Реферат по предмету "Финансы"


Методология финансово-экономического планирования на предприятии

--PAGE_BREAK--















1.3 Этапы финансово-экономического планирования на предприятии

Методология финансового планирования находит свое отражение и в определении и соблюдении этапов разработки финансового плана. Порядок финансового планирования, выработанный теорией и практикой, состоит из следующих последовательно проводимых этапов процесса разработки финансового плана предприятия, фирмы, компании:

-подготовка финансовой службой проекта приказа о порядке и сроках разработки ожидаемого исполнения финансового плана за текущий год и планового баланса доходов и расходов на предстоящий плановый период;

-уточнение хода исполнения финансового плана за истекший период с начала текущего года и прогноз его исполнения до конца отчетного года;

сбор, рассмотрение и разработка отчетных, ожидаемых до конца года и проектируемых показателей производства и других, на базе которых будет производиться система плановых расчетов показателей финансового плана;

-проведение предварительных финансово – экономических расчетов показателей по каждой статье финансового плана предприятия;

-заполнение формы предварительного планового баланса (финансового плана) и его балансировка по объемам доходов и расходов, платежей, ассигнований, целевых поступлений;

-проверка взаимной увязки источников с их направлением на полное покрытие планируемых расходов;

-корректировка и уточнение расчетов показателей финансового плана для достижения его сбалансированности;

-окончательная балансировка и подготовка проекта финансового плана к утверждению в соответствии с принятым на предприятии, в фирме, компании порядком;

-утверждение проекта финансового плана и пересчет его показателей на поправки принятые при утверждении;

-уточнение показателей финансового плана, скорректированного на поправки при утверждении, в ходе его исполнения на изменение цен и других условий;

-подготовка отчета об исполнении планового баланса доходов и расходов предприятия, фирмы, компании в истекшем году и его утверждение при рассмотрении проекта финансового плана на очередной год.

Этапы финансового планирования раскрывают общую технологию этого процесса, которая конечно не сводится только к техническому прохождению этапов разработки финансового плана. В основе технологии финансового планирования лежат еще и такие важные элементы этого процесса как методология и методика разработки финансового плана. Первая – составная часть и в значительной мере форма практического проявления теории финансов предприятий. Вторая – инструментарий, воплощающий принятую методологию в финансово-экономическую практику составления финансового плана. Методология призвана, в первую очередь, отразить теоретическую концепцию понимания финансов предприятий и организаций. Методика – обеспечить практическое выявление путей и резервов роста внутрихозяйственных денежных накоплений и получения экономии в денежных затратах и расходах.

При планировании определенных видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретение кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определение объема инвестиций.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
3 Совершенствование методов финансово-экономического планирования

Современный бизнес в нашей стране очень динамичен и достаточно суров. Усиление конкуренции приводит к снижению предпринимательской маржи. С другой стороны, сам бизнес становится все более стабильным. Уже нельзя принимать решения, основываясь только на интуиции и личном представлении о положении дел. Чтобы удержать достигнутые позиции, менеджеры вынуждены использовать новые технологии управления. Особенно это касается повышения эффективности управления материальными и финансовыми ресурсами.

Для оптимизации процесса принятия управленческих решений, для оценки возможных последствий этих решений в компаниях и стали внедрять системы бюджетирования предприятия.

Бюджетирование предприятияпозволяет получить конкурентные преимущества через создание эффективной системы управления ресурсами и благодаря использованию возможности «подстелить соломку», предугадывая возможные проблемы и соответствующим образом планируя будущие действия.

Внедрение системы бюджетирования предприятия позволит руководству планировать финансово-хозяйственную деятельность с расчетом на достижение определенного финансового результата, т. е. четко определить цели и установить поддающиеся измерению контрольные показатели деятельности. Кроме того, появится возможность направить деятельность всех подразделений на достижение целевого финансового результата, выделив сферы ответственности и распределив функции финансового управления между руководителями подразделений. Улучшатся информационный обмен и взаимодействие структурных подразделений между собой.  

Бюджетирование предприятияпоможет оптимизировать финансовые потоки, заранее определив критические периоды в деятельности компании и необходимость внешнего финансирования. С помощью бюджетирования можно обнаруживать «узкие» места в управлении и вовремя принимать необходимые управленческие решения.

В основе бюджетирования предприятия лежит общий бюджет, который представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для компании в целом. Он состоит из операционного и финансового бюджетов, состав которых компания определяет сама.

            Бюджетирование-это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределенияэкономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

К числу основных задач бюджетирования относится следующее:

·                     обеспечение текущего планирования;

·                     обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;

·                     обоснование затрат предприятия;

·                     создание базы для оценки и контроля планов предприятия;

·                     исполнение требований законов и контрактов.

Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте).

Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Опыт автора доказывает, что, как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:

·                     изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;

·                     поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования;

·                     разработка плана внедрения бюджетирования (все дальнейшие действия будут определены планом внедрения);

·                     пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;

·                     создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности предприятия;

·                     создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;

·                     разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети предприятия;

·                     обучение персонала.
2. Разработка финансового плана на предприятии

2.1 Краткая характеристика предприятия

Строительство тракторного завода-гиганта началось в Чебоксарах 12 января 1972 года. Строительство Чебоксарского завод промышленных тракторов (ЧЗПТ) было включено постановлением ЦК ВЛКСМ в число Всесоюзных Ударных комсомольских строек, что повлекло на стройку в Чувашию молодёжь со всей страны.

Открытое акционерное общество «Промтрактор — Инвест», в дальнейшем именуемое  «Общество», учреждено в соответствии с Законом Российской Федерации       «Об акционерных обществах», Гражданским кодексом, другими действующими        нормативными актами и в своей деятельности руководствуется ими. Общество учреждено без ограничения срока его деятельности.

 Место нахождения Общества:

Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 101

Почтовый адрес Общества:

428028, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Тракторостроителей, 101.

Основной целью Общества является извлечение прибыли.

Общество имеет гражданские права и несёт гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

-     организация и проведение работ по разработке и реализации  программ,  проектов

научно-технического, производственного, финансового, коммерческого и социально-культурного характера;

-     организация производства и реализация продукции промышленного назначения;

-     организация производства и реализация товаров народного потребления различного назначения;

-     внедрение в производство новых прогрессивных видов продукции, технологии и материалов;

-     оказание платных услуг организациям и населению;

-     торгово-закупочная деятельность.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредителем Общества является открытое акционерное общество «Промтрактор» (зарегистрировано постановлением главы Администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики  от 28.12.1993 г. № 338).

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и на чувашском языке и указание на место его нахождения.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Общество может участвовать в коммерческих и некоммерческих организациях любых организационно-правовых форм либо создавать их совместно с другими юридическими или физическими лицами, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства.

. Общество может на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, а также быть членом других некоммерческих организаций, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Вмешательство в административную и хозяйственную деятельность Общества со стороны государственных, общественных и других организаций не допускается, если это не обусловлено их правами по осуществлению контроля и ревизии согласно действующему законодательству.

Обществу могут даваться обязательные к исполнению указания, если другое общество или хозяйствующий субъект имеет долю в уставном капитале более пятидесяти процентов или это оговорено в специальном договоре.

   Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.

Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам Общества, равно как и Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

. Уставный капитал Общества составляет  100 000 (сто тысяч ) рублей.

Обществом размещены обыкновенные акции в количестве 10 000 (десять тысяч) штук номинальной стоимостью  10 (десять) рублей каждая. Все акции Общества являются именными и выпускаются в без документарной форме.

В Обществе создается резервный фонд в размере  20  процентов от его уставного капитала.

В Обществе может формироваться специальный фонд акционирования работников Общества в размере 5  процентов от уставного капитала.

В Обществе создаются следующие фонды: накопления, социальной сферы, потребления, дивидендный.

По решению общего собрания акционеров в Обществе могут быть созданы другие фонды. Все фонды находятся в полном распоряжении Общества. Назначение, размеры, принципы и источники образования, порядок использования фондов определяются  наблюдательным советом Общества.


2.2Значение анализа финансово-экономической деятельности

Экономический анализ является основой хозяйственной деятельности любого хозяйствующего субъекта. В ходе экономического анализа осуществляется оценка текущего и прошлого финансового состояния, результатов деятельности предприятия, его место в рыночной системе.

Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия, целью которой является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Указанные цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия всегда могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования затрат производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации). Переход предприятий к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиск путей их достижения помогает предприятию устоять.

Финансовая стратегия предприятия осуществляется через реализацию финансовых планов и прогнозов, поэтому при решении проблемы финансового планирования и прогнозирования необходимо иметь достоверную исходную информацию о финансовом состоянии самого предприятия, его возможных конкурентов и партнеров, о положении предприятия на рынке сбыта продукции и общей экономической обстановке в стране и в отрасли.

ОАО «Промтрактор-Инвест» является коммерческой организацией. Организуется бухгалтерский учет в ОАО «Промтрактор-Инвест» согласно учетной политике, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г.

Форма ведения учета — журнально-ордерная с применением товарных отчетов материально-ответственных лиц.

Полученные от них отчеты после тщательной проверки используются в бухгалтерии в качестве учетных регистров.

Такой порядок несколько сокращает объем бухгалтерской работы, т.к. нет необходимости переписывать данные, содержащиеся в отчетах в журналы-ордера, и уменьшает возможность совершения ошибок.

Имущество общества составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на балансе. Источником формирования имущества являются денежные и материальные взносы учредителей, доходы, получаемые от реализации товаров и услуг.

Общество имеет уставный капитал в размере 100 000 рублей.

Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре активного и пассивного капиталов в ОАО «Промтрактор-Инвест», а также о динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа показателей отчетности из формы № 1 «Баланс» (Таблица 2.1).

Таблица 2.2.1

Актив

Код по-

На нач.

На кон. отч.

Измен. (+,-)

Уд.вес в %

 

казателя

отч. года

 периода

1

2

3

4

5

6

I.  ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 





 -

 

Нематериальные активы

110

Основные средства

120







 

Незавершенное строительство

130







 

Доходные вложения в материальные ценности

135







 

Долгосрочные финансовые вложения

140

4792

4292

-500

-0,5

Отложенные налоговые активы

145





 

 

Прочие внеоборотные активы

150





 

 



151





 

 

Итого по разделу I

190

4792

4292

-500

-0,5

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 





 

 

Запасы

210

в том числе:

 





 

 

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

животные на выращивании и откорме

212





 

 

затраты в незавершенном производстве

213





 

 

готовая продукция и товары для перепродажи

214





 

 

товары отгруженные

215





 

 

расходы будущих периодов

216





 

 

прочие запасы и затраты

217





 

 



218





 

 

Налог на добавленную стоимость по приобретенным

 





 

 

ценностям

220

Дебиторская задолженность (платежи по которой

 





 

 

ожидаются более чем через 12 месяцев после

 

отчетной даты)

230

в том числе покупатели и заказчики

231





 

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой

 

20582

21204

622

0,6

ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной

 

даты)

240

в том числе покупатели и заказчики

241





 

 

Краткосрочные финансовые вложения

250



98402

98402

99,4

Денежные средства

260

34

459

425

0,4

Прочие оборотные активы

270





 

 



271





 

 

Итого по разделу II

290

20616

120065

99449

100,5

БАЛАНС

300

25408

124357

98949

100,0

Пассив

Код по-

На нач.

На кон. отч.

Измен. (+,-)

Уд.вес в %

 

казателя

отч. периода

 периода





1

2

3

4

5

6

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

 

 

 

 

Уставный капитал

410

100

100



 

Собственные акции, выкупленные у акционеров

411

 

 



 

Добавочный капитал

420





 

 

Резервный капитал

430





 

 

в том числе:

 





 

 

резервы, образованные в соответствии

 









с законодательством

431









резервы, образованные в соответствии

 





 

 

с учредительными документами

432











433





 

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470







 

Итого по разделу III

490

100

100



 

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 





 

 

Займы и кредиты

510









Отложенные налоговые обязательства

515





 

 

Прочие долгосрочные обязательства

520





 

 



521





 

 

Итого по разделу IV

590





 

 

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

3870

102428

98558

99,6

Займы и кредиты

610









Кредиторская задолженность

620

26817

27317

500

0,5

в том числе:

 





 

 

поставщики и подрядчики

621





 



задолженность перед персоналом организации

622

80



-80

-0,1

задолженность перед государственными  внебюджктными фондами

623

19



-19

0,0











задолженность по налогам и сборам

624

16

622

606

0,6

прочие кредиторы

625

26702

26695

-7

0,0

Задолженность перед участниками (учредителями)

630







 











Доходы будущих периодов

640





 

 

Резервы предстоящих расходов

650

-5379

-5488

-109

-0,1

Прочие краткосрочные обязательства

660





 

 



661





 

 

Итого по разделу V

690

25308

124257

98949

100,0

БАЛАНС

700

25408

124357

98949

100,0
    продолжение
--PAGE_BREAK--


На основании представленных данных можно сделать вывод о том, что в составе средств и источников ОАО «Промтрактор-Инвест» произошли существенные изменения.

 Ухудшения произошли в конце отчетного периода в долгосрочных финансовых вложениях, так как они снизились на (-) 500.
Таблица 2.2.2

Показатель

За отч.

За анал.пер.

Измен. (+,-)

наименование

код

период

пред.года

1

2

3

4

5

Доходы и расходы по обычным видам

 



 

 

деятельности

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ,

10

услуг (за минусом налога на добавленную стоимость,

акцизов и аналогичных обязательных платежей)

 

11





 

Себестоимость проданных товаров, продукции,

20

(

(

 

работ, услуг

 

21

(

(

 

Валовая прибыль

29





 

Коммерческие расходы

30

(

(

 

Управленческие расходы

40

(

(

 

Прибыль (убыток) от продаж

50

-661

-622

-39

Прочие доходы и расходы

 

5914



 

Проценты к получению

60

5914

Проценты к уплате

70

(

(

 

Доходы от участия в других организациях

80





 

Прочие доходы

90





 

 

91





 

Прочие расходы

100

(

(

 

 

110

(

(

 

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

-109

-689

580

Отложенные налоговые активы

141





 

Отложенные налоговые обязательства

142





 

Текущий налог на прибыль

150

(

(

 

 

180





 

Чистая прибыль (убыток) отчетного

 

-109

-689

 

периода

190

580

СПРАВОЧНО.

 





 

Постоянные налоговые обязательства (активы)

200

 

Базовая прибыль (убыток) на акцию

201





 

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

202





 
    продолжение
--PAGE_BREAK--

В «Отчёте о прибылях и убытках» (форма № 2)  содержатся сведения о финансовых результатах деятельности организации в целом и суммы их составляющие. В отчёте данные о доходах и расходах и финансовых результатах представляются нарастающим итогом с начала года до конца года.
Финансовые показатели Промтрактора  стабильно растут. Так, неконсолидированная выручка каждой их компаний  увеличивается почти вдвое. Рост рентабельности по EBITDA указывает на повышение эффективности бизнеса. Между тем повышается и чистый долг предприттия, что связано с необходимостью финансирования проектов, связанных с модернизацией и переоснащением производства. В планы концерна «Тракторные заводы» входит размещение долговых инструментов (облигаций или CLN), необходимых для покрытия расходов на покупку Агромашхолдинга – эти долговые обязательства могут частично отразиться на балансе Промтрактора, поэтому снижение чистого долга Промтрактора в ближайшее время маловероятно.
Состав плановой прибыли должен быть близок к составу фактической прибыли. В этом состоит одно из важнейших требований единства методологии финансового планирования. Единство методологии, таким образом, следует понимать двояко: как сопоставимость с планом, разработанным ранее, и как преемственность плана по отношению к факту. Эта преемственность не должна означать полное повторение при планировании прибыли в составе финансово плана отчетных составных позиций прибылей и убытков. Отчет и принятый порядок его составления создает лишь потенциальное поле для финансового планирования. В план прибыли должны попадать лишь те статьи, или позиции отчета о прибылях и убытках, которые подлежат финансовому планированию. Если, например, по решению арбитражного суда мы точно знаем в момент осуществления финансового планирования, что фирма будет платить штрафы и пени за нарушение договорных обязательств в суммах переходящих на планируемый период, то такие штрафы и пени должны быть учены в плане прибыли на предстоящий год в размерах, переходящих с текущего года на планируемый. Однако это вовсе не означает, что мы должны планировать подобные штрафы по поставкам санируемого года и учитывать свои нарушения платежных обязательств перед поставщиками в предстоящем году.
Таблица 2.2.3



Показатель

За отч.

За анал.пер.

Откл. (+,-)

наименование

код

год

предыд.год

1

2

3

4

5

Остаток денежных средств

 

34

52

-18

на начало отчетного года

10

Движение денежных средств

 





 

по текущей деятельности

 

Средства, полученные от покупателей, заказчиков

20

Прочие доходы

30

104471



104471

 

40

 

 

 

Денежные средства, направленные:

100

(

104046

)

(

590

)

103456

на оплату приобретенных товаров, услуг,

 

















 



















69

сырья и иных оборотных активов

150

(

69

)

(



)

на оплату труда

160

(

491

)

(

374

)

117

на выплату дивидендов, процентов

170

(



)

(



)

 

на расчеты по налогам и сборам

180

(

211

)

(

145

)

66



185

(

 

)

(

 

)

 

на прочие расходы

190

(

103275

)

(

71

)

103204

Чистые денежные средства от текущей деятельности

200

425

-590

 

Движение денежных средств

 





 

по инвестиционной деятельности

 

Выручка от продажи объектов основных средств

 

и иных внеоборотных активов

210

Выручка от продажи ценных бумаг и иных

 





 

финансовых вложений

220

 

Полученные дивиденды

230





 

Полученные проценты

240





 

Поступления от погашения займов, предоставленных

 





 

другим организациям

250



260





 

Приобретение дочерних организаций

280

(



)

(



)

 

Приобретение объектов основных средств, доходных

 

















 



















 

вложений в материальные ценности и

 

















 



















нематериальных активов

290

(



)

(



)

Приобретение ценных бумаг и иных финансовых

 

















 



















 

вложений

300

(



)

(



)

Займы, предоставленные другим организациям

310

(



)

(



)

 



320





 

Чистые денежные средства от инвестиционной

 





 

деятельности

340
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.