Реферат по предмету "Финансы"


Бюджет как механизм регулирования экономики страны

--PAGE_BREAK--Принципы бюджетной системы:
Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

-Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

-Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

— Принцип самостоятельности бюджетов означает:

— право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

— наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

— право органов государственной власти  и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

— недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

— недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

-Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

-Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

-Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

-Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

-Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

-Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

-Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

1.2 Социально-экономическое значение бюджета государства

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и исполь­зование централизованного фонда денежных средств как обязатель­ного условия функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государствен­ного управления возможность выполнения, ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, госу­дарственное регулирование и стимулирование экономики, финанси­рование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимо­отношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимо­отношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.

Определяющая роль бюджета в социально-экономическом разви­тии страны предполагает необходимость строго аргументированной характеристики сущности бюджета.Бюджет играет важную экономическую, социальную  и политичес­кую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюд­жетного фонда на финансирование приоритетных отраслей хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли с низкой рентабельностью (напри­мер, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, го­сударство способствует воспроизводству рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и админист­ративными территориями (субъектами РФ).

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюдже­та, проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее широкой финан­совой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:  -образования бюджетного фонда (бюджетные доходы);

-использования бюджетного фонда (бюджетные расходы);

-контроля.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие на­логи, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд фор­мируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников про­цесса общественного производства -физических и юридических лиц), полученных врезультате первичного распределения чистого нацио­нального продукта: заработной платы рабочих и служащих, доходов лиц, работающих по найму, предпринимательской прибыли (про­мышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей), рен­ты, процентов.Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от кон­кретных экономических условий (экономической конъюнктуры) каждой страны. Изменение структуры бюджетных доходов отража­ет изменения, связанные с динамикой экономических процессов.

  Вторая функциябюджета принадлежит конкретным целевым бюд­жетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйству­ющий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи, с чем бюджетные расхо­ды охватывают все отрасли и сферы хозяйства. Потребность в соблю­дении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предпо­лагает регулирование объемов бюджетного финансирования его от­дельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюд­жетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем струк­тура бюджетных доходов.

Контрольная функция бюджетапредполагает создание усло­вий для проведения контроля. При этом кон­троль и контрольная функция — не идентичные (хотя и взаимосвязан­ные) понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельнос­ти финансовых органов, второе представляет собой присущее финансам свойство, создающее объективную основу для существую­щего контроля.Бюджетные параметры по доходам и расходам определяются на ос­нове прогнозных показателей социально-экономического развития страны.

В свою очередь результаты исполнения бюджета в значительной степени определяют темпы развития экономики и социальной сферы каждого субъекта РФ, отраслевые и территориальные пропорции, уро­вень жизни населения.

Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспекти­ву являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение культурных ценно­стей, обеспечение независимости и достойной России роли в миро­вом сообществе.

Таким образом, бюджет необходим государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем для выполнения экономических, социальных и политических задач. Значи­мость бюджета в макроэкономическом регулировании предполагает особое внимание к реальному обеспечению принципов построения бюджетной системы РФ, регламентированных Бюджетным кодексом РФ, продолжению бюджетной реформы. Мы убеждены, что бюджетная реформа должна носить более системный характер, учитывать измене­ния, происшедшие в механизме перераспределения ВВП, осуществляе­мого, наряду с бюджетом, финансовым рынком и финансовыми посред­никами, коммерческими банками, пенсионным фондом и другими фи­нансовыми институтами.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими дохода­ми, решение жилищной проблемы.

Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государствен­ный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отрасля­ми, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно-тех­нических программ.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределе­нии доходов и собственности. Сектор государственного управления отличается от других секторов экономики также по способам фи­нансирования затрат — с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное дви­жение  капиталов  и  товаров,  стихийное  формирование  отношений между   участниками   воспроизводственного   процесса,   натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоя­нии решить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство осуществляет прямое (с помощью законо­дательных и иных нормативных актов) и косвенное социально-экономическое регулирование. Косвенное регулирование осуществляется через финансовую и кредитную политику, в реализации которой центральную роль играет государственный бюджет. Рычагами государственного воздействия при налогообложении являются налоговые  ставки   и  льготы,   оказывающие   влияние   на   объем   производства,    предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг. При расходовании средств государство осуществляет финансирование госу­дарственных программ, направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производ­ства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия. Рычагами государственного воздействия являются также льготные и беспроцент­ные кредиты и гарантии по банковским ссудам.

Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов на основе рационального налогообложения населения и предприятий,  объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надежного контроля за сменой стадий экономических циклов, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

Государство использует различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику. Одним из них является фискальная политика. Под фискальной политикой государства понимается совокупность мер в об­ласти налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства, контроль над ин­фляцией и увеличение занятости.

Крупным направлением бюджетной политики и соответственно функций бюджета является использование бюджетных средств для экономической и социальной стабильности, создания условий эконо­мического роста, сглаживания последствий экономических и финансовых кризисов. При этом все большее внимание уделяется пробле­мам долгосрочного характера, связанным с научно-техническим про­грессом, структурной перестройкой экономики, накоплением капитала, эффективным экономическим ростом. Государственные инвестиции составляют от 20 до 40% общего объема инвестиций.

Государственные финансы и их сердцевина — бюджет страны оказывающий воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сек­тором экономики, участвующим в общем кругообороте доходов, рас­ходов и выпуска продукции. Его расходы наряду с инвестиционным и потребительским спросом являются составной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение сумм частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменения этих величин оказывают существенное влияние на эко­номическую ситуацию в стране.

В отношении воздействия государственных финансов общепризнанными являются два основных положения. Согласно первому уве­личение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса в экономике и соответственно к росту выпуска продукции и занято­сти. Влияние изменения государственных расходов в некоторой мере аналогично воздействию инвестиционного спроса. Согласно второму положению увеличение налогообложения (чистых налогов, т. е. сумм, взимаемых государством, за минусом социальных трансфертов и т. п.) ведет к сокращению личных располагаемых доходов домашних хо­зяйств, сокращению расходов, выпуска продукции и занятости.

Фискальная политика государства, определяемая его действиями в области получения доходов, объема и направлений государственных расходов, может быть нацелена на стабилизацию, экономический рост или ограничение деловой активности. Политика стабилизации пред­полагает использование фискальных и кредитно-денежных мер для максимального приближения ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен. Под поли­тикой экономического роста понимают реализацию мер для увеличе­ния ВВП, а под политикой ограничения деловой активности — осуще­ствление мер по уменьшению ВВП по сравнению с потенциальным уровнем.

При экономическом спаде может осуществляться стимулирующая фискальная политика, основанная на росте государственных расходов, снижении налогов и соответственно увеличении дефицита бюджета, а в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, может проводиться ограничительная фискальная политика, нацелен­ная на уменьшение государственных расходов, увеличение налогов с ориентацией на уменьшение дефицита бюджета или его положи­тельное сальдо. Поскольку стимулирующее или ограничивающее воздействие фискальной политики сопряжено с изменениями бюджетного дефицита и профицита, то это воздействие зависит от ме­тодов финансирования дефицита и направлений использования бюд­жетного излишка.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Політичні системи суспільства
Реферат Advertising Essay Research Paper Mass Communication Process
Реферат Повесть В.Г.Короленко Слепой музыкант
Реферат Эффективная презентация
Реферат Маркетинговое исследование товаров конкурентов на примере рынка сотовых телефонов
Реферат Туберкулёз
Реферат Кадастр и планировка населенных мест
Реферат Подвиг Магеллана
Реферат Установление факторов оказавших влияние на изменение показателей финансовых результатов рассматриваемого
Реферат Открытое и закрытое акционерное общество
Реферат Основні методи перекладу складних економічних термінів та термінів-словосполучень
Реферат Преимущества международной торговли
Реферат Лопе де Вега. Собака на сене
Реферат Авної служби з карантину рослин України та аналізу регуляторного впливу зазначеного проекту Міністерство аграрної політики України оголошує про його публікацію
Реферат Понятие бизнес проекта