--PAGE_BREAK--
В свою очередь, внутренняя структура кредитной политики должна отражать следующие ключевые элементы:
1. Организацию кредитной деятельности;
2. Управление кредитным портфелем;
3. Контроль над кредитованием;
4. Принципы распределения полномочий;
5. Общие критерии отбора кредитов;
6. Лимиты по отдельным направлениям кредитования;
7. Принципы текущей работы с кредитами (сопровождение кредитных договоров);
8. Резервирование на случай потерь по кредитам.
Элементы кредитной политики находят свое практическое выражение в организационных ее формах, т.е. приемах, способах, методах реализации кредитной политики. В свою очередь, механизм реализации кредитной политики включает следующие этапы:
1. Общие положения и цели кредитной политики. Некоторые российские банки нередко подходит формально к выработке собственной стратегии развития, определяют в основном текущие цели в области кредитования, не формулируя стратегических задач банка и не проводя соответствующих маркетинговых и иных исследований рынка, объясняя такой подход быстро изменяющейся ситуацией на рынке банковских кредитов и депозитов. Однако банк, не задумывающийся о перспективах развития, пытающийся уловить лишь текущие тенденции, не имеет будущего, не может развиваться адекватно меняющейся экономической ситуации. Разработка и, главное, применение строго формализованных документов в области кредитования, о которых речь пойдет ниже, обеспечит более логичный, экономически обоснованный подход при кредитовании.
2. Аппарат управления кредитными операциями и полномочия сотрудников банка. Реализация кредитной политики, как уже отмечалось выше, происходит на основе разработанной банком системы предоставления полномочий на выдачу ссуд. Для филиалов банка определяется максимальный размер риска на одного заемщика, который дифференцируется в зависимости от объема кредитных операций, выполняемых филиалом, уровня квалификации и опыта персонала, наличия просроченной задолженности по ссудам, структуры кредитного портфеля филиала и др. Кредитное управление правления банка А имеет право предоставить ссуду в определенных пределах, а сверх этой суммы кредитные заявки рассматриваются кредитным комитетом банка.
Кредитный комитет рассматривает вопрос о кредитовании клиента, например, если сумма испрашиваемого кредита выше заранее установленного порога, или с нестандартными условиями, а также комплексной кредитной экспертизы проектов. Считается, что подобный подход помогает сократить ошибки в решениях о выдаче ссуд. [7;95]
Ряд коммерческих банков в последние годы отказался от использования системы кредитных полномочий, посчитав ее для себя нецелесообразной из-за разных причин: определенной громоздкости системы, длительного периода принятия решений, отвлечения квалифицированных кредитных работников от их непосредственных обязанностей для участия в работе кредитных комитетов.
3. Организация кредитного процесса на различных этапах реализации кредитного договора. Организация кредитных взаимоотношений банка с заемщиком определяется многими факторами, включая размер банка, квалификацию банковских работников, отвечающих за оформление ссуды, величину кредитного портфеля, виды ссуд и др. Организацию кредитного процесса проводит отдел кредитного анализа, который координирует и поддерживает весь процесс кредитования.
Содержание картотеки кредитной информации может включать:
– копии корреспонденции между клиентом и банком;
– записи, подготовленные персоналом банка в качестве детального отчета о контактах с клиентом;
– копии документов о проведенном кредитном анализе и утверждении ссуд, подготовленных работниками банка, содержащие подписи утверждавших кредит сотрудников и в случае отказа на просьбу о выдаче ссуды — причины отказа;
– копии договоров и соглашений, соглашений о ссудах, ограничений получения инвалюты и другой документации, относящейся ко взаимоотношениям с клиентом;
– копии отчетов по результатам анализа доходности отношений с клиентом.
По условиям конфиденциальности доступ банковских работников к картотеке ограничен. Картотека кредитного анализа должна находиться в отделе кредитного анализа, и работники банка смогут получать к ней доступ по мере необходимости.
Основная работа по организации кредитного процесса в банке может быть представлена в виде следующих этапов: формирование портфеля кредитных заявок; проведение переговоров с потенциальным клиентом; принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его предоставления; оформление кредитного дела; работа с клиентом после получения им ссуды; возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела.
4. Банковский контроль и управление кредитным процессом. Обоснованный анализ кредита и процесс его одобрения в сочетании с систематическим мониторингом состояния ссуд являются необходимыми элементами процесса охраны банковского кредитного портфеля и, следовательно, жизнеспособности самого банка.
Для российских банков в настоящее время наиболее актуальны вопросы контроля качества кредитного портфеля, что обусловливает необходимость уделения особого внимания следующим вопросам:
– анализу кредитного рынка и разработке мер по привлечению и отбору наиболее выгодных для банка кредитных заявок;
– анализу финансового состояния заемщиков;
– анализу залогов и иного обеспечения возвратности ссуд;
– организации работы по управлению и ликвидации залоговых средств и обеспечения;
– соблюдению принципов кредитования;
– анализу структуры кредитного портфеля, расчету и интерпретации показателей, разработке и выполнению мер по реструктуризации кредитного портфеля;
– выявлению проблемных кредитов и разработке мероприятий по ликвидации задолженности;
– кредитованию в других экономических регионах;
Действенный контроль возможен лишь в том случае, если банк имеет необходимые документы для анализа. В интересах усиления банковского контроля в процессе кредитования целесообразно использовать так называемые организационные формы кредитной политики — приемы, способы, методы реализации кредитной политики, которые на практике предстают в виде соответствующих документов.
Итак, кредитная политика банка заключается в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного процесса, повышении его эффективности и минимизации кредитных рисков.[5;22]
2.2. Кредитный комитет и его полномочия
Основной задачей кредитного комитета является минимизация кредитных рисков банка и обеспечение доходности по операциям кредитования клиентов банка в национальной и иностранной валютах, а также контроль над состоянием ссудного портфеля.
Основными функциями кредитного комитета являются:
1. Контроль над кредитными рисками, возникающими в процессе деятельности банка.
2. Установление лимитов кредитования на заемщиков, групп лиц, связанных с заемщиком, банки-контрагенты, определение инструментов финансирования, а также лимиты по иным объектам вложения в соответствии с утвержденной кредитной политикой банка;
3. Принятие решений о предоставлении кредита или об отказе в его предоставлении заемщикам или группе лиц, связанных с заемщиком на основании экспертных заключений соответствующих структурных подразделений банка.
4. Утверждение или изменение (в случае необходимости) в зависимости от степени кредитного риска условий, форм, схем, объемов кредитования.
5. Принятие решений о необходимости замены обеспечения по ранее заключенным кредитным договорам и договорам о залоге.
6. Установление требований к способам обеспечения возврата кредита и обеспечению иных обязательств.
7. Разработка и принятие конкретных решений по качеству ссудного портфеля банка и его эффективному использованию.
8. Разработка кредитной стратегии банка на краткосрочный и среднесрочный периоды в соответствии с программой привлечения клиентов.
9. Рассмотрение и утверждение проектов, изменений к проектам внутренних положений, регулирующих кредитную деятельность банка.
10. Осуществление контроля над исполнением ранее принятых решений заседаний кредитного комитета.
11. Предоставление материалов на рассмотрение и принятие решений на правление банка.
12. Рассмотрение и утверждение новых проектов и программ, изменений проектов и программ, связанных с развитием кредитной деятельности банка.
13. Рассмотрение и утверждение отчетов по фактам нарушений, выявленных в кредитном процессе, а также по вопросам качества и полноты формирования и хранения кредитной документации и кредитного досье заемщика.
Кредитный комитет наделен полномочиями принимать решения по предоставлению кредитов клиентам банка на суммы, цели и сроки, согласно кредитной политике и стратегии банка; утверждению проектов, изменений к проектам внутренних положений, регулирующих кредитную деятельность банка; утверждению проектов, изменений к проектам типовых форм кредитных договоров и других документов, связанных с осуществлением кредитных операций; изменению классификации ссудной задолженности как относящейся к более низкой группе риска, чем это вытекает из формализованных критериев, определенных инструкцией ЦБ РФ № 254-П; изменению параметров кредитования по действующим кредитным договорам (процентная ставка, срок, сумма и т.д.); утверждению кредитных лимитов:
1 На банки – корреспонденты;
2 На кредитование клиентов;
3 На предоставление и выпуск гарантий и аккредитивов (непокрытых);
4 На операции по учету, авалированию векселей, покупки иных ценных бумаг;
5 На страховые компании;
6 На эмитентов ценных бумаг.
А также утверждению отчетов соответствующих структурных подразделений о состоянии кредитного портфеля; согласованию новых проектов и программ, изменений к проектам и программам, связанным с развитием кредитной деятельности банка. В случае необходимости и при недостаточности полномочий в принятии решения, выносить вопросы на рассмотрение Правления Банка и Совета директоров.[8;128]
2.3 Особенности формирования кредитного портфеля КБ
В широком смысле на категориальном уровне понятие «кредитный портфель » — это экономические отношения, возникающие при выдаче и погашении кредитов, осуществлении приравненных к кредитным операций.
В этом случае кредитный портфель определяется как совокупность кредитных требований (обязательств) банка и его других требований кредитного характера и возникающие при этом экономические отношения. Кредитный портфель отличается от других видов портфелей кредитной организации тем, что он объединяет совокупность элементов, которые имеют кредитный характер и, соответственно, обладают свойствами срочности, платности, возвратности. При этом свойства срочности, платности, возвратности могут проявляться как в активных, так и пассивных кредитных операциях кредитной организации. Более широкое понятие кредитного портфеля будет использоваться при принятии стратегических и управленческих решений, при определении модели развития и функционирования кредитной организации.
Особое значение приобретает такое понятие, как качество кредитного портфеля, вытекающее из основных сущностных характеристик кредита как экономической категории. Качество кредитного портфеля можно определить как соответствие основным требованиям с точки зрения возвратности, срочности, обеспеченности и платности. При определении качества кредитного портфеля и его рисков следует исходить из совокупности критериев: степени и вида кредитного риска, уровня ликвидности, уровня доходности.
На основе данных критериев возможны комплексный анализ и оценка качества кредитных и связанных с ними других рисков кредитного портфеля банка, отражающих его конкурентоспособность. Здесь видна тесная связь между качеством кредитного портфеля, кредитной организацией и кредитным риском. С одной стороны, возвратность кредита как экономической категории влияет на степень кредитного риска, уменьшение которой, в свою очередь, повышает качество кредитного портфеля посредством основного критерия качества — степени кредитного риска.
Также необходимо обозначить совокупную систему оценки качества и рисков каждого составного элемента и всего кредитного портфеля банка в целом, которая включает в себя:
1. Выбор критериев оценки качества и рисков кредитного портфеля в целом и отдельных его рисков.
2. Способы оценки качества отдельных рисков кредитного портфеля.
3. Определение метода классификации элементов кредитного портфеля по группам риска
4. Оценку качества портфеля в целом на основе финансовых коэффициентов.
5. Оценку качества портфеля в целом на основе его структуры (сегментации).
Ключевыми элементами эффективного управления кредитными рисками на каждом из выделенных этапов являются развитые кредитная политика и процедуры, грамотное управление кредитным портфелем, эффективный контроль за кредитами и, что наиболее важно, хорошо подготовленный для работы в этой системе персонал. Принятие рисков — основа банковского дела. Кредитные организации имеют успех в том случае, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах финансовых возможностей и компетенций. Активы, в основном кредиты, должны быть достаточно ликвидны, для того чтобы покрыть любой отток средств, расходы и убытки и при этом обеспечить доходность и приемлемый для акционеров размер прибыли. Достижение этих целей лежит в основе политики кредитной организации по принятию риска и управлению ими. [3;35-36]
Чтобы обезопасить себя от заведомо безвозвратных ссуд, банк должен строить свою работу с клиентами, используя две аксиомы, проверенные временем:
1. Заниматься кредитованием преимущественно тех направлений, в кредитовании которых у банка уже накоплен значительный опыт;
2. Не выдавать ссуды за пределы обслуживаемого региона.
Отсутствие понимания необходимости тщательного анализа качества ссудной задолженности (особенно предварительного анализа возвратности ссуды) во многом объясняет неустойчивое положение многих отечественных банков. Отчасти низкое качество ссудного портфеля определяется общим кризисным состоянием общества. Основными отличительными чертами кредитных портфелей российских банков можно считать: краткосрочность кредитов, формирующих портфель, и повышенную рискованность портфеля. Краткосрочность большой части кредитов обусловлена отсутствием благоприятной инвестиционной среды на российском рынке.
Ограничивать подверженность банков портфельным рискам призваны также экономические нормативы, установленные Банком России для всех кредитных организаций в Инструкции № 110-и от и других нормативных актах. В соответствии с этими документами классификация выданных ссуд и оценка кредитных рисков производится в зависимости от наличия соответствующего и надлежащим образом оформленного реального обеспечения, а также длительности просроченной задолженности. В результате кредитный портфель банка разбивают на группы кредитов (стандартные, нестандартные, сомнительные, безнадежные), ранжированных по их качеству в зависимости от степени кредитного риска.
В российской банковской практике своеобразным амортизатором кредитного риска служит резервный фонд, создаваемый коммерческими банками для компенсации потерь по выданным кредитам. [12]
3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Стратегия управления рисками в коммерческом банке должна основываться на интегрированной структуре, состоящей из обязанностей и функций, которые спускаются от уровня Правления вниз, на операционные уровни, охватывая все аспекты риска, в особенности рыночный, кредитный и риск ликвидности, операционный, юридический риски, риски, связанные с репутацией банка и с персоналом.
Ответственность за повседневное отслеживание риска, оценка и определение уровня риска возлагаются на специальное структурное подразделение банка. Его основной задачей является внедрение принципов управления рисками, особенно кредитного и риска ликвидности, выработка методики оценки рисков. Аналитический отдел банка призван обеспечить такое положения дел, при котором все эти риски оставались бы в рамках утвержденных лимитов, правильно бы понимались и оценивались перед проведением операций, отслеживались на постоянной основе и по ним представлялась бы отчетность руководству. В организации своей работы по управлению и контролю над банковскими рисками, аналитический отдел должен опираться на общепризнанные фундаментальные факторы, важные для создания и поддержания универсальной, эффективной системы управления риском и контроля:
4. Управление рисками ведется сверху вниз и исходит от людей, которые обладают полной ответственностью за ведение дел. Конечная ответственность за управление риском — на руководстве банка.
5. Правление и исполнительное руководство признает существование широкого ряда типов риска и обеспечивает такое положение, при котором структура контроля, адекватно охватывала бы их все, включая и те, которые нелегко поддаются измерению, — операционный, юридический риски, риски, связанные с эксплуатацией фирмы или с ее персоналом.
6. Отделы обеспечения и контроля — внутренний аудит, юридический отдел, отдел информационных технологий — должны войти составной частью в общую структуру управления рисками.
7. Цели и принципы управления рисками должны быть основной, ведущей силой общей стратегии деятельности банка, их необходимо внедрять через вспомогательные операционные процедуры и методы контроля. [9]
Информация по рыночным, кредитным рискам и риску ликвидности, поступает в аналитический отдел из каждой отдельно взятой организационной единицы и агрегируется по типу риска. Общая картина масштабов и концентрации риска, которому подвержен банк в конкретный момент времени предоставляется руководству.
После того как кредит выдан, работа по клиенту не прекращается. С одной стороны, Информационным центром анализируется информация о клиенте, которую можно почерпнуть из уже упомянутых информационных источников, а с другой, кредитный работник, отвечающий за возврат выданной ссуды, всегда имеет возможность задать Центру любой конкретный вопрос, который может у него возникнуть в процессе сопровождения кредита, используя специально разработанный бланк запроса. Таким образом, слежение за клиентом осуществляется с двух сторон. продолжение
--PAGE_BREAK--