Реферат по предмету "Финансы"


Механизмы денежно кредитной политики Украины

--PAGE_BREAK--Дальнейшее развитие товарного производства доказал невозможность концепции о саморегуляции рыночного механизма. Бушующее развитие производственных сил. возрастание количества товаропроизводителей, углубляли специализацию и кооперацию, что создавало объективные условия для появления большого количества финансово-кредитных институтов, которые, с одной стороны, решало противоречия взаимосвязи между субъектами хозяйствования, а, из другого, делали эту взаимосвязь более сложным. Все это и, прежде всего, внедрение достижений научно-технического прогресса в производство, необходимость структурной перестройки, появление новых технологий служит объективной основой цикличности экономического развития товарного производства. Рыночная экономика, как определил в своих роботах Й. Шумпетер. в процессе своего развития подлежит обязательному влиянию институциональных и политических факторов государства. В своей работе «Социализм, капитализм и демократия» (1942 г.), он доказывал, что для прогресса экономики главным с не столько количественные возрастания, а качественные изменения и инновации. Соответственно возрастает роль предпринимателя, его влияние на экономические процессы. Субъективность такого влияния объективно требует государственного вмешательства.
Разные экономические школы неоднозначное подошли к формам вмешательства государства в экономические процессы и целей денежно-кредитной политики государства. Представители кейнсианской доктрины и приверженцы чикагской школы монетаризму М. Фридмена по-разному определяли причины экономических противоречий и формы государственной денежно-кредитной и фискальной политики. Но как показал следующее развитие экономической теории, приверженцы этих школ в современных условиях пришли к общему заключению, которое объединяет эти направления в экономической теории неоклассического синтеза.
Для определения объективной необходимости денежно-кредитной политики в особенности важно правильно понять ее сущность, целые, инструменты и механизм реализации. Всякая денежно-кредитная политика, которая проводится государством одновременно реализует как политические, так и экономические цели. Политические цели определяются государственным устройством, существующей законодательной базой и социально-политическим направлением развития общества, которые реализуют органы государственной власти и государственного управления. И сегодня достижение политических целей невозможное без решения социально-экономических проблем. Соответствующей действительности состояние экономики есть материальной базой для политического развития общества, не возможно построить материально высокоразвитое общество с высокой ступенью социальной защиты каждого гражданина в условиях обострения экономических противоречий и падение производства. Поэтому политические и экономические целые сегодня нельзя рассматривать и реализовывать в отдельности, а только в совокупности, как одно целое.
При этом необходимо указать, что можно определить общеэкономические цели экономической политики государства, которые носят стратегический характер, и конкретные цели денежно-кредитной политики, которые имеют тактическое значение, носят ли автономный характер. За своей сущностью денежно-кредитная политика — это государственное регулирование сферы денежного обращения и кредитного отношения. Основная цель такой политики подчиненная общеэкономической политике государства и направленная на достижение экономической стабильности и прогресса в условиях оптимального уровня основных макроэкономических показателей. Мы видим, то цели общеэкономической политики государства и денежно-кредитной политики в конечной цели совпадают, но при этом следует отметить, что на краткосрочных этапах они могут не совпадать. Как справедливо отмечает А. Гальчинский, общая целевая направленность денежно-кредитной политики не только не возражает, а предусматривает определение ее спешных автономных целей. Последние принято рассматривать в теории денег как тактические цели денежно-кредитной политики. Этим определением снова же таки подчеркивается структурная подчиненность всего комплекса денежно-кредитной политики макроэкономической задачей. Но при этом необходимо указать, что в конкретной экономической ситуации, денежно-кредитная политика может не совпадать с конечной целью. Мы видим, что денежно-кредитная политика имеет более гибкие рычаги для оперативного вмешательства государства с целью реализации тактических целей, которые могут быть промежуточным этапом на пути к макроэкономической стабильности.
В экономической литературе общепринятым есть утверждение, которое высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и возрастании реального объема производства. Положения, которые денежные отношения есть одной из составных совокупности всего рыночного отношения, разрешает сделать вывод, что цели денежно-кредитной политики есть производными от общеэкономических целей и определяются приоритетами последних. Одним из постулатов такой взаимосвязи есть положение, которое одной из целевых функций денежно-кредитной политики есть достижение стабильности национальной денежной единицы. Вместе с тем мы видим, что такая стабильность есть обязательным необходимым условием при решении макроэкономических задач.
На сегодня денежно-кредитная политика отождествляется с монетарной политикой. Основной целью такой политики е стабильность национальной денежной единицы и денежного обращения за счет контроля за эмиссией денег и кредитным механизмом. Но реализовывать эту задачу монетарная политика может лишь в совокупности с фискальной политикой государства, при чем и фискальная, и денежно-кредитная политика должны составить единый механизм достижения конкретной цели на определенном этапе. Хотя денежно-кредитная и фискальная политика выступают как отдельные составные для достижения конечного макроэкономического результата, эффективность их действий состоит в определении тактических целей и взаимодействия в ходе их реализации. Поэтому, хотя монетарная и фискальная политика относительно автономные, имеют собственный инструментарий и механизм реализации, их взаимодействие есть одной из главных факторов экономической стабильности и возрастания.
 В зарубежной экономической литературе выделенная такая иерархическая структура задач и целей денежно-кредитной политики[4c.352]. Высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и возрастании реального объема производства. Вместе с тем авторы выделяют текущую денежно-кредитную политику, которая ориентируется на более конкретных и доступных целях чем глобальная задача.
Эти конкретные цели включают у себя тактические, которые достигаются путем проведения ежедневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг и промежуточные цели, которые регулируют значение ключевых сменных в экономической системе на годовых и более длинных временных интервалах. Высочайшие задачи, промежуточные и тактические цели создают иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне проходит корректирование соответствующей цели для обеспечения выполнения задача более высокого порядка. 
Определение иерархической структуры в целях денежно-кредитной политики необходимое при конкретизации текущей задачи для достижения общего результата. Тактические цели денежно-кредитной политики по своей направленности могут не совпадать с общеэкономической целью. Так, политика «дешевых денег» направлена на увеличение денежной массы в обороте, стимулирует возрастание объемов производства и вместе с тем приводит к росту цен и инфляции. Мы видим, что решая одно противоречие, порождаем другое. В зависимости от значимости конкретной задачи, которое стоит перед денежно-кредитной политикой, будет направлен и механизм ее действия. Властные правительственные структуры определяют приоритетность направлений экономической политики, определяют иерархию их значимости и последовательность реализации. Результативность и совершенство реализации такой задачи зависит от эффективности действия механизма денежно-кредитной политики, учете влияния и управление побочными факторами, которые возникают при таких условиях, и взаимодействие и факторами фискальной политики государства.
Важно также определить последовательность действий денежно-кредитной политики в ходе реализации конкретных этапов из достижения промежуточной цели. Так например, в условиях стагфляции, политика роста цен на отдельные виды товаров будет промежуточным результатом для структурной перестройки экономики, оживления и дальнейшего роста производства.
 При чем, для достижения такого результата могут использоваться рычаги как денежно-кредитной политики, так и фискальной политики государства в виде льготного налогообложения отдельных областей и предприятий, или их бюджетное финансирование или государственные закупки. С вышеприведенного можно сделать вывод, который денежно-кредитная политика, которая проводится государством, не может вместе с тем решить все социально-экономические противоречия и иметь общеэкономические положительные следствия.
Большое значение денежно-кредитная политика имеет как психологический фактор влияния на общество и каждого индивидуума в отдельности. Политико-экономическое состояние в государстве, прохождение экономикой соответствующей фазы деловой активности создает определенную психологическую ситуацию, которое формирует психологию каждого субъекта, определяя при этом его интересы и потребности. Психологическое состояние в обществе влияет на поведение индивидуума, направляя его на активизацию предпринимательской деятельности и расширение производства, или наоборот, предопределяет его к вкладыванию денежных средств в недвижимость, государственные ценные бумаги, другие фиксированные активы. Учет психологического состояния субъектов очень важно при выборе тактических целей денежно-кредитной политики и инструментов механизма его реализации.
Экономической теорией разработанные соответствующие модели влияния денежно-кредитной политики на конкретные макроэкономические показатели: объемы производства, занятость, уровень цен, а также зависимость этих показателей от использования отдельных инструментов и методов. В зависимости от прохождения экономикой определенной стадии экономического цикла, денежно-кредитная политика изменяется. Так, в период экономического кризиса, депрессии в производстве весь инструментарий монетарной политики направленный на увеличение денежной массы, ее активизацию и обеспечение доступности для субъектов экономической деятельности денежных и кредитных ресурсов. Такая политика получила название политики «дешевых денег». В случае, если активность рынка и производства превышает научно обоснованные темпы экономического роста, которое угрожает перенасыщением рынка, денежно-кредитная политика направлена на уменьшение объемов денежных и кредитных ресурсов, увеличением цены на них и получила название политики «дорогих денег». Такая дифференциация подходов к соответствующей экономической ситуации возможная благодаря гибкости денежно-кредитной политики, которая, своей очередью, дает возможность использовать ее в небольшие промежутки времени для решения наиболее острых конкретных задач.
 Весомость и необходимость использования монетарных методов в социально-экономической политике правительства денежно-кредитная политика находит отображаясь в его программе и механизме реализации, при этом она может также выражать классовой цели и интересы. Поэтому, в зависимости от экономической и политической ситуации в стране, на определенных этапах развития, отдельные приоритеты могут быть предоставлены тем ли другим стратегическим целям. Общая целевая направленность денежно-кредитной политики, определение спектру ее тактических целей часто приводит к конфликту между ними, того центрального банка в своей текущей монетарной политике необходимо определять приоритеты между противоположными целями.
Стратегические цели выдвигаются для долгосрочного периода, их достижение, как правило, сопровождается корректированием денежно-кредитной политики соответственно полученным промежуточным результатам, органы государственной власти разрабатывают промежуточные и тактические целые, а при необходимости и систему взаимосвязанных и тактических целей, последовательная реализация которых разрешает достичь конечной стратегической цели. Потребность в определении промежуточных тактических целей вызванная тем, что инструменты проведения денежно-кредитной политики, операции на открытом рынке, политика относительно учетной ставки и резервных требований — в основному не имеют непосредственного влияния на определенную стратегическую цель. Кроме того, реализация тактических целей, в отдельных случаях может маты и обратный результат. Поэтому очень важная теоретическая разработка моделей, которые учитывают не только непосредственная взаимосвязь влияния инструментов денежно-кредитной политики на экономические показатели, но и дают возможность учесть влияние политических, социальных, психологических и других факторов.
Учет побочных факторов влияния в ходе осуществления денежно-кредитной политики в особенности важное для стран с переходной экономикой, к которых относится и Украина. Процесс политико-экономических превращений в условиях трансформации экономики к рынку определяет стратегические целые Украины. Но при этом использование тех или других моделей денежно-кредитной политики, которые применялись в странах рыночной экономики не всегда приемлемое для Украины. Прежде всего, это связан с тем, что в Украине степень развития рыночного отношения, механизм функционирования финансово-кредитных институтов и его инфраструктура не обеспечивают возможность эффективного использования монетарной политики. Другой причиной является параллельное существование частного и государственного сектора, использование  рыночных и административных методов управления. Почему, используя монетарные методы, всегда следует учитывать влияние государственного сектору, его значение и место в рыночном механизме. При этом необходимо указать, что чисто административный метод преобразования государственных предприятий в  частные  без  учета  экономической целесообразности и обоснованности, без соответствующей материальной, финансовой основы, инфраструктурного обеспечения и в особенности без учета социально-психологических факторов не только не дает положительного результата, а и служит основой для возрастания социально-экономических противоречий.
Для стран с переходной экономикой важным фактором, который влияет на денежно-кредитную политику является внешнеэкономическая политика страны, ее место в мировом сообществе и степень сотрудничества с международными финансово-кредитными институтами. Так, Украина, проводя свою денежно-кредитную и валютную политику, должна ориентироваться на МВФ, Мировой банк и Европейское сообщество, при чем реализация валютной политики имеет значительное влияние на экономические процессы в середине страны, которая определяет необходимость корректирования монетарной и валютной политики.
Одним из факторов, который отрицательно влияет на эффективность денежно-кредитной политики является несогласование в действиях и противостояние разных ветвей власти, которая приводит к дестабилизации и недостаточно эффективного выполнения принятых решений. Как правило, принятие конкретных экономических программ и законов перерастает в политическое противостояние между законодательной и исполнительной властью. Своей очередью несогласование в действиях разных ветвей власти, политическое противостояние партий и группировок приводит к принятию экономических документов, которые не имеют реального экономического обоснования, а реализуют интересы финансово-политических групп. Все это приводит к тому, что денежно-кредитная политика действует только на уровне денежно-кредитной системы и почти не влияет на реальный сектор экономики.
4. Механизм реализации денежно-кредитной политики государства
Степень развития финансово-кредитной системы, его инфраструктурных элементов определяет механизм денежно-кредитной политики, инструментарий последней, а в конечном результате эффективность ее проведения. Теория и практика денежно-кредитной политики различает две группы инструментов, с помощью которых осуществляется комплекс мероприятий в реализации ее стратегической цели. При этом различают инструменты прямого (директивного) и опосредствованного влияния на денежную массу, его структуру и активность. К наиболее важных и известных в экономической теории инструментов первой группы относят:[6 с.105]
    продолжение
--PAGE_BREAK-- — механизмы наличной эмиссии,
— установление границы кредита центрального банка, который предоставляется правительству и банковским учреждениям;
— прямое регулирование ссудных операций банков, установление маржи, определение границы и стоимости кредитных ресурсов, которые выделяются в соответствии с приоритетами макроэкономической политики для отдельного финансирования, ограничение потребительского кредита;
— ограничение отдельных видов деятельности коммерческих банков на основе существующего законодательства и отдельных постановлений и приказов Центрального банка.
Наиболее широко прямые методы государственного регулирования денежного обращения применяются в странах с переходной экономикой или слабо развитой финансово-кредитной системой. Так, в странах с переходной экономикой, где значительную роль сыграет государственный сектор, а рыночные институты и механизмы еще недостаточно сильные, наиболее целесообразно применять объединение прямых и опосредствованных инструментов регулирования объема и структуры денежной массы. И необходимо заметить, что применение прямых методов влияния денежно-кредитной политики может быть эффективной только на определенных периодах экономического развития. Долгосрочное их использование приводит к тому, что финансово-кредитные институты приспосабливаются к их влиянию и само влияние не только теряет эффективность, но и порождает отрицательные следствия и противоречие.
Система опосредствованного регулирования денежного обращения включает три основных инструмента с помощью которых Центральный банк осуществляет свое влияние на денежный рынок. В экономической литературе определенные три основных инструмента денежно-кредитной политики, которую проводит Центральный банк: 1) осуществление операций на открытом рынке; 2) регулирование нормы банковских резервов; 3) регулирование нормы учетной ставки проценту на займы, которые предоставляются Центральным банком.' Использование каждого инструмента предопределяет необходимость соответствующего механизма его реализации, которая заключает инструментарий влияния на конкретные базовые показатели, изменение в которых влияет на денежное предложение.
Каждый метод опосредствованного регулирования может использоваться как в отдельности, так и в совокупности с другими, при чем, в зависимости от конкретной экономической ситуации и цели, которая ставит перед собою денежно-кредитная политика на данном промежутке времени, комплексный или индивидуальный  подход в использовании методов может изменяться. Применение методов также зависит от влияния общей социально-экономической политики, которое реализуется в стране. Как правило, в странах с переходной экономикой важным фактором, который определяет выбор методов денежной политики центральным банком есть ориентация на социально-политические процессы и противоречие.
Наиболее весомым методом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, который проводит центральный банк. Проведение таких операций, прежде всего, предопределяет необходимость существования в стране развитого рынка государственных ценных бумаг. Рынок государственных обязательств в современных условиях выполняет вместе с тем две функции: обслуживает государственный долг и используется как рычаг денежно-кредитной политики. Эти две функции не возражают одна одну, а логически дополняют и взаимодействуют. Так, операции, которая проводит центральный банк на открытом рынке, оказывают содействие его развитию и повышают доверие к государственным ценным бумагам. Возрастание количества операций на рынке ценных бумаг порождает систему посреднических структур, оказывает содействие развитию инфраструктуры и технического обслуживания за осуществление соглашений. Взаимосвязь между данными функциями обнаруживается и в том, что финансирование государственных затрат через эмиссию ценных бумаг приводит к увеличению объемов общей денежной массы, то есть, предложения денег. Этот процесс своей очередью влияет на обесценение денег и инфляцию. Поэтому проведение Центральным банком на открытом рынке вместе с тем операций противоположного характера разрешает стабилизировать рынок в условиях покрытия дефицита государственного бюджета.
Важность финансирования дефицита государственного бюджета через размещение государственных займов определяется меньшим уровнем инфляции в сравнении с финансированием через эмиссию наличной массы. Обслуживание дефицита бюджета за счет размещения государственного займа есть наиболее высокоэффективной формой, которая есть проявлением высокого степени развития финансово-кредитной системы и его институтов, определяет финансовую возможность государства относительно обеспечения займа, повышает его международный кредитный рейтинг.
Развитие фондового рынка и проведения на нем государством активной денежно-кредитной политики разрешает максимально эффективно использовать все структурные элементы денежной массы и, прежде всего, временно свободные средства населения и юридических лиц. Это разрешает поддерживать стабильные и оптимальные объемы денег в оборота, привлекать дополнительное количество денег через банковскую систему  и осуществлять при этом контроль государством. В особенности важный этап развития рынка государственных ценных бумаг для стран с переходной экономикой, поскольку они постоянно испытывают бюджетный дефицит, а большое количество денежных ресурсов, который перераспределяется государством, используется не в производственной сфере, а для уплаты государственной задолженности и других непроизводственных затрат.
Операции по купле центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков и населения разрешает осуществить дополнительную денежную эмиссию за одновременного возрастания покупательной способности населения и увеличение кредитных ресурсов коммерческих банков.
Обратная операция, в которой центральный банк продает ценные бумаги коммерческим банкам и населению имеет противоположный результат, который приводит к уменьшению общей судьбы ликвидности финансовых активов. Если коммерческий банк покупает у государства ценные бумаги, это влияет, прежде всего, на уменьшение его избыточных резервов и соответственно его возможность к предоставлению кредитов падает. Вследствие этого масса денег, что находится в оборота, а также ликвидный потенциал субъектов рынка снижается.
Проведение центральным банком операций на открытом рынке дает возможность решить определенные тактические цели денежно-кредитной политики, а именно:
— осуществление бездефицитного финансирования государственных затрат и, соответственно управление на этой основе государственным долгом;                    
— предоставление субъектам рыночной экономики высоколиквидных и высоконадежных инструментов для временного размещения собственных финансовых ресурсов;
— предоставление возможности центральному банку экономическими средствами влиять не только на спрос и предложение денег, а и на соотношение их структурных агрегатов -М1, М2 и МЗ;
— определение средствами рыночного механизма реальной стоимости государственного долга, а значит и ценных бумаг, которые его обслуживают. Определенная на рынке пруда проценту от ценных бумаг государства есть ориентиром рыночного проценту для других (корпоративных и частных) инструментов финансового и денежного рынков[6 c.109].
Другим существенным фактором, который используется в денежно-кредитной политике и влияет на денежную массу есть норма обязательного резерва. Норма обязательного резерва устанавливается решением центрального банка и есть обязательной для всех коммерческих банков. Обязательные резервы — это частица банковских депозитов и других пассивов, которые аккумулированные коммерческим банком. Эта частица, соответственно установленным нормативам иd существующего Законодательства масс сохраняться каждым коммерческим банком на специальном счете центрального банка. Обязательные резервы, определенные для коммерческих банков создают своеобразную систему защиты интересов вкладчиков банка, они повышают степень надежности и ликвидности коммерческих банков. Особое значение  страхование депозитов через создание обязательных резервов спешное проявляется в период финансовых кризисов и быстрого возрастания инфляционных процессов.
И кроме страхования вкладов и поддержки стабильности и надежности коммерческого банка обязательные резервы являются одним из важных инструментов денежно-кредитной политики. Изменение нормы обязательных резервов влияет на избыточные резервы и соответственно на кредитоспособность банка. Так, уменьшение обязательной резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные, а эти самим увеличивает кредитные ресурсы банка и создает дополнительную денежную массу в оборота. Если норма резерва повышается, то часть избыточных резервов используется для формирования обязательных резервов, который приводит к уменьшению кредитоспособности банка. Изменение резервной нормы влияет на возможность относительно создания кредитных ресурсов двумя способами: 1) влияет на размер избыточных резервов; 2) изменяет размер денежного мультипликатора. Величина денежного мультипликатора -m обратно пропорциональной величиной нормы обязательного процента ~ МR и может быть выражена формулой: m = 1/МR х 100.
Определение кредитного мультипликатора в денежном выражении имеет такой вид:
DM = E x m = Е  х 1/MR x 100
 где: DМ - сумма новых денег, которые создаются банками на основе данной суммы сверхнормативных резервов E.
Изменение нормы резерва как существенный инструмент денежно-кредитной политики, в разных странах неодинаковая. Так, низкая резервная норма характерная для стран с стабильной финансово-кредитной системой. В странах с переходной экономикой норма резерва довольно высокая, и ее изменение отвечает состоянию кредитной системы, например, в период финансового кризиса осенью 1997 г. Национальным банком Украины резервные требования были увеличены с 11 процентов до 15.
Еще одним важным инструментом денежно-кредитной политики есть регулирование учетной ставки процента, который формируется на базе предоставления центральными банками займов коммерческим банкам, плата за указанные кредитные ресурсы выступает в форме учетной ставки процента. Такой заем предоставляется коммерческим банкам, которые имеют стойкое финансовое положение, но столкнулись с необходимостью срочного получения дополнительных денежных ресурсов. Центральный банк может предоставлять межбанковские кредиты тем коммерческим банкам, которые находятся в режиме финансового оздоровления и имеют потребность в дополнительном средстве. За получение коммерческим банком займа он переводит центральному банку свое долговое обязательство, которое гарантируется дополнительным обеспечением, как правило, государственными ценными бумагами. Полученная коммерческим банком заем переходит в избыточные резервы, увеличивая его возможности из предоставления кредитов.
Из позиций коммерческих банков учетная ставка представляет собой дополнительные затраты, вызванные получением определенного займа. Соответственно падение учетной ставки стимулирует коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов в способ получения займа у центрального банка. Кредиты коммерческих банков, которые увеличиваются благодаря цим займам увеличивают денежное предложение и наоборот, возрастание учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению дополнительных резервов при условии займа у центрального банка. Поэтому повышение учетной ставки приводит к уменьшению предложения денег на кредитном рынке.
Необходимо указать, что изменение учетной ставки и нормы обязательного резерва е менее гибким инструментом денежно-кредитной политики в отношении к операциям на открытом рынке. Центральный банк проводит такие изменения лишь в крайних случаях, связанных с необходимостью преодоления финансовых кризисов или при условии прохождения экономикой границы фаз деловой активности. Коррекция учетной ставки и резервной нормы не является популярной формой еще и потому, что она поднимает стабильность и плановый прогноз деятельности финансово-кредитных институтов, вызовет неудовольствие последних к действиям правительства и центрального банка. Вместе с тем операции на открытом рынке носят более скрытый и постепенный характер, поэтому их проведение не приводит к резким изменениям в стратегической деятельности коммерческих банков. Рассматривая масштабность и величину влияния любого из инструментов денежно-кредитной политики, можно указать, что наибольшее влияние на денежное предложение имеют операции на открытом рынке, тогда как изменение учетной ставки и нормы резерва не может быть значительной и при этом оперативно и направлено влиять на изменения на денежно-кредитном рынке.
В зависимости от состояния экономики и стадии фазы экономического цикла центральный банк определяет конкретные целые и регулирует употребление мероприятий из использования инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение последних. Если экономика находится в кризисном состоянии то необходимо стимулировать увеличения совокупных затрат для возрастания  ее объемов и занятость, а денежно-кредитную политику направлять на увеличение предложения денег. Основными направлениями такой политики будут:
— операции Центрального банка по купле ценных бумаг на открытом рынке, который приведет к увеличению резервов коммерческих банков и их возможностей в предоставлении кредитов;
— уменьшение резервной нормы решением центрального банка автоматически переводит обязательные резервы к избыточных и увеличивает размер денежного мультипликатора;
— уменьшение учетной ставки будет стимулировать коммерческие банки к получению займов у центрального банка и использования их для предоставления кредитов.
Все указанные выше мероприятия реализуют механизм денежно-кредитной политики, направленный на увеличение денежного предложения задачи которой сделать кредит более дешевым и доступным, что разрешит увеличить совокупные затраты производства и занятость. Такая политика получила название «политика дешевых денег».
В другой ситуации, если экономика находится на подъеме, а совокупные затраты возросли и привели к раскрутке инфляционной спирали, денежно-кредитная политика использует свои инструменты для достижения уменьшения предложения денег в оборота, уменьшая резервы коммерческих банков:
— за такой ситуации центральные банки начинают продавать государственные облигации на открытом рынке, уменьшая этим резервы коммерческих банков;
— увеличение резервной нормы приводит к тому, что часть избыточных резервов переходит в обязательные, уменьшая при этом размер денежного мультипликатора;
— подъем центральным банком учетной ставки уменьшает заинтересованность коммерческих банков в увеличении своих резервов способом займа у центрального банка.
Все это приводит к возрастанию проценту из кредита и цены денег, соответственно уменьшается денежное предложение, которое сокращает затраты и сдерживает инфляционные процессы. Такой подход обусловил название политики — «дорогих денег». Практика применения данных инструментов денежно-кредитной политики указала на их неоднозначное и разностороннее влияние на отдельные экономические показатели и, в случае его применения, может возникнуть противоположный эффект. Поэтому на сегодня теоретически и практически доказано, что наиболее целесообразным есть объединение средств монетарной политики с либерализацией влияния на рыночную конъюнктуру. Такой подход разрешает использовать как возможность рынка к саморегуляции, так и соответствующие инструменты монетарной политики.
5.     Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины
Оценивая сегодняшнее состояние экономики Украины надо указать, что одной из главных предпосылок создания социально-рыночной экономики есть ее структурная перестройка. Структурная перестройка, охватывая основы экономики, оказывает непосредственное влияние на стабилизацию производства, сбалансированность рынка, другие наиболее весомые макроэкономические показатели, дает возможность национальному производителю войти в процесс международного разделения труда, создать адекватную социальную базу.
Становление рынка базируется на частной форме собственности, на возрастании экономической обособленности товаропроизводителя, его самостоятельности. В одно время это реально предопределяет прекращение его планового финансирования, материально-технического снабжения, гарантированной закупки изготовленной продукции. Понятно, что в такой ситуации основная часть производителей оказалась на пороге банкротства. Своей очередью такая ситуация в экономике породила проблему взаимных неплатежей и обнищания производственных потребителей и население, и как следствие, разбалансированность розничного рынка, его засилие низкокачественными иностранными товарами, падение реальных доходов населения, снижение позиций национальной валюты и снижение темнел внутреннего производства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.