--PAGE_BREAK-- По мере углубления инфляция превращается из временного фактора оживления экономики в тормоз производства. Она усиливает социально-экономическую неустойчивость в обществе, дезорганизует хозяйственные связи, стимулирует отток средств и кадров в наиболее прибыльные отрасли, активизирует спекуляцию и теневую экономику, негативные социальные явления типа коррупции, нарушения правопорядка и т.д. На рост цен влияют многие факторы как со стороны денежного обращения, так и предложения товаров, поэтому и инфляция как процесс обесценения денег представляет собой многофакторное явление.
При рассмотрении комплекса факторов, воздействующих на рост цен и вызывающих инфляционное обесценение денег, необходимо прежде всего выделить группу факторов, постоянно действующих и определяющих общую тенденцию в движении цен. В первую очередь это — монополизация экономики, особенности функционирования кредитно-денежной системы и государственные расходы. Воздействие постоянных факторов, особенно роста государственных расходов и дефицитов государственных бюджетов, в современной экономике усиливается. Кроме того, появляются новые факторы, которые стимулируют дальнейшее обострение инфляции. Решающую роль среди новых факторов играют энергетические и сырьевые кризисы, резкое обострение валютного кризиса и продовольственная проблема.
Показателем обесценения бумажных денег служит падение их покупательной силы вследствие роста розничных, т.е. потребительских, цен, по которым товары и услуги продаются широким слоям населения. К росту цен, явному или скрытому, приводит превышение количества бумажных денег, находящихся в обращении, над суммой товарных цен (суммой стоимости) и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами. Одновременно происходит процесс перераспределения национального дохода и национального богатства в пользу предприятий-монополистов, государства и теневой экономики за счет снижения реальной заработной платы.
Следовательно, инфляция свидетельствует о нарушении закономерностей денежного обращения, что ведет к диспропорциям между накоплением и потреблением, спросом и предложением, источниками кредитных ресурсов и их использованием, денежной массой, находящейся в обращении, и реальными потребностями хозяйства в деньгах и т.д.
При инфляции изменяются не только уровни цен и доходов, но и их соотношение, структура, география. Это обстоятельство необходимо учитывать при проведении мероприятий по ослаблению негативного влияния инфляции на развитие экономики и социальные отношения в обществе.
На рост цен и обесценение денег кроме перечисленных выше факторов влияет также избыточная бумажно-денежная эмиссия, т.е. выпуск бумажных денег, значительно превышающий потребность товарооборота, выраженного суммой цен всего объема товаров и услуг. [1]
В конечном итоге инфляция — это явление диспропорциональности в развитии общественного воспроизводства, которое обусловлено нарушением закона денежного обращения.
Таким образом,основными формами проявления инфляции являются:
— рост цен на товары и услуги. Что приводит к снижению покупательной способности;
— понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной;
— увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.
1.4 Причины инфляции многообразны
Приверженцы немонетарного происхождения инфляции не сводят причины инфляции только к денежным факторам.
Немонетарные причины являются основой возникновения инфляции издержек: неэффективность работы рынка и правительства, что приводит к дефициту, то есть дисбалансу между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего. В результате по всей экономике распространяется и многократно воспроизводится искаженный ценовой сигнал: ресурсы оцениваются выше своей предельной производительности и распределяются неэффективно. Искаженное ценообразование закладывается по всей производственной цепочке, т. е. производство осуществляется также неэффективно. Соответственно, деформируется не только предложение, но и спрос, дисбаланс между которыми усиливается с каждым новым витком ценовой спирали. Все значительнее становится переоценка одних факторов производства и недооценка других по сравнению с их предельной производительностью.[5]
К неденежным причинам относятся: факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, государственной экономической политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т.д. [3]
Позиция сторонников монетарного происхождения инфляции может быть кратко выражена словами М. Фридмена: «Инфляция всегда и везде есть явление денежное».
Действительно, в условиях инфляционной спирали, описанной выше, без вмешательства государства экономика приходила бы к все более глубокому спаду и сокращению реальных доходов. Что бы избежать этого, необходимо сократить издержки на единицу продукции. Снижение издержек стимулирует совокупное предложение, и уровень цен понизится. Внедрение новых технологий и адекватное им изменение в организации и управлении производством создало бы возможность оптимизировать структуру, а также объемы спроса и предложения, что привело бы к сокращению издержек и снижению общего уровня цен. Тогда, даже в условиях полной занятости, рамки производства смогли бы расшириться неинфляционным способом. Но рецепты сторонников немонетарного подхода осуществимы лишь при активной научно-технической и структурной политике правительства в весьма долгосрочном плане.
Однако в условиях высокой инфляции перед правительством стоят две сложнейшие задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от обнищания. Правительство будет стараться поддержать, либо расширить совокупный спрос путем облегчения условий кредита, с помощью бюджетных расходов и посредством индексации доходов населения, что неизбежно связано с расширением объема денежной массы.
Более того, при очень высокой инфляции или гиперинфляции рост денежной массы, как отмечалось ранее, превращается в самостоятельный источник инфляции, порождая инфляционные ожидания. И в этих условиях необходимо первоначально сдержать рост денежного предложения, сбив высокие темпы инфляции до такого уровня, при котором попытки устранить диспропорции в экономике не будут сведены на нет.
Таким образом, обрисовалась платформа сторонников монетарного происхождения инфляции. Монетаристы рассматривают экономику с гибкими ценами в краткосрочном плане (т. е. при неизменном объеме производства) и считают инфляцию порождением чисто денежных факторов. Этим и объясняется монетаристская трактовка инфляции, как переполнение каналов обращения избыточным объемом денежной массы над товарной, что вызывает рост общего уровня цен. Иными словами, инфляция рассматривается (с учетом открытой экономики) как обесценение отечественной валюты страны по отношению к товарам и иностранным валютам.
Рассматривая инфляцию как чисто денежное явление, монетаристы полагают, что ее порождает ошибочная кредитно-денежная политика Центрального банка.
Однако следует заметить, что монетарная теория инфляции — это трактовка инфляции в узком смысле. На самом деле инфляция — гораздо более сложное социально-экономическое явление. Сама же по себе денежная сфера выступает в двух ипостасях. С одной стороны, она выполняет функцию резонатора и ускорителя инфляционного процесса. С другой стороны, — это зеркало, которое через номинальный гибкий ценовой сигнал наиболее показательно отражает случаи неэффективности рынка и политических решений, выражающиеся в инфляции. Вне денежной сферы инфляция проявляется менее явно (в подавленной форме в виде дефицита). Гибкий ценовой сигнал быстрее и точнее отражает нарушение пропорций обмена, чем непосредственно сами пропорции обмена товара на товар или размеры дефицита.
К монетарным причинам инфляции относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита; перенасыщение кредитом народного хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения и др.
Монетарная и немонетарная концепции инфляции — две стороны одной медали, теоретически обосновывающие общую характеристику такого сложного социально-экономического явления, как инфляция. На определенном этапе экономического развития денежный фактор послужил как бы аллергеном, обострившим инфляционную ситуацию в XXстолетии. Бурное развитие кредитно-денежных отношений привело к тому, что денежный рынок отрывается от реального рынка и превращается в самостоятельный полигон для развития инфляционных процессов. В этом заключается и специфика объекта исследования, и ценность монетарной теории.
Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов.
Внешнеэкономические факторы проявляются тогда, когда страна активно использует импортные товары. Закономерный рост мировых цен на сырье и энергоносители всегда провоцирует нарастание инфляции издержек. Импортные цены не только «подталкивают» цены национальной продукции, но и повышают издержки производства при использовании импортных комплектующих изделий, повышая стоимость готовой продукции.
Особое влияние на инфляционные процессы оказывает приток иностранных займов, валюты, так как ввоз иностранной валюты и скупка ее центральным банком увеличивают денежную массу в стране, способствуя тем самым обесценению денег, усилению инфляции. Здесь немалое значение имеет взвешенная денежная политика, проводимая центральным банком страны в части создания валютных запасов, использования механизма регулирования и формирования валютного курса и одновременно снижения его инфляционного давления на экономику.
Важным инфляционным фактором является и долларизация экономики, когда доллар становится параллельной валютой, выполняя функции денег. Наличие в денежном обороте более твердой валюты вытесняет из обращения национальную и ускоряет снижение ее курса.
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
2.1 Суть антиинфляционной политики
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы.
Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для всей экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты — домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Гиперинфляция не дает деньгам выполнять их основные функции и разрушает банковскую систему. Как же бороться с инфляцией?
Как свидетельствует опыт многих стран, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма сложно, как правило, необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких мер, которые соответствуют характеру и глубине инфляционного процесса. Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). [6]
Практически действует не одна, а комплекс причин и переплетающихся взаимосвязанных факторов, а поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом должны носить комплексный, системный характер, своевременно уточняться, корректироваться и соответствовать конкретным реальностям
Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Если полностью избавиться от инфляции нельзя в силу институциональных причин (монополия Центральных банков на эмиссию денег, монополизм профсоюзов и фирм), то нужно снизить ее темпы до минимально возможного и предсказуемого уровня.
Антиинфляционная политика – комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на управление инфляционным процессом с учетом многофакторности инфляции.
Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. [1]
Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию,набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т. е. приспособлении к инфляции в коротком периоде хозяйственной деятельности, другой — в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами в долгосрочной хозяйственной перспективе.
Вся антиинфляционная политика может быть разделена надве части.
Первая — меры, осуществляемые за короткий период, которые должны быстро сбить накал инфляционного давления и вдохнуть оптимизм в участников рыночного процесса. Поэтому меры адаптационной политики — это лишь начало четкой и выверенной на перспективу антиинфляционной политики.
Вторая — меры, обеспечивающие непосредственную борьбу с инфляцией с упором на долговременное и систематическое их осуществление. Первая часть является как бы прелюдией второй части.
Адаптационнаяполитика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию — прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции — индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т. п.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращения инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных, и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.
В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.
История знает много вариантов адаптационной политики правительства.
В 60—70-х годах XXв. в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп-вперед», т. е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.
В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951—1952 гг., в Финляндии в 1967—1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.
Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.[7]
Краткосрочные мероприятия, призванные обуздать всплеск инфляции должны опираться на возможность проявления быстрого эффекта от данного мероприятия. К такого рода мерам можно отнести проведение денежной реформы конфискационного типа. Жесткость данной меры очевидна. Введение в обращение новых денег взамен старых по принудительному курсу, прежде всего, бьет по интересам потребителей. Так было, например, в 1947 г. в нашей стране, когда денежные знаки старого образца обменивались на новые в пропорции 1:10. Однако такая радикальная мера весьма эффективна. Она утверждает новые ценовые соотношения, снимая инфляционные диспропорции.
Другой подобного рода мерой может быть импортная интервенция. Если налицо острая нехватка товаров, которая резко гонит цены вверх, то данная мера на короткий срок может способствовать соответствию предложения товаров растущему спросу.
Цель долгосрочной антиинфляционной политики — удержать надежный контроль над инфляцией, обеспечивая невысокий темп роста уровня цен. В долгосрочном плане эти меры должны быть последовательными и выверенными. Острие антиинфляционных мер должно быть направлено на обеспечение равновесия на рынках. Меры антиинфляционных действий должны касаться действия только косвенных регуляторов. Попытки введения государственного контроля над ценами всегда приводят к отрицательным результатам. Поэтому минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил является важным и необходимым условием реализации эффективной антиинфляционной стратегии.
Фундаментом эффективной антиинфляционной политики являются меры, обеспечивающие социальное согласие в обществе. Существование правительства, которому доверяет большинство граждан — хорошая основа для проведения антиинфляционных мероприятий.
Следует выделить стратегию гашения адаптивных инфляционных ожиданий.
Сторонники монетаристского направления уделяют этому большое внимание. Смысл этих действий — изменение психологии потребителя, избавление его от страха постоянного и неуклонного роста цен, обесценения его сбережений. [8]
Американский экономист Э. Фелпс теоретически разработал меры по обеспечению так называемого «Эффекта объявления». Смысл этого эффекта очень прост: правительство должно регулярно и правдиво информировать граждан об уровне инфляции, о тех мерах, которые оно принимает для борьбы с инфляцией. Здесь важно достичь психологического эффекта веры потребителя в действия государства, вдохнуть оптимизм в ожидания потребителя.
Другой важной линией антиинфляционной стратегии являются действия по жесткому ограничению денежной массы.
В инфляционной экономике денежная политика должна играть основную роль. Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам в экономике. Поэтому эти меры должны использовать с большой осторожностью.
Третья линия антиинфляционной стратегии — сокращение бюджетного дефицита. Она может достигаться как за счет роста налогов, так и за счет сокращения государственных расходов. При этом наиболее перспективным является сокращение государственных расходов. Государство должно дать понять населению, что необходимо жить по средствам. Тем самым оно постепенно будет освобождаться от централизованного финансирования целого ряда видов хозяйственной деятельности. Уменьшение вмешательства государств в инвестиционный процесс создаст основу для более правильного и эффективного расходования бюджетных средств. [7]
2.2 Таргетирование инфляции
Режим таргетирования инфляцииподразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.
Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно-кредитной политики, который тем не менее уже сейчас широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии этот режим был применен денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990-х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетирование инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.
На протяжении ближайших лет число стран, использующих режим инфляционного таргетирования будет расти. Опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины этих стран скорее всего перейдут в ближайшее время к инфляционному таргетированию. Более того, практически три четверти стран из их числа планируют перейти к таргетированию инфляции в 2010г. [8]
При переходе к таргетированию инфляции необходимо уточнение нескольких важных моментов. Во-первых, показатель инфляции должен быть общедоступным и обладать хорошей репрезентативностью. Его динамика не должна подвергаться воздействию административных, разовых и волатильных факторов. Необходимо максимальное исключение влияния пока-зателей, отклоняющих инфляцию от тренда. Как правило, страны, таргетирующие инфляцию, ориентируются на индекс потребительских цен с теми или иными поправками. Известна и практика таргетирования общего индекса потребительских цен. В этих случаях индикативные качества ИПЦ, как наиболее известного широкой общественности показателя, доминируют над качествами большей подконтрольности, присущими базовой инфляции. Несмотря на то, что базовые индексы потребительских цен не таргетируются напрямую в таких случаях, они используются как информационные переменные, в том числе в процессе принятия решений об изменении политики (процентных ставок).
Во-вторых, необходимо определить значение выбранного целевого ориентира. Так или иначе, усилия центральных банков в борьбе с инфляцией направлены на обеспечение ценовой стабильности. Ценовая стабильность — это уровень инфляции, позволяющий населению, государственному и частному сектору не учитывать ее в каждодневных решениях. Подобным уровнем принято считать коридор в 1—3% в год или немногим больше. Строго говоря, целевое значение не должно быть не только слишком высоким, но и слишком низким. Проблема дефляции для России пока не актуальна, однако и об этой стороне таргетирования инфляции необходимо помнить.
Выбранное значение целевого уровня инфляции может устанавливаться в двух формах — конкретное (единичное) значение или диапазон допустимых значений с верхней и нижней границами. Когда Нейтральный банк выбивается из целевого значения инфляции, то с критически важной точки зрения доверия к политике банка, неудача с достижением единичного значения гораздо менее серьезно бьет по престижу регулятора, чем несоблюдение диапазона границ. Соответственно, чем более узким является диапазон, тем в большей степени участники рынка и общественность доверяют намерениям Центрального банка держать инфляцию под контролем.
С другой стороны, более узкий коридор снижает шансы удержания инфляции него рамках при возникновении неожиданных обстоятельств или неточностей врешеииях регулятора. Таким образом, выбор диапазона должен обеспечивать компромисс между формированием доверия к политике Центрального банка и сохранением определенной гибкости в действиях и целях самого регулятора. Отклонение фактической инфляции от целевого значения означает одно из двух — либо регулятор неспособен удерживать инфляцию под контролем, либо намеренно не соблюдает ориентир в угоду решению прочих макроэкономических задач (например, стимулирование экономического роста).
В-третьих, при построении системы инфляционного таргетирования важным является определение целевого горизонта. Поскольку в краткосрочной перспективе мероприятия в области денежно-кредитной политики практически бессильны, целевой инфляционный горизонт редко устанавливается на период менее Iгода. В свою очередь, инфляционные цели на период свыше 4 лет обладают слишком значительной неопределенностью, чтобы вызывать достаточное к себе доверие и также практически не применяются.
Ключевое значение для инфляционного таргетирования имеет информационное взаимодействие с общественностью. Информация, поступающая от Центрального банка, не должна ограничиваться собственно самими инфляционными ориентирами. Поскольку инфляционные ориентиры формируются под влиянием ситуации в экономике и планируемых действий регулятора в области денежно-кредитной политики, то, прежде всего, Центральному банку следует предоставлять общественности свое наиболее полное понимание происходящего в экономике и перспектив ее развития, а также предполагаемые действия регулятора в этих условиях. В течение целевого периода Центральному банку необходимо публиковать инфляционные обзоры с расширенным анализом факторов роста цен и, в случае выхода инфляции за рамки целевых значений, следует объективно рассматривать причины неудач. Если, по мнению регулятора, существуют угрозы ускорения инфляции, необходимо прямо или косвенно указывать на озабоченность данными процессами и при необходимости даже корректировать инфляционные цели. Прозрачность действий регулятора — не менее важная составляющая инфляционного таргетирования, чем, скажем, хорошая история достижения выбираемых целей роста цен.
Практически для всех развитых стран, переходивших к таргетированию инфляции, был характерен предшествующий тренд к ее замедлению. Иными слонами, в большинстве случаев акцент на таргетировании инфляции делается не в момент угрозы повышения темпов роста цен, а, напротив, в периоды, когда инфляционный фон в целом затихает и стабилизируется. Однако известны случаи внедрения системы инфляционного таргетирования в момент ожидания активизации инфляционных процессов. В Российской денежно-кредитной политике существует двойственность целей — сдерживание укрепления рубля и достижение стабильно низкой инфляции. Принято считать, что контроль над обменным курсом и обеспечение стабильности цен — взаимопротиворечащие цели денежно-кредитной политики. Это, наиболее распространенное мнение, имеет под собой очевидное фундаментальное основание, подтвержденное в теории и на практике. Переход к таргетированию инфляции во многих странах обосновывало именно неэффективностью использования обменного курса в качестве «номинального якоря» и поиском альтернативной макроэкономической переменной, которой становилась инфляция.[9]
3 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ
3.1 Особенности инфляции и антиинфляционная политика в странах мира
Мировой опыт подтверждает приоритетность цели снижения инфляции в экономической политике, а также свидетельствует о наличии богатого арсенала инструментов для ее достижения. В последние полтора десятилетия для мировой экономики было характерно значительное снижение темпов инфляции. Эта тенденция стала общей как для развитых, так и для развивающихся стран. Если в первом случае замедление темпов составило порядка 5 — 8 % то во втором — 20—40 % и более. Одновременно существенно сократилась инерционность инфляции, это свидетельствует о том, что в условиях ценовой стабильности воздействие негативных шоков стало менее глубоким и продолжительным, чем ранее.
Средние темпы инфляции в промышленно развитых странах являются низкими с начала 1990-х годов, что отражает успехи в проведении мер по стабилизации инфляции 1970-х — начала 1980-х годов. В частности, ее темпы в среднем колеблются на уровне 2—3%, продолжение
--PAGE_BREAK--хотя, в начале 1980-х годов они составляли около 9%. Низкие и в основном постоянные показатели инфляции весьма близки к объявленным или подразумеваемым центральными банками целевым показателям инфляции.
С начала 1990-х годов средние темпы инфляции существенно снизились и в странах с формирующимся рынком — во многих случаях с двух-трехзначных величии до примерно 5% в настоящее время. Этот низкий уровень инфляции, имеющий тенденцию к сокращению, является достижением по сравнению с периодом, когда она оставалась высокой вследствие повторяющихся периодов вялой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики в сочетании с шоками цен на биржевые товары.
Указанные показатели инфляции отражают все большее стремление органов власти поддерживать инфляцию на низком и стабильном уровне. Такой сдвиг в политике отчасти обусловлен предшествующим опытом высокой и изменчивой инфляции как в странах с формирующимся рынком, так и в странах с развитой экономикой. В начале 1980-х годов видимые издержки, связанные с двухзначными темпами, инфляции, увеличились, так как ее высокий уровень совпал с низким экономическим ростом и безработицей. Правительства стран с развитой экономикой первыми отреагировали на эту ситуацию, начав укреплять институциональные основы и проводить экономическую политику с целью повышения стабильности в денежно-кредитной сфере. Снижение внешней инфляции, использование опыта успешной политики в развитых странах и общественное недовольство инфляцией обусловили последующий переход к политике, направленной на поддержание низкой инфляции, и в странах с формирующимся рынком. Кроме того, инфляционное финансирование бюджетных дефицитов стало менее распространенным благодаря постепенному развитию внутренних финансовых рынков и расширению независимости центральных банков. Проведению более осмотрительной денежно-кредитной политики также способствовала глобализация, проявляющаяся в открытии национальных экономик.
В результате всех положительных преобразований наблюдаются подвижки в шкале интенсивности инфляции. Если раньше умеренной считалась инфляция на уровне 15—30%, то сейчас интервал уменьшился до 7—10%. На фоне широкомасштабной стабилизации инфляции на низком уровне крайне неблагоприятно выглядят страны, характеризующиеся относительно высокими темпами роста цен. [10]
Если говорить о странах бывшего СССР, то необходимо отметить, что в 2006 г. только в Молдове и Таджикистане инфляция была выше, чем в России.
3.2 Причины и формы проявления инфляции в условиях планово-распределительной системы
В каждой стране инфляционный процесс имеет специфику, связанную с совокупностью причин и факторов его вызывающих.
Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфичности планово-распределительной системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы.
Важным фактором инфляционных процессов в стране выступала планово-распределительная система хозяйствования. Она способствовала затратному механизму хозяйствования и нарушению материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что вызывалось диспропорциями во всех сферах экономики, но прежде всего в:
— распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления и на базе этого проведение активной инвестиционной политики;
— производстве средств производства и товаров народного потребления;
— системе государственного ценообразования;
- доходах и расходах государственного бюджета (дефицит);
- кредитных и финансовых ресурсах.
Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были обусловлены диспропорциями в сложившейся структуре народного хозяйства, в которой предпочтение отдавалось производству средств производства и вооружений при крайне недостаточном уровне промышленного производства потребительских товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства при огромных и неэффективных инвестициях в него.
Использование отдельных рыночных элементовв управления экономическими процессами в нашей стране было предусмотрено еще хозяйственной реформой 1964г. Однако в результате сохранения жесткой централизации планирования управления, детальной регламентации деятельности всех хозяйственных звеньев реформа, разладив старый механизм хозяйствования, не создала новый и привела к обострению противоречий в экономике, способствовала углублению товарно-денежной несбалансированности в народном хозяйстве.
Провозглашенная самостоятельность предприятий, введение полного хозрасчета не сочетались с административной системой управления производством — диктатом министерств и ведомств. Приоритет ведомственных интересов над общественными, жесткий план и фондирование основной массы материальных ресурсов, невозможность распоряжаться изготовленной продукцией и заработанными средствами сдерживали инициативу предприятий и объединений, снижали стимулы эффективного хозяйствования. В основу хозяйствования был поставлен план, по выполнению которого оценивалась работа предприятий, объединений, министерств и ведомств. Несмотря на фондирование материальных ценностей, плановые задания не всегда подкреплялись соответствующим обеспечением материальных и трудовых ресурсов.
Стремление выполнить план любой ценой, не считаясь с затратами, приводило к снижению эффективности общественного производства, расточительному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, разбалансированности материальных и стоимостных пропорций.
В стране все годы существовал острейший дефицит сырья, материалов, оборудования, производственных мощностей, хотя страна производила больше всех в мире металла, топлива, электроэнергии, хлопка и т. д.
Материально-финансовая несбалансированность приводила к тому, что в стране был создан огромный парк бездействующих мощностей. Производимые и закупаемые за рубежом станки и оборудование не устанавливаются в цехах по десять-пятнадцать лет из-за несоблюдения сроков строительства, в результате отсутствия материалов, механизмов, рабочих рук.
Все это приводило к огромным материальным и денежным, потерям, разбалансированности экономики, к росту дефицита одних товаров при перепроизводстве других, к разбалансированности денежной и товарной массы. Таким образом, создавался затратный механизм хозяйствования, усугубляемый системой плановых заданий, которые выполнялись в ряде случаев независимо от значительных затрат.
В стране создавался избыточный платежеспособный спрос как у населения, так и у государственных предприятий. Предприятия, создав за счет прибыли различные фонды экономического стимулирования, не могли зачастую их использовать из-за отсутствия материалов, оборудования, новых технологических линий и т. д.
Неудовлетворенный платежеспособный спрос населения и хозяйственных организаций, с одной стороны, отрицательно влиял на денежный оборот и денежное обращение; с другой — создавал значительные ресурсы для роста кредитных вложений и финансирования государственного бюджета, что, в свою очередь, способствовало расширению масштабов затратного механизма хозяйствования.
Большую роль в развитии инфляции играет расширение масштабов кредитования сверх реальных потребностей экономики, что ведет к росту эмиссии кредитных средств и наращиванию платежеспособного спроса. Его развитие зависит от масштабов участия кредита в покрытии непроизводительных расходов государства, структуры банковских операций, использование кредитов в финансовых операциях хозяйства, когда теряются принципы краткосрочного кредитования и кредит начинает терять свою основу, превращаясь в безвозмездное финансирование. В СССР в 80-е кредит становится основным источником формирования оборотных средств, резко сокращая долю собственных ресурсов. Он перестает регулировать денежный оборот, перенасыщения его денежными и платежными средствами.
Кредит содействовал деформации пропорций между доходам и расходами государства, постепенному наращиванию бюджетного дефицита, который полностью покрывался ресурсами банка.
По мере увеличения бюджетного дефицита кредиты Госбанка Министерству финансов все увеличивались и в 1990 и 1991 гг. они превысили кредиты народному хозяйству.
В условиях несбалансированного плана и недостатков материально-технического снабжения хозяйственные организации стремились накапливать материальные ценности, не считаясь с имеющимися денежными ресурсами, что усугубляло материально-стоимостные диспропорции, приводящие к обострению товарного дефицита, нарастанию денежных накоплений, не подкрепленных товарными ресурсами. В результате в 1971 — 1985 гг. не был обеспечен товарами каждый второй рубль, выпущенный в обращение. За 1971 — 1985 гг. количество наличных денег в обращении возросло в 3,1 раза, вклады в сберкассы — в 5,2 раза, производство товаров народного потребления — только в 2 раза.
Важным фактором инфляционных тенденций в стране выступала -государственная система ценообразования. Поддержание многих цен на искусственно стабильном или низком уровне в отрыве от происходивших изменений в производстве, спросе и предложении приводило к их деформации, неравновесному уровню по соотношению стоимости отдельных товаров и услуг. Кроме того, директивное установление цен не позволяло избыточной денежной массе в активной форме воздействовать на динамику цен. В условиях дефицитности товаров государственное регулирование цен не способствовало устранению структурных диспропорций в производстве, потреблении и еще больше усиливало избыточный платежеспособный спрос.
Инфляционные процессы в 70 — 80-х гг. набирали силу как в сфере денежного обращения, так и в сфере безналичного платежного оборота. Это проявлялось в стремлении завышать оптовые и розничные цены, либо в постепенном исчезновении товаров, цены на которые оставались стабильными. Уже в этот период наблюдаются крупные диспропорции между оптовыми, розничными и закупочными ценами. Дифференциация цен была недостаточно обоснованной, что способствовало возникновению дефицитности одних товаров и оседания; других в торговле и промышленности. Все это приводило к спекуляции, развитию натурального обмена либо затовариванию. У производителей продукции не было стимулов повышать ее качество, снижать себестоимость. В эти годы осуществлялась огромная ежегодная уценка и списание товаров в торговле.
Большую роль в разбалансированности хозяйства сыграло проведение либерализации хозяйственных отношений во всех отраслях экономики, включая банковскую и финансовую сферы, внешнеэкономическую деятельность, валютные отношения, без создания надлежащих правовых основ и без учета большой внутренней и внешней задолженности государства.
Расширение самостоятельности предприятий, переход на практику договорных цен и изменение порядка расходования прибыли, которая в значительной своей доле оставалась в распоряжении хозяйств, затем принятие закона о кооперации, привели к резкому увеличению в 1990 г. налично-денежной массы, значительно превышающей товарное предложение.
Особое место в развитии инфляции занимает дефицит государственного бюджета. Радикальная экономическая реформа, начатая в 1985 г., предусматривала ускоренное развитие производства на базе масштабных увеличений капитальных вложений в машиностроение, за счет которого предполагалось обновить основные фонды и повысить эффективность хозяйствования. Для этих целей активно использовался бюджет, дефицит которого из года в год нарастал: с 47,8 млрд руб. в 1986 г. до 150,0 млрд руб. в 1991 г.
Дефицитность экономики в определенной степени балансировалась огромными импортными поставками, которые стали возможны за счет интенсивной добычи и экспорта нефти, резком увеличении цен на нее на мировом рынке. В то же время отсталая структура экспорта сделала внешнюю торговлю уязвимой для колебаний цен на нефть. Их падение повлекло за собой огромные потери для государственного бюджета.
Сокращение доходов государства было связано не только со снижением поступлений от экспорта энергоносителей, сокращением импорта товаров народного потребления, с проведением антиалкогольной политики. В то же время резко увеличивались непредвиденные расходы по ведению афганской войны, затраты, связанные с ликвидацией последствий аварий в Чернобыле. Одновременно государство расширяло круг социальных льгот, включая повышение заработной платы, максимальных размеров пенсий и т. д.
Нарастание дефицита бюджета требовало применения рестриктивной финансовой политики, которая не была осуществлена. В то же время с 1 января 1991 г. более чем на 50 % повышаются оптовые цены промышленности при сохранении фиксированных розничных цен, что означало увеличение дотации из государственного бюджета, повышение его дефицитности и увеличение денежной массы в обращении.
Отрицательную роль в стабилизационных мероприятиях союзного правительства сыграл ЦБ РФ, проводивший политику денежно-кредитной экспансии, увеличивающий почти в 2 раза выдачу наличных денег, бюджетных кредитов российском правительству. В результате в 2 раза увеличивается денежная масса и количество наличных денег. С этого момента государство фактически потеряло контроль за денежным оборотом и эмиссией денег. [3]
3.3 Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям
С конца 1991 г. страна взяла курс на изменение базовых основ российской экономики — перевод государственно-монополизированной системы на рыночные отношения. Последние устанавливаются при неразработанности правовой базы, правовой ответственности всех субъектов товарного, финансового, валютного и кредитного рынков. Эти отношения строились на отношениях;
разгосударствления собственности и либерализации всех сфер хозяйствования. Была поставлена задача в максимально короткий срок по упрощенной схеме провести разгосударствление и приватизацию предприятий, финансовой и банковской систем.
В рамках рыночных преобразований с начала 1992 г. осуществляется либерализация цен, в ходе которой предполагалось их увеличение для ликвидации разрыва между спросом и предложением и устранения неравновесия между товарной и денежной массами, накопившегося за последние десятилетия.
Существовало мнение, что в новых условиях хозяйствования сразу же заработают рыночные механизмы самонастройки, свободного переливания капитала, обеспечивающие структурную перестройку отечественной экономики. Сокращение совокупного спроса под воздействием либерализации цен должно было высвободить дополнительные ресурсы для использования их в наиболее эффективных производствах и видах хозяйственной деятельности. Отказ от государственного ценного регулирования в январе 1992 г., как считали некоторые экономисты, был единственно возможным и наиболее эффективным средством ликвидации «подавленной» инфляции, преодоления товарных дефицитов, предотвращения окончательного развала потребительского рынка и распада финансовой системы в целом. Одновременно предполагалось проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики для достижения рыночного равновесия.
В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический кризис, приведший к гиперинфляции, а затем и стагфляции экономики.
Нарастанию хозяйственного и финансового кризисов, усугубивших инфляцию, способствовали национальная и социальная политическая нестабильность, а также политические процессы, связанные с распадом СССР.
Либерализация цен в нашей стране совпала с процессами дезинтеграции хозяйственных связей со странами социалистического содружества и с бывшими союзными республиками. Разрушается единый народнохозяйственный комплекс, единая банковская и бюджетная система страны, единое рублевое пространство.
Дезинтеграция экономики стимулировала нарастание инфляции в результате резкого спада производства и введения национальных валют. Глобальный развал товарных рынков, обособление денежных систем союзных республик вызвали массовый сброс платежных средств на российский республиканский рынок. Он составил свыше 1 трлн руб., что подняло цены в Российской Федерации примерно на 10 %.
Либерализация цен не только ликвидировала избыток денежной массы в обращении, но и создала огромный дефицит платежных средств, что деформировало финансовые потоки в народное хозяйстве, нарушило формирование доходов населения, предпринимателей, государства, обесценило основной и оборотный капитал в промышленности, приведшей к депрессии в ведущих отраслях промышленного производства, резко сокративших поступления финансовых ресурсов в бюджет России. Финансовые проблемы возникли во всех секторах экономики.
Экономическое напряжение в стране усугублялось расстройством финансовой системы, «войной бюджетов» между центром и другими регионами, огромными потерями государства из-за спада производства, затрат, связанных с конверсией военно-промышленного комплекса, выводом войск из стран дальнего и ближнего зарубежья, военных действий на окраинах бывшего СССР.
Стремительный инфляционный рост оптовых и розничных цен в отсутствии конкуренции и государственного регулирования повышал затраты государства на содержание армии, науки, культуры, здравоохранения и образования.
Огромной проблемой для экономики России при регулировании инфляционных процессов становятся внешние займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощью иностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших заимствований.
Таким образом, спровоцированная государством «отпуском» цен инфляция издержек дополнялась инфляцией спроса.
Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период явилась дальнейшая либерализация валютного законодательства, внешней торговли, устранение валютных ограничений по текущим операциям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности государства.
Мощные спекуляции на валютном рынке вызвали быстрое падение курса рубля и вздорожание всех импортируемых товаров, что усилило внутреннюю инфляцию издержек за счет импортируемой инфляции. Одновременно резко сокращаются возможности импорта инвестиционных товаров, сводя на нет долгосрочные nepспективы экономического роста и решение проблем инвестиций в народном хозяйстве. Мощным негативным фактором в этом плане стало «бегство» капиталов за рубеж, лишивших только в 1992 г. российскую экономику инвестиций в размере 12-13 млрд долл., что эквивалентно 15 — 16 % ВВП.
Особенностью российской инфляции является то, что она сопровождалась привязкой рубля к доллару и наличием нереальновалютного курса, который устанавливался только по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже, в то время как 80 % продаж иностранной валюты осуществляется на межбанковском рынке.
Разрешение использовать на территории России в качестве платежного и покупательного средства иностранную валюту привело к долларизации экономики и дополнительному росту денежной массы в обращении в объеме обращающейся иностранной валюты. Около 15 % денежных доходов населения России вложено в наличную валюту, а повышенный спрос на нее стимулировал спекулятивные сделки с валютой на рынке.
Особенно активно пользовались этим банки, играя на повышении и понижении курса валют, получая значительный доход от обмена наличной и безналичной валюты, реэкспортируя наличную валюту в другие страны. Все это усиливало инфляционные тенденции в России.
Наиболее сильно финансовый кризис поразил промышленные предприятия, обусловивших кризис неплатежей, спад производства, снижение налогооблагаемой базы и нарастание бюджетного дефицита.
Либерализация цен не только обесценила денежные накопления населения, но и лишила возможности государственные предприятия нормально осуществлять свою деятельность, обесценив их оборотные средства.
В первой половине 1992 г. в результате проведения жесткой денежно-кредитной политики удалось резко сжать денежную массу, поставить под контроль дефицит бюджета, но продолжалась практика бесконтрольной выдачи кредитов бывшим республикам СССР.
Либерализация хозяйственных связей создавала огромные возможности для вывоза материальных и валютных ресурсов в ближнее и дальнее зарубежье, создавая дефицит на товарных и финансовых рынках в России.
В то же время нарастала задолженность бывших союзных республик Центральному банку РФ по «техническим» кредитам, связанным с невозможностью осуществления расчетов по поставкам товарно-материальных ценностей из России. Выдача этих кредитов спровоцировала не менее 25 % общего объема инфляции.
Сжатие денежной массы внутри России вызвало колоссальный кризис неплатежей. Масштабы кризиса неплатежей существенно сократились после проведения в середине 1992 г. зачета взаимной: задолженности предприятий, которым сократили неплатежи на 1,7 трлн руб. Вследствие этого наблюдается временный подъемпромышленного производства при одновременном росте денежной массы и темпов инфляции в 2 раза.
В 1993 г., используя монетарные антиинфляционные инструменты, правительство стремилось сокращать денежную массу и довело ее к концу года до чрезвычайно низкого уровня — 14 % по сравнению с декабрем 1991 г. Это произошло при высоком уровне бюджетного дефицита и его покрытия на 60 % за счет эмиссии Центрального банка РФ.
Реакцией на жесткую денежно-кредитную политику явился новый виток нарастания взаимных неплатежей, рост которых продолжается до настоящего времени. Темпы роста неплатежей коррелируют с динамикой инфляции и денежной массы. Чем ниже темпы роста последних, тем выше темпы роста неплатежей. В 1993 г. увеличение взаимных неплатежей происходило уже на фоне активного сокращения объемов производства, натурализации хозяйственных отношений, появления большого количества денежных суррогатов, позволяющих «уходить» от налогообложения.
Стремление проводить жесткую денежно-кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов стимулирующих инфляционный рост цен, поскольку за определенными пределами снижения денежной массы начинаются последствия, которые неминуемо провоцируют нарастание инфляции по схеме: неплатежи — спад (остановка) производства — сокращение доходной базы бюджета — потребность в кредите для его финансирования.
Сокращая дефицит бюджета, государство увеличило свою задолженность перед предприятиями, а это обернулось неплатежами по технологическим цепочкам и общим кризисом неплатежей к концу года. Искусственное сжатие денежной массы и дефицита бюджета обусловило финансовый кризис в экономике.
В 1994 г. характер денежной политики государства не меняется. Оно любой ценой добивается снижения темпов роста денежной массы и на этой основе снижения темпов инфляции.
Для «связывания» избыточной денежной массы и ослабления давления с ее стороны на валютный рынок были задействованы возможности рынка государственных ценных бумаг путем установления чрезвычайно привлекательного для инвесторов уровня доходности. Быстрое наращивание номинальных объемов эмиссии обеспечило значительный приток средств на этот рынок. В результате перераспределения ресурсов спрос на валютном рынке стабилизировался, что предотвратило катастрофическое падение рубля.
С 1995 г. существенным моментом денежно-кредитной политики ЦБ РФ является требование жесткой централизации контроля за предложением денег экономике. Правительство отказалось от использования кредитов Банка России для покрытия дефицита федерального бюджета как основного фактора инфляции. Предусмотрено 57 % дефицита покрывать доходами от операций с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке, 47 % — за счет внешних заимствований.
Банк России фактически прекратил прямое предоставление централизованных кредитов коммерческим банкам, он перешел к проведению кредитных аукционов, где на конкурсной основе продаются кредитные ресурсы.
Развивая инструментарий денежно-кредитного регулирования, Банк России отказался от дифференцированного применения основных рычагов денежно-кредитной политики по регионам (ставки рефинансирования; лимиты кредитования: определение приоритетных сфер деятельности, предельной маржи по кредитам банка; установление резервных требований).
Несмотря на принятую жесткую программу, темпы инфляции в первом полугодии 1995 г. сохранялись достаточно высокими по сравнению с 1994 г. На них оказало влияние неоднократное увеличение цен на основные виды энергоресурсов, их рост превышал рост инфляции. Это повлекло за собой рост оптовых цен промышленности, стоимости перевозок грузов на транспорте и рост потребительских цен.
Посредством ряда жестких административных мер и, в частности, установлением валютного коридора, валютных интервенций Банк России стабилизировал ситуацию на валютном рынке, что имело определенный антиинфляционной эффект. Все это позволило снизить темпы инфляции с 18 % в январе 1995 г. до 7,9 % в середине и в конце года.
Вместе с тем чрезвычайно жесткая политика правительства и Центрального банка РФ по ограничению ресурсов в банковской сфере на фоне взаимных неплатежей в хозяйстве в августе 1995 г. вызвали серьезный банковский кризис, выразившийся в остром дефиците платежных средств у банков, который парализовал работу межбанковского рынка. Для предотвращения полномасштабного кризиса банковской системы Центральным банком РФ была осуществлена скупка ценных бумаг у коммерческих банков с целью поддержания их ликвидности. Это свидетельствует о том, что финансовый кризис и кризис неплатежей поразил уже все сферы экономики.
Общим итогом последствий проводимых правительством жестких мероприятий в области регулирования денежной массы и снижения инфляции явился глубочайший экономический кризис. Либерализация цен и политика денежных ограничений привели к обвальному промышленному спаду.
Россия к началу 1997 г. потеряла больше половины своего валового национального продукта и вдвое снизила промышленное производство. При этом спад носил не структурный, а всеобщий характер и он поразил наиболее прогрессивные и высокотехнологические отрасли и виды производства, что означает потерю как внутреннего, так и внешнего рынков.
Наиболее глубоким и опасным по своим социально-экономическим последствиям является спад инвестиционной активности. При сокращении объема инвестиций на 2/3 невозможны не только структурная перестройка, но и воспроизводственный процесс, поскольку происходит невозобновляемое выбытие основных фондов.
Много негативных последствий имеет и приватизация. Она не только не дала бюджету ощутимых поступлений, не только не способствовала привлечению отечественных и иностранных инвестиций, но и не оказала реального влияния на повышение эффективности хозяйствования.
Либерализация цен и ужесточение бюджетной и кредитной политики в целях подавления инфляции вызвали развал платежных отношений и кризис неплатежей. Неплатежи, составившие в начале 1992 г. 40 млрд руб., к началу 1997 г. достигли 800 трлн руб., в том числе 35,9 трлн руб. по заработной плате. Неплатежеспособными стали не только предприниматели, банки, но и государство.
Практика хозяйствования показала, что инфляция в России не столько денежный феномен, сколько связана с особенностями российской экономики. Обесценение денег в России происходит не по причине излишка денег в обращении, а в результате монопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структурами.
После либерализации цен не рост денежной массы вызвал инфляцию, а наоборот, денежная масса не успевала за растущим платежеспособным спросом в результате взвинчивания цен. Неплатежи возмещали нехватку реальных денег в платежном обороте и являлись оборотной стороной снижения инфляции. К началу 1996 г. она в 1,5 раза превысила денежный агрегат продолжение
--PAGE_BREAK--М2. По сути это дополнительная эмиссия со стороны хозяйствующих субъектов (в которую не вошли неплатежи государства). Она — показатель «подавленной» инфляции, реальный уровень которой должен исчисляться значительно более высокими цифрами, чем это регистрируется официальной статистикой. Подавление инфляции достигается также за счет таких! специфических мер, как несвоевременные расчеты государства по! размещенным и выполненным государственным заказам, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий и пособий, откладывание выплат по внешнему долгу, увеличение внутренней и внешней задолженности государства, значительное недофинансирование науки, образования и других сфер экономики.
Сокращение темпов инфляции происходит при одновременном увеличении неплатежей, спаде производства и массовой остановке предприятий.
Отказ государства от регулирования экономических и социальных процессов привел к потере контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов. Денежные потоки «оторвались» от натурально-вещественных, разрушая воспроизводственный цикл, что делает невозможным формирование рыночных отношений Iпроизводственной сфере.
В 1996 г. впервые с начала проведения экономической реформы в стране было достигнуто снижение инфляции при росте денежной массы. Потребительские цены увеличились на 21,8 % год, а денежная масса М2 выросла на 33,7 %. Впервые снизилась и скорость обращения денег с 10,4 в 1995 г. до 8,7 дней в 1996 г.
Основным фактором роста денежной массы в 1996 г. был кредит банковской системы на покрытие дефицита федерального бюджета. Увеличение кредита правительству за январь — сентябрь более чем в 2 раза превысило прирост кредитов, предоставленных банками экономике.
Поскольку инфляция в России имеет немонетарную природу, то экономика, инвестиции, финансы очень слабо отреагировали на снижение цен. Со второго полугодия 1996 г. наметились признаки стабилизации производства, сокращения потребительского спроса и капитальных вложений.
Вместе с тем существуют факторы, которые не позволят сохранить депрессивную стабилизацию. К ним относятся: нарастание бюджетного дефицита и слабая собираемость налогов, дальнейший рост неплатежей и задолженности по заработной плате, возрастание сферы использования денежных суррогатов, увеличение безработицы.
В России сохраняется инфляционный потенциал, который по оценкам экономистов более чем вдвое превышает фактический уровень инфляции.[3]
4 ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Инфляция в России имеет сложный характер и подвержена влиянию многих факторов. Одни из них оказывают воздействие в долгосрочном периоде, другие — на коротком отрезке времени. Отдельные факторы носят эпизодический характер, но тоже оказывают сильное воздействие. На протяжении всего постсоветского периода состав факторов, определяющих поведение ИПЦ и характер их влияния на инфляцию, постоянно менялся. [10]
Динамику инфляции можно увидеть на рисунке А.1. [Приложение А]
В конце 2007 года в стране наблюдалось обострение ценовой напряженности. Так, потребительские цены за год увеличились на 11,9% против 9,0% за 2006 г. Основной составляющей инфляции стало продовольствие, которое подорожало на 15,6% и чей «вклад» в инфляцию составил 6,2 процентных пункта. Прирост цен на основную группу товаров превысил все допустимые пределы. По данным Росстата, начиная с сентября 2007 г. в стране зафиксирован рост цен более чем на 3/4 наблюдаемых продуктов. Наметилась также тенденция к оживлению роста цен на непродовольственные товары. В целом за год они выросли на 6,5%. Их «вклад» в инфляцию составил 2,2 процентного пункта. Также значительный «вклад» в инфляцию внесли платные услуги населению, которые подорожали на 13,3%. Их «вклад» в инфляцию составил 3,5 процентных пункта.[11]
Нарастают инфляционные процессы и в промышленности. Происходившее в течение 2007 г. повышение цен на основные энергетические и сырьевые ресурсы не могло не сказаться на ценах производителей. Кроме того, надо отметить и значительное повышение цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. За год их рост, по оценке, составил 12,7%, что уже перекрыло показатели за 2006 г. (10,3%).
В январе — сентябре 2008 года сохранялся высокий рост потребительских цен. В сентябре по отношению к декабрю предыдущего года инфляция на потребительском рынке составила 10,6%(в аналогичный период 2007 года— 7,5%), базовая инфляция— 10,1% (6,7%). В годовом выражении в сентябре потребительские цены повысились на 15,0%, а товары и услуги, учитываемые при расчете базового индекса потребительских цен, стали дороже, по оценке, на 14,5%.
Среди потребительских товаров особенно высокими темпами росли цены на продукты питания. За январь — сентябрь 2008 года темп удорожания продовольственных товаров в 1,1 раза превысил общий темп прироста цен на потребительском рынке. Однако ускоренный рост цен был характерным не только для продуктов питания, но и для других групп товаров и услуг. Заметно возросли темпы прироста цен на товары непродовольственной группы (до 6,5% по сравнению с 4,0% в сопоставимый период 2007 года). Платные услуги населению за девять месяцев стали дороже на 14,1%, что на 2,5 процентного пункта выше аналогичного показателя 2007 года.
Таким образом, рост цен ускорился практически на все основные виды товаров и услуг, что свидетельствует о действии фундаментальных причин повышения инфляции. В краткосрочный период сдерживание роста цен исключительно мерами Банка России, учитывая лаги воздействия на экономику инструментов денежно-кредитной политики, ограничено. Риск сохранения относительно высоких темпов роста цен поддерживается неопределенностью перспектив завершения мирового финансового кризиса, изменением поведения инвесторов и ценовой политики производителей.
Экономисты считают, что всеобъемлющим индикатором экономического развития и наилучшим показателем состояния экономики являются ВВП и ВНП, составляющие основу СНС. Оба понятия представляют собой совокупную рыночную стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведенной страной в течение определенного периода. Стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), т.е. ВВП должен на прямую зависеть от темпов инфляции. Глядя на график (Рисунок Б.1, [Приложение Б]), эта зависимость четко прослеживается, с увеличением инфляции, рост ВВП снижается
К факторам, усиливающим инфляционные процессы в российской экономике, можно отнести следующие: чрезмерные эмиссии денег со стороны Банка России и развитие за счет этого фактора инфляции спроса; монопольное взвинчивание цен и развитие за счет этого фактора инфляции издержек; рост теневого оборота денег и развитие за счет этого фактора инфляции спроса (за счет рублевого оборота) и скрытой инфляции (за счет оборота иностранных валют).[14]
Необходимо отметить, что Банк России и Правительство РФ предпринимали ряд мер по смягчению вышеуказанных факторов.
Между тем результаты многих исследований свидетельствуют, что самым важным фактором, задающим тон в динамике инфляции на всем временном интервале, являются колебания денежной массы.
Поэтому необходимо уделить особое внимание основному показателю, который характеризует динамику денежного предложения — агрегат М2, или рублевая денежная масса. Данный агрегат выступает общепринятым мерилом изменения денежного предложения в экономике. Информация о его динамике публикуется Центральным банком ежемесячно и является доступной широкому кругу специалистов и заинтересованных лиц. Более того, указанный агрегат используется при разработке параметров денежно-кредитной политики на перспективу. [10]
Глядя на рисунок Б.2 [Приложение Б] можно сделать вывод, чтотемпы роста денежной базы и денежной массы в России прямо пропорционально соответствуют темпам снижения инфляции.
Высокими оставались достаточно высокими до 2007 года темпы роста денежного предложения, что вызвано прежде всего растущими ценами на товары российского экспорта (в первую очередь на энергоносители). Так, за 2004 г. прирост денежном базы составил 24,9%, за 2005 г. — 31,6 и за 2006 г. — 39,6% (в июле 2007 г. в среднегодовом исчислении прирост достиг 37,0%). За 2004 г. прирост денежной массы составил 35,8%, за 2005 г. — 38,6 и за 2006 г. — 48,8% (за 7 месяцев 2007 г. в среднегодовом исчислении прирост достиг 51,1%). Превышение темпов роста денежной массы над денежной базой обусловлено снижением доли наличных денег в обращении.
Известно, что Банк России осуществляет прирост денежной массы только под соответствующий прирост своих золотовалютных резервов. Соответственно, чем выше темпы роста резервов Банка России, тем больше динамика денежной массы России. Например, в 2005 г. прирост золотовалютных резервов Центрального банка РФ составил 40 млрд долл., соответственно, прирост рублевой денежной массы составил более 1 трлн руб. (инфляция в 2005г. — 11,7%, объем эмиссии денег — 38%). В 2006г. прирост золотовалютных резервов Банка России составил уже в 2,5 раза больше, т. е. 100 млрд долл. К концу 2006 г. резервы превысили 300 млрд долл. и по этому показателю Российская Федерация вышла на 3-е место в мире. Денежная масса к концу 2006г. превысила 7 трлн руб. (денежный агрегат М2), в том числе наличная денежная масса на конец 2006 г. составила 3,2 трлн руб. В 2007 г. наметился и произошел беспрецедентный рост золотовалютных резервов Банка России 446,36 млрд долл. в 2007 г. В 2007 г. объем наличных денег в обращении вырос на 600 млрд руб. Причем за этот период резко вырос объем эмиссии банкнот с номиналом в 5 тыс. руб. Если в начале 2007г. доля этих банкнот составила 1 %, то к ноябрю 2007 г. этот показатель достиг 16%, что является косвенными признаком усиления инфляционных процессов в экономике России.
Неудивительно, что такая высокая динамика денежной массы в России, как в наличной, так и в безналичной формах, привела к существенному росту денег на руках у россиян. Так, только в 2007 г. объем денег у граждан увеличился на 27,8 %, что является крайне тревожным фактором усиления инфляционных процессов.
Так и произошло, уже в 2008 году инфляция достигла 13,3%, а прирост денежного предложения М2 за прошедший год составил 1,02%.
Конечно, как было выше отмечено, правительство и Банк России предпринимали ряд шагов по сдерживанию роста объема обращающихся денег. Набор этих мер широко известен: это искусственное сжатие денежной массы за счет формирования Стабилизационного фонда правительства; замораживание основных доходов граждан — зарплат работникам бюджетной сферы, пенсий и стипендий; замораживание ряда цен, например, на товары первой необходимости, на период с октября 2007г. по февраль 2008г., замораживание цен на бензин на период посевной, уборочной в 2006 г. и т. д. За период с 2005 по 2007г. Банк России осуществлял операции по продаже государственных ценных бумаг, что являлось мерой по сдерживанию роста обращающихся денег в отечественной экономике.
Однако, наряду с названной мерой, Банк России за период с 2005 по 2008 г. использовал ряд инструментов, которые способствовали прямо и непосредственно росту цен и увеличению денежной массы. Так, Банк России планомерно снижал учетную ставку. [Приложение В] Взаимосвязь инфляции и ставки рефинансирования проявляется в прямой зависимости. Ставка рефинансирования Центрального Банка России устанавливается чуть-чуть выше уровня инфляции года. Устанавливая ставку рефинансирования, ЦБ придерживается уровня, который оказывается на 1-2 пункта выше запланированной инфляции.
Высокие процентные ставки препятствуют росту деловой активности, удорожая капитал и отвлекая его в финансовые спекуляции, и снижают платежеспособный спрос населения, отодвигая его в неопределенное будущее. Поэтому они порождают спад производства. Попытки государства противостоять спаду путем даже небольшой и тайной кредитно-денежной эмиссии стимулируют непропорционально высокие инфляционные ожидания населения, «бегство от денег», обесценение денежной массы, неплатежи и рост цен и самих процентных ставок.
За 2005 — 2007 гг. ставка была снижена с 13 до 10% годовых, что стало фактором, усилившим инфляционные процессы. Кроме того, существенно были снижены нормативы обязательных резервов для кредитных учреждений, что также увеличило денежную массу. Например, в 2007 г. в очередной раз ЦБ РФ разморозил резервы и за счет этой меры дополнительно выпущено в оборот денег на сумму более 200 млрд руб.
В 2008 году курсовая политика Банка России проводилась с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и предотвращения неоправданно резких колебаний в динамике обменного курса рубля. При этом реализация режима управляемого плавающего валютного курса позволяла смягчить влияние внешнеэкономической конъюнктуры на состояние российской финансовой системы в условиях сохраняющейся нестабильности на мировых финансовых рынках. На рисунке Г.1 [Приложение Г] изображена динамика официальных курсов доллара США и евро.
Вместе с тем в апреле 2008 года возобновление чистого притока частного капитала обусловило усиление тенденции к укреплению рубля и, соответственно, активизацию операций Банка России на внутреннем валютном рынке.
В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России с 14 мая 2008 года приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке.
Согласно результатам эмпирических межстрановых исследований, высокая инфляция, как правило, возникает на фоне бюджетного дефицита. Более широкие последствия слабой бюджетной политики не всегда можно обнаружить статистически, поскольку иногда их удается отодвинуть в будущее, финансируя бюджетный дефицит не путем печатания денег, а за счет заимствований. [10]
Согласно исследованию проведенному Л. Катао и М. Терронза, для стран, не относящихся к развитым, (со средним уровнем инфляции и размере около 50%) сокращение бюджетного дефицита, измеренного в процентах к ВВП, на 1 процентный пункт снижало инфляцию на 8,75 процентных пунктов. При этом статистически значимая зависимость между инфляцией и дефицитом прослеживается (хотя и в ослабленном виде) не только при высокой, но и при умеренной инфляции. Для развитых стран и стран с низкой инфляцией значимая связь между бюджетным дефицитом и инфляцией обнаруживается, что можно объяснить более высоким доверием в них к политике денежных властей, институционально защищенной независимостью центральных банков и более развитой финансовой системой. В России зависимость между инфляцией и бюджетным дефицитом выглядит следующим образом (Рисунок Б.3). [Приложение Б]
Также стоит остановиться на взаимосвязи инфляции и безработицы. В настоящее время большинство экономистов отказались от представлений об обратной зависимости между инфляцией и безработицей, описываемой кривой Филлипса. Те немногие, кто продолжает апеллировать к ней, подчеркивают не статичный, а постоянно меняющийся и в значительной степени непредсказуемый характер зависимости и в любом случае не рассматривают инфляцию как фактор, способствующий ускорению темпов экономического роста. Действительно, цепочка, связывающая два показателя, настолько прозрачна и логична и имеет столько каналов, что негативное влияние инфляции на экономический рост практически ни у кого уже не вызывает сомнения.
Глядя на график (рисунок Б.4[Приложение Б]), можно сделать вывод, что максимальный уровень инфляции соответствует максимальному уровню безработицы. В 2008 году растет уровень инфляции и уровень безработицы, что напрямую связано с мировым кризисом.
Анализируя характер влияния на инфляцию тарифной политики в отношении естественных монополий, следует учитывать, что она реализуется посредством нескольких каналов. Основным является сектор платных услуг населению, в частности сектор ЖКХ. При этом масштабы повышения тарифа для населения оказываются, как правило, больше, чем для промышленных и сельскохозяйственных производителей. В данном случае опережающий рост стоимости коммунальных услуг обусловлен не только общим повышением цеп на продукцию естественных монополий (электроэнергетики и газовой отрасли), но и мерами, направленными на ликвидацию перекрестного субсидирования населения за счет промышленных потребителей.
Другим каналом, транслирующим рост регулируемых тарифов в индекс потребительских цен, является увеличение издержек производителей. Повышение стоимости факторов производства в общем случае ведет к росту промежуточных и далее конечных цен.
Исходя из характера инфляционной динамики, можно предположить, что изменение регулируемых тарифов влияет на инфляцию и посредством роста инфляционных ожиданий. Последние увеличиваются с повышением тарифов и таким образом усиливают инфляционный фон.[10]
Проанализированные данные можно обобщить в таблице Д.1.[Приложение Д]
Таким образом, можно сделать вывод, что для России важнейшим инструментом, борьбы, с инфляцией должно стать установление контроля над динамикой денежного предложения. При этом в равной степени валены меры, как ограничивающие избыточный рост денег в экономике (с целью снижения инфляции), так и стимулирующие повышение спроса на деньги (результатом чего в конечном счете также станет снижение инфляции, но сверх того повышение уровня монетизации экономики).
Наряду с ограничением темпов роста денежного предложения для России не менее важны и перспективны другие меры. В их числе можно назвать повышение спроса на деньги, дедолларизацию, рост сберегательной активности населения, расширение спектра возможных ее инструментов. Необходимы реформы, связанные с рынком труда и повышением его гибкости, а также либерализация важнейших рынков, в частности, телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок. Развитие финансового рынка, расширение состава финансовых инструментов, в том числе используемых для хеджирования рисков, выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания, также важны для решения указанной задачи. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях России.
В целом отметим, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработай комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне, поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция – это сложное социально-экономическое явление, основной формой проявления которого является устойчивый общий рост цен и обесценение денег.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции — в различных его проявлениях — носит не случайный характер, а весьма устойчивый. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них — обеспечение социального согласия в обществе, гашение адаптивных инфляционных ожиданий, жёсткое ограничение денежной массы, сокращение бюджетного дефицита, стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы.
.В ходе курсовой работы были проанализированы особенности инфляционных процессов в странах мира, в России, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, была выявлена взаимосвязь динамики инфляции с другими макроэкономическими показателями: денежной массой, ВВП, ставкой рефинансирования, валютным курсом, безработицей, бюджетным дифицитом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Чепурин, М.Н. Курс экономической теории [Текст]: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2005. – 830 с.
2 Кузнецова, Е.И. Деньги, кредит, банки [Текст]: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред… – Кузнецовой, Е.И — М.: Финансы и статистика, 2002. – 464 с.
3 Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки [Текст]: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 464 с.
4 Грязнова, А. Г. Экономическая теория [Текст]: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой. – М.: Кнорус, 2007. — 462 с.
5 Кучуков, Р.А. Экономическая теория [Текст]: Учебник / Под. Ред. Р.А. Кучукова. – М.: Гардарики, 2004. – 288 с.
6 Камаев, В.Д. Экономическая теория [Текст]: Учебник. – 13 -е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 591 с.
7 Сажина, М.А. Экономическая теория [Текст]: Учебник. / Под ред. М.А. Сажиной. – М.: НОРМА, 2003. – 464 с.
8 Улюкаев, А.С. Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ [Текст] / А.С. Улюкаев // Вопросы экономики – 2008. – Вып. 1. – с. 47-57
9 Комков, А.А. Таргетирование инфляции в России [Текст] / А.А. Комков // Финансы – 2008. – Вып. 9. – с. 12 — 15
10 Кудринн, А. Инфляция: российские и мировые тенденции [Текст] / А. Кудрин // Вопросы экономики – 2007. – Вып. 10. – с. 12-18.
11 Френкель, А.А. Прогноз развития экономики России на 2008 год [Текст] / А.А. Френкель // Вопросы статистики: институт экономики РАН. – 2008. – Вып. 2. – с. 45-49.
12 Френкель, А.А. Год неопределенности (Прогноз развития экономики России на 2009 год [Текст] / А.А. Френкель // Вопросы статистики: институт экономики РАН. – 2009. – Вып. 3. – с. 47-58.
13 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2008 году [Текст] // Деньги и кредит. – 2009. – Вып. 1. – с. 6 -421.
14 Китаев, С.А. Назревает ли в России новый финансовый кризис [Текст] / С.А. Китаев // Финансы и кредит – 2008. – Вып. 3. – с. 23-25.
15 Красавина, Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России [Текст] / Л.Н. Красавина // Деньги и кредит – 2006. – Вып. 9. – с.12-20
16 www.cbr.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Динамика инфляции с 1999 – 2008 гг.
продолжение
--PAGE_BREAK--