--PAGE_BREAK--валютные ограничения, т.е. совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями [2, c.620].
Что касается международных кредитных средств обращения, то регламентация правил их использования осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе – женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо. [17, c.72-74]
Регулирование международной валютной ликвидности как элемента валютной системы сводится к обеспеченности международных расчетов необходимыми платежными средствами.
Международная валютная ликвидность– способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами.
Режим валютного рынка и рынка золота является объектом национального и международного регулирования.
2
ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНЫХ СИСТЕМ
Развитие и углубление международного разделения труда, укрепление национальных валютных систем привело к формированию мировой валютной системы. Связь и различие национальных и мировой валютных систем проявляются в их элементах (Приложение Б).
Мировая валютная система– это форма организации международных валютных отношений, которая возникла в результате эволюции мирового хозяйства и юридически закреплена межгосударственными соглашениями.
Мировая валютная система связана с национальными валютными системами через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, систему межгосударственного валютного регулирования, координацию валютной политики стран. Мировая (международная) валютная система включает следующие элементы[1, c.159]:
— основные международные платежные средства в виде национальных валют государств (резервных валют), международных валютных единиц;
— условия взаимной конвертируемости валют;
— унификацию режима валютных паритетов и валютных курсов;
— унификацию правил использования международных кредитов, кредитных средств обращения (векселей, чеков и др.) и форм международных расчетов;
— режим международных валютных рынков и рынков золота;
— международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование.
Выделяют несколько этапов развития мировой валютной системы.
В конце XIXв. В условиях свободной конкуренции капитализма стала формироваться первая валютная система – Парижская валютная система.
Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867г. Парижская валютная система основывалась на базе золотого монометаллизма в форме золотомонетного стандарта. Система золотомонетного стандарта характеризовалась следующими признаками: каждая валюта имела золотое содержание; устанавливался режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах золотых точек; осуществлялась конвертируемость валют в золото; золото использовалось как платежное средство; сложился свободный ввоз и вывоз золота из страны в страну; форма общения государств – конференция [6, c.285].
Золотомонетный стандарт был относительно эффективен до Первой мировой войны, когда действовал рыночный механизм выравнивания валютного курса и платежного баланса. С утверждением рыночной экономики классический золотомонетный стандарт перестал соответствовать масштабам хозяйственных связей, стал тормозить регулирование экономики, денежной, кредитной и валютной систем в интересах монополий и государства. Поэтому после первой мировой войны его сменил механизм золотодевизного стандарта, базирующийся на золоте и ведущих валютах капиталистического мира, что было закреплено решениями Генуэзской конференции 1922 г.
Генуэзская валютная системафункционировала на следующих принципах [1, c.160]:
1. Ее основой являлись золото и девизы – платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов. Национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств.
2. Были сохранены золотые паритеты. Конверсия валют в золото стала осуществляться не только непосредственно, но и косвенно – через иностранные валюты.
3. Был восстановлен режим свободно колеблющихся валютных курсов без золотых точек.
4. Введена система валютного регулирования в форме активной валютной политики, международных конференций, совещаний.
Статус резервной валюты – особой категории конвертируемой валюты – не был официально закреплен ни за одной валютой, поэтому государства оспаривали лидерство их валюты в ходе острой конкурентной борьбы, что, в конечном счете, привело к созданию отдельных валютных блоков.
Мировой экономический кризис (1929–1933 гг.) сопровождался мировым валютным кризисом. Генуэзская валютная система утратила относительную стабильность. Был прекращен размен банкнот на золото во внутреннем обороте, однако сохранилась внешняя конвертируемость валют на золото по соглашению центральных банков. Международная система распалась на ряд отдельных валютных блоков.
Валютные блоки представляют собой группировки стран, использующих в качестве международного платежного средства валюту страны, возглавляющей блок, по отношению к которой они должны поддерживать курс своей валюты на определенном уровне [3, c.70]. Валютные блоки складывались фактически на основе экономической, валютной и финансовой зависимости одних стран от возглавляющей блок экономически более сильной державы. Основные валютные блоки – стерлинговый (с 1931 г.) и долларовый (с 1933 г.) – возникли после отмены золотого стандарта в Великобритании и США.
Валютная сфера стала ареной острейших межгосударственных противоречий, соперничества и борьбы. Вторая мировая война привела к углублению кризиса Генуэзской валютной системы. Поэтому возник вопрос о необходимости выработки международных норм, регулирующих валютные отношения между странами в послевоенный период.
Бреттон-Вудская валютная система была оформлена соглашением в 1944г.
По своей сущности она напоминала золотодевизный стандарт, но статус резервной валюты был юридически закреплен за долларом и фунтом стерлингов. Кроме того, устанавливались фиксированные золотые паритеты и курсы валют, осуществлялась конвертируемость долларовых резервов иностранных центральных банков в золото через американское казначейство по официальной цене, был создан Международного валютного фонда (МВФ) – орган межгосударственного валютного регулирования, а также Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
Таким образом, была создана система, которая должна была обеспечивать стабильность валютных отношений, устойчивость валютных курсов и международное валютное сотрудничество. Золотодолларовый стандарт, созданный в Бреттон-Вудской системе в действительности функционировал на долларовой основе, поскольку лишь США предпринимали попытки сохранить непосредственную конвертируемость своей валюты в золото. Другие страны поддерживали паритеты своих валют, искусственно привязывали их к доллару и без всяких вопросов принимали доллары в качестве резервных активов, благодаря их конвертируемости в золото. Усиливающиеся противоречия в сфере валютных отношений между государствами привели к кризису этой системы, приведшему ее к постепенному развалу в 1971–1976 гг. В результате кризиса Бреттон-Вудской системы был прекращен размен долларов на золото, отменена официальная цена золота; режим фиксированных валютных курсов сменился плавающими курсами; произошел распад валютных зон [7, с.423].
Таким образом, а середине 70-х гг. третья валютная система распалась.
Ямайская мировая валютная система оформлена соглашением стран – членов МВФ в 1976 г., ратифицированным в 1978 г.[1, c.162]. Измененный Уставом МВФ определил структурные принципы Ямайской валютной системы. Золотодевизный стандарт был заменен стандартом СДР. Основой новой валютной системы, международным платежным средством официально признаны СДР. На их базе страны – члены МВФ должны определять паритеты своих валют. Однако фактически СДР не стали эталоном стоимости, главным международным платежным и резервным средством. Сфера применения СДР ограничена в основном операциями МВФ. Количество валют, курс которых прикреплен к СДР, сокращается, практически сохранился долларовый стандарт. Доллар по-прежнему продолжал лидировать как международное платежное и резервное средство.
В рамках Ямайской валютной системы юридически оформлена демонетизация золота: отменена его официальная цена; прекращен размен долларов на золото; золото исключено из расчетов между МВФ и его членами; узаконен отказ от фиксирования золотого содержания национальных валют; проведена частичная реализация золотого запаса МВФ или возврат странам-членам части этого запаса. Органы координации действий стран – МВФ; совещания «в верхах».
Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса, т.е. предусмотрено либо сохранение системы плавающих валютных курсов без ограничения пределов их колебаний, либо установление и поддержание стабильных курсов национальных валют. Однако страны практически перешли еще с 1973 г. На режим плавающих валютных курсов, так как он более гибкий, чем фиксированные валютные курсы.
МВФ по-прежнему призван усилить межгосударственное валютное регулирование, либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений. Ямайская валютная система продолжает совершенствоваться для решения проблем в валютных отношениях стран мира. В частности, эти проблемы связаны с неэффективностью стандарта СДР; противоречиями между юридической демонетизацией золота и фактической его ролью как чрезвычайных мировых денег; несовершенством расчетов плавающих валютных курсов; неодинаковым положением стран в мировой валютной системе; необходимостью усиления координации валютно-экономической политики мировых центров и стабилизации валютных механизмов [3, c.89].
Региональная валютная система – это организационно-экономическая форма отношений ряда государств в валютной сфере, направленных на стимулирование интеграционных процессов, регулирование колебаний курсов национальных валют и преобразование региона в зону валютной стабильности [6, c.288]. Региональная валютная система основывается на собственных механизмах регулирования валютных отношений, ограничения влияния и роли ключевых валют и международных счетных единиц.
Углубление процессов западно-европейской валютной интеграции привело к созданию Европейской валютной системы (ЕВС), которая представляет собой региональную валютную систему и одновременно является элементом современной мировой валютной системы. Европейская валютная система создана в 1979 г. С целью стимулировать интеграционные процессы; создать европейский политический, экономический и валютный союз – Европейский союз (ЕС); укрепить позиции Западной Европы; обеспечить европейскую зону стабильности с собственной валютой; оградить «общий рынок» от экспансии доллара.
ЕВС – подсистема мировой валютной системы. Особенности западноевропейского интеграционного процесса определяют структурные принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской валютной системы. Вместо СДР был введен стандарт ЭКЮ (1979 – 1998 гг.) – европейской валютной единицы. Сфера использования ЭКЮ включала не только государственный, но и частный секторы, в том числе депозитно-ссудные операции банков, международные расчеты частных фирм и др. Золото и доллары включены в механизм эмиссии ЭКЮ путем объединения 20% официальных резервов стран-членов, возобновлены операции с валютным металлом – золотом. Был установлен режим плавающих курсов валют стран-членов ЕВС, предусматривающий пределы их взаимных колебаний («европейская валютная змея»). Страны-члены ЕВС создали собственный орган межгосударственного валютного регулирования – Европейский фонд валютного сотрудничества (1979 – 1983 гг.), замененный в 1994 г. Европейским валютным институтом (1994 – 1998 гг.), а в июле 1998 г. Был создан Европейский центральный банк. 7 февраля 1992 г. Был подписан Маастрихтский договор, который вступил в силу 1 ноября 1993 г. Европейское сообщество стало официально именоваться Европейским союзом (ЕС). Новая стадия в развитии Европейского валютного союза связана с переходом к единой валюте – евро.
Маастрихтский договор предусматривал поэтапное формирование политического, экономического и валютного союза [9, c.232].
Первый этап (1 июля 1990 г. – 31 декабря 1993 г.) предусматривал становление экономического и валютного союза, включая осуществление подготовительных мероприятий. Большое внимание было уделено сближению уровней экономического развития стран, снижению темпов инфляции, сокращению бюджетного дефицита, стабильности курсов, оздоровлению государственных финансов. В это время были окончательно отменены валютные ограничения, установлено свободное движение капиталов внутри союза и между третьими странами. Эти меры были важны при подготовке введения евро как единой денежной единицы.
Второй этап(1 января 1994 г. – 31 декабря 1998 г.) характеризовал более конкретные меры стран-членов ЕС к введению евро. В 1994 г. Начал функционировать Европейский валютный институт. Он был создан как независимый от национальных правительств и наднациональных европейских органов. Цель его создания – обеспечение необходимой подготовки для введения евро. В функции Европейского валютного института входили: усиление кооперации между национальными центральными банками и координация валютной политики стран ЕС; контроль за колебаниями валюты в рамках Европейской валютной системы; определение правовых организационных и материально-технических предпосылок для создания Европейского центрального банка. На этом этапе был принят ряд решений, регулирующих порядок (запрет) кредитования центральными банками стран государственных предприятий, прямого приобретения центральными банками долгов государства, установления действительной независимости центральных банков от правительств своих стран и др.
На основе Европейского валютного института развился Европейский центральный банк, который начал функционировать с июня 1998 г. Главная цель его деятельности – поддержание стабильности цен и, соответственно, единой валюты [3, c.109].
Третий этап(1999 – 2002 гг.) предусматривал полный переход к единой валюте – евро. С 1 января 1999 г. Установлены фиксированные валютные курсы евро к национальным валютам стран-участниц зоны евро, а евро становится их общей валютой. Национальная валюта сохранилась временно только в качестве параллельной денежной единицы (1999 – 2002 гг.). С 1 января 2002 г. Начался выпуск банкнот и монет евро и обмен национальных валют на евро, в середине 2002 г. Осуществился полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро.
Начала свою деятельность Европейская система центральных банков, включающая Европейский центральный банк и центральные банки стран зоны евро. К задачам Европейской системы центральных банков относятся[1, c.164]:
1. проведение единой валютной политики стран ЕС;
2. поддержание курса евро по отношению к другим мировым валютам;
3. управление иностранными резервами стран союза;
4. обеспечение функционирования международной платежной системы в зоне евро;
5. управление выпуском банкнот в евро;
6. определение для каждого центрального банка стран-членов квоты допустимой эмиссии;
7. контроль за финансовыми институтами в ЕС для обеспечения стабильности общеевропейской финансовой системы.
Четвертый этап(с 2003 г.) определяет новые направления развития валютной системы, экономического валютного союза. Введение евро усиливает взаимосвязь между экономическим и валютным союзом и третьими странами, особенно европейскими [9, c.132].
Введение евро способствует заметным изменениям в международных экономических, валютно-кредитных и финансовых отношениях. Для банков введение евро означает становление в ЕС единого рынка и унификацию услуг, а также создание единого рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Переход на единую валюту ужесточил бюджетную дисциплину в странах-членах Европейского валютного союза. В перспективе они могут унифицировать налоговые системы, а перевод в евро всех обязательств и активов стран-участниц позволит снизить объемы валютных резервов в этих странах, улучшит распределению капиталов.
3
АНАЛИЗ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Национальная валютная система Республики Беларусь представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. В настоящее время институциональный валютный механизм Республики Беларусь по основным параметрам практически приблизился к критериям, присущим странам Запада.
Национальная валютная система Республики Беларусь образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в международные финансовые механизмы.
Основные элементы национальной валютной системы Республики Беларусь: валютная политика; режим валютного курса; организационно-правовая форма валютного регулирования.
Основой валютной системы является национальная денежная единица – белорусский рубль, введенный в обращение в 1992 г. В начале он обращался вместе с советским рублем и использовался лишь в наличных расчетах. В марте 1993 г. Белорусский рубль начал котироваться на межбанковском валютном рынке, а с августа 1993 г. – на Межбанковской валютной бирже (МВБ) [2, c.623]. Соответственно, Национальный банк Республики Беларусь с 1993 г. Перешел от установления фиксированного коммерческого курса к единому курсу на основе торгов на МВБ. Тем самым было завершено обособление национальной денежной и валютной систем Республики Беларусь от денежных и валютных систем республик бывшего СССР, в обращении которых до введения национальных денежных единиц оставались советские рубли.
В 1 полугодии 2005 г. Белорусский рубль укрепился в номинальном выражении практически ко всем валютам стран – основных торговых партнеров. Укрепление белорусского рубля по отношению к доллару США и российскому рублю преимущественно было обусловлено тенденциями во внешней торговле.
Переходным этапом в становлении валютной системы Беларуси в начале 1990-х годов явился валютно-финансовый механизм, уходивший своими корнями в плановую экономику. Определяющую роль в валютном механизме играл основной принцип – равновесие цен на основе сбалансированности спроса и предложения. В структуру валютного механизма входили четыре элемента: валютные методы, валютные рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение (Приложение В).
Мировая практика безопасности проведения расчетов по внешнеторговым операциям, валютно-обменным сделкам выделяют несколько групп рисков при осуществлении дат валютирования. В основу разработок систем хеджирования рисков при проведении внешнеторговых, валютно-обменных операций, как правило, участники внешнеэкономических связей закладывают алгоритмы известных рейтинговых агентств, либо собственные методики[10, c.77].
Под устойчивостью национальной валютной системы понимается неподверженность основных элементов валютной системы колебаниям, валютным кризисам, и наличие механизмов минимизации их последствий на экономику страны в целом. При оценке устойчивости национальной валютной системы мы также должны исходить из того, что в 2007 г. Начался переход России к так называемым равноподходным ценам на газ для внутреннего и внешнего рынков, с тем, чтобы обеспечить российскому Газпрому равный интерес, как к экспортным поставкам, так и снабжению внутреннего рынка. Цена газа в России будет равна цене в Европе за минусом расходов на транспорт и логистику [11, c.187].
Выделим группы рисков, специальных факторов, влияющих на устойчивость белорусской валютной системы [11, c.190]:
— первая группа – риск кредитования;
— вторая группа – риск рынка;
— третья группа – операционный или системный риск;
— четвертая группа – риск ликвидности;
— пятая группа – факторы случайности.
Частота подверженности того или иного участника внешнеэкономических связей на всех сегментах финансового рынка вышеуказанным рискам регистрируется в информационных базах мировых аудиторских организаций (рейтинги). Наличие рисков при проведении внешнеторговых операций является важным обстоятельством, влияющим на поступление экспортной выручки и на стабильность валютной системы. Многоликость групп рисков при проведении расчетов по внешнеторговым операциям и валютно-обменным сделкам, естественно, требует как со стороны центральных банков, так и со стороны коммерческих банков и небанковских участников рынка применения современных способов их хеджирования на основании результатов как фундаментального, так и технического анализа [10, c.190].
Рассмотрим методологические аспекты технического анализа рисков для Республики Беларусь.
Технический анализ – это совокупность методов оценки риска и выбора способов его минимизации. Состав методов технического анализа в трансформированной экономике Республики Беларусь можно определить двумя уровнями.
Первый уровень может быть представлен методом интуитивного характера.
Второй уровень технического анализа – метод прогнозирования изменений и тенденций всех сегментов финансового рынка посредством анализа графика.
Для любой страны с трансформированной экономикой, особенно для стран, испытывающих недостаток собственных природных ресурсов, возникает объективная необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Уровень развития рыночных производственных отношений определяет как направление валютного регулирования, так и источники финансирования дефицита платежного баланса. Наличие дефицита платежного баланса в течении пяти и более лет позволяет делать вывод о неоптимальном выборе направления валютного регулирования в нашей стране. В Республике Беларусь с учетом того, что обеспеченность рублевой массы валовыми иностранными активами органов денежно-кредитного регулирования в 1996-2006 гг. составляло 63,6 %, необходимо применение элементов, механизма валютного контролинга с эволюционным переходом к либеральному механизму валютного регулирования, что создаст предпосылки для минимизации проблемы отрицательного сальдо торгового баланса [11, c.193]. Ситуация на всех сегментах белорусского валютного рынка в начале 2007 г. Также требует применения механизма валютного контролинга.
Учеными сформулированы принципы как директивного, так и либерального направлений валютного регулирования, которые нашли применение при организации валютных отношений в белорусской валютной системе. Национальными органами валютного регулирования и контроля используются следующие принципы директивного валютного регулирования:
1)принцип обеспечения гарантии выполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам нерезидентами в пользу резидентов Республики Беларусь при осуществлении последними предварительной оплаты в форме банковского перевода;
2)принцип определения сферы введения валютного контролинга;
3)принцип монопольного положения банков при проведении валютных
операций;
4)принцип декларирования цели и необходимости проведения
внешнеэкономических операций;
5)принцип ограничения или изоляции внутреннего валютного и
денежного рынков от европейских рынков национальной валюты;
Отметим, что в настоящее время в Беларуси продолжается процесс совершенствования и либерализации системы валютного регулирования и контроля.
Решающий шаг в этом отношении был сделан в ноябре 2003г., когда вступил в силу Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» [12]. Несмотря на то, что Закон разрабатывался параллельно с аналогичным законом РФ, в Беларуси он имеет более обобщающий характер. Это должно позволить более оперативно реагировать на ситуацию в валютной сфере и экономике в целом.
Национальными органами валютного регулирования и контроля применяются принципы либерального направления валютного регулирования:
— принцип множественности субъектов валютного рынка при проведении дилинговых операций;
— принцип либерализации форм расчетов при проведении внешнеэкономических операций, разрешающих применение наличной формы расчетов с использованием иностранной валюты.
Рассмотрим еще один важнейший элемент национальной валютной системы – статус Национального банка Республики Беларусь, регламентированный Банковским кодексом и Уставом банка (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320).
Так, установлено, что Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь [13].
Цели Национального банка Республики Беларусь подразделены на две группы.
Первая группа целей центрального банка при проведении девизных операций непосредственно охватывает вопросы, связанные с поддержанием международной ликвидности страны (управление золотовалютными резервами и обслуживание внешнего долга в части компетенции Национального банка Республики Беларусь).
Вторая группа целей деятельности центрального банка с иностранной валютой охватывает вопросы, решение которых обеспечивает поддержание устойчивой динамики обменного курса национальной валюты для минимизации оттока капитала и создания оптимальных условий развития экономики [11, с.194].
Национальный банк выполняет следующие функции:
— устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;
— регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;
— разрабатывает и совместно с уполномоченными государственными органами единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь;
— осуществляет эмиссию денег;
— выдает разрешение (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала;
— регулирует денежное обращение;
— регулирует кредитные отношения;
— осуществляет валютное регулирование;
— определяет в соответствии с законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
— организует функционирование системы межбанковских расчетов;
— осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
— устанавливает порядок осуществления банковских операций;
— определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь;
— создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет ими;
— выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь [2, с.641].
Дирижизм, как направление директивного регулирования в Республике Беларусь, должен в Республике Беларусь, реализовываться в форме валютного контролинга.
Либерализм, как направление валютного регулирования в Республике Беларусь, реализуется через финансовые инструменты, и являются перспективным направлением развития национальной валютной системы.
Эффективность валютного контролинга может быть достигнута при обязательном исполнении разработанных принципов директивного направления валютного регулирования.
Основой реализации механизма валютного контролинга являются регламентирующие нормы, выполнение которых позволит минимизировать спекуляции против национальной валюты и увеличить объемы экспортных поступлений. Валютные спекуляции, как дестабилизирующий элемент любой валютной системы, достаточно серьезно обостряют проблему «инфляционных и девальвационных ожиданий» субъектов валютных операций.
Период контролинга является подготовительным для введения механизма валютного регулирования открытого рынка. Возможность перехода от валютного контролинга к валютному либерализму обуславливается наличием в стране сформированной валютной системы и формированием устойчивой положительной динамики сальдо платежного баланса. Исходными оценочными показателями для отмены валютного контролинга должны стать [11, c.195]:
— величина колебаний курса обмена в относительном исчислении;
— отклонение рыночной стоимости национальной валюты от стоимости, рассчитываемой на основе соотношения национальной денежной базы и величины золотовалютных резервов, а также частота критических колебаний валютного курса;
— динамика дефицита платежного баланса;
— динамика величины внешнего долга;
— величина золотовалютных резервов центрального банка.
Разработанный механизм валютного контролинга и реализации его принципов в трансформированной экономике Республики Беларусь представим в следующем варианте.
Во-первых, центральный банк в законодательном или нормативном документе должен четко определить основные общие положения и определения, принципы валютных операций.
Во-вторых, центральный банк в нормативном документе четко определяет с учетом разработанных принципов – правила и детальную операционную технику проведения валютных операций.
В-третьих, центральным банком вводится конкретный механизм контроля за реализацией определенных принципов, включая контроль за схемами логистики основных экспертов Республики Беларусь [11, с.195].
Комплексное применение механизма валютного контролинга на разработанных принципах уже позволило в течение 2001–2003 гг. стабилизировать обменный курс белорусского рубля, минимизировать отток отечественного капитала и, тем самым, изыскать внутренние валютные резервы для финансирования дефицита платежного баланса. Кроме того, валютное регулирование дирижизма создает предпосылки для перехода к либеральным методам организации валютных отношений.
Для эффективного проведения операций на всех сегментах финансового рынка Национальным банком Республики Беларусь должны быть созданы условия для реализации принципов работы рынка, в тоже время нельзя игнорировать разрушительные последствия спекулятивных операций. Для минимизации последних, принцип множественности субъектов валютного рынка необходимо реализовывать селективным отбором участников валютных операций.
Совершенствование нормативно-правовой базы в области валютного регулирования и валютного контроля в 2007 году было направлено на приведение ее в соответствие с Законом Республики Беларусь “О валютном регулировании и валютном контроле”. В этих целях Национальным банком был разработан и принят ряд нормативных правовых актов, которые предусматривают регистрационный и уведомительный порядок совершения ряда валютных операций, связанных с движением капитала, а также свободный порядок открытия резидентами Республики Беларусь счетов, связанных с кредитованием в кредитных организациях за пределами Республики Беларусь. Кроме того, в рамках международного сотрудничества унифицирован порядок открытия резидентами государств – участников ЕврАзЭС счетов в банках других государств – участников ЕврАзЭС для обслуживания деятельности своих представительств.
Некоторое ослабление реального обменного курса белорусского рубля относительно валют стран – основных торговых партнеров увеличивало ценовую конкурентоспособность товаров отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.
Подводя итог главе, подчеркнем важнейшие ее пункты.
Национальная валютная система Беларуси является органичной частью денежной системы страны, ее деятельность регулируется законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, в Беларуси создана, законодательно оформлена и успешно функционирует валютная система, направленная на обеспечение стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества. Ее структура включает все основные элементы национальных валютных систем, большинство из которых составляет содержание, функции и механизмы валютного регулирования и валютного контроля.
Основой валютной системы является национальная денежная единица – белорусский рубль. В обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля значительная роль принадлежит международным резервным активам Республики Беларусь. На 1 октября 2007 года, золотовалютные резервы Беларуси в национальном определении, по предварительным данным, составили $1,523 млрд., увеличившись с начала года на 45,5% [2, c.625].
Статус Национального банка Республики Беларусь (центрального банка страны) регламентирован Банковским кодексом и Уставом банка.
В анализируемом периоде продолжалось совершенствование нормативно-правовой базы в области валютного регулирования и валютного контроля.
продолжение
--PAGE_BREAK--