СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Международный валютный фонд – правовой статус…………………..6
2. Международные финансовыеинституты,
входящие во Всемирныйбанк……………………………………………….11
2.1 Международный банкреконструкции и развития…………….12
2.2 Международнаяассоциация развития…………………………..15
2.3 Международнаяфинансовая корпорация………………………18
2.4 Многостороннееагентство по инвестиционным гарантиям…20
3. Иные международные и межгосударственные
финансовые институты………………………………………………………23
3.1 Межгосударственный валютныйкомитет……………………...23
3.2 Европейский банк реконструкции иразвития…………………24
3.3 Банк международных расчетов…………………………………… 26ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
Списоклитературы……………………………………………………32
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе речь пойдет о международных имежгосударственных финансовых институтах и о взаимодействии с ними РоссийскойФедерации (далее – РФ).
Важность и актуальностьэтой темы состоит в том, что после кризисных явлений последнего десятилетия(распада СССР, путча, резких падений курса рубля) Россия наконец то выходит намировую арену, восстанавливает прерванные связи, в том числе и в областимировых финансов.
Вработе будет рассказано о таких международных финансовых институтах какМеждународный валютный фонд, группа финансовых институтов Всемирного банка(Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциацияразвития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство поинвестиционным гарантиям), Европейский банк реконструкции и развития, Банкмеждународных расчетов. Также будет описан один межгосударственный финансовыйинститут – это Межгосударственный валютный комитет, созданный странамиСодружества независимых государств.
Для написания работы необходимо разобраться втерминологии. Что же такое финансовый институт? Финансовый институт — этофинансовый посредник между кредиторами и заемщиками или между сберегателями иинвесторами. Далее, тема сформулирована «Международные и межгосударственныефинансовые институты». В большинстве литературы различия между понятиями«международный» и «межгосударственный» не прослеживается, они употребляются каксинонимы. Но все же понятие «межгосударственны» используется тогда, когдачленами организации являются не подавляющее большинство стран, а какой-то узкийих круг. Примером такого финансового института и является Межгосударственныйвалютный комитет.
По мере развития иусложнения валютно-финансовых отношений государства все чаще прибегают ксозданию специализированных международных организаций. Важная роль в регулированиивалютно-финансовых отношений на международном уровне принадлежит таким международно-правовымактам, как уставы этих организаций и заключаемые в их рамках соглашения, атакже таким неправовым актам, как резолюции организаций. Тем не менеевнутригосударственная правовая база не менее важна.
При подготовке курсовойработы будут использованы материалы Большой Российской энциклопедии (когда речьбудет заходить об исторических аспектах), нормативные и иные акты РФ (УказыПрезидента, распоряжения и Постановления Правительства РФ), а также материалыофициальных интернет сайтов международных организаций.
Целью данной работыявляется исследование международных финансовых институтов, их правового статусана мировой арене и степени участия в них России. Для этого необходимо:
— изучить структуру,механизмы и цели деятельности международных финансовых институтов;
— выявить доли участиРоссии в этих организациях.
Основная часть работысостоит из трех разделов. В первом разделе будет рассказано о Международномвалютном фонде. Выделение этого финансового института в особый разделобусловлено его обособленностью от остальных финансовых институтов. Во второмразделе речь пойдет о группе финансовых институтов Всемирного банка, но не обовсех, а только о самых основных и значимых для мировой финансовой системы:Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития,Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционнымгарантиям. Третий раздел будет посвящен некоторым другим финансовым институтам,в частности Международному валютному комитету, Европейскому банкуреконструкции и развития и Банку международных расчетов.
1.Международный валютный фонд – правовой статус
Среди международныхфинансовых организаций центральное положение занимает Международный валютныйфонд (МВФ; International Monetary Fund). Статьи соглашения Международного Валютного Фондаприняты 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США), на Валютно-финансовойконференции 44 стран Объединенныхнаций. Вступили в силу 27 декабря 1945 года. МВФ начал проводитьоперации в марте 1947года. В 1947 в него входило 49 стран. Основной капиталсоставлял 7,7 млрд. долларов. В середине 1973 года МВФ насчитывал уже 125стран-членов. Сейчас МВФ насчитывает более 150 стран-членов. Штаб-квартира МВФнаходится в Вашингтоне. В соответствии с соглашениями ООН МВФ стал ее специализированнымучреждением. Членами фонда являются почти все государства, включая Россию и другиестраны СНГ.
Международныйвалютный фонд – это межправительственная валютно-кредитная организация посодействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций егочленов и предоставления им кредитов. МВФ занимается сбором и обработкойстатистических данных по вопросам международных платежей, инфляции, валютныхресурсов, величины валютных резервов, денежного обращения, государственных финансови др. Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянииэкономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшаякредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики.Одной из основных задач МВФ является регулирование валютных курсов иподдержание устойчивости валютных паритетов.
Целями МВФ (согласно ст. I Соглашения МВФ) являются:
— поощрениесотрудничества в области валютной политики;
— содействиесбалансированному росту мировой торговли;
— поддержаниестабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами, атакже воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;
— участие в созданиимногосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансфертвалюты;
— предоставление средствдля ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.
Высшим органом МВФ являетсяСовет управляющих, состоящий из представителей государств-членов. Каждый членМВФ имеет в совете 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тысяч долларов квотыстраны. Это обеспечивает решающее большинство голосов экономически развитымстранам. Временный комитет из 24 членов консультирует Совет по вопросам,связанным с контролем за мировой валютной системой и ее адаптацией кпроисходящим переменам. Среди ряда специальных механизмов Фонда можно отметитьФонд преобразования систем, оказывающий финансовую помощь странам, испытывающимтрудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике.
Исполнительныморганом МВФ является исполнительный совет. Он ведет повседневные дела Фонда. Онсостоит из 24 исполнительных директоров. Пять из них назначаются странами снаибольшими вкладами (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания). Егопредседателем является Директор-распорядитель.
ОтРоссии управляющим в МВФ является заместитель ПредседателяПравительства РФ — Министра финансов России А.Л. Кудрин, который, согласно Указу Президента РФ от 21 августа2000 года, сменил на этом посту В.В. Геращенко. Заместителем А.Л. Кудрина вместо М.М.Задорнова была назначена первый заместитель Председателя Центрального банка РФПарамонова Т.В.
При вступлении в МВФкаждое государство подписывается на определенную долю его капитала. Этой квотойопределяется количество принадлежащих государству голосов, а также размерпомощи, на которую оно может рассчитывать. Размер не может превышать 450процентов квоты. Порядок голосования, по словам французского юриста А. Пелле,«позволяет небольшому числу промышленно развитых государств играть ведущую рольв функционировании системы».
Основнойкапитал МВФ образуется из взносов (квот) стран, входящих в фонд. Размеры квотустанавливаются с учётом экономического значения страны в мировой торговле.
Задачейфонда с момента его образования является установление твёрдых паритетов валют.Страны — члены МВФ согласились установить паритеты своих валют в золоте илидолларах США и не изменять их без согласия фонда больше чем на 10 %.
Вцелях смягчения и предотвращения вспышек валютного кризиса МВФ предоставляетстранам-членам краткосрочные (до 1 года) и среднесрочные (до 3-5 лет) кредитыиз расчёта в среднем 2-3,5 % годовых. Кредиты предоставляются в формекупли-продажи национальной валюты данной страны на эквивалент национальнойвалюты других стран-членов.
Центральнойпроблемой, стоящей перед МВФ, была и остаётся проблема обеспечения международнойликвидности, то есть способности стран беспрепятственно производить платежи повнешнеторговым и другим международным операциям и свободно превращатьобразующееся активное сальдо платёжного баланса в валюты, используемые вкачестве средств международных расчётов.
Валютно-финансоваясистема, основы которой были разработаны на Бреттонвудской конференции, вкачестве международных ликвидных средств использует золото и доллар какключевую валюту. С февраля 1973 года за основу этой системы принято равенство:44,22 доллара за 1 тройскую унцию золота (31,0035 г.).
Вцелях повышения уровня международной ликвидности на сессии МВФ в Рио-де-Жанейро(1967) была разработана и с 1 января 1970 введена система «специальныхправ заимствования» (система предоставления взаимных кредитов в условныхрасчётных денежных единицах — СДР, приравненных по золотому содержанию кдоллару США). Кредиты в СДР предоставляются странам — членам МВФ при дефицитеплатёжного баланса и недостатке золотовалютных резервов. Новые кредитныесредства выдаются странам пропорционально их квоте в капитале фонда.
Как уже былоранее сказано, Россия входит в число членов МВФ. В своем Постановления от 22мая 1992 года Верховный совет РФ постановил: согласиться с предложением Правительства РФи Центрального банка РФ о вступлении Российской Федерации в Международныйвалютный фонд путем принятия:
а) статейсоглашений Фонда;
б)условий, установленных в резолюциях Совета управляющих Фонда касающихсячленства Российской Федерации.
Сейчасквота России в МВФ составляет около 5,95 млрд. SDR (по текущему курсу около$7,58 млрд.). Это составляет 2,8 процента всего их объема, что обеспечивает ей2,76 процента голосов при голосовании. Нынешнее положение России в МВФнесравнимо с положением СССР в Фонде на момент его образования. Тогда СССРзанимал по квотам третье место после США и Великобритании. Квота СССР равнялась$1200 млн. (США — $2750 млн., Великобритания — $1300 млн.). Наданный момент квота России в МВФ, как уже говорилось, составляет около $7,58млрд., а сумма долговых обязательств — около $9,9 млрд. К концу декабря Россиявыплатит часть своего долга МВФ, и тем самым объем ее долговых обязательствстанет меньше, чем 100% квоты России в МВФ.
Позаявлению директора-распорядителя Международного валютного фонда Хорста Келера,в будущем рубль может стать одной из расчетных валют МВФ. Россия должна лишьподать соответствующую заявку в Фонд, однако главным условием вступленияявляется отсутствие долгов перед Фондом. Исходя из хороших макроэкономическихпоказателей России, в 2002-2003 гг. страна способна выплачивать внешние долгибез помощи международных финансовых институтов. Однако не нужно забывать о нестабильностина мировом рынке нефти. В случае значительного падения цены на нефтьМеждународный валютный фонд готов рассмотреть возможность оказания финансовойпомощи России[1].
Члены МФК обязательнодолжны быть членами МБРР. Участвует большинство государств, включая Россию истраны СНГ. Руководящие органы МБРР являются и органами МФК.
МВФ призван обеспечитьуважение «кодекса добропорядочного валютного поведения», содержащегося вучредительном акте, а также оказывать помощь членам в его применении. Функцияпомощи приобрела за годы существования Фонда большое значение.
2.Международные финансовые институты,
входящиево Всемирный банк
Всемирный банк представляетсобой сложное международное образование, связанное с ООН. Группа учрежденийВсемирного банка, основанная в 1944 году, является одной из крупнейших вмире организаций, предоставляющих помощь на цели развития. Банк, предоставившийв 2002 финансовом году странам-клиентам займы на общую сумму$19,5 млрд., в настоящее время осуществляет свою деятельность более чем в100 развивающихся странах, оказывая финансовую и консультационную помощь сцелью повышения уровня жизни и улучшения жизни беднейшего населения. Банкразрабатывает стратегии помощи для каждой из своих стран-клиентов всотрудничестве с государственными органами, неправительственными организациямии частным сектором. Представительства Банка в различных странах мира занимаютсяреализацией его программ, поддерживают связь с правительством и гражданскимобществом и способствуют более глубокому пониманию проблем развития.
Совладельцами Всемирногобанка являются более 184 стран-членов, интересы которых представляют Советуправляющих и Совет директоров, находящийся в Вашингтоне. Страны-члены являютсяакционерами Всемирного банка, обладающими правом принимать окончательноерешение.
В систему Всемирного банкавходят четыре автономных учреждения, подчиненные президенту Всемирного банка:Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная финансоваякорпорация (МФК); Международная ассоциация развития (МАР); многостороннееагентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Общая цель этих учреждений – содействиеэкономическому и социальному развитию менее развитых членов ООН путем оказанияфинансовой и консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. В рамкахэтой общей цели каждое учреждение осуществляет свои функции.
2.1Международный банк реконструкции и развития
Международный банкреконструкции и развития является одним из крупнейших международных финансовыхинститутов. Он был учрежден в 1945 году. Его участниками являются подавляющеебольшинство государств, включая Россию и страны СНГ. Его цели:
— содействие реконструкциии развитию государств-членов путем капиталовложений на производственные цели;
— поощрение частных ииностранных инвестиций путем предоставления гарантий или участия в займах ииных инвестициях частных инвесторов;
— стимулированиесбалансированного роста международной торговли, а также поддержаниесбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций в развитиепроизводства.
Высшиморганом МБРР является Совет управляющих, состоящий из представителейгосударств-членов. Каждый из них обладает количеством голосов, пропорциональнымдоле вклада в капитал Банка. В полномочия Совета управляющих входит право наприем новых членов, право на увеличение или сокращение размера акционерногокапитала и на временное приостановление членства страны в Банке.
Повседневнойработой занимаются 24 исполнительных директора, пять из них назначаютсяВеликобританией, Германией, США, Францией и Японией. Директора избираютпрезидента, который ведет текущие дела Банка. Совет Исполнительных директоровнесет ответственность за принятие решений относительно правил, регламентирующихдеятельность Банка, и за одобрение всех предоставляемых займов.
МБРР является одним из автономныхучреждений Всемирного банка и подчинен президенту Всемирного банка.
Международный банк реконструкции и развития, на долюкоторого приходится более половины годовой суммы предоставляемого ВсемирнымБанком кредитования, мобилизует почти весь объем необходимых ему фондов нафинансовых рынках. МБРР, являющийся одним из самых осторожных и консервативноуправляемых международных финансовых учреждений, продает облигации и другиеценные бумаги, представляющие собой долговые обязательства, пенсионным фондам,страховым компаниям, корпорациям, другим банкам и частным лицам по всему миру.МБРР взимает со своих заемщиков проценты по ставкам, отражающим стоимостьзаимствования. Займы должны погашаться в течение 15 – 20 лет; до начала погашенияосновной суммы займа предусмотрен 3-5-летний льготный период.
Взносы стран, вступающих в члены Всемирного Банка,составляют менее 5 процентов бюджета МБРР. Правительства стран-членов покупаютакции, количество которых определяется относительным уровнем экономическогоразвития той или иной страны, но оплачивают лишь незначительную часть ихстоимости. Неоплаченная часть – это «деньги до востребования» на тотслучай, если Банк понесет настолько большие убытки, что окажется не в состоянииплатить своим кредиторам, хотя такого еще ни разу не происходило. Этот гарантийныйкапитал может использоваться только для выплат держателям облигаций и не можетбыть направлен на покрытие административных расходов или предоставление займов.Правила МБРР требуют, чтобы сумма непогашенных и использованных займов непревышала общей суммы капитала и резервов.
Квотастраны-члена в МБРР соответствует квоте в МВФ. Голоса распределены пропорциональноколичеству акций, которыми владеет та или иная страна. Наибольшая доля голосовпринадлежит США (16,53%), за ними следуют Япония (7,93%), Германия (4,53%),Франция (4,34%) и Великобритания (4,34%). На долю России приходится наибольшеесреди новых стран-членов МБРР число акций (2,81%), равное долям участия Китая иСаудовской Аравии.
В июне 1992 года Россия стала полноправным членомГруппы Всемирного банка, в которую кроме МБРР входят Международная финансоваякорпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и Многостороннееагентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). За время членства России в МБРР СоветДиректоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл.США на осуществление 45 проектов.
Россия с 1992 года осуществляла займы у МБРР нафинансирование следующих направлений:
— проект «Городское теплоснабжение»- в размере $85 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);
— проект социальногореструктурирования районов Крайнего Севера -
вразмере $80 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);
— проектгородского водоснабжения и канализации — гранты вразмере $676 тыс. и $816 тыс. (1998 год);
— проектподдержки реструктуризации сельскохозяйственных предприятий — грант в размере$1 млн. (1998 год);
— инновационный проект развития образования — в размере$71 млн. (1998 год);
— проектсодействия структурной перестройке системы социальной защиты населения – вразмере $28,6 млн., срок погашения — 17 лет с5-летним льготным периодом. (1997 год);
— проектповышения эффективности использования энергии — в размере $70 млн. (1996 год);
— проектремонта автодорожных мостов — в размере $192 млн. (с1996 года по 2000 год).
Можноперечислять и другие займы России, но уже из сказанного видно как российскаяфинансовая система нуждается в пополнении.
2.2Международная ассоциация развития
Международнаяассоциация развития (International Development Association) была учреждена в1960 году как дочерняя организация МБРР, но обладает статусомспециализированного учреждения ООН. В основном она преследует те же цели, что иБанк. Последний предоставляет займы на более льготных условиях, чем обычныекоммерческие банки, и в основном государствам, возвращающим деньги. Устав МАРвступил в силу в 1960 году. Первое решение о предоставлении кредитов Гондурасу,Индии, Судану и Чили было принято в 1961 г.
МАР предоставляет беспроцентные займы беднейшимстранам (в отдельных случаях — на срок до 50 лет) как в свободнойконвертируемой, так и в неконвертируемой валютах. Беднейшими странамипризнаются тем, у которых годовой доход на душу населения не более $905,которые не могут заимствовать у МБРР на обычных для него условиях. В настоящеевремя насчитывается 80 стран, входящих в эту категорию. В них проживает около3.2 миллиардов человек (65 процентов от общей численности населения развивающихсястран). Приблизительно 1.2 миллиарда этих людей имеют ежедневный доход менее$1. Когда Валовой национальный продукт страны превышает порог приемлемый дляМАР, государство не может более получать беспроцентные кредиты МАР. Вдальнейшем оно уже может заимствовать у МБРР на условиях выплаты процентов.
Финансируется МАР за счетвзносов членов, дополнительных взносов наиболее богатых членов, прибылей МБРР,возврата ранее предоставленных кредитов.
Раз в 3 года группа стран-кредиторов, котораянасчитывает на сегодня 34 государства, назначает официальных представителей,которые проводят консультации об очередном привлечении средств Ассоциации. Приэтом кредиты предоставляются в национальной валюте государства-заемщика. Каждыйфинансовый проект подвергается тщательной политико-экономической экспертизе стем, чтобы предоставляемая финансовая помощь использовалась максимальноэффективно. Ряд проектов определял порядок привлечения средств Ассоциации дляпроведения экономических реформ в РФ, а также для борьбы с бедностью вразвивающихся странах. Кредиты МАР составляют примерно четверть всего объемакредитования Всемирного Банка. Странами-донорами являются не только промышленноразвитые страны-члены, такие как Великобритания, Германия, США, Франция и Япония,но также и развивающиеся страны, например, Аргентина, Ботсвана, Бразилия,Венгрия, Корея, Российская Федерация и Турция. Некоторые из этих стран впрошлом сами были заемщицами МАР.
Управление финансами МАР осуществляется столь жерасчетливо, консервативно и осторожно, как и средствами МБРР. Как и в случаеМБРР, не зафиксировано ни одного случая неуплаты по кредитам МАР.
Во главе Ассоциации стоятСовет управляющих (высший орган управления), директорат и президент. ДиректоратМАР является постоянно действующим исполнительным органом. Директорами МАРстановятся по совместительству директора МБРР. Функции президента МАР выполняетпрезидент МБРР. Все вопросы в Совете управляющих и директорате решаютсябольшинством голосов. Голоса распределяются в зависимости от суммы взносов восновной капитал. Страна — член МАР имеет 500 голосов плюс один дополнительныйголос за каждые 5 тысяч долларов суммы её первоначального взноса.
Промышленноразвитые страны производят взносы золотом или обратимой валютой, развивающиесястраны только 10 % своих взносов вносят золотом или обратимой валютой, аостальные 90 % — в национальной валюте. Займы МАР являются беспроцентнымисроком, как правило, на 50 лет. Погашение их предусматривается начинать через10 лет, причём в последующие 10 лет из расчёта по 1 % в год, а в остальные 30лет по 3 %. Займы предоставляются правительству или под его гарантию органамотдельных административных единиц, частным или общественным организациям. ЗаймыМАР предоставляются для финансирования строительства электростанций, железных ишоссейных дорог и сельского хозяйства.
МАРпреследует те же цели, что и МБРР: сохранить развивающиеся страны в положениисельскохозяйственных придатков к экономике промышленно развитых стран, создатьблагоприятные условия для частных иностранных капиталовложений и переложить наналогоплательщиков, то есть на трудящихся, расходы, связанные со строительствомкапиталоемких и нерентабельных для частных предпринимателей объектов. Этосвидетельствует о дальнейшем обострении противоречий капиталистической системы,которые правящие круги империалистических государств пытаются разрешить за счётразвивающихся стран.
Начиная с 1960 года, МАР предоставила почти $97миллиардов приблизительно 90 странам. Это составляет около $6 миллиардов в год.
Россия в Международнойассоциации развития участвует с 1992 года. Распоряжением Правительства РФ от13 февраля 1999 г. предусмотрено по предложению Минфина России, внесениеРоссийской Федерацией в 2000-2008 годах в 12-е пополнение капитала Международнойассоциации развития взносов в размере, эквивалентном 3000000 СДР (специальныеправа заимствования).
2.3 Международная финансовая корпорация
Созданная в 1956 г., Международнаяфинансовая корпорация является сегодня крупнейшим многосторонним самостоятельнымспециализированным учреждением ООН, предоставляющим кредиты и долевое финансированиедля осуществления проектов в частном секторе развивающихся стран. МФКстимулирует устойчивый приток инвестиций в частный сектор развивающихся стран вцелях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей в этих странах.
МФК – член Группы организаций Всемирного банкасо штаб-квартирой в г. Вашингтоне (федеральный округ Колумбия). Усилия МФКнаправлены на достижение главной цели всех учреждений Группы организацийВсемирного банка – повышение качества жизни населения в развивающихся странах –членах.
МФК содействует устойчивому развитиючастного сектора путем:
— финансирования проектовв частном секторе развивающихся стран;
— оказания помощи частнымкомпаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международныхфинансовых рынках;
— предоставленияконсультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.
В состав МФК входят 175 стран-членов,которые совместно определяют ее политику и утверждают инвестиционные проекты.Для вступления в МФК, стране необходимо быть членом МБРР. Корпоративныеполномочия в МФК принадлежат Совету управляющих, в который страны-члены назначаютсвоих представителей. Долевой капитал МФК состоит из оплаченных взносовстран-членов, и права голоса распределяются пропорционально числу единицдолевого участия, принадлежащих той или иной стране. Разрешенный к выпускуобъем уставного капитала МФК составляет $2,45 млрд.
Совет управляющих многие из своихполномочий делегирует Совету директоров, который состоит из исполнительныхдиректоров МБРР и в котором представлены страны – члены МФК. Все проектыподлежат рассмотрению Советом директоров.
Президент Группы организаций Всемирногобанка, Джеймс Д. Вулфенсон (James D. Wolfensohn), одновременно являетсяпрезидентом МФК. Исполнительный вице-президент МФК, Питер Войке (Peter Woicke),осуществляет общее руководство текущей деятельностью корпорации.
Координируя свою деятельность во многихобластях с другими учреждениями, входящими в систему Всемирного банка, МФК вцелом действует самостоятельно, будучи автономной организацией в юридическом ифинансовом отношениях, имеющей свои Статьи соглашения, долевой капитал,руководство и аппарат штатных сотрудников.
Инвестиции, осуществляемые МФК путемвложений в акционерный и квазиакционерный капитал, финансируются за счетсобственного капитала Корпорации, который состоит из суммы выплаченных взносовстран-членов и нераспределенной прибыли. Твердая поддержка акционеров исолидная база в виде оплаченных взносов в капитал МФК позволяют корпорациипривлекать большую часть денежных средств, необходимых для предоставлениякредитов, на международных финансовых рынках, путем выпуска облигаций, имеющихнаивысший рейтинг ААА 80 процентов от общего объема финансовых ресурсов,необходимых для кредитования, МФК привлекает путем выпуска государственныхоблигаций либо частного размещения ценных бумаг. Остальные 20% привлекаются вкачестве займов МБРР.
В последние годы МФКактивизировала свою деятельность по оказанию технической помощи. Созданаконсультативная служба по иностранным инвестициям.
В Международную финансовую корпорацию входят175 государства. Чтобы стать членом МФК, страна должна быть членом Всемирногобанка (МБРР), подписать Учредительный договор МФК и передать на хранение в МБРРдокумент о принятии условий Учредительного договора. Российская Федерациявошла в МФК в 1993 году.
2.4 Многостороннееагентство
по инвестиционнымгарантиям
Перед лицом обострения борьбы за иностранныерынки капиталовложений на основе Сеульской конвенции 1985 года в 1988 году поинициативе Всемирного банка было учреждено Многостороннее агентство по инвестиционнымгарантиям. Общая цель Агентства – поощрение иностранных капиталовложений напроизводственные цели, особенно в развивающихся странах1.Достигается эта цель путем предоставления гарантий, включая страхование иперестрахование коммерческих рисков на иностранные инвестиции. К таким рискамотнесли запрет на вывоз валюты, национализацию и аналогичные меры, нарушениеконтракта, войну, революцию, внутриполитические беспорядки. Гарантии Агентстварассматриваются как дополняющие, а не изменяющие национальные системыстрахования инвестиций.
Прямые иностранные инвестицииявляются важным фактором экономического роста в странах с формирующимся рынком.Задачи МИГА заключаются в привлечении прямых иностранных инвестиций путем страхованияполитических рисков (выдачи гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта ипредоставления ресурсов, которые помогут странам с формирующимся рынкомпривлекать и удерживать эти инвестиции. Поддерживаемые МИГА проекты, какправило, дают много прямых выгод странам, в которых они осуществляются, – новыерабочие места для местного населения, дополнительные и долгосрочные инвестициив подготовку и обучение персонала, а также оказывают положительное воздействиена национальную экономику в целом благодаря налоговым поступлениям и валютнойвыручке от экспорта.
Организационно Агентство связано с МБРР, который входит в системувсемирного банка. Тем не менее, Агентство обладает юридической и финансовойсамостоятельностью, а также входит в систему ООН, взаимодействуя с ней на основесоглашения. Связь с МБРР находит выражение в том, что членами Агентства могутбыть только члены Банка. Число членов превышает 120 государств, включая Россию(ратифицировала Конвенцию МАГИ в 1992 году) и страны СНГ. В 1999 году Россияпополнила капитал МАГИ путем дополнительной подписки на акции Агентства вколичестве 2391 акции, а в 2000 и 2001 году Россия пополняла капитал МАГИ в размере $2283082 ежегодно.
ОрганамиАгентства являются Совет управляющих, Директорат (председателем Директората подолжности является Президент МБРР) и Президент. Каждое государство-членобладает 177 голосами плюс еще один голос за каждый дополнительный взнос. Врезультате несколько стран – экспортеров капитала имеют столько же голосов, каки многочисленные страны импортирующие капитал. Уставный фонд формируется засчет взносов членов и дополнительных поступлений от них.
Отношенияинвестора с Агентством оформляются частноправовым контрактом. Последнийобязывает инвестора ежегодно выплачивать страховой взнос, определяемый какпроцент от суммы страховой гарантии. Со своей стороны, Агентство обязываетсявыплачивать определенную страховую сумму в зависимости от величины убытков. Приэтом к Агентству переходят претензии к соответствующему государству. Спортрансформируется в международно-правовой. Заслуживает внимания тообстоятельство, что благодаря Агентству спор возникает не между двумягосударствами, а между одним из них и международной организацией, чтосущественно уменьшает возможность отрицательного влияния спора на взаимоотношениязаинтересованных в нем стран.
3. Иные финансовыеинституты
3.1 Межгосударственныйвалютный комитет
Межгосударственный валютный комитет (МВК) создан Решением Совета главправительств СНГ 26 мая 1995 г. в г. Минске как совет полномочныхпредставителей — руководителей министерств финансов и национальных(центральных) банков и других государственных органов. Документ подписан всемиглавами правительств Содружества независимых Государств кроме Туркменистана.Украина поддержала создание такого комитета и присоединилась к нему послевведение своей новой национальной валюты.
26 мая 1995г. в г. Минске подписано Соглашение о создании Межгосударственного валютногокомитета и Положение о Межгосударственном валютном комитете. Соглашениевступило в силу 6 марта 1996 г. со дня сдачи на хранение депозитарию третьегоуведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственныхпроцедур. Российской Федерацией Соглашение было ратифицировано 29 октября 1998года.
МВК началфункционировать с 8 февраля 1996 г. — было проведено I заседаниеМежгосударственного валютного комитета Функции Исполнительной дирекцией МВКвыполняет департамент валютно-финансовых и платежно-расчетных отношенийМеждународного экономического комитета (МЭК). Расходы создаваемых рабочих группи по командированию участников заседаний МВК несет каждое государство-участникСоглашения. Техническое обслуживание заседаний МВК, его рабочих групп ипроводимых совещаний осуществляет аппарат МЭКа.
Цельфункционирования МВК — содействие организации многостороннего сотрудничества вобласти валютно-платежных и кредитных отношений, сближение и совершенствованиевалютного законодательства, развитие форм и методов координацииденежно-кредитной и валютной политики государств-участников Соглашения осоздании Платежного союза государств-участников Содружества НезависимыхГосударств, а также сотрудничество и осуществление согласованных действий ввопросах валютного контроля.
Роль МВК,таким образом, заключается в координационно-контрольных функциях поформированию и разработке правил создания целостных межгосударственныхфинансовых и банковских систем в рамках Платежного союза, внедрениипередовых информационных технологий, рекомендательных разработках по валютномурегулированию в системе расчетов государств-участников СНГ.
За времяработы МВК зарекомендовал себя как авторитетный межгосударственный финансовыйинститут, координирующий денежно-кредитную и валютную политикугосударств-участников Содружества, представляющий единственныймежгосударственный валютный центр государств Содружества в формируемых рабочихконтактах с международными финансовыми мира такими, как Международный валютныйфонд, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд валютного сотрудничества.Сотрудниками Исполнительной дирекции МВК подготовлен ряд документов решениявопросов создания Валютного союза в рамках СНГ, являющихся теоретической базой,результатом работы МВК на начальном этапе.
3.2Европейский банк реконструкции и развития
Европейский банк реконструкции иразвития (ЕБРР) создан в 1991 году. Он существует, чтобы содействовать переходук открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной ипредпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы и СодружестваНезависимых Государств (Россия также является членом ЕБРР) приверженныхпринципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики ипроводящих их в жизнь.
Способствуяпроцессу перехода к ориентированной на рынок системе, Банк предоставляет прямоефинансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки иприватизации, а также финансирование инфраструктуры, поддерживающей такуюдеятельность. Его капиталовложения помогают также строительству и укреплениюорганизационных структур. Основными формами финансирования ЕБРР являютсякредиты, вложения в акционерные капиталы (акции) и гарантии. Расположенный вЛондоне ЕБРР представляет собой международную организацию, в состав которойвходят 60 членов (58 стран, Европейское сообщество и Европейский инвестиционныйбанк). Каждая страна-член представлена в Совете управляющих и Совете директоровБанка. В соответствии с Соглашением об учреждении Банка ЕБРР работает только встранах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма ирыночной экономики и проводящих их в жизнь. Соблюдение этих принципов тщательноконтролируется.
В целях координациидеятельности на местах ЕБРР открыл 28 представительств во всех своих странахопераций, кроме одной. Эти представительства полностью участвуют в процессеразработки новых проектов и отслеживания растущего числа операций Банка.Укомплектованные штатом иностранных и местных специалистов представительстваиграют все более важную роль в расширении работы Банка в регионе.
Удвоение капитала Банкадо 20 млрд. ЭКЮ стало реальностью в апреле 1997 года, что позволяет Банку идалее удовлетворять растущий спрос на его услуги и поддерживать финансовуюсамодостаточность. К концу 1997 года общий объем подписанных ЕБРР проектовсоставил 10,26 млрд. ЭКЮ, направленных на поддержку деятельности во всех 26странах операций. Прибыль ЕБРР от основной деятельности в 1997 году составила193,8 млн. ЭКЮ, перекрыв почти вдвое прибыль за 1996 год. С учетом роста портфеляи приоритетной задачи накопления резервов общая сумма резервов достигла 508млн. ЭКЮ.
ЕБРР предоставляет кредиты,условия которых учитывают конкретные требования проекта. Банк может взятькредитный риск либо полностью на свой баланс, либо синдицировать его часть нарынке. Кредит может обеспечиваться активами спонсора и/или быть конвертирован вакции, или предусматривать участие в акционерном капитале. Банк выдает кредиты(и вследствие этого требует возврата их) в любой из СКВ, главным образом, вдолларах США, германских марках и ЭКЮ, но он уже начал фондировать кредиты илипривлекать для них средства в ряде местных валют.
3.3 Банк международныхрасчетов
Банк международных расчетов(БМР; Bank for International Settlements) является старейшим из существующихмеждународных валютно-финансовых организаций. Он был создан в 1930 году вБазеле в Швейцарии центральными банками Англии, Франции, Германии, Бельгии,Италии, тремя частными банками США во главе с банкирским домом Морганов ияпонскими частными банками.
Идея о создании банкавозникла в связи с решением, а точнее с проблемой решения вопроса орепарационных платежах Германии странам-победительницам в первой мировой войнеи о расчетах по займам.
Американский планвзимания германских репараций и расчетов европейских стран-должниковкоммерческих банков США по военным долгам предусматривал так называемуюкоммерциализацию военных долгов. Согласно этому плану, получившего название“плана Юнга” (по имени его автора ), Германия должна была выпустить внешнийзаем на рынках частных капиталов США и ряда стран Западной Европы. ДоходыГермании от этого займа направлялись на уплату репарацийстранам-победительницам, которые должны были из этих сумм погасить свой долг повоенным займам, полученным в США.
БМР предназначалась рольмеханизма, способствующего выпуску и распространению облигаций германскогозайма на рынках частных капиталов. Он должен осуществлять расчеты по этомузайму и конверсию доходов от займа в репарационные платежи.
Основной капитал банкаустановлен в 500 млн. золотых швейцарских франков, эквивалентных 145161290,32г. чистого золота. Капитал разделен на 200 тыс. акций по 2500 франков каждая.Оплаченный капитал составляет 125 млн. франков, или 25% общей суммы основногокапитала.
75% акций БМР принадлежитцентральным банкам и 25% — частным банкам и лицам, банки-учредители располагаютболее 50% акций. Высшиморганом управления Банка является общее собрание руководителей ЦентральныхБанков стран, имеющих акции банка. Физические и частные юридические лица,располагающими акциями банка, в собрании не участвуют. Общее собраниесозывается, как правило, один раз в год для того, чтобы утвердить доклад одеятельности банка, его баланс, счет прибылей и убытков. Текущими делами банкаруководит Совет директоров, в состав которого входят 8 управляющих центральнымибанками европейских стран: Англии, ФРГ, Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии,Швеции и Нидерландов и 5 представителей финансовых, промышленных и торговыхкругов, назначаемых этой восьмёркой. БМР имеет валютно-экономический отдел,осуществляющий исследования в области международных валютно-кредитных отношений.Выпускает ежегодный обзор, в котором даёт информацию и исследованиямеждународных валютно-кредитных отношений за год, и текущий бюллетень.
Дальнейшее развитие банка было прервано валютнымкризисом, охватившим многие капиталистические страны, и второй мировой войной.Но банк не был ликвидирован, а был сохранен в качестве подсобного фонда МВФ.
Устав БМР запрещаетвыпускать банкноты, представлять ссуды правительствам, открывать на имяправительств текущие счета, держать в своем распоряжении акции и владеть недвижимымимуществом или устанавливать контроль над каким-либо предприятием.
Операции с коммерческимибанками он производит только с согласия ЦБ страны, на территории которой этибанки функционируют.
С 1982 года БМР предоставляетпромежуточный кредит под гарантию ЦБ странам, ожидающим кредит МВФ, чтобыизбежать кризиса их международной валютной ликвидности. Такие кредиты получилиВенгрия, Мексика, Аргентина, Югославия. Для поддержания политики расширенногодоступа стран с дефицитным платежным балансом к кредитам фонда БМР совместно с17 центральными банками предоставили Фонду кредит в 2,5 млрд. долларов в 1982году.
Специфика БМР заключаетсяв строго конфиденциальном характере его деятельности. Это определяет место БМРкак вспомогательного органа МВФ и группы МБРР, с которыми он имеет тесныесвязи. БМР имеет административный пост во Временном комитете МВФ и в “группедесяти”, обеспечивает работу секретариата Комитета управляющих ЕЭС, созданногов 1964 году, Административного совета ЕФВС ( 1979 ), осуществляет клиринговыерасчеты в ЭКЮ ( с середины 80-х ).
БМР — ведущийинформационно-исследовательский центр. Годовые отчеты Банка — одно изавторитетных экономических изданий в мире. На базе своих исследований БМР в1975 году опубликовал хартию наблюдения за международными операциями банков.Иногда рекомендации, подготовленные БМР на базе консенсуса, имеют большеезначение, чем межгосударственные решения.
Расчеты ведутся взолотых швейцарских франках, дивиденды выплачиваются ежегодно в долларах США покурсу валютного рынка в г. Цюрихе. Суммарные долги России перед зарубежнымибанками, согласно данным Банка международных расчетов, превышают сейчас $75млрд.
БМР превратился вмеждународную валютно-кредитную организацию по составу участников и характерудеятельности. Это обусловлено тем, что БМР является международным банкомцентральных банков, агентом и распорядителем в различных международныхвалютно-расчетных и финансовых операциях, центром экономических исследований ифорумом международного валютно-кредитного сотрудничества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводяитог курсовой работе можно говорить о том, что Россия является полноправнымчленом практически всех международных и межгосударственных финансовыхинститутов, пользуется их займами и вносит свои вклады. Эти финансовыеинституты играют важную роль в развитии экономики России, так ст. 58 ФЗ РФ от30.12.2001 «О федеральном бюджете на 2002 год» говорит о том, что в 2002 году источникомобразования Фонда реформирования региональных финансов является заемМеждународного банка реконструкции и развития.
Оположении России в международных финансовых институтах можно судить поколичеству ее квот в МВФ, поскольку, являясь членом практически любоймеждународной финансовой организации, государство должно состоять в МВФ. Сейчас квота России вМВФ составляет около 5,95 млрд. SDR (по текущему курсу около $7,58 млрд.). Этосоставляет 2,8 процента всего их объема, что обеспечивает ей 2,76 процентаголосов при голосовании. На данный момент квота России в МВФ, как ужеговорилось, составляет около $7,58 млрд., а сумма долговых обязательств — около$9,9 млрд. К концу декабря 2002 года Россия собирается выплатит часть своегодолга МВФ, и тем самым объем ее долговых обязательств станет меньше, чем 100%квоты России в МВФ.
Целями деятельности всехбез исключения международных финансовых институтов являются оказание помощистранам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы дляпривлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне. Так в 2001 финансовом году оказание помощи Всемирным Банкомразвивающимся странам осуществлялось по следующим направлениям:
— ускоренное облегчениебремени задолженности;
— помощь в борьбе сВИЧ/СПИДом;
— многосторонняя поддержкапрограмм сокращения бедности;
— повышение эффективностидеятельности в области развития.
Список литературы
1. Статьи Соглашения Международного Валютного Фонда (сизменениями от 23 сентября 1997 г.)//Издание Международного Валютного Фонда,Вашингтон, округ Колумбия, США, Международный Валютный Фонд, 1992 г., ISBN1-55775-425-x;
2. Федеральный закон от 30 декабря 2001г. N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год»(с изменениями от 12марта, 30 июня 2002 г.)//СЗ РФ 31 декабря 2001 г., N 53 (Часть I), ст. 5030
3.УказПрезидента РФ от 21 августа 2000 г. N 1546 «Об управляющем от РоссийскойФедерации вМеждународном валютном фонде»//СЗ РФ от 28 августа 2000 г., N 35, ст.3557;
4. УказПрезидента РФ от 21 августа 2000 г. N 1547 «О заместителе управляющего отРоссийской Федерации в Международном валютном фонде»//СЗ РФ от 28 августа2000 г., N 35, ст. 3558
5.Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 1999 г. N 252-р О внесении Российской Федерацией в 2000-2008 годах в 12-епополнение капитала Международной ассоциации развития взносов в размере, эквивалентном3000000 СДР//СЗ РФ от 22 февраля 1999 г., N 8, ст. 1066
6. Распоряжение Правительства РФ от 5апреля 1999 г. N 517-р Об участии РФ в пополнении капиталаМногостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) путем дополнительнойподписки на акции Агентства //СЗ РФ от 12 апреля 1999 г., N 15, ст. 1922
7. Постановление ВС РФ от 22 мая 1992 г.N 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд,Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития»// «Российской газете» от 29 мая 1992 г.
8. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1998 г.N 1385 «Об увеличении квоты Российской Федерации в Международном валютномфонде»//СЗ РФ от 30 ноября 1998 г., N 48, ст. 5943
9. «Большая Российскаяэнциклопедия»// encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art=bse/00046/74600.htm&encpage=bse
10. Лукашук И.И.Международное право. Особенная часть: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. –М.: Издательство БЕК, 2001. – 456 с.)
11. Чижов К. Я.,Международные валютно-финансовые организации капитализма, М., 1968.
12. http://www.worldbank.org.ru/rus/group/welcome.htm