Реферат по предмету "Финансы"


Бюджетная система России 8

--PAGE_BREAK--
 
Таблица 1.


                     Структура государственного бюджета СССР в 1940 г. *

Уровень бюджетов бюджетной системы СССР.



        Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %.

Союзный

             137 054

               76,2

Республиканские

               12 368

                 6,9

Автономных республик и местные

               30 491

               16,9

Итого

             179 913

             100,0

 

  *Финансы и кредит СССР: учебное пособие. С. 429.

Как видно из табл. 1, бюджеты союзных республик занимали
небольшой удельный вес в государственном бюджете, более трех
четвертей бюджетных средств центрaлизовалось в союзном бюджете,
являющемся централизованным фондом ресурсов всего государства.
   По данным отчета о6 исполнении местных бюджетов за 1938 г. доли местных бюджетов в общем их объеме были следующими (табл.2).

 

Таблица 2.

                                 Структура местных бюджетов в 1938 г.*

Вид бюджетов

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Республиканские (АССР), краевые,

областные и окружные

               6 627

                 24,5

Городские и рабочих

поселков

             10 460

                 38,4

Районные

               8 400

                 30,8

Сельские

               1 696

                   6,3

Итого

             27 223

               100,0



  * Финансы и кредит: учебное пособие. С. 429.

 

Наибольший удельный вес в структуре местных бюджетов за­нимали городские бюджеты вместе с бюджетами рабочих поселков, а наименьший – сельские. Невысокая доля сельских бюджетов объяс­няется соответствующей структурой распределения бюджетных рас­ходов. Из бюджета сельского совета финансировались лишь те ме­роприятия, значение которых не выходило за пределы территории данного сельского совета. В доходах сельских 6юджетов наибольший удельный вес занимали отчисления от государственных налогов и государственных доходов (более 70%), доля местных доходов не пре­вышала 10%. Отчисления от государственных налогов и государствен­ных доходов занимали 6ольшую долю во всех местных бюджетах. Так, в республиканских (АССР), краевых, областных и окружных бюджетах их доля составляла около 65%, в бюджетах городов — око­ло 50, в районных бюджетах — более 70%. Таким образом, при высокой степени централизации средств в союзном бюджете имели место широкие перераспределительные процессы.

   В годы Великой Отечественной войны в структуре бюджетной системы вновь произошли изменения в сторону увеличения доли союзного бюджета и уменьшения удельного веса бюджетов союзных республик. Централизация средств объяснялась необходимостью концентрации средств для финансирования военных нужд.

   После войны бюджетные права союзных республик были расши­рены. С 1955 г. распределение средств между республиканскими и местными бюджетами осуществлялось самой республикой. Союзным республикам было предоставлено право самостоятельно распоряжаться дополнительно выявленными в течение года доходами, вырос объём закрепленных доходов республиканских бюджетов. В 1960 г. удельный вес бюджетов союзных республик составлял около 60%, однако затем он постепенно снижался и к концу 80-х годов составлял около50%, из которых приблизительно две трети оставалось в республиканских бюджетах и одна треть – в местных. Структура государственного 6юджета СССР за период с 1970 по 1980 гг. представлена в табл. 3.

Таблица 3.

        Структура государственного бюджета СССР в 1970-1980 гг.*


Вид бюджета

1970г.

1975г.

1976г.

1977г.

1978г.

1980г.

Союзный  

52,1

51,1

52,8

52,0

50,9

53,6

Союзных республик, в том

числе:

47,9

48,9

47,2

48,0

49,1

46,4

Республиканские

29,2

31,0

29,7

30,5

32,0

30,3

АССР и местные

18,7

17,9

17,5

17,5

17,1

16,1

* Финансовые ресурсы народного хозяйства / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финансы и статистка, 1982 г. С. 123.
   На протяжении всего десятилетия более половины всех средств госбюджета было сосредоточено в союзном бюджете, доли республиканских и местных бюджетов в госбюджетах союзных республик варьируются в небольших пределах: 29-32 и 16-19% соответственно.

Формирование независимого государства в начале 90-х г. привело к реформированию бюджетной системы. В 1991 г. бюджетная система РСФСР представляла собой часть бюджетной системы Советского Союза, и только принимая в 1993 г. Конституция РФ обусловила создание современной бюджетной системы России с выделением федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации изменялась с 1990 по 2000 г более чем на 10 процентных пунктов. Так, в 1990 г. их доля составляла 41%, в 1993 – 58%, в 1995 г. –  48%, в 1998 г. – 54%, в 2001г. – 42%. При этом доля расходов субнациональных бюджетов в консолидированном бюджете страны увеличилась с третьей части до половины всех расходов или более 60% непроцентных расходов, что видно из табл. 4.

Таблица 4.

      Доля некоторых показателей бюджетов субъектов Федерации
                     
в консолидированном бюджете Российской Федерации *

                                           (%)

Год

                                      Показатель

налоговые доходы

доходы

расходы

Финансовая помощь из федерального бюджета,% к доходам субнациональных бюджетов

1992

44,2

44,0

34,0

11,8

1993

53,1

58,0

40,3

20,1

1994

53,4

53,9

37,7

19,9

1995

52,6

47,6

49,5

12,4

1996

53,8

49,5

52,5

14,3

1997

57,5

53,1

55,4

12,0

1998

56,6

54,0

54,1

10,8

1999

49,2

48,9

51,9

 9,6

2000

43,5

45,8

54,4

 9,6

2001**

37,3

41,5

54,1

17,5

2002***

42,0

41,0

47,9

16,8



  * Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональ­ными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело, 2002 г. С. 74.


** За пять месяцев.

*** Проект бюджета.

Примечание. Данные за 1992 – 1994 гг. не полностью сопоставимы с даннымиза период 1995 – 2002 гг.; данные за 1992 –1994 гг. рассчитаны ИЭПП, за 1995 – 2002 гг. –  ЦФП.
Период 1991-1993 гг. характеризовался процессами децентра­лизации. Затем до 1998 г. не наблюдалось крупных изменений в темпах роста доли субнациональных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации. В конце 90-х г. – начале XXI в. удельный вес расходов этих бюджетов относительно стабилизировался, а доля их доходов снизилась.

В таблице 5 приведены некоторые показатели, характеризую­щие состояние бюджетной сферы в 2002 и 2003 гг.

 
Таблица 5.   


              
Некоторые показатели, характеризующие состояние бюджетной  

                                             системы   России

Год

Консолидированный бюджет

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

доходы

сальдо дохо-дов и расхо-дов

доходы

сальдо дохо-дов и расхо-дов

доходы

сальдо дохо-дов и расхо-дов

нало-го- вые

нена-лого-вые

нало-го-вые

ненало-говые

нало-го-вые

ненало-говые

2002

2796,3

263,5

111,9

1696,1

150,5

156,2

1100,2

112,9

-44,3

2003

3357,7

330,4

180,2

2029,6

173,7

228,2

1328,2

156,7

-48,0



   Соответствующие расчеты показывают, что доля доходов федерального бюджета в общем объеме доходов консолидированного бюджета Российской Федерации составила в 2002 г. 62,64%, а доля расходов –  60,11%, в 2003 г. –  62,46% и 59,54% соответственно. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом финансовой помощи из федерального бюджета в общем объеме консолидированного бюджета страны в 2002 г составила 46,44%, доля расходов –  49,26%, в 2003 г.  – 46,67%и 50,01%  соответственно.

В 2002-2004 гг. в стране проводилась интенсивная работа по реформированию бюджетной системы и межбюджетных отношений. Предлагались разные варианты реформирования. В частности, предусматривалось обязательное формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях – в поселениях и муниципальных районах. В 2004 г. была начата работа по совершенствованию бюджетного процесса. Суть нового подхода можно кратко сформулировать как переход к 6юджетированию по результатам, т.е. финансирование государственных расходов не ради расходов, а ради дос­тижения конкретных результатов в тех сферах, где государство является более эффективным, чем рыночный сектор. Существует мнение, что для достижения этой цели необходимо:

– оптимизировать сеть бюджетных учреждений;

– провести реорганизацию бюджетных учреждений;

– внедрить новые формы финансирования;

– разработать и использовать методы финансирования, ори­ентированные на результат.
2.2. Бюджетный процесс:
сущность и содержание бюджетного процесса
.

Бюджетный процесс представляет собой регламенти­рованную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполне­нию федерального и региональных (местных) бюджетов.

Его содержание определяется государственным и бюджет­ным устройством страны.

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее его определение: «Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной влас­ти, органов местного самоуправления и участников бюд­жетного процесса по составлению и рассмотрению проек­тов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюд­жетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а так­же по контролю за их исполнением».

Задачами бюджетного  процесса являются:

¾         максимальное выявление всех материальных и фи­нансовых резервов в целях достижения существенного про­гресса на пути к развитому рыночному хозяйству;

¾         определение доходов бюджета по отдельным нало­гам и другим платежам, а также общего объема в соответ­ствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

¾         установление расходов бюджета по целевому назна­чению, а также общего объема, исходя из потребности бес­перебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

¾         согласование бюджета с общей программой финан­совой стабилизации, направленной на преодоление инфля­ционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивос­ти национальной денежной единицы;

¾         сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

¾         осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем пере­распределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регио­нами;

¾         повышение роли перспективного бюджетного пла­нирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-эко­номических программ;

¾         усиление контроля за финансовой деятельностью юри­дических лиц и доходами отдельных граждан при выполне­нии ими налоговых обязательств;

¾         автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расче­тов с широким использованием электронно-вычислительной техники.

Согласно ст. 151 Бюджетного кодекса РФ в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят: финансовые органы, органы денежно-кредитного регули­рования (Банк России), органы государственного (муници­пального) финансового контроля (Счетная палата Российс­кой Федерации, контрольные и финансовые органы испол­нительной власти, контрольные органы региональных и ме­стных представительных органов).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.