--PAGE_BREAK--
Бюджетный процесспредставляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составление и исполнение бюджетов являются прерогативой органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение — органов законодательной власти.
Составной частьюбюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, которые в соответствии с бюджетным устройством являются самостоятельными.
Бюджетное регулирование осуществляется в различных формах. Прежде всего, это передача части закрепленных налоговым законодательством доходов и регулирующих доходных источников с одного уровня бюджетной системы на другой.
Оказание финансовой поддержки может производиться путем выделения дотаций или субвенций, а также предоставления средств на возвратной основе. Если передаваемые средства вышестоящего бюджета используются на финансирование целевого мероприятия, то их называют субвенциями.
Инвестиции и другие капитальные расходы производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.
Решение проблем бюджетного федерализма состоит в оптимальном сочетании интересов Российской Федерации, регионального и местного уровней.
Бюджетная классификация, на которой базируется как составление, так и исполнение бюджета, обеспечивает сопоставимость бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
В структуре бюджетной классификации Российской Федерации выделяются:
1) функциональная структура расходов бюджетов Российской Федерации;
2) ведомственная структура расходов федерального бюджета Российской Федерации;
3) экономическая структура расходов бюджетов Российской Федерации.
В функциональной структуре выделяются целевые направления государственной деятельности, обусловленные основными функциями государства. В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).
Второй задачей, которую решает бюджетная классификация, является обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов. Ведомственная структура определяет, кому, сколько и на какие цели выделяются ресурсы из федерального бюджета.
Экономическая структура разграничивает все затраты по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды и т.д.), что обеспечивает возможность экономического анализа государственных расходов. В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер.
Бюджетная классификация включает и классификацию доходов бюджетов Российской Федерации. В управлении бюджетным процессом принимают участие практически все органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Однако центральное место среди них занимает система органов государственного управления финансами, и прежде всего Министерство финансов Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
Как уже отмечалось, федеральный бюджет относится к первому уровню бюджетной системы Российской Федерации и является основным финансовым планом Российской Федерации. Именно через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
· обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
· функционирование федеральной судебной системы;
· осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
· национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
· государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
· государственная поддержка атомной энергетики;
· ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
· исследование и использование космического пространства;
· содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
· формирование федеральной собственности;
· обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
· компенсация государственным внебюджетным фондом расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
· пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
· проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
· федеральная инвестиционная программа;
· финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
· официальный статистический учет;
· некоторые другие расходы.
Кроме того, Правительством Российской Федерации определяется порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. К таким расходам относятся:
· государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
· обеспечение правоохранительной деятельности;
· обеспечение противопожарной безопасности;
· научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
· социальная защита населения;
· охрана окружающей природной среды, охрана и воспроизводство природных ресурсов, гидрометеорологическая деятельность;
· предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
· развитие рыночной инфраструктуры;
· обеспечение деятельности средств массовой информации;
· финансовая помощь другим бюджетам;
· некоторые другие расходы
Государственные инвестиции из федерального бюджета финансируются по перечню государственных заказчиков в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой. В приложениях к федеральному бюджету некоторые его расходы конкретизируются по направлениям, получателям средств и целям.
С целью выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом их душевого бюджетного дохода в федеральном бюджете утверждается объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации с распределением трансфертов по бюджетам субъектов Федерации.
Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает, когда для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над его доходами) используется государственный кредит. Это означает, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий (в этом случае возникает внутренний государственный долг) или у другого государства либо международных финансовых организаций (внешний государственный долг).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 94) внутренними источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются средства, полученные от кредитных организаций; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы страны.
К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, а также кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Сокращение государственного долга и расходов на его обслуживание (выплаты по процентам) является важной проблемой государственных финансов.
Свыше половины неналоговых доходов приходится на доходы от внешнеэкономической деятельности.
Порядок составления проекта федерального бюджета, рассмотрения и утверждения федерального закона о федеральном бюджете, начиная с 2000 г., регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года и осуществляется в соответствии с бюджетной политикой Российской Федерации, определяемой в ежегодном Бюджетном послании Президента. Эта работа начинается с составления годового прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и разработки сводного финансового баланса государства, где балансируется обеспеченность финансовыми ресурсами всех предусмотренных прогнозом мероприятий. Контрольные цифры проекта бюджета и показатели прогноза социально-экономического развития затем прорабатываются на региональном уровне. По результатам проведенной работы составляются проект (с учетом необходимости бюджетного регулирования) федерального бюджета и прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации.
Формирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ осуществляется нарастающим итогом на последнюю отчетную дату, предшествующую планируемому периоду, исходя из фактических поступлений в федеральный бюджет налоговых доходов, за исключением доходов, контроль за поступлением которых, осуществляет Государственный таможенный комитет РФ.
Средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ выделяются только тем субъектам, которые выполняют требования бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации без каких-либо исключений, дополнений и особых условий.
Суммы, передаваемые из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, называются трансфертами.
Трансферты регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений средств в федеральный бюджет. В 2001 г. трансферты были предоставлены 76 регионам из 89.
Не получают трансфертов 9—13 субъектов Федерации. Эти регионы — доноры не имеют реальных стимулов для принятия мер, направленных на расширение налогооблагаемой базы, поскольку значительная часть собираемых ими средств перераспределяется в пользу не обеспечивающих себя ресурсов субъектов Федерации.
Наряду с трансфертами сохранился порядок выделения регионам бюджетных ассигнований на капитальные строительство для осуществления федеральных целевых программ, а также на иные мероприятия, согласованные на федеральном уровне.
Однако, несмотря на увеличение средств, поступающих из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и особенно местных органов самоуправления остается исключительно актуальной.
За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов. Однако их доходная база не была расширена.
По мнению Правительства, для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:
· не предоставлять финансовую помощь субъектам Федерации, имеющим превышение собственных доходов над расходами;
· оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы не лишать их стимулов к развитию собственных доходных источников;
· упорядочить схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий;
· создать эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.
Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
Формирование доходов местных бюджетов осуществляется за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
Основная их часть расходов отдельных звеньев бюджетной системы осуществляется из федерального бюджета. Из этого бюджета полностью финансируются расходы на оборону, значительная часть затрат на финансирование государственных программ и инвестиций, предоставляются дотации отдельным отраслям народного хозяйства, крупные средства бюджетам территорий, погашается огромная внутренняя и внешняя задолженность страны.
В бюджетах территорий основные — расходы на социальные цели. Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
В целях сбалансированности бюджетов соответствующие представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, заключающегося в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.
Покрытие дефицита бюджета развития происходит также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджета всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
В соответствии с Федеральным законом бюджетная классификация включает:
· классификацию доходов бюджетов РФ;
· функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
· экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
· классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
· классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета;
· классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
· классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Единая бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
При составлении, утверждении и исполнении только федерального бюджета используются:
· ведомственная классификация расходов федерального бюджета:
· классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
· классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ.
Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ утверждается законодательными органами субъектов РФ, а ведомственная классификация местных бюджетов решениями соответствующих органов местного самоуправления.
1) Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
2) Функциональная классификация расходов бюджетов РФ — это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление средств на выполнение основных функций государства.
3) Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов.
4) Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов субъектов РФ, отражающую распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов Федерации.
5) Экономическая классификация расходов бюджетов РФ — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации.
Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
— финансовые органы (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);
— органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);
— органы государственного (муниципального) контроля.
Каждый орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.
Участники бюджетного процесса:
— Президент РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство РФ;
— органы законодательной (представительной) власти;
— органы исполнительной власти;
— органы денежно-кредитного регулирования;
— органы государственного и муниципального финансового контроля;
— органы государственных внебюджетных фондов;
— главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
— иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).
Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.
Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.
Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.
Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.
Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям, утверждает сметы доходов и расходов, составляет бюджетную роспись (документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат, представляет сводный отчет об исполнении бюджета, выступает в суде от имени казны РФ.
Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.
В соответствии со ст. 192 Бюджетного кодекса не позднее 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной думы проект федерального закона о федеральном бюджете на следующий год одновременно с установленным перечнем документов. Центральный банк в эти же сроки представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год.
Проект федерального закона о федеральном бюджете рассматривается Государственной думой в четырех чтениях.
В первом чтении Государственная дума анализирует его концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации, проект программы государственных внешних заимствований России в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета.
Во втором чтении Государственная дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
В третьем чтении Государственная дума рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам, федеральной адресной инвестиционной программе на очередной финансовый год, в пределах расходов, утвержденных по разделам федерального бюджета во втором чтении; распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по субъектам России; программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований Российской Федерацией у иностранных государств на очередной финансовый год.
В четвертом чтении Государственная дума рассматривает проект федерального закона о бюджете и голосует за него в целом. После этого принятый Государственной думой федеральный закон передается на рассмотрение Совету Федерации. После его одобрения верхней палатой Федерального собрания закон передается на рассмотрение Президенту Российской Федерации. После подписания Президентом федеральный закон о федеральном бюджете вступает в действие.
Федеральный бюджет России утверждается Государственной Думой и Федеральным Собранием – высшей законодательной властью страны. Правительство же готовит проект бюджета и отвечает за его исполнение. Оно организует (через министерство финансов и налоговую службу) сбор доходов и осуществление (через государственные службы) расходов по направлениям в размерах установленных в бюджете.
Такое разделение прав и обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти помогает поставить расходование средств налогоплательщиков под контроль высшей выборной власти и избежать бездумной или корыстной траты денег государственными чиновниками. продолжение
--PAGE_BREAK--