6. Функции нал в эк сист. Ф-ии: 1. Фискальная – реализ осн общ предназнач нал (формир фин рес-в необх для вполнен собств ф-й гос-ва). 2. Контр-я – позвол оц эф-ть того или иного нал канала и внести соотв изм-я в нал зак-во. 3. Регулир-я – содерж в себе подф-ии: содежив-я; стимулир-я — проявл через сист льгот; воспр-го назначения. 4. Социальная – призв реш пробл справедливого перераспред нац дох.
7. Принц налогообл и их реализац в нал сист. Принц-ы: справедливости; определенности; удобства; экономии. В ст 3 НК принц налогообл: 1. Обязательность, 1.1 Гос принуждение; 2. Всеобщность – кажд эк суб обязан уплачив нал; 3. Равнонапряж-ть – нал взимается по идентичн для всех налогопл ставкам; 4. Однократность – один и тот же объект налогообл может обл нал одного и того же вида только 1 раз в нал пер-д; 5. Приоритет норм нал зак-ва над полож-ми затрачив налогов вопр в др актах не относящ к сф налогообл.
9. Нал политика: сущн и инстр ее реализац. Нал полит – это совок эк, фин и правов мергос по формир нал сист стр в целях обесп фин потребн гос-ва отдельн соц гр общ, а так же развит эк стр за сч перераспред фин рес-в. Нал полит реализ через нал мех-м котор вкл в себя след инструм: Планир; Регулир; Контр. Зад нал полит: Обеспеч гос фин рес-ми; Участ гос в регулир эк-ки напр на стимулир или ограничен хоз деят-ти; Обеспечен гос полит регулир-я дох.
10. Нал сист и этапы ее становлен в РФ. 1 эт Начальный (подготовит-й) (1990-91 гг.) Разраб и принят пакета зак об отдельн нал. 2 эт Становлен Рос нал сист (1992-98 гг). 3 эт. Кадификац нал зак-ва (1998-00 гг). 4 эт. Вступлен части 2-й НК в действие. Отраб отдельн нал (2001-наст вр).
12. Сист нал и сборов в РФ и их классиф. Нал сист – это совок нал, сборов, пошлин, взимаем на территор гос-ва, а так же совок норм и правил опред правомоч и сист отв-ти сторон участв-х в налоговых правоотнош. Нал сист любого гос чар-ся сущ услов налогообл: 1. Принц нал полит; 2. Порядок установлен и ввода в действ нал; 3. Порядок распред нал по бюджетам.; 4 сист нал органов; 5. Формы и методы нал контр; 6. Права и отв-ть уч-ков нал отнош; 7. Порядок и услов нал права. Классиф: 1. По спос изъятия: прям – уплачив влад имущ или получ-м дох (=2/3); косв – уплачив конечн потребит в % расходования мат благ (НДС и акцизы) (=1/3); 2. По орг распор взиман-м нал: Федеральн; Региональн; Местные. 3. По порядку использ: общие и специальн.
27. Регистрация лиц (юридических, физических), их постановка на учет налоговых органов и присвоение ИНН. Заявление о постановке на учет орг-ции или физ. лица, осуществляющего деятел-сть без образования юрлица, подается в налог-ый. Орган по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их госрегистрации. Постановка физ. лиц,, не относящихся к ИП, осуществляется налог-ым органом по месту жительства физ.лица. Документы: заявление о постановке на учет, копии свидет-ва о регистрации, учредительных и иных докум-ов или копии лицензии на право занятия частной практикой для ИП. Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня подачи всех необходимых док-ов. Постановка на учет и снятие с учета осуществляется бесплатно. Каждому налогопл-щику присваивается ИНН, кот-ый указывается налогопл-щиком во всех документах, подаваемых в налоговый орган.
22. Нал и тамож орг РФ как участн нал отнош. Фед нал сл действ в соотв с постан правит в котор утвержд полож о фед нал службе. ФНС явл Фед орг исполнит власти осущ функц по контр и надзору за соблюд зак-ва о нал и сборах. К полномоч ФНС относ: контр за соблюд нал зак-ва; контр за пр-ом и оборотом спиртосод напитков; контр за собл лотерей; представл интересов РФ в делах о банкротстве; гос регистр юр лиц и ИП; веден ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН. Права нал орг: провед нал пров; изимать док; треб устранен выявл наруш; приостан операц по сч в банках; взыскив нал за сч имущ НП; предъявл в суды иски о взыскан нал и штр-в; взыск недоимки по нал и пеням и т.д. Показат хар-е эф раб нал орг: 1. Кол-е пок: сумма поступлен нал и сборов; сумма донач инспекц в ходе контр раб; сумма взыскан в бюдж по рез к/р; сумма недоимки и зад по нал, пен и штр; кол-во НП стоящ на учете. 2. Кач-е пок: вып уст зад по мобилизац ср-в в бюдж сист; темп роста пост в бюдж к ур соотв периода прошл года; эф-ть к/р с уч реальн нал базы – это отнош суммы пл донач в ходе к/р к сумме пост в бюдж за отч пер; реальн эф-ть к/р с уч реальн нал базы это отнош суммы пл фактич пост в бюдж в рез-е к/р бюдж за отч пер; % взыскан донач сумм – это отнош суммы пост в бюдж в рез к/р и суммы донач; интенсивн раб инспекц – это кол-во выездн пров за отч пер на одного сотрудника нал инспекц; эф-ть выбора объектов пров – это удельн вес рез-ых нал пров.
8. Налоговое бремя эк-ки и бремя гос-ва.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
36. Вычеты по НДФЛ. НДФЛ прям Фед налог. Нал выч: Стандартные: 3000 – участн Черноб АС; 500 – инвалиды, родств и супр погибш; 400- до 20000 дох; 600 – до 40000 дох; Социальные – с 01.01.07 общ разм соц выч до 100000: благотворит, опл обучен, опл лечен и приобрет лекарств; Имущественные: выч в св с получен дох от под имущ (1000000), дох от прод движ имущ (125000); Связ с расх от приобр жилья до 1000000 р; Проф-е выч – людям искусства.
1. Возникновение налога и его природа. Первое упоминание о налогах относится к IV в. до н.э. В условиях господства натурального хозяйства налоги выступали в виде различных податей и служили дополнением к трудовым повинностям свободного населения, а также дани с покоренных народов. По мере развития товарно-денежных отношений налог приобретает денежную форму. В период политической раздробленности налоги в форме различных поборов становятся доходами крупных землевладельцев – феодалов, а с образованием централизованного государства – казны государства. В эпоху первоначального накопления капитала сформировались национальный рынок и централизованное государство, что положило начало финансовой и денежно-кредитной систем. Налоги этого периода становятся, с одной стороны, средством эксплуатации мелких производителей и крестьянства, превращая их в наемных работников, а с другой стороны, через систему перераспределения национального дохода обеспечивают концентрацию капитала у предпринимателей. Этому способствовал также откуп налогов, т.е. передача права сбора налогов частным лицам с предварительной их оплатой государству. Налоги как форма изъятия государством части дохода общества обусловлены рядом факторов: 1) развитием общественного разделения населения на социальные группы; 2) появлением самостоятельных субъектов товарно-денежных отношений; 3) возникновением государственного аппарата, способного защищать, охранять население от внутренних и внешних врагов. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, социальных), для осуществления которых необходим доход. В докапиталистическую эпоху значительная часть потребностей государства покрывалась доменами (доходами от недвижимости, главным образом земли, находящейся в собственности главы государства – короля, императора, монарха) и регалиями – доходами от монопольного права государства на занятия определенной хозяйственной деятельностью. По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается (продается, дарится) и доход от нее сводится к минимуму. Одновременно расширяются старые и появляются новые функции государства, а значит, возрастают расходы. Сокращение собственных доходов государства приводит к тому, что налоги становятся главным видом дохода государства. Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации доходов в казну. Оно может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате главным доходом государства остаются налоги.
16.Выездная налоговая проверка: сущность, содержание. В ходе выездной проверки проверяются документы и объекты налогообложения.Проводится по специальному решению налогового органа.Срок проведения – 2 месяца.В зависимости от способа проведения выездных налоговых проверок выделяют: Сплошную (комплексную); -Выборочную (тематическую). По окончании выездной проверки формируется справка о проведении проверки.
25 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. 1. Акты налог. орг, действ или бездейств их должн. лиц могут быть обжалов в вышестоящ налог. орган (вышестоящ должн. лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящ налог. орган (вышестоящему должн. лицу) не исключает права на одноврем или последующ подачу аналогичн жалобы в суд, если иное не предусмотр настоящ Кодексом. 2. Судебн обжал актов (в т.ч. нормат) налог. органов, действий или бездейств их должн. лиц орг-ми и ИП производ путем подачи искового заявл в арбитр суд в соотв. с арбитр процесс-ым зак-вом. Судебн обжал актов (в т.ч. нормат) налог. органов, действий или бездейств их должн. лиц физ. лицами, не явл-щихся ИП, производ путем подачи искового заявл в суд общей юрисдикции в соотв. с зак-ом об обжалов в суд неправомерн действ гос. органов и должн. лиц. 3. В сл обжал актов налог. органов, действий их должн. лиц в суд по заявлен НП (плательщика сборов, нал агента) исполнение обжалуемых актов, соверш обжалуемых действ могут быть приостановл судом. В сл обжал актов нал орг, действий их должн. лиц в вышестоящ налог. орган по заявл НП (плат сборов, нал агента) исполн обжалуемых актов, совершен обжал действ могут быть приост по реш вышестоящ нал. орг. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящ налог. орган или вышестоящ должн.лицу 1. Жалоба на акт налог. органа, д-вия или безд-вие его должн. лица подается в вышест налог. орган или вышест должн. лицу этого органа. 2. Жалоба подается в течение 3 мес со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о наруш своих прав. К жалобе могут быть прилож обоснов ее док-ы.В случае пропуска по уважит причине срока подачи жалобы этот срок по заявл лица, подающ жалобу, может быть восстан соотв вышестоящ должн. лицом налог.о органа или вышест налог.органом. Апелляц жалоба на реш нал орг о привлеч к ответ-ти за соверш нал правонар или реш об отказе в привлеч к отв-ти за соверш нал правонар подается до момента вступлен в силу обжалуемого реш.Жалоба на вступивш в законную силу реш нал органа о привлеч к отв-ти за соверш нал правонар или реш об отказе в привлеч к отв-ти за соверш нал правонар, котор не было обжалов в апелляц порядке, подается в теч одного года с мом вынесен обжалуемого реш.
3. Жалоба подается в письм форме соотв нал орг или должн. лицу. Апел-ая жалоба на реш нал орг подается в вынесший это реш нал орган, котор обязан в теч трех дней со дня поступл указан жалобы направить ее со всеми матер-и в вышестоящ нал орган.4. Лицо, подавшее жалобу до принят реш по этой жалобе может ее отозвать на основан письм заявлен. Отзыв жалобы лишает подавш ее лицо права на подачу повторн жал по тем же основан в тот же нал орг или тому же должн. лицу.
48. Единый с/х налог. На добровольной основе. Могут переходить все.Заменяет уплату налога на прибыль орг, НДС (за искл НДС уплач при ввозе тов), налога на имущество орг-ций и ЕСН. Уплач страх взносы, взносы на пенсион страх. Инд пре-ли освобожд от: НДФЛ, НДС, налога на имущ физ лиц, ЕСН. Плательщики: орг-ции и инд пр-ли- с/х товаропроизв, перешедш на ЕСХН. Обяз условие доля дохода от собст произ-ва д.б не менее 70%. Не явл плательщ налога орг-ции заним произв подакцизных товаров и заним игорным бизнесом, орг-ции имеющ филиалы и пред-ва, бюдж орг-ции. НК устан порядок перехода: подать в нал орган по месту нахожд с 20.10 по 20.12, заявление.Вновь созданные могут подать в 5дневн срок с даты постановки на учет. Объект налообл: доходы, уменьш на величину расходов. Нал база- ден выраж доходов уменьш на расходы. Нал период кал год, отчетн период полугодие. Налоговая ставка 6%.
31. Элементы акцизного налогообложения и их характеристика.
Акцизы – косвенные налоги. введен с 92г. Акцизами облагаются подакцизные товары(обладающие исключительным характером, по сравнению с другими товарами), не только произведенные и реализуемые на тер. РФ, но и ввозимые на российскую таможенную территорию. К ним относят: алкогольную. (с объемной долей этилового спирта более 1,5% исключ. пиво – оно подакцизное) и табачную продукцию, автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с., моторные масла и и янв. 2007 — прямогонный бензин. Налогоплательщики: организации (рос и ин) и физ лица – если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами. Объект налогообложения — операции по реализации на рос территории налогоплат-ми произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализации предметов залога и передачи таких товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, передача прав собственности на подакцизные товары, розлив алкогольной продукции и пива, а так же любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за искл. общепита), в рез-те кот. получается подакцизный товар. Налоговая база — опред. отдельно по каждому виду подакцизного товара, в зависимости от установленных для соответствующих товаров налоговых ставок. Акцизы – это налоги, по кот. по фед. зак. не предусмотрено каких-либо льгот налого-ам. Налогообложение подакцизных товаров производится по единым на всей территории РФ налоговым ставкам они могут быть изменены только путем внесения изменеия в НК. Пример: Этиловый спирт из всех видов сырья 25р. 15 коп. за 1 л. безводного этилового спирта, алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% — 173р50, до 9% — 110р. за литр безводного этилового спирта, сигареты с фильтром 120р. за 1000ш. +5,5% расчетной, но не менее 142р. за 1000шт., автомобили легковые м мощностью двигателя свыше 90 л.с. и до 150 л.с. – 19р26к за 1 л.с.; мощность выше 150 л.с. – 194р. за 1 л.с., дизтопливо – 2657р. за 1т. Сумма налога по товарам, облагаемым по твердым налоговым ставкам, опред. как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Сущ-ет 2 осн. групп ставок: 1) адвалорные – это %-ые ставки к ст-ти товара по отпускным ценам без учета акцизов. 2) смешенные (комбинированные) ставки – исчисляется как сумма налогов, опред по адвалорным и по твердым ставкам. Налог. база опред-тся по кажд. виду подакцизного товара и зависит от налог. ставок. Если для подакцизного товара действует специфич. ставка, то налог. база опред-ся как объем реализованных подакцизных товаров в натур. выражении. Если действуют адвалорные ставки, то налоговая база равняется ст-ти реализованных подакцизных товаров исходя из рын. цен, без акциза, НДС. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплат-ом в бюдж. опред. самим налогоплат-м календарного месяца.(не позднее 25-го числа, следующего за отчетным месяцем и не позднее 15-го числа 2-го месяца.) Сроки и порядок уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на таможенную тер-рию РФ устанавливается тамож. закон-вом.--PAGE_BREAK--
38. Налог на игорный бизнес.
Дейст с авг 98 г. Как самост налог. Базируется на принципе вменненого дохода, когда гос-во из-за невозм полного учета всех доходов, устанавл налог исходя из расчета возмож дохода различн видов игровых учр-ий, принужд налогопл платить налог исходя из этого условно определенного дохода. Объект обл совпадает с налоговой базой.Обл налогом: игровые столы, игровые авт, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор. Для учета объектов установл обяз регистрация кажд объекта налогообл в нал орг по месту их установки не позднее чем за 2 дня до даты установки каждого объекта. Плательщики орг или индивид предпр, осущ деят-ть в игорном бизнесе. Ставки нал на кажд объект установл федер закон-ом в виде предельных мин и макс величин. Сумма налога опред плательщиком налога самостоятельно исходя из кол-ва зарегистр объектов налогообл и соотв ставок налога. Налог период кал месяц. Не позднее 20-го числа мес, след за отчетным налогопл обязан предост в нал орган по месту регистр объект налогообл налоговую декларацию с учетом изменения кол-ва или видов объектов налогообол. При уст новых объектов до 15го числа текущ нал периода сумма нал должна исчисл как произв общего кол-ва соотв объект налогообл(вкл установл новые объекты налогообл) и ставки налога, действ по этим объектам налогообл. После 15го сумма налога по этим объектам за этот нал период исчислка произв данных объектов налогообл и ½ ставки налога. При выбытии до 15го – как произв кол-ва дан объектов и ½ ставки налога, после 15го как произв общего кол-ва соотв объектов налогообл(вкл выбывшие) и ставки налога. Суммы налога на игорн бизн начиная с2004 подл зачисл в бюдж субъектов федерации.
40.Транспортный налог. Введен с 01.01.03. Региональный явл обязательным т.к. субъектам Федерации не предоставлено право не вводить данный налог на соотв территор. Плательщики: физ лица и орг на кот зарегистрир транспортн ср-ва, признанные объектом налогообл.При доверенности на тр ср налогопл указанное в доверенности лицо если владелец уведомил об этом факте налоговый орган по месту жительства. Объект НКРФ установил, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др тр ср-ва. Не относятся: весельные лодки, и моторные с мощностью неболее 5л.с., авт оборуд для управления инвалидами и др. Налог база по налогу установлена в зависимости от категории объекта налообл. По тр ср.имеющим двигатели это мощность в л.с. Нал период-календ год. Сумма налога исчисляется в отношении каждого тр ср-ва как произв соотв нал базы и нал ставки. Порядок и срок уплаты установлены законами соотв субъектов Федерации. Налогоплательщику – физ лицу нал органом в срок не позднее 1 июня нал периода дБ вручено нал уведомление о подлежащей сумме налога. А орг-ции обязаны представить в нал орган по месту нахожд тр ср нал декларацию.
41.Налог на имущество физ лиц. Местный налог.Единственный налог исчисление и сбор кот регулируется не НК РФ, а принятым в 1991 г. Федеральным законом. Плательщики граждане РФ, иностр граждане и лица без гражданства, т.е физ лица, имеющие на территории РФ в собственности след имущ-во: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и др строения, помещения. Объект перечисленное имущество, наход в собственности физ лиц.(имеющие тр ср-ва не платят налог на имущ т.к платят транспортный налог). Налог на имущество уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой представительными органами муницип образований в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, в пределах установл фед законом размерах. Фед зак-ом установлены льготы, обязат для применения на всей тер РФ. Налог на имущ ф лиц исчисляется нал органом по месту нахождения объектов налогообл. При этом нал орган обязан выписать платежное извещение и вручить его плательщику налога.(не позднее 1 авг) Уплата налогов производится равными долями в два срока: не позднее 15 сент и 15 нояб.Сведения для исчисления налога предоставл комм хоз-ва. Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта обложения.
45. УСН на основе патента. Инд пред-ли могут перейти на УСН на основе патента:1.не могут привлекать наемных работников; 2. должны работать только в тех видах предпр деят-ти кот указана в НК(58 видов: ремонт и пошив одежды, ремонт обуви, мебели, игрушек, бытовой техники, квартир, тренерские и репетиторские услуги. Патент на осущ одного из видов пред деят-ти это док-т удостоверяющий право примен инд предпр УСН на основе патента. Выдается нал органом. Форма утвержд Фед нал службой. Может выдаваться на квартал, полуг, девять мес и год. Для получ инд пред должен подать в нал орган заявление не позднее чем за один мес до начала примен УСН. Годовая стоим-ть патента опред исходя из суммы потенциально возможного к получ инд пред годового дохода(устанавл законом субъекта РФ по каждому из видов предпр деят-ти) и нал ставки 6%. Инд пред перешедшие на УСН на основе патента должны произвести оплату 1/3 стоимости патента не позднее 25 кал дней после начала осущ предпр деят-ти.
Если он нарушает условия то теряет правло на применение УСН и должен уплатить налоги в соотв с общим режимом.
46. ЕНВД для отдельн видов деят-ти. Обязательный. НК определяет только общий порядок установления и введения в действие этого налога. Представит органы муниципальных районов устанавливают след харак-ки: виды предпр деят-ти, в отнош кот вводит этот налог; один из корректир коэф, сост формулу расчета сумм единого налога, а именно коэф базовой доходности К2, учит особен ведения пред деят-ти(этот коэф явл только понижающим и не может превышать 1). Особ ЕНВД: с момента его введения на соотв территор отменяется уплата налога на прибыль орг-ций, налога на имущество орг-ций и ЕСН. С инд пр-лей не взимают: НДФЛ, НДС(за искл НДС на импорт товары), ЕСН. Освобожд от этих налогов осущ искл в части доходов и др объектов обложения, связ с предпр деят-ю в сферах по кот уплач ЕНВД. Плательщики: орг-ции и индивид пред-ли (осущ: оказание бытовых услуг, парикмахер услуг, розничн торговля если площ торг зала не более 150м2, оказан трансп услуг не более 20тр ср-в,) Не исп ЕНВД если эти виды пр деят-ти в рамках простого товарищества или дог-ра о совместн деят-ти; розничн торговля или общест питание кот занимаются инд пр-ли перешедшие на единого с/х налога. Ведут раздельный бух учет по хоз операциям для уплаты ЕНВД и по общ режиму. Объект- вменный доход (возможный доход плательщика, рассчит с учетом совокупности факторов, непоср влияющ на получен такого дохода и использ для расч величины един налога по установл законом ставке 15%величины вмен дохода. Нал база: велич вмен дохода, расчит как произвед базовой доходности по опред виду пред де-тии велич физ показателя, характ данный вид деят-ти. Баз дох: условная мес доходн в стоимостн выраж на ту или иную ед физ показателя(числ раб, кол-во авто идр), харак опред вид деят-тив разл сопост условиях. Корректир коэф баз доходн – коэф, показ степень влияния того или иного фактора на результат предпр деят, облаг еди налогом. 2 вида: К1- устанавл на год коэф-дефлятор, соотв индексу изменения потреб цен на товары, работы, услуги. К2- учит особ ведения предпр деят: ассорт тов, работ, услуг, сезонность, режим работы и др. Коэф уст федер зак-ом К2 от 0,005 до 1. Нал период квартал. Пример расч суммы ЕНВД: баз дох в мес 1800руб, площадь торг зала 25м2, К1=1,1, К2=0,75 ЕНВД в год=1800*25*12мес*1,1*0,75=445,5тыс руб Ежемес вносится= 445,5*15%/12мес=5,57тыс руб. Льготы не установлены.Уплата по итогам нал периода но не позднее 25го числа пер мес след нал периода.
21. Взыскан нал и сборов нал орг и порядок применен принудит мер. 1. Взыскан за сч ден ср НП; 2. Взыскан за сч имущ НП; Выбир самое ликвидн имущ и делят по гр: 1. ден ср в кассе; 2. Имущ не участв непоср в пр-ве; ГП; сырье, мат, п/ф; ВА; имущ передан по дог в пользов или владен 3-м лицам.
19. Права и обяз НП и нал агентов. Права НП: получ от нал орг беспл инф; получ от МинФина пис разъяснен по вопр применен зак-ва о нал и сб; исп нал льготы при налич оснований; получить отсрочку, рассрочку, инвест кред в порядке и на усл; на своевр зач или возвр сумм излишне упл или взыск; предст свои интер в нал правоотнош лично либо через представит; предст нал орг поясн по исчисл и упл нал; присутств при выездн пров; получ коп актов нал пров и реш нал орг; треб от должн лиц нал орг соблюд зак-ва о нал и сб; не вып неправом акты и треб нал орг и их долж лиц; обжал в уст пор акты нал орг; треб соблюд нал тайны; треб в уст пор возмещ в полн объеме убытков, причен незак реш нал орг или незак действ их должн лиц. НП обязаны: уплач налоги; встать на уч в нал орг; вести уч дох (расх) и объектов налогообл; представл в нал орг по месту уч нал декл; предост в нал орг и их должн лицам док необх для исчислен и упл нал; вып зак-е треб нал орг об устр выявл нарушен; предост нал орг необх инф и док; в течен 4 лет обеспечив сохр-ть данных БУ и др док.
20. Права нал органов. Обязанности нал орг и их должн лиц. К полномоч ФНС относ: контр за соблюд нал зак-ва; контр за пр-ом и оборотом спиртосод напитков; контр за собл лотерей; представл интересов РФ в делах о банкротстве; гос регистр юр лиц и ИП; веден ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН. Права нал орг: провед нал пров; изимать док; треб устранен выявл наруш; приостан операц по сч в банках; взыскив нал за сч имущ НП; предъявл в суды иски о взыскан нал и штр-в; взыск недоимки по нал и пеням и т.д. Нал орг обязаны: соблюд зак-во о нал и сб; осущ контр за собл зак-ва; вести в уст порядке уч НП; провод разъяснит раб по применен зак-ва, беспл информир НП; представл формы устан отч и разъясн порядок их заполнен; осущ возврат или зач излишне уплач или излишне взыск сумм нал; собл нал тайну; направл НП копии акта нал пров и реш нал орг и т.д. В соотв с зак-м должностн лица нал орг обязаны внимат и корректно относ к НП.
23. Отсрочка упл нал: услов и порядок его предост. Основан для предост расср: 1. Ущерб в рез-те стих бедств, техноген катастр или иных обстоят непреодол силы; 2. Задержка фин из бюдж или несвоевр опл вып гос зак; 3. Угроза банкротства в случ единовр выпл нал; 4. Если имущ налож физ лица искл возм единовр выпл нал; 5. Если пр-во и реализац тов носит сезон хар-р.
1. Эк содерж налога. Призн нал. Налоги — это обязат, индив безвозмездн пл, взимаемые с физ и юр лиц, установл органами зак-ой власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназнач для фин обеспеч деят-ти гос и органов местного самоупр.
Эк сущн нал сводится к изъятию гос части валового внутреннего продукта, созд-го в стране, с целью формир единого фонда ден ср для последующ фин-ия за счет него предост гос-ых услуг. Функции: Фискальная, Распределительная, Стимулирующая, Контрольная.
16. Опред налога, сбора. Общ и отлич призн нал и сб. Нал – это единств зак-я форма отчужд собств-ти юр и физ лиц в пользу суб-в публичн властиоснов на принц обяз индив безвозмездн, безвозвр и обеспеч гос принужд. Призн нал: Безвозвратность; Индив безвозмездность; одностороннее движен ст-ти от пл-ка к гос-ву. Сбор — обязат взнос орг и физ лиц, уплата которого — одно из услов совершен гос органами или органами местн самоупр и их должностн лицами юр значимых действ в отношен плательщ. Призн сбора: налич спец цели и спец интересов; Встречное движ ст-ти; Уплата сбора, есть 1 из услов вып юр значимых действий. Общ призн нал и сб: 1. Они устан законом; 2. Упл нал и сб обеспечив гос-м принужден.
17. Элементы налогообл и их хар-ка. Налогообл — это сист распред дох между юр или физ лицами и гос-м, а налоги представляют собой обязательные пл в бюджет, взимаемые гос-м на основе закона с юр и физ лиц для удовлетвор обществ потреб-ей. Главн принц налогообл — это равномерность и определенность. Равном-ть — это единый подход гос к налогопл с точки зрен всеобщ-ти, единства правил, а так же равн степ убытка, котор понесет налогопл. Сущн опред-ти сост в том, что порядок налогообл устан-ся заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговрем. Гос так же опред меры взыскан за невыполн данного закона.
Ден ср, вносимые в виде нал не имеют целевого назначен. Они поступ в бюдж и использ на нужды гос-ва. Гос не предост налогопл, какой-либо эквив за вносим в бюдж ср. Безвозмездность нал пл – это и есть их сущность. Элементы налога – законодат уст основы построен и взиман нал. Элементы: существенные (ез котор взиман нал невозм); факультативн (без котор взим нал затруднено). Элем нал: НП; Объект нал; Мосштаб нал; Нал база; Нал период; Нал ставка (быв долевой: пропорц, прогресс, регресс; твердой); М-ды уч нал базы: кассовый, м-д начислений; Нал льготы (по мех-му предост дел на 3 гр: Изъятия – вывед из-под налогообл отдельн его частей; Скидки; Нал кредит).
14: Методы расчета уровня налоговой нагрузки (НН) орг-ции. Нал нагрузка орг-ции – сумма всех нал пл пр-ия. 1-ый метод: НН=сумма Нп (налог. Платежей) /выручка. Данный пок-ль отраж, какая доля выр орг-ции направл на погаш нал обязат-в. Недост пок – выр более емкий пок, чем доход предпр. 2-ой метод: Сумма Нп/(выр – нал затр). Т.е. Нп/чист приб. 3-ий метод: НН=Нп/Дс (добавленная стоимость). Дс=Ам(аморт. Отчисления)+Зп (затраты на оплату труда)+Нп. Данный пок-ль показыв, какая часть добавл ст-ти направл орг-цией на погашен своих нал обязат-в. 4-ый метод — С целью исключ влиян аморт сумм на велич нал нагрузки использ пок-ль, в кот. фискальные изъятия соизмеряются с вновь созд ст-ю. Вновь созд ст-ть опред путем вычета из добавл стоим сумм аморт отчисл. НН=Нп/Св(вновь созд стоим). Св= Вр (выр от реализац)+НДС+Ак (акцизы)+Дв (внереал дох)-Вр (внереал расх) -мз (мат. затраты)-Ам (амортизац. Отчисления). Достоинство этого пок-я – нал бремя при его расчете вычисл относит реальн дох орг-ции.
26: Пеня: сферы его применения и порядок расчета для орг-ций и банков. Пеня – уст-я ден. сумма, котор НП должен выпл в сл уплаты причитающ сумм нал или сб, в том числе нал, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными закнодат-вом о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодат-ва о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодат-вом дня уплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налог. Органа или суда были приостановлены операции налогопл-ка в банке или наложен арест на его имущ-во. В этом случае пени не начисляются за весь период д-вия данных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Пеня за каждый день просрочки определяется в % от неуплаченной суммы налога или сбора. %-ая ставка пени = 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой налога. Пени м.б. взысканы принудительно за счет ден. ср-в налогопл-ка на счетах в банке, а также за счет иного имущ-ва налогопл-ка. Принудительное взыскание пени с юр. Лиц и индивид. Предпринимателей производится в бесспорном порядке, с физ. Лиц – в судебном порядке. Пени не начисляются на штрафные санкции, на сумму уже начисленных пеней; на сумму недоимки. продолжение
--PAGE_BREAK--
24.Инвестиционный налоговый кредит: условия и порядок его предоставления. Инвестиционный налоговый кредит — изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу. Условия предоставления кредита: — проведение этой организацией научно — исследовательских или опытно — конструкторских работ .
-осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
-выполнение этой организацией особо важного заказа по социально — экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Величина предоставляемого кредита
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется: на сумму кредита, составляющую 30 % стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей; на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
28: Налоговая декларация (НД): назначение и основные разделы. Гл. 13 НК РФ – ст. 80 – 81. Налог декларация – письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об отчисленной сумме налога и 9или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. НД представляется каждым налоголп-щиком по каждому налогу. НД представляется в установленные законом сроки. Она может быть представлена в налоговый орган на бумажном носителе; в электронном виде (лично, через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложений; передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятия НД. Формы НД и порядок их заполнения утверждаются МИнФИном РФ. Налогопл-щик обязан внести необх-ые изменения в НД и представить в налоговый орган уточненную НД в случае обнаружения в поданной им НД фактов: неотражения сведений, неполноты отражения сведений; ошибок, приводящих к занижению суммы налога. НД должна содержать сведения Юр. Лица: название орг-ции, ИНН налогопл-щика; ФИО исполнителя; контактные телефоны, данные, относящиеся к расчету налога, подпись рук-ля и главбуха, печать орг-ции. Для физ. Лица – ФИО, ИНН налогопл-щика, адрес, индекс и место жительства, паспортные данные, данные, относящиеся к расчету налога и т.д. Подтверждение сдачи НД: налоговый орган обязан поставить отметку о приеме НД; НД считается поданной в день отправки, что подтверждается почтовой квитанцией. НД подается в налоговый орган по месту учета налогопл-щика. НК РФ предусмотрены случаи, в соотв-ии с кот. внесение изменений и дополнений в НД освобождает налогопл-щика от налоговой ответственности, если такое изменение внесено: а) до окончания срока подачи НД; б) после окончания срока подачи НД, но до окончания срока его уплаты; в) после сроков в п.а и п.б, но до факта выездной налоговой проверки.
34: Элементы ЕСН и их хар-ка. Плательщики – работодатели (юрлица и инд предпр-ли) и лица, не явл-ся работод-ми – уплачивают ЕСН по своим доходам. Объект обложения – основные виды доходов, кот. получ. в виде: 1. дивидендов; 2. %; 3. страх-х выплат; 4. от сдачи в аренду; 5. от использования авторских прав; 6. от реализации недвижимого им-ва; 7. ценных бумаг; 8. пенсии; 9. пособия; 10. стипендии; 11. доходы, получ. от исп-ния трансп-х ср-в. Не облаг-ся: 1. в полном объеме: 1. госпенсии; 2. госпособия (кроме пособий по врем. нетрудоспос-ти); 3. командир-ные расх. подтвержденные; 4. алименты, полученные плательщиком. Эти суммы д.б. выплачены за счет ср-в работод-ля, оставшихся после уплаты нал. на приб. или за счет ср-в фонда соцстраха. 2. в опред. пределах: 1. компенсационные выплаты раб-кам (все, что связано с увольнением, кроме компенсации за неисп-ный отпуск). Нал. период – календарный год. Отчетный период – квартал, полугодие, 9 мес. Работод-ли рассчит-т ЕСН по кажд. раб-ку ежемес., нарастающим итогом.
44. Элементы УСН: объекты налогообл и ставки. Переход и возврат добровольный. При переходе орг вместо налога на прибыль и ЕСН платят единый налог. Инд пред вместо: НДФЛ – в части доходов, получ от предприним деят-ти; налог на имущество – в части имущ, использ в предприним деят-ти; ЕСН – в части доходов, получ от предприним деят, а также в части выплат и др вознаграждений, начисляемых ими в пользу физ лиц.При этом и орг и инд пр не уплачивают НДС, за искл сумм этого налога, подлеж уплате при ввозе тов на рос там тер-рию. Налогоплательщики все орг и индив пр-ли, кот перешли и применяют УСН. НК установлены условия перехода: если по итогам 9 мес того года, в кот она подала заявление о переходе на УСН, доход от реализации без учета НДС не превысил 15 млн руб. Эта сумма должна индексироваться на коэф-дефлятор, устанавл ежегодно. 1,34 на 2008. Числ-ть работ-в не должна превыш 100 чел. Не могут переходить: орг имеющие филиалы или представительства, банки, страховщики, негос пенсион фонды, ломбарды, ин орг, орг ост стоим осн ср-в и немат акт превыш 100 млн руб и др. Порядок перехода: должны подать в нал орган по месту своего нахождения или месту жит-ва соотв заявление в период с 01.10 по 30.11, предш году перехода, указ доход за 9 мес, о ср числ раб-ов и ост ст-ть осн ср-в и немат акт на 01.10. Если условия наруш, то автоматич переходит на общий режим. Объекты: доход и доход уменьшенный на величину расхода.(не может изменять 3 года) При учете доходов должны учитывать все доходы от предпр деят-ти, если доходы уменьш на расх, то доходы уменьш на расх на приобр немат активов, на оплату труда, на стахование работников и имущ-ва, арендн платежи, НДС и др. Нал база: Если объект доходы то нал база – ден выраж доходов. Если доходы уменьш на расходы, то их ден выраж. Для налогопл примен доходы уменьш на расх установл сумма миним налога- 1% суммы полученных ими доходов. Он уплачивается если сума исчисл в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Налогопл может в след нал периоды вкл сумму разницы между суммой упл мин налога и суммой налога, исчисл в общем порядке в расходы при исчисл нал базы, увеличить сумму убытков, кот м.б. перенесены на буд периоды. Нал период кал год. Размер примен нал ставок зависит от объекта налогообл, если доход то 6%, если доходы уменьш на расх то 15%.
50.Региональные и местные налоги и их роль в формир нал доходов консолидир бюджета.
Конс бюджет-свод бюджетов всех уровней бюдж сист РФ. Конс бюдж РФ вкл фед бюдж и консолид бюдж субъектов РФ. Конс бюдж суб РФ вкл региональный бюдж, те бюдж субъекта РФ и местные бюджеты. Регион нал и сборы обеспеч регион бюджеты собст источниками финансир своих расходов: налог на имущ орг-ций, транспортный, налог на игорный бизнес. Устанавл законодат орг субъектов РФ. Местные – предст собой обязат платежи юр и физ лиц, поступ в местные бюдж. В РФ поступ местных нал не одинаков зависит от специфики территор.
Местные: земельный, налог на имущество физ лиц. Не способны послностью покрыть финн потр террит.
2. Налоги в дореволюц Рос и их роль в формир дох гос бюдж (нач 20 в). В дореволюционной России основными были следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и др. Промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства, был введен в 1898 году в период царствования Николая II. В этот же период большое значение имел налог с недвижимого имущества. Отмечался рост налогов, отражавших развитие новых экономических отношений в России, в частности сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог за прописку и т.д.
Участие России в первой мировой войне губительным образом на налогооблагаемой базе государства. Царскому правительству пришлось идти на повышение налогов, введение новых акцизов, но это не улучшило положение. Выросла эмиссия бумажных денег, что привело к гиперинфляции. После событий 1917 года основным доходом Советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка. Первые советские налоги имели одновременно как фискальное, так и политическое значение и носили ярко выраженный классовый характер.
5. Налоги в СССР и их роль в формировании доходов государственного бюджета (1940-1990 гг.). 1941г. – введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. 1942г. – введен военный налог. Его платили граждане в возрасте от 18 лет и выше (был отменен в 1946г.). 1965г. – согласно эконом. реформе платежи из прибыли стали 4 видов. 1)отчисления от прибыли вносили в бюджет предприятия, не переведенные на условия хозяйственного расчета; 2) плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства (плата за фонды). Вносили предприятия, переведенные на хозяйственный расчет; 3) фиксированные (рентные) платежи вносили в бюджет предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые; 4) свободный остаток прибыли – образовывался после выплаты из прибыли первоочередных платежей, процентов за банковский кредит и др.плановых затрат. Налог с оборота стал твердо фиксированным централизованным доходом государства.
4. Налоговая реформа в СССР в 1930-1932 гг.
В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой полностью упразднялась система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были преобразованы в два основных платежа — налог с оборота и отчисления от прибыли. Были объединены некоторые виды налогов с населения, а значительная их часть отменена совсем. Вся прибыль предприятия, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.
24. Показат хар-е эффективн раб нал орг. 1. Количественные показатели: 1) сумма поступлений налогов и сборов в бюджетную систему на контролируемой территории, в целом и по видам налогов; 2) сумма, доначисленная инспекцией в ходе контролируемой работы; 3) сумма, взысканная в бюджет по результатам контрольной работы; 4) сумма недоимки и задолжности по налогам и сборам, пени и штрафам; 5) количество налогоплательщиков, стоящих на учете. 2. Качественные показатели: 1) темпы роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода прошлого года; 2) эффективность контрольной работы инспекции характеризуется суммой доначислений, приходящихся на одну проверку; 3) интенсивность работы налоговой инспекции – это отношение кол-ва выездных проверок на одного сотрудника инспекции; 4) соотношение суммы платежей фактически поступивших в бюджет по результатам контрольной работы и суммы поступлений в бюджет за отчетный период.
11. Налоги, принятые и действовавшие в 90-е годы (до НК) вопреки закону «Об основах налоговой системы», их последствия. Самостоятельная налоговая система РФ начала создаваться в октябре — декабре 1991 г. Законами от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. были приняты законы о НДС, об акцизах, о подоходном налоге с физ.лиц. Также был принят ряд законодательных актов о др. налогах, сборах, пошлинах. Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г. Формирование налоговой системы России как независимого государства было завершено принятием Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
Закон об основах налоговой системы вводился в действие с 1 января 1992 г. (за исключением положений о порядке распределения в бюджетную систему налогов на добавленную стоимость и прибыль предприятий и организаций) и определял до 1 января 1999 г. (до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ) общие принципы построения налоговой системы в РФ, устанавливал перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, определял права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем были сформулированы основные общие положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.
Законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, не имели обратной силы.
Налоговую систему образовывала совокупность налогов, сборов пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законом порядке. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Указом Президента РФ, во многих муниципальных образованиях были установлены многочисленные и разнообразные местные налоги. Появление этих местных налогов было обусловлено желанием местных Советов решить проблемы местных бюджетов. Однако, в силу объективных причин, налоги устанавливались далеко не всегда обоснованно и грамотно и, мягко говоря, не особенно профессионально.
Недостатки: множественность налогообложения, оборачиваемость (налогообложение 1 и тех же н-гов). В 1999 принят часть 1 НК.
32. Элементы НДС и их хар-ка. НДС – косв Фед нал зачисл в Фед бюдж-ет. НДС на изд пр-ва и обращ не отос за искл след случ: 1. Если НП использ освобожд от обяз-ей плат-ка; 2. Если НП реализ тов, раб, усл не облаг НДС; 3. Если НП примен спец нал режим. Элементы: 1. НП; 2. Объект налогообл: реализац на территор РФ; передача на территор РФ для собств нужд, расх на котор не приним к выч при исчислен нал на приб; вып стр-монт раб для собств поребл; ввоз тов на тамож территор; 3. Налогов база по НДС формир в соотв с НК и вкл в себя ст-ю оц объекта налогообл, а также все суммы связ с расч по опл тов, раб, усл. 4. Нал пер для всех НП с 1.01.08 г = 1кв.; 5. Ставки нал (0%- по эксп; 10% — 1) продов тов за искл подакцизн и деликатесн, издел копч из свинины, молочн издел за искл тов с исп сока, овощи; 2) отдельн тов для детей; 3) мед тов отеч и зарубежн пр-ва; 4) книжн прод за искл носящ рекламн и эротич хар-р. 18% — все остальное. 6. Ммент возникнов нал базы. При реализац тов на эксп нал база формир в проследн день месс; при вып стр-монт раб для собств нужд нал база формир в последн число кажд нал пер. Сч-ф выдается не поздн 5 дн после реализац. Не сост сч-ф при: реализац цен бум; по операц не явл об-ми налогообл; спец нал реж. 7. Льготы по нал: освоб от обяз пл НДС; операц не олаг НДС (мед усл, усл по перевозке пассажиров, ритуальн усл. Подача декл и упл нал не позднее 20 числа. продолжение
--PAGE_BREAK--
33. Элем нал на прибыль и его хар-ка. Плательщ нал на приб явл:
-пр-я и орг, явл юр лицами (в том числе филиалы и др аналогичн подразд пр-ий, имеющ отдельн бал и р/с), -банки и страх орг, -иностр юр лица, -орг, финансир из бюдж, по дох от предприн деят-ти. Об-ом обложен нал явл «вал пр-ь» предпр, скорректир в соотв с порядком, предусмотр в зак.
При исчислен этого нал использ след пок приб: «валовая», «налогообл» и «чистая» приб (остающ в распор предпр после уплаты нал).
Валов (бал, общ) приб складыв из приб от реализац прод (раб, усл) и реализац иного имущ, также от внереализац дох. Ставки нал: 24% — по обычн видам деят (6,5% — ФБ; 17,5% — РБ); 9%- по див-м в ФБ; 15% — по див от ин орг в ФБ; 10;% — по дох от исп или сдачи в ар ТС в cd с осущ междунар перевозок в ФБ; 20% — по дох ин орг не связ с деят-ю в РФ через пост представит-ва, в ФБ; 0% — проц по гос и муниц обязат эмитиров до 20 янв 97 г. М-ды нач нал на пр: Кассовый; м-д начислений. Подача декл и упл нал по оконч года до 28 марта.
37. Элементы налога на добычу полезн ископаемых и их хар-ка. Элем: НП признан пользов недр; Объект налогообл – полезн ископаем; Нал база – ст-ть добыт полезн ископ формир в неск этапов: Кол-во добыт пол ископ может опред одним из 2х мет-ов: прямой или косвенный; Ст-ть доб пол иск может опред 3я способами; Нал ставки; Сумма налога; Нал период – календ мес. Нал декл поается в последн день мес. Сущ перечень пол иск не облаг нал, в частности, общераспростр ископ и подземн воды, не числящ на гос бал-се; извлеч из собств отходов и т.д.
30. Полное и частичное освобождение от налоговых обязательств. Нал каникулы. Нал льготы — частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты нал. Обычно налоговые льготы уст-ся для благотвор орг, инвалидов, пенс-в, детских и образоват учреждений, предпр, осущ-х деят-ть в интересах гос-ва, предп-ий и предпр-ей малого бизнеса, предпр, оказавшихся в тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам. Нал каникулы — установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.
30. Ставки налогообл отдельн видов дох физ лиц в РФ. В соотв с НК РФ по НДФЛ уст след нал ст: 35, 30, 13, 9%.
Нал ст уст в размере 35% в отнош след дох нал-ка: Ст-ти любых выигрышей и призов, получ в проводимых конкурсах, играх и других меропр в целях рекл тов, раб и усл в сумме, превыш 2000 руб. (4000 руб. с 1 января 2006 г.);
страх выпл по дог добровольн страх в части превыш размеров выпл, освобожд от налогообл;
проц дох по вкладам в банках в части превыш суммы, рассчит исх из действ ст реф-я ЦБ РФ, в теч пер, за котор начисл проц, по руб вкладам (за исключ срочн пенс вкладов, внесенных на срок не менее шести мес) и 9% годовых по вкладам в ин валюте; суммы эк на проц при получ нал-ми заемных ср-в в части превыш следующ разм:
превыш суммы проц за польз заемн ср-ми, выраж-и в руб, исчисл исходя из 3/4 действ ст реф-я, уст-й Банком Рос на дату получ таких ср-в, над суммой проц, исчисл исх из услов дог;
превыш суммы проц за польз заемными ср-ми, выраж-и в ин валюте, исчисл исх из 9% годовых, над суммой проц, исчисл исх из услов дог.
Нал ст уст в размере 30% в отнош всех дох, получ физ лицами, не явл нал резидентами РФ.
Нал ст уст в размере 9% в отнош дох:
от долевого участ в деят-ти орг-й, получ в виде див-в; в виде проц по облигац с ипотечным покрыт, эмитир до 1 января 2007 года, а также по дох учредит доверительн упр ипотечн покрыт, получ на основ приобрет ипотечн сертиф участ, выданных управляющ ипотечн покрыт до 1 янв 2007 г. Ко всем остальным видам дох, явл об-м нал-я НДФЛ, примен нал ст в размере 13%.
23.Виды ответственности за налоговые правонарушения и основные нормы по НК РФ. Нал-е правонар — виновно совершенное противоправное (в наруш зак-ва о нал. и сборах) деяние (действие или бездейств) налогопл, нал-го агента или иных лиц, за кот. НК РФ установл отв-ть (ст. 106 НК РФ). В зав-ти от степ общ-ой опасности и хар-ра противоправных д-вий (бездействий) за наруш зак-ва уст-ны нал-ая, админ и уг виды отв-ти. В зав-ти от хар-ра нал правонар НК РФ устанавл штрафы в ден выр или в % от суммы нал, подлеж уплате. Лицо не может быть привлеч к отв-ти за совершен правонар при: отсутств события налог. Правонар; отсутсв вины лица с его соврешен; соверш деяния физ лицом, не достигшим 16 лет; истеч сроков давности привлеч к отв-ти. Обстоят-ва, исключ вину лиц: 1) соверш деяния вследств стих бедств или др. чрезвыч происшеств 2) соверш правонар физ. Лицом, находивш в момент его соверш в сост, при кот. лицо не могло отдавать себе отчета в своих д-виях или рук ими вследствие болезн сост. 3) иные обстоят-ва.
Субъекты правонарушения – физ. Лица и орг-ции. Адм. Правонарушения: нарушение срока постановки на учет в налог. Органе; нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке; нарушение сроков предоставления налоговой декларации. Уголовные преступления- 1) уклонение от уплаты налогов и сборов с физ лица (в крупном размере – штраф или в размере зар.платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет, или арест от 4 до 6 месяцев, или лишение свободы до 1 года б) в особо крупном размере – штраф или зарплата за срок от 18 месяцев до 3 лет или лишение свободы до 3 лет); тоже самое с орг-ций; несиполнение обязанностей налогового агента; сокрытие ден. ср-ва либо имущ-ва орг-ции или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов (штраф 100 тыс руб до 300 тыс руб или в размере зарплаты за период от 18 мес. До 3 лет; лишение свободы на срок до 5 лет.
15.Камеральная налоговая проверка: сущность, содержание. Камеральная проверка – форма налогового контроля.Производится по месту нахождения налогового органа. Является средством контроля правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации.Выполняет функции: — Контроль за правильностью составления деклараций
— Предварительный отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
Проводится без специального разрешения в течении трех месяцев со дня предоставления налоговой декларации. О начале проверки налогоплательщик не информируется. В случае обнаружения нарушений составляется акт.
25.Налоговые льготы резидентам особых экономических зон.Особая экономическая зона — определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Типы: промышленно-производственные — создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. технико-внедренческие особые экономические зоны — создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров. «Согласно проекту, для резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ) предусмотрено снижение ставки ЕСН до 14%, освобождение от уплаты налога на имущество организаций, земельного и транспортного налогов. От уплаты последнего налога резиденты освобождаются на 5 лет. Также для резидентов ОЭЗ данным законопроектом планируется понижение ставки налога на прибыль.
39.Налог на имущество орг-ций и их хар-ка.
С 01.01.92г- региональный налог. Вводится на соотв территор законодат (представит) органами власти субъектов РФ. Они же устанавл конкр ставки этого налога, дополнит, сверх предусмотр НК РФ, льготы для отд категорий налогопл. Устанавл порядок и сроки уплаты данного налога, форму отчетности по нему. Налогопл-ки практически все рос орг-ции, вкл финансируемые из бюджетов всех уровней и иностр орг, осущ деят в РФ через постоян предст-ва или имеющ в собств недвиж имущ на территор РФ. Объект налогообл. Для рос орг-ций – учитываемое на балансе в кач-ве объектов осн ср-в движ и недвиж имущ-во, вкл имущ-во передан во времен владение, пользование, внесенное в совместн деят-ть. Для ин орг, осущ деят через пр-ва,- объект движ и недвиж имущ-во, относ к объектам осн ср-в. Зак-ом установл и ряд объектов движ и недвиж имущ-ва, кот не явл объектами налогообл: зем участки и иные объекты природопольз, в том числе водные объекты и др прир ресурсы. Налоговая база опред как среднегодовая стоим-ть имущ, явл объектом налогообл. (имущ-во учит-ся по остаточной ст-ти). Нал период-кал год. Отчетн период 1ый квартал, полугодие и 9 мес кал года. На ставка не может превышать 2,2% к нал базе. Сумма налогаисчисл по итогам нал периода как произведение соотв нал ставки и нал базы, опред за нал период. По итогам кажд отчетного периода нал-к обязан исчислить и внести в бюджет сумму авансового платежа по налогу в размере ¼ произв соотв нал ставки и средней стоимости имущества, опред за отчетный период. Т.к. налог на имущ явл регион, федер закон-во установило узкий перечень орг имущ кот не должно обл налогом: орг уголовно-исполнит системы, орг инвалидов(среди членов кот инвалидов не менее 80%), орг уставн кап-л кот полностью состоит из вкладов орг инвалидов, и если среднесписочн числен инвалидов не менее 50%, а их доля в фонде опл труда – не менее 25%, организации в части объектов есть памятники истории и культуры федер значения, ж/д пути, космич объекты.
42.Земельный налог. Налогопл-ки: орг-ции и физ лица, облад земельными участками на праве собственности, праве постоянного или бессрочного пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. Объект: зем участки, расположен в пределах муницип образ. Нал база: опред-ся как установленная рос зак-ом кадастровая стоимость земельных участков, призн объект налогообл (по состоянию на начало года, явл нал периодом) Нал период- календарный год. Нал ставки устанавл-ся нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов Москвы и СПб. При этом они не могут превышать установленных НК пределов. Местные власти могут устанавливать налоговые льготы, а также основания и порядок их применения. НК установ порядок исчисления налога в авансовых платежах. Налогопл орг-ции и инд предпр обязаны опр нал базу самост на основании сведений гос зем кадастра о каждом земельном участке. Физ лица нал база опред налоговыми органами на основании сведений, получ от соотв органов.(кот ведут гос зем кадастр, органы осущ регистрацию прав на недвиж имущ-во и сделок с ним, органы муницип образ).
43. УСН и условия перехода к ней организаций. Переход и возврат добровольный. При переходе орг вместо налога на прибыль и ЕСН платят единый налог. Инд пред вместо: НДФЛ – в части доходов, получ от предприним деят-ти; налог на имущество – в части имущ, использ в предприним деят-ти; ЕСН – в части доходов, получ от предприним деят, а также в части выплат и др вознаграждений, начисляемых ими в пользу физ лиц.При этом и орг и инд пр не уплачивают НДС, за искл сумм этого налога, подлеж уплате при ввозе тов на рос там тер-рию. Налогоплательщики все орг и индив пр-ли, кот перешли и применяют УСН. НК установлены условия перехода: если по итогам 9 мес того года, в кот она подала заявление о переходе на УСН, доход от реализации без учета НДС не превысил 15 млн руб. Эта сумма должна индексироваться на коэф-дефлятор, устанавл ежегодно. 1,34 на 2008. Числ-ть работ-в не должна превыш 100 чел. Не могут переходить: орг имеющие филиалы или представительства, банки, страховщики, негос пенсион фонды, ломбарды, ин орг, орг ост стоим осн ср-в и немат акт превыш 100 млн руб и др. Порядок перехода: должны подать в нал орган по месту своего нахождения или месту жит-ва соотв заявление в период с 01.10 по 30.11, предш году перехода, указ доход за 9 мес, о ср числ раб-ов и ост ст-ть осн ср-в и немат акт на 01.10. Если условия наруш, то автоматич переходит на общий режим. Объекты: доход и доход уменьшенный на величину расхода.(не может изменять 3 года) Нал база: Если объект доходы то нал база – ден выраж доходов. Если доходы уменьш на расходы, то их ден выраж. Для налогопл примен доходы уменьш на расх установл сумма миним налога- 1% суммы полученных ими доходов. Он уплачивается если сума исчисл в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Налогопл может в след нал периоды вкл сумму разницы между суммой упл мин налога и суммой налога, исчисл в общем порядке в расходы при исчисл нал базы, увеличить сумму убытков, кот м.б. перенесены на буд периоды. Нал период кал год. Размер примен нал ставок зависит от объекта налогообл, если доход то 6%, если доходы уменьш на расх то 15%. Нал декларации не позднее 31.03 Инд пред-ли могут перейти на УСН на основе патента: не должны привлекать работников и работать только в тех видах предпр деят кот указана в НК.(пошив одежды, ремонт обуви, мебели идр)
47.Корректирующие коэффициенты и их применение при расчете единого налога на вмененный доход. Корректирующие коэффициенты – это коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно: К1 – устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары в РФ в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном правительством РФ. К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (сезонность, режим работы). Базовая доходность умножается на коэффициенты К1 и К2. Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов и т.п. учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности. продолжение
--PAGE_BREAK--
49.Налоги и сборы и их роль в формир налоговых доходов бюдж системы РФ. Налоги я вл осн источником доходов бюджетов всех уровней. Всего 14 налогов: 9федерал-вводятся в обяз порядке и должны взиматься на всей терр РФ(НДС, акцизы, налог на прибыль орг, НДФЛ, ЕСН, налог на добычу иск, водный, сборы за право польз объектами жив мира, гос пошлина)3 регион-обеспеч регион бюджеты собст источниками финансир своих расходов(налог на имущ орг, транспортный, налог на игорный бизнес), 2 местных-обязат платежи юр и физ лиц, поступ в местные бюдж, явл методом мобилизац финн ресурсов местных органов управления и поступ в местн бюдж и спец фонды(земельный, налог на имущество физ лиц), спец налог режимы. Функц сист налогообл вместе с налогопл образуют налоговый потенциал экономики. Осн черты налоговых доходов бюдж сист:1.НД базируются на правовой основе.(вводятся и отменяются только орг власти); 2.Четкое разделение налогов по уровням гос структуры.; 3. Нал зак-во предусм разделение нал поступ в бюдж разных уровней на закрепленные и регулирующие; 4. Нал сист построена по единым принципам взимания налогов; 5. единый подход к проблемам формир дох базы нижестоящих бюджетов на всей террит РФ. 90% поступл в бюдж систему РФ. Что обеспечивает исполнение гос-ом своих функций. Проявление фискальной ф-ции налогов(наполнение казны) о роли налоговых поступлений можно судить по показателям: 1 удельный вес налогов в стоимости ВВП: В России 36,6%.2. По доли налоговых поступлений в доходах гос-ва: В России большую часть занимают косвенные налоги(в странах с развитой экономикой – прямые); 3. по величине изъятия выручки из предприятий и доходов граждан: В россии осн налоговая тяжесть на пред-ия, в странах с разв эк-ой на физ. Лица, для стимулирования эконом роста пред-ий.
3. Налоги в РСФСР в 20-е годы ХХ века.
С октября 1918г. был введен натуральный налог. Ставки его исчислялись в пудах зерна. В январе 1919г. он был заменен продразверсткой, т.е. обязательной сдачей крестьянами сельхозпродукции государству. Введение продразверстки было основано на классовом принципе. В 21г. вместо продразверстки вводится продовольственный налог. Он взимался в меньшем размере, чем продразверстка, в виде определенной доли произведенной в хозяйстве продукции с учетом урожайности, кол-ва членов семьи и кол-ва голов скота. В 23г. он был заменен единым сельскохозяйственным налогом, который до 24г. имел натуральную форму. В городской местности в 21г. был введен промысловый налог. Им облагали торговые и промыш. предприятия приносящие доход. В 22г. вводится подоходно-поимущественный налог. Он взимается с доходов физ.лиц, частных АО, а также с недвижимого имущества. В 24г. он был преобразован в подоходный налог. В 25г. был введен налог на сверхприбыль. Его цель – не только воспрепятствовать ЧП превышать цены, но и в вытеснить частника из экономики страны. После Октябрьской революции были отменены пошлины. В 20 годы был ряд сборов пошлинного характера: судебные и нотариальные сборы, плата за регистрацию брака, за выдачу паспортов, пошлина с наследства. В февр. 22г. в СССР были введены ввозные пошлины. Они в основном применялись при ввозе произведений искусства, антиквариата.
13. Налоговая реформа ее влияние на налоговую нагрузку организации.
Цели НР – снижение налогового бремени эк-ки и его структурной перестройке, оптимизация количественного и качественного состава налогов.
В 2001г. Путин всвязи с проведение кардинальной НР выделил стратегический приоритет- рациональное, справедливое обложение природных ресурсов, недвижимости, снижение налогообложения нерентных доходов. В теч. последующих лет были отменены различные налоги и сборы – налог на пользователе авт.дорог, на сод-е жилищного фонда. Снижены ставки по налогу на прибыль с 35 до 24, НДФЛ вместо шкалы от 12-35 ставка 13% НДС с 20 до 18%. Изменены осн.элементы регионального налога 2004г. реформы стали приносить результаты — выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от уплаты, уменьшилось налоговое бремя экономики
18: Виды налоговых ставок и их применение в налогообложении. Ст. 53 НК: Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. (налог база – стоимостная, физическая или иная хар-ка объекта налогообложения). Налоговые ставки по фед. Налогам устанавливаются НК, налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются законами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами представительных органов муницип. Образований. Налоговые ставки бывают процентные и твердые. Процентные – устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть: А)пропорциональные (действуют в одинаковом % к налог. Базе – ставка налога на прибыль: основная — 24%, региональные власти могут ее понижать до 13,5%; и на добавленную стоим-ть – 0%, 10%, 18%, 10/110% и 18/118%); б) прогрессивные – увеличиваются по мере увеличения налог. базы. Прогрессия ставок м.б. простой (налог. Ставка увеличивается по мере роста налог. Базы) и сложной (происходит деление налог. Базы на части и каждая последующая часть облагается повышенной ставкой). Сейчас прогрессивные налог. Ставки не применяются. В) регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением налоговой базы (ЕСН).
35. Налогообложение доходов физических лиц в РФ. Налоговые резиденты и нерезиденты.
НДФЛ явл. федеральным прямым налогом. Он построен на резидентском принципе и уплачивается на территории всей страны по единым ставкам.
Налогоплательщиками признаются физ.лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физ.лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Резидент – физическое лицо, фактически находящееся на территории РФ не менее 183 дней в течении следующих подряд месяцев. Нерезиденты несут ограниченную налоговую обязанность.