--PAGE_BREAK--1972 г. Совет управляющих Федеральной резервной службы (ФРС) принял решение, разрешающее банковской холдинговой компании выступать в качестве агента-брокера или консультанта в связи с полностью оплаченным лизингом. В 1974 г. сфера деятельности дочерних компаний расширилась за счет сдачи в аренду (при определенных условиях) недвижимости.Банковские холдинговые компании имеют право осуществлять лизинг движимого и недвижимого имущества; национальные банки — только лизинг движимого имущества[1].
В настоящее время для того, чтобы сделка удовлетворяла условиям финансового лизинга, она должна обладать следующими характеристиками:
1) минимальные инвестиции в арендованное имущество со стороны лизингодателя должны составлять не менее 20% его стоимости;
2) лизингополучатель не может иметь право (опциона) на выкуп оборудования по цене ниже его рыночной стоимости, определенной на момент применения этого права;
3) лизингополучатель не может инвестировать в арендованное им оборудование, кроме так называемых отделимых усовершенствований;
4) период лизинга не превышает 80% срока службы оборудования;
5) в конце срока лизинга оборудование должно иметь оцененную остаточную стоимость в размере не менее 20% его первоначальной стоимости;
6) лизингодатель должен ожидать получения положительной величины денежного потока, как и общей прибыли, по договору лизинга вне зависимости от налоговых льгот.
На рынке лизинговых услуг компании США являются наиболее заметными и крупными. В таблице 1 приводятся данные по 12 компаниям, входящим в первые 50 крупнейших лизинговых компаний мир. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
В Японии финансовый лизингопределяется как сделка, удовлетворяющая следующим двум основным требованиям:
1) Срок лизинга строго фиксируется, и общая сумма лизинговых платежей определяется в сумме, примерно равной совокупным затратам на приобретение оборудования, сданного в лизинг.
2) Запрещается аннулирование договора лизинга в течение периода его действия. Если в Японии финансовый лизинг трактуется как сделка по реализации, то лизингополучатель наделяется правом на налоговую амортизацию. В противном случае подобным правом будет обладать лизингодатель.
Финансовый лизинг рассматривается в качестве сделки по реализации продукции, если удовлетворяется один из следующих критериев:
1) по истечении периода лизинга лизинговое имущество будет передано лизингополучателю на нулевое или номинальное денежное вознаграждение;
2) в лизинг передается оборудование, вмонтированное в здание и поэтому неперемещаемое с места на место;
3) в лизинг передаются завод, машины или оборудование, произведенные для специальных целей, указанных лизингополучателем, так что в результате лизинговое имущество трудно использовать в каких-либо других целях;
4) срок лизинга короче 70% законодательно оговоренного срока службы лизингового имущества (60%, если этот срок службы составляет 10 лет и более), и лизингополучатель имеет право покупки.
Информация о результатах деятельности японской лизинговой компании CenturyLeasingSystemInc. показана в таблице.
Таблица 1 Показатель деятельности лизинговой компании CenturyLeasingSystemInc., млн. долл.
2003г.
2004г.
2005.
2006г.
2007г.
Операционные доходы
Операционные затраты
Доходы до налогообложения
Чистые доходы компании
2056
2015
39
21
2229
2202
26
18
2582
2561
22
17
2878
2844
8
11
3456
3411
8
3
Германия является одной из крупнейших в Европе стран по развитию рынка лизинговых услуг. Так, в 2004 г. общий объем лизинговых операций составил здесь 28 437 млн. ЭКЮ, или 33.25 млрд. долл. В 2005 г. объем лизинговых операций достиг З0 803млн. ЭКЮ, т. е. возрос на 8,3%. Правда, здесь следует внести корректив на уровень инфляции в стране, который составил за последний год 1,8%.Лизинговые компании занимаются различными видами лизинга движимого и недвижимого имущества. Жесткой закрепленности не существует. В Германии наиболее развитым является лизинг автотранспортных средств. Удельный вес лизинга легковых автомобилей в общем объеме лизинга всех видов оборудования составлял в 2008 г. 54,6%, а с учетом грузовиков — 63,3%.
Постановление об аренде с полной выплатой определяет экономического собственника в сделках, касающихся движимости. Определение финансового лизинга для налоговых целей действует, когда:
1) контракт заключен на определенный период времени, в течение которого он не может быть прекращен одной из сторон, до тех пор пока обе стороны не выполнят своих контрактных обязательств (основной период лизинга);
2) лизинговые платежи, уплачиваемые лизингополучателем в течение основного периода лизинга, покрывают стоимость приобретения или производства объекта лизингодателем, а также все побочные расходы, включая стоимость финансирования.
В германское законодательство с 1 января 2009 г. вводится норма, в соответствии с которой в случае, если лизингополучатель оказывается несостоятельным, лизингодатель имеет преимущественное право перед другими кредиторами как собственник сдаваемых в лизинг активов. Ряд германских лизинговых компаний входит в сотню крупнейших лизингодателей мира. (ПРИЛОЖЕНИЕ В) Ежегодно заключаемые лизинговые сделки некоторых из них превышают 3 млрд. долл.
2 ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ЗА 2006-2009 ГОДА
2.1 Нормативно-законодательные акты, регулирующие лизинговые операции
Основы правового регулирования лизинговых отношений в стране были заложены Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 24 апреля 1995 г. №2235 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». В статье 43 этого Указа дается понятие о лизинге (финансовой аренде: «Аренда подлежащих амортизации основных средств является лизингом (финансовой арендой), если она отвечает одному из следующих условий:
1) срок аренды превышает 80 процентов срока службы основных средств;
2) арендатор обладает правом покупки основных средств по фиксированной цене или цене, определяемой по окончании аренды;
3) остаточная стоимость арендуемых основных средств по окончании аренды составляет менее 20 процентов их стоимости в начале аренды;
4) текущая (дисконтированная) стоимость платежей за весь арендный период превышает 90 процентов стоимости арендуемых средств».
Дальнейшему развитию лизинга способствовали Указ Президента РК от 22 декабря 1995 г. «О дополнительных мерах по поддержке села и агропромышленного комплекса страны в 1996-1997 годах» и постановления правительства «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе лизинга» от 23 декабря 1995 г. №1851 и «О создании лизингового фонда по обеспечению агропромышленного комплекса Республики Казахстан машиностроительной продукцией» от 29 января 1996 г. №117. Этими же постановлениями правительства были утверждены соответствующие «Положения о лизинге в агропромышленном комплексе» и «Положение о лизинговом фонде по обеспечению агропромышленного комплекса Республики Казахстан машиностроительной продукцией».
Министерствами сельского хозяйства и финансов были утверждены 7 февраля 1996 г. «Временный порядок обеспечения агропромышленного комплекса продукцией машиностроения на лизинговой основе (агролизинг)», который должен был действовать до принятия Закона Республики Казахстан «О лизинге».
Кроме того, с ноября 1995 г. по июль 1996 г. последовательно были приняты четыре постановления Правительства Республики, регламентирующие условия и порядок реализации Программного займа Азиатского банка развития (АБР) для сельскохозяйственного сектора в сумме 100 млн долл. США, первый транш которого осуществлялся на лизинговой основе[3].
Постановлением Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету от 15 ноября 1996 г. №5 был утвержден Стандарт бухгалтерского учета 17 «Учет аренды». Целью данного стандарта является определение порядка учета аренды, в частности таких ее видов как финансируемая аренда, текущая аренда, неотменяемая (безотзывная аренда). В «Главе 29 «Имущественный наем (аренда)» проекта Особенной части Гражданского Кодекса РК лизингу посвящены 8 статей (ст. 565-572), где в основном освещаются вопросы самого договора, предмета и существенных условий договора лизинга, уведомление продавца о сдаче имущества в лизинг, риск случайной гибели имущества и расходов, обязанности лизингополучателя уплатить вознаграждение по договору лизинга, передача лизингополучателю предмета договора лизинга, вопросы ответственности продавца.
2.2Оценка лизинговой деятельности арендатором и смешанным финансированием
Оценка лизинговой операции — определение ее целесообразности с позиции интересов лизингодателя.
Всем потенциальным арендодателям и арендаторам необходимо знать доходность капитала по операциям с арендой — условия долгосрочной аренды обычно уточняются в ходе переговоров, поэтому контрагентам следует знать позицию друг друга. Анализ арендодателя включает:
1) определение чистого денежного оттока, которым обычно является цена поставки арендуемого оборудования за вычетом аванса по договору аренды;
2) определение периодических денежных потоков, которые состоят из арендной платы за вычетом налога на прибыль и затрат на техобслуживание, которые обязан нести арендодатель;
3) исчисление ликвидационной стоимости актива за вычетом налогов по окончании аренды;
4) определение того, превышает ли доходность по аренде альтернативные затраты арендодателя, то есть положительно ли значение NPVданной операции.
Для иллюстрации анализа с позиции арендодателярассмотрим пример с анализируемой фирмой.
1) Потенциальный арендодатель — состоятельное физическое лицо, получающее текущие доходы в виде процентов и уплачивающее совокупный налог по ставке Т = 40%.
2) Инвестор может приобрести 9%-е облигации, обеспечивающие посленалоговую доходность в размере:
9% х (1 — Т) = 9% х 0,6 = 5,4%.
Это доходность, которую инвестор может получать при альтернативном инвестировании со сходным риском.
3) Ликвидационная стоимость актива на конец пятого года 1 000 тг. Поскольку остаточная стоимость по балансу к концу пятого года составит 600 тг., оставшиеся 400 тг. из этой тысячи подлежат налогообложению по ставке 40%. Иными словами, по окончании аренды арендодатель может рассчитывать на доход от продажи актива в сумме 840 тг. в посленалоговом исчислении.
Алгоритм расчета NPVоперации аренды с позиции инвестора приведен в таблице 4. Видно, что аренда, рассматриваемая как инвестиционный проект, имеет NPV, равный 26 тг. Таким образом, инвестор, предпочитающий аренду инвестициям в 9%-е облигации (5,4% в посленалоговом исчислении), выиграет 26 тг., то есть аренда более предпочтительна как объект инвестирования.
Как было показано ранее, аренда выгодна и лизингополучателю, поэтому сделка должна состояться[5].
Инвестор может также рассчитывать значение IRRпо данным.В этом примере IRR= = 5,5%. Таким образом, договор обеспечивает посленалоговую доходность в размере 5,5% для инвестора, облагаемого налогом по ставке 40%, и представляет собой более выгодную инвестицию по сравнению с покупкой 9% -ных облигаций. Оба критерия — NPVи IRR— дали одинаковые результаты в отношении оценки целесообразности арендного договора.
Результаты расчетов по данным таблицы:
NCFt
NPV= =26 nyu ghb k=5,4% (1)
(1+k)t
NCFt
IRR: NPV=0= IRR=5,5% (2)
(1+IRR)t
Оценка лизинга со смешанным финансированием. Особое внимание привлекает новый тип аренды — аренда со смешанным финансированием. В условиях становления специализированных лизинговых компаний в Казахстане этот вид лизинга может стать особенно популярным. По такому лизинговому договору арендодатель организует получение кредита на часть требуемой суммы. Арендодатель получает налоговые выгоды, связанные с ускоренной амортизацией. Однако теперь арендодатель имеет более рисковую позицию из-за привлечения кредита.
Аренда со смешанным финансированием, часто организуемая совместно с синдикатом состоятельных людей, пытающихся найти налоговые прикрытия и выступающих как владельцы-арендодатели, может стать в Казахстане(а на Западе уже стала) важной частью современного финансового рынка. При этом ответ на вопрос, является ли подобная операция арендой в полном смысле этого слова или нет, не имеет большого. Тем не менее, нетрудно изменить схему анализа, если арендодатель привлекает со стороны в полном объеме или частично требуемые 10 тыс. тг., организуя долгосрочную аренду. Прежде всего необходимо добавить ряд строк в таблицу, чтобы показать движение денежных средств. Проценты к уплате обеспечат еще одну налоговую льготу, в то время как погашение ссуды представляет собой дополнительный отток денежных средств. Затраты на приобретение актива сократятся на сумму кредита. Сделав эти изменения, можно рассчитать новые значения NPVи IRRи использовать их в оценке целесообразности аренды как одного из вариантов инвестирования.
Для иллюстрации предположим, что арендодатель может получить кредит в 5 тыс. тг. из требуемых 10 тыс. тг. на пять лет под 9% годовых с основной суммы. В таблице 5 приведен выполненный арендодателем NPV-анализ аренды со смешанным финансированием. NPVтакой аренды (по данным строки 3) равен 26 тг., как и для обычной аренды. Отметим, однако, что арендодатель в этом случае вложил только 3,65 тыс. тг. собственного капитала. Следовательно, арендодатель может организовать 2,37 аренды со смешанным финансированием за ту же сумму 8,65 тыс. тг., требуемых для обычной аренды, и получить общий NPVв сумме 2,37 X26 тг. = 61,62 тг.
Таблица 2 Анализ лизинга со смешанным финансированием (в тг.)
Показатели
Год 0-й
Год 1-й
Год 2-й
Год 3-й
Год 4-й
Год 5-й
1. Чистый денежный поток (из таблицы 6.7)
-8 650
2150
2 630
2110
1830
1280
2. Денежный поток по привлеченным средствам
5 000
-270
-270
-270
-270
-5 270
3. Чистый денежный поток
-3 650
1880.
2 360
1840
1560
-3 990
Влияние привлечения заемных средств на прибыль арендодателя отражается и в показателе IRRаренды со смешанным финансированием. Значение IRR, по данным строки 3, равно 8,5%, что значительно больше 5,5% посленалоговой доходности по обычной аренде.
Отметим два дополнительных момента в отношении аренды со смешанным финансированием. Во-первых, использование заемного капитала не повлияло на NPVарендодателя. Причина состоит в том, что ссудный процент для арендодателя (5,4% в посленалоговом исчислении) равен дисконтной ставке. Во-вторых, денежный поток аренды со смешанным финансированием имеет два значения IRR: 0% и около 8,5%.
Пояснения к расчету:
NPV=Т =26тг., при к = 5,4%. 4=о(1 + к)4
Арендодатель берет кредит в 5 тыс. тг. в момент t= О
и погашает его в t= 5. Проценты, выплачиваемые в
конце каждого года, равны:
0,09 х 5 000 тг. = 450 тг.,
но они подлежат налоговой скидке, поэтому денежный отток процентов в год составляет: -450 тг. х (1 — Т) = -450 тг. х 0,6 = -270 тг.
2.3 Анализ современного состояния лизинга в Казахстане
2000-2008 гг. — период становления и роста лизингового рынка в Казахстане, в котором можно выделить еще два этапа.
I этап (август 2000 — 2003 гг.) — «банковский» этап или этап формирования частнопредпринимательского, коммерческого лизингапосле введения в действие Закона РК «О финансовом лизинге», подписанного Президентом РК Н.А. Назарбаевым 5 июля 2000 г.
Благодаря введению в законодательство понятия «банковский лизинг» быстро выросло количество лизинговых компаний, создаваемых ведущими коммерческими банками страны. Так, с августа 2000 г. по май 2003 г. было создано 9 банковских лизинговых компаний. Пионерами банковского лизинга являлись: АО «БТА Лизинг» (31 августа 2000 г.), которое с марта 2005 г. преобразовано в «БТА ORIXЛизинг», ЗАО «Халык Лизинг» (октябрь, 2000 г.) и АО «АТФ Лизинг» (октябрь, 2000 г.).
II этап (2004 — 2008 гг.) — этап комплексного пересмотра и совершенствования лизингового законодательства, а также этап «лизингового бума» в Казахстане,когда резко возросли соответственно количество действующих на рынке лизинговых компаний и объемы лизинговых услуг. Этот этап можно назвать также как этап развития транспортного и индустриального лизинга.
В настоящее время на казахстанском лизинговом рынке действуют 26 лизинговых компаний с различной отраслевой, секторальной направленностью и спецификой деятельности. Семь из них расположены в г. Астане, три в регионах: в городах Караганда, Кокшетау и Петропавловск, и шестнадцать лизинговых компаний находятся в г. Алматы.
Кроме того, АО «Фонд развития малого предпринимательства» и 5 коммерческих банков (АО «Казкоммерц банк», АО «Банк Туран Алем», АО «Альянс Банк», АО «Цесна Банк», АО «Банк Каспийский») имеют сегодня в своей структуре подразделения по лизингу и осуществляют непосредственно лизинговые операции.
Официальная статистическая отчетность по лизинговым операциям через органы Агентства РК по статистике в Казахстане в настоящее время не ведется. Среди специалистов поэтому существуют различные, весьма разнящиеся друг от друга оценки емкости казахстанского лизингового рынка. Как утверждает к.э.н. М. Каирленов в журнале «NationalBusiness», по итогам первого полугодия 2006 г. объем рынка лизинга оценивается в Казахстане в 530-550 млн. долл. США[15]. При этом 90% рынка приходится напервые 10 ведущих лизинговых компаний, совокупный лизинговый портфель которых составил на 1.01.2006 г. 270 млн долл. и на 1.07.2006 г. достиг 499 млн долл.
Судя по текущей динамике, к концу 2006 года можно ожидать достижения рубежа в 750-800 млн долл., а к середине следующего года речь может идти об объеме лизингового рынка свыше 1 млрд долл[16].
Динамика развития лизинга в Казахстане за 2002-2007 гг. выглядит следующим образом:
Таблица 3 Динамика развития лизинга в Казахстане в 2002-2007 гг.
Наименование
2002г.
2003г.
2004г.
2005г.
2006г.
9 мес. 2007г.
Темпы
роста
2007г. к
2002 г.
Количество действующих лизинговых компаний
6
9
15
23
26
33
в 5,5 раза
Количество лизинговых сделок на конец периода (шт.)
291
722
1264
2622
3100
4200
в 14,4 раза
Портфель лизинговых сделок на конец периода, (млн долл. США)
57
103
212
354
750
1229
в21,5 раз
Доля лизинга в инвестициях в основной капитал (%)
0,7
1,2
1,8
2,2
3,5
7,3
-
Таким образом, рынок лизинговых услуг в Казахстане показывает весьма высокий динамизм, удваивая ежегодно объемы и демонстрируя за 2002-2007 гг. рост 21,5 раза. Одновременно растет и количество действующих лизинговых компаний с 6 до 33, т.е. в 5,5 раза и число заключенных лизинговых сделок с 291 до 4200, или в 14,4 раза.
Несколько иную оценку развития рынка финансового анализа в Казахстане дает журнал «Эксперт Казахстан». (ПРИЛОЖЕНИЕ Г)
Отсюда можно констатировать, что в Казахстане создана самостоятельная отрасль национальной экономики — лизинговая индустрия, показатели которой могут быть достойно представлены в LondonFinancialGlobalLeasingReport. Как известно, с конца 70-х годов XXв. стала налаживаться статистика проведения лизинговых операций, которую ведет компания LondonFinancialGlobalLeasingReport. В течение многих лет здесь аккумулируется информация о национальных лизинговых рынках, прежде всего по 50 крупнейшим в мире. На основе этих данных формируются и накапливаются сведения о континентальных и мировых объемах лизингового бизнеса.
Ныне в Казахстане успешно действуют все основные элементы современного лизингового рынка из цепочки «продавец — лизингодатель — лизингополучатель», в лице «продавцов» — представительства крупнейших производителей машин и оборудования, их сервис — центры, дистрибьюторы и дилеры, предлагающие разнообразную гамму техники и технологий, «лизингодателей» — сеть лизинговых фирм и компаний, а также «лизингополучателей» — вполне платежеспособные потребители техники на условиях лизинга — крупные, средние и малые предприятия из различных отраслей и сфер материального производства и услуг. Складывается и инфраструктура лизингового рынка, состоящая из многочисленных обслуживающих структур, которые оказывают ремонтные, сервисные, информационные, юридические, аудиторские, консалтинговые, страховые и другие дополнительные услуги основным участникам лизингового рынка.
Таким образом, начало активному развитию рынка лизинга было положено формированием лизинговой отрасли с 2000 г., на которые оказали влияние следующие факторы:
1)Принятие в 2000 г. Закона РК «О финансовом лизинге».
2)Износ основных фондов в отраслях экономики, достигший 50-70% (в некоторых отраслях промышленности этот показатель достиг 80%).
3) Бурное экономическое развитие страны в целом и несоответствие промышленной базы открывающимся возможностям увеличения производства.
В 2004-2008 гг. рынок лизинговых услуг получил ускоренное развитие, чему способствовали:
1)Получение компаниями льгот на НДС при импорте определенной номенклатуры товаров в рамках договоров финансового лизинга.
2)Пересмотр и сокращение сроков амортизационных отчислений на основные средства.
3)Упрощение судебно-административного производства при разрешении споров при изъятии имущества лизингодателями у недобросовестных лизингополучателей.
Лизинг, на наш взгляд, должен стать одним из важных инструментов реализации Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 гг., а также Стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, и в конечном счете, фактором интенсивного развития национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке в условиях нарастания тенденций глобализации и предстоящего вступления страны во ВТО[17].
По данным Министерства финансов, на обновление основных фондовпредприятий потребуется не менее 800 млрд. тенге инвестиций, что почти вдвое превышает объемы всех выданных банками кредитов за истекший год.
Степень износа оборудования на промышленных предприятиях составляет 40-70 % и выше. Ежегодно в республике обновляется лишь 0,8 –1,2 основных производственных фондов, в то время как в развитых странах эти показатели составляют 6 — 8 %. Значительная часть инвестиций в основной капитал финансируется за счет собственных и привлеченных средств предприятий. Национальная банковская система в ближайшие годы объективно не имеет возможности полностью удовлетворить потребность экономики в кредитах. Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, согласно мировой практике должен составлять 6 – 7 % от ВВП.
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛИЗИНГА В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Проблемы становления и развития лизинга в Республике Казахстан
Однако быстрому развитию лизинга, в особенности коммерческого (частнопредпринимательского) лизинга, за этот период препятствовал и пока препятствует ряд все еще нерешенных проблем. (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж) Среди них можно назвать такие общеэкономические и отраслевые проблемы, как:
1) непомерный и непропорциональный рост цен на машины и оборудование и сложившийся в результате этого ценовой диспаритет между продукцией машиностроения и других отраслей;
2) поиск и привлечение внутренних и внешних источников накоплений, инвестиций для финансирования лизинга машин и оборудования;
3) поиск и нахождение источников получения и поставок машин и оборудования на лизинговой основе (внутреннее производство, ввоз и вывоз);
4) состояние платежной дисциплины в экономике. Рост неплатежей и взаимной задолженности предприятий, не возврат кредитов приобрели за последние годы распространенный и массовый характер.
5) отсутствие и слабость законодательно-нормативной базы развития и регулирования лизингового бизнеса;
6) непоследовательность, противоречивость и неотработанность механизма государственной поддержки и стимулирования лизингового бизнеса. Особенно ярко это проявлялось в отсутствии координации при проведении соответствующей инвестиционной налоговой, учетной и амортизационной политики.
Важнейшая проблема — создание экономических предпосылок для реального привлечения крупных негосударственных инвестиций в экономику страны на условиях лизинга.
Развитие коммерческого лизинга сталкивается у нас с проблемами аккумулирования значительных денежных средств, особенно; необходимых при лизинге сельскохозяйственной и авиационной техники, судов — при операциях международного лизинга. Наряду с государственными средствами основным источником инвестиций на внутреннем рынке должны стать сбережения населения и хозяйствующих субъектов. Только они могут эффективно работать на экономику. Но аккумулировать и привлечь в нее средства может надежная и сильная банковская система. Банковская система Казахстана являясь двухуровневой, кроме Национального Банка РК включает в настоящее время 37 банков второго уровня. Большинство из коммерческих банков являются ныне мелкими и маломощными.
Развитие коммерческого лизинга ограничивают также сложившиеся у нас высокие ставки банковского кредита и короткие сроки кредитования. Их уровень, как об этом говорилось выше, зависит от уровня инфляции и ставки рефинансирования Национального Банка РК. При таких условиях и возможностях банки Казахстана не проявляют особой заинтересованности участвовать в финансировании лизинговых операций ни в прямой, ни в косвеннойформе.
Важнейшей проблемой, предопределяющей формы организации лизинга — внутреннего или международного лизинга (экспортного и импортного) — является определение и оптимальный выбор источников поступления и поставок машинно-технических изделий лизингополучателям (внутреннее производство, ввоз и вывозу).
В настоящее время предприятия Казахстана располагают в основном физически изношенными и морально устаревшими основными фондами, отсталыми ресурсоемкими технологиями. Потребность в модернизации потенциала крайне велика. Однако в республике практически отсутствует производство основных видов оборудования, необходимых для предприятий различного профиля. По подсчетам специалистов, в настоящее время из 1500 наименований машин, нужных для агропромышленного комплекса, производится в республике только 11 процентов.
Серьезной проблемой остается неуклонное старение парка сельхозмашин. Ее предполагается решить за счет контрактов с западными фирмами, а также поставок на лизинговой основе с российских заводов, одним из главных потребителей продукции которых, всегда был Казахстан. Особенно остро стоит вопрос с поставкой в республику зерноуборочных комбайнов и энергонасыщенных тракторов и грузовых автомобилей. В течение последних трех лет, начиная с 1994 года, идут длительные и безуспешные переговоры с Россией о поставках в республику на лизинговой основе комбайнов, тракторов. Казахстанская сторона добивается лизинговых поставок на внутрироссийских условиях — 20% предоплаты за трактор, а остальные 80% — в рассрочку в течение 4 лет или продажи техники с рассрочкой в 3-5 лет, а российская — требует предоплаты.
Лизинговая деятельность находится в дискриминационном положении даже по отношению к обычному инвестиционному кредитованию. Дело в том, что сегодня фактически установлено двойное налогообложение лизинговой деятельности налогом на добавленную стоимость. Первый раз при поставке оборудования, второй — при сдаче его в лизинг лизингополучателю. Наличие НДС на лизинговые операции, который охватывает не только непосредственный доход лизинговых компаний, но и возмещение банковских ссуд для приобретения лизингового оборудования и процентов по ним, в несколько раз поднимает стоимость лизинга для предприятий-потребителей по сравнению с кредитом. Не действуют пока нормы Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона „О налогах и других обязательных платежах в бюджет“ от 31 декабря 1996 года по освобождению от налога на добавленную стоимость услуг по финансовому лизингу, оказываемых банками и другими финансовыми учреждениями, имеющими лицензию Национального банка, а также по предоставлению налоговых льгот по подоходному налогу с учетом применяемого механизма переоценки.основных фондов и ускоренной амортизации. Фактически не используется сегодня и формальное разрешение лизинговым компаниям применять ускоренную амортизацию в связи со сложностью ее практической реализации. Хотя в Казахстане за последнее время приняты беспрецедентные меры по налоговому стимулированию инвестиционной активности, а также развития малого и среднего бизнеса, разработка конкретных механизмов их воплощения в реальность практически запаздывают.
Серьезной проблемой, выявленной в ходе осуществления крупномасштабных лизинговых проектов в агропромышленном комплексе с использованием бюджетных средств и иностранных кредитов и займов, и ставшая теперь весьма актуальной, является поиск, нахождение и отбор на конкурсной основе фирм и компаний — лизингодателей. Острота ее вызвана отсутствием территориальной сети специализированных лизинговых компаний и существующими запретами банкам на участие в прямом лизинге.
В условиях роста неплатежей и взаимной задолженности предприятий, т.е. резкого снижения платежной дисциплины серьезной задачей и проблемой, стоящей перед банками и Лизинговым фондом является разработка и отладка механизма возврата бюджетных и иных средств, выделенных для проведения лизинговых операций. Эта задача является составной частью более общей проблемы — проблемы создания действенной системы обеспечения выполнения обязательств путем предоставления гарантий, залога имущества и страхования коммерческих рисков при лизинговых сделках.
Ниже приводится предлагаемая специалистами Министерства сельского хозяйства схема механизма возврата бюджетных ассигнований, выделенных для проведения лизинговых операций (Приложения Д).
3.2 Мероприятия по развитию лизинговых операции в Казахстане
Перспективы дальнейшего развития лизинга в Казахстане, на наш взгляд, связаны с тремя основными направлениями (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж):
1)острой и настоятельной потребностью в быстром и коренном обновлении физически изношенного и морально устаревшего основного капитала почти во всех отраслях экономики;
2)подъемом инвестиционной активности в экономике по мере снижения уровня инфляции и притока прямых отечественных и иностранных инвестиций, кредитов и займов в приоритетные ее сектора и сферы;
3)темпами и масштабами развития малого и среднего бизнеса в национальной экономике, усилением его государственной поддержки и стимулирования.
В процессе укрепления и развития казахстанского лизингового рынка появились новые тенденции. Они состоят в следующем:
1) Обслуживание регионов ведущими лизинговыми компаниями, сосредоточенными ныне в политических и экономических центрах страны (Астана, Алматы) стало осуществляться через создание и расширение их региональных филиалов и представительств.
2) Меняются структура и разнообразней становятся источники финансирования лизинговых операций. Еще год назад кредиты материнских банков и государственных финансовых институтов занимали львиную долю ресурсной базы лизинговых компаний, но их было явно недостаточно для широкомасштабного развития лизинга. Лидеры рынка активно расширяют источники финансирования за счет привлечения внешних источников, включая сюда кредитные линии международных финансовых организаций и банков (МФК, ЕБРР, АБР и др.), кредиты западных экспортно-кредитных агентств, лизинговых компаний, коммерческие кредиты поставщиков, средства местного фондового рынка, выпуская облигации лизинговых компаний (БТА ORIXЛизинг) и осуществляя секью-ритизацию долгов.
3)Наряду с государственными и банковскими дочерними лизинговыми компаниями стали появляться новые игроки лизингового рынка в лице иностранных лизинговых компаний; лизинговых компаний, связанных с производителями и поставщиками машин и оборудования; отраслевых и региональных лизинговых компаний; фирм, связанных с финансово-промышленными группами (ФПГ); а также коммерческих банков и Фондов, осуществляющих лизинговые операции без создания лизинговой компании.
4)В результате возникновения конкуренции между лизинговыми компаниями на рынке стали предлагаться разнообразные лизинговые продукты и программы, улучшаться условия предоставления техники в лизинг, снизился размер маржи лизинговых компаний.
Для дальнейшего развития и стимулирования, улучшения учета лизинговых операций предлагается осуществить следующие меры:
1) Принять новые и внести изменения и дополнения в действующие законодательно-нормативные акты:
1) В частности, принять Закон РК « О присоединении Казахстана к Оттавской Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г.». Присоединение к этой Конвенции откроет широкую дорогу для налаживания международного сотрудничества и обмена опытом в области финансового лизинга, будет способствовать приходу крупнейших лизинговых компаний развитых индустриальных стран в Казахстан с лизинговыми инвестициями и развитию соответственно операций международного лизинга, международных сублизинговых операций.
2) Внести изменения и дополнения в статью 3 «Формы и виды лизинга» Закона РК «О финансовом лизинге», включая в нее понятия «Прямой лизинг» или «Вендор лизинг», «Прямой финансовый лизинг», «Леверидж лизинг», «Групповой (акционерный) лизинг».
3) Внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс РК, предусматривающие применение методов ускоренной амортизации в лизинговых операциях.
Введение указанных разновидностей лизинга в Закон РК «О финансовом лизинге» существенно разнообразит и расширит спектр оказываемых лизинговых услуг, увеличит потенциал и масштабы лизингового рынка страны, свяжет этот рынок с фондовым рынком, с последующим использованием ресурсов негосударственной накопительной пенсионной системы на основе разработки и предложения новых финансовых инструментов, а также средств государственных институтов развития (Инвестиционный фонд, Инновационный фонд, Фонд развития, малого предпринимательства и др.), созданных для реализации Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 гг.
2) Разработать в целях государственного регулирования и поддержки лизинга Программы развития лизинга в Казахстане (общегосударственную, отраслевые и региональные).
3) Установить связи и наладить партнерские отношения с Европейской федерацией ассоциаций лизинговых компаний «Евролиз», Российской Ассоциацией лизинговых фирм «Рослизинг» и с Конфедерацией «СНГ Лизинг» для обмена опытом и осуществления совместных проектов.
4) Ввести официальную статистическую отчетность по лизинговым операциям в Казахстане через органы Агентства РК по статистике.
5)Предоставить статистические сведения о национальном лизинговом рынке в компанию LondonFinancialGlobalLeasingReport продолжение
--PAGE_BREAK--