Реферат по предмету "Финансы"


Государственные финансы

--PAGE_BREAK--В третьей функции - как средство накопления и сбережения — деньги концентрируются в кредитной системе и обеспечивают владельцу прибыль.
Четвертая функция (деньги обслуживают разнообразные платежные отношения, в том числе трудовые) способствует широкому развитию капиталистической кредитной системы.
Пятая функция — мировых денег — делает возможным переливы капитала между странами. Они обслуживают производство и реализацию общественного капитала через систему денежных потоков между сферами хозяйства, отраслями производства и регионами страны. Оборот стоимости общественного продукта начинается и заканчивается у владельца капитала. Роль денег постоянно меняется.
Деньги воздействуют на экономические процессы и развитие общества:
участвуют в установлении цены товаров. На рынке в зависимости от спроса и предложения, а так же конкуренции складываются цены, которые могут отклоняться от стоимости;
с помощью денег определяется в хозяйственной деятельности предприятий величина издержек производства каждого вида продукции и совокупного их объёма;
усиливают заинтересованность предпринимателей в развитии и повышении эффективности производства, экономии использования ресурсов;
влияют на экономические взаимоотношения между странами.
Развитие производства приводит к повышению роли денег. Содержание денег и возможности их использования для решения экономических и социальных задач постоянно меняются, приспосабливаясь к условиям производства.

Задание № 2 Государственные финансы Сущность государственных финансов и их функции.
Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Финансы прямо и непосредственно связаны с функционированием денег. Однако сущность финансов составляют не деньги сами по себе и даже не денежные фонды, а те экономические отношения, которые возникают в процессе движения денежных фондов. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства, рычаг, с помощью которого оно оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Из этого можно сказать, что под государственными финансами как экономической категорией понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением (перераспределением) и использованием централизованных фондов страны.
Основными звеньями системы государственных финансов является государственный бюджет, государственные предприятия, государственный кредит и внебюджетные фонды.
Структура государственных финансов включает бюджеты, внебюджетные фонды и кредитные отношения органов власти различных уровней.
Как экономическая категория финансы обладают функциями. Функция любой экономической категории проявляет её сущность, круг тех обязанностей, которые эта категория должна выполнять.
Финансы выполняют три функции:
распределительную,
регулирующую,
контрольную.
Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения. Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне — государство.
С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).
Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:
Формирование фондов денежных средств: на микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне — централизованные средства государства.
Распределение денежных фондов через финансовые инструменты: на микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
Использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне — улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны. В результате распределения ВВП[1] и НДІ создаются доходы общества.
При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. К первичным доходам относится:
прибыль предприятий;
отчисления в социальные, внебюджетные фонды;
доходы работающих.
Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики), в пользу малоимущего населения страны.
Таким образом, необходимость перераспределения НД связана:
с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятия и организаций;
с наличием двух сфер производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД);
существованием различных социальных групп населения.
В процессе перераспределения ВВП и НД, осуществляемого через финансы, используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены.
Распределительная функция финансов позволяет:
образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а так же государства;
образовывать фонды целевого назначения;
осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так же между сферами и социальными группами;
создавать необходимые резервы, как на уровне предприятий, так и государства.
Контрольная функция. Финансы, связанные с движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс. Сущность финансового контроля — сообщать обществу обо всех неполадках в экономико-денежных отношениях. Контрольная функция, наглядно представляющая воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса.
Контрольная функция финансов проявляется:
до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;
в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;
в процессе подведения итогов, составление оценок исполнения денежных фондов.
Контрольная функция реализуется через:
финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;
финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;
кредитно — банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.
Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне (предприятие) — эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличение его объема, улучшению материального положения работающих.
На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.
Государственный бюджет РФ Целенаправленное социально — экономическое развитие государства обеспечиваются образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств — госбюджета.
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ, Государственный бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением — с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Формирование бюджета связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:
образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);
организация налогов;
финансирование отраслей народного хозяйства;
формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.
С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.
Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две стадии:
образование доходов бюджета;
использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым кодексом РФ. В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций.
Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства. Путем получения финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечить деньгами развитие отраслей народного хозяйства, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.
Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. Основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существует общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, т.е. потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства.
Бюджет выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность госконтроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Федеративные государства - это союзные государства, создаваемые из ряда государственных образований — штатов, земель, республик. Здесь имеется административно — территориальные образования, входящие в состав государства, имеют собственную государственность, обладают определённой самостоятельностью в распределении полномочий. Для такого государства характерно бюджетное устройство, состоящих из трех уровней — государственный федеральный бюджет, бюджеты административно — территориальных образований, местные бюджеты.
Федеральный бюджет — это важный инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержке регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субсидии.
Бюджетное устройство РФ Бюджетное устройство — организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Бюджетное устройство страны определяется её государственным устройством, и закрепляется законодательством страны. Составляющая часть бюджетного устройства состоит из бюджетной системы.
Бюджетная система РФ — это совокупность бюджетов государства, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.
Функционирование бюджетной системы РФ основывается на ряде принципов:
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, единство денежной системы, единых форм бюджетной документации.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов бюджетов;
допустимость изъятия доходов, полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходам бюджета и сумм экономии по расходам бюджетов.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, государственных внебюджетных фондов. Он означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объёме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.
Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. Органы власти при составлении бюджета должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования и дефицита.
Принцип гласности означает опубликование в печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально — экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Мобилизация денежных средств (формирование централизованных фондов), а также осуществление расходов (использование централизованных фондов) государством выражаются как государственные доходы и расходы. Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды. В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимает доходы бюджета, за счет которых в основном обеспечивается решение основных государственных социально — экономических задач. К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а так же дотаций из федерального бюджета, при этом внебюджетные фонды имеют строгое целевое назначение.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сербские земли в VII-середине XIV века
Реферат Influences On A Person
Реферат Vii международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых «инновационное развитие современной экономики: теория и практика»
Реферат Основы технологии пива Пиво 60-х годов
Реферат Основы рационального питания 2
Реферат Пьеса На дне М Горького
Реферат Основи складання харчових раціонів
Реферат Бюджетное финансирование сельскохозяйственного производства
Реферат Отчёт по производсвпенной практике в ресторане Сковорода
Реферат Патентоведение и основы научных исследований
Реферат Economics Of Eisenhower Essay Research Paper In
Реферат Оценка качества полукопч ных колбас
Реферат Диагностические методы исследования, основанные на регистрации электрических полей
Реферат Оцінка ефективності освоєння виробництва нової продукції у ТОВ "Кондитерська фабрика "Лагода"
Реферат А. власенко, аспирант самозащита авторских прав в сети интернет