РФ. Изд. 2-е. Екб.: Налоги и финансовое право, 2007 г.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налог на доходы физических лиц. Профессиональный комментарий к Налоговому кодексу РФ. Екатеринбург.: Налоги и финансовое право, 2007 г.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налог на прибыль организаций. Профессиональный комментарий к Налоговому кодексу РФ. Изд. 2-е. Екб.: Налоги и финансовое право, 2007 г.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налог на прибыль организаций. Профессиональный комментарий к Налоговому кодексу РФ. Изд. 2-е. Екб.: Налоги и финансовое право, 2007 г.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налог на прибыль организаций. Профессиональный комментарий к Налоговому кодексу РФ. Изд. 2-е. Екб.: Налоги и финансовое право, 2007 г.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налог на прибыль организаций. Профессиональный комментарий к Налоговому кодексу РФ. Изд. 2-е. Екб.: Налоги и финансовое право, 2007 г.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налог с продаж. Профессиональный комментарий к Налоговому кодексу РФ. Екб.: Налоги и финансовое право, 2007 г.
Влияние конституционных принципов налогового права на развитие законодательства о налогах и сборах Ф.К. Франк //Законодательство и экономика. — N 7. — 2004. – С. 49
Изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2007 года // Главбух. — N 2. – 2007. – С.8
Интервью «ЭиЖ-юрист» с А.В. Брызгалиным, кандидатом юридических наук, Директором Центра «Налоги и финансовое право», г.Екатеринбург.// Налоги и финансовое право — №12. — 2004 – С. 26
Интервью с Штогриным С. И., заместителем председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ//Главбух. -N 4. — 2004. – С. 5-6