--PAGE_BREAK--2. Источники формирования внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
· выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
· формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.
Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
• обязательные платежи, установленные законодательством РФ,
решениями местных органов власти;
• добровольные взносы физических и юридических лиц;
• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой
фондами — юридическими лицами;
• другие доходы, предусмотренные соответствующими
законодательными актами.
Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.
Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.
Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.
В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете).
По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.
3. Пенсионный фонд РФ (ПФР).
Пенсионный фонд РФобразован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона № 167 – ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном страховании в Российской Федерации». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.
Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Бюджет Пенсионного фонда РФ
формируется за счет:
· страховых взносов;
· средств федерального бюджета;
· сумм пеней и иных финансовых санкций;
· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
· добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;
· иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Средства бюджета Пенсионного фонда РФявляются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет Пенсионного фонда РФсоставляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет
Пенсионного Фонда РФи отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:
— трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
— социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);
— пенсия за выслугу лет;
— пособие одиноким матерям;
— пенсия военнослужащим и членам их семей;
— пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.
Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.
Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она основана на установлении трехуровневой пенсии:
— базовой (6 %);
— страховой (10 %);
— накопительной (4%).
Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная – 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет. Соответственно с 1 января 2002 г. средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение, распределены на три потока.
продолжение
--PAGE_BREAK--Социально значимые функции ПФР: назначение и выплата пенсий (для 38,6 млн. пенсионеров); учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования; взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки; выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; управление средствами пенсионной системы; реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 г., она же программа «тысяча на тысячу»); с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию; с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.
Типичная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 14 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии. Взносы в ПФ учитываются как составная часть единого социального налога. С 2010 года — ЕСН отменяется, будут установлены прямые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26%, из которых 20% будут направляться в Пенсионный фонд РФ. При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26% составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (т.е. старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).
Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008 г.) предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет). Любой гражданин может вступить в эту программу, подав через бухгалтерию своего предприятия два документа — заявление в ПФР о вступлении в программу и заявление работодателю с просьбой установить ежемесячное перечисление из зарплаты на накопительную часть индивидуального лицевого счета гражданина (рекомендуемый размер — 1 тысяча рублей в месяц). Также в программу могут вступать и несовершеннолетние граждане.
Председатели правления Фонда: Куртин, Александр Владимирович (15 января 1991 — 24 сентября 1993) Барчук, Василий Васильевич (24 сентября / 25 октября 1993 — 10 апреля 1999) Зурабов, Михаил Юрьевич (27 мая 1999 — 9 марта 2004) Батанов, Геннадий Николаевич (25 марта 2004 — 28 декабря 2007) Дроздов Антон Викторович (с 17 июля 2008 г.) Официальные документы Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» Федеральный закон от 19.12.2006 г. № 236-ФЗ «О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» продолжение
--PAGE_BREAK--Валоризация — переоценка пенсионных прав с 2010 года.
Валоризация — это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года.
Она проводится в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 1.01.2002 года. Проще говоря, валоризация уже сейчас коснется всех нынешних пенсионеров, а также всех россиян, работавших любой период времени до 2002 года, по мере выхода их на пенсию.
Как будет проходить валоризация.
В базе данных Пенсионного фонда находятся сведения о размере расчетного пенсионного капитала граждан по состоянию на 1 января 2002 года. Он есть практически у всех, кто имеет стаж работы до 2002 года, различается только размер. С 1 января 2010 года этот расчетный пенсионный капитал был умножен на 10 %. Кроме того, пенсионный капитал дополнительно был увеличен на 1 % за каждый год стажа, выработанного до 1991 года. Здесь нет никаких максимальных ограничений. Если Ваш трудовой стаж до 1991 года был 25 лет, то в целом Ваш расчетный пенсионный капитал по состоянию 1 января 2002 года увеличится на 10% +25%=35%.
Расчетный пенсионный капитал — общая сумма страховых взносов и других поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Валоризация пенсионных прав граждан.
Порядок осуществления валоризации
Валоризация с 01.01.2010 года производится территориальными органами ПФР без истребования заявления на основании документов, имеющихся в пенсионном деле. При представлении пенсионером дополнительных документов до окончания 2010 года, перерасчет размера пенсии с учетом суммы валоризации осуществляется с 01.01.2010 года. Зачем проводится валоризация?
До 2002 года пенсия в Российской Федерации рассчитывалась, исходя из двух факторов — из продолжительности общего трудового стажа и величины среднемесячного заработка лица, уходящего на пенсию, который складывался в определенный период времени перед выходом на пенсию: либо за последние 2 года, либо за любые 5 лет на протяжении всей трудовой жизни. Таким образом, пенсионные права в старой, дореформенной системе измерялись через стаж и через заработок. Эти две основные характеристики задавали объем пенсии.
В 2002 году состоялся переход на принципиально новую систему. Это модель, основанная на том, что величину размера пенсии задает не стаж и заработок, а объем страховых взносов, которые перечислены работодателем за работника на его индивидуальный лицевой счет. Соответственно, чем больше у вас зарплата и чем дольше вы платите с нее страховые взносы, тем большая величина у так называемого расчетного пенсионного капитала. В свою очередь, расчетный пенсионный капитал для получения размера пенсии, делится на ожидаемый период выплаты.
«При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 01.01. 2002 ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев)»
Очевидно, что граждане, чьи пенсионные права формируются полностью на страховых принципах, т.е. те, кто начал трудовую деятельность после 2002 года, еще не достигли пенсионного возраста. Между тем, после пенсионной реформы 2002 года, пенсию по новым правилам назначают тем гражданам, чьи пенсионные права уже были сформированы в старой системе, т.е. измерялись стажем и заработком. Естественно, что эти права должны были быть учтены, они должны были быть соединены с теми страховыми взносами, которые стали индивидуально учитываться у людей и влиять на пенсионные права с 2002 года. Для того, чтобы соединить старые и новые права, чтобы все это вошло в расчетный пенсионный капитал, в отношении всех пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002 года, и тех кто начал работать до 2002 года, была осуществлена конвертация пенсионных прав.
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 производится исходя из расчетного размера пенсии по старости, определяемого в порядке, аналогичном порядку исчисления размера трудовой пенсии по нормам действовавшего ранее пенсионного законодательства, исходя из заработка и стажа застрахованного лица, выработанного им до начала реформы (до 01.01.2002).
Для того, чтобы обеспечить увеличение пенсий граждан старшего поколения, государство приняло решение провести переоценку денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до запуска пенсионной реформы — ВАЛОРИЗАЦИЮ.
Прибавка от валоризации.
В среднем увеличение пенсионного капитала за счет валоризации составит 1 431 руб.в месяц. Наибольшим эффект от валоризации будет для людей старше 80 лет — прибавка в месяц составит до 1700 руб. Пенсионеры до 60 лет получат прибавку к пенсии в среднем в размере 700 руб., от 61-70 лет — 1300 руб., от 71 — 80 лет — на 1600 руб.
При этом на увеличенные таким образом пенсии будут распространяться все плановые индексации пенсии, которые производятся в течение года.
Средняя прибавка от валоризации, руб.
Для граждан, вышедших на пенсию до 2002 года в возрасте:
до 50
209
51-60
738
61-70
1 313
71-80
1 648
81-90
1 732
91-100
1 733
Для граждан, вышедшие на пенсию в:
2002
1 007
2003
865
2004
871
2005
937
2006
845
2007
902
2008
754
2009
742
2010
499
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии произведет пересчет размера получаемой пенсии по документам Вашего пенсионного дела. Вам необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда в том случае, если у вас имеются дополнительные документы о стаже и заработке, которые не были учтены при оценке пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002, либо если изъявите желание произвести оценку пенсионных прав по другому варианту.
Доходы Пенсионного фонда России в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей. Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей.
В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).
Сведения о численности пенсионеров и средних размерах их пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2009 года
Категории пенсионеров
Численность пенсионеров, тыс.человек на 1.08.2009
Средний размер пенсии на 1.08.2009
Всего пенсионеров
38776
5410
Получатели трудовых пенсий
35879
5564
из них:
по старости
30528
5856
по инвалидности
3834
4101
по случаю потери кормильца
1517
3382
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению
2897
3501
из них:
пенсии военнослужащих и их семей
63
4541
Социальные пенсии
2519
3255
Справочно:
Инвалиды вследствие военной травмы, получающие две пенсии
140
12999
Участники ВОВ, получающие две пенсии
323
12969
Вдовы военнослужащих, погибших в ВОВ, получающие две пенсии
33
9707
Родители погибших военнослужащих, получающие две пенсии
42
9202
1 марта базовая часть трудовой пенсии россиян была увеличена на 8,7%. 1 апреля на 17,5% и 1 августа на 7,5% выросла страховая части трудовой пенсии, в результате чего средний размер трудовой пенсии составил 5536 рублей. Следующее повышение пенсии намечено на 1 декабря — базовая часть трудовой пенсии будет проиндексирована на 31,4%. Таким образом, всего за 2009 год пенсии будут проиндексированы 4 раза. В результате к концу года средний размер трудовой пенсии составит 6280 рублей; средний размер социальной пенсии достигнет величины прожиточного минимума пенсионера и составит 4294 рубля.
продолжение
--PAGE_BREAK--4. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС).
Вторым по значению социальным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.
Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхованияобразуется за счет:
— страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
— доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
— добровольных взносов граждан и юридических лиц;
— ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.
Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.
Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда. Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.
Председатели Фонда: Малахаткина Наталья Дмитриевна (1991—1993) Шатыренко Юрий Павлович (29 сентября / 10 декабря 1993 — 29 мая 1996) Косарев Юрий Алексеевич (4 ноября 1996 — 14 апреля 2004) Карелова Галина Николаевна (14 апреля 2004 — 13 декабря 2007) Калашников Сергей Вячеславович (с 25 марта 2008 г.) Функции: выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных») обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет оплата родовых сертификатов доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам доплата за диспансеризацию работающих граждан оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей) и др.
Отчётность: Страхователи сдают форму 4-ФСС о начислениях и расходовании средств фонда не позднее 15 числа после окончания отчётного периода (квартала). Уплачивающие добровольно страховые платежи также сдают 4а-ФСС.
5. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС).
Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС)образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.
Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.
ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)
Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд — 0,8 %, в территориальные фонды — 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления
уставных целей.
Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.
Среди основных функций фонда:
Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования. Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования. Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования. продолжение
--PAGE_BREAK--