--PAGE_BREAK--
1.2.
Рыночное и государственное валютное регулирование.
Принципы государственного валютного регулирования.
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений.
Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии национальной и мировой экономики.
Однако государство издавна вмешивалось в валютные отношения — вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. [ 11, с.159 ]
Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики – комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.[ 14, с.27 ]
Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. И, кроме того, система государственного регулирования направлена на создание и поддержание относительных конкурентных преимуществ страны в международных отношениях.
Границы между этими двумя формами валютного регулирования гибкие и зависят от конкретной экономической ситуации в данной стране. Так, во время нарастания кризисных явлений степень государственного регулирования возрастает, и наоборот, в условиях относительно стабильного развития возможна либерализация деятельности субъектов валютного рынка, т.е. снижение уровня государственного регулирования внешнеэкономического сектора. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями. [ 11, с.160 ]
К основополагающим принципам государственного валютного регулирования можно отнести:
приоритет экономических мер валютного регулирования, постепенный отказ от административных методов воздействия на субъекты валютного рынка;
постепенное сокращение объема операций, подверженных валютному регулированию со стороны государства;
обеспечение защиты прав и интересов экономических агентов в сфере валютного регулирования;
единство и взаимодополняемость денежно-кредитного и валютного регулирования с другими блоками макроэкономической политики государства;
контроль за девальвационными ожиданиями экономических агентов(ожиданиями в отношении будущего падения курсовой стоимости национальных денег).
При реализации данных принципов необходимо учитывать:
сравнительные преимущества рыночного регулирования валютного курса (относительно «свободное» плавание курса) или поддержание государством заданных его параметров (как правило, в рамках коридора крайних значений). Здесь, например, рост девальвационных ожиданий и обострение проблем страхования от валютных рисков во внешнеторговых операциях в первом случае соотносится с издержками поддержания относительной стабильности курса (это и возможный рост реального курса национальных денег в случае превышения темпов инфляции над темпами девальвации, и риск потери золотовалютных резервов);
решение проблем, связанных, с одной стороны, с необходимостью притока требуемого объема иностранной валюты, а с другой – с оптимизацией ее расходования;
обеспечение процесса мобилизации золотовалютных резервов в руках государства (обязательная продажа валютной выручки юридических лиц, запрет на открытие счетов в зарубежных банках и т.д.). [ 5, с.187-188 ]
1.3.
Основные методы государственного валютного регулирования.
Для реализации основной цели валютного регулирования – обеспечения заданной динамики валютного курса в соответствии с официальным валютным режимом – органы валютного регулирования (центральный банк) могут использовать широкий круг как специальных методов и инструментов, так и ряд общих методов денежно-кредитного регулирования.
Государственное валютное регулирование может осуществляться в двух формах:
прямое (административное), реализуемое путем разработки соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения участниками валютного рынка;
косвенное (экономическое), осуществляемое путем использования экономических стимулов и методов воздействия на поведение участников валютного рынка. [ 5, с.185-186 ]
Рассмотрим основные методы государственного валютного регулирования:
дисконтная политика;
валютные интервенции;
«протекционистские меры»;
девальвация и ревальвация;
управление официальными золотовалютными резервами с целью их диверсификации и др.
Дисконтная политика(учетная) — изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса — с другой. Например, при пассивном платежном балансе в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует повышению валютного курса. Понижая официальную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты.
В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется прежде всего противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отлив капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс.
Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низкая эффективность дисконтной политики. Поэтому использование этого метода носит очень ограниченный характер. [ 11, с.162-163 ]
Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции – операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.
Цель валютных интервенций – изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранные валюты. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.
Выделяют «стерилизованные» и «нестерилизованные» валютные интервенции. «Стерилизованные» интервенции предполагают одновременное проведение мероприятий, нейтрализующих влияние интервенций на внутренний денежный рынок (и прежде всего на денежную базу). Это означает, что изменение в ходе интервенции иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими обратными изменениями внутренних активов (например, покупкой-продажей государственных ценных бумаг). «Нестерилизованные» интервенции не предполагают подобных компенсирующих мер. Однако необходимо учитывать, что проведение валютных интервенций не затрагивает сущностных причин долгосрочного движения валютных курсов, что снижает их эффективность как метода валютного регулирования. [ 14, с.27-28 ]
Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:
наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;
доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального банка;
изменение фундаментальных экономических показателей, таких, как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др. [ 3, с.466-467 ]
«Протекционистские меры» — это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты .
К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения — законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями.
Видами валютных ограничений являются:
валютная блокада;
запрет на свободную покупку-продажу иностранной валюты внутри страны;
регулирование международных платежей и движения капиталов (репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг т.д.);
концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей;
множественность валютных курсов.
Жесткость валютных ограничений определяется уровнем развития экономики, положением страны во внешнеэкономическом обороте, конкретной ситуацией, сложившейся на валютном рынке. Использование большинства валютных ограничений предполагает ограничение обратимости национальной и иностранной валют, блокирование (полное или частичное) валютных счетов, требование лицензирования и централизации валютных операций (выделение так называемых «уполномоченных банков»). [ 4, с.319 ]
Девальвация и ревальвация – традиционные методы валютной политики. При использовании режимов фиксации обменного курса национальной валюты по отношению к иностранной, нарушение синхронности процессов девальвации (ревальвации) и инфляции (девальвации) может привести к изменению реального курса национальных денег. В результате реальный курс будет отклонятся от официального, что и требует девальвации (ревальвации) валюты.
Девальвация — снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам: в определенной степени способствует повышению конкурентоспособности экспорта и улучшению состояния платежного баланса ( но может привести к росту инфляционных ожиданий и соответственно цен на внутреннем рынке).
Ревальвация— повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам: оказывает на внешний сектор противоположное девальвации действие, т.е. дестимулирует экспорт и может ухудшить состояние платежного баланса. Но в то же время ревальвация дает прямые выгоды импортерам (покупка иностранной валюты в обмен на ревальвированную национальную валюту, обходится дешевле) и кредиторам (за счет понижающего действия ревальвации на инфляцию). [ 11, с.167-168 ]
Управление официальными золотовалютными резервами с целью их диверсификации позволяет снизить возможные потери в результате обесценения тех или иных резервных валют. В целях поддержания валютных резервов на достаточном уровне центральные банки осуществляют управление валютными резервами, т.е. формирование их оптимальной структуры и рациональное их размещение ( в зависимости от стабильности резервной валюты, а также от ее курса к национальной денежной единице).
Используются следующие формы размещения валютных резервов: покупка государственных ценных бумаг, выраженных в резервной валюте, размещение средств в депозиты (как правило, краткосрочные) зарубежных банков. [ 5, с.192 ]
2.
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1. Характеристика валютного регулирования в Республике Беларусь.
Валютное регулирование – это, с одной стороны, непрерывный процесс, а с другой – порядок государственного управления валютной сферой в экономике. В Республике Беларусь юридической основой валютного регулирования является валютное законодательство, включающее Закон « О валютном регулировании и валютном контроле», нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, органов валютного регулирования и валютного контроля Республики Беларусь.
Целями осуществления в Республике Беларусь валютного регулирования являются:
обеспечение стабильности платежного баланса и национальной валюты (белорусского рубля), экономической безопасности Республики Беларусь ;
поддержание устойчивого экономического роста и дальнейшее развитие международного сотрудничества. [ 5, с.193 ]
Законодательно в валютном регулировании установлены:
порядок осуществления международного платежного оборота, использования валютных ресурсов и международных кредитов;
состав участников и режим деятельности валютного рынка;
правила проведения валютных операций и др.
Определены:
статус государственных органов, осуществляющих валютное регулирование;
основные принципы валютной политики;
порядок международной валютной ликвидности Республики Беларусь.
Согласно Закону Республики Беларусь « О валютном регулировании и валютном контроле» под валютным регулированием понимают деятельность государственных органов по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования распоряжения ими.[ 12, с.132 ]
Под валютными ценностями понимают:
иностранную валюту;
платежные документы в иностранной валюте;
ценные бумаги в иностранной валюте;
белорусские рубли при совершении сделок между резидентами и нерезидентами;
ценные бумаги в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами;
платежные документы в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами.
Валютному регулированию подлежат валютные операции между резидентами нерезидентами.
Валютными операциями являются:
сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;
сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях;
сделки между нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь;
ввоз и пересылка в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь валютных ценностей;
банковские переводы в иностранной валюте, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, между резидентами и нерезидентами, предусматривающим использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях;
банковские переводы между резидентами и нерезидентами в белорусских рублях, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, между нерезидентами, предусматривающим использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь;
международные банковские переводы в белорусских рублях между резидентами или нерезидентами;
операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли;
операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту. [ 16, гл.1 ]
Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, в зависимости от степени их воздействия на платежный баланс подразделяются на две группы:
текущие валютные операции;
валютные операции, связанные с движением капитала.
Таблица 2.1.Текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Текущие валютные операции
Валютные операции, связанные с движением капитала
1.
2.
расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг;
расчеты по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг);
перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям;
операции неторгового характера.
приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;
приобретение ценных бумаг, выпущенных резидентами или нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;
переводы для осуществления расчетов по обязательствам, предусматривающим передачу имущества, относимого законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него;
предоставление и получение кредитов и (или) займов вне зависимости от срока их осуществления;
иные валютные операции, не относимые к текущим валютным операциям.
Примечание. Источник: собственная разработка на основе: [ 8, ст.5,7 ]
Осуществление текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала регламентируется «Правилами проведения валютных операций».
Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Если иное не определено Президентом Республики Беларусь, органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются :
Совет Министров Республики Беларусь;
Национальный банк Республики Беларусь.
Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь на Национальный банк Республики Беларусь возложены функции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определению сферы и порядка регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам, лицензирования деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.[ 12, с.133 ]
Национальный банк как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:
устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;
регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;
устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;
устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;
устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;
устанавливает порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами;
устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;
устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;
устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте и платежных документов в белорусских рублях;
контролирует осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций;
определяет в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;
выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и Президентом Республики Беларусь;
в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;
осуществляет другие полномочия, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными законодательными актами Республики Беларусь. [ 2, ст.33 ]
Совет Министров Республики Беларусь — высший орган исполнительной власти, осуществляющий руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов в Беларуси.
Совет Министров Беларуси в своей деятельности подотчётен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.
Совет Министров Беларуси отвечает за работу государственных органов, в числе которых:
государственные административные органы;
министерства;
государственные комитеты;
концерны;
организации, подчиненные правительству. [ 9 ]
Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования и в пределах своей компетенции:
принимает нормативно-правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства;
осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности;
осуществляет другие полномочия, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иным законодательством.[ 8, ст.22 ] продолжение
--PAGE_BREAK--