--PAGE_BREAK--1.2 Источники финансирования инвестиций
Любой разработанный инвестиционный проект требует денежных средств на его осуществление.
Поиск источников финансирования инвестиций является одной из ключевых проблем в инвестиционной деятельности в России.
Согласно Федеральному закону от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционная деятельность на территории Российской Федерации может осуществляться за счет:
· собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных; резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления и др.);
· заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др.);
· привлечение финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
· денежных средств, централизуемых объединениями предприятий;
· инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов и внебюджетных фондов;
· иностранных инвестиций.
Финансирование проекта решает две задачи:
1.обеспечивает поток денежных поступлений, необходимых для своевременного выполнения этапов проекта;
2.устанавливает контроль за целевым использованием финансовых ресурсов, эффективностью их использования.
Финансирование предполагает не только денежные средства, но и их эквиваленты, к которым можно отнести:
· основные и оборотные средства;
· имущественные права;
· нематериальные активы;
· кредиты;
· займы;
· залоги;
· права пользования земельными участками.
Своевременное финансирование способствует снижению риска и затрат на реализацию инвестиционного проекта. Инвестиционный проект предполагает наличие многообразия его участников, поэтому и ресурсы финансирования также будут многообразны.
В этой связи источники финансирования можно классифицировать на собственные и внешние.
Потребность в финансовых и других ресурсах зависит от конкретного круга инвесторов и наличия плана финансирования проекта на всех этапах его реализации.
План финансирования инвестиционного проекта предполагает:
· деловую заинтересованность каждого инвестора;
· уровень риска, возлагаемый (делегирующий) на инвестора;
· наличие налоговых преимуществ для каждого в отдельности участника проекта;
· возможность эмиссии различных видов ценных бумаг;
· наличие реальных альтернатив источников финансирования проекта, предполагающих определение стоимости привлекаемых инвестиционных ресурсов и систему финансирования капитальных затрат с указанием срока погашения задолженности. Наличие подобного плана предполагает избежать:
§ риска нежизнеспособности проекта;
§ налогового риска;
§ риска неуплаты задолженностей;
§ риска незавершения строительства.
Подводя итог, следует отметить, что финансовый план и его отдельные составляющие должны содержать:
· график капитальных затрат;
· график погашения задолженности;
· финансовые соглашения между участниками проекта и инвесторами.
Все вместе взятое будет способствовать минимизации возможных рисков.
По степени риска финансирования инвестиции проектов разделяются на безрисковые и рисковые.
К рисковым источникам относят заемные и привлеченные средства, так как это обусловлено возвратом долга и стоимостью долга.
К безрисковым источникам финансирования относят:
· нераспределенную прибыль;
· амортизационные исчисления;
· фонд развития потребительской кооперации (в системе потребительской кооперации);
· внутрисистемное целевое финансирование.
Рассматривая финансирование инвестиций, необходимо различать:
· источники финансирования;
· методы финансирования инвестиций.
Источники финансирования инвестиций – денежные средства и другие активы, используемые в качестве инвестиционных ресурсов.
Метод финансирования инвестиций – способ привлечения инвестиционных ресурсов, основанный на договорной, нормативно-законодательной основе и предполагающий соблюдение интересов одной из сторон либо обоюдные, коллективные интересы.
Выделяют следующие методы финансирования:
· система бюджетного финансирования;
· самофинансирование;
· финансирование за счет выпуска, реализации акций, ценных бумаг;
· досрочное долговое (кредитное) финансирование;
· лизинговое финансирование;
· смешанное финансирование;
· проектное финансирование;
· система налогового финансирования;
· система внешнего заимствования;
Бюджетное финансирование – направление финансовых ресурсов из федерального бюджета на развитие производственной и социальной инфраструктуры. Преимущественно направляется на первостепенные потребности социальной сферы – жилищного и муниципального строительства, здравоохранения, культуры, науки.
Источниками финансирования в этом сегменте являются средства федерального бюджета и внебюджетных фондов.
К внебюджетным источникам относят: паевые инвестиционные фонды, страховые организации и пенсионные фонды.
Самофинансирование предполагает использование чистой прибыли, т.е. использование ее на развитие производства, а точнее – вложение в основной капитал и (или) капитализацию прибыли. Объем амортизационных отчислений зависит от структуры внеоборотных активов, так как чем выше удельный вес активной части основных производственных фондов, тем больше амортизационные отчисления.
Акционерное финансирование – используется в акционерных обществах. Возможными инвесторами могут быть коммерческие банки, институциональные инвесторы. Получателями заемных средств являются корпорации и предприятия. Преимуществом акционерного финансирования является вариабельность использования инвестиций у корпораций. Оно относится к коллективному инвестированию и является альтернативой кредитного финансирования.
Долговое (кредитное) финансирование заключается в предоставлении кредита заемщику.
Смешанное финансирование – это такой вид финансирования, когда используются собственные средства и несколько видов привлеченных и заемных средств. В этом виде финансирования важную роль играет контроль за собственными источниками.
Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основе договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Проектное финансирование – это финансирование инвестиционных проектов, где непосредственно инвестиционный проект обслуживает долговые обязательства. Финансирующие субъекты производят оценку инвестиционного проекта на его уровень дохода, степень достаточности дохода на погашение предоставленной инвесторам ссуды, займов и иных вложенных капиталов.
Проектное инвестирование непосредственно не зависит от государственных субсидий или корпоративных источников. В проектном финансировании учет и управление рисками распределяются между участниками проекта. Одновременно определяется оценка затрат и доходов с учетом распределения риска.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Роль инвестиций в экономике Пермского края 2.1 Инвестиционный климат Пермского края
Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Численность населения (на 01.01.2009 г.) — 2708,4 тыс. человек, городское население составляет 74,6%. В г. Пермь проживает 985,8 тыс. человек
Регион входитв Приволжский Федеральный округ.
Определяющей предпосылкой устойчивого развития региона является его инвестиционное развитие. В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности регионов России в официальных расчетах приняты две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал.
Инвестиционный потенциал, как оценочный показатель, учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (потребительского, трудового, интеллектуального, производственного, инфраструктурного, инновационного, финансового, природно-ресурсного), каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей.
Среди регионов России по инвестиционному потенциалу Пермский край занимает 13-е место. В 2010 году опубликован рейтинг самых перспективных мегаполисов по версии журнала «Русский репортер», в котором Пермь заняла 6-е место.
Инвестиционно-привлекательный имидж Пермского края формируется на основе уникальных конкурентных преимуществ региона:
· география, ресурсы;
· социальная и финансовая инфраструктура;
· развитый транспорт;
· промышленный и научный потенциал;
· трудовые ресурсы;
· наука и образование;
· развитие инвестиционного законодательства;
· историческое и культурное наследие;
· экономическая и политическая стабильность.
Наибольший потенциал края – природно-ресурсный. Помимо него также лидирующее положение занимают финансовый и инновационный потенциалы. Хуже состояние потребительского, производственного, институционального потенциалов. Плохим является состояние трудового потенциала и наиболее слабым – состояние инфраструктурного потенциала. Таким образом, основные акценты должны быть сделаны на развитие: инфраструктурного потенциала, трудового потенциала и производственного потенциала.
Пермский край располагает как разнообразными природными ресурсами, так и мощным промышленным потенциалом. Энергоресурсы реки Камы здесь сочетаются с каменным углем Кизеловского бассейна, нефтью и газом. На российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Пермского края являются машиностроение, химия и нефтехимия, металлургия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Топливная и химическая отрасли развиваются преимущественно на местной сырьевой базе. Основной объем производства топливной продукции приходится на предприятия нефтяной и газовой промышленности. Создан и успешно работает современный, мощный, диверсифицированный комплекс предприятий по добыче и переработке нефти и газа. На севере края находятся крупнейшие в Европе залежи калийных солей. На долю Пермского края приходится 100 % производимых в России калийных удобрений. Кроме того, химические предприятия производят такие виды экспорто-ориентированной и высокотехнологичной продукции как метанол и продукты его переработки, аммиак и азотные удобрения, уникальные хладоны и фторополимеры, флокулянты и активные угли.
Имеются драгоценные (алмазы) и поделочные (селенит) камни, золото и платина, хромовые руды, металлургическое и цементное сырье, карбонатное сырье. В крае открыто 205 месторождений нефти и газа, на севере – восемь месторождений россыпных алмазов. Значительны и лесные ресурсы области. Выгодное географическое положение определяет полноценную структуру транспортной системы. На территории края пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии, находятся четыре самых восточных порта единой глубоководной системы европейской части России, обеспечивающих выход в Северную и Южную Европу.
Наличие специализированных научных центров и высококвалифицированных кадров обеспечивают лидирующие позиции машиностроения региона в российском производстве авиационных и ракетных двигателей, топливной аппаратуры, газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций, нефтепромыслового оборудования, аппаратуры цифровых и волоконно-оптических систем передачи информации, навигационной аппаратуры. Также Пермский регион на российском рынке занимает лидирующие позиции по разработке и выпуску магниевых и титановых сплавов. Вообще металлургическая промышленность представлена предприятиями по производству и переработке черных, цветных и редкоземельных металлов, а также предприятиями порошковой металлургии. В крае работает единственное в России предприятие по производству титановой губки. Подавляющая часть от общероссийских объемов производства магния принадлежит компаниям Пермского края.
Лесопромышленный комплекс Прикамья занимает одно из ведущих мест в России в сфере заготовки и переработки древесины. Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности производят около 20% от общероссийского объема бумаги различного назначения.
На территории края действуют Камская и Боткинская ГЭС и Пермская ГРЭС.
Развитие инвестиционной деятельности дает основания предполагать рост экономического потенциала Перми в долгосрочной перспективе. Инвестиционный климат в Пермском крае и в городе Перми оценивается экспертами неоднозначно, его слабыми сторонами считаются недостаточные
условия безопасности для бизнеса, риски социальной нестабильности.
«Плюсы» инвестиционного климата:
-Государственная политика Пермского края по снижению налога на прибыль с 24 до 15,5% создает в крае наиболее привлекательные условия в сравнении с другими регионами и городами–конкурентами;
— Принятая программа привлечения инвесторов и центров прибыли компаний на территории Пермского края, призвана оказать стимулирующее воздействие на начало новых проектов;
— Реализуемые и планируемые к реализации проекты в Перми имеют положительный оценочный эффект не только для города, но и для всей России.
«Минусы» инвестиционного климата:
— Отсутствие в Перми «работающей программы» развития малого и среднего бизнеса во взаимодействии с крупными предприятиями;
— По оценке рейтинговых агентств, Пермь часто проигрывает городам – своим традиционным конкурентам по условиям ведения бизнеса (приложение 1 — таблица 1, приложение 1 – рисунок 1, результаты рейтинга Forbes «Лучшие города для Бизнеса», июнь 2009 года), причем, в основном, по показателям создания условий безопасности для бизнеса, социальной стабильности.
Самые крупные инвестиционные проекты (стоимостью свыше 5 млрд. руб.) сосредоточены в традиционно основных в структуре экономики отраслях — машиностроении, энергетике, строительстве и нефтепереработке (приложение 2 – рисунок 1). Наибольшая доля проектов осуществляется за счет собственных средств предприятий и организаций (69,1%) со средним уровнем внутренней рентабельности 31,9% и сроком окупаемости 5–7 лет, что снижает риск «сворачивания проектов» в условиях дефицита «длинных денег» под воздействием финансового кризиса. Реализуемые проекты направлены на модернизацию и расширение производств, предусматривающих создание в городе около 8,5 тыс. рабочих мест.
Инвестиционная политика Пермского края осуществляется по следующим основным направлениям:
· развитие регионального инвестиционного законодательства и нормативно-правовой базы в сфере поддержки бизнеса;
· создание специализированной рыночной инфраструктуры, обеспечивающей инвестиционный процесс;
· развитие внешнеэкономической деятельности предприятий Пермской области;
· повышение эффективности функционирования инфраструктурных отраслей народного хозяйства;
· раскрытие научного, экономического и социального потенциала региона;
· реструктуризация предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
· интеграция предприятий области в мировое экономическое пространство;
· повышение эффективности управления государственной собственностью;
· развитие рынков земли и иных объектов недвижимости;
· формирование информационной открытости региона;
· формирование позитивного инновационного имиджа региона среди российских и иностранных инвесторов.
Среди регионов России Пермский край по инвестиционному риску занимает 49-е место. Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральная оценка риска складывается из оценок семи видов риска: законодательного, экономического, политического, финансового, социального, криминального, экологического. Анализ составляющих инвестиционного риска Пермского края позволяет сделать вывод о том, что наиболее значительными являются криминальный, экологический и политические риски, уровень экономического риска также достаточно высок, а финансовый и социальный риски имеют наименьшие ранги. То есть наименьший инвестиционный риск – финансовый, наибольший – законодательный.
Пермский край имеет ряд экономических недостатков. В первую очередь они связаны с тем, что в регионе неблагоприятны природно-климатические условия для ведения сельского хозяйства и самообеспечения населения продовольствием. В ряде районов и городов края результатом промышленного развития стала неблагоприятная экологическая ситуация (особенно в районе городов Березники и Соликамск).
Что касается антикризисной устойчивости, то по рейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе глубокого спада, по рейтингу экономической устойчивости – к группе значительного спада, по рейтингу социальной устойчивости – к группе глубокого спада и по комплексному рейтингу антикризисной устойчивости – к группе глубокого спада. Напряженность на рынке труда региона повышается и в первом квартале 2009 г. составила 5676 зарегистрированных безработных на 1000 вакантных рабочих мест, против 1265 в первом квартале 2008 г.
На взгляд аналитиков инвестиционного холдинга «ФИНАМ», основной недостаток Пермского края — традиционный путь развития экономики, тогда как регион, несомненно, нуждается в новых импульсах роста. Для дальнейшего развития Пермскому краю необходимо перейти к новому этапу экономического развития, постепенно замещая сырьевую составляющую ВРП на высокотехнологичную, наукоемкую продукцию, более эффективно использовать научно-технический потенциал Пермского края.
По оценкам Федеральной службы по финансовым рынкам, Пермский край лидирует в Приволжском федеральном округе по числу рейдерских атак. И это связано с инвестиционной привлекательностью региона. В крае традиционно развивалась промышленность и созданы условия для развития различных направлений, и даже в непростые постперестроечные годы Пермская область не утратила статуса ведущего региона. Этот факт стимулировал интерес к предприятиям Пермского края, в том числе и со стороны иностранных партнеров.
Основными импортерами иностранных инвестиций в край на протяжении 5 лет являются: Великобритания, США, Германия. Их доля в общем объеме иностранных инвестиций за данный период времени составляет 67%. При этом основные получатели – предприятия области: ООО «Лукойл – Пермь», ОАО «Лукойл ПНОС», ОАО «Уралсвязьинформ».
Динамика объема инвестиций в основной капитал в 2008 году полностью повторяла тренд развития экономики региона. Первые три квартала ситуация продолжала ситуацию инвестиционного бума, сложившуюся в регионе в 2006–2007 гг.: ежеквартальные темпы роста объема вложений составляли 112–120%. Однако начиная с октября инвестиции в развитие бизнеса стали резко падать. Отрицательная динамика этого показателя сохранялась на протяжении всего четвертого квартала, более того, с каждым месяцем ситуация ухудшалась. В итоге рост января – сентября был фактически нивелирован, и индекс объема инвестиций в основной капитал в 2008 г., по данным Пермьстата, составил 100,8% в сопоставимой оценке, аналогичная динамика наблюдалась в 2004 г. В 2009 году так же наблюдается отрицательная динамика, объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику Пермского края за 9 месяцев 2009 года, составил $267 млн. По сравнению с аналогичным показателем 2008 года, данный результат снижен на 33,6%, говорится в отчете Пермьстат. Прямые инвестиции в Пермский край в январе-сентябре сократились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 3,6 раза и составили $36 млн 670,8 тыс. ($131,9 млн в январе-сентябре 2008 года). Портфельные инвестиции составили $11 млн 465,2 тыс., что в 9,5 раза меньше, чем в январе-сентябре 2008 г. ($109,4 млн). В первом полугодии 2010 года предприятия края всех форм собственности направили 51759,6 млн. руб. инвестиций в основной капитал, что составило 103,8% к соответствующему периоду предыдущего года (приложение 3 – таблица 1). По этому показателю Пермский край занял 3 позицию среди регионов ПФО после Татарстана и Нижегородской области. Особенно успешно шло развитие организаций по добыче полезных ископаемых. Объем инвестиций возрос здесь почти в 2 раза. Всего по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» было освоено 6046,1 млн. руб.
Вложения, направленные на развитие сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, увеличились почти в 1,3 раза, составив 1064,5 млн. руб. Увеличение объемов инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечалось также и в других видах экономической деятельности: рыболовство и рыбоводство (171,3%); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (в 3,1р.); строительство (109,4%); оптовая торговля (114,9%); деятельность гостиниц и ресторанов (в 2,5р.) и др. Вместе с тем сократились объемы инвестиций, направляемых в сферу торговли автотранспортными средствами и мотоциклами и розничной торговли, в деятельность сухопутного и воздушного транспорта, в развитие связи.
Основные социально-экономические показатели Пермского края варьируются в пределах от 1,5 до 3%, что говорит о среднем вкладе в экономику страны в целом. Удельный вес региона в общероссийских экономических показателях составляет: по ВРП – 1,8%. За 2008 г. по объему промышленного производства – 3,0%, по объему продукции сельского хозяйства – 1,0%, по объему розничного товарооборота – 2,0%, по объему инвестиций в основной капитал – 1,8%.
По объемам валового регионального продукта, который превышает 300 млрд рублей ежегодно, Пермский край входит в число наиболее развитых субъектов Российской Федерации.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Повышение инвестиционной привлекательности Пермского края
На сегодняшний день проблема инвестиционного климата в России и ее регионах является актуальной.
Пермский край обладает значительным потенциалом в различных направлениях: природными ресурсами, производственными мощностями, квалифицированной рабочей силой. Но значительный потенциал сам по себе не является гарантией социально-экономического развития. Для трансформации потенциала в развитие необходимо эффективно вовлечь все составляющие потенциала в хозяйственный оборот, сформировать среду, в которой бизнес, преследуя собственные цели, работает на общество. И здесь невозможно обойтись без инвестиций – того инструмента, который превращает потенциал — природные богатства, достижения науки, интеллектуальные ресурсы — в добавленную стоимость, в новые рабочие места, в рост валового регионального продукта и в достойный уровень жизни граждан. Необходима политика властей по привлечению инвестиций в регион, по созданию рабочих мест и налогового потенциала региона. И такая политика проводится в Пермской области. Она направлена на создание общих благоприятных условий для ведения бизнеса, на привлечение в регион крупных инвесторов и реализацию значительных инвестиционных проектов.
Основным приоритетом экономической политики Администрации Пермского края является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инвестиционного процесса в регионе. Пермский край, являясь одним из крупнейших субъектов Российской Федерации по экономическому, научно-техническому и кадровому потенциалу, использует все доступные инструменты стимулирования инвестиционного роста. На протяжении ряда последних лет Администрацией пермского края была проведена большая работа по созданию системы поддержки инвестиционной деятельности и формированию инвестиционного климата, а также разработаны инструменты и механизмы государственной поддержки инвестиций.
В Пермском крае создана система взаимосвязанных нормативно-законодательных документов, стимулирующих инвестиционную активность, что помогает инвесторам строить долгосрочные финансовые планы. Прежде всего — это Законы Пермской области «Об иностранных инвестициях в Пермском крае», «О налогообложении в Пермской области», «О бюджете содействия инвестициям в Пермской области».
Действующим законодательством предусмотрены следующие формы государственной поддержки разработки и реализации инвестиционных проектов: финансирование капитальных расходов; участие в уставных (складочных) капиталах и имуществе юридических лиц; предоставление инвесторам бюджетных кредитов; предоставление инвесторам гарантий Пермской области.
Основным критерием предоставления государственной поддержки разработки и реализации инвестиционных проектов является социальная, экономическая и бюджетная эффективность инвестиционного проекта.
В целях государственной поддержки инвестиционных проектов в Пермском крае созданы организации инвестиционной инфраструктуры:
— Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Пермской области — обеспечивает развитие на территории Пермского края системы венчурного инвестирования путем совместного с частными инвесторами финансирования инновационных проектов;
— ОАО «Агентство содействия инвестициям Пермского края» — обеспечивает поддержку крупных инвестиционных проектов;
— ОАО «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» — обеспечивает стимулирование жилищного строительства путем реализации ипотечного кредитования;
— ОАО «Пермский центр развития предпринимательства» — обеспечивает поддержку и развитие малого предпринимательства.
Основным направлением деятельности Правительства Пермского края является целенаправленная политика по улучшению инвестиционного климата и привлечению новых инвесторов в регион.
Также на повышение инвестиционной привлекательности региона, привлечение инвестиций в экономику края, снижение издержек бизнеса направлен ключевой проект с рабочим названием «24-20», в рамках которого, начиная с 2006 года, в крае снижена ставка налога на прибыль с 24% до 20% для налогоплательщиков. Снижение в Пермском крае налога на прибыль является единственным примером в Российской Федерации, когда налоговая нагрузка на бизнес снижена за счет регионального бюджета.
Для предприятий, инвестирующих в основные фонды, в крае установлена льгота по налогу на имущество. Одни из самых низких в России ставки выкупа земли являются еще одним существенным конкурентным преимуществом Пермского края. В рамках тарифной политики ликвидировано перекрестное субсидирование в теплоэнергетике, последовательно снижается в электроэнергетике, в услугах водоснабжения и водоотведения, введены тарифы на подключение к электрическим сетям.
На фоне активной политики краевых властей по стимулированию инвестиций на территории Пермского края реализуются крупные инвестиционные проекты.
30 августа 2008 года в Пермском крае прошел финал I Регионального конкурса инвестиционных проектов. Победитель выбирался из 8 проектов, для реализации которых необходимо не менее 100 млн. рублей инвестиций.
Финалистами конкурса стали лучшие инвестиционные проекты в сфере строительства, девелопмента, логистики и производства:
— строительство коттеджного поселка бизнес-класса Green Hill;
— программа развития территории ЗАТО «Звездный» (управляющая компания «Император»);
— девелопмент и строительство — «Авиатор», «Альпийская горка», «Боровик» (строительная компания «Камская долина»);
— строительство завода по производству стальных конструкций, производственное предприятие в Гремячинске (компания «РК-Логистика»)4
— строительство логистического центра и инвестиционный проект в развитие действующего бизнеса ЗАО «Пермрыба» (логистический центр «Гигант», ЗАО «Пермрыба»);
— строительство логистического центра широкого профиля применения (ООО «Линия 7»).
Общая стоимость этих инвестпроектов — 23 млрд. рублей.
Конкурс был организован правительством Пермского края, НП «Клуб финансовых директоров» и корпорацией «Стратум» с целью привлечь ведущие финансовые институты и фонды прямых инвестиций к сотрудничеству с динамично развивающимися предприятиями региона. В состав экспертного совета вошли такие ведущие российские и международные финансовые институты, как Alur Investments, Ernst & Young, Eagle Venture Partners, Бейкер Тили Русаудит.
На сегодняшний день в Пермском крае реализуется инвестиционная программа по увеличению энергомощностей.
Общий объем финансирования Инвестпрограммы энергохолдинга до 2011 г. составит 3,1 трлн. рублей.
ОАО «Пермэнерго» планирует до 2015 гг. привлечь в развитие электросетевого хозяйства Пермского края более 14 млрд.рублей. Только в Пермско-Закамском узле планируется осуществить строительство и реконструкцию 30 подстанций, 228 трансформаторных и распределительных пунктов, 1611 км воздушных и кабельных линий электропередач. В Березниковско-Соликамском узле предусматривается строительство и реконструкция 8 подстанций, 60 трансформаторных и распределительных пунктов, 150 км воздушных и кабельных линий электропередач. Большой объем работ будет осуществлен и в других «точках роста» Пермского края.
Техническим проектом Пермской ГРЭС предусматривается возможность размещения в существующей ячейке двух парогазовых энергоблоков общей мощностью 1600 МВт.
На 2008-2012 гг. намечено строительство новых энергоблоков на Яйвинской ГРЭС – рассматривается возможность установки двух парогазовых установок мощностью по 400 МВт. Стоимость проекта реконструкции Яйвинской ГРЭС оценивается примерно в 29 млрд. рублей.
В рамках программы развития и повышения инвестиционной привлекательности края реализуются и другие проекты.
Проект «Авиакрай» нацелен на содействие в получении государственного финансирования на разработку и производство на Пермском моторостроительном комплексе гражданского двигателя пятого поколения для перспективного самолета МС-21. Проект подразумевает создание в Пермском крае научно-исследовательского университета на базе образовательных учреждений, готовящих специалистов в сфере авиаракетодвигателестроения при поддержке и участии инженерных центров и предприятий ОПК «Оборонпром» для воспроизводства инженерной культуры в стране и обеспечения деятельности по созданию прорывных продуктов в сфере авиаракетодвигателестроения.
В строительной отрасли, благодаря наличию на территории Пермского края необходимых запасов полезных ископаемых, реализуются проекты по обеспечению отрасли строительными материалами. Компания «Millhaus Capital» инвестирует в строительство нового цементного производства в Горнозаводском районе Пермского края, а еще один инвестор ООО «Юнис» — в строительство завода по производству сухих строительных смесей в Ординском районе.
Проект «Торговые площадки. Развитие логистического кластера и качественных торговых площадей в Пермском крае» по задумке властей должен обеспечить регион качественными торговыми площадями. Они, в свою очередь, создадут все условия для удовлетворения покупательского спроса жителей и гостей Пермского края, развития рынка розничной торговли и сферы услуг, создания условий для формирования конкурентной среды, увеличения инвестиций в торговлю и смежные отрасли. Также этот проект поможет приблизить торговую и логистическую инфраструктуру края к европейского уровню. Уже в июле 2008 г. при содействии Министерства развития предпринимательства и торговли был открыт первый в Перми логистический терминал класса «А» компании «Линия 7».
Успешным примером является проект «Пермская картошка», который реализуется в крае с 2008 г. В 2009 году сельхозпредприятия края получили самую высокую урожайность картофеля за всю историю выращивания этой культуры в регионе. С 1 га собрано в среднем 228 ц, что на 30% больше, чем в 2008 году. Валовой сбор составил 70 тыс. т, что на 60% превышает итоги 2008 г. Примечательно, что продукт под этим брендом впервые вышел в другие регионы: Краснодарский край, Екатеринбург, Московскую область.
Проект «Молочный бизнес в Пермском крае» направлен на повышение конкурентоспособности молочной продукции и увеличение доли производства высокоэффективной продукции в общем объеме производимого молока путем строительства, реконструкции и переоборудования животноводческих комплексов. Производство молока в Пермском крае в 2009 г. по сравнению с прошлым увеличилось на 5%.
Еще один проект — «Прикамское село». Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» прежде всего, ориентировано на «точки роста» — территории, где реализуются инвестиционные проекты в области сельского хозяйства. Реализация инвестиционных проектов предполагает создание новых рабочих мест, а обеспечение предприятия высококвалифицированными кадрами возможно, только если создана комфортная среда обитания. Именно поэтому важно проводить газ и строить водопроводы в «точках роста». Там, где есть стабильная работа для населения, растет уровень жизни населения, улучшается демографическая ситуация и, значит, существует необходимость в объектах социальной инфраструктуры. В 2008 г. в сельских территориях края построено 45,4 км газопроводов, 39,4 км водопроводов, свидетельства на приобретение и строительство жилья получили более 100 семей, проживающих в сельской местности.
Проект по развитию малых форм хозяйствования на селе в рамках программы развития АПК на 2009-2012 гг. осуществляется по таким направлениям, как субсидирование процентной ставки по кредитам, тиражирование технологий мелкотоварного сельскохозяйственного производства (агрофраншиз), субсидирование затрат в рамках инвестиционных проектов, текущая поддержка в рамках Программы.
Большое значение в Пермском крае придается развитию туристической отрасли в регионе, поскольку наличие разнообразного ландшафта на территории Прикамья позволяет удовлетворить самые изысканные потребности туристов. Осуществляется сбор и сведение в единый реестр информации об инвестиционных площадках Пермского края под строительство объектов туристического и гостиничного бизнеса.Обеспечивается сопровождение инвестиционных проектов по организационным и административным вопросам.
Туристский поток в регионе по прогнозам возрастет с 427 тыс. человек в 2007 году до 600 тыс. человек к 2012 году (за счет мероприятий по расширению существующих и созданию новых турпотоков). В результате реализации планируемых мероприятий значительно улучшится инфраструктура гостеприимства в Пермском крае (будет создана краевая туристская информационная система, построен информационно-туристский центр, уже появились указатели о месторасположении основных достопримечательностей региона, совместно с туроператорами будет разработана система сертификации экскурсоводов, гидов-проводников). Численность занятых в отрасли «Туризм» возрастет на 2 529 человек и к концу 2011 года составит 14 259 чел. Средняя зарплата в отрасли «Туризм» вырастет на 2 093 рубля и составит 8 827 руб./мес.
Правительством края ведется работа по повышению доступности информации для представителей бизнеса. С этой целью планируется:
· модернизировать сайт www.g2b.perm.ruдля оперативного взаимодействия власти и бизнеса;
· создать электронную торговую площадку с целью стимулирования сбыта продукции краевых производителей;
· открыть региональное представительство Европейского Информационного Корреспондентского центра для оказания содействия малым и средним предприятиям (МСП) России в реализации их экспортного потенциала и успешном развитии внешнеэкономической деятельности.
На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры.
Выставочно-ярмарочная деятельность является важным инструментом макроэкономической и инвестиционной политики, обеспечивает мобильность рынка, создает необходимое информационное поле, формирует значительные финансовые потоки, а также приносит дополнительный доход в бюджеты всех уровней и создает новые рабочие места.
В Пермском крае выставочно-ярмарочная деятельность осуществляется в соответствии с указом губернатора Пермского края от 25.10.2007 № 81 «О расходах на финансирование выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий».
Результатом участия Пермского края в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности за пределами края будет являться содействие:
· увеличению объема инвестиций в региональную экономику;
· расширению рынков сбыта товаров и услуг, производимых и оказываемых на территории региона;
· развитию малого и среднего бизнеса Пермского края;
· повышению имиджа региона;
· обмену инновационным опытом с российскими регионами, странами ближнего и дальнего зарубежья;
· создание единого информационного пространства в целях развития региона.
Выставочно-ярмарочная деятельность будет способствовать реализации краевых проектов «24-20» («Снижения налога на прибыль предприятий края с 01.01.2006 с 24 до 20%»), «Продвижение продукции пермских производителей», «Развитие внутреннего и въездного туризма в Пермском крае в 2008-2012 гг.», «Развитие приоритетных отраслей растениеводства в Пермском крае») продвижению на федеральный и международный уровни и способствовать достижению целевых показателей по данным проектам.
Для дальнейшего развития выставочной деятельности на федеральном и международном уровне на территории края необходимо содействовать развитию выставочно-конгрессной инфраструктуры, а также инфраструктуры гостеприимства Пермского края.
Важным аспектом выставочно-ярмарочной деятельности, осуществляемой на территории края, является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест на территории края.
Развитие малого и среднего предпринимательства сегодня является одним из приоритетов деятельности как Правительства Российской Федерации, так и Правительства Пермского края.
Анализ развития малых предприятий за последние три года в Пермском крае указывает на поступательное расширение данного сектора экономики. Число малых предприятий за указанный период (к уровню 2005 года) возросло на 18,9%. Объемы оборота малых предприятий увеличились за последние три года в 2,4 раза.
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличился более чем в 1,5 раза. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП края в 2007 году составила 8,6%. Фонд начисленной заработной платы работников организаций малого бизнеса в 2006 году составил 5,6 млрд. рублей, в 2007 году – 12 млрд. рублей, увеличившись в 2 раза по сравнению с 2006 годом.
В Пермском крае запущена целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы» её целью является увеличение численности занятого населения в сфере малого и среднего предпринимательства и повышение конкурентоспособности данного сектора в экономическом потенциале Пермского края.
В результате реализации программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы» численность работающих на малых предприятиях, по предварительным расчетам, увеличится с 129 100 до 145 300 чел.; доля продукции, производимой малыми предприятиями, в общем объеме ВРП изменится с 8,6 до 12,6%; средняя заработная плата в субъектах малого и среднего предпринимательства повысится с 8120,0 до 11900,0 руб.; доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности всех предприятий вырастет с 13,6 до 15,9%.
Программа развития предпринимательства, представляющая собой комплекс системных мероприятий общекраевого уровня и мероприятий для муниципальных образований края, будет реализовываться при непосредственном участии муниципалитетов. При этом муниципалитеты будут ориентировать предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на их территориях, как на участие в общекраевых мероприятиях, так и на реализацию собственных муниципальных программ развития предпринимательства.
Заключение
В результате проделанной работы нами: изучена предмет, сущность, роль и структура инвестиций, источники их финансирования, охарактеризован инвестиционный климат Пермского края, выделены отраслевые приоритеты региональной инвестиционной политики, проанализирован инвестиционный паспорт Пермского края и сделаны соответствующие выводы:
Конкурентные позиции города Перми по созданию привлекательных условий для развития экономической и инвестиционной деятельности могут быть улучшены посредством организации взаимодействия с бизнесом в рамках реализации совместных проектов. При этом одной из приоритетных задач местной администрации должно быть обеспечение безопасности и национальной стабильности.
Расширение практики частно-государственного партнерства, в рамках которой администрация города осуществляет административное сопровождение проекта, а частные компании – инвестирование, может стать мощным стимулом к росту внебюджетных инвестиций в экономику и инфраструктуру города.
Среди муниципальных образований город Пермь занимает ведущие позиции в рейтинговых оценках инвестиционного климата, при этом своим традиционным конкурентам Пермь уступает по условиям безопасности инвестиционного климата.
Создание благоприятных условий для ведения бизнеса – необходимое условие для привлечения инвестиций. Для привлечения инвесторов в Пермский регион, особенно крупных, требуется создать систему прямой поддержки крупных инвестиционных проектов. Это система, равно как и создание общих условий, также должна ориентироваться на результат – создание новых производств на территории области, увеличение рабочих мест и налогового потенциала.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. Уткин Ю.А. Пермский край — территория конкурентного развития// Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. – 2009. — № 4. – с. 41
3. Проект «Концепции Программы социально-экономического развития Пермского края в 2009-2012 годах и на период до 2017 года»[Электронный ресурс]. – Режим доступа:permkrai.ru/, дата 30.10.2010
4. Пермский региональный сервер / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.perm.ru/economiq/, дата 30.10.2010
5. Инвестиции: учеб. пособие/К.П.Янковский.- СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 368с.
6. Инвестиции: источники и методы финансирования/А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: Омега – Л, 2006. – 253 с.
7. Агентство содействия инвестициям Пермского края/ Презентация «Пермский край. 4 инвестиционных измерения» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.perm.ru/economiq/invest/, дата 30.10.2010
8. Агенство содействия инвестициям пермского края / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.investperm.ru/main/page.php?menuid=63, дата 30.10.2010
продолжение
--PAGE_BREAK--