--PAGE_BREAK--Рис. 3 Структура консолидированного бюджета области
На рисунке 3 представлена структура консолидированного бюджета области, который (как и консолидированные бюджеты других субъектов Федерации) выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации.
Бюджетный кодекс РФ регламентирует перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ.
Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.
Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему между доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета.
Принцип самостоятельности предусмотрен 31 статьей Бюджетного кодекса:
· право на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
· законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих;
· право самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
· право самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
· недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
· недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Реализация принципов должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.
Компетенция органов власти Компетенция органа власти определяется через правовые нормы и выступает как явление правовое, законодательно регламентированное.
В бюджетном процессе происходит разграничение компетенций представительных и исполнительных органов власти. К ведению представительных органов власти относится рассмотрение проекта соответствующего бюджета, его утверждение, контроль за исполнением и утверждение отчета об исполнении бюджета. Процессы формирования бюджета, его исполнения и контроля за использованием выделенных бюджетных ассигнований находятся в компетенции исполнительных органов власти. Содержание компетенции органов власти РФ обусловлено ее суверенитетом. Бюджетные права РФ обеспечивают создание финансовой базы, без которой невозможно осуществление государственного суверенитета и компетенции РФ. Обладая такими правами, федеральные органы власти формируют федеральный бюджет, необходимый для функционирования государства, для выполнения им своих внутренних и внешних функций. Через бюджетные права в РФ проводится единая социально-экономическая и бюджетно-финансовая политика.
Органы власти РФ формируют и исполняют федеральный бюджет. Российское законодательство детально регламентирует порядок осуществления бюджетного процесса по федеральному бюджету, ежегодно принимается специальный федеральный Закон о бюджете, Федеральные органы власти устанавливают налоги, сборы, иные источники доходов, подлежащие зачислению в федеральный бюджет.
В компетенцию федеральных органов власти входит разграничение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Часть доходных источников РФ оставляет в своем ведении, относя их к федеральным доходам. На их основе формируются доходы федерального бюджета. Часть бюджетных доходов закреплена за бюджетами субъектов Федерации или передается им в форме отчислений по утвержденным нормативам.
Органы власти субъектов Федерации самостоятельно осуществляют регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из рамочных условий, установленных законодательством РФ. Они определяют бюджетные права административных образований на своей территории; распределяют доходы между территориальными и местными бюджетами. Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют контроль за ходом исполнения бюджетов нижестоящими исполнительными органами власти. Бюджетные права обеспечивают возможность органам местного самоуправления в пределах их компетенции регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.
Система межбюджетных отношений
Взаимосвязь звеньев бюджетной системы реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых в федеративных государствах должны быть заложены принципы бюджетного федерализма.
· Бюджетный федерализм – это отношения между федеральной властью и властями национально-государственных и административно — территориальных подразделений по поводу оптимального, научно обоснованного распределения доходов бюджетов каждого уровня и расходов, финансируемых из них.
Налоги, поступающие в бюджетную систему, подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Собственные налоги – это виды доходов, закреплённые законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
Закрепленные доходы– это доходы, которые полностью в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
Отчисления от федеральных налогов могут производиться через метод квотирования или метод присоединения ставок. Метод квотирования состоит в том, что налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении той административной единицы, на территории которой они собраны. Метод присоединения ставок состоит в том, что территориям разрешено взимать в дополнение к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным пределом.
Регулирующие доходы– это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
Одной из форм бюджетного регулирования являются трансферты. Механизм трансфертов, рассчитываемых на основе нормотивно-долевого метода, позволяет осуществлять горизонтальное выравнивание бюджетных доходов территорий на душу населения и оказывать им финансовую помощь по единым для всех правилам. Источник выделения трансфертов – целевой Федеральный фонд финансовой поддержки регионов.
Система межбюджетных взаимоотношений включает отношения и внутри субъектов Федерации – между региональными и местными бюджетами.
Бюджетная классификация Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Построение бюджетной классификации регламентируется Федеральным законом.
Классификация доходов бюджетов РФявляется группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ– это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ– группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ– группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов Федерации – группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета– группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.
Ведомственная классификация бюджетов субъектов Федерации– группировка расходов бюджетов субъектов Федерации, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджетов субъектов РФ в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ. Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ утверждается законодательными (представительными) органами субъектов Федерации.Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления.
Таким образом, бюджетная классификация – это документ, не только выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет РФ, но и имеющий большое экономическое значение.
Структура доходов и расходов федерального бюджета
Федеральное законодательство предусматривает обязательность финансового обеспечения функций, выполняемых органами государственной власти и органами местного самоуправления через соответствующие бюджеты.
Важный вопрос – концептуальные подходы к разграничению доходов и расходов консолидированного бюджета РФ между федеральным уровнем и субъектами РФ.
Анализ позволяет выделить две основные группы факторов, влияющих на эту тенденцию. Во-первых, значительная часть финансовых ресурсов собирается в государственных внебюджетных фондах; велики расходы на оборону и содержание правоохранительных органов и т.д. Во-вторых, объем и доля бюджетов субъектов Федерации должны увеличиваться в связи с передачей им социальных и производственных объектов, ранее финансируемых из федерального бюджета (из-за перераспределения компетенций); передачей объектов социальной и производственной инфраструктуры приватизированных и акционерных предприятий, а также предприятий военно-промышленного комплекса; др. причинами. Стратегия межбюджетных отношений должна строиться в соответствии с научно обоснованными критериями бюджетного федерализма.
Важнейшую роль в обеспечении финансовой стабилизации в стране играет федеральный бюджет. Доходы бюджета делятся на группы:
· налоговые доходы;
· неналоговые доходы;
· доходы целевых бюджетных фондов (Федеральный дорожный фонд РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Межведомственного фонда развития системы и налоговой службы РФ; Государственного фонда борьбы с преступностью; Федерального экологического фонда РФ).
В целях обеспечения защиты интересов федерального бюджета и полноты мобилизации в нем финансовых ресурсов Правительство РФ, в случаях нарушения отдельными субъектами Федерации установленного законодательством порядка зачисления налогов и иных доходов в федеральный бюджет, вправе:
· приостанавливать финансирование федеральных программ и мероприятий, осуществляемых на территориях соответствующих субъектов Федерации;
· приостанавливать передачу средств по взаимным расчетам, трансфертам, субвенциям и дотациям, бюджетным ссудам и кредитам;
· прекращать выдачу лицензий на экспорт;
· приостанавливать выделение средств из фонда льготного кредитования;
· приостанавливать централизованные поставки продукции из государственных ресурсов.
Структура доходов федерального бюджета определяется не только на стадии его формирования, а также она зависит от фактического поступления доходов, прежде всего – налогов.
Недопоступление в доход бюджета налоговых и иных платежей в значительном объеме требует активной работы по увеличению доходов федерального бюджета в форме заимствований ресурсов на финансовых рынках.
Реализация принципов бюджетного федерализма предусматривает необходимость обоснованного и жесткого распределения государственных расходов между звеньями бюджетной системы на основе разделения прав и ответственности федеральных, региональных, местных органов власти и управления за решение задач социально-экономического развития. Расходование средств бюджетов осуществляется по направлениям и в суммах, установленных федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год.
Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших – финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов: содержание органов государственной власти РФ; осуществление экономической деятельности РФ; оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство; обустройство государственной границы; финансирование фундаментальной науки; образование государственных материальных и финансовых резервов; регулирование финансового потенциала субъектов Федерации; погашение и обслуживание государственного долга РФ; другие расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на соответствующий год.
Основной принцип разграничения расходов между бюджетами – их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.
За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации финансируются расходы на: социально-культурные мероприятия и науку; развитие экономики; правоохранительную деятельность; другие мероприятия, предусматриваемые в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации на очередной финансовый год.
По обоюдному решению органа государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления отдельные виды расходов могут передаваться из одного уровня бюджетной системы в другой с соответствующей передачей финансирования. Однако в условиях дефицита бюджетов часть полномочий вышестоящих бюджетов нередко передается нижестоящим без необходимого финансового обеспечения.
продолжение
--PAGE_BREAK--Расходы бюджета подразделяются на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды могут быть: Внутренние– ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей; инвестиционные кредиты; зарубежные кредиты, предоставляемые хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства. Внешние ссуды, относящиеся к компетенции федерального уровня, – государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам.
Следующий признак экономической классификации расходов – их роль в процессе общественного воспроизводства. Это текущие расходы и расходы капитального характера, обеспечивающие развитие отраслей, хозяйства и социальной сферы.
Текущие затраты: содержание органов государственной власти и управления; правоохранительных органов; текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу; отдельные компенсационные расходы по отраслям хозяйства; проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу; бюджетные ссуды на текущие расходы и др.
Расходы капитального характера предназначены на: новое строительство; развитие объектов государственной и муниципальной собственности; реконструкцию и др.
Средства бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих лет.
Укрепление доходной базы федерального бюджета предполагает:
· разработку и утверждение программы действий по мобилизации доходов федерального бюджета, укреплению платежной дисциплины и совершенствованию налогового администрирования;
· усиление применения мер административной и уголовной ответственности за налоговые правонарушения;
· изменение порядка исчисления, уплаты и ставок ряда налогов; пересчет пени, начисленных за нарушение налогового законодательства и порядка уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды;
· подготовку предложений об особом порядке проведения реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет с учетом периода ее образования; организацию работы соответствующего Федерального центра при Правительстве РФ;
· увеличение доходов федерального бюджета от использования государственной собственности, в том числе за рубежом; разработку комплекса мер по увеличению доходов от приватизации государственного имущества; усиление мер государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции с целью увеличения поступлений доходов в бюджет;
· ускоренный порядок применения процедуры банкротства;
· другие меры по увеличению доходов федерального бюджета.
Повышение эффективности использования бюджетных средств обеспечивается с помощью:
· программы сокращения государственных расходов;
· анализа использования средств поддержки организаций негосударственного сектора, предоставление средств на возвратной основе;
· комплекса мер по финансовому оздоровлению бюджетов субъектов РФ и улучшению их взаимоотношений с федеральным бюджетом;
· мер по мобилизации средств от возврата внешних кредитов;
· повышения эффективности использования бюджетных средств.
Все эти меры должны усилить роль бюджета в макроэкономическом регулировании.
Особенности структуры доходов и расходов территориальных бюджетов РФ Необходимость регулирования финансово-экономического потенциала регионов сохраняется и вследствие крайне неравномерной территориальной мобилизации налоговых и неналоговых платежей; большого количества разноплановых факторов, определяющих потребности регионов в бюджетных расходах; а также целого ряда других причин.
Составная часть бюджетного процесса – бюджетное регулирование: перераспределение бюджетных ресурсов между бюджетами разных уровней. Бюджетное регулирование осуществляется:
· путем передачи части налогов с одного уровня бюджетной системы на другой;
· путем оказания финансовой помощи из одного уровня бюджетной системы другому через предоставление дотаций, субвенций, средств из фонда финансовой поддержки (трансфертов);
· посредством взаимных расчетов;
· предоставлением средств на возвратной основе.
Реализация принципа самостоятельности каждого бюджета во многом зависит от объемов, структуры и методов определения сумм финансовой помощи бюджету. Финансовая помощь может предоставляться в форме дотаций, субвенций, трансфертных платежей.
Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Трансфертные платежи субъектов РФ предоставляются из федерального фонда финансовой поддержки регионов.
Бюджеты органов местного самоуправления Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.
Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта РФ.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доля федеральных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с:
· решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
· осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
· обслуживанием и погашением долга муниципальным займам;
· обслуживанием и погашением долга муниципального долга по ссудам.
С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. Но адекватного упрочения финансового потенциала муниципальных образований пока не происходит.
Формирование большого числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью потребуют решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.
Укрепление доходной базы местных бюджетов и развитие их самостоятельности – длительный процесс. Успешное решение этих проблем не только позволит адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.
Бюджетный дефицит Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами — это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.
Бесспорно, бюджетный дефицит — нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств — к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства. Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводитьполитику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств — войн, стихийных бедствий, катаклизмов — когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.
Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматриваются как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3% ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличие от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.
Автоматические стабилизаторы Казалось бы, что может быть проще – сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, таких как помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных федеральных программ. Кроме того, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и сокращает возможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто являются стабилизаторами экономического положения в стране. Возьмем, к примеру, пособие по безработице. Расходы по этой статье увеличиваются как раз тогда, когда совокупных расходов в экономике не хватает для обеспечения занятости всех имеющихся ресурсов в полном объеме. Люди, получающие эти трансферты, начинают больше тратить, увеличивая тем самым совокупные расходы экономики. С другой стороны, такие автоматические стабилизаторы имеются и в доходной части бюджета. В частности подоходный налог так же приносит когда больше, когда меньше доходов в бюджет в зависимости от величины совокупных расходов и доходов. Когда доходы и, соответственно, расходы идут вверх, подоходный налог сдерживает рост покупательной способности населения, предотвращая тем самым дополнительные предпосылки к возникновению инфляции. Следовательно, автоматические стабилизаторы (правительственные доходы или расходы, автоматически изменяющиеся в противоположную изменениям в национальном доходе сторону, например пособия по безработице или подоходный налог) сглаживают колебания кривой совокупных расходов и доходов, предотвращая излишне резкие и слабо контролируемые изменения величин макроэкономических показателей.
Таким образом, можно сказать, что величина расходов, а, следовательно, и величина сальдо сбалансированного бюджета, зафиксирована примерно на определенном уровне. Отсюда можно сделать вывод, что при пропорциональной системе налогообложения величина бюджетного дефицита, прежде всего, зависит от уровня доходов.
Следует помнить, что какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим движением макроэкономики. Это обусловлено существованием автоматических стабилизаторов. Но при всем этом:
1. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита.
продолжение
--PAGE_BREAK--