--PAGE_BREAK--
Принцип равенства бюджетных прав означает, что для всех субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления государство устанавливает одинаковые для всех и обязательные нормы и правила, определяющие компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса. В правовом поле единого государства недопустимо сепаратное представление «индивидуальных», «особых», «временных» и прочих льгот и привилегий некоторым субъектам РФ, что автоматически приводит к дискриминации оставшихся «равноправных» субъектов РФ.
Равенство бюджетных прав означает также применение единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам на базе единых социальных стандартов для граждан единой страны, обеспечивающих им равные гарантии в потреблении государственных услуг. Подробно эта проблема будет рассмотрена в контексте проблем бюджетного федерализма.
Очевидно, что сегодня ни дно из указанных условий или не выполняется вовсе, или выполняется лишь частично. Практически отсутствует реальная «независимость» функционирования многих бюджетов на уровне субъектов Федерации, не говоря уже об уровне органов местного самоуправления.
Нет долгосрочных нормативов бюджетных взаимоотношений, кроме законодательно закрепленной за каждым уровнем власти номенклатуры налогов и доли федеральных налогов, поступающих в распоряжение субъектов Федерации.
Не определено разграничение полномочий между различными уровнями власти по расходам. Нет нормативной основы формирования финансовых ресурсов для реализации своих полномочий каждым из уровней власти.
Не разработаны минимальные социальные стандарты, устанавливаемые федеральными органами государственной власти. Сглаживание вертикальных и горизонтальных дисблансов осуществляется в значительной мере на субъективной основе.
Особое место в системе принципов построения бюджетного устройства занимают принципы формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Выше эти принципы были уже названы, теперь рассмотрим их сущностное содержание.
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Различают бюджеты брутто и нетто.
В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто — только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.
Стандарты и методы учета и отчетности, которые сегодня используются в российском бюджетном регулировании, не в полной мере обеспечивают контроль и получение информации, полезной для анализа и принятия решений. Поэтому реализация принципа полноты бюджета требует разработки специальной системы бюджетного учета и отчетности, которая позволяет усовершенствовать процесс мониторинга и контроля на последовательных этапах расходования средств.
Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип эффективности и экономности использования
бюджетных средствозначает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что бюджетные доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип гласности означает:
— обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;
— обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа или между исполнительным и законодательным (представительными) органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета, т. е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны. Реальность бюджета основывается на достоверности прогноза социально-экономического развития, других показателей, используемых при составлении проекта бюджета, и принципах исполнения бюджета, обеспечивающих финансирование расходов, исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
Для современных бюджетов характерны затушевывание направлений расходов и сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т. е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее время ни в одной стране (и Россия не исключение), хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные.
Правительство всегда стоит перед соблазном составления слишком оптимистичных прогнозов, поскольку это позволяет ему избегать необходимости идти на сложные компромиссы на этапе формирования бюджета. Если же эти прогнозы не сбываются в процессе фактического исполнения бюджета и реальные бюджетные доходы ниже предусмотренных, то создается ситуация, при которой Минфину России предоставляются неконтролируемые полномочия в расходовании бюджетных средств. Поскольку он достаточно хорошо усвоил практику финансирования государственных расходов «в меру поступления средств в бюджет», при которой сокращение расходов по разным направлениям осуществляется крайне неравномерно и практически без учета социально-экономической ситуации, то исполнение бюджета серьезно отклоняется от структуры расходов, предусмотренной в законе о бюджете.
Отсутствие реального подхода к определению бюджетных параметров создает опасную иллюзию неограниченных бюджетных полномочий правительства, а по существу загоняет его в ловушку прогрессирующего роста государственного долга. Секвестирование на этапе исполнения бюджета приводит к тому, что бюджет начинает рассматриваться лишь как набор индикативных показателей, вызывает рост неплатежей и является причиной крупных сбоев при оказании общественных услуг.
Такой процесс с «частыми остановками на пути» особенно негативно сказывается на инвестиционных проектах, где задержки оборачиваются особенно большими издержками. И наконец, все стороны оказываются в проигрыше: парламент теряет реальный контроль над бюджетом, поскольку фактические бюджетные расходы серьезно отличаются от утвержденных ассигнований, в то время как доверие к органам исполнительной власти падает, снижается эффективность их деятельности.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных
средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Заключение
Бюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.
Бюджетная система– это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве.
Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны.
Вариант 3
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА
1. Налог на имущество физических лиц
В текущем году данный налог начислен в сумме 32000 руб. До конца года указанная сумма поступит полностью.
Исполнено за 6 мес. 16 000 тыс. руб.
На следующий год налог на имущество физических лиц планируется с ростом 25% против уровня текущего года, т.е. составит
1,25*32000=40 000 тыс.руб.
2. Земельный налог
По данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, поступление земельного налога за земли городов и поселков по району в текущем году – 148 000 тыс. руб. Норматив отчислений земельного налога в бюджет района в текущем году – 65%.
148 000*0,65=96 200 тыс. руб.
Ожидаемое исполнение в текущем году на уровне плана.
Исполнено за 6 мес. 48 100 тыс. руб.
Коэффициент увеличения ставки земельного налога в следующем году – 1,8. Сумма уменьшения земельного налога в связи с переводом пользователей с права бессрочного пользования на право аренды по бюджету района в следующем году – 1300 тыс. руб. Норматив отчислений земельного налога в бюджет района в следующем году – 100%.
Прогноз поступления земельного налога в следующем году:
(148000*1,8-1300)*100%= 265 100 тыс. руб.
3. Единый налог на вмененный доход
В текущем году данный налог начислен в сумме 272000 тыс. руб. До конца года указанная сумма поступит полностью. Исполнено за 6 мес. 136 000 тыс. руб.
На следующий год единый налог на вмененный доход планируется с ростом 15% против уровня текущего года, т.е. составит
1,15*272 000=312 800 тыс. руб.
4. Транспортный налог
Таблица 1. Транспортный налог
Показатель
1. Количество транспортных средств, зарегистрированных в городе физическими лицами, шт.
9846
в том числе
с мощностью до 100 л.с.
6851
с мощностью от 100 до 150 л.с.
2995
2. Общая мощность в лошадиных силах
903175
в том числе
с мощностью до 100 л.с.
513825
с мощностью от 100 до 150 л.с.
389350
3. Ставка налога по транспортным средствам с мощностью до 100 л.с., руб.
20
4. Ставка налога по транспортным средствам с мощностью от 100 до 150 л.с., руб.
28
5. Планируемая на соответствующий финансовый год сумма транспортного налога, руб.
21178300
6.Норматив отчислений в бюджет региона, %
100
7. Проект поступления транспортного налога в бюджет города в следующем году, тыс. руб.
21178
Текущий год:
ТН=513825*20+389350*28=21 178 300 руб. или 21 178 тыс. руб. – по всем транспортным средствам
Текущий год и ожидаемое исполнение 21 178 тыс. руб.
Исполнено за 6 мес. 10589 тыс. руб.
Следующий год (проект) 21178 тыс. руб.
5. Налог на доходы физических лиц
В текущем году НДФЛ в бюджет города зачислялся в плановом размере 478286 тыс. руб.
Исполнено за 6 мес. 239 143 тыс. руб.
Таблица 2. Налог на доходы физических лиц
Показатель
1. Совокупный доход на следующий год (по данным отдела экономики и прогнозирования)
12 351 700
2. Налоговые вычеты — всего, тыс. руб.
3 153 900
в том числе
— профессиональные
2 010 950
— имущественные
158 950
— социальные
8600
— стандартные
975 400
3. Налогооблагаемый совокупный доход физических лиц, руб.
9 197 800
4. Ставка налога, %
13
5. Планируемая на соответствующий финансовый год сумма налога, тыс. руб.
1 195 714
6. Норматив отчислений в бюджет региона, %
40
7. Проект поступления налога на доходы физических лиц в бюджет района в следующем году, тыс. руб.
478 286
Следующий год — 478 286 тыс. руб.
6. Неналоговые доходы
Неналоговые доходы бюджета района запланированы в текущем году в сумме 500 тыс. руб. Ожидается выполнение на уровне плана. Исполнено за 6 мес. 250 тыс. руб.
На следующий год предусматривается рост 15%, т.е.
500*1,15= 575 тыс. руб.
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
1. Образование
План выпуска и приема в следующем году по городским школам, чел.
Выпуск:
Из 4-х классов – 110 человек;
Из 9-х классов – 135 человек;
Из 11 классов – 100 человек.
Прием:
В 1-ый класс – 55 человек;
В 5-е классы – 140 человек;
В 10-е классы – 75% выпуска 9-х классов, т.е. 101 человек.
Среднегодовая наполняемость классов в следующем году определяется на основании рассчитанного среднегодового числа классов и учащихся.
1) Расчет среднегодового количества классов по городским общеобразовательным школам
Таблица 3. Расчет среднегодового количества классов по городским общеобразовательным школам
Показатель
Текущий год
Следующий год
Принято
Средне-годовое
Проект
Средне-годовое
На 01.01
На 01.09
На 01.01
На 01.09
1.Число классов, всего
54
70
59,3
70
67
68,9
В том числе:
1-4-е классы
24
30
26,0
30
27
28,8
5-9-е классы
20
28
22,6
28
28
28,1
10-11-е классы
10
12
10,7
12
12
12,0
2.Число учащихся, всего
1140
1572
1284
1572
1523
1555,8
В том числе:
1-4-е классы
480
660
540
660
605
642
5-9-е классы
480
672
544
672
677
674
10-11-е классы
180
240
200
240
241
240
3.Наполняемость классов
1-4-е классы
20
22
21
22
22
22
5-9-е классы
24
24
24
24
24
24
10-11-е классы
18
20
19
20
20
20
Кср = (24*8+30*4)/12=26,0 – среднегодовое число классов с 1 по 4
Кср = (20*8+28*4)/12=22,6 – среднегодовое число классов с 5 по 9
Кср = (10*8+12*4)/12=10,7 – среднегодовое число классов с 10 по 11
Кср = 26,0+22,6+10,7=59,3 – среднегодовое число классов
Аналогично вычисляем среднегодовое количество учащихся в текущем и следующем году, количество классов в следующем году.
Проект числа учащихся на 01.01 берется как количество учащихся в текущем году на 01.09. Проект числа учащихся на 01.09 вычисляется исходя из проектного количества учащихся на 01.01, выпуска и приема.
Выпуск: Прием:
4 класс – 110 чел. 1 класс – 55 чел.
9 класс – 135 чел. 5 класс – 140 чел.
11 класс – 100 чел 10 класс – 75% выпуска 9 классов – 101 чел.
(135*0,75=101)
К1=660-110+55=605 – прогноз учеников 1 – 4 классов на 01.09
К2=672-135+140=677 – прогноз учеников 5 – 9 классов на 01.09
К3=240-100+101=241 – прогноз учеников 10 – 11 классов на 01.09
3) Расчет хозяйственных, командировочных, учебных и прочих расходов по общеобразовательным школам
Таблица 5. Расчет хозяйственных, командировочных, учебных и прочих расходов по общеобразовательным школам
Показатель, единица измерения
Принято
в текущем году
Проект на следующий год
1.Хозяйственные и командировочные расходы:
среднегодовое количество классов
59,3
68,9
расходы на 1 класс, в руб.
300
300
Итого хозяйственных и командировочных расходов на все классы, руб.
17800,0
20677,1
2.Учебные и прочие расходы:
среднегодовое количество 1-4-х классов
26,0
28,8
норма расходов на 1 класс, руб.
200
200
сумма расходов на 1-4-е классы, руб.
5200,0
5766,7
среднегодовое количество 5-9-х классов
22,6
28,1
норма расходов на 1 класс, руб.
350
350
сумма расходов на 5-9-е классы, руб.
7898,3
9824,3
среднегодовое количество 10-11-х классов
10,7
12,0
норма расходов на 1 класс, руб.
300
300
сумма расходов на 10-11-е классы, руб.
3200,0
3606,3
Итого учебных расходов и прочих на все классы, руб.
16298,3
19197,2
4) Расчет расходов на содержание групп продленного дня по городским общеобразовательным школам
Группу продленного дня посещают 80% учащихся 1-4 классов (540*0,8=432чел.; 642*0,8=513 чел.)
Таблица 6. Расчет расходов на содержание групп продленного дня по городским общеобразовательным школам
Показатель, единица измерения
Принято
в текущем году
Проект на следующий год
1.Среднегодовое число учащихся 1-4-х классов
540
642
2.Среднегодовое число учащихся в ГПД
432
513
3.Расходы по заработной плате в год:
на 1 учащегося, руб.
260
260
на всех учащихся, руб.
112320,0
133466,7
4.Начисления на заработную плату: 26%
на 1 учащегося, руб.
67,6
67,6
на всех учащихся, руб.
29203,2
34701,3
5.Расходы на мягкий инвентарь в год:
на 1 учащегося, руб.
300
300
на всех учащихся, руб.
129600,0
154000,0
6.Расходы на питание:
норма расходов на питание на 1
учащегося в день, руб.
40
40
число дней функционирования групп
248
248
расходы на питание в год, руб.
4285440,0
5092266,7
Итого расходов на ГПД, руб.
4556563,2
5414434,7
Расходы на приобретение инвентаря и оборудования по общеобразовательным школам на следующий год планируются с ростом 15%.
5. Свод расходов по общеобразовательным школам, руб.
Показатель, единица измерения
Принято
в текущем году
Проект на следующий год
1.Заработная плата педагогического персонала
346560,0
364200,0
2.Заработная плата административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала
68000,0
80240,0
3.Всего ФЗП
414560,0
444440,0
4.Начисления на заработную плату
107785,6
115554,4
5.Хозяйственные и коммерческие расходы
17800,0
20677,1
6.Учебные и прочие расходы
16298,3
19197,2
7.Расходы на ГПД
4556563,2
5414434,7
Итого расходы на текущее содержание школ
5113007,1
6014303,4
6. Расчет расходов на содержание ДОУ
Таблица 8. Расчет расходов на содержание ДОУ
Показатель, единица измерения
Принято
в текущем году
Проект на следующий год
1.Число детей:
на начало года
300
350
на конец года
350
400
среднегодовое (прирост с 01.07)
325
375
2.Расходы на заработную плату в год:
на 1 ребенка, руб.
280
280
на всех детей, руб.
91000,0
105000,0
3.Начисления на заработную плату, руб.
23660,0
27300,0
4.Расходы на питание:
норма расходов на 1 ребенка в день, руб.
50
50
число дней функционирования
225
225
число дето-дней
73125
84375
расходы на питание всех детей в год, руб.
3656250,0
4218750,0
5.Расходы на мягкий инвентарь:
на оборудование 1 нового места, руб.
500
500
на оборудование всех новых мест, руб.
12500,0
12500,0
на дооборудование 1 ранее действовавшего места, руб.
350
350
на дооборудование всех ранее действовавших мест, руб.
105000,0
122500,0
6.Хозяйственные и прочие расходы:
на 1 ребенка, руб.
640
640
на всех детей, руб.
208000,0
240000,0
7.Родительская плата:
на 1 ребенка в день, руб.
30
30
на всех детей в год, руб.
2193750,0
2531250,0
8.Всего расходов, руб.
6290160,0
7257300,0
В том числе:
средства родителей
2193750,0
2531250,0
финансирование из бюджета
4096410,0
4726050,0
Среднегодовое количество детей определяется по формуле:
Начисления на заработную плату составляют 26% от расходов на заработную плату (ЕСН).
Число дето-дней определяется как произведение среднегодового числа детей и числа дней функционирования ДОУ.
продолжение
--PAGE_BREAK--
7. Свод расходов на образование.
Таблица 9. Свод расходов на образование, руб.
Наименование
Принято
Исполнено за 6 месяцев
Ожидаемое исполнение
Проект на следующий год
1.ДОУ в городах
4096410,0
2048205,0
4096410,0
4726050,0
2.ДОУ в сельской местности
700000,0
400000,0
700000,0
800000,0
3.Школы общеобразовательные в городах
5113007,1
2556503,6
5113007,1
6014303,4
4.Школы общеобразовательные в сельской местности
850000,0
425000,0
825000,0
900000,0
5.Школы-интернаты в городах и сельской местности
398191,0
200000,0
398191,0
365900,0
6.Приобретение учебников
480000,0
240000,0
480000,0
500000,0
7.Вечерние и заочные общеобразовательные школы
46923,0
23460,0
46923,0
48220,0
8.Учреждения и мероприятия по внешкольной работе с детьми
660200,0
330100,0
660200,0
710000,0
9.Детские дома
40000,0
20000,0
40000,0
40000,0
10.Фонд всеобуча
59630,1
29815,0
59380,1
69143,0
11.Прочие учреждения и мероприятия в области образования
400000,0
200000,0
400000,0
500000,0
12.Финансирование мероприятий по организации оздоровительной кампании среди детей и подростков
45000,0
22500,0
45000,0
50000,0
13.Итого расходов
12889361,2
6495583,6
12864111,2
14723616,4
14.Приобретение инвентаря и оборудования
1000000,0
500000,0
1000000,0
1150000,0
15.Капитальные вложения на строительство
900000,0
500000,0
900000,0
1200000,0
16.Капитальный ремонт
600000,0
300000,0
600000,0
500000,0
Всего расходов
15389361,2
7795583,6
15364111,2
17573616,4
Приобретение инвентаря и оборудования по общеобразовательным школам на следующий год планируются с ростом на 15%:
1 000 000*1,15=1 150 000
Фонд всеобуча создается в размере 1% общей суммы расходов на содержание общеобразовательных школ.
(5113007+850 000)*0,01=59630
(6014303+900 000)*0,01=69143
2. Здравоохранение
На следующий год планируется снижение расходов на капитальный ремонт в амбулаторно-поликлинических учреждениях на 2%.
На следующий год в сфере здравоохранения планируется увеличение расходов:
— на приобретение оборудования на 18%;
— на капитальный ремонт на 15%.
--PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK--