--PAGE_BREAK--ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 1.1 Анализ текущего состояния малого и среднего бизнеса Малый и средний бизнес
Малый и средний бизнес– основа стабильного гражданского общества, и от его развития зависит благосостояние всех казахстанцев. МСБ не только выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, но и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В нынешней непростой ситуации именно МСБ может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства.
Без бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого среднего бизнеса приходится 70-80% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого и среднего бизнеса.
Малое и среднее предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый и средний бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые и средние предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого и среднего бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого и среднего бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана.
За годы рыночных реформ в Казахстане, предпринимательский сектор смог занять свое заметное место в обществе. Была достигнута главная стратегическая цель — государством созданы необходимые условия для развития малого и среднего предпринимательства.
Возможность заниматься предпринимательством стало реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики.[1]
Чтобы наглядно понять структуру, состав, количество и статус субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан предлагаю изучить следующие данные:
Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства на 1 января 2010 года
Единиц
Всего
в том числе
юридических лиц
индивидуальных предпринимателей
крестьянских (фермерских) хозяйств
Республика Казахстан
1 084 170
213 454
676 736
193 980
Акмолинская
47097
6314
35 997
4 786
Актюбинская
41534
8494
28 343
4 697
Алматинская
113389
9418
51 778
52 193
Атырауская
38886
6012
30 815
2 059
Западно-Казахстанская
35104
4238
26 386
4 480
Жамбылская
49965
5533
28 173
16 259
Карагандинская
69764
13401
49 588
6 775
Костанайская
56260
7395
42 778
6 087
Кызылординская
28508
3867
21 952
2 689
Мангистауская
44620
6533
36 892
1 195
Южно-Казахстанская
164068
18383
76 664
69 021
Павлодарская
37486
9073
24 756
3 657
Северо-Казахстанская
30455
4578
22 264
3 613
Восточно-Казахстанская
94990
12006
66 597
16 387
г.Астана
73299
24335
48 948
16
г.Алматы
158745
73874
84 805
66
Основные показатели развития МСП
На 1 апреля 2010 г.
в % к 1 апреля 2009 г.
Январь-март 2010г.
в % к январю-марту 2009г.
Количество активных субъектов
Численность занятых
Выпуск продукции
(в сопоставимых ценах)
Республика Казахстан
103,0
102,7
102,1
Акмолинская
102,8
103,7
100,6
Актюбинская
100,6
104,4
105,7
Алматинская
105,1
103,5
103,0
Атырауская
101,0
100,1
100,8
Западно-Казахстанская
101,5
101,4
101,9
Жамбылская
101,2
100,2
101,1
Карагандинская
104,0
104,5
101,4
Костанайская
100,9
102,0
102,4
Кызылординская
100,1
104,6
101,8
Мангистауская
103,9
104,0
104,3
Южно-Казахстанская
104,6
104,9
103,4
Павлодарская
104,3
103,8
101,4
Северо-Казахстанская
102,5
102,3
100,7
Восточно-Казахстанская
101,6
101,6
100,4
г.Астана
101,6
101,4
101,1
г.Алматы
101,8
100,2
102,9
Мы видим, что в январе-марте 2010 года по сравнению с январем-мартом предыдущего года, выпуск продукции (в сопоставимых ценах) увеличился на 2,1%. При этом, количество активных субъектов МСП увеличилось на 3%, численность занятых — на 2,7%.
Изменение количества активных субъектов МСП
в % к соответствующей дате предыдущего года
В общем количестве субъектов МСП доля индивидуальных предпринимателей составила – 64,6%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 25,6%, юридических лиц малого предпринимательства – 9,4%, юридических лиц среднего предпринимательства – 0,4%.
Количество активных субъектов МСП на 1 апреля 2010 года
единиц
Всего
в том числе
юридических лиц малого предпринима-тельства
юридических лиц среднего предприни-мательства
индивидуаль-ных предпри-нимателей
крестьянских (фермерских) хозяйств
Всего
663 430
62417
2377
428 420
170 216
Акмолинская
26 713
2120
169
20 654
3 770
Актюбинская
22 805
2696
141
16 307
3 661
Алматинская
107 725
3819
154
55 174
48 578
Атырауская
18 288
2179
76
14 377
1 656
Западно-Казахстанская
19 072
1984
84
13 398
3 606
Жамбылская
36 704
1579
86
19 682
15 357
Карагандинская
43 820
4736
210
32 950
5 924
Костанайская
36 084
2395
170
28 494
5 025
Кызылординская
14 609
1729
90
11 613
1 177
Мангистауская
16 536
3995
84
11 711
746
Южно-Казахстанская
123 283
3889
145
59 978
59 271
Павлодарская
24 174
2485
110
18 723
2 856
Северо-Казахстанская
20 871
1661
160
15 898
3 152
Восточно-Казахстанская
68 188
4669
215
47 876
15 428
г.Астана
25 560
5617
131
19 810
2
г.Алматы
58 998
16864
352
41 775
7
продолжение
--PAGE_BREAK--
Изменение численности занятых в МСП
в % к соответствующей дате предыдущего года
Численность занятых в МСП на 1 апреля 2010 года составила 2003,4 тыс. человек.
Численность занятых в МСП на 1 апреля 2010 года
Человек
Всего
в том числе
Юр/лиц малого пред-принима-тельства
Юр/лиц среднего предприни-мательства
индивидуа-льных предприни-мателей
крестьянских (фермерских) хозяйств
Всего
2 003 365
510 211
236167
824 164
432 823
Акмолинская
89 704
19 766
16234
42 931
10 773
Актюбинская
73 789
21 914
12693
30 264
8 918
Алматинская
246 201
31 820
14174
79 803
120 404
Атырауская
52 956
17 947
7105
23 985
3 919
Западно-Казахстанская
68 944
17 678
8822
31 223
11 221
Жамбылская
108 841
20 155
9910
28 405
50 371
Карагандинская
173 901
45 750
21053
85 658
21 440
Костанайская
105 507
24 450
16026
53 715
11 316
Кызылординская
56 285
16 900
11021
24 684
3 680
Мангистауская
56 598
25 009
7917
22 432
1 240
Южно-Казахстанская
276 464
39 100
17263
76 809
143 292
Павлодарская
91 391
21 507
12038
50 452
7 394
Северо-Казахстанская
80 331
15 315
15818
41 543
7 655
Восточно-Казахстанская
198 013
45 800
21734
99 339
31 140
г.Астана
94 797
39 400
11914
43 480
3
г.Алматы
229 643
107 700
32445
89 441
57
Выпуск продукции субъектами малого и среднего предпринимательства за январь-март 2010 года составил 555,5 млрд. тенге.
Выпуск продукции субъектами МСП в январе-марте 2010 года
млн. тенге
Всего
в том числе
Юр/ лица-ми малого предприни-мательства
Юр/ лица-ми среднего предприни-мательства
индивидуа-льными предприни-мателями
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
Всего
555 459
317 730
120 327
104 525
12 877
Акмолинская
21 766
11 969
5 675
4 012
110
Актюбинская
21 867
9 080
7 467
4 600
719
Алматинская
29 425
12 039
9 354
4 100
3 932
Атырауская
26 508
15 080
5 633
5 397
398
Западно-Казахстанская
20 736
12 093
3 576
4 200
867
Жамбылская
14 046
8 027
2 240
3 021
757
Карагандинская
33 997
16 923
8 701
6 750
1 623
Костанайская
22 576
10 986
6 524
4 900
167
Кызылординская
19 474
12 678
4 772
1 970
55
Мангистауская
25 355
14 054
5 514
5 640
147
Южно-Казахстанская
24 565
9 059
5 759
9 400
347
Павлодарская
19 498
10 917
5 590
2 007
984
Северо-Казахстанская
17 757
8 212
6 596
2 739
210
Восточно-Казахстанская
37 047
16 443
7 424
10 619
2 561
г.Астана
95 829
67 935
10 723
17 170
1
г.Алматы
125 012
82 233
24 779
18 000
Основные показатели малого предпринимательства
Количество субъектов, единиц
Численность занятых, тыс человек
Выпуск продукции, млн. тенге
Юридичес лица
Индиви
дуальные предпринимателти
крестьянские (фермерские) хозяйства
Юр/
Лица
индивиду-альные
предприни-мателти
крестьян-ские (фермер-ские) хозяйства
юридичес-кие лица
индивиду-альны предприни-мателти
крестьянские (фермер-ские) хозяйства
1999
30 172
…
…
340,7
…
…
…
…
…
2000
33 778
…
76 373
385,0
…
265,5
…
…
87 567
2001
39 590
119 038
95 460
428,8
345,6
311
294 844
…
133 475
2002
42 516
169 781
111 434
467,4
351,4
357,3
324 033
78 387
146 288
2003
46 194
215 116
121 722
482,5
438,1
378,7
457 949
107 218
165 056
2004
51 339
247 688
148 011
524,6
474,5
405,8
809 626
155 031
178 007
2005
50 612
297 234
156 978
533,8
571,6
504,7
844 632
222 993
166 956
2006
47 756
358 583
163 721
557,9
622,7
504,3
1 033 438
302 715
185 395
2007
55 865
415 709
169 326
585,9
733,5
542,8
1 327 126
473 648
265 500
2008
58 480
475 841
169 481
464,6
828,9
461,8
1 152 071
437 313
316 083
Структура сектора малого и среднего предпринимательства
на 1 апреля 2010 года
в процентах
Количество активных субъектов
Численность занятых
Выпуск продукции
удельный вес
на 1 апреля 2010г.
удельный вес
на 1 апреля 2010г.
удельный вес
январь-март 2010г. к январю-марту 2009г.
Всего
100,0
103,0
100,0
102,7
100,0
102,1
юридические лица малого предпринимательства
9,4
98,2
25,5
105,6
57,2
99,2
юридические лица среднего предпринимательства
0,4
99,7
11,8
97,7
21,7
115,4
индивидуальные предприниматели
64,6
104,9
41,1
103,2
18,8
98,0
крестьянские (фермерские) хозяйства
25,6
100,2
21,6
101,4
2,3
98,9
Приведенные выше данные, говорят о том, что реальная картина в области развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане показывает, что несмотря на рост, данный сектор еще не занял ключевые позиции в развитии экономики страны.[2]
На основании анализа можно выделить ряд факторов, сдерживающих становление малого и среднего предпринимательства, как основы экономики:
1. На протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей является единственно доступным средством для накопления и оборота денежных средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема дохода, полученного ими.
2. Количество индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств осуществляющих свою деятельность в форме физического лица составляет более 2/3 от общего количества действующих субъектов малого предпринимательства в стране. Однако их рост не способствует повышению экономической эффективности сектора малого и среднего предпринимательства. Низкий уровень доходов индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств от реализации продукции и оказания услуг свидетельствует о невысокой производительности их труда.
3. Стоимость основных средств, состоящих на балансе малых предприятий, составила 7% от общей стоимости основных средств (фондов) всех субъектов рынка республики. Невысокий уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не позволяет расширить залоговую базу и увеличить кредитование малого и среднего предпринимательства под залог основных средств.
4. Низкая плотность населения Казахстана является причиной узкого рынка сбыта продукции малого и среднего предпринимательства.
6. Разбросанность и неупорядоченность норм действующего законодательства, регулирующего различные стороны производственно-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, способствует увеличению административных барьеров, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства и способствующих его переходу в теневую экономику.[3]
Анализ показывает, что экономика быстроразвивающихся стран достигла больших результатов благодаря малому и среднему бизнесу.
Мы же можем сделать вывод о необходимости углубления реформ в рамках проводимой государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом направления дальнейших реформ должны быть системными, с учетом всех слабых и сильных сторон текущего развития экономики, и в конечном итоге необходимо выработать экономическую модель дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.[4]
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В настоящее время в Казахстане темпы развития малого и среднего бизнеса не соответствуют темпам роста экономики. Это обусловлено тем, что перспективы и задачи развития малого и среднего предпринимательства рассматриваются только в контексте его собственных проблем, без взаимосвязи с общей системой целей и приоритетов развития государства на среднесрочную перспективу.
В этом отношении для Казахстана показателен опыт таких стран, как КНР, Венгрия, Латвия, добившиеся за последнее десятилетие весомых экономических и социальных результатов благодаря углублению государственной политики развития малого и среднего предпринимательства в русле стратегических приоритетов государства. Инструментом реализации этой политики была разработка ими собственных, гибко адаптированных к местным условиям моделей развития малого и среднего предпринимательства.
Например, в Китае уже длительное время практикуется “многосубъектное управление”, т. е. созданы отраслевые органы управления и имеется специальный орган для согласования зарубежного сотрудничества малых и средних предприятий — Координационный центр зарубежного сотрудничества малых и средних предприятий Китая. Правительство КНР большое внимание уделяет подготовке управленческих кадров различных категорий для предприятий малого и среднего бизнеса, а также развитию системы технического новаторства через Фонд технологических инноваций для малых и средних предприятий. Специфика китайской модели заключается в развитии малого предпринимательства через государственные институты управления, при этом деятельность малых предприятий Китая направлена на решение задач государства.
В Венгрии был принят специальный Закон о развитии и поддержке малого бизнеса, который изначально определил различные малые формы хозяйствования: микро-, малые и средние предприятия. Такое многообразие форм позволяет более эффективно осуществлять отдельные меры содействия, определяя возможные ниши каждой из групп малых предприятий в развитии различных отраслей экономики. На малые и средние предприятия в Венгрии приходится 50% ВВП, 2/3 численности занятых в экономике, 20% экспорта и 99% общего числа предприятий.[5]
Политика государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Венгрии опирается на мощную бюджетную “подпитку”. Венгерские предприниматели могут рассчитывать не только на целевые бюджетные субсидии, но и на значительные налоговые льготы. Действующие в стране законодательство выделяет 4 группы налоговых льгот: общие налоговые льготы, рассчитанные на стимулирование инвестиций; налоговые льготы, направленные на НИОКР; налоговые льготы, специально ориентированные на представителей малого и среднего бизнеса; региональные налоговые льготы. Малые предприятия могут воспользоваться как специальными, так и общими налоговыми льготами в области инвестиций и инноваций, что подчеркивает высокую степень интегрированности малых форм хозяйствования в общие процессы подъема экономики.
Важную роль предприятий в венгерской экономике обуславливает такой важный фактор, как разнообразные виды интеграции малого бизнеса в большие хозяйственно-кооперационные системы при лидерстве крупных предприятий высокого технологического уровня (“кластерная система”). Примером “кластерной системы” могут служить новые центры автомобильной промышленности в Венгрии, где ныне представлены многие мировые лидеры в этой отрасли, создающие на местах с участием венгерских предприятий достаточно крупные кооперационные вертикально интегрированные системы.
Специфика венгерской модели заключается в реализации принципа координации функций государственного управления экономикой. Это означает, что при внесении изменений в действующие механизмы экономического регулирования обязательно представление заключения о том, как эти изменения скажутся на экономических показателях малого и среднего бизнеса. Законом предусмотрено активное вовлечение малых и средних предприятий и их организаций в процесс принятия государственных решений в области экономического регулирования, для чего предполагается усиление функций национального Совета по развитию предприятий.
В Латвии достигнуты довольно высокие темпы развития малого и среднего бизнеса — более 50% ВВП. На основе предложений Ассоциации малых и средних предприятий был сформирован и утвержден базовый документ, регулирующий деятельность малого и среднего бизнеса — Коммерческий закон. Законом определены конкретные виды коммерческой деятельности, при этом не всякая предпринимательская деятельность является коммерческой (закон не распространяется на индивидуальное сельскохозяйственное производство и ремесленничество). Закон предусматривает, что физическое лицо обязано зарегистрироваться как индивидуальный коммерсант в случае, если годовой оборот от хозяйственной деятельности превышает 330 тыс. долларов США, или оборудовано постоянное место для оказания услуг или продажи товаров, или приняты на работу как минимум пять работников. В случае, если ни один из этих показателей не превышен, физическое лицо может самостоятельно решать -регистрироваться в качестве индивидуального коммерсанта или нет. Зарегистрировав свою фирму, коммерсант обладает правами на ее защиту. В отношении налогов также выгоднее регистрироваться. Это дает возможность уменьшить подоходный налог и платежи обязательного социального страхования.
Специфика латвийской модели заключается в том, что руководство Латвии стремится подготовить своих предпринимателей к новым условиям ведения бизнеса, заключающимся в законодательном урегулировании всего процесса предпринимательской деятельности.
В контексте приведенной зарубежной практики, для Казахстана также представляется актуальным разработка собственной адаптированной к казахстанским условиям модели развития малого и среднего предпринимательства.
Существующий в Казахстане сектор малого и среднего предпринимательства представляет неоднородную массу и в реальности выглядит следующим образом. Если по организационно-правовой структуре предприниматели разделяются на юридические лица (малые и средние предприятия) и физические лица (индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства), то с точки зрения условий, мотивации и целей их можно разделить на следующие группы.
Первая группа — это “микро” предприниматели, осуществляющие свою деятельность в основном в форме физического лица, в своем большинстве это индивидуальные предприниматели и семейные или крестьянские хозяйства. Занимаются традиционными видами деятельности — мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, ремесленничество, розничная торговля. Проведенное обследование индивидуальных предпринимателей показало, что 90% выпущенной ими продукции приходится на производство продуктов питания, 3,5% — на производство текстильной и швейной продукции и 3,1% — на производство древесины и деревянных изделий. Отличительными особенностями индивидуальных предпринимателей является то, что они не склонны к перемещению капитала в другие виды деятельности или регионы, заинтересованы в стабильности и не охотно идут на изменения, у них свой определенный круг потребителей. Гарантией существования такого типа предпринимателей выступают местные природные ресурсы, покупательная способность местного населения, предпочтения потребителей, традиционная специализация. Данный вид предпринимательства будет существовать всегда: крупные производители не смогут его вытеснить, так как ресурсы и спрос носят локальный и часто специфический характер.
В то же время следует признать, что несмотря на постоянное наращивание этой категорией предпринимателей производства сельскохозяйственной продукции, эта категория предпринимателей не способна обеспечить стране продовольственное благополучие, так как производство ведется здесь практически вручную и по самым примитивным технологиям. Специфика производства личных подсобных хозяйств состоит в том, что их поведение не определяется только рыночными условиями. У значительного числа личных подсобных хозяйств затраты труда и средств на ведение подсобного хозяйства больше, чем рыночная стоимость производимых продуктов.
Вторая группа — это “малые” предприниматели, осуществляющие свою деятельность в основном в форме юридического лица, их основная масса — это уже малые предприятия, занимающиеся одновременно разными видами деятельности (торговлей, производством различной продукции и др.). В условиях возрастающей конкуренции они вынуждены акцентировать свое внимание на диверсификации производства, заинтересованы в новшествах, использовании новых инструментов ведения бизнеса, совершенствовании маркетинговых технологий, но при этом они вкладывают капитал только в апробированный бизнес.
Третья группа — это “средние” предприниматели, осуществляющие свою деятельность в форме юридического лица, в большинстве своем это уже средние предприятия, у руководителей которых, как правило, высокие профессиональные навыки в сфере бизнеса. Это предприниматели новаторы, находящиеся в постоянном поиске инноваций и готовые рисковать. Они стремятся увеличить свои доходы за счет улучшения применяемых технологий и создания новых высокотехнологических производств.
Кроме того, существует категория предпринимателей “псевдомалого” бизнеса, имеющих место во всех вышеперечисленных группах. Мотивация деятельности предпринимателей “псевдомалого” бизнеса заключается в переводе активов на счета подставных “фирм однодневок” или существовании исключительно из соображенья минимизации налогов замаскированной материнской компании.
Также следует отметить, что все группы предпринимателей в большой степени подвержены переходу в “теневой бизнес”, что объясняется в основном несовершенством налоговой системы. Например, на предприятиях малого бизнеса распространено ведение двойной бухгалтерии, занижение численности работающих, что вызвано стремлением руководителей предприятий к уменьшению налогооблагаемой базы, для чего работники “выводятся за штат” и не попадают в данные официальной отчетности, а оплата труда производится за счет средств теневой экономики. Переходу предпринимателей в “теневой” бизнес также способствует наличие многочисленных административных барьеров, создаваемых со стороны государственных органов, обладающих контрольно-надзорными функциями. В сфере “теневой” экономики находится собственность большого количества индивидуальных предпринимателей, которая в основном нелегальна или полулегальна, надлежащим образом не оформлена. Основной причиной этого является то, что в случае образования долгов у индивидуального предпринимателя, под угрозой окажется его личная собственность. В настоящее время сложилась ситуация, когда она не может быть капитализирована, продана или отдана в залог. Она выпадает из системы легального учета, и новых экономических отношений.[6]
Специфика казахстанской модели заключается в следующем.
1. Учитывая разные условия, мотивации и цели предпринимателей, необходимо создание параллельно-последовательных уровней распределения государственной поддержки, через сегментацию сектора малого и среднего предпринимательства, при этом законодательно установив деление на микро-малые и средние предприятия, и определив соответственно систему мер по борьбе с “псевдомалым” и “теневым” бизнесом.
2. Создание системы мер (прямых и косвенных) по увеличению производительности труда и диверсификации производства индивидуального предпринимательства и переходу его в статус юридического лица.
3. Расширение практики применения принципов корпоративного управления с целью интегрирования малых и средних предприятий в хозяйственно-кооперационные системы при лидерстве крупных предприятий высокотехнологического уровня.
4. Государственная политика развития и поддержки малого и среднего предпринимательства направлена на осуществление отдельных мер поддержки для разных групп предпринимателей, определяя перспективы каждой из них в развитии различных отраслей экономики. Основное значение при этом уделяются активизации производственной и инновационной деятельности малых и средних предприятий.
5. Изменение действующего механизма экономического регулирования, который заключаться в обязательном представлении всеми центральными и местными исполнительными органами заключения о последствиях принимаемых ими решений для малого и среднего предпринимательства. Главным условием для всех государственных органов при осуществлении отраслевой, региональной и международной политики является учет конкретных потребностей малого и среднего предпринимательства.
6. Предприниматели и их общественные организации должны активно вовлекаться в процесс принятия государственных решений в области экономического регулирования. В связи с этим отрадны следующие шаги государства: 6 апреля 2010 года Национальная экономическая палата Казахстана «Союз Атамекен», форум предпринимателей Казахстана и торгово-промышленная палата (ТПП) утвердили единый координационный совет объединений предпринимателей.
На первом пленарном заседании совета предпринимателей при президенте РК 26 февраля 2010 года главой государства Назарбаевым Н.А. была озвучена необходимость образования в Казахстане единой организации предпринимателей. Эта организация должна выступить единой диалоговой площадкой, консолидирующей мнение практически всех предпринимателей республики.
В связи с заявлением президента РК, 31 марта был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, в рамках которого был утвержден единый координационный совет объединений предпринимателей. В качестве сторон, подписавших меморандум, выступили ОЮЛ «Национальная экономическая палата Казахстана «Союз Атамекен», форум предпринимателей Казахстана и торгово-промышленная палата.
Координационный совет создан на основе сложившийся практики взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти и управления и объединений предпринимателей. При этом он не является юридическим лицом. В рамках координационного совета будут организованы рабочие группы с участием правительства РК, а также привлеченных независимых экспертов.
В список членов координационного совета вошли 12 представителей предпринимательских объединений. Среди них председатель совета ассоциации финансистов Казахстана Серик Аханов, председатель форума предпринимателей Казахстана Райымбек Баталов, председатель попечительского совета ассоциации экономистов РК Ораз Жандосов, председатель совета учредителей союза мукомолов Казахстана Нурлан Смагулов, председатель ассоциации «KazEnergy» Тимур Кулибаев и т.д.
Также 12 марта 2010 года на совещании с акимами областей, городов Астаны и Алматы по вопросам реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана до 2014 года президент страны Назарбаев Н.А. заявил о необходимости развития вокруг проектов индустриального развития предприятий малого и среднего бизнеса. Речь шла о проектах, ввод в эксплуатацию 144 из которых, планируется на конец 2010 года. При этом среди начинающих — 147 проектов на сумму свыше 3 трлн тенге. Финансирование указанных проектов будет осуществлено за счет фонда «Самрук-Казына» и «КазАгро», большая часть финансирования — китайские инвестиции. Однозначно, что при таком подходе, у предприятий малого и среднего бизнеса Казахстана есть шанс на перспективное будущее.
При этом огромное значение в будущем будет иметь такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему предпринимательству расширить возможности занятости и повысить свою производительность, а в долговременной перспективе обеспечить увеличение доли малого предпринимательства в ВВП страны до уровня развитых стран.[7]
продолжение
--PAGE_BREAK-- 2.1. СИСТЕМА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА.
Необходимость финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого и среднего предпринимательства на современном этапе обусловлена ростом потребности МСБ в инвестициях, активизацией производственного сектора экономики и ограниченностью доступа к финансовым ресурсам. Проблема доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам на протяжении ряда последних лет неизменно занимает одно из лидирующих мест в списке проблем, препятствующих развитию сектора малого и среднего предпринимательства в Казахстане.
На сегодняшний день очевидна необходимость как финансирования малого предпринимательства за счет средств республиканского и местных бюджетов, как это было предусмотрено ст. 12 Закона Республики Казахстан от 19 июня 1997 года “О государственной поддержке малого предпринимательства”, так и создания финансовых технологий, обеспечивающих максимальную активизацию частных инвестиционных ресурсов.
Существующая в республике система негосударственного финансирования после всемирного финансового кризиса не может в нужной степени удовлетворить растущие потребности малого и среднего предпринимательства. Несмотря на высокий уровень развития банковского сектора, коммерческие банки предпочитают кредитование крупных клиентов, и не заинтересованы в кредитовании малого и среднего предпринимательства в особенности стартового бизнеса, относящегося к категории высокорискового.
В этих условиях существенную помощь в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства оказывает Фонд развития предпринимательства «Даму» осуществляющий программы кредитования через отечественные коммерческие банки.
Фонд развития предпринимательства «Даму» образован в 1997 году. С мая 2006 года акционером Фонда является АО «ФНБ «Самрук-Казына». Основная миссия Фонда — содействие качественному развитию малого и среднего бизнеса, а также микрофинансовых организаций Казахстана в роли интегратора и оператора предоставления финансовых и консалтинговых услуг.
Согласно Постановления Правительства Республики Казахстан от 06.11.2007 года № 1039 «Об утверждении Плана первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан», с начала 2008 года Фонд является оператором по управлению государственными средствами по Программе обусловленного размещения средств в банках второго уровня для последующего кредитования субъектов малого и среднего бизнеса.
Программа обусловленного размещения средств является одним из инструментов реализации государственной политики по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.
Она реализуется путем предоставления Фондом банкам второго уровня финансовых ресурсов (фондирования) на определенных (целевых и ограничительных) условиях для последующего кредитования субъектов МСП. При этом одним из основных принципов работы с банками-партнерами является политика невмешательства в их внутренние процедуры и кредитный процесс со стороны Фонда, а также их полная ответственность за риски принятых решений.
Программа разработана в целях повышения эффективности государственных мер по финансовой поддержке МСП.
Финансирование субъектов МСП Банками-партнерами по данной Программе осуществляется без ограничения видов деятельности, за исключением деятельности запрещенных законодательством Республики Казахстан.
С начала 2008 года Фондом «Даму» реализуются следующие программы по поддержке и развитию МСП:
«Стабилизационная Программа обусловленного размещения средств республиканского бюджета через банки второго уровня»,
«Программа софинансирования с местными исполнительными органами «Даму – Регионы»,
«Программа мер по развитию микрокредитных организаций в Республике Казахстан на 2008-2012 годы».
Для наглядности рассмотрим результаты Программы обусловленного размещения средств республиканского бюджета в банках второго уровня (1,2 транш) по состоянию на 22.04.2010 года.
Программа обусловленного размещения средств через банки второго уровня
1 — транш
Изначально в Программе участвовали 7 Банков-партнеров, в которых были размещены средства в сумме 48,8 млрд. тенге. Однако в августе 2008 года АО «Казкоммерцбанк» прекратил участие в реализации Программы. На настоящий момент в Программе участвуют 6 Банков-партнеров:
1. АО «БТА Банк»;
2. АО «Банк ЦентрКредит»;
3. АО «Kaspi bank»;
4. АО «Евразииский Банк»;
5. АО «Цесна Банк»;
6. АО «Альянс Банк».
Общая сумма средств Программы за минусом средств, выделенных АО «Казкоммерцбанк», составляет 37,7 млрд. тенге.
Средства 1 транша, выделенные БВУ для кредитования МСБ (с учетом перераспределения)
№ Банк Сумма, млрд. тг. Доля БВУ
1 АО «Казкоммерцбанк» 11,5 24%
2 АО «БТА Банк „ 10,0 20%
3 АО “Банк ЦентрКредит» 8,3 17%
4 АО «Kaspi Bank» 8,3 17%
5 АО «Евразийский Банк» 4,2 9%
6 АО «Цесна Банк» 4,2 9%
7 АО «Альянс Банк» 2,45%
ИТОГО 48,8100%
По состоянию на 22.04.2010 года совокупный размер средств, выданных банками субъектам МСБ (с учетом средств, выданных на револьверной основе) составил 72,1 млрд. тенге. На данную сумму было профинансировано 2585 заемщиков. Средняя сумма кредита составила 31,6 млн. тенге, средний срок кредита – 36 месяцев, средневзвешенная процентная ставка – 17% годовых. Создано и поддержано 2887 рабочих мест.
В соответствии с протоколом заседания Правительства Республики Казахстан №25 от 28 июня 2008 года было принято решение о выделении 2 транша средств в размере 50 млрд. тенге на поддержку субъектов МСБ. В дополнение к этим средствам Фондом «Даму» было выделено 4,7 млрд. тенге собственных средств.
Средства 2 транша, выделенные для кредитования МСБ (с учетом собственных средств БВУ)
№ Банк Сумма с учетом собственных средств БВУ, млрд. тг. Доля БВУ
1 АО «АТФБанк» 26,0 24%
2 АО «Евразийский Банк» 19,9 18%
3 АО «Банк ЦентрКредит» 13,0 12%
4 АО «Астана Финанс» 11,1 10%
5 АО «БТА Банк» 10,0 9%
6 АО «НурБанк» 10,0 9%
7 АО «Kaspi Bank» 8,0 7%
8 АО «Казкоммерцбанк» 5,4 5%
9 АО «Альянс Банк» 4,0 4%
10 АО «Цесна банк» 2,0 2%
ИТОГО 109,4 100%
По состоянию на 22.04.2010 года совокупный размер средств, выданных банками субъектам МСБ (с учетом средств, выданных на револьверной основе) составил 134,9 млрд. тенге. На данную сумму было профинансировано 2485 заемщиков. Средняя сумма кредита составила 81,7 млн. тенге, средний срок кредита – 45 месяцев, средневзвешенная процентная ставка – 12% годовых. Создано и поддержано 3647 рабочих мест.
В региональном разрезе в рамках Программы наибольшие суммы были выданы в Карагандинская область — 12,6 (370 заемщиков), г. Алматы — 10,8 (291 заемщиков), Восточно-Казахстанская область — 7,2 (328 заемщиков). Наименьшие суммы выдачи наблюдаются в Атырауская область — 1,7 (82 заемщиков), Жамбылская область — 1,7 (94 заемщиков), Южно-Казахстанская область — 2 (73 заемщиков).
В отраслевом разрезе наибольшее количество кредитов выдавалось на проекты в сфере Торговля. Общая сумма финансирования проектов в данной отрасли составила 61 от общей суммы освоенных средств. В наименьшем объеме финансировались проекты Сельское хозяйство, общая сумма финансирования по которым составила всего 3 от общей суммы освоенных средств.
В результате взаимодействия с Акиматами, общественными организациями (Ассоциация финансистов Казахстана, Национальная экономическая палата Казахстана «Союз Атамекен», ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана», Агентство франчайзинга) и банками второго уровня (далее – БВУ), а также освещения в СМИ и на интернет-сайте Фонда условий Программы, с 01.07.2009 г. в Фонд обратилось за консультациями до 300 субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП), от которых поступило на рассмотрение 143 проекта на общую сумму до 40 млрд. тенге, заключены договоры займа только по 10 проектам, которые отвечали следующим основным критериям:
— создание или модернизация перерабатывающих производств;
— развитие с использованием кластерного подхода и трансферта новых технологий;
— производство конкурентоспособных, импортозамещающих и экспортоориентированных товаров и услуг;
— дублирование успешных отечественных и зарубежных моделей бизнеса (франчайзинг);
— формирование социально значимых направлений, создающих новые рабочие места.
По состоянию на 01.03.2010г. в рамках программы «Даму-Колдау» заключено 10 Договоров займа на общую сумму финансирования 3 000 000 тыс. тенге, из них профинансировано 9 проектов на сумму 2 139 110 тыс. тенге, по следующим Заемщикам:
— ТОО «Тагам-Регион»;
— ТОО «BRANDO»;
— ТОО «Raimbek-Vostok-Agro»;
— ТОО «АЙТУМАР ИНВЕСТ»;
— ТОО «Торговый дом «Союз»;
— ТОО «Казспецремонт-2000»;
— ТОО «Компания «Аманат ЛТД»;
— ТОО «Мулен»;
— ТОО «Злак плюс М»
«ДАМУ-РЕГИОНЫ» — Программа софинансирования проектов малого бизнеса Фондом «Даму» с местными исполнительными органами на 22.04.2010
Программа «Даму-Регионы» реализуется Фондом «Даму» в соответствии с Постановлением Правительства №1039 от 06.11.2007 года, согласно которому Акиматы 14 областей Казахстана должны были выделить средства из местных бюджетов для софинансирования с Фондом «Даму» региональных проектов малого бизнеса.
В соответствии с Протоколом заседания Правительства №25 от 28.06.2008 г. Фонду «Даму» из Республиканского бюджета было выделены 28 млрд. тенге на Программу Даму-Регионы.
Помимо 14 областей к участию в Программе «Даму-Регионы» также присоединился Акимат г.Астана, который выделил 150 млн. тенге. Таким образом, всего Акиматами было выделено 6,7 млн. тенге, общий пул финансовых средств по Программе составил 34,9 млрд. тенге.
Средства Программы «Даму-Регионы», выделенные Акиматами и Фондом «Даму» для кредитования проектов малого бизнеса
№ Регион Выделенные средства, млн. тенге Доля региона Акиматы Фонд Всего
1 Акмолинская 300 2 000 2 300 7%
2 Актюбинская 870 2 000 2 870 8%
3 Алматинская 500 2 000 2 500 7%
4 Атырауская 250 2 000 2 250 6%
5 Восточно — Казахстанская 725 2 000 2 725 8%
6 Жамбылская 579 2 000 2 579 7%
7 Западно — Казахстанская 42,6 2 000 2 043 6%
8 Карагандинская 620 2 000 2 620 8%
9 Костанайская 200 2 000 2 200 6%
10 Кызылординская 500 2 000 2 500 7%
11 Мангистауская 348,1 2 000 2 348 7%
12 Павлодарская 800 2 000 2 800 8%
13 Северо — Казахстанская 833 2 000 2 833 8%
14 Южно – Казахстанская 0 2 000 2 000 6%
15 г. Астана 150 150 300 1%
ИТОГО 6 717,7 28 150 34 868 100%
По состоянию на 22.04.2010 года совокупный размер средств, выданных банками субъектам МСБ (с учетом средств, выданных на револьверной основе) составил 39,1 млрд. тенге. На данную сумму было профинансировано 1235 заемщиков. Средняя сумма кредита составила 38,4 млн. тенге, средний срок кредита – 48 месяцев, средневзвешенная процентная ставка – 13% годовых. Создано и поддержано 2071 рабочих мест.
В региональном разрезе в рамках Программы наибольшие суммы были выданы в Павлодарская область — 3,6 (148 заемщиков), Костанайская область — 3,5 (61 заемщиков), Актюбинская область — 3,4 (95 заемщиков). Наименьшие суммы выдачи наблюдаются в г. Астана — 0,3 (7 заемщиков), Мангистауская область — 2,2 (68 заемщиков), Алматинская область — 2,3 (175 заемщиков).
В отраслевом разрезе наибольшее количество кредитов выдавалось на проекты в сфере Торговля. Общая сумма финансирования проектов в данной отрасли составила 39 % от общей суммы освоенных средств. В наименьшем объеме финансировались проекты Транспорт и связь, общая сумма финансирования по которым составила всего 4 % от общей суммы освоенных средств.
Исходя из проведенного анализа результативности государственной политики в области поддержки и развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан можно вывести следующий вывод:
Политика финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого и среднего предпринимательства должна быть ориентирована на обеспечение роста абсолютного объема финансово-кредитных ресурсов, выделяемых предприятиям производственного сектора, увеличение доли долгосрочного и среднесрочного кредитования с применением льготных ставок вознаграждения. В связи с этим основные меры должны способствовать институциональному развитию инвестиционных механизмов, внедрению новых технологий финансирования, которые обеспечат максимально эффективное использование бюджетных ресурсов и привлеченных средств.
Необходимо также отметить, что на сегодняшний день проблема финансово-кредитного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства имеет свои отраслевые, региональные и прочие специфические особенности. Следовательно, развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого и среднего предпринимательства возможно только при диверсификации подходов к решению проблем малого и среднего предпринимательства в зависимости от их отраслевой, региональной принадлежности, срока существования, организационно-правовой формы, размера.
продолжение
--PAGE_BREAK--