Реферат по предмету "Финансы"


Курсовая 3

--PAGE_BREAK--
1.5 Документальное оформление и синтетический учет расчетов по претензиям.

На субсчете 76-2«Расчеты по претензиям» отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленными признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.

По дебету счета 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражаются, в частности, расчеты по претензиям:

к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов (после акцепта последних) несоответствиям цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок — в корреспонденции со счетом 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или со счетами учета производственных запасов, товаров и соответствующих затрат, когда завышение цен либо арифметические ошибки в предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах обнаружились после того, как записи по счетам учета товарно-материальных ценностей или затрат были совершены (исходя из цен и подсчетов, отфактурованных поставщиками и подрядчиками);

к поставщикам материалов, товаров, как и к организациям, перерабатывающим материалы организации, за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу — в корреспонденции со счетами 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

к поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин — в корреспонденции со счетом 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом, — в корреспонденции со счетами учета затрат на производство;

к кредитным организациям по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам организации, — в корреспонденции со счетами учета денежных средств, кредитов;

а также по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются), — в корреспонденции со счетом 91«Прочие доходы и расходы».

Счет 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы, которые, как выяснилось впоследствии, взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых были приняты на учет по дебету счета 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Аналитический учет по субсчету 76-2«Расчеты по претензиям» ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.
1.6 Документальное оформление и синтетический учет расчетов по доходам.


На субсчете 76-3«Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитываются расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.

Подлежащие получению (распределению) доходы отражаются по дебету счета 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91«Прочие доходы и расходы». Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов (51«Расчетные счета» и др.) и кредиту счета 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
1.7 Документальное оформление и синтетический учет расчетов по депонированным суммам.

На субсчете 76-4«Расчеты по депонированным суммам» учитываются расчеты с работниками организации по суммам, начисленным, но не выплаченным в установленный срок (из-за неявки получателей).

Депонированные суммы отражаются по кредиту счета 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и дебету счета 70«Расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате этих сумм получателю делается запись по дебету счета 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счетов учета денежных средств.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» обособленно
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОГО И КРЕДИТОРСКОГО ХАРАКТЕРА
2.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности


Каждое предприятие, организация в своей хозяйственной деятельности ведут расчеты с внешними и внутренними контрагентами: поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями (участниками), банками и другими кредитными организациями, со своими работниками, прочими дебиторами и кредиторами (рисунок 2).








Рисунок 2 — Классификация задолженности предприятия по отношению к контрагенту

В зависимости от того, возникают ли обязательства со стороны предприятия или же по отношению к нему, в существующей практике принято подразделять задолженность на дебиторскую и кредиторскую.

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им в подотчет денежные суммы, задолженность учредителей по взносам в Уставный фонд и т.д.). Соответственно, организации и физические лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Под кредиторскойпонимают задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые в свою очередь называются кредиторами. Если задолженность перед кредиторами возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, таких кредиторов называют поставщиками.

Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации,  по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

Для целей составления бухгалтерской отчетности Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и рядом других нормативных актов закреплено деление дебиторской и кредиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную (см. рисунок 3). Границей между долгосрочной и краткосрочной задолженностью является срок погашения через 1 год. Ниже этого порога задолженность считается краткосрочной, выше  — долгосрочной. В бухгалтерском балансе задолженность со сроками погашения до 12 месяцев и свыше 12 месяцев отражается отдельно.

Деление задолженности на краткосрочную и долгосрочную играет значительную роль при проведении анализа активов предприятия и их оборачиваемости.



Рисунок 3 — Классификация задолженности по срокам ее погашения

В некоторой научной литературе для определения параметров дебиторской задолженности покупателей (заказчиков) предлагается проводить ранжирование не только самой задолженности, но и непосредственно покупателей по категориям риска. Ранжирование покупателей целесообразно производить сотрудникам договорно-правового бюро отдела сбыта по разработанному алгоритму на основе следующих условий:

1.     Степень выполнения обязательств по расчетам за продукцию.

На основе статистического учета предлагается рассчитывать степень выполнения договорных обязательств отдельными покупателями. Покупателей, возможно, сегментировать по ряду признаков, являющихся критериями рыночного сегментирования, таких как: география, размеры организации, отраслевая принадлежность и др. При этом, если предприятие-заказчик является новым контрагентом, то категория риска его заказа определяется на основе степени выполнения обязательств той характерной группой заказчиков, к которой он отнесен.

2.                Наличие и содержание первичной информации о заказчике (покупателе).

Такой информацией могут быть: банковские и аудиторские справки, отзывы других организаций, кредитные рейтинги специализированных агентств, данные из неформальных источников и т.д.

На основе проведенного ранжирования можно разделить классы заказов по рискам  (высокий, средний, низкий) и установить каждому покупателю (заказчику) в соответствии с категорией риска его заказа параметры коммерческого кредита, т.е. определенный лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования. Параметры кредитования по каждому классу риска должны быть зафиксированы в соответствующем разделе «Положения о сбытовой политике». Принятие решения по превышению параметров кредитования должно подлежать обоснованию, что входит в компетенцию заместителя директора по экономическим вопросам.

В соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета учет расчетов с дебиторами и кредиторами ведется на следующих балансовых счетах:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

63 «Расчеты по сомнительным долгам»;

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

68 «Расчеты по налогам и сборам»;

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

77 «Отложенные налоговые обязательства».

На изучаемом предприятии из перечисленных балансовых счетов наибольший удельный вес занимают обороты по следующим счетам: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В связи с этим в дипломной работе будут рассмотрены важнейшие аспекты бухгалтерского учета и анализа именно этих счетов.
2.2. Формы расчетов
В условиях рыночных отношений наряду с традиционными формами расчетов между юридическими и физическими лицами (расчеты наличными деньгами через кассу предприятия и безналичные расчеты с использованием платежных поручений, аккредитивов, чеков, платежных требований-поручений и др.) широкое распространение получила вексельная форма расчетов, а также отношения по уступке прав требования (факторинговые операции и отношения цессии). В современных условиях взаимных неплатежей распространенной формой расчетов между предприятиями  стал бартер.

Безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондент­ских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на де­нежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспе­чивает их более надежную сохранность.

Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К то­варным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, на­учно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п.

Товарные операции осуществляют с использованием следующих форм безналичных расчетов: платежными поручениями-требованиями, платежными поручениями, аккре­дитивами, чеками, в порядке плановых платежей, с использованием векселей, осно­ванных на зачете взаимных платежей.

 При расчетах платежными поручениями-требованиями получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные ус­луги.

Оплата платежных поручений-требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта. Акцепт требований может быть последующим и предварительным. При предварительном акцепте банк производит списание средств со счета плательщика, если он не заявит в установленный срок отказ от акцепта. При последующем акцепте банк плательщика оплачивает платежное требование сразу после его поступления. Если плательщик в установленный срок заявит об отказе от акцепта, то банк немед­ленно восстанавливает сумму платежа на счете плательщика и списывает ее со счета получателя. Банк принимает последующие отказы от акцепта иногородних и одного­родних требований в течение трех рабочих дней после поступления требования в банк плательщика. Требование предъявляется в банк при иногородних расчетах в трех экземплярах, при одногородних- в четырех экземплярах.

Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае от­грузки поставщиком продукции не заказанной, недоброкачественной, нестандартной, некомплектной досрочной поставки товаров или долгосрочного оказания услуг, предъ­явления поставщиком бестоварного требования, отсутствия утвержденных или согла­сованных в установленном порядке цен на товары и услуги и др. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, допущении арифмети­ческих ошибок в требовании или в товарно-транспортном документе, поступлении части не заказанной, недоброкачественной, нестандартной продукции и др. За необоснованный отказ от акцепта по решению арбитражного суда покупатель может нести материальную ответственность.

Если покупатель отказался от акцепта поручения-требования, то поступившие по этому поучению-требованию товары (за исключением скоропортящихся) поступают на ответственное хранение покупателя. При частичном отказе от акцепта товар остается на ответственном хранении покупателя в той его части, от оплаты которой он отка­зался.

При расчетах платежными поручениями-требованиями расчеты у поставщиков от­ражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов45 «Товары отгружен­ные»,46 «Выполненный этапы по незавершенным работам»,62 «Расчеты с покупателями и заказ­чиками» и др. Покупатель использует счета60 «Расчеты с поставщиками и подрядчи­ками»,51 «Расчетный счет»,76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установле­на договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соот­ветствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назна­чения и товаров народного потребления.

Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Документарный аккредитив представляет собой соглашение, в силу которого банк, действующий по поручению плательщика и в соответствии с его указаниями, обязуется произвести платежи по­лучателю средств или оплатить, акцептовать или учесть выставлен­ные им переводные векселя, либо дать полномочие другому банку произвести такой платеж или оплату, акцепт или учет переводных векселей против предусмотренных документов при соблюдении всех условий аккредитива.

Аккредитив— это форма расчетов через банк, который в этом случае является не только посредником в расчетах, но их активным и ответственным участником. Играя роль обеспечения при осущест­влении расчетов, аккредитив выступает и как инструмент финанси­рования поставщика, получающего оплату еще до поступления това­ра к покупателю, а при аккредитивах, открытых с условием отсрочки платежа— финансирования покупателя. В современной мировой торговле расчеты по аккредитиву занимают одно из веду­щих мест.

В ходе выполнения операции по аккредитиву документы, пред­ставляемые в банк, играют важную роль и к ним предъявляются строгие формальные требования. Так, Унифицированные правила устанавливают, что «в операциях с аккредитивами все заинтересо­ванные стороны имеют дело с документами, а не с товарами и (или) другими видами исполнения обязательств, к которым могут относиться документы».

По аккредитиву с условием платежа по предъявлении бенефи­циар получает выручку после представления документов в банк и их проверки (в международном обороте процедура именуется «до­кументы против платежа»). Банк должен произвести проверку до­кументов в срок, не превышающий семи рабочих дней после их поступления. Платеж может быть, однако, произведен валютирова­нием (зачислением на счет бенефициара), отсроченным на нес­колько дней, если исполняющий банк получает покрытие не прямо от банка-эмитента, а через последующие структуры (в порядке «рамбурса»).

Аккредитив обычно открывает банк покупателя по его поруче­нию после того, как стороны по договору купли-продажи согласу­ют условия поставки и порядок расчетов. В договоре при этом ука­зывается:

1.Наименование банка-эмитента.

2.Вид аккредитива и способ его исполнения.

3.Порядок извещения поставщика (бенефициара) об открытии аккредитива.

4.Полный перечень и точная характеристика документов пред­ставляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву.

5.Срок представления документов после отгрузки товара.

6.Срок действия аккредитива и другие необходимые условия.

Положение о безналичных расчетах предусматривает, что для открытия аккредитива плательщик должен представить своему бан­ку (банку-эмитенту) заявление на бланке, где следует указать:

1.Номер договора, по которому открывается аккредитив.

2.Срок действия аккредитива(число и месяц его закрытия).

3.Наименование поставщика.

4.Наименование банка, исполняющего аккредитив.

5.Место исполнения аккредитива.

6.Полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления(полный развернутый перечень может указы­ваться в приложении к заявлению).

7.Вид аккредитива с указанием по нему необходимых данных.

8.Для поставки, каких товаров (услуг) открывается аккредитив, срок отгрузки (оказания услуг).

9.Сумму аккредитива.

10.Способ реализации аккредитива.

Аккредитив должен определять в деталях, какие документы и какого содержания будут требоваться. При отсутствии точных ин­струкций в этом отношении банк принимает документы такими, какими они представлены, если их данные не противоречат како­му-либо другому из представленных документов.

Аккредитив учитывают на счете55 «Прочие счета в банках», субсчет «Аккредитивы».

Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банков­ского кредита.

Остаток неиспользованного аккредитива возвращают организации-покупателю и за­числяют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.

Сущность операции инкассированиясостоит в принятии бан­ком (банком-ремитентом) в строгом соответствии с инструкциями своего клиента (доверителя) обязательства осуществить операции с представленными доверителем документами в целях получения от плательщика акцепта и (или) платежа, либо выдачи коммерческих документов против акцептаи (или) платежа, либо выдачи докумен­тов на иных условиях.

При осуществлении инкассовых операций банки и их клиенты, помимо Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, руководствуются Уни­фицированными правилами по инкассо, разработанными и утверж­денными Международной торговой палатой.

Инкассо может быть «чистым» и «документарным». Чистое ин­кассо— это инкассо только финансовых документов (переводных и простых векселей, чеков, платежных расписок и иных подобных документов, используемых для получения платежей), когда перечисленные финансовые документы не сопровождаются документа­ми коммерческими. К числу последних относятся счета, транспор­тные и страховые документы, документы о праве собственности и любые иные документы, не являющиеся финансовыми. Докумен­тарное инкассо— это инкассо финансовых документов, сопровож­даемых коммерческими документами, а также инкассо только ком­мерческих документов.

Участниками операции документарного инкассо являются: доверитель— клиент банка, поручающий ему проведение ин­кассовой операции;

банк-эмитент (в международном обороте «банк-ремитент»)— банк, которому доверитель поручает получение (инкассирование) платежа от покупателя;

исполняющий (инкассирующий) банк— банк, привлечен­ный банком-эмитентом для выполнения инкассового поручения клиента;

плательщик— лицо, которому должны быть представлены для оплаты документы согласно инкассовому поручению.

Инкассирование платежа от покупателя может производиться различными путями. Рассмотрим их подробно:

1.Документы против платежа. Исполняющий банк должен вру­чить документы покупателю только против немедленной оплаты. На практике некоторые покупатели воздерживаются от принятия документов и платежа до прибытия товара, если в договоре купли-продажи не согласовано, что оплата должна последовать при пер­вом предъявлении документов. Поэтому необходимо иметь соответ­ствующее условие в договоре и включать его в инкассовое поручение.

2.Документы против акцепта. Исполняющий банк может вру­чить документы только против акцепта плательщиком переводного векселя сроком на определенное количество дней от предъявления или на определенный день (вексель «на столько-то дней от предъ­явления» или «срочный вексель»). В этом случае покупатель может перепродать полученный товар и использовать вырученные средства для оплаты векселя в установленный срок. Продавец, таким образом, предоставляет покупателю отсрочку платежа, получая в обес­печение акцептованный переводный вексель. Однако в течение срока векселя он несет риск неплатежа и может потребовать от покупателя дополнительной гарантии оплаты векселя со стороны третьего лица, предпочтительно банка, в форме вексельного пору­чительства (аваля или банковской гарантии). В инкассовом пору­чении обычно указывается, должен ли быть совершен протест век­селя в неплатеже. Без такого указания исполняющий банк делать этого не обязан.

3.Документы против письма о принятии обязательства. Испол­няющий банк передает документы покупателю против письма-обя­зательства (гарантийного письма), текст которого составляет банк-эмитент или доверитель (продавец). Этим письмом плательщик принимает на себя обязательство оплатить сумму инкассо в уста­новленный срок. Предпочтение при этом отдается гарантии банка, если только плательщик не является абсолютно надежным.

 При исполнении инкассового поручения на банки не возлагается обязанности по проверке документов, представляемых им доверите­лем для отсылки покупателю. Они должны только удостовериться по внешним признакам в соответствии полученных документов, пере­численных в инкассовом поручении. Об отсутствии какого-либо до­кумента или о выявленном несоответствии банк немедленно изве­щает доверителя и, если недостаток не устранен, банк вправе возвратить документы без исполнения. Документы представляются плательщику в той форме, в которой они были получены. За послед­ствия, возникающие из-за задержки, потерь, искажений или ошибок в пути или при передаче средствами связи, банки, участвующие в расчетах по инкассо, не несут никаких обязательств и ответствен­ности. Операции расчетов по инкассо включает три основные фазы:

1.Инкассовое поручение доверителя (продавца).

2.Пересылка инкассового поручения банка-эмитента исполня­ющему банку.

3. Иинкассирование суммы платежа исполняющим банком. Рассмотрим эти фазы подробно:

1.Инкассовое поручение доверителя. После отправки товара продавец получает соответствующий транспортный документ, который он передает вместе с прочими предусмотренными договором купли-продажи документами (счет-фактура, страховой сертификат и др.) своему банку для направления на инкассо покупателю. Для оформления инкассового поручения банки обычно пользуются разработанными ими формулярами. Это обеспечивает надежность проведения операции, так как в дальнейшем участвующие в ней банки придерживаются только поручения.

2.Пересылка инкассового поручения исполняющему банку. Банк-эмитент, удостоверившись по внешним признакам в соответ­ствии полученных от клиента документов, перечисленных в инкас­совом поручении, направляет их с необходимыми инструкциями исполняющему банку (банку плательщика).

3.Инкассирование платежа и перевод выручки. При инкассо с условием «документы против платежа» плательщик оплачивает документы, и исполняющий банк немедленно направляет выручку банку-эмитенту, который зачисляет ее на счет клиента.

При инкассо по схеме «документы против акцепта» плательщик акцептует полученный с документами переводный вексель; в зави­симости от указания в инкассовом поручении акцепт остается в исполняющем банке или возвращается банку-эмитенту. В послед­нем случае продавец может учесть вексель или поручить инкасси­ровать сумму при наступлении срока платежа.       

Требование платежа должно быть предъявлено не позднее дня наступления срока плате­жа. Частичные платежи допускаются только в случаях, когда это установлено банковскими правилами или при наличии специаль­ного разрешения в инкассовом поручении. Исполняющий банк должен представить документы плательщику для оплаты или ак­цепта немедленно по получении инкассового поручения. Он вправе удержать из инкассированных сумм причитающееся ему вознаграж­дение и возмещение расходов.

Если платеж и (или) акцепт не получен, исполняющий банк немедленно извещает о причинах этого банк-эмитент, который соответственно информирует клиента и запрашивает дальнейшие указания. Исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту, если он не получит от него указаний о дальнейших дей­ствиях в разумный срок или в срок, установленный банковскими правилами. Для обеспечения безупречного осуществления инкас­совой операции стороны по договору купли-продажи должны пре­дусмотреть в его тексте детально все ее условия, в частности, ос­новные элементы выбранного вида инкассо.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения инкас­сового поручения клиента банк-эмитент несет перед ним ответственность на основаниях и в размере, предусмотренных законом для случаев нарушения обязательств. Если при исполнении инкас­сового поручения исполняющий банк нарушил правила соверше­ния расчетных операций, ответственность перед доверителем мо­жет быть возложена на этот банк.

Если, несмотря на указание в инкассовом поручении, платель­щик отказывается от оплаты комиссиии (или) расходов, они могут быть отнесены на счет доверителя, и банк вправе удержать их из выручки. Размеры банковской комиссии определяются действую­щими тарифами банков. Они включают в основном:

—  сборы за выдачу документов против платежа или акцепта;

—  сборы за освобождение партий товара, когда они адресованы банку или экспедитору в распоряжение банка;

—  сборы за получение платежа по акцепту при наступлении срока.

Платежные поручения    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.