--PAGE_BREAK--
Поступление доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет в 2008 году составило 87 828,0 млн. рублей. Среднемесячное поступление акцизов на нефтепродукты составило 7 319 ,0 млн. рублей, что на 428,7 млн. рублей больше по сравнению с этим же периодом прошлого года.
Поступление доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию за 2008 год составило 53 456,0 млн. рублей. Среднемесячное поступление акцизов на алкогольную продукцию составляет 4 454, 7 млн. рублей, что на 53,9 млн. рублей меньше, чем в прошлом году за этот же период. Снижение акцизов на алкогольную продукцию обусловлено уменьшением объема производства.
С 2008 года изменился порядок возврата (зачета, уточнения) акцизов на нефтепродукты и акцизов на алкогольную продукцию, который осуществляется на основании заявок органов Федерального казначейства по субъектам РФ. За 2008 год исполнено заявок на сумму 4 859,2 млн. рублей. В 2007 году возврат (зачет, уточнение) акцизов на нефтепродукты и акцизов на алкогольную продукцию осуществлялся по письменному указанию Федерального казначейства. За 2007 год было возвращено акцизов на сумму 5306,7 млн. рублей.
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты и на алкогольную продукцию распределялись в соответствии с нормативами отчислений, установленными приложениями № 2 и 3 кФедеральному закону от 24 июля 2007г. N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Нормативы распределения за отчетный период соблюдены.
За 2008 год отделом доходов в рамках исполнения своих функций осуществлялось распределение поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с кодами бюджетной классификации по законодательно установленным нормативам, проводилась активная работа с администраторами по уточнению невыясненных поступлений, качественно исполнялись функции уполномоченного территориального органа Федерального казначейства по распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и акцизов на алкогольную продукцию.
2.2 Контроль налоговых органов за взиманием акцизов.
Контроль за взиманием и перечислением таможенных платежей с нефти, включая газовый конденсат, вывозимой с территории РФ.
Энергетическая таможня является таможенным органом, производящим в части уплаты таможенных платежей таможенное оформление нефти, включая газовый конденсат, вывозимой с территории Российской Федерации трубопроводным и морским транспортом, а также органом, осуществляющим общий контроль за уплатой таможенных платежей в отношении вывозимой нефти. Общее руководство деятельностью таможенных органов в части производства таможенного оформления, проведения таможенного и валютного контроля в отношении нефти, вывозимой с территории Российской Федерации трубопроводным и морским транспортом (далее — вывозимой из Российской Федерации), осуществляется Энергетической таможней.
Суммы таможенных платежей, подлежащие уплате таможенным органам при вывозе нефти из Российской Федерации уплачиваются на счета Энергетической таможни с указанием наименования таможенного органа, производящего ее таможенное оформление, а также номера грузовой таможенной декларации. Платежный документ на уплату таможенных платежей является обязательным для представления в таможенный орган, производящий таможенное оформление нефти, для подтверждения произведенного платежа.
Таможенный орган, непосредственно производящий таможенное оформление нефти, вывозимой из Российской Федерации, удостоверяет факт поступления таможенных платежей соответствующим подтверждением Энергетической таможни о сумме и дате поступления на ее счет денежных средств, подписанное начальником таможни либо лицом, его замещающим. Суммы таможенных платежей, по которым имеется соответствующее подтверждение энергетической таможни, учитываются как взысканные, минуя счета таможенного органа, производящего таможенное оформление нефти. Оформление и выдачу реестров для представления в налоговые органы производить в соответствии с установленным порядком.
Энергетической таможне направляется таможенным органам, производящим таможенное оформление нефти, подтверждение о поступлении таможенных платежей на счета энергетической таможни не позднее одного рабочего дня с даты фактического поступления денежных средств на ее счет.
Таможенный орган, производящий таможенное оформление нефти, еженедельно информирует энергетическую таможню об объемах вывезенной нефти, в отношении которых таможенное оформление завершено.
Таможенный орган, производящий таможенное оформление нефти, в случае непоступления в течение 10 дней (после истечения установленного срока уплаты таможенного платежа) в его адрес соответствующего подтверждения от энергетической таможни о поступлении на ее счет подлежащих уплате таможенных платежей, информирует об этом энергетическую таможню.
Таможенный орган, производящий таможенное оформление нефти, в случае непредставления экспортером в сроки, установленные для уплаты таможенных платежей, платежного документа об уплате таможенных платежей на счета энергетической таможни, заводит дело о нарушении таможенных правил в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации, и информирует энергетическую таможню для принятия мер по взысканию неуплаченных таможенных платежей.
Энергетическая таможня на основании информации таможенных органов принимает меры по взысканию неуплаченных таможенных платежей в соответствии с установленным порядком.
Энергетическая таможня ежемесячно направляет в таможенные органы, производящие таможенное оформление, реестры платежных документов, уплаченных на счет Энергетической таможни для конкретных таможенных органов.
ГЛАВАЗ. Совершенствование системы взимания акцизов.
3.1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ.
Основные задачи государственной политики в сфере налогообложения нефтяного сектора — изъятие природной ренты в секторе нефтедобычи и мобилизация в бюджет части прибавочной стоимости, создаваемой в секторе обращения и переработки нефти.
Для решения первой задачи базовым показателем является мировая цена на нефть, соответственно, налоговое законодательство во всех нефтедобывающих странах предусматривает гибкое реагирование на изменения конъюнктуры на мировом рынке нефти.
При решении второй задачи основным показателем является общая налоговая нагрузка предприятий и экономических агентов, действующих в сфере производства и потребления нефтепродуктов. Фискальная политика в этой сфере состоит в распределении этой нагрузки по видам налогов и по отдельным звеньям общего процесса производства и обращения продуктов нефтяной отрасли. От правильного решения этих вопросов зависит как общая рациональность структуры производства в данной отрасли, включая вопросы экономии нефтересурсов и энергосбережения, так и доля поступлений от налогообложения отрасли в общих налоговых доходах каждой страны. Приведем пример из смежной отрасли: с российского газа, поставляемого в Германию, немецкая казна получает больше налогов, чем весь консолидированный бюджет Российской Федерации.
Немаловажное значение имеет также выбор таких методов и инструментов налогообложения, которые обеспечивали бы высокую собираемость налогов и относительно низкие издержки на поддержание должной налоговой дисциплины в отрасли.
В Российской Федерации значительная доля добываемой нефти расходуется как топливно-энергетический ресурс — на производство топлива для транспортных средств, обогрев помещений и выработку электроэнергии.
При этом следует подчеркнуть, что сложившаяся в России система производства и потребления энергии крайне неэффективна, чрезмерно затратна (удельные расходы энергична производство единицы готовой продукции и чистые потери тепла и энергии в разы превышают аналогичные показатели развитых стран) и не стимулирует производство и потребителей к экономии энергоресурсов.
Показательно, что именно этим моментам уделяется особое внимание во всех странах Запада (включая и нефтедобывающие страны, такие, как США, Великобритания и Норвегия) на протяжении последних трех десятилетий, что и определяет основные черты налоговой политики, проводимой в сфере энергетики. В сфере транспорта политика Европейского союза и США направлена на решение двух главных задач: во — первых, размер налоговой нагрузки на топливо для транспорта должен быть достаточным для того, чтобы покрыть все издержки на поддержание исправного состояния дорог и их строительство; во-вторых, поступления от налогообложения топлива должны покрывать расходы в сфере транспорта. Сверх этого в ряде стран применяется дополнительное налогообложение бензина и моторного топлива для решения некоторых других задач. Например, в европейских нефтедобывающих странах, таких, как Норвегия и Великобритания, установлены повышенные налоги на топливо с целью частичного финансирования некоторых направлений социальной политики государства. Взимание налогов на топливо в разных странах рассматривается также в качестве дополнительного механизма поощрения использования экологически чистых и более безвредных видов топлива. При этом во многих европейских странах при установлении ставки акциза на подакцизные товары исходят из принципа „выше качество — ниже ставка акциза“. В России законодатели пока исходят из обратного принципа, обосновывая такой подход заботой о поддержке части населения с низкой платежеспособностью. В рамках сложившихся налоговых систем промышленно развитых стран налоги на топливо играют все более важную роль. При этом выбор акцизов как основного инструмента налогообложения обосновывается тем доводом, что налог собирается там, где находятся потребители топлива. Такая схема в теории позволяет более справедливо распределять доходы в региональные дорожные фонды— очевидно, что больше покупают топлива там, где больше ездят.
Анализ практики налогообложения в Российской Федерации показывает, что основная масса поступлений от акцизов на нефтепродукты, напротив, осуществляется в бюджеты тех субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены нефтеперерабатывающие мощности либо зарегистрированы головные офисы российских нефтяных компаний (или территориальные сбытовые подразделения этих нефтяных компаний).
В частности, почти половина всех собираемых акцизов на нефтепродукты сконцентрирована в 8 субъектах РФ: Москва, Башкортостан, Омская, Московская и Рязанская области, Мордовия, Татарстан и Санкт-Петербург. На остальные субъекты Федерации приходится чуть больше половины всей суммы акцизов.
При новой системе налогообложения сбор акцизов на топливо распределяется на всю сферу производства и потребления нефтепродуктов. Похожая система акцизов существует в США, но без применения взаимозачетов налога — там акциз уплачивается одним продавцом и только один раз. Фактически у нас под видом акциза применяется особая форма НДС. Налог сначала начисляется на НПЗ, потом оптовику (владельцу нефтебазы), потом владельцу АЗС и только после того, как бензин будет продан конечному потребителю, выплачивается в бюджет и возмещается по цепочке обратно к НПЗ. Такая схема, по идее, должна была ускорить движение нефтепродуктов от производителя к потребителю за счет вытеснения с рынка посредников. Предполагалось, что посредники, покупающие топливо для перепродажи, просто не смогут пройти регистрацию, так как владение автозаправочными станциями или нефтебазами является одним из условий регистрации.
При этом необязательность получения продавцами свидетельств привела к тому, что НПЗ и оптовые продавцы сразу стали включать сумму акциза в стоимость топлива (чтобы гарантировать себя от ситуации, когда счета фактуры начнут свое путешествие по цепочке движения товара и на одном из звеньев система даст сбой).
Очевидно, что до введения новой системы взимания акцизов контролировать плательщиков было проще: с 30 НПЗ собрать акциз легче, чем с 30 000 АЗС. Можно также акциз брать и в момент продажи конечному потребителю — именно на АЗС, но тогда целесообразно было бы исключить уплату акциза на НПЗ (в таком случае проблему налогового контроля можно будет решить за счет соединения контрольно-кассовых машин с контроллерами заправочных колонок). Опыт промышленно развитых стран говорит также о необходимости государственного регулирования внутренних цен на нефтепродукты путем дифференцированного налогообложения не только с целью пополнения бюджета, но и для осуществления транспортной и экологической политики государства. Целесообразна также государственная поддержка производства и реализации более качественных нефтепродуктов по примеру европейских стран. Необходимо введение повышенных ставок на низко-октановый бензин и снижение ставок акциза на более качественный бензин.
Сегодня ясно, что даже продавцы бензина, не говоря уже о потребителях, ждут от государства создания механизма контроля за ценообразованием в крупных нефтяных компаниях. Пока таких механизмов нет. Балансовые задания отменены, меры тарифного регулирования не работают, антимонопольные органы бессильны. Видимо, по этим причинам цены на бензин в России уже сегодня беспрецедентно высоки для нефтедобывающей страны. Ведь при прочих равных российские НПЗ закупают нефть по внутренним ценам, а американские — по мировым, которые выше в разы.
Поэтому в дополнение к изменениям, касающимся режима сбора акцизов, целесообразно было бы ввести законодательные нормы, ограничивающие монополизм нефтяных компаний, а значит, и их возможности по установлению цен на нефтепродукты. Например, в США проблема монополизации топливного рынка решается путем применения жесткого антимонопольного законодательства.
3.2 Пути реформирования взимания акцизов в РФ.
В части налогообложения акцизами в 2009 году и плановом периоде 2010 и 2011 годов планируется проведение следующей политики в части, не предусмотренной «Основными направлениями налоговой политики на 2008 -2010 годы»:
Будут уточнены нормы, регулирующие порядок применения вычетов
по подакцизному сырью, в том числе при возврате подакцизных товаров или их
утрате.
В 2008 году введен в действие технический регламент «О требованиях
к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В этой связи в
Налоговый кодекс будут внесены изменения, предусматривающие
дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо с целью установления
более низких ставок акцизов на более качественное и экологически безопасное
моторное топливо. Дифференциация ставок акцизов будет производится при
соблюдении условия об отсутствии потерь бюджетов бюджетной системы в
результате такой дифференциации по сравнению с вариантом индексации
акцизов без дифференциации (этот вариант подразумевает отсутствие индексации
акцизов на нефтепродукты в 2009 и 2010годах и ежегодное осуществление такой
индексации начиная с 2011 года).
При этом предполагается, что будут установлены три ставки акциза:
• На прямогонный бензин, а также на автомобильный бензин и
дизельное топливо, не соответствующее классам 3-5;
• На автомобильный бензин и дизельное топливо класса 3;
• На автомобильный бензин и дизельное топливо класса 4 и 5.
Следует отметить, что с учетом сроков, в течение которых в соответствии с
указанным техническим регламентом в Российской Федерации разрешается производство моторного топлива 3-го и 4-го классов, а также выпуск автомобильного бензина, удовлетворяющего требованиям к октановому числу, установленного регламентом, решение по ставкам акцизов предполагается принять до конца 2008 года.
3. В 2011 году продолжится индексация специфических ставок акцизов на табачные изделия на 20 процентов по отношению к уровню 2010 года, а адвалорные ставки - на 0,5-процентных пунктах. Индексацию прочих специфических ставок акцизов (за исключением акцизов на моторное топливо) предполагается осуществлять пропорционально прогнозируемым темпам роста потребительских цен. При этом с учетом превышения уровня прогнозируемого индекса потребительских цен в 2009 — 2010 годах над прогнозом, использовавшимся при подготовке проекта закона о федеральном бюджете на 2008 — 2010 годы, предполагается осуществить соответствующую корректировку специфических ставок акцизов и на 2009 — 2010 годы. В совокупности ставки акцизов будут проиндексированы ежегодно на 10%.
4. В соответствии с принятыми решениями индексация ставок акцизов на нефтепродукты на 2009 и 2010 годы в соответствии с прогнозируемой инфляцией не производится. Однако уже начиная с 2011 года предполагается осуществлять индексацию ставок акцизов в части нефтепродуктов темпами, соответствующими темпам ежегодной инфляции.
3.3 Арбитражная практика по вопросам, связанным с проблемами взимания акциза.
Рассмотрим на примере случаи, в которых налоговый орган не согласен с процессом взимания акциза.
По мнению УМНС по г. Москва, изложенному в Письме от 24 апреля 2007 г. № 24-11/18850, поскольку действующие государственные стандарты (ГОСТы), регламентирующие производство моторных масел, содержат требования по упаковке (розливу, расфасовке) моторных масел в потребительскую тару, эта операция квалифицируется как часть процесса их производства. Следовательно, у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розлив (расфасовку) этой подакцизной продукции, возникает объект налогообложения, и в соответствии с п. 2 ст. 179 НК РФ они признаются плательщиками акцизов. Именно такая позиция налоговых органов послужила причиной спора, рассмотренного ФАС Уральского округа от 15 января 2007 года № Ф09-2871/02-АК. В Постановлении отмечено:
Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки деятельности ООО „Камский завод масел“ за период с 2005 г. по август 2006 г. включительно налоговым органом было установлено, что в январе — августе 2006 г. общество закупало оптом моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, находящиеся в цистернах, и в дальнейшем реализовывало эти масла в емкостях меньшего размера (бочки, фляжки). По мнению налогового органа, истец осуществлял розлив подакцизных товаров, который согласно с ч. 3 ст. 182 НК РФ в целях налогообложения акцизами приравнивается к производству подакцизных товаров.
При рассмотрении настоящего спора суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии у истца обязанности по уплате акциза с операций по реализации потребителям расфасованных масел не собственного производства.
Между тем, судом не учтено следующее.
Процесс производства масел моторных для дизельных двигателей регламентирован ГОСТом 12337-84, а их маркировка, упаковка, транспортировка и хранение — ГОСТом 1510-84.
В соответствии с указанными государственными стандартами процесс переливания нефтепродуктов осуществляется как налив, перекачка, упаковка и расфасовка. Розлив в качестве процесса переливания нефтепродуктов в тару меньшего объема государственными стандартами и иной нормативно — технической документацией, регламентирующими производство такой продукции, не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом осуществлялась упаковка в потребительскую тару моторных масел, приобретенных у других производителей, при которой дополнительной обработки (доработки) продукции не производилось, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления акцизов с операций по реализации потребителям такой продукции»
Выводы:
Таким образом, в соответствии с ГОСТами розлив (расфасовка в меньшие емкости) моторных масел не является составным этапом процесса производства, а значит, объект налогообложения акцизами не возникает.
Пример:
Минфин поставил точку в затянувшемся споре о том, с каких именно вин акцизы могут взиматься по прежней ставке — 1,65 руб. за бутылку. Ранее Федеральная таможенная служба (ФТС) заявляла, что для сладких, полусладких и полусухих вин сбор должен быть увеличен почти в десять раз. Однако сейчас таможенники готовы отказаться от своих требований.
Как стало известно «Бизнесу», 13 марта 2007г. замминистра финансов Сергей Шаталов направил в ФТС письмо об определении натуральности вина и порядке взимания акцизов. В документе (копия имеется в распоряжении «Бизнеса») сказано, что «реализация и ввоз натурального вина, изготовленного с добавлением концентрированного виноградного сусла, облагается акцизом по ставке 2,2 руб. за литр (1,65 руб. за 0,75-литровую бутылку.- „Бизнес“)».
Напомним, что 24 января ФТС направила во все региональные таможенные управления письмо, в котором указывалось, что ненатуральным должно признаваться вино, изготовленное с добавлением концентрированного виноградного сусла. Этот компонент используется для изготовления практически всех полусладких, сладких и полусухих вин. Таким образом, ставка акциза для таких напитков увеличивалась почти в десять раз — с 1,65 руб. до 15,8 руб. за бутылку 0,75 л.
Импортеры алкогольной продукции тут же заявили, что инициатива ФТС приведет к 30-процентному росту розничных цен.
После этого разобраться, какое же вино должно признаваться натуральным, пытались практически все профильные ведомства. Так, департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина предложил вернуться к старой системе взимания акцизов — по 1,65 руб. за бутылку (см. «Бизнес» от 27 февраля). Минсельхоз в свою очередь заявил о необходимости разработать абсолютно новую методологию классификации вина и представить ее в правительство до 15 декабря (см. «Бизнес» от 6 марта). На ситуацию обратил внимание и вице-премьер Александр Жуков, который призвал ведомства поскорее внести ясность в этот вопрос.
Однако точку в споре смог поставить только замминистра финансов Сергей Шаталов, направивший таможенникам четкие указания. В ФТС «Бизнесу» сообщили, что письмо из Минфина они еще не получили. Но таможенники готовы следовать предписаниям, изложенным в этом документе.
«Как только письмо из Минфина дойдет к нам по официальным каналам, мы отменим свое определение натуральности вина»,- заявил «Бизнесу» замначальника управления по связям с общественностью ФТС Владимир Зубков.
Участники рынка обрадованы тем, что Минфин смог быстро решить эту проблему.
«Предложение Минсельхоза нас не устраивало: производители и импортеры не могли ждать до 15 декабря, когда будет разработана новая методология. Проблему надо было решить, так как импорт вина в январе-феврале уже начал сокращаться по сравнению с прошлым годом»,- говорит директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. По его словам, в противном случае с рынка могли быть вытеснены недорогие импортные вина. «В ФТС требовали, чтобы вопрос решили на самом высоком уровне. Так как дело касается акцизов и Налогового кодекса, то точку в вопросе мог поставить только Минфин»,- рассказывает президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.
Впрочем, некоторые представители отрасли уверены, что вопрос нуждается в дальнейшей проработке. «Решение Минфина, конечно, можно оценивать как положительное, однако оно не учитывает многих нюансов,- поясняет генеральный директор компании Simple Максим Каширин.- Например, сотерн не проходит под российское определение натурального вина, хотя во всем мире он считается таковым». По его мнению, необходимо разработать новую классификацию вин на основе мировых стандартов.
Пример:
продолжение
--PAGE_BREAK--