Реферат по предмету "Финансы"


Кредитная система РФ состояние, проблемы, перспективы развития.

--PAGE_BREAK--
Глава 2. Проблемы финансирования государственных образовательных учреждений
 

2.1. Роль и место государственных организаций в сфере образования
Участие Российской Федерации в управлении государственными организациями сферы образования  и их имуществом определяется необходимостью  достижения стратегических целей и решения  поставленных публичных задач. Важнейшей из стратегических целей является  обеспечение реализации конституционного права граждан на образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации).
Обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на образование может осуществляться путем:
Ø        непосредственного участия Российской Федерации в управлении образовательными организациями (учредитель и собственник имущества, финансирующий деятельность организации, один из учредителей);
Ø        косвенного участия Российской Федерации в управлении (предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на образование, распределение госзаданий на подготовку кадров, закупка необходимых услуг у организаций различных форм собственности);
Ø        реализации  Российской Федерацией правоустанавливающих функций и функций надзора в сфере образования, в том числе за использованием имущества образовательных организаций.
Государственными учреждениями являются, как правило, организации, которые обеспечивают обучение и/или содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 В остальных случаях в управлении организациями Российская Федерация сохраняет свое участие  в той мере, в какой обеспечивается контроль за процедурами реорганизации образовательных  организаций и влияние на профиль их деятельности. Эти организации  в установленном законодательстве порядке могут быть реорганизованы в форму автономных учреждений или государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций.
При передаче государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на региональный уровень основным инструментом обеспечения конституционного права граждан на получение профессионального образования соответствующего уровня должно стать  выделение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, а также создание правовых условий для сохранения контроля Российской Федерации за использованием имущества указанных образовательных организаций и активного участия бизнес-сообщества в их развитии.  
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет порядок бюджетного финансирования (ст. 85) и позволяет финансировать за счет средств федерального бюджета подготовку кадров только в вузах, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств, в соответствии с установленным перечнем бюджетополучателей.  Соответственно,  осуществление права на высшее образование, реализуемое за счет средств федерального бюджета, может  быть обеспечено только в вузах, находящихся в введении федерального органа управления и в собственности Российской Федерации.  Распределение госзаданий на подготовку кадров высшей квалификации (получающих высшее образование),  распределяемых на конкурсной основе и финансируемых за счет средств федерального бюджета, также  допускается  исключительно среди вузов, подведомственных федеральному органу власти (управления).
 В силу действия указанных законодательных актов, в настоящее время на федеральном уровне должна сохраняться сеть государственных вузов, обеспечивающих ежегодно подготовку высококвалифицированных кадров, численностью не менее 2,4 млн. человек. 
Изменение форм и объемов участия Российской Федерации в управлении государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования возможно при изменении законодательства Российской Федерации.
При  соответствующем изменении законодательства может быть   оптимизирована сеть государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования,  в том числе за счет  перевода части из них в другие организационно-правовые формы (помимо государственного учреждения) или передачи в ведение субъектов Российской Федерации, при сохранении  обязательств Российской Федерации участвовать в их финансировании через систему госзаданий или путем передачи субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
При передаче образовательных учреждений системы профессионального образования в собственность субъектов Российской Федерации и, соответственно, их финансировании из региональных бюджетов, возникают риски, что жители других регионов смогут обучаться в образовательных учреждениях профессионального образования данного субъекта Российской Федерации только на платной основе. 
 В силу этого,  Российская Федерация  в среднесрочной перспективе должна сохранить участие в управлении (остаться  учредителем и финансировать обучение по госзаданиям или  на нормативно-подушевой основе) образовательными организациями, осуществляющими межрегиональную подготовку по сложным специальностям, если прием обучающихся в них осуществляется преимущественно из других субъектов Российской Федерации и большая часть выпускников направляется                    на предприятия за пределами данного региона (подготовка кадров ориентирована на межрегиональные рынки труда).
  Участие Российской Федерации в управлении образовательными  организациями различных уровней  профессионального образования должно обеспечивать  подготовку кадров для развития инновационных направлений экономики, определенных Российской Федерацией как приоритетные. В их число должны входить ведущие ВУЗы Российской Федерации, готовящие кадры специалистов, магистров,  аспирантов и докторантов, обеспечивающие  развитие в Российской Федерации фундаментальной науки и научно-педагогических школ.
Для активного привлечения бизнеса к развитию профессионального образования необходимо в ходе реструктуризации бюджетной образовательной сети обеспечить преобразование образовательных учреждений в организационно – правовые формы, позволяющие эффективно использовать многоканальные схемы финансирования и другие рыночные механизмы развития.
В ведении Российской Федерации сохраняются также организации сферы образования, обеспечивающие выполнение наиболее сложных функций, возложенных на федеральные органы управления образованием законодательством Российской Федерации об образовании и Правительством Российской Федерации, в частности – разработка федеральных компонентов государственных образовательных стандартов,  обработка результатов независимой оценки качества образования, мониторинг и рейтинговые оценки деятельности образовательных организаций и т.п.
2.2. Проблемы  межбюджетных отношений  и эффективности бюджетной поддержки в системе образования
    Функцию компенсации дотационным регионам недостающих средств для финансирования социальных обязательств государства, в том числе и образования, призваны выполнять межбюджетные трансферты и другие виды помощи (дотации, субвенции). Однако действующая методика и практика выделения федеральной поддержки недостаточно эффективна: во-первых, она не стимулирует в должной мере регионы к увеличению собственных расходов на образование, во-вторых, в значительной степени зависит от политических и иных внеэкономических соображений. Сложившаяся практика межбюджетных отношений между центром и регионами свидетельствует о значительной территориальной дифференциации в принципах их построения, множественности каналов перераспределения бюджетных ресурсов, существенно возросшей роли внебюджетных финансовых потоков в экономической деятельности регионов.
Анализ динамики бюджетной задолженности по заработной плате из бюджетов всех уровней по отраслям социальной сферы по итогам 2001 г. показывает, что  по сравнению с началом года удалось достичь сокращения этой задолженности более чем в 2,7раза, в том числе в сфере образования — в 2,7 раза. И если с долгами из федерального бюджета образованию правительству удалось рассчитаться уже к февралю 2001 г., то задолженность из региональных и местных бюджетов продолжала сохраняться на высоком уровне.
Для разрешения этой ситуации правительству удалось договориться с губернаторами о направлении не менее 40% собственных доходов территорий с учетом федеральных трансфертов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Такая схема по расчетам позволяла субъектам Федерации осуществлять ежемесячные выплаты заработной платы и постепенное погашение уже  накопленной в сфере образования задолженности.
В итоге именно социальная сфера продолжает по итогам 2001 г. оставаться основной болевой точкой в ситуации с невыплатами по заработанной плате, сосредоточивая 61,2% всех невыплат. Внутри социальной сферы на образование приходится 32,5% бюджетной задолженности по заработной плате. Таким образом, недостаточная наполняемость территориальных бюджетов, отсутствие соответствующих законодательных норм для обеспечения целевого использования федеральных трансфертов, остаточный принцип финансирования социальной сферы продолжают оставаться основными факторами сохраняющейся бюджетной задолженности по заработной плате в отраслях социальной сферы.
Анализ показывает, что Россия пошла по пути развития трансфертов выравнивающего типа, что предполагало:
1) использование средних по стране бюджетных показателей в качестве нормативных
2) отсутствие жесткой целевой привязки при выделении средств (нецелевые трансферты).
Однако, именно такие перечисления ― самые расточительные, так как распределяются по регионам без создания механизма обеспечения строго целевого финансирования определенных расходов. При жестких финансовых ограничениях бюджета такое выделение средств — непростительное расточительство. Положение усугубляется низкой исполнительской дисциплиной на местах. По данным Госкомстата РФ за  январь — сентябрь 2001 г. в среднем по России на выплату заработной платы субъектами РФ было направлено 33% от поступивших собственных доходов и трансфертов (вместо рекомендованных Правительством РФ 40%).
Не редки случаи, когда регионы предпочитают использовать средства бюджетной поддержки на решение не имеющих отношения к образованию проблем, полагая, что в таком социально и политически чувствительном вопросе, как заработная плата учителей, федеральный центр окажет поддержку сверх запланированных и согласованных сумм. В результате, в сходных по экономическому положению регионах можно наблюдать разительную разницу в уровне финансирования образования, включая уровень задолженности по заработной плате учителям.
Ситуация усугубляется тем, что конституционный запрет на вмешательство федерального уровня в бюджетную политику регионов сильно ограничивает возможности федеральных властей добиваться от регионов и муниципальных образований рациональных изменений в структуре расходов. Согласно ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (от 28.08.95.№ 154-ФЗ), к предметам ведения местных властей отнесена как “организация, содержание и развитие муниципальных учреждений школьного, основного общего и среднего образования“ (п.6. ст. 6), так и  “формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно“ (п.2 ст.35). Такая ситуация требует, с одной стороны, укрепления местной финансовой базы на цели образования, с другой стороны, усиления контроля и ответственности органов исполнительной власти за реализацию принимаемых Правительством РФ решений.
Право на получение субвенции будет обусловлено достижением в конкретном субъекте Российской Федерации определенных уровней таких показателей, как доля ассигнований на образование в региональном бюджете, фактическое исполнение бюджета образования, прирост норматива бюджетного финансирования общеобразовательных школ. Конкретизацию условий получения субвенций, включая установление контрольных уровней перечисленных показателей, предстоит осуществить на основе консультаций с органами субъектов Российской Федерации. Аналогичные механизмы должны быть реализованы и на уровне субъектов Федерации.
В связи с этим на первый план выходит проблема эффективности компенсации недостающих средств дотационным регионам в рамках бюджетной поддержки. Помощь, оказываемая в настоящее время дотационным регионам из федерального бюджета в различных формах, не имеет целевого характера и распределяется на местном уровне в зависимости от сложившейся практики, текущих потребностей или предпочтений администрации. Таким образом, остро встает вопрос о необходимости создания дифференцированной по регионам, строго целевой и стимулирующей системы планирования федеральных расходов на образование, прозрачной системы их распределения на всех уровнях – от федерального до муниципального.
К числу приоритетных организационно-экономических мер, позволяющих обеспечить решение проблемы бюджетной задолженности в сфере образования в отдельных регионах, следует отнести:
q       Сохранение практики использования стимулирующих федеральных трансфертов, которые предоставляются субъектам РФ при условии выделения не менее 40% собственных доходов бюджетов всех уровней;
q       Финансирование других статей расходов только после выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций;
q       Заключение соглашений с органами федерального казначейства по переводу на кассовое исполнение бюджетов субъектов Федерации через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;
q       Создание системы общественно-государственного контроля целевого расходования выделяемых на выплату заработной платы бюджетных средств, включение в эту систему представителей законодательных органов власти, профсоюзных организаций, профессиональных объединений.

Глава III. Основные направления реформирования системы образования
 Глава III. Основные направления реформирования системы образования    
3.1. Общие направления реформирования государственных  образовательных учреждений
      Оптимизация бюджетной сферы образования, осуществляемая в рамках общей социально – экономической политики Правительства Российской Федерации, должна быть направлена, прежде всего, на повышение качества и  доступности образовательных услуг населению, в соответствии с установленным Конституцией и законодательством Российской Федерации правом граждан на образование.  При безусловном выполнении указанной задачи, основное внимание необходимо уделить повышению эффективности  участия Российской Федерации в управлении организациями сферы образования и их имуществом, повышению конкурентоспособности  российских образовательных организаций на внутреннем и мировом рынке образовательных услуг.
Устранение  недостатков и решение проблем, накопившихся в системе образования, в том числе, на федеральном уровне управления, требует выработки новых стратегий и механизмов управления образовательными организациями, улучшения использования собственности и финансовых ресурсов образования, основанных на сочетании методов государственного управления и рыночных подходов.
Ведущими направлениями оптимизации сети государственных  образовательных организаций является поиск для них наиболее эффективных организационно-правовых форм, степени участия федеральных и региональных органов государственной власти в управлении,  с учетом состояния и тенденций распределения государственных полномочий в сфере образования, особенностей целевых групп потребителей, на которые ориентированы образовательные организации, качества подготовки выпускников, финансовых результатов деятельности, состояния имущественного комплекса и других факторов.
Реализация этих целей и задач, предполагает осуществление следующих основных мер:
1. Перераспределение ответственности в сфере начального и среднего профессионального образования между уровнями государственной власти.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений  в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»», на субъекты Российской Федерации возложена ответственность за предоставление гражданам  начального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации). Будет осуществлена передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации большей части образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (более 2500 организаций начального профессионального образования и около 1000 организаций среднего профессионального образования).
На федеральном уровне сохранятся до 500 организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных кадров, необходимых для поддержки разработок по приоритетным направлениям науки, техники и технологий, соответствующих опытных инновационных производств.
Вместе с тем, значительное число передаваемых организаций будет преобразована в новые организационно – правовые формы (АУ или ГМАНО), предусматривающие возможность гибкого участия Российской Федерации в управлении этими организациями, а также включены в состав университетских комплексов.
Преобразование государственных образовательных организаций в другие, организационно – правовые формы, даст новый импульс к развитию этих организаций на основе привлечения к управлению заинтересованных крупных структур работодателей, расширения объемов образовательных услуг, финансируемых из внебюджетных источников.       
При реализации этих мероприятий должны быть  разработаны и  введены в действие механизмы, законодательно ограничивающие возможности региональных органов власти уменьшать  число образовательных организаций  в  субъекте Федерации ниже уровня, обеспечивающего  потребности населения и экономики региона в подготовке кадров со средним и начальным профессиональным образованием.
2. Создание системы ведущих университетов (университетских комплексов)  и исследовательских университетов.
 Необходимо осуществить концентрацию  эффективных образовательных ресурсов, способных решать задачи подготовки кадров высшей квалификации для фундаментальных научных исследований и разработок по приоритетным направлениям науки, техники и технологий.
В среднесрочной перспективе будут  определены   ведущие вузы и университетские комплексы на их базе, а также   исследовательские университеты в соответствии с разработанными критериями.
Одним из ведущих факторов повышения качества подготовки кадров высшей квалификации в университетских комплексах и ведущих вузах станет глубокая структурная и программная интеграция образования и науки.
В состав этих структур, наряду с лучшими образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования, войдут профильные научные и научно – производственные организации, что обеспечит интеграцию науки и образования в деятельности университетов, создаст условия для прохождения студентами научных и научно – производственных практик, обеспечит благоприятные условия для реализации крупных исследовательских программ.
Предусматривается возможность укрепления имущественных комплексов ведущих университетов (университетских комплексов) и исследовательских университетов за счет передачи им имущества государственных образовательных организаций, ликвидированных в силу их неэффективности.
В целом, увеличение доли образовательных услуг, предоставляемых университетскими комплексами и исследовательскими университетами будет способствовать повышению качества российского высшего образования и его прозрачности для потребителей и инвесторов. Новые организационно – правовые формы этих организаций позволят эффективно сочетать государственную поддержку с внутренними стимулами к развитию.

3. Будут сохранены и получат дальнейшее развитие государственные образовательные организации, обладающие выдающимися достижениями в определенных секторах образования, имеющие известность в стране и в мире научно-педагогические школы, уникальные исследовательские и учебные комплексы. В зависимости от специфики образовательной деятельности, способности привлекать внебюджетные источники финансирования, такого рода государственные образовательные организации будут сохранять свой статус или преобразованы в автономные учреждения. При этом будет осуществлена их интеграция с профильными научными учреждениями.

4. Укрепление региональных и межрегиональных образовательных систем.
В условиях низкой миграционной активности населения в Российской Федерации принципиальное значение для общей эффективности образования, повышения доступности качественного образования для потребителей, имеет фактор регионализации при сохранении единого национального образовательного пространства. В среднесрочной перспективе основной объем качественных образовательных услуг стандартной номенклатуры будет доступен гражданам в границах своего или одного из близлежащих регионов. Сокращение участия Российской Федерации и усиление роли региональных органов государственной власти, муниципалитетов  в управлении государственными образовательными организациями выступает стратегическим фактором модернизации российского образования.
Таким образом, на уровне субъектов Российской Федерации будут сосредоточены усилия по реализации социально ориентированной образовательной политики государства и обеспечению основного объема конституционных прав граждан в сфере образования.  При этом развитие региональных образовательных систем будет сопровождаться целевой поддержкой со стороны Российской Федерации наиболее сложных и ресурсоемких секторов образования.
Российская Федерация сохранит свое участие в управлении государственными образовательными организациями высшего профессионального образования, имеющими системообразующее значение для региональных образовательных систем, обеспечивая тем самым их устойчивость и потенциал развития. В то же время значительная часть  государственных образовательных организаций высшего профессионального образования будут осуществлять свою деятельность при минимальном участии в управлении федеральных органов государственной власти. Основную роль в управлении этими организациями будут играть структуры государственно – общественного управления на региональном и местном уровне, заинтересованные корпорации и союзы работодателей. Такой подход обеспечит более целенаправленную трансформацию и интеграцию региональной образовательной сети с учетом реальных потребностей территориальных рынков труда и образовательных запросов потребителей.
5. Опережающая реструктуризация и развитие практикоориентированного сектора образования,  включающего образовательные организации всех типов и видов, осуществляющих подготовку кадров для реальной экономики.
Развитие практикоориентированного сектора начального, среднего и высшего профессионального образования является фундаментальной частью образовательной политики Российской Федерации и преследует две основные цели: обеспечить готовность всех граждан, и прежде всего молодежи, к занятости в условиях новой экономики, а также создать предпосылки для обучения на протяжении всей жизни.
Будут приняты меры и приняты необходимые нормативно-правовые акты для глубокой интеграции практикоориентированного образования и рыночных государственно–общественных структур, сформирована системы социального партнерства в этом секторе образования, опирающаяся на специальное законодательство и механизмы управления и финансирования образовательных организаций на основе достигнутых результатов.
6. Развитие системы непрерывного профессионального образования.       
Динамика состояния трудовых ресурсов Российской Федерации в среднесрочной перспективе предполагает, что основным резервом повышения трудового потенциала будет система профессионального обучения взрослых. Образовательные организации, реализующие программы переподготовки и повышения квалификации, станут важной составной частью университетов и образовательных организаций, имеющих межрегиональное значение. Значительная часть этих организаций, не входящих в университетские комплексы будет преобразована в организационно – правовую форму ГМАНО или в открытые акционерные общества, пакеты акций которых могут быть проданы заинтересованным корпорациям или отраслевым департаментам региональных органов государственной власти, при сохранении блокирующего пакета акций в собственности федеральных или региональных органов государственной власти. Такой механизм обеспечит ориентацию организаций дополнительного образования на оперативные потребности рынка и создаст условия для участия работодателей в управлении этими организациями.
7. Формирование рыночной инфраструктуры поддержки образовательных организаций, направленной на производство учебного оборудования, учебников, оказание сервисных и консалтинговых услуг и т.п.
Государственные унитарные предприятия, включенные в состав университетских комплексов (около 50 % действующих унитарных предприятий в сфере образования), а также преобразованные в организационно – правовую форму ОАО обеспечат дальнейшее развитие рынка необходимых товаров и услуг для эффективного функционирования образовательных организаций. В тех секторах, которые характеризуются слабым развитием рынка, блокирующие пакеты акций этих организаций будут сохранены в собственности Российской Федерации. По мере развития рыночной конкурентной среды в этих секторах, Российская Федерация будет осуществлять продажу своих пакетов акций на конкурсных аукционах.
8. Научно – методическое обеспечение участия Российской Федерации в управлении организациями сферы образования.
Конституцией и законодательством Российской Федерации, на федеральные государственные органы управления образованием возложены сложные управленческие задачи, требующие проведения научных исследований и разработок, в рамках собственно системы образования, ее структуры, управления, финансирования, содержания образования, контроля качества подготовки кадров, нормативно-правового обеспечения и т.п.
Для решения указанных задач будет проведена реструктуризация малочисленных и узкопрофильных организаций,  действовавших в этом секторе и созданы интегрированные научно-методические структуры, способные обеспечить комплексные исследования и  разработку инновационных решений в сфере образования, их широкую апробацию и научно-методическое сопровождение внедрения.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Attention Keepers In
Реферат Освоение космоса. Королев и Гагарин
Реферат Організаційно методичні аспекти фізкультурно оздоровчої роботи з дітьми 6 7 річного віку
Реферат Калашников - носитель национальных черт русского народа
Реферат Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга 3
Реферат Влияние температуры на спектральные и электрические характеристики светоизлучающих диодов
Реферат Истоки русского национального характера
Реферат особенности сюжета и композиции произведения Мертвые души
Реферат Средневековая философия Индии
Реферат Западно-Алтайский заповедник
Реферат Оптимизация производственной программы заданной комплектности
Реферат Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и тренировочной направленности
Реферат Стихотворение И.А.Бунина «Вечер»
Реферат The Nature Of Squids Essay Research Paper
Реферат Федеративная форма государственно-территориального устройства