Реферат по предмету "Финансы"


Косвенные налоги их виды, характеристика

--PAGE_BREAK--
бюджетов.  Потребовалась  перестройка  межбюджетных отношений и возникла

объективная необходимость выработки  и формирования новых принципов этих

отношений.

     3. Налог на добавленную стоимость

                         Характеристика НДС

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет

части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства

товаров, работ и услуг.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

— организации;

— индивидуальные предприниматели;

— лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением

товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в

соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве

налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно в

течение 15 дней с момента их государственной регистрации на основании данных

и сведений, сообщаемых налоговым органам органами, осуществляющими

государственную регистрацию организаций, органами, осуществляющими

государственную регистрацию физических лиц, осуществляющих

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо

органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные аналогичные документы

частным детективам и частным охранникам, а также на основании данных,

предоставляемых налогоплательщиками.

Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в

качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных

представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве

налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного

заявления иностранной организации.

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты

налога, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых

периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей,

исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета

налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. рублей.

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей

налогоплательщика НДС, должны представить соответствующее письменное

заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый

орган по месту своего учета. Указанные заявление и сведения представляются не

позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица

претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1.      Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации,

в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов

выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного

или новации.

2.      Передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение

работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не

принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе

через амортизационные отчисления;

3.      Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4.      Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

                         Сравнение НДС с налогом с оборота

Налоги на потребление как особая группа косвенных налогов давно уже

используются в практике налогообложения. Но первоначально — до 50-х годов — в

эту группу входили только налог с оборота и налог на продажи. Налог с оборота

взимался на каждой стадии движения товаров от производителя до конечного

потребителя, то есть многократно. Налог на продажи взимается единожды, обычно

на стадии торговли — оптовой или розничной, как доля (в %) от стоимости

товара на конечной стадии его реализации. Международная практика знает

примеры использования налога с оборота в несколько суженном варианте, когда

этим налогом облагались не все, а лишь некоторые стадии оборота товаров.

Правда, в течение века структура косвенных налогов в США (как впрочем и в

других развитых странах) заметно изменилась. Наиболее яркое изменение к концу

XX в. -резкое снижение значения таможенных пошлин. В качестве примера можно

назвать налог с оборота в СССР. Этот налог собирался лишь с продукции

отраслей II подразделения, выпускающих продовольствие и другие

потребительские товары (текстильная, обувная, табачная, вино-водочная

промышленность; исключение составляли мясо, овощи, медикаменты и некоторые

другие товары). Продукция же тяжелой промышленности этим налогом, в основном,

не облагалась. Исключение составляли те отрасли тяжелой промышленности,

которые были связаны с выпуском определенных потребительских товаров

(нефтяная, газовая, автомобильная). Поэтому некоторые отечественные

экономисты считают, что использовавшийся в СССР налог с оборота был, если

судить по международным стандартам, для большинства облагаемых товаров и

услуг разновидностью налога на продажи, а для некоторых видов продукции

(алкогольной и табачной) — разновидностью акцизов. Налог с оборота в начале

1992 г. был заменен заметно большим НДС, что примерно вдовое увеличило рост

цен.

Широкое распространение налог с оборота получил в период Первой мировой войны

для покрытия значительных фискальных нужд. Налог вызвал серьезные нарекания и

предпринимателей, и потребителей, прежде всего из-за многократного

подорожания товаров по мере прохождения ими последовательных стадий

производства и обращения и вызванного этим уменьшения потребления

соответствующих товаров. Кроме того, налог с оборота прямо не зависит от

реального вклада каждой стадии производства в стоимость конечного продукта

(из-за различной доли материальных затрат на отдельных стадиях переработки).

А это означает, что налог с оборота, кроме всего прочего, оказывается

зависимым от изменений числа стадий производства и реализации. Поэтому после

Первой мировой войны в большинстве стран налог с оборота не использовался. С

началом Второй мировой войны рост военных фискальных нужд вновь заставил

многие западные страны либо вернуться к этому налогу, либо использовать налог

на продажи. Правда, применение последнего лишило государство возможности

воздействовать на все стадии движения товара от производителя к потребителю.

Из-за возросших фискальных нужд в результате существенного усиления роли

государственного регулирования экономики после окончания Второй мировой войны

западные страны не отказались от налогов на потребление. Вместо этого был

избран другой путь — налог с оборота и налог на продажи были заменены налогом

на добавленную стоимость. Теоретически НДС представляет собой долю (в %) от

стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения (то есть на

каждой стадии прохождения товара от поставщика исходного сырья до потребителя

конечной продукции). Для предприятия величина «добавленной стоимости»

представляет собой разность между стоимостью реализуемой продукции и

стоимостью материальных ценностей, использованных для производства

соответствующей продукции (за исключением износа основных фондов).

Налогооблагаемая база для НДС включает зарплату со всеми начислениями,

прибыль, процентные платежи, амортизацию и некоторые другие расходы общего

характера. Материальные же издержки (за исключением амортизации) сюда не

включаются.

Пионером в изменении структуры налогов на потребление выступила в 1954 г.

Франция, которая заменила ранее использовавшийся налог с оборота на НДС.

Имелось в виду, что НДС, сохраняя достоинства других налогов на потребление,

свободен от их основных недостатков. Во-первых, НДС, как и налог с оборота,

многократен, поскольку взимается на каждой стадии производства и обращения и

в отличие от налога на продажи позволяет государству воздействовать на все

стадии. Во-вторых, поскольку НДС налагается лишь на добавленную стоимость

каждой стадии, он впрямую зависит от реального вклада этой стадии в стоимость

конечного продукта (равную сумме добавленных стоимостей всех стадий оборота

производства и обращения). В результате НДС не зависит от изменения числа

стадий оборота товара от производителя к потребителю (то есть от изменения

организационной структуры экономики, обычно определяющей величину

материальных затрат, а не величину добавленной стоимости).

В последующие десятилетия НДС нашел применение в налоговых системах

большинства развитых стран, фактически вытеснив налог с оборота и заметно

уменьшив значение налога на продажи. Единственным исключением до сих пор

остаются США

                         Значение НДС в формировании бюджета РФ

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена

трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических

лиц.

Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории

всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу

доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные

источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов

субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги

краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в

дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний

термин был введен в научный оборот еще несколько лет назад. Региональные

налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя

из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к

общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти

регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и

порядок взимания.

Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и

т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри

города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-

Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных

налогов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в

федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную

стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные

пошлины. Перечисленные налоги создают основу финансовой базы государства.

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество

юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той

разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на

имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего

это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в

России.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: подоходный налог с

физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на

рекламу и далее — большая группа прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран,

предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в

доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании —

это отчислением от федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном

проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие

налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества,

переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус,

обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.

Налог на прибыль предприятий и организаций делится между федеральным (11%),

региональным (19%) и местным (5%) бюджетами.

Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц

распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств,

включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут

меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального

бюджета.

Налог на имущество юридических лиц является местным налогом и 100% его

поступлений направляется в местные бюджеты.

Финансовое обеспечение социально-экономического развития территорий

предусмотрено Законом РФ от 15 января 1993 г. № 4807—1 «Об основах бюджетных

прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов

представительных и исполнительных органов государственной власти республик в

составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,

областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного

самоуправления». Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников

должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта

Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с

недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов — не менее 70%

доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет — это

расчетная на очередной период сумма доходов консолидированного бюджета

нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти

минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности

закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов,

дотациями и субвенциями.

Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фондами,

доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений.

По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды

носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов,

служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к

фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой

государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них

— Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей

социально-экономической сущности имеют характер налогов, но, несмотря на

обязательность отчислений и сборов, многие предприятия и организации от них

уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают там на учет в качестве

плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не

имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них.

Думается, что в перспективе трехуровневая система налогов должна вобрать в

себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным

бюджетам.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает

возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из

собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет

(регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов

хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости,

внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти

полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как

доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя

налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных

федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США

и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей.

     4. Акцизы и их характеристика

Акцизы – один из самых старых налогов. Этот вид налогов издавна использовался

государями при единоличном установлении источников пополнения своей казны и

государством (например, правителями Древнего Рима). В царской России в 1901

г. акцизы давали казне 61% доходов. Акцизы, пожалуй, самая древняя форма

налогообложения, не считая пошлин.

Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового

потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф.

В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они

установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-

первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство

ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных

товаров) и регулирования спроса и предложения товаров.

Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому

оплачивается потребителем. В отличие от НДС этим налогом облагается вся

стоимость товара, включая и материальные затраты. В соответствии с Законом РФ

от 6.12.91 г. № 1993-1 «Об акцизах» (с учетом изменений и дополнений) и

Инструкцией ГНС РФ от 22.06.96 г. № 43 (9) налогообложению подлежит довольно

широкий круг товаров. Начиная с сентября 1995 года, перечень облагаемых

акцизами товаров и особенно ставки этого налога подвергались наиболее частым

корректировкам, особенно в назначении товаров производственного назначения и

сырьевых товаров (нефть, включая газовый конденсат). Рассмотрим

классификационный состав акцизов (табл. 1).

Необходимо заметить, что увеличивается доля акцизных сборов в сумме бюджета.

Как свидетельствуют данные таблицы 2, за рассмотренный период они увеличились

с 5,2 до 10,9%.

                         Исчисление ставки акцизов

Федеральным законом № 29-ФЗ внесено изменение в определение объекта

налогообложения по подакцизным товарам, в отношении которых установлены

адвалорные (процентные) ставки акцизов. Если ранее объектом налогообложения

являлась стоимость подакцизного товара, определяемая как отпускная цена с

учетом акциза, то теперь объектом обложения является стоимость товара без

учета акциза. Одновременно исключена сложная формула для исчисления акцизов.

В связи с этим значительно упрощен порядок исчисления акцизов по подакцизным

товарам, в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации, на которые

установлены адвалорные ставки акцизов.

По подакцизным товарам, по которым установлены адвалорные ставки, акцизы

уплачиваются также с сумм денежных средств, получаемых организациями за

производимые и реализуемые ими товары в виде финансовой помощи, пополнения

фондов специального назначения, а также со стоимости опциона.

По подакцизным товарам, по которым с 1 января 1997 года действуют твердые

(специфические) ставки, исчисляют сумму акциза из расчета объема

произведенного и реализованной продукции в натуральном выражении (кроме

произведенных из давальческого сырья) как на сторону, так и для собственного

производства товаров, не облагаемых акцизами. По подакцизным товарам из

давальческого сырья объектом налогообложения служит объем производства в

натуральном выражении.

Наряду с облагаемым акцизом оборотом по отпускной цене с включением в нее

суммы акциза применяются в качестве такового и максимальные отпускные цены с

учетом акциза. Данный порядок действует в отношении подакцизных товаров,

произведенных из давальческого сырья, при натуральной оплате подакцизными

товарами, при товарообмене, безвозмездной их передачи по цене меньше

рыночной. В этих случаях для определения облагаемого оборота принимаются

максимальные цены с учетом акциза аналогичной подакцизной продукции,

изготовленной из принадлежащего предприятию сырья за истекшие 10 дней,

предшествующие дню отгрузки этих товаров по соответствующим документам

бухгалтерского учета. Если аналогию невозможно установить, то в расчет

принимаются рыночные цены региона, фиксируемые территориальными органами

статистики.

При использовании сырья (подакцизного), включая давальческое (за исключением

подакцизных видов минерального сырья, по которым на территории РФ акциз был

уплачен), сумма акциза по готовому изделию, уплаченному в бюджет, уменьшается

на сумму акциза, уплаченного по сырью, использованному для его производства.

Зачет производится и в случае применения подакцизного товара для производства

товаров, не облагаемых акцизами. Сумма акциза по спирту, использованному для

производства виноматериалов, не может превышать сумму акциза, начисленного

следующим образом:

Лимит зачета суммы акциза = ставка акциза по этиловому спирту из всех видов

сырья * крепость вина / крепость спирта.

Вышеизложенная практика зачета сумм акцизов принята для обеспечения

однократного налогообложения. Если из нефти вырабатывается бензин, то акцизы

взимаются и со стоимости нефти, и со стоимости бензина, т.е. зачета не

производится.

Отрицательная разница между суммами акцизов, уплаченными на территории РФ по

подакцизным изделиям, использованным в качестве сырья, включая давальческое,

для производства подакцизной продукции и суммами акцизов по этой

реализованной продукции не засчитывается в счет предстоящих платежей в бюджет

и из бюджета не возмещается.

                         Льготы, плательщики акцизов и сроки уплаты

В отношении акцизного обложения товаров народного потребления действует

предусмотренная Законом следующая система льгот – выведены из под
    продолжение
--PAGE_BREAK--
налогообложения:

-        Спирт-сырец и спирт коньячный (Закон РФ от 10 января 1997 г. № 12-ФЗ);

-        Виноматериалы, поставленные в крупных емкостях (танкеры, цистерны и

т.п.);

-        Подакцизные товары, вывезенные в страны дальнего зарубежья;

-        Легковые автомобили с ручным управлением, включая ввезенные на

территорию РФ для реализации инвалидам по утвержденному Правительством РФ

регламенту.

Также необходимо сказать, что федеральным законом № 29-ФЗ изменен механизм

предоставления льготы по экспортируемым подакцизным товарам. С целью

возможности применения необоснованной льготы по экспорту (ложного экспорта),

а также усиления контроля за порядком исчисления и уплаты акцизов по

экспортируемым подакцизным товарам и избежания потерь доходов бюджета Законом

предусмотрена система «залоговых» платежей акцизов при экспорте товаров с

последующим их возмещением или зачетом в счет предстоящих платежей после

документального подтверждения в течение 90 дней с момента отгрузки факта

вывоза таких товаров с территории Российской Федерации за пределы территории

государств – участников СНГ.

Одновременно законом предусматривается норма, согласно которой организациям,

производящим подакцизные товары, вывозимые в дальнейшем за пределы России,

налоговые органы могут предоставить отсрочку по уплате акциза по отгруженным

подакцизным товарам при условии предоставления этими организациями гарантии

уполномоченного банка в том, что в случае непредставления организацией в

налоговые органы в течение 90 дней с момента отгрузки документов,

подтверждающих факт вывоза таких товаров, с этого банка по истечении

указанных 90 дней в безакцептном порядке взыскивается застрахованная сумма

акцизов.

В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 17.02.97 № ВЗ – 03/121 до

особых указаний в качестве гарантий уполномоченных банков могут быть приняты

гарантии банков, зарегистрированных в налоговых органах в качестве

обслуживающих данную организацию – налогоплательщика.

Суммы акцизов, уплаченных по подакцизным товарам, использованным в дальнейшем

в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, вывезенных за

пределы территории государств СНГ, за исключением подакцизных товаров,

вывезенных в порядке товарообмена, подлежат возврату.

Федеральным законом № 29 – ФЗ введен учетный метод отгрузки для исчисления

акцизов с предоставлением отсрочки их уплаты на срок от 45 до 60 дней.

Согласно закону, акцизы уплачиваются:

-        не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным, по

подакцизным товарам, реализованным с 1-го по 15-е число отчетного месяца

включительно;

-        не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным, по

подакцизным товарам, реализованным с 16-го по последнее число отчетного

месяца.

Закон также определяет, что датой (моментом) реализации подакцизных товаров

является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, включая товары,

произведенные из давальческого сырья.

В таком же порядке определяется дата (момент) реализации в случаях

натуральной оплаты труда подакцизными товарами собственного производства, а

также при обмене или проведении взаимных зачетов с участием подакцизных

товаров.

Например, организация реализует произведенные подакцизные товары. Отгрузка

произошла 2 февраля и 20 февраля. Согласно федеральному закону, начисление

акцизов по этим товарам производится соответственно 2 и 20 февраля. Последний

срок уплаты акциза наступит соответственно 30 марта и 15 апреля. В случае,

когда эти товары реализуются на экспорт, исчисление и уплата акцизов по ним

производятся в аналогичном порядке. После представления (не позднее 90 дней

после отгрузки) необходимых документов, подтверждающих вывоз таких товаров за

пределы территории Российской Федерации, уплаченные суммы акциза

засчитываются налогоплательщику в счет предстоящих платежей или возмещаются

за счет общих поступлений налогов в десятидневный срок.

Федеральным законом расширен круг плательщиков акцизов. В него включены:

индивидуальные предприниматели и простые товарищества, производящие и

реализующие подакцизные товары;

организации, осуществляющие первичную реализацию конфискованных и (или)

бесхозяйных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу

государства;

организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров,

ввезенных на территорию России из стран, с которыми таможенный контроль

отменен, или использующие эти товары для производства неподакцизных товаров.

Данная норма введена в целях установления единого порядка налогообложения

подакцизных товаров, в том числе по товарам, по которым не происходит

таможенное оформление грузов.

Налогоплательщиками акциза признаются:

— организации;

— индивидуальные предприниматели;

— лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением

товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в

соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды

продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия,

коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта

более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) ювелирные изделия (ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные

с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней

и (или) культивированного жемчуга).Не признаются ювелирными изделиями

государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых

определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской

Федерации, монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие

эмиссию, предметы культа и религиозного назначения (за исключением

обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при

священнодействии и (или) богослужении, ювелирная галантерея;

7) автомобили легковые и мотоциклы;

8) автомобильный бензин;

9) дизельное топливо;

10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Подакцизным минеральным сырьем признаются:

1) нефть и стабильный газовый конденсат;

2) природный газ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими

подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача

подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

2) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции,

приобретенной от налогоплательщиков — производителей указанной продукции либо

с акцизных складов других организаций;

3) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов,

арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов

конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров,

от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению

в государственную и (или) муниципальную собственность;

4) передача на территории Российской Федерации лицом произведенных им из

давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного

сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных

подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству

подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

5) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для

дальнейшего производства неподакцизных товаров;

6) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими

подакцизных товаров для собственных нужд;

7) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими

подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые

фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого

товарищества (договору о совместной деятельности);

8) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным

обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему

участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из

организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача

подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества

(договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или

наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества,

находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого

имущества;

9) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой

основе;

10) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

11) первичная реализация подакцизных товаров, происходящих и ввезенных на

территорию Российской Федерации с территории государств — участников

Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином

таможенном пространстве);

12) реализация добытых налогоплательщиком нефти и (или) стабильного газового

конденсата;

13) передача в структуре организации добытых нефти и (или) стабильного

газового конденсата, на переработку;

14) передача добытых нефти и (или) стабильного газового конденсата на

промышленную переработку на давальческой основе;

15) передача добытых нефти и (или) стабильного газового конденсата для

использования на собственные нужды;

16) передача добытых нефти и (или) стабильного газового конденсата в качестве

вклада в уставный (складочный) капитал, вклада по договору простого

товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые

фонды кооперативов;

17) реализация природного газа за пределы территории Российской Федерации;

18) реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе,

природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным

организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации)

конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или)

сырья;

19) передача природного газа для использования на собственные нужды;

20) передача природного газа на промышленную переработку на давальческой

основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов

продукции;

21) передача природного газа в качестве вклада в уставный (складочный)

капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной

деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие

операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации,

не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства и (или)

реализации других подакцизных товаров другому такому же структурному

подразделению этой организации;

2) реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья

организациям по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных

квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами

исполнительной власти;

3) реализация спиртосодержащей денатурированной продукции организациям по

специальным разрешениям на ее поставку в пределах выделенных квот,

утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами

исполнительной власти;

4) реализация подакцизных товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта

за пределы территории Российской Федерации;

5) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных

подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу

государства и которые подлежат обращению в государственную и (или)

муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем

таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

6) закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления;

7) закачка природного газа в подземные хранилища;

8) направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в

нефтяные пласты и других методов повышения нефтегазоотдачи, а также для

газлифтной добычи нефти;

9) использование природного газа на собственные технологические нужды

газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов,

обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в

порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

10) реализация отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их

обработки или переработки;

11) реализация на территории Российской Федерации природного газа для личного

потребления физическими лицами, а также для потребления жилищно-строительными

кооперативами, кондоминиумами и иными подобными потребителями;

12) передача и (или) реализация природного газа для производства (в том числе

на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по

государственным регулируемым ценам;

13) реализация нефти, произведенной в результате переработки нефтешламов;

14) реализация нефти, добываемой из вводимых в эксплуатацию бездействующих,

контрольных и находящихся в консервации (по состоянию на 1 января 1999 года)

скважин, перечень которых утверждается в порядке, утверждаемом Правительством

Российской Федерации;

15) использование нефти на собственные технологические нужды нефтедобывающих

организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями добычи,

подготовки и транспортировки нефти, утверждаемых в порядке, определяемом

Правительством Российской Федерации, а также использование нефти для целей

повышения нефтеотдачи пластов и других технологических операций, включая

обработку бурового раствора, перевод скважин на нефть при освоении и

исследовании скважин.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных

товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых

ставок определяется:

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном

выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые

(специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная

исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового Кодекса

РФ, без учета налога, налога на добавленную стоимость и налога с продаж — по

подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах)

налоговые ставки;

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из

средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при

их отсутствии исходя из рыночных цен без учета налога, налога на добавленную

стоимость и налога с продаж — по подакцизным товарам, в отношении которых

установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке

определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых

установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на

безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а

также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении

отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате

труда.

Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не

связанные с реализацией подакцизных товаров.

Сумма налога по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию

Российской Федерации) и подакцизному минеральному сырью, в отношении которых

установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как

произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Сумма налога

по подакцизным товарам (в том числе при их ввозе на территорию Российской

Федерации) и подакцизному минеральному сырью, в отношении которых установлены

адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая

налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как

сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных отдельно

как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих

налоговых баз.

Налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья

осуществляется по следующим единым на территории Российской Федерации

налоговым ставкам Таблица 2.

                                                                       Таблица 2

     Виды подакцизных товаров      Налоговая ставка (в процентах или рублях и копейках за единицу измерения)

Этиловый спирт-сырец из всех видов сырья      8 руб. за 1 литр безводного этилового спирта

Этиловый спирт из всех видов сырья (за исключением спирта-сырца)          12 руб. 60 коп. за 1 литр безводного этилового спирта

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция        88 руб. 20 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта от 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин)   65 руб. 10 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин)    45 руб. 15 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина (за исключением натуральных): виноградные специальные, оригинальные (крепленые), плодовые (крепленые), вермуты          36 руб. 75 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина шампанские и вина игристые           9 руб. 45 коп. за 1 литр

Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых)    3 руб. 15 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6 процента включительно      1 руб. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента        3 руб. 30 коп. за 1 литр

Табачное сырье, табачные отходы, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака, используемые в качестве сырья для производства табачной продукции          0 процентов

Табачные изделия:   

Табак трубочный      405 руб. за 1 кг

Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции     166 руб. за 1 кг

Сигары           10 руб. за 1 штуку

Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85 мм            75 руб. за 1 000 штук

Сигареты с фильтром, за исключением сигарет длиной свыше 85 мм и сигарет 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу            55 руб. за 1 000 штук

Сигареты с фильтром 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу   35 руб. за 1 000 штук

Сигареты без фильтра, папиросы 10 руб. за 1 000 штук

Ювелирные изделия            5 процентов

Нефть и стабильный газовый конденсат   66 руб. за 1 тонну

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 Квт (90 л. с.) включительно            0 руб. за 0,75 Квт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 Квт (90 л. с.) и до 112,5 Квт (150 л. с.) включительно           10 руб. за 0,75 Квт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л. с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л. с.)       100 руб. за 0,75 Квт (1 л. с.)

Бензин автомобильный с октановым числом до «80» включительно   1 350 руб. за 1 тонну

Бензин автомобильный с иными октановыми числами            1 850 руб. за 1 тонну

Дизельное топливо 550 руб. за 1 тонну

Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей     1 500 руб. за 1 тонну

Природный газ, реализуемый на территории Российской Федерации            15 процентов

Природный газ, реализуемый в государства — участники Содружества Независимых Государств 15 процентов

Природный газ, реализуемый за пределы территории Российской Федерации (за исключением государств — участников Содружества Независимых Государств)      30 процентов
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции

по реализации подакцизных товаров, определяется по итогам каждого налогового

периода как уменьшенная на налоговые вычеты общая сумма налога.

     5. Таможенные пошлины

Определяются «Таможенным Кодексом Российской федерации» от 18.06.1993 № 5221-

1, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июня 1995 года № 89-
    продолжение
--PAGE_BREAK--
ФЗ.

Данный Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы

таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и

экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей

российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан,

хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими

обязанностей в области таможенного дела.

Ставки исчисления таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению

в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской

Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев,

предусмотренных законом РФ «О таможенном тарифе» (с изменениями на 8 августа

2001 года). Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных данным

Законом, определяются Правительством Российской Федерации.

Собственно «таможенный тариф» представляет собой свод ставок таможенных

пошлин, систематизированных в соответствии с принятой Товарной Номенклатурой

Внешнеэкономической Деятельности и действующих в отношении товаров, которые

перемещаются через таможенную границу. Цель же Закона «О таможенном тарифе»

состоит в том, чтобы установить порядок формирования и применения таможенного

тарифа, важнейшие правила обложения таможенной пошлиной (определение

таможенной стоимости, страны происхождения товара, вопросы тарифных льгот и

др.).

                         Понятие «таможенные пошлины»

Таможенная пошлина — это одна из разновидностей косвенных налогов, которой

облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров

через таможенную границу. Под таможенной пошлиной понимается «платеж,

взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на

таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой

территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза».

Таможенной пошлиной облагается не весь внешнеторговый оборот. Отдельные

товары, в зависимости от их вида, происхождения, заявленного таможенного

режима и т. д., освобождаются от уплаты таможенной пошлины. Однако если

конкретный товар в соответствии с нормами таможенно-тарифного

законодательства подлежит обложению таможенной пошлиной, он может быть

перемещен через таможенную границу только после уплаты причитающихся

таможенных платежей.

                         Характеристика таможенных пошлин

Таможенная пошлина обладает всеми основными налоговыми характеристиками:

    

Уплата      таможенной пошлины носит обязательный характер и

обеспечивается      государственно-властным принуждением.

 

Таможенная

пошлина не представляет собой плату за оказанные услуги и взыскивается без

встречного удовлетворения.

 

Поступления      от уплаты таможенных

пошлин не предназначены для финансирования конкретных      государственных

расходов.

 

Правовое регулирование таможенно-тарифных отношений носит односторонний

характер и исключает возможность субъектов таможенно-тарифных правоотношений

договариваться по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов

налогообложения.

Принципу одностороннего установления таможенных пошлин не противоречит

практика заключения между государством и предпринимателем так называемых

налоговых договоров. Предметом подобных соглашений является предоставление

налоговых (в нашем случае таможенных) льгот с целью стимулирования участия

частных предпринимателей в осуществлении государственных социально-

экономических планов и программ.

Налоговая природа таможенной пошлины отчетливо проступает при сравнении

таможенной пошлины с таможенным сбором. Таможенный сбор, в отличие от

пошлины, — это плата за осуществление различных мероприятий, составляющих

процедуру таможенного оформления. Например, за товар, помещенный на

территорию свободной таможенной зоны, пошлина не уплачивается, как это и

предусмотрено самим понятием таможенного режима свободной зоны. Что же

касается таможенных сборов, то они будут взиматься, поскольку таможенные

органы предоставляют экспортерам и импортерам определенные услуги по

складированию, контролю за качеством и т. д.

Таможенной пошлине присущи все основные элементы налога. Субъектом обложения

таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант — лицо,

заявляющее таможне от собственного имени перемещаемые через границу товары и

транспортные средства. Декларантом может быть как лицо, непосредственно

перемещающее товары, так и таможенный брокер (посредник). Объектом обложения

таможенной пошлиной может быть таможенная стоимость, количественные

показатели перемещаемых через таможенную границу товаров либо и то и другое

одновременно.

Следующим элементом налога является ставка. В соответствии с Законом о

таможенном тарифе (ст. 3) ставки таможенных пошлин в пределах, установленных

данным Законом, определяются Правительством Российской Федерации. Ставки

таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от

лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других

факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о таможенном

тарифе.

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости

от страны происхождения товара. Если товар происходит из страны, в торгово-

политических отношениях России с которой действует режим наибольшего

благоприятствования (РНБ), применяются ставки ввозных пошлин, установленные

Правительством Российской Федерации. В отношении товаров, происходящих из

государств, с которыми Россия не заключила договор о предоставлении РНБ,

установленные Правительством РФ ставки удваиваются, за исключением случаев

предоставления Российской Федерацией тарифных преференций. Ставки ввозных

таможенных пошлин уменьшаются вдвое при обложении товаров, происходящих из

развивающихся стран, которые являются пользователями национальной системой

преференций Российской Федерации. Перечень таких стран утвержден

постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1057. В отношении

товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей национальной

системой преференций Российской Федерации, ввозные таможенные пошлины вообще

не применяются. Не облагаются ввозными таможенными пошлинами и товары,

происходящие из государств — бывших республик СССР, с которыми Россия

заключила двусторонние соглашения о свободной торговле. Сейчас такими

государствами являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан,

Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина.

Важным элементом любого налога следует считать налоговые льготы, именуемые

применительно к таможенной пошлине тарифными льготами, или тарифными

преференциями. Под тарифной льготой понимается предоставление на условиях

взаимности или в одностороннем порядке льготы в отношении товара,

перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в форме возврата

ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки

пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара

(ст. 34 Закона о таможенном тарифе). Порядок предоставления тарифных льгот

определяется Правительством РФ. При этом тарифные льготы не должны носить

индивидуального характера (за исключением случаев, предусмотренных ст. 35, 36

и 37 Закона о таможенном тарифе).

                         Виды таможенных платежей РФ

При перемещении через таможенную границу Российской Федерации и в других

случаях, установленных Таможенным Кодексом, уплачиваются следующие таможенные

платежи:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и

возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному

оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

                         Классификация таможенных пошлин РФ

Таможенные пошлины могут классифицироваться по различным критериям. По

объекту взимания различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные)

пошлины. Транзитные пошлины в России не взимаются.

В Законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

(ст. 14) закрепляется, что ввозные (импортные) и вывозные (экспортные)

таможенные пошлины устанавливаются «в целях регулирования операций по импорту

и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и

стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике».

Ввозные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок

от иностранных конкурентов. Действие ввозных пошлин не ограничивается только

удорожанием импортных товаров. Они дают возможность повышать внутренние цены

на отечественные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер

таможенных платежей.

Вывозная пошлина играет первостепенную роль в реализации фискальной функции

таможенно-тарифного регулирования. На ее долю приходится свыше 50 процентов

от всех налогов, взимаемых таможенными органами. Для сравнения: на ввозную

пошлину приходится около 25 процентов таможенных платежей, на НДС — 15, а на

акцизы — около 2 процентов [1]. Ставки вывозных таможенных пошлин, а также

перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются

Правительством России и являются «исключительно мерами оперативного

регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской

Федерации» (ст. 3 Закона о таможенном тарифе). Правительство России намерено

в ближайшее время пойти на существенное понижение вывозных пошлин на

российские товары, а впоследствии и вообще отменить их.

По способу взимания таможенные пошлины делятся на адвалорные, специфические и

комбинированные.

Ставка адвалорных пошлин (ad valorem) устанавливается в процентах к

таможенной стоимости облагаемых товаров. В настоящее время значительное число

стран перешло к взиманию адвалорных пошлин. Величина поступлений в бюджет от

взимания адвалорных пошлин находится в зависимости от колебаний конъюнктуры

товарного рынка.

Специфические пошлины взимают с веса, объема, штуки товара. В соответствии со

ст. 4 Закона о таможенном тарифе специфическими пошлинами являются таможенные

пошлины, «начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров».

Таким образом, размеры специфических пошлин не зависят от товарных цен. Если

цены на товар растут, то степень обложения специфическими пошлинами по

отношению к цене товара понижается. Однако этот недостаток специфических

пошлин компенсируется тем, что поступления в бюджет от взимания таможенных

пошлин не уменьшаются в случае резкого падения товарных цен. Кроме того,

использование специфических пошлин позволяет бороться с уклонением от уплаты

таможенных платежей путем занижения фактурных цен на импортные и экспортные

товары. Комбинированные, или смешанные, пошлины сочетают в себе адвалорный и

специфический принципы обложения.

Другим критерием классификации таможенных пошлин является способ их введения.

Автономные пошлины устанавливаются государством самостоятельно,

безотносительно к каким-либо торговым обязательствам перед другой страной. С

активизацией в последние десятилетия многосторонней торговой дипломатии

таможенные пошлины, как правило, являются результатом соответствующих

международных соглашений. Такие пошлины называются договорными, или

конвенционными. В настоящее время большинство государств предоставили друг

другу режим наиболее благоприятствуемой нации, поэтому действие каждой

таможеннотарифной уступки автоматически распространяется на торговлю со всеми

странами, пользующимися РНБ. Таким образом, ставки автономных пошлин могут

применяться, когда они ниже договорных или когда отсутствует договорная

пошлина.

В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительство

Российской Федерации устанавливает сезонные пошлины (ст. 6 Закона о

таможенном тарифе). Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести

месяцев в году. При обложении товара сезонной пошлиной ставки,

предусмотренные таможенным тарифом, не применяются.

Отдельную группу образуют так называемые особые виды пошлин, временно

применяемые к ввозимым товарам «в целях защиты экономических интересов

Российской Федерации» (ст. 7 Закона о таможенном тарифе).

Особыми видами являются специальные, антидемпинговые и компенсационные

пошлины. Специальные пошлины применяются в двух основных случаях:

1) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию

Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих

нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно

конкурирующих товаров;

2) в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие

интересы России, со стороны других государств.

Специальная пошлина во втором случае нередко называется реторсионной. Под

реторсиями в международном праве понимаются не связанные с использованием

вооруженных сил правомерные принудительные меры, применяемые государством в

ответ на нанесший ему моральный или материальный ущерб недружественный, но не

нарушающий норм международного права акт другого государства. Цель применения

реторсионных пошлин — прекращение недружелюбных действий со стороны другого

государства и предотвращение их в будущем.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на российскую таможенную

территорию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране

вывоза в момент осуществления импортной операции, если ввоз таких товаров

наносит или угрожает нанести материальный ущерб российским производителям

подобных товаров либо препятствует организации производства подобных товаров

в России.

Определяя компенсационную пошлину, российское таможенное законодательство

учло опыт, накопленный международной практикой тарифного регулирования, и

четко определило сущностную характеристику компенсационной пошлины,

позволяющую отличать ее от антидемпинговой пошлины: «Компенсационные пошлины

применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации

товаров, при производстве и вывозе которых прямо или косвенно использовались

субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным

производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению

производства подобных товаров в Российской Федерации» (ст. 10 Закона о

таможенном тарифе). Таким образом, компенсационная пошлина представляет собой

инструмент борьбы с негативным влиянием на российскую экономику ввоза

иностранных товаров, субсидируемых в стране-экспортере прямо (инвестиционные

субсидии) или косвенно (применение системы дифференцированных налоговых

ставок, ускоренная амортизация, кредитование экспортеров на льготных условиях

и т. д.).

                         Принципы таможенной политики стран ЕС

Одним из важнейших факторов, позволяющих говорить о становлении действительно

единой Европы, является гармонизация налоговых систем стран-членов

Европейского союза (ЕС). Этому процессу уделяется особенное внимание,

поскольку только при его успешной реализации можно говорить о создании

единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Учитывая стремление нашей страны к вступлению в Европейский союз (на первых

порах хотя бы на правах ассоциированного члена), для Российской Федерации

данная проблема также представляет существенный интерес. Важность

соответствия российской налоговой системы требованиям, предъявляемым в рамках

ЕС, была подчеркнута заместителем министра финансов РФ С. Шаталовым

(«Экономика и жизнь», № 23 1995 г., с. 1).

Кроме того, социально ориентированная, регулируемая (разумеется, в разумных

пределах) рыночная экономика, существующая в настоящее время в странах ЕС,

важной составляющей частью имеет соответствующую налоговую систему, без

создания которой ее построение вряд ли возможно.

Наконец, необходимо учесть серьезность декларируемых Минфином намерений

преобразовывать существующую сейчас в РФ налоговую систему в направлении

создания более благоприятных условий для интеграции российской экономики в

мировую (и как ее часть — европейскую). Таким образом, имея информацию о

развитии налоговых систем государств-членов ЕС, можно получить представление

о том, какими путями будет развиваться российская (а также, возможно, стран

СНГ) налоговая система. При проведении совместной политики в области

налогообложения в рамках ЕС, с одной стороны, понимается важное значение

максимально возможной степени унификации в этой области, с другой -

требование учета интересов стран-членов Союза, зачастую прямо

противоположных. Это приводит к тому, что, как правило, вначале принимается

на уровне декларации принципиальное решение, как должен быть в будущем решен

тот или иной вопрос, затем начинает проводиться длительная и постепенная

работа по гармонизации национального налогового законодательства. Поэтому

одновременно с основными нормами существует большое количество переходных

положений, а также правил, имеющих локальное действие для одного государства

или группы государств. В данной статье рассматриваются в основном

принципиальные положения.

Начало процессу гармонизации налоговых систем европейских государств было

положено в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали

(ЕОУС). В соответствии с договором об образовании ЕОУС на границах стран-

участников были ликвидированы таможенные  пошлины  на продукцию  черной

металлургии  и каменноугольной промышленности.  В отношении третьих стран

стал применяться единый таможенный тариф.

Впоследствии в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС)

проводились активные меры по созданию всеобъемлющего таможенного союза,

окончательное оформление которого должно произойти 1 января 1996 года.

Таможенные пошлины на внутриевропейских границах будут упразднены полностью

на все виды товаров, а в отношении стран, не входящих в ЕС, будет проводиться

единая таможенная политика (обе меры на практике с некоторыми исключениями

осуществляются уже сейчас). Столь длительное построение таможенного союза

объясняется главным образом тем, что при вступлении в ЕЭС и ЕС новых членов

(Великобритании, Дании, Ирландии в 1973 г., Греции в 1981 г., Испании и

Португалии в 1986 г., Швеции, Австрии, Финляндии в 1995 г.) приходилось идти

на определенные компромиссы, учитывая сложившиеся в них положения в сфере

внешнеэкономической деятельности.

Согласно Договору об образовании ЕЭС, вступившему в силу в 1958 году, в

обязательном порядке унификации подлежали налог на добавленную стоимость,

налоги на потребление и иные косвенные налоги. В отношении прямых налогов

также активно проводится политика их выравнивания.

Наибольшие успехи достигнуты в области НДС. В 1977 году была принята 6-я

Директива Совета Министров стран ЕЭС, предусматривающая полную унификацию

принципов исчисления НДС. Дальнейший прогресс в этой сфере был достигнут в

связи с вступлением в силу 1 ноября 1993 года Договора о создании

Европейского союза (так назывыемого «Маастрихтского договора»). Новое

регулирование НДС было введено заблаговременно, 1 января 1993 года. Эта дата

считается моментом образования единого европейского рынка.

Если сейчас, как и ранее, НДС уплачивается в стране, где товар продается

конечному пользователю, и соответственно при его вывозе для продажи он

освобождается от НДС страны происхождения, то начиная с 1997 года ситуация

может поменяться прямо в противоположную сторону. Предполагается, что НДС

будет взиматься в стране, где товар был изготовлен, в результате чего

поставки в другую страну-член ЕС будут по своему налоговому режиму идентичны

поставкам внутри страны, то есть можно говорить о создании действительно

единого рынка. Подобный порядок уже существует в сфере посылочной торговли

(по каталогу). В перспективе предприниматели смогут вычитать из подлежащей

уплате суммы НДС, соответствующую составляющую в цене поставленного им из

другой страны-члена ЕС товара, равную НДС, уплаченному в стране

происхождения.

Полностью сняты какие-либо ограничения на ввоз из одной страны в другую

товаров, приобретаемых конечными потребителями в личных целях. Ранее эти

ограничения распространялись на подакцизные товары: алкогольные напитки,

сигареты и так далее. Связано это было, разумеется, не с наличием дефицита
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.