--PAGE_BREAK--4.Налогообложение в виде единого налога на вменённый доход в отношении деятельности по оказанию услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.
Согласно статье 346.27 НК РФ под платными стоянками понимаются площади (в том числе открытые и закрытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств. Отношения между юридическим и физическим лицом при оказании последнему услуг по хранению автотранспортных средств на автостоянке регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Правилами оказания услуг автостоянок, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 795 (далее – Правила), разработанными в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Отношения по оказанию услуг хранения регламентированы главой 47 ГК России. Так, в соответствии со статьёй 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. В соответствии с пунктом 1 статьи 901 и пунктами 1 и 2 статьи 902 ГК РФ хранитель отвечает за утрату и недостачу принятых на хранение вещей по предусмотренным статьёй 401 ГК России основаниям. А убытки, причинённые поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются хранителем согласно статье 393 ГК России. При безвозмездном же хранении за утрату или недостачу вещей убытки возмещаются в размере стоимости утраченных или недостающих вещей. Согласно пункту 12 Правил при кратковременной разовой постановке автомототранспортного средства на автостоянку (на срок не более одних суток) заключение договора может быть осуществлено путём выдачи потребителю соответствующего документа (сохранной расписки, квитанции и т.п.) с указанием государственного регистрационного знака автомототранспортного средства. В частности, при оказании услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках организации вправе использовать для приёма наличных денег от населения утверждённую форму квитанции за парковку автомобилей (код формы по ОКУД 0751601), реквизиты которой содержат признаки договора хранения. Если организация предоставляет услуги по размещению транспортных средств на стоянках внутри здания торгового комплекса и при этом договора на хранение транспортных средств с их владельцами не заключается, оказываемые услуги по размещению транспортных средств внутри здания торгового комплекса на гостевых стоянках не относятся к услугам по хранению автотранспортных средств на платных стоянках и, следовательно, предпринимательская деятельность по оказанию таких услуг подлежит налогообложению в рамках общего режима налогообложения.
5.Налогообложение в виде единого налога на вменённый доход в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов
В соответствии со статьёй 346.27 НК России под «транспортными средствами» следует понимать автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. При этом применение системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход в отношении указанного вида деятельности не зависит от характера осуществляемых перевозок (в пределах населённого пункта, междугородних, международных или между субъектами Российской Федерации), а также специализации автотранспортных услуг (перевозка грузов или перевозка пассажиров, или перевозка грузов и пассажиров). Осуществляемая организацией деятельность по автоперевозкам на территории иных муниципальных районов, городских округов, а также на территории иностранных государств подпадает под действие главы 26.3 НК России при условии соблюдения ограничения по количеству автотранспортных средств, установленному статьёй 346.26 НК России. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 НК России налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 НК России, обязаны встать на учёт в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога на вменённый доход, введённого в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Под местом осуществления деятельности в целях пункта 2 статьи 346.28 НК России следует понимать место нахождения физических показателей (объекты, в которых осуществляется предпринимательская деятельность), а если эти физические показатели используются по видам предпринимательской деятельности, носящим передвижной характер, – место получения дохода от этой предпринимательской деятельности.
К услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утверждённым постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163, по кодам с 021520 по 021553 и коду группы 022500 (см. таблицу). Поэтому, например, услуги, предоставляемые автокранами, автовышками, тракторами с прицепами-площадками и с прицепами самосвальными, под налогообложение ЕНВД не подпадают.
Услуги по перевозке пассажиров и грузов, подпадающие под ЕНВД, указаны ниже в таблице 1.
Таблица 1
Код по ОК 002-93
Наименование услуги
021520
Перевозка пассажиров автобусами по регулярным маршрутам/ в городском cообщении
021521
— в пригородном сообщении
021522
— в междугородном сообщении
021523
— в международном сообщении
021525
Перевозки пассажиров автобусами по маршрутам (направлениям) с выбором пассажирами мест остановки/ в городском сообщении
021526
— в пригородном сообщении
021527
— в междугородном сообщении
021530
Специальные (доставка работников, школьные, вахтовые и т.п.) перевозки пассажиров/ в городском и пригородном сообщении
021532
— в междугородном сообщении
021533
— в международном сообщении
021535
Туристко-экскурсионные перевозки пассажиров автобусами/ в городском и пригородном сообщении
021537
— в междугородном сообщении
021538
— в международном сообщении
021540
Разовые перевозки пассажиров автобусами/ в городском и пригородном сообщении
021542
— в междугородном сообщении
021543
-в международном сообщении
021545
Перевозка пассажиров легковыми таксомоторами/ в городском и пригородном сообщении
021547
— в междугородном сообщении
021548
— в международном сообщении
021550
Перевозка пассажиров легковыми автомобилями (кроме таксомоторных)/ в городском и пригородном сообщении
021552
— в междугородном сообщении
021553
— в международном сообщении
022500
Услуги грузового автомобильного транспорта
022501
Перевозка автомобильным транспортом / в прямом международном сообщении
022502
— в междугородном сообщении
022503
— в местном сообщении
022504
Перевозка автомобильным транспортом / в специализированном подвижном составе
022505
— универсальном подвижном составе
022506
Перевозка автомобильным транспортом/ мелких и малотоннажных отправок
022507
— тяжеловесных и негабаритных отправок
022508
— сборных отправок
022509
Перевозка автомобильным транспортом/ порожних контейнеров
022510
— домашних вещей
022511
— твёрдого топлива
022512
— сельскохозяйственной продукции
022513
— грузов в контейнерах на станции и со станций (портов, аэропортов)
022514
— груза на станции и со станций (портов, аэропортов)
022515
— багажа и грузобагажа на станции и со станций
022516
— баллонов со сжиженным газом
6.Налогообложение в виде единого налога на вмененный доход в отношении деятельности по распространению и (или) размещению рекламы
Согласно пункту 3 статьи 346.29 НК России при исчислении единого налога на вменённый доход по указанному виду предпринимательской деятельности в качестве физического показателя применяется «площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, кроме наружной рекламы с автоматической сменой изображения (в квадратных метрах)». Статьёй 346.27 НК России распространение и (или) размещение наружной рекламы представляет собой деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путём предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределённого круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие. Под площадью информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, за исключением наружной рекламы с автоматической сменой изображения, понимается площадь нанесённого изображения. Таким образом, осуществляемая организацией предпринимательская деятельность по размещению рекламы по договорам с рекламодателями на киосках путём наклеивания на них рекламных листовок (стикеров) формата А3, А4 и А5, подлежит налогообложению единым налогом на вменённый доход.
При этом главой 26.3 НК России не предусмотрена деятельность по распространению и размещению рекламы внутри зданий, сооружений и т.д. независимо от используемых средств наружной рекламы. Следовательно, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощённой системой налогообложения.
Плательщиком единого налога на вменённый доход, осуществляющим на соответствующей территории указанную предпринимательскую деятельность, признаётся организация или индивидуальный предприниматель, занимающиеся непосредственно распространением и размещением наружной рекламы для заказчика. При этом осуществление указанной предпринимательской деятельности не ставится в зависимость от обеспеченности организации или индивидуального предпринимателя рекламными конструкциями. В связи с этим налогоплательщиками могут быть признаны как собственники средств наружной рекламы, так и организации или индивидуальные предприниматели, получившие по договорам аренды (субаренды) во временное владение или пользование средств наружной рекламы с целью извлечения доходов от деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы на поверхности того или иного средства наружной рекламы. При этом деятельность налогоплательщика, предоставляющего средство наружной рекламы (световых коробов, щитов и т.д.) по договору аренды (субаренды) для размещения на нём наружной рекламной информации или предоставляющего место для установки средства наружной рекламы, не относится к предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы и, соответственно, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощённой системой налогообложения.
К стационарным техническим средствам наружной рекламы могут относиться лишь те технические средства, которые непосредственно связаны с землёй, зданиями, строениями и сооружениями (то есть объекты недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения в период действия срока, установленного для их размещения на соответствующих рекламных местах.
Главой 26.3 НК России определены виды наружной рекламы, распространение и (или) размещение которой подлежит налогообложению ЕНВД. К указанным видом наружной рекламы относятся печатная и (или) полиграфическая реклама, а также реклама, размещаемая посредством световых и электронных табло.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.29 НК России при осуществлении деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы единый налог на вменённый доход исчисляется исходя из физических показателей базовой доходности «площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы» и «площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы». Согласно статье 346.27 НК России под площадью информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы понимается площадь нанесённого изображения. При определении величины этого физического показателя учитывается площадь всех нанесённых на информационное поле стационарного технического средства наружной рекламы изображений. При этом для стационарных технических средств наружной рекламы, позволяющих изменять указанную рекламную информацию в течение определённого периода времени, площадь информационного поля определяется по совокупности площадей всех размещённых (демонстрируемых) на таких технических средствах изображений.
Под площадью информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы согласно статье 346.27 НК России понимается площадь светоизлучающей поверхности. При определении величины этого физического показателя площадь светоизлучающей поверхности данных стационарных технических средств учитывается вне зависимости от количества размещаемой (демонстрируемой) на них рекламной информации.
К документам, подтверждающим ведение деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы, а также величину указанных физических показателей базовой доходности, относятся любые имеющиеся у налогоплательщика документы, содержащие необходимую информацию о правовых основаниях использования тех или иных стационарных технических средств наружной рекламы, их типе (разновидности) и основных характеристиках (паспорт рекламного места; эскизы или дизайн-проекты рекламных конструкций, договоры аренды (субаренды) стационарных технических средств наружной рекламы, договоры с заказчиком на размещение его рекламной информации, разрешения на размещение стационарных технических средств наружной рекламы (договоры на право размещения стационарных технических средств наружной рекламы), договоры на оказание услуг по предоставлению и (или) использованию стационарных технических средств наружной рекламы для размещения (распространения) рекламной информации и т.п.
Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с распространением и (или) размещением наружной рекламы, исчисляют налоговую базу по ЕНВД за каждый календарный месяц налогового периода, в течение которого принадлежащие им (арендованные или используемые ими на иных правовых основаниях) стационарные технические средства наружной рекламы фактически использовались по назначению/ Площади информационных полей стационарных технических средств наружной рекламы, которые фактически не использовались налогоплательщиками по назначению в течение всего налогового периода (того или иного календарного месяца налогового периода) по единому налогу на вменённый доход, не учитываются ими при исчислении налоговой базы по единому налогу за указанные периоды времени.
Глава 26.3 НК России не предусматривает каких-либо ограничений по видам рекламной информации, подлежащей распространению и (или) размещению налогоплательщиками для целей применения ими системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход.
Информация, размещаемая на вывесках, не является рекламой и, следовательно, её размещение на вывесках не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
Согласно пункту 2 статьи 346.26 и статьи 346.27 НК России под действие системы налогообложения в виде ЕНВД подпадают только те организации и индивидуальные предприниматели, которые извлекают доходы от оказания услуг по предоставлению и (или) использованию принадлежащих им (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств для размещения (распространения) рекламной информации о других физических и юридических лицах, их деятельности, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях. В отношении деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих товарах (работах, услугах) система налогообложения в виде ЕНВД не может применяться, поскольку такая деятельность не может быть признана соответствующей установленному статьёй 2 ГК России понятию «предпринимательская деятельность».
продолжение
--PAGE_BREAK--Многие организации и индивидуальные предприниматели, арендующие торговые площади в торговых центрах, размещают напольную рекламу о продаваемых ими товарах на территории этих торговых центров. Деятельность по размещению напольной рекламы своих товаров не подпадает под систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход по двум причинам:
Ø такая деятельность не является предпринимательской;
Ø напольная реклама не является стационарным техническим средством наружной рекламы.
Размещаемая внутри зданий, строений и сооружений, в частности, в вагонах метрополитена и на щитах, расположенных в вестибюлях станций и на эскалаторах, не относится к наружной рекламе в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД.
На основании статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае заключения агентского договора одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счёт принципала либо от имени и за счёт принципала. При этом по сделке, совершённой агентом с третьим лицом от своего имени и за счёт принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Таким образом, принципал не может быть признан плательщиком единого налога на вменённый доход, так как не осуществляет деятельность по размещению наружной рекламы. При этом доходы, полученные агентом от осуществляемой им от своего имени и за счёт принципала деятельности по размещению наружной рекламы на рекламных конструкциях, принадлежащих принципалу на правовых основаниях, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (или с применением упрощенной системы налогообложения).
Налогоплательщиками признаются организации, получившие по договорам аренды (субаренды) во временное владение или пользование стационарные технические средства наружной рекламы для целей извлечения доходов от деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы. При этом доходы, извлекаемые от передачи по договорам аренды (субаренды) во временное владение или пользование другим хозяйствующим субъектам принадлежащих организации или индивидуальному предпринимателю (арендованных или используемых им на иных правовых основаниях) стационарных технических средств наружной рекламы, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК России.
Как сказано в Гражданском кодексе РФ, любые права и обязанности по сделке, которую заключил поверенный, возникают непосредственно у доверителя – т.е. у фирмы-заказчика. Следовательно, именно она заключает договор с третьими лицами на аренду или установку рекламного места, покупку необходимых материалов, непосредственное размещение рекламы. Именно она занимается доведением до потребителей рекламы, рекламной информации, а поверенный лишь способствует этому и при этом он ведёт, безусловно, предпринимательскую, но, несомненно, лишь посредническую деятельность. Именно от неё он и получает доход. Получается, что на ЕНВД надо бы переводить фирму-заказчика, но так как она размещает собственную рекламу, сделать это не удастся. Дело в том, что исходя из правовых основ договора поручения, обязанность по уплате ЕНВД в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных главой 26.3 НК России, в любом случае возникает у доверителя.
7.Налогообложение в виде единого налога на вменённый доход в отношении деятельности по розничной торговле, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, латки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади
Статьёй 346.29 НК России установлено, что при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, исчисление единого налога на вменённый доход производится с использованием физического показателя «площадь торгового зала» (в квадратных метрах). Исчисление единого налога на вменённый доход с использованием физического показателя «торговое место» только в том случае, если розничная торговля осуществляется через объекты нестационарной торговой сети и объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала. На основании данных проведённой технической инвентаризации определяется назначение переоборудованного помещения. Если помещение будет признано магазином, то соответственно в инвентаризационных документах будет определена и площадь торгового зала, которая в последствии будет использоваться в качестве физического показателя при исчислении единого налога на вменённый доход.
На основании положений статьи 346.27 НК России стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, – это торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащённые специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. Для исчисления суммы единого налога на вменённый доход, в данном случае также используется физический показатель «площадь торгового зала (в квадратных метрах)» с базовой доходностью 1800 рублей в месяц. При этом площадью торгового зала признаётся часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчётов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приёма, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Если организация арендует помещения, в которых ранее не проводилась розничная торговля, то после переоборудования помещения, организация обязана пригласить представителей Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу для проведения внеплановой технической инвентаризации, которая проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учёта (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при совершении объектом учета сделок, подлежащих государственной регистрации.
8.Налогообложение в виде единого налога на вменённый доход в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания, осуществляемого при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров
Статьёй 346.27 НК России определено, что к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. Под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
Статьёй 346.27 НК России установлено, что объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, признаётся объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные точки общественного питания.
Если при оказании услуг общественного питания не создаются условия для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, проведению досуга или площадь зала обслуживания посетителей превышает 150 квадратных метров, то предпринимательская деятельность организации не соответствует понятию «услуги общественного питания», определённому статьёй 346.27 НК России, и, следовательно, подлежит общему режиму налогообложению.
9.Налогообложение в виде единого налога на вменённый доход в отношении деятельности по оказанию услуг по временному размещению и проживанию организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь специальных помещений не более 500 квадратных метров
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 346.26 НК России под спальным помещением следует понимать помещение, используемое для временного размещения и проживания (квартира, комната, строение, часть дома и т.п.), а подобщейплощадью спальных помещений – общую площадь указанных помещений, которая определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов: договор купли-продажи квартир, домов, гостиниц, пансионатов, домов отдыха и других объектов временного размещения и проживания граждан; технических паспортов, планов, схем, экспликаций и договоров аренды (субаренды) на объекты временного размещения и проживания и других документов, содержащих информацию об указанных объектах налогообложения единым налогом на вменённый доход для отдельных видов деятельности. При расчёте площади спальных помещений объектов гостиничного типа (гостиницы, кемпинги, пансионаты, дома отдыха и т.п.) из общей площади данных объектов исключается площадь помещений, находящихся в общем пользовании проживающих (общие коридоры и санузлы, хозяйственные и офисные помещения, комнаты для бытового обслуживания, столовые и др.). Таким образом, если суммарная площадь спальных помещений отдельно стоящих домиков базы отдыха на основании инвентаризационных документов превышает 500 квадратных метров, то предпринимательская деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию в данных домиках подлежит обложению налогами в рамках общего режима налогообложения.
10.Налогообложение в виде единого налога на вменённый доход в отношении деятельности по оказанию услуг по передаче во временное владение, пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей
Согласно статье 346.27 НК России к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (залов обслуживания посетителей), относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащённых для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты.
Единый налог на вменённый доход при реализации товаров через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, исчисляется с использованием физического показателя – «торговое место». В случае же если передаваемые в аренду палатки или контейнеры оборудованы несколькими торговыми местами, то для целей применения единого налога на вменённый доход они будут считаться торговыми объектами, имеющими несколько стационарных торговых мест, и соответственно, передача во временное владение и (или) пользование указанных торговых объектов единым налогом на вменённый доход облагаться не будет. Передача во временное владение и (или) пользование лотков и прилавков, размещённых на открытой асфальтированной площадке, для целей применения главы 26.3 НК России подлежит обложению единым налогом на вменённый доход.
1.2 Совместимость с системой налогообложения для сельскохозяйственных производителей и упрощённой системой налогообложения
Так же как и упрощённая система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей распространяется не на какой-либо конкретный вид деятельности, а на организацию в целом. Однако в отличие от упрощённой системы налогообложения единый сельскохозяйственный налог не может быть применён с системой налогообложения в виде единого налога на вменённый доход.
Так, согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 346.2 НК России не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные предприниматели, переведённые на систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК России.
Следует учитывать, что для целей применения главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности» под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчёт и с использованием платёжных карт.
При этом необходимо иметь в виду, что предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли связана с предоставлением услуг и работами по продаже (перепродаже без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров, приобретённых продавцом для дальнейшей реализации в целях осуществления своей деятельности. А реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.
Таким образом, если организация, подавшая заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, через принадлежащие ей торговые точки реализует продукцию собственного производства и продукцию, приобретённую для перепродажи, она должна перейти на систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход в отношении розничной торговли покупными товарами и на общий режим налогообложения в отношении производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Если же через розничные торговые точки реализуется только продукция собственного производства и эти торговые точки не указаны в учредительных документах в качестве филиалов и представительств, то организация вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В силу пункта 1 статьи 346.11 НК России упрощённая система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощённой системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. В соответствии с пунктом 7 статьи 346.26 НК России налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельность, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК России. Немало фирм применяют упрощённую систему налогообложения и одновременно переведены на уплату ЕНВД.
В таких случаях в расчёт лимита для перехода на УСНО нужно включать не только доходы, полученные от «обычной» деятельности, но и выручку от деятельности, переведённой на ЕНВД. Дело в том, что установленные ограничения по численности и стоимости внеоборотных активов (так же, как и ограничения по выручке) распространяются на все виды деятельности фирмы.
Как известно, фирма утратит право на применение упрощённой системы налогообложения, если выполнится хотя бы одно из следующих условий (пункт 4 статьи 346.13 НК России):
Ø её доходы (рассчитанные нарастающим итогом с начала года) превысят 20 млн. рублей;
Ø остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов станет больше 100 млн. рублей.
Причём фирма будет вынуждена вернуться на обычный режим налогообложения с начала того квартала, в котором хотя бы одно из названных условий будет выполнено – превышен любой из установленных лимитов. Понятно, что в любом случае в расчёт принимаются доходы от обоих видов деятельности, а также стоимость внеоборотных активов, используемых как во «временной», так и в «упрощённой» деятельности.
продолжение
--PAGE_BREAK--