Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Финансы"


Налоговая система России 7

--PAGE_BREAK--
1.4. Виды налогов


Все многообразие налогов можно распределить на группы и виды в зависимости отряда признаков. Рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся классификации и соответствующие им типы налогов.

По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные.

К прямымотносят подоходно-поимущественные налоги, т. е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, ис­ходя из знания величины объекта налогообложения, расчета нало­говой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налого­плательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщи­ком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога.

Исторически сложилось деление прямых налогов на личные и реальные, хотя еще в середине XIXв. это деление иногда рассмат­ривалось как устаревшее1. Тем не менее даже в современной эконо­мической литературе это деление еще встречается.

Личные налоги — подоходные налоги. К числу последних отно­сятся подоходный налог с физических лиц («индивидуальный/лич­ный» подоходный налог) и налог на прибыль предприятий и орга­низаций (налог на прибыль корпораций).

Реальные налоги — налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение гипотетического дохода того или иного че­ловека (или предприятия), исходя из оценки стоимости его имуще­ства (от англ. «real(estate)» — «имущество», «недвижимость»).

Если прямое налогообложение в основном ориентируется на процесс получения дохода, то косвенное налогообложениеболее связано с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги фактически — налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по за­конодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимают­ся в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг.

К косвенным относят налог на добавленную стоимость, акци­зы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги на потребление). Разделение налогов на прямые и косвенные, казалось бы однозначное, в некоторых стра­нах трактуется весьма своеобразно. Так, например, в Канаде налог с продаж (в розницу) отнесен к категории прямых налогов в соот­ветствии с решением ее Верховного суда1.

В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима рас­ходования средств, полученных с помощью налогов, принято раз­личать общие и целевые налоги.

К общим относятся налоги, которые, в соответствии с действу­ющим законодательством, зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета. То есть налоги указанной группы не име­ют целевого назначения. Подавляющее большинство действующих в России налогов (на прибыль предприятий и организаций, на до­бавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество предприятий, таможенные пошлины и многие другие) относится именно к этой группе.

Целевые налоги,в отличие от общих, вводятся для финансиро­вания конкретной категории расходов и зачисляются, как прави­ло, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджет­ные фонды. Только такой режим позволяет контролировать целе­вое использование указанных средств.

В Российской Федерации к целевым относятся, в частности, налоги, вводимые для финансирования дорожных фондов, кото­рые зачисляются в Федеральный дорожный фонд (консолидирован­ный в федеральном бюджете) и территориальные (субъектов Фе­дерации) дорожные фонды, многие из которых также консолиди­рованы в региональных бюджетах.

Дорожные фонды формируются за счет налогов на пользовате­лей автодорог и владельцев транспортных средств, акцизов на лег­ковые автомобили. Два налога, которые также формировали дорож­ные фонды в 90-х годах, — на реализацию горюче-смазочных ма­териалов и на приобретение транспортных средств — были отменены с 01.01.01.

К целевым, или специальным, налогам российской налоговой системы следует также отнести отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. На федеральном уровне они поступа­ют в специальный бюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. В некоторых субъектах РФ эти платежи зачисляются также в бюджетные фонды, в некоторых эти фонды имеют статус внебюджетных.

Единый социальный налог, введенный с 01.01.01 вместо систе­мы страховых платежей, также является специальным. Поступле­ния от него зачисляются в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды медицинского страхования (федеральный и территориальные).

По характеру властной компетенции налоги подразделяют на го­сударственные и местные. Государственные налоги вводятся законода­тельными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет. Часть из них может зачисляться и в доход местных бюджетов.

В Российской Федерации можно выделить две составляющих государственного устройства — федеральную и субфедеральную (субъекты Федерации). Соответственно, к государственным нало­гам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации.

К федеральным налогам в настоящее время относятся:

•      налог на прибыль предприятий и организаций;

•      налог на доходы физических лиц;

•      налог на добавленную стоимость;

•      акцизы;

•      таможенные пошлины;

•      платежи за пользование природными ресурсами;

•      единый социальный налог;

•      государственная пошлина;

•      налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

•      налог на операции с ценными бумагами;

•      налог на игорный бизнес;

•      лицензионные и регистрационные сборы и некоторые другие налоги
и сборы.

Налоги субъектов Российской Федерации:

•      налог на имущество предприятий;

•      налог с продаж;

•      единый налог на вмененный доход для определенных видов деятель­ности субъектов малого предпринимательства, а также некоторые дру­гие налоги и сборы.

Местные налогиустанавливаются на основании решений орга­нов местного самоуправления и зачисляются, как правило, только в доход местных бюджетов.

В настоящее время в Российской Федерации к числу местных налогов относятся:

•      сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица;

•      земельный налог;

•      налог на имущество физических лиц;

•      налог на рекламу и ряд других налогов и сборов.

Статьи 13—15 Налогового кодекса РФ (часть первая) предпола­гают перечень федеральных региональных и местных налогов, не­сколько отличающийся от приведенного.

Федеральные налоги:

•      налог на добавленную стоимость;

•      акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды мине­рального сырья;

•      налог на прибыль (доход) организаций;

•      налог на доходы от капитала;

•      налог на доходы физических лиц;

•      единый социальный налог;

•      государственная пошлина;

•      таможенная пошлина и таможенные сборы;

•      налог на пользование недрами;

•      налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

•      налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

•      сбор за право пользования объектами животного мира и водными био­логическими ресурсами;

•      лесной налог;

•      водный налог;

•      экологический налог;

•      федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы:

•      налог на имущество организаций;

•      . налог на недвижимость;
•      дорожный налог;

•      транспортный налог;

•      налог с продаж;

•      налог на игорный бизнес;

•      региональные лицензионные сборы;
Местные налоги и сборы:

•      земельный налог;

•      налог на имущество физических лиц;

•      налог на рекламу;

•      налог на наследование или дарение;

•      местные лицензионные сборы.

Введение в действие указанных статей отложено до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ в полном объеме. До этого момента фактически действующий на территории России перечень налогов регулируется Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с учетом последующих изме­нений и дополнений.

Иные виды классификаций налогов и сборов.В зависимости от характера определения ставок налоги могут распределяться на рас­кладочные и квонтитивные.

Если в основе определения налоговой ставки (или ставок) ле­жит задача получения конкретной суммы средств для финансиро­вания определенных расходов и далее эта сумма на основе какого-то принципа «раскладывается» на налогоплательщиков, то такие налоги принято называть раскладочными. Раскладочные налоги до­статочно широко применялись в ранние периоды развития нало­говых систем. Так, в России подобный принцип налогообложения в отношении купечества и промышленников в значительной мере действовал на протяжении всего XIXв. В современных налоговых системах раскладочные налоги встречаются значительно реже. Это в основном местные налоги. Так, например, в значительной части муниципалитетов в Канаде ежегодно ставка налога на имущество для формирования местных бюджетов определяется делением не­обходимой плановой суммы расходов на стоимость имущества на территории муниципалитета. Таким образом, необходимая муни­ципалитету сумма средств «раскладывается» пропорциональ­но стоимости'имущества.

Квонтитивными (количественными, долевыми) называются те налоги, которые, в противоположность раскладочным, исходят не из необходимости покрыть определенные расходы, а из необходи­мости сформировать некоторый фонд денежных средств. Предпо­лагается, что эти налоги учитывают возможность налогоплатель­щика уплатить налог.

В Российской Федерации достаточно широко используется еще один критерий классификации имеющихся налогов и сборов — взависимости от принципа, положенного в основу при определении адресата — получателя средств от данного налога (конкретного бюджета). Исходя из этого принципа налоги разделяются на соб­ственные (закрепленные) и регулирующие.

Собственные (закрепленные) налоги — это те налоги, которые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финансирования. Так, налог на имущество предприятий является закрепленным налогом субъектов Федерации. Средства от данного налога закреплены за бюджетами субъектов РФ. Это их собственные налоги и собствен­ные источники доходов. Субъекты РФ обязаны оставлять часть по­ступлений от данного налога в тех муниципалитетах, на террито­рии которых расположены соответствующие имущественные объек­ты. Собственным налогом является и таможенная пошлина для федерального бюджета, поскольку поступления от данного налога формируют доход федерального бюджета.

Регулирующие налоги — те налоги, отчисления (нормативы, иной механизм распределения) от которых могут пересматриваться еже­годно в процессе формирования бюджета соответствующего уров­ня на будущий год. К числу регулирующих налогов относятся: НДС, по которому фактически ежегодно устанавливается норматив за­числения средств в доход бюджетов субъектов Федерации; акци­зы; налог на доходы физических лиц. Эти налоги являются регули­рующими в отношениях между федеральным и субфедеральными (региональными) бюджетами. Но можно назвать и регулирующие налоги для субфедерального и местного уровней: Так, во многих субъектах Федерации налоги на прибыль, на доходы физических лиц, равно как и налог на имущество предприятий, выступают ре­гулирующими в отношениях между региональным (субъекта Феде­рации) и местными бюджетами. Нормативы, в соответствии с ко­торыми поступления этих налогов «расщепляются» между регио­нальным и местными бюджетами, устанавливаются в ежегодных актах о бюджете соответствующего субъекта Федерации.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 47, 48) выделяет собственные дохо­ды бюджетов и регулирующие доходы бюджетов. К первым он от­носит виды доходов, закрепленные законодательством Российской

Федерации на постоянной основе, полностью или частично, за соответствующими бюджетами. К регулирующим доходам относят­ся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по кото­рым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюд­жеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансо­вый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Налоги можно классифицировать также:

•      по статусу налогоплательщика — налоги с физических лиц и налоги с
юридических лиц;

•      по степени периодичности уплаты — периодические (определяется  на­логовый период) налоги и непериодические (единовременные) нало­ги (уплачиваются в случае совершения каких-либо действий или воз­никновения явлений и фактов). Например, налог на имущество физи­ческих лиц является периодическим и подлежит уплате ежегодно. Налог наимущество, переходящее в порядке наследования или дарения, уплачивается только тогда, когда имеет место факт

получения наследства или дара.

Известны и другие виды классификаций, но приведенные наи­более широко распространены в России и за рубежом.
1.5. Функции налогов


Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов прояв­ляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1.Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная
функция).

2.Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

3.Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения
между   доходами    отдельных    социальных    групп    с    целью    сглаживания
неравенства между ними (социальная функция).

4.       Стимулирующая функция.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важное роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая.    Рыночная    экономика    в    развитых    странах — это регулируемая экономика.  Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело—как она регулируется, какими способами, в каких формах.

Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой   системе   регулирования   принадлежит   налогам.   Развитие   рыночной экономики   регулируется   финансово-экономическими    методами   —   путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов госу­дарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с дли­тельными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значи­тельные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая си­стема позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкла­дываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный ха­рактер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Приемы использования фразеологических оборотов в творчестве Чехова
Реферат Сопротивление твердых тел деформированию при динамических нагрузках
Реферат Парламент Филяндии
Реферат 1. Характеристика завалов при разрушении зданий Завалами принято называть нагромождение обломков зданий стен, перекрытий, внутреннего оборудования, мебели и т
Реферат Особенности интеграционных процессов в современных условиях
Реферат Історія України. 9 клас
Реферат Средства и методы спортивной тренировки легкоатлета
Реферат V I международной научно-практической конференции
Реферат Административная ответственность Административная ответственность
Реферат Instrumentation And Circuits Laboratory Essay Research Paper
Реферат Как "открыть" закрытое общество
Реферат Theory Of Knowledge
Реферат Страны Магриба этапы формирования политической карты
Реферат Data In Todays World Essay Research Paper
Реферат Effects Of Acid Rain On Water Essay