ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы «Коммерческие банки – основное звено банковской системы и их функции», заключается в том, что в механизме функционирования кредитной системы государства большая роль принадлежит коммерческим банкам. Коммерческие банки – это старейшая и наиболее массовая группа кредитных учреждений, выполняющих большинство финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства в рыночной экономике. Они являются многофункциональными организациями, действующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая кредитование, прием депозитов, расчет на обслуживание, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и другие.
Сегодня коммерческий банк способен предложить своим клиентам до 200 разнообразных продуктов и услуг. Такая широкая диверсификация операций позволяет коммерческим банкам сохранять своих клиентов и оставаться прибыльными даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре. Убытки одних операций перекрываются прибылями других, которые в данной ситуации имеют для выполнения их благоприятные условия, не случайно во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки остаются главным операционным звеном кредитной системы. Они показывают поразительную способность приспосабливаться к меняющимся условиям кредитно-денежного рынка.
В современной рыночной экономике деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря их связям со всеми секторами экономики. Задачи банков заключаются в обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, кредитовании промышленных предприятий, государства и населения, создания условий для народнохозяйственного накопления. Современные коммерческие банки, выступая в роли финансовых посредников, выполняют важную народнохозяйственную функцию, обеспечивая межотраслевое и межрегиональное перераспределение денежного капитала. Банковский механизм распределения и перераспределения капитала по сферам и отраслям позволяет развивать хозяйство в зависимости от объективных потребностей производства и содействует структурной перестройке экономике.
Цель курсовой работы изучить коммерческие банки как основное звено банковской системы и рассмотреть функции выполняемые ими. В связи, с чем были поставлены следующие задачи:
— во-первых, изучить сущность коммерческих банков и их значение в банковской системе РК, а также структуру управления коммерческим банком;
— во-вторых, проанализировать финансовую деятельность коммерческих банков за 2009г.
В работе были использованы источники таких авторов, как Лаврушин О.Н., Сейткасимова Г.С., Мельников В.Д. и д.р.
Коммерческий банк – основной элемент банковской системы.
Развитие банковской системы в РК и принципы организации коммерческих банков.
Банк — юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое правомочно осуществлять банковскую деятельность [1. ст. 1].
Нижнее звено кредитной системы состоит из сети самостоятельных учреждений, непосредственно обслуживающих народное хозяйство и предоставляющих широкий диапазон финансовых услуг на коммерческих началах. Это коммерческие, кооперативные и частные банки, объединенные в банковских законодательствах под общим названием коммерческих банков.
Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы (отсюда и название «коммерческий банк»). Но с развитием промышленности и других отраслей банки стали обслуживать другие сферы экономики и постепенно термин «коммерческий» в названии банка утратил свой первоначальный смысл. Он обозначает «деловой» характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов деятельности хозяйственных агентов, независимо от рода их деятельности.
Cогласно статьи 3 Закона РК «О банках и банковской деятельности» в Казахстане, как и во всех государствах постсоветского пространства существует двухуровневая банковская система. Национальный Банк является центральным банком государства и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы.
Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка определяются Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан».
Национальный Банк осуществляет регулирование и надзор по отдельным вопросам банковской деятельности в пределах своей компетенции и способствует созданию общих условий для функционирования банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.
Регулирующие и надзорные функции Национального Банка в отношении банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы Республики Казахстан, защиту интересов кредиторов банков, их вкладчиков и клиентов.
Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус
Банк с иностранным участием — банк второго уровня, более одной трети размещенных акций которого находятся во владении, собственности и/или управлении:
а) нерезидентов Республики Казахстан;
б) юридических лиц — резидентов Республики Казахстан, более одной трети размещенных акций или долей участия в уставных капиталах которых находятся во владении, собственности и/или управлении нерезидентов Республики Казахстан либо аналогичных им юридических лиц — резидентов Республики Казахстан;
в) резидентов Республики Казахстан, являющихся распорядителями средств (доверенными лицами) нерезидентов Республики Казахстан либо юридических лиц.
Межгосударственный банк — банк, созданный и действующий на основании международного договора (соглашения), учредителями которого являются Правительство Республики Казахстан (или уполномоченный им государственный орган) и правительство (правительства) государства (государств), подписавшее данный договор (соглашение) [2. ст.3].
Процесс становления банковской системы республики состоит из трех этапов:
На первом этапе (1988-1991гг.) были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки;
Этот этап (1992-конец 1993гг.) характеризовался экстенсивным ростом банковской системы в условиях инфляции. Данный период сопровождался отрицательным значением реальных процентных ставок и стремительными темпами падения рубля. Это создало предпосылки к формированию многочисленных банков-однодневок, извлекавших доходы из краткосрочных спекулятивных операций. Этому способствовал и относительно легкий доступ к получению лицензий на совершение банковских операций и небольшой размер уставного фонда. В результате роль банковского сектора в воспроизводственном процессе деградировала. Основными чертами второго этапа были: постепенный переход Национального банка к выполнению функций центрального банка, экстенсивное формирование и развитие коммерческих банков.
Третий этап развития банковской системы, начавшийся в 1994г. и продолжающийся в настоящее время, характеризуется адаптацией банковской системы к меняющимся условиям деятельности, обусловленным развитием стабилизационных процессов сначала в финансовой сфере, а затем и в экономике в целом.
На современном этапе развития банковская система характеризуется следующими тенденциями:
консолидация банковского капитала, повышения уровня капитализации банков второго уровня;
рост количественных показателей деятельности коммерческих банков;
сокращение количества финансово неустойчивых банков;
сокращение доли иностранного капитала в банковском секторе, а также уменьшение государственной доли в банковском капитале;
приближение банков к международным стандартам деятельности.
Коммерческий банк является элементом банковской системы. Это означает, что он должен:
обладать такими родовыми свойствами, которые позволяют ему быть органичной частью целого (иметь статус банка, лицензию на право совершения банковских операций), функционировать по общим правилам игры;
функционировать в рамках общих и специфических законов, юридических норм общества;
быть способным к саморегулированию (реагированию и приспособлению к окружающей среде), развитию и совершенствованию;
взаимодействовать с другими элементами банковской системы.
Казахстан наследовал из бывшего СССР монополизированную банковскую систему. Бывшие специализированные банки (Туранбанк, Кредсоцбанк, Агропромбанк, Алембанк, Народный банк) имеют широкую сеть отделений по всей территории республики, вновь появившиеся коммерческие банки также создают свои филиалы (например, Казкоммерцбанк, Центркредит, Темирбанк и другие).
Все коммерческие банки, созданные в Казахстане за последнее время, бесфилиальные, то есть все виды банковских операций сосредоточены в одном банке.
Вышеперечисленные банки имеют сложную иерархическую структуру. У них головная контора находится в городе Алматы, ей подчиняются областные управления, а последним – отделения в районах.
Самым серьезным изъяном в философии создания современной банковской системы на этапе перехода от командной экономики к рынку была однозначная наполненность основных нормативных актов, касающихся функционирования коммерческих банков, так называемым «макросодержанием», взглядом сверху, при котором коммерческие банки рассматриваются в качестве объектов управления, исключительно нацеленных на решение макроэкономических задач.
Наибольшее беспокойство в их деятельности вызывает непонимание существа, целей задач коммерческого банка, выражающегося в отсутствии четко сформулированной и явно обозначенной стратегии развития. Расчет делается на сиюминутную выгоду, что диктует необходимость получения доходов сразу же и любой ценой, чаще всего за счет своих клиентов.
Наличие комплекса монополизированного мышления у бывших государственных банковских структур, с одной стороны, и преобладание чисто коммерческих, зачастую несвойственных банкам функций и операций у вновь образованных коммерческих банков, с другой стороны, дает повод утверждать, что тем самым выхолащивается суть банка как важнейшего звена в цепи взаимосвязанных экономических институтов.
Необходим новый взгляд на коммерческие банки. В качестве феномена эпохи перехода от государственно-административной экономики к рыночным отношениям они должны получить трезвую оценку как изнутри, так и извне. Коммерческий банк как живой организм со своими закономерностями и особенностями должен соответствовать пониманию его предназначенности, его существа и социально экономических функций [3. стр.93].
Принципы организации коммерческих банков и их функции.
Коммерческий банк является особым предприятием, он выступает как денежно-кредитный институт, поэтому структура аппарата его управления несет на себе отпечаток той специфической деятельности, которую он совершает. Это можно заметить на примере определенных принципов организации его работы. Под ними понимаются такие исходные положения его деятельности, которые дают предпосылки для реализации присущих банку функций и выполнения банковских операций.
Банки, как правило, организованы по функциональному признаку. Это означает, что структура кредитного учреждения должна быть привязана к той конкретной его деятельности, которую он выполняет.
К принципам организации банка относится также принцип соответствия поставленных целей. Как известно, целью банка является получение прибыли. Это означает, что в банке должны быть структуры, зарабатывающие деньги (ищут покупателей банковского продукта, продают его по цене выше собственных затрат). Для управления прибылью создаются отделы. Планирующие доходы и расходы, составляющие бюджет в целом по банку и по его подразделениям, обеспечивающие экономию затрат.
Среди принципов организации банк можно выделить и принцип иерархии властных полномочий его отдельных подразделений. Существуют два эшелона власти: высшее звено управления и прочие подразделения банка. К высшему звену относятся Совет банка, Правление банка, ревизионная комиссия, различного рода комитеты, объединяющие наиболее квалифицированную часть банковского персонала и решающие наиболее принципиальные вопросы банковской системы.
Ко второму эшелону в системе соподчинения подразделений банка по отношению друг к другу относятся все другие управления (отделы), занятые обслуживанием клиентов, выполнением других работ.
Не менее важным принципом построения аппарата управления банком является обеспечение совместных и координированных действий. Если то или иное предприятие имеет статус банка, то неизбежно оно должно содержать в своем составе такие подразделения, которые, с одной стороны, как бы изнутри обеспечивают выполнение им соответствующих операций, с другой стороны, соответствие его деятельности условиям окружающей среды. Некоторые банки в целях реализации данного принципа создают специальный административный комитет, который обеспечивает координацию и взаимодействие различных подразделений банка.
В принципах организации банка выделяется также принцип рационализации управления. В соответствии с данным принципом работа банка должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить развитие банка (по линии, например, внедрения новых услуг, сокращения затрат, повышения производительности труда и т.д.).
С позиции организации банка важно обеспечение целостности и соответствия условиям окружающей среды. Это означает, что в рамках единой стратегии развития, принятой в банке, между его подразделениями устанавливается тесное взаимодействие, каждое подразделение совершенствует свою деятельность соответствии с изменений условий окружающей среды.
Чрезвычайно важно, чтобы система организации банка отвечала также принципу обеспечения контроля. Обязательным элементом здесь выступают внутренний и внешний аудит. Аудиторские проверки организовываются как в рамках головного банка, так и по отношению к его филиалам (внутренний аудит). Внешний аудит обеспечивается специальными аудиторскими фирмами, обладающими лицензией на проверку деятельности кредитных учреждений.
Внутренняя упорядоченность, согласование внутренних подразделений банка обеспечиваются также посредством подчинения правилам – регламентации деятельности работников, для реализации данного принципа банки разрабатывают отдельные предписания (устав, положения об определенных отделах и службах, квалификационные характеристики). Каждый сотрудник должен знать свои обязанности, обладать определенными знаниями и умением выполнять правила, отраженные в этих и других документах.
Наконец, немаловажно, чтобы банк был обеспечен оперативной и достаточной информацией, новыми методами ее обработки с тем, чтобы своевременно принимать необходимые организационные и экономические меры по обеспечению стабильности, надежности кредитного учреждения. Информационное обеспечение, будучи системным элементом банковской инфраструктуры, в организационном отношении реализуется путем создания в банке особых подразделений (группы людей), занимающихся сбором и обработкой соответствующей информации.
Конечной целью формирования структуры банка являются удобство управления всем комплексом банковской деятельности, повышение качества предоставляемых клиентам банковских услуг, производительности труда банковских служащих, достижение прибыльного хозяйствования как предприятия.
Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов. Группируя основные операции коммерческих банков, можно сформулировать выполняемые ими основные функции:
Аккумуляция и мобилизация денежного капитала; Посредничество в кредите; Проведение расчетов и платежей в хозяйстве; Создание платежных средств; Организация выпуска и размещения ценных бумаг; Консультационное обслуживание клиентов. Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал – одна из старейших функций банков. Аккумулируемые банком свободные денежные средства юридических и физических лиц, с одной стороны, принесет их владельцам доход в виде процента, а с другой – создают базу для проведения ссудных операций. Сконцентрированные сбережения могут быть использованы на различного рода экономические и социальные нужды. Именно с помощью банков происходит сосредоточение денежных средств и превращение их в капитал. Другой важной функцией коммерческих банков является посредничество в кредите. Прямым кредитным отношениям между владельцами свободных денежных средств и заемщиками препятствует не совладение объема капитала, предлагаемого в ссуду, с потребностью в нем, а также срока высвобождения капитала со сроком, на который он нужен заемщику. Непосредственные кредитные связи между владельцами капитала и заемщиками затрудняет и риск неплатежеспособности последних. Собственник капитала может не располагать информацией о финансовом положении заемщика. Коммерческие банки, выступая в роли финансовых посредников, устраняют эти затруднения. Банковские кредиты направляются в различные секторы экономики, обеспечивают расширение производства. Стабильная экономика не может существовать без организованной и отлаженной системы денежных расчетов. Отсюда большое значение имеет роль банков в проведении расчетов и платежей.
Основная часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Банки, выступая в качестве посредника в платежах, осуществляют расчеты по поручению клиентов, принимают деньги на счета и ведут учет всех денежных поступлений и выдач. Централизация платежей в банках способствует уменьшению издержек обращения, а для ускорения расчетов и повышения надежности платежей внедряются электронные системы расчетов.
Особой функцией коммерческих банков является их способность создавать или уничтожать деньги, то есть увеличивать или уменьшать денежную массу. Создание платежных средств прямо связано с депозитной и кредитной деятельностью банков. Депозит может создаваться двумя путями: внесением клиентом наличных денег в банк или выдачей заемщику кредита. При этом указанные операции различным образом влияют на объем денежной массы в обращении.
Однако банки способны не только создавать, но и уничтожать деньги. Это возможно при погашении заемщиками кредитов путем списания денег с их депозитных счетов. В данном случае общая денежная масса в хозяйстве сокращается .
При наличии спроса на кредит современный эмиссионный механизм позволяет расширять границы денежной эмиссии, что подтверждается ростом денежной массы в промышленно развитых странах. Но экономике требуется оптимальное, а не чрезмерное количество денег в обращении, поэтому коммерческие банки действуют в пределах ограничений (обязательных резервов), устанавливаемых центральными банками.
Коммерческие банки выполняют эмиссионно-учредительскую функцию, осуществляя выпуск и размещение ценных бумаг, в частности, акции и облигации. При этом банки имеют возможность направлять сбережения на производственные цели. Рынок ценных бумаг как бы дополняет систему кредита и взаимодействует с ней. По поручению предприятий, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения. Банки гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Обязательства на значительные суммы, выпущенные крупными компаниями, могут быть размещены банком путем продажи непосредственно своим клиентам, а не методом свободной продажи на бирже.
Достаточная экономическая осведомленность и возможность контроля экономических ситуаций позволяют банкам осуществлять консультационное обслуживание клиентов. Банки проводят анализ финансовой деятельности предприятий, состояния их бухгалтерского учета, оценивают стратегию развития и выявляют возможные направления увеличения доходов. Занимаясь операциями с ценными бумагами, банки оценивают перспективность выпуска новых акций клиента и реальность их размещения; консультируют клиентов в выборе фирм, готовых взять на себя размещение новых ценных бумаг, и предоставляют другие консультационные услуги: от открытия счетов до рекомендации по совершению операций на денежном и товарном рынках .
В последнее время коммерческие банки столкнулись с резким обострением конкуренции со стороны многочисленных специализированных кредитных учреждений, которая стимулирует поиск банками новых сфер деятельности, увеличение числа предлагаемых клиентам услуг и повышение качества обслуживания.
Развитие тенденции расширения функций коммерческих банков в современных условиях продолжается. Для укрепления своих позиций на рынке они активнее осуществляют не характерные для банков операции, внедряясь в нетрадиционные для них сферы финансового предпринимательства. Тем самым повышается роль банков в функционировании экономики [4. стр.111].
2. Современное состояние банковской системы Казахстана
Структура управления коммерческим банком.
Создание коммерческих банков на паевых и акционерных началах осуществляется с целью аккумуляции временно свободных денежных средств предприятий, организаций и учреждений и их рационального использования на нужды развития отрасли, подотрасли народного хозяйства, группы предприятий или региона.
Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления Акционерным обществом. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров (участников), которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Для участия руководителей предприятий – акционеров доверенности не требуется.Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимают участие не менее трех четвертей акционеров банка .
Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагается также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяются уставом коммерческого банка. Совет банка определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает, планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, и взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития.
Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из председателя правления, его заместителей и других членов. В состав правлений коммерческих банков обычно входит представители наиболее крупных участников банка.
Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя правления является решающим. Если члены правления или его председатель не согласны с решением правления, они могут сообщить свое мнение совету или общему собранию. Окончательным в этом случае является решение совета банка. Решения правления проводятся в жизнь приказом председателя правления банка. Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников и подотчетна совету банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия направляет правлению банка. Основная задача ревизионной комиссии коммерческого банка – создать обстановку, предупреждающую злоупотребления. Ревизионная комиссия составляет заключения по годовым отчетам и балансам банка. Без заключения ревизионной комиссии баланс банка не может быть утвержден общим собранием акционеров.
Крупные банки обычно состоят из департаментов, управлений и отделов, которые создаются по функциональному признаку. Их руководители обеспечивают нормальную работу этих подразделений. Директора департаментов, начальники управлений и их заместители координируют деятельность отделов и служб, определяют конкретные их цели и программы, консультируют, контролируют и оценивают их работу. Количество отделов зависит от величины и характера деятельности банка, объемов и сложности банковских операций и разнообразия предоставляемых клиентам услуг.
Учет в коммерческих банках осуществляется в соответствии с правилами, установленными Нацбанком. Банки представляют Нацбанку или его управлению по месту нахождения коммерческого банка баланс на первое число месяца, квартальную оборотную ведомость и годовой бухгалтерский отчет.
В целях обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении их годовые балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также в счет прибыли и убытков должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией).
В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций – клиентов банка, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. При этом вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка должен быть согласован с Главным управлением Нацбанка по месту открытия филиала или представительства.
Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией Нацбанка. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего.
Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершение сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского субсчета. Для осуществления хозяйственных расходов ему открывается текущий счет.
2.2. Сравнительный анализ финансовой деятельности коммерческих банков.
По состоянию на 1 сентября 2009 года банковский сектор представлен 37 банками второго уровня. Прирост активов банков второго уровня с начала текущего года составил 226,4 млрд. тенге (1,9%), банковские займы и операции «обратное РЕПО» увеличились на 919,0 млрд. тенге (9,9%), резервы (провизии) увеличились на 2 713,8 млрд. тенге или в 3,6 раза.
За август текущего года совокупные активы банков увеличились на 13,8 млрд. тенге (0,1%), банковские займы и операции «обратное РЕПО» — на 17,9 млрд. тенге (0,2%), резервы (провизии) увеличились на 217,0 млрд. тенге (6,2%).
Размер активов и условных обязательств, подлежащих классификации по сравнению с началом года увеличился на 2 816,6 млрд. тенге (20,5%). Стандартные активы и условные обязательства, подлежащие классификации увеличились на 392,4 млрд. тенге (4,7%), сомнительные – уменьшились на 302,3 млрд. тенге (6,0%), безнадежные – увеличились на 2 726,4 млрд. тенге или в 7,6 раз. Провизии по активам и условным обязательствам увеличились на 2 882,4 млрд. тенге или в 3,7 раза.
Ссудный портфель банков второго уровня увеличился на 919,0 млрд. тенге (9,9%). Стандартные займы уменьшились на 1 057,7 млрд. тенге (-26,6%), сомнительные – на 388,3 млрд. тенге (-8,0%), безнадежные – выросли на 2 365,0 млрд. тенге (в 6,9 раз). Провизии по займам, выданным банками второго уровня увеличились на 2 473,2 млрд. тенге (в 3,4 раза).
Совокупные обязательства банков второго уровня с начала 2009 года увеличилось на 2 446,8 млрд. тенге (23,4%). В структуре обязательств произошло увеличение вкладов юридических лиц на 874,9 млрд. тенге (28,3%), вкладов физических лиц – на 361,2 млрд. тенге (24,1%). Вклады дочерних организаций специального назначения уменьшились на 30,4 млрд. тенге (1,3%), займы, полученные от других банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций – на 53,8 млрд. тенге (3,7%).
Вклады в иностранной валюте за тот же период выросли на 1 185,3 млрд. тенге или в 1,6 раз.
За август текущего года совокупные обязательства банковского сектора выросли на 233,5 млрд. тенге (1,9%). Вклады физических лиц за сентябрь увеличились на 202,4 млрд. тенге (12,2%), а вклады юридических лиц и вклады организаций специального назначения уменьшились на 21,4 млрд. тенге (0,5%) и 38,5 млрд. тенге (1,7%) соответственно. Займы, полученные от других банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций также снизились за сентябрь на 7,6 млрд. тенге (0,5%).
Обязательства банков второго уровня перед нерезидентами Республики Казахстан по сравнению с началом текущего года выросли на 166,8 млрд. тенге (3,6%). В структуре совокупных обязательств банковского сектора обязательства банков перед нерезидентами РК по состоянию на 1 сентября 2009 года составила 37,7%. [9].
Таблица 1 — Информация по ссудному портфелю банков второго уровня, в том числе по займам, предоставленным нерезидентам Республики Казахстан на 1.09.2009г.
№
Наименование банка
Ссудный портфель
Займы нерезидентам РК
Доля займов нерезидентам банка в совокупных займах нерезидентам по банковской системе, %
Доля займов нерезидентам в ссудном портфеле,%
1
АО «БТА Банк»
2 610,0
1 396,6
71,8
53,5
2
АО «КАЗКОММЕРЦБАНК»
2 551,4
379,1
19,5
14,9
3
АО «Народный Банк Казахстана»
1 257,1
79,6
4,1
6,3
4
АО «АТФБанк»
890,6
15,2
0,8
1,7
5
АО «Альянс Банк»
672,3
26,1
1,3
3,9
6
АО «Банк ЦентрКредит»
670,8
24,8
1,3
3,7
7
ДО АО «БТА БАНК» — АО «ТЕМIРБАНК»
274,7
2,8
0,1
1,0
8
АО «Нурбанк»
261,9
5,9
0,3
2,2
9
АО «KASPI BANK»
242,4
2,0
0,1
0,8
10
АО «Евразийский Банк»
166,7
10,6
0,5
6,4
11
АО «Цеснабанк»
104,1
0,4
0,0
0,4
12
ДБ АО «Сбербанк»
86,6
0,0
0,0
0,0
13
ДБ АО «HSBC БАНК КАЗАХСТАН»
60,1
0,4
0,0
0,7
14
АО «Казинвестбанк»
55,5
0,0
0,0
0,0
15
АО «ЭКСИМБАНК КАЗАХСТАН»
53,3
0,6
0,0
1,1
16
АО ДБ «RBS (Kazakhstan)»
42,7
0,0
0,0
0,1
17
АО «Жилстройсбербанк Казахстана»
38,3
—
—
—
18
АО «Ситибанк Казахстан»
33,3
0,1
0,0
0,3
19
АО «Delta Bank»
19,5
—
—
—
20
АО «ДБ „АЛЬФА-БАНК“
18,7
0,0
0,0
0,0
21
АО „Банк “Астана-финанс»
13,0
0,0
0,0
0,0
22
АО «Хоум Кредит Банк»
9,4
—
—
—
23
АО «Банк Позитив Казахстан»
5,4
0,1
0,0
2,2
24
АО «ДБ „КЗИ БАНК“
4,4
0,2
0,0
4,9
25
АО»AsiaCredit Bank (АзияКредитБанк)"
3,5
—
—
—
26
АО «МЕТРОКОМБАНК»
3,4
—
—
—
27
АО «Заман-Банк»
3,4
—
—
—
28
АО «Сеним-Банк»
2,2
—
—
—
29
АО «Данабанк»
2,1
—
—
—
30
АО «Мастербанк»
1,7
—
—
—
31
АО ДБ «ТАИБ КАЗАХСКИЙ БАНК»
1,7
0,1
0,0
8,7
32
АО ДБ «БАНК КИТАЯ В КАЗАХСТАНЕ»
1,7
—
—
—
33
АО «Казинкомбанк»
0,9
—
—
—
34
АО ДБ «НБ Пакистана» в Казахстане
0,8
0,0
0,0
2,9
35
АО «Шинхан Банк Казахстан»
0,0
—
—
—
36
АО «ТПБ Китая в г.Алматы»
—
—
—
—
37
ДО АО Банк ВТБ (Казахстан)
—
—
—
—
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проанализировав данную курсовую работу, я сделала следующие выводы, что:
1) Коммерческие банки – основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета. Для этого они используют не только свой собственный капитал, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Причем привлеченные средства, как правило, значительно превышают объем собственного капитала коммерческих банков.
2) Поскольку кредитно-банковская система имеет жизненно важное значение для экономики страны, она служит объектом тщательного надзора и регулирования как со стороны Национального банка Казахстана, так и со стороны высших органов государственной власти и управления. Надзор за коммерческими банками и регулирование их деятельности преследует главным образом две цели: обеспечение устойчивости и предотвращение банкротства банков; ограничение концентрации капитала в руках немногих банков с целью недопущения монопольного контроля над денежным рынком.
3) Платежеспособность банка – это достаточность его собственных средств для защиты интересов вкладчиков или других кредиторов банка. Она определяется как соотношение между собственными средствами банка и его активами, умноженное на 10. Это соотношение не должно быть менее 8 %. Чтобы добиться высокой платежеспособности, банк должен постоянно следить за качеством своих активов. Для этого прежде всего следует добиваться ликвидации или уменьшения статей с высоким коэффициентом риска. Обычно банк считается платежеспособным до тех пор, пока не затронут его уставный фонд для покрытия убытков.
Список использованной литературы.
Закон РК «О банках и банковской деятельности» от 31 августа 1995 года, статья 1.
Закон РК «О банках и банковской деятельности» от 31 августа 1995 года, статья 3.
Балабанов И.Т. «Банки и банковское дело». – Питер, 2000г.
«Деньги. Кредит. Банки». Учебник / Под редакцией О.И. Лаврушина, 3-е изд., перераб. И доп. – М: Финансы и статистика. – 2004г.
Сейткасимова Г.С. «Деньги. Кредит. Банки». – 1999г.
Камалиева Ш.Т. «Финансы и кредит». – 2005г.
Шаягимбаева Г. «Денежное обращение и кредит»
Мельников В.Д. «Финансы и кредит». – 2005г.
Официальный сайт АФН РК. www.afn.kz