--PAGE_BREAK--Последовательность работы над составлением бизнес-плана выглядит следующим образом:
Резюме Данный раздел должен состоять из 3 — 4-х страниц.
Это сводный раздел бизнес-плана, представляющий основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он должен быть наиболее четким, лаконичным и убедительным, так как ознакомление с ним должно дать относительно полное представление о содержании всего бизнес-плана. Поскольку этот раздел основной, он создается и уточняется по мере проработки плана, а завершается лишь после составления бизнес-плана в целом. В сводном разделе бизнес-плана представлены:
· генеральная цель проекта (сделки);
· краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные особенности;
· пути и способы достижения поставленных целей;
· сроки осуществления проекта (сделки);
· затраты, связанные с его реализацией; ожидаемая эффективность и результативность;
· область использования результатов;
· общие сводные показатели: объемы производства и реализации продукции и услуг, выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность;
· специальные показатели: качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень риска, гарантированность получения планируемого результата.
Проектируемый продукт или вид услуг В этом разделе бизнес-плана должны быть зафиксированы:
· наглядные данные, позволяющие с требуемой полнотой “осязать" предпринимательский продукт (опытный образец, его характеристики, описания, модели и фотографии);
· сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребностях, которые он будет удовлетворять: прогноз платежеспособного спроса на товар;
· данные о регионе, группах населения, организациях, которые предпочтительно, исходя из анализа и прогноза, станут покупателями и потребителями товара;
· данные о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре.
Результаты прогнозно-аналитических оценок этих параметров включаются в бизнес-план; прогноз цен, по которым предполагается реализовать продукт предпринимательской деятельности (продукция, товар, работы, услуги). С учетом высокого уровня инфляции предвидение цены продукта предпринимательства представляет самый трудный элемент составления большинства бизнес-планов.
Оценка рынка сбыта Объем данного раздела должен содержать не более 5-6 страниц машинописного текста.
Этот раздел — непосредственное продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен. Он предопределяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализации предпринимательского проекта.
Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана опираются, с одной стороны, на предположения, т.е. носят прогностический характер, а с другой, — на предварительную договоренность с потенциальным покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями.
В случаях кратковременных мелких или долговременных крупных предпринимательских проектов ситуации различны. В первом случае можно с высокой степенью достоверности установить круг покупателей, потребителей предпринимательского продукта, что позволяет сделать вывод об объемах продаж. Во втором случае ситуация более сложная. Изменение спроса на товар, его продажа, потребление устанавливаются при составлении бизнес-плана на основе предположений, оценок, расчетов) прогнозов.
Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта бизнес-план должен предусматривать также способы активизации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности.
При разработке этого раздела необходимо учитывать конкурентов, их возможности, способности и ценовую политику. Поэтому работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.
Конкуренция В данном разделе бизнес-плана необходимо охарактеризовать внешнюю маркетинговую среду предприятия.
Прежде всего следует объективно ответить на вопросы:
1. Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров.
2. Как обстоят их дела:
· с объектами продаж;
· с доходами;
· с внедрением новых моделей;
· с техническим сервисом (если речь идет о машинах или оборудовании);
· много ли внимания и средств уделяют они рекламе своих изделий.
3.Что собой представляет продукция конкурентов:
· основные характеристики;
· уровень качества;
· дизайн;
· мнение покупателей.
4. Каков уровень цен на продукцию конкурентов. В общих чертах
(ориентировочно) их политика цен.
Однако следует оценивать конкурентов предельно трезво, в противном случае велик риск оказаться с репутацией плохого предпринимателя.
Организационный план Содержание этого раздела во многом зависит от вида предпринимательской деятельности (производственное, коммерческое, финансовое). Программа предпринимательских действий обычно включает:
ü маркетинговую деятельность (реклама, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов);
ü осуществление производства продукции (производственное предпринимательство);
ü закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (особенности в коммерческом предпринимательстве); обслуживание покупателя, в том числе послепродажное. Организационные меры — неотъемлемая часть программы действий, призванные способствовать упорядочению исполнения бизнес-плана. Это способы управления реализацией бизнес-планом, организационные структуры управления проектом, методы координации действий исполнителей, а также меры по установлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, набора и подготовки кадров (кадровое обеспечение), учета, контроля и др.
В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация нового дела и как планируется налаживание с ним работы. При этом отправной точкой должны быть квалифицированные требования, где указывается:
· какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и с какой заработной платой необходимы для успешного ведения дел;
· на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа, совместители (внешние эксперты));
· есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов;
· в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о
· своих сотрудниках краткие биографические данные: квалификация, прежний опыт работы.
Так же в этом разделе приводится и организационная структура предприятия, которая отражает:
· кто и чем будет заниматься;
· взаимодействие всех служб друг с другом;
· координация и контроль их деятельности.
Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего персонала и его стимулирования.
В этом разделе также рассматривается, в какой форме, по мнению разработчика, должна осуществляться реализация проекта (совместное предприятие, долевое участие и др.), какие необходимы организационные меры по созданию организационной основы проектов.
Стратегия маркетинга Раздел должен быть содержательным, полезным и убедительным. Основная задача — объяснить потенциальным партнерам и инвеститорам основные элементы своего плана маркетинга (этот документ используется и для своего внутреннего пользования).
Объем раздела составляет 3-4 страницы машинописного текста.
К основным элементам плана маркетинга относятся:
1. Схема распространения товаров
· через собственные фирменные магазины;
· через оптовые организации.
2. Ценообразование
· методика определения цен на товары;
· ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства.
3. Реклама
· методы организации рекламы;
· величина средств, необходимых для реализации рекламы.
4. Методы стимулирования продаж:
· за счет расширения сбыта;
· за счет новых форм привлечения покупателей.
5.Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров):
· методы организации службы сервиса;
· величина необходимых для этого финансовых ресурсов.
6. Формирование общественного мнения о фирме и товарах: разработка методик, позволяющих добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности
7. В случае реализации товара за рубежом желательно привести сведения об оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в странах их реализации.
План производства Главная задача данного раздела бизнес-плана доказать потенциальным партнерам реальность производства нужного объема товаров и в заданные сроки.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
1.Место производства товаров на действующем или на вновь создаваемом предприятии.
2.Необходимые для этого производственные мощности и их рост из года в год.
3.Где и у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, материалы и комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними.
4.Предполагается ли производственная кооперация и с кем.
5.Возможно ли какое либо лимитирование объемов производства или поставок ресурсов.
6.Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести.
Возможны ли при этом проблемы и какого рода.
Данные этого раздела приводятся в перспективе на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий и на 4-5 лет.
При этом рекомендуется составить схему производственных потоков непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно показано:
· откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий;
· в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию;
· как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия.
В этом разделе приводятся сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательского проекта, источниках и способах получения ресурсов. Ресурсное обеспечение охватывает: материальные ресурсы (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, оборудование и др.);
· трудовые ресурсы;
· финансовые ресурсы (текущие денежные средства, капитальные вложения, кредиты, ценные бумаги);
· информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).
Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу.
Юридический план Конкретное наполнение раздела зависит от выбранной формы организации, которую необходимо указать:
· частное владение;
· кооператив;
· государственное владение;
· совместное предприятие и так далее.
Оценка риска и страхование Раздел разбит на две части:
В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения.
Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов:
1. Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь.
2. Приводится программа страхования от рисков.
продолжение
--PAGE_BREAK--В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.
Финансовый план Анализируя отечественный опыт по вопросам составления бизнес-плана, можно сделать вывод, что из всех его разделов наименее разработанным справедливо считается финансовый план. В этой связи подчеркнем, насколько велика роль методического обеспечения именно финансовой части бизнес-плана. Поскольку в данной главе рассматривается только финансовый аспект его составления, остановимся на изложении именно этой задачи.
Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:
1.Прогноз объемов реализации. Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:
первый год — данные приводятся помесячно второй год — данные приводятся поквартально третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
2.Баланс денежных расходов и поступлений.
Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.
Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:
первый год — помесячно
второй год — поквартально
третий год — в целом за 12 месяцев
3.Таблицу доходов и затрат.
Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:
первый год — помесячно
второй год — поквартально
третий год — в целом за 12 месяцев
Среди анализируемых показателей выделяются:
· доходы от продаж товаров;
· издержки производства товаров;
· суммарная прибыль от продаж;
· общепроизводственные расходы (по видам);
· чистая прибыль (строка в) минус строка г) ).
4.Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
Назначение — главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.
5.График достижения безубыточности.
Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки).
С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.
Прогноз финансовых результатов предлагается составлять по форме, утвержденной распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве). При этом предлагается при разработке финансового раздела бизнес-плана исходить из того, что определение средств, необходимых для финансового развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные бизнес-планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической эффективностью.
Прогноз финансовых результатов только тогда будет достоверным, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производственных показателей, динамика которых была обоснована в других разделах бизнес-плана. Выручка от реализации продукции определяется исходя из прогнозных объемов продаж на планируемый год и прогнозных цен. Естественно, что из-за большого ассортимента выпускаемой продукции выручка от реализации может быть дана только в общей сумме, а не применительно к одному виду продукции, как это предусмотрено методикой Федерального управления по делам о несостоятельности.
Прогнозирование объемов продаж, затрат на производство реализованной продукции, результатов от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций, а также платежей в бюджет из прибыли должно учитывать возможности предприятия по изысканию дополнительных резервов роста производства и реализации продукции. Такие дополнительные возможности могут появиться у предприятия уже на стадии реализации программы работ по разработке и реализации бизнес-плана, который составлен с учетом отраслевых особенностей предприятий топливно-энергетического комплекса.
Для реальной оценки дополнительных финансовых возможностей, выявленных в результате анализа финансово-хозяйственной деятельности общества, полезно эту оценку производить в нескольких вариантах.
Финансовый план является результирующей частью бизнес-плана. Содержит проектные данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж, а также требования к инвестициям. Финансовый план разрабатывается, как правило, на 3-5 лет. Проект первого года расписывается помесячно, второго — поквартально, данные последующих лет даются в целом по годам. Если на первый год планирование осуществляется с привязкой к определенной группе показателей и специфике затрат первого года производства, то на второй — на основе результатов исследований емкости рынка и тенденций его изменения в целом. На третий — пятый годы финансовое планирование целесообразно осуществлять на основе моделей цен в процентном соотношении к объему продаж. В финансовом плане должны найти отражение следующие вопросы: объем продаж и общая прибыль; процентное отношение доходов и расходов; общий объем инвестиций; использование собственных и заемных средств, их источники и сроки погашения задолженности; срок окупаемости вложений; сроки начала выплаты дивидендов; издержки производства и обращения. Структура финансового плана состоит из плана доходов, плана расходов (кассового плана) и баланса первого (помесячно), второго (поквартально) и третьего (в целом за год) годов. На последние годы приводятся общие данные о доходах и расходах в соответствующем плане.
В плане доходов делается расшифровка динамики объема продаж, стоимости товара с учетом транспортных средств (издержки, непосредственно относимые на данный товар) и общей прибыли. Отдельно расшифровываются постоянные затраты, к которым относят аренду, страхование, амортизацию, управленческие затраты, затраты на маркетинг и сбыт.
План расходов содержит данные о динамике расходования и возмещении всего инвестированного капитала. В расходы включаются покупка активов, выплата займов, приобретение оборудования (непроизводственного), инвентаря, а также убытки от хозяйственной деятельности (определенные в плане доходов).
Баланс отражает структуру активов и пассивов компании и соответствует отчетной форме 1.
В целом необходимо отметить что данный план является стандартным и предприятие может его самостоятельно изменять под собственные особенности, при этом оставляя все необходимые разделы.
3. Практический пример составления бизнес-плана
Резюме
Общая информация
Название предприятия
ООО «Евроокно»
Сведения о предприятии
Сфера деятельности и отраслевая принадлежность
Деревообрабатывающая промышленность.
Организационно-правовая форма предприятия
Организационно-правовая форма предприятия – «Общество с ограниченной ответственностью».
Основные виды выпускаемой продукции или оказываемых услуг
Предприятие будет производить: евроокна высшего и первого сорта из древесины (в настоящее время на территории Вологодской области не выпускаются).
Основные потребители
Основными предполагаемыми потребителями будут строительные компании.
Производственные мощности
Заключены договора на поставку высокотехнологичного оборудования и технологий.
Персонал
Предполагаемое количество персонала составит 20 (двадцать) человек при 1-й сменной работе.
Цель проекта
Создание высокорентабельного завода по производству окон евростандарта в г. Вологде, способного производить конкурентно-способную продукцию.
Стратегия реализации проекта
Организация производства с целью разработки и выпуска новой конкурентоспособной продукции.
С 2001 года одним из приоритетов в инвестиционной сфере области остается поддержка высокоэффективных проектов в перспективных для области отраслях, имеющих местную сырьевую базу, и емкие рынки сбыта. В первую очередь это развитие лесного комплекса отраслей по производству стройматериалов и конструкций.
Потребность в инвестициях
Общая сумма необходимых инвестиций составляет 8 млн. 315 тыс. руб., в том числе – 5 млн. 315 тыс. руб. — это собственные средства участника, 3 млн. руб. — это кредит предоставляемый АКБ «Севергазбанк» сроком на 36 месяцев под 30% годовых.
График реализации проекта
Список этапов
Название
Дата начала
Дата окончания
Строительно-монтажные работы
01.10.2002
30.11.2002
Приобретение и установка оборудования
01.11.2002
31.12.2002
Угловой обрабатывающий центр «Окома»
01.11.2002
31.12.2002
Шлифовальный станок «RMS-280S»
01.11.2002
31.12.2002
Пресс «Hess»
01.11.2002
31.12.2002
Тележка гидравлическая*
01.11.2002
31.12.2002
Комплект ключей
01.11.2002
31.12.2002
Мини торцовка*
01.11.2002
31.12.2002
Ручной фрезер*
01.11.2002
31.12.2002
Шуруповерт*
01.11.2002
31.12.2002
Дрель*
01.11.2002
31.12.2002
Фрезерный станок
01.11.2002
31.12.2002
Четырехсторонний станок
01.11.2002
31.12.2002
Стружко-уборочный агрегат АСУ-1
01.11.2002
31.12.2002
Стружко-уборочный агрегат АСУ-4
01.11.2002
31.12.2002
Насос с системой «Airles»
01.11.2002
31.12.2002
Компрессор
01.11.2002
31.12.2002
Ресивер
01.11.2002
31.12.2002
Вентилятор в покрасочной камере
01.11.2002
31.12.2002
Шкаф-сборник пыли и краски
01.11.2002
31.12.2002
Пневмопистолет для нанесения силикона
01.11.2002
31.12.2002
Наконечник для пневмопистолета
01.11.2002
31.12.2002
Лопатка для выравнивания силикона
01.11.2002
31.12.2002
Пневмопистолет для прибивания штапиков
01.11.2002
31.12.2002
Гвозди к пистолету (5000 штук)
01.11.2002
31.12.2002
Сверла
01.11.2002
31.12.2002
Ножницы для прокладок
01.11.2002
31.12.2002
Ручка для перемещения стеклопакета
01.11.2002
31.12.2002
Профильная фреза
01.11.2002
31.12.2002
Пила к угловому центру
01.11.2002
31.12.2002
Пила для штапика
01.11.2002
31.12.2002
Пила для алюминиевого профиля
01.11.2002
31.12.2002
Транспортер сушки окон
01.11.2002
31.12.2002
Фреза наружного профиля рамы
01.11.2002
31.12.2002
Фреза нижнего профиля рамы
01.11.2002
31.12.2002
Пускатели
01.11.2002
31.12.2002
Дрель стационарная
01.11.2002
31.12.2002
Редуктор 3-х ступенчатый
01.11.2002
31.12.2002
Приспособление для изготовления арочных окон
01.11.2002
31.12.2002
Стационарная циркулярная пила
01.11.2002
31.12.2002
Стационарная торцовочная пила
01.11.2002
31.12.2002
Прибор для смазки оборудования
01.11.2002
31.12.2002
Масла для смазки оборудования
01.11.2002
31.12.2002
Компьютер
01.11.2002
31.12.2002
Автомобиль «Газель»*
01.11.2002
31.12.2002
Автомобиль ГАЗ – 3307*
01.11.2002
31.12.2002
* — оборудование уже приобретено
Использование капитала
Привлеченный капитала будет использован для: ремонта зданий и сооружений, закупки и монтажа оборудования, профессиональной подготовки кадров, организационных и других расходов подготовительного периода, а также как оборотный капитал.
Финансовая оценка проекта
Интегральные показатели
Ставка дисконтирования
12,00 %
Период окупаемости
14 мес.
Дисконтированный период окупаемости
15 мес.
Средняя норма рентабельности
86,94 %
Чистый приведенный доход
22 601 776 руб.
Индекс прибыльности
2,64
Внутренняя норма рентабельности
85,60 %
Модифицированная внутренняя норма рентабельности
58,81 %
Период расчета интегральных показателей — 39 мес.
Описание товара
Окна деревянные для жилых и общественных зданий подразделяются на две серии: С — со спаренными оконными переплётами и дверными полотнами; Р — с двойными раздельными переплетами и двойными полотнами. Оконные блоки изготовляют с неравными и равными створками. В блоках с неравными створками узкая створка служит форточкой для проветривания помещения
Оконные блоки с равными створками выпускают с форточками и без них. Оконные блоки со спаренными переплетами и дверные балконные блоки со спаренными полотнами делают с наплавом, а с раздельными переплетами и полотнами — с наплавом и без наплава.
Выпускаемые оконные блоки маркируют. Марка состоит из буквенных индексов и двух двузначных цифр обозначающих высоту и ширину проема в дециметрах. Буквенные индексы обозначают следующее: ОС — оконный блок со спаренными переплетами; ОР — оконный блок с раздельными переплетами; БС — балконный дверной блок со спаренными полотнами; БР — то же с раздельными полотнами. Оконные блоки с равными створ-коми без форточек для жилых зданий и трехстворчатые для общественных зданий без фрамуг обозначают буквой А в конце марки.
Оконные блоки с форточками или фрамугами обозначают в конце марки дополнительными буквенными индексами: В — с форточкой или верхней фрамугой, Г — с верхней и нижней фрамугами, Е — с нижней фрамугой. Трехстворчатые оконные блоки с верхней фрамугой для общественных зданий обозначают в конце марки буквой И.
Размеры оконных проемов для жилых и общественных зданий соответствуют модулю 1М, равному 100 мм. Основные размеры проемов решены в укрупненном модуле ЗМ (300 мм). Высота проемов для жилых зданий принята равной 12М (1200 мм) и 15 М (1500 мм); для общественных зданий -18М (1800 мм) и 21М (2100 мм).
Ширина проемов принята 5М, 9М, 12М, 14М, 15М, 18М, 21М для жилых зданий и 9М,
В оконных блоках со спаренными переплетами толщина наружной и внутренней створок одинаковая — 42 мм, что упрощает технологию их производства.
продолжение
--PAGE_BREAK--В связи с тем, что оконные блоки серии С можно изготовлять без импоста, створки делают с правым притвором. Для обеспечения прочности навески больших размеров створок, створки спаренных оконных переплетов высотой более 1400 мм или шириной свыше 800 мм при высоте более 1000 мм навешивают на три петли — две верхние и одну нижнюю. Остальные створки навешивают на две петли. Дверные балконные полотна навешивают на три петли, располагаемые равномерно по высоте полотна. Оконные и дверные балконные блоки для жилых зданий остекляют стеклом толщиной 2,5-3 мм, а для общественных зданий — толщиной 3-4 мм.
Для снижения воздухопроницаемости по периметру притвора в переплетах устанавливают уплотняющие прокладки из шерстяного шнура, пенополиуретана и др. Прокладки должны быть упругими, прочными, свето- и морозостойкими, долговечными. Пенополиуретановые прокладки приклеивают клеем повышенной водостойкости (КН-2, № 88). Шерстяной шнур крепят к наплаву мелкими оцинкованными гвоздями длиной 10-15 мм с шагом 150-200 мм. Чтобы не смять шнур, гвозди забивают в край его, сохраняя по всему периметру створки равномерную толщину шнура. При установке шнур не следует сильно натягивать, так как он от этого вытягивается и теряет свои упругие свойства.
Оконные блоки деревянные со спаренными створками, вращающимися на средних осях, для гражданских зданий подразделяются на два типа: вращающиеся на средних горизонтальных осях — среднеподвесные ОСГ, имеющие дополнительно вентиляционные клапаны или верхние фрамуги, и окна со створками, вращающимися на средних вертикальных осях, — среднеповоротные ОСВ.
Окна среднеповоротные ОСВ для проемов 18М. 21М и шириной 15М без фрамуг дают возможность делать сплошное ленточное остекление в зданиях каркасной конструкции с двухрядной разрезкой навесных панелей.
Окна с проемом шириной 13,5М можно устанавливать рядом и этим самым заполнить проем шириной 27М.
Для окон с клапанами принята ширина проема 12М, 15М, 18М, 21М, а высота 12М и 15М; для остальных окон, в том числе и с фрамугами, ширина проема принята 13.5М, 15М, 18М, 21М, высота 18М, 21М.
Окно деревянные для зданий промышленных предприятий предназначены для заполнения оконных проемов в зданиях любой этажности. По этому окна подразделяются на две серии: Н — с наружным открыванием створок, В — с внутренним открыванием створок.
Окна серии Н изготовляют без наплава с одинарными или со спаренными переплётами, серии В — с наплавом со спаренными переплетами.
В одноэтажных зданиях рекомендуется применять окна с наружным и внутренним открыванием створок, а в многоэтажных — с внутренним открыванием.
Оконные блоки обозначают марками, состоящими из буквенных индексов и цифр. Буквенные индексы обозначают Н — наружное открывание, В — внутреннее открывание, С — спаренные переплеты
Цифра, стоящая после буквенных индексов, обозначает номер блока, а цифра, стоящая после дефиса, — ширину брусков коробок в миллиметрах. Например, марка оконного блока НС6-124 обозначает, что оконный блок наружного открывания, спаренной конструкции, типа 6 с шириной коробки 124 мм.
Оконные блоки при заполнении проемов по высоте одним блоком имеют следующие размеры: серии Н — высоту 1164, 1764 мм, ширину 1461, 2966 и 4490 мм, серии В — высоту 1182, 1782 мм, ширину 1445, 2693, 2943 мм, а при заполнении по высоте несколькими блоками имеют размеры: серии Н — высоту 1164, 1764 мм, ширину 2966 и 4490 мм; серии В — высоту 1182, 1782 мм, ширину 2693, 2943 мм. Для жилых и общественных зданий, возводимых в I и II подзонах Северной строительно-климатической зоны, а также для районов с расчетной температурой наружного воздуха -40°С и ниже (при соответствующем обосновании) применяют деревянные окна и балконные двери с тройным остеклением и тройным уплотнением притворов (ГОСТ 16289-70).
Для жилых зданий применяют окна одностворчатые с узкими створками высотой 863, 1163, 1463 мм и шириной 880, 1154, 1329, 1379, 1479, 2072 мм и окна с форточками – полустворками высотой 1163, 1463 мм и шириной 1154, 1329, 1379, 1479, 2072 и 2172 мм.
Для общественных зданий применяют окна высотой 1758 мм и шириной 875, 1150, 1350 и 1758 мм. Балконные двери для жилых и общественных зданий имеют высоту 2198, 2398 мм, ширину 700 и 875 мм.
Створки спаренных переплетов высотой более 1400 мм или шириной более 800 мм (при высоте более 1000 мм) навешивают по три петли — две верхние и одну нижнюю, двери балконные — на три петли, располагаемые равномерно по высоте.
Для заполнения оконных проемов в животноводческих и птицеводческих зданиях применяют окна, изготовленные по ГОСТ 16470-70. В соответствии с этим ГОСТом окна бывают: с одинарными переплетами — с глухим, наружным или внутренним открыванием створок, со спаренными переплетами — с внутренним открыванием створок, с раздельными переплетами — с открыванием створок в разные стороны.
Оценка рынка и конкурентов
Экономика и анализ окружающей среды
Вологодская область относится к числу лесных регионов, поэтому вполне естественно, что лесопромышленный комплекс относится к числу приоритетных отраслей промышленности.
Рассматривая ситуацию с производством окон в Вологодской области, следует выделить несколько моментов, которые подчеркивают уникальность нашего производства в сравнении с другими производителями окон России:
ü Сырье. На настоящий момент на территории области клееный оконный брус производят 4 предприятия, еще 3 предприятия начнут производить брус в ближайшие полгода, кроме того, в соседних областях располагается еще более 10 предприятий;
ü Транспортное расположение. Именно удобное транспортное расположение г. Вологды для производства окон, а также торговли лесом и изделиями из него (Волго-Балтийский канал, автодороги федерального значения Москва–Архангельск и Вологда–Новая Ладога, а также железнодорожное сообщение), позволяет говорить о преимуществах нашего предприятия по сравнению с другими предприятиями России.
Анализ потребителей
Основными покупателями нашей продукции будут производители индивидуальных домов (по каркасно-панельной технологии), а также строительные компании.
По данным экспертов в 2002-2003 году в России прогнозируется строительный бум, который будет характеризоваться существенным увеличением темпов роста гражданского строительства, что даст значительный рост в различных областях экономики. Стремительно увеличится спрос на высококачественные строительные и отделочные материалы, удовлетворяемый в настоящее время на 95% за счет импорта. С другой стороны, высокие таможенные пошлины и транспортные расходы делают стоимость европейских стройматериалов на внутреннем рынке чрезвычайно высокой (в 2 — 2,5 раза выше, чем в странах Западной Европы). В связи с этим в России созданы условия, при которых высокотехнологичное производство стройматериалов европейского стандарта качества из отечественного сырья становится, несмотря на все трудности, достаточно высокорентабельным и быстро окупаемым.
Как показывают маркетинговые исследования, использование для благоустройства жилья материалов европейского качества становятся в России приоритетными статьями затрат у граждан со средними и высокими доходами. Так, уже около половины семей с совокупным доходом $12 — 15 тыс. в год рассматривают вышеупомянутые затраты для себя как абсолютно приоритетные, а с дальнейшим увеличением совокупного дохода этот процент резко увеличивается.
Анализ каналов сбыта
В настоящее время уже проводятся мероприятия по налаживанию связей и составлению предварительных договоренности о поставках готовой продукции по следующим направлениям:
ü строительные компании г. Москвы и г. С-Петербурга – 60%;
ü строительные компании г. Вологды и Вологодской области – 40%.
Анализ конкурентов
В настоящее время в России производство окон европейского стандарта качества ведется на более чем 30 предприятиях, но подавляющее большинство из них производят окна из пластика. Деревянные же окна являются «дышащими», а значит более полезными для здоровья людей.
Таможенные пошлины и накрутки посредников делают изделия импортных производителей чрезвычайно дорогими для основной массы потребителей. Впрочем, серьезный разрыв будет соблюдаться недолго. В последнее время стоимость отечественных окон стремительно растет, чего никак не скажешь о качестве.
Организационный план
Участок
Производственные мощности предприятия будут расположены на площадях собственного здания расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Турундаевская, 126.
Имеющиеся сырье и материалы В данном производстве основными материалами будут следующие:
Материалы и комплектующие
Наименование
Ед. изм.
Цена($ US)
Клееный брус
м. пог.
3,000
Стеклопакет двухкамерный
кв. м.
25,000
Чехол для петель
шт.
1,500
Краска для прозрачного покрытия
л.
8,300
Фурнитура
комплект
7,910
Вспомогательные материалы
комплект
13,420
Защита окружающей среды
Все производственные помещения, предполагаемые к запуску настоящим проектом, будут оснащены системами пневмотранспорта для удаления древесной пыли, опилок и стружки с рекуперацией и будут полностью соответствуют ТУ на данные типы помещений.
Собранные отходы (древесная пыль, опилки и стружка) являются экологически чистыми и отправляются на повторную переработку.
Фискальные и правовые аспекты
Вологодская область относится к числу регионов с привлекательным инвестиционным климатом. Инвестиционным законодательством региона предусматривается широкий спектр налоговых льгот для участников инвестиционной деятельности.
Зависимость от инфраструктуры:
Реализация проекта ООО «Евроокно» по производству окон европейского уровня не вызовет каких-либо серьезных инфраструктурных ограничений, т.к. непосредственно сам завод будет располагаться на площадях имеющих подъездные ж/д и автомобильные пути.
Доступность ресурсов:
Для эффективной реализации данного проекта имеются в полной мере все вспомогательные производственные ресурсы. Размещение производства непосредственно в черте города позволит обеспечить предприятие водой, топливом, электроэнергией и т.д.
Финансовые ресурсы:
Общая сумма необходимых инвестиций составляет 8 млн. 052 тыс. руб., в том числе:
ü 5 млн. 315 тыс. руб. — это собственные средства участника (финансирование учредителей);
- 3 млн. руб. — это кредит, предоставляемый АКБ «Севергазбанк» сроком на 36 месяцев под 30% годовых, проценты по кредиту и погашение кредита будет производиться ежемесячно, начиная с третьего месяца проекта.
План маркетинга
Стратегические задачи предприятия
ü Добиться самоокупаемости проекта;
ü Привлечь действующие предприятия и инвесторов к участию в проекте на взаимовыгодной основе;
ü Захватить сегмент потребителей с высокой денежной способностью;
ü Сотрудничать с органами местной власти, с целью распространения продукции в бюджетных организациях;
ü Начиная со второго полугодия работы, расширить зону действия предприятия на соседние регионы;
ü Выходить на рынок с новыми видами продукции, пользующимися наибольшим спросом у потребителей.
Тип рынка
С вводом завода в действие, рынок евроокон из древесины в Вологодской области на начальном этапе можно охарактеризовать как монопольный, так как качество и ассортимент производимой продукции несоизмеримо выше чем у конкурентов, к тому же ограниченность рынка (территория, сложность организации каналов сбыта, малый спрос, низкая платежеспособность) не позволят работать большому количеству компаний. Учитывая особенности местного рынка, очевидно, что для успешного развития предприятия необходимо организовывать каналы сбыта, как в соседних регионах, так и в целом по России, и данные каналы были успешно организованы, так были заключены договора на полный объем производимой продукции с двумя строительными фирмами г. Москвы.
Сбыт (Ценообразование)
Продукт/Вариант
Цена($ US)
евроокно высший сорт
129,600
евроокно 1 сорт
110,400
Сбыт (Условия оплаты)
Продукт/Вариант
Описание
евроокно высший сорт
Продажа с авансом, срок: 5 дней, предоплата: 50,00%
евроокно 1 сорт
Продажа с авансом, срок: 5 дней, предоплата: 50,00%
Затраты на производство окон составят:
Прямые издержки
Наименование
Расход
($ US)
Материалы и комплектующие
48,46
Вспомогательные материалы, комплект
0,500
6,71
Клееный брус, м3
1,000
3,00
Краска для прозрачного покрытия, литр
1,000
8,30
Стеклопакет двухкамерный, м2
1,000
25,00
Фурнитура, комплект
0,500
3,96
Чехол для петель, комплект
1,000
1,50
Всего
48,46
Производственный план
Здания и сооружения
В настоящий момент подходит к завершению ремонт производственного здания и ведется подготовка к установке оборудования
Технические параметры производства
Планируемый объем производства на выходе — 250 м2 евроокна высшего сорта и 750 м2 евроокна 1 сорта в месяц. При этом поставки будут производиться по следующему графику:
Планируемый объём поставок
Продукт/Вариант
Ед. изм.
1.2003
2.2003
3.2003
4.2003
5.2003
евроокно высший сорт
м. кв.
20,00
20,00
60,00
100,00
100,00
евроокно 1 сорт
м. кв.
80,00
80,00
240,00
400,00
400,00
Планируемый объём поставок
Продукт/Вариант
6.2003
7.2003
8.2003
9.2003
10.2003
евроокно высший сорт
100,00
100,00
100,00
100,00
200,00
евроокно 1 сорт
400,00
400,00
400,00
400,00
600,00
Планируемый объём поставок
Продукт/Вариант
11.2003
12.2003
1кв. 2004г.
2кв. 2004г.
евроокно высший сорт
250,00
250,00
750,00
750,00
евроокно 1 сорт
750,00
750,00
2 250,00
2 250,00
Планируемый объём поставок
Продукт/Вариант
3кв. 2004г.
4кв. 2004г.
2005 год
евроокно высший сорт
750,00
750,00
3 000,00
евроокно 1 сорт
2 250,00
2 250,00
9 000,00
Оборудование
Затраты на создание производства
Название
Стоимость, USD
Строительно-монтажные работы
25 000
Приобретение и установка оборудования
Угловой обрабатывающий центр «Окома»
150 000
Шлифовальный станок «RMS-280S»
12 000
Пресс «Hess»
14 000
Тележка гидравлическая
440
Комплект ключей
166,67
Мини торцовка
200
Ручной фрезер
333,33
Шуруповерт
600
Дрель
200
Фрезерный станок
416,67
Четырехсторонний станок
4 166,67
Стружко-уборочный агрегат АСУ-1
393,33
Стружко-уборочный агрегат АСУ-4
898,33
Насос с системой «Airles»
2 099,17
Компрессор
833,33
Ресивер
83,33
Вентилятор в покрасочной камере
83,33
Шкаф-сборник пыли и краски
2 605,83
Пневмопистолет для нанесения силикона
119
Наконечник для пневмопистолета
5
Лопатка для выравнивания силикона
4,5
Пневмопистолет для прибивания штапиков
522,5
Гвозди к пистолету (5000 штук)
27,5
Сверла
25
Ножницы для прокладок
135
Ручка для перемещения стеклопакета
72,5
Профильная фреза
973,33
Пила к угловому центру
79,17
Пила для штапика
8,33
Пила для алюминиевого профиля
12,5
Транспортер сушки окон
250
Фреза наружного профиля рамы
125
Фреза нижнего профиля рамы
125
Пускатели
133,33
Дрель стационарная
166,67
Редуктор 3-х ступенчатый
416,67
Приспособление для изготовления арочных окон
166,67
Стационарная циркулярная пила
250
Стационарная торцовочная пила
83,33
Прибор для смазки оборудования
41,67
Масла для смазки оборудования
50
Компьютер
1 666,67
Автомобиль «Газель»
2 083,33
Автомобиль ГАЗ — 3307
6 500
ИТОГО
228 562,66
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--
Кэш-фло (руб.)
Строка
5.2003
6.2003
7.2003
8.2003
9.2003
10.2003
11.2003
Поступления от продаж
1 799 280
1 799 280
1 799 280
1 799 280
1 891 260
2 963 520
3 628 800
Затраты на материалы и комплектующие
763 324
763 324
763 324
763 324
763 324
1 221 318
1 526 648
Затраты на сдельную заработную плату
Суммарные прямые издержки
763 324
763 324
763 324
763 324
763 324
1 221 318
1 526 648
Общие издержки
195 740
190 740
231 455
184 700
184 700
184 700
238 700
Затраты на персонал
114 946
114 946
114 946
114 946
114 946
114 946
114 946
Суммарные постоянные издержки
310 686
305 686
346 401
299 646
299 646
299 646
353 646
Вложения в краткосрочные ценные бумаги
Доходы по краткосрочным ценным бумагам
Другие поступления
Другие выплаты
Налоги
173 645
189 659
230 937
179 348
197 884
251 820
457 509
Кэш-фло от операционной деятельности
551 625
540 612
458 619
556 962
630 406
1 190 736
1 290 997
Затраты на приобретение активов
Другие издержки подготовительного периода
Поступления от реализации активов
Приобретение прав собственности (акций)
Продажа прав собственности
Доходы от инвестиционной деятельности
Кэш-фло от инвестиционной деятельности
Собственный (акционерный) капитал
Займы
Выплаты в погашение займов
411 563
411 563
411 563
411 563
411 563
411 563
88 235
Выплаты процентов по займам
103 244
97 536
91 827
86 119
80 410
62 247
60 041
Лизинговые платежи
Выплаты дивидендов
Кэш-фло от финансовой деятельности
-514 807
-509 098
-503 390
-497 681
-491 972
-473 810
-148 277
Баланс наличности на начало периода
86 405
123 223
154 737
109 966
169 247
307 680
1 024 607
Баланс наличности на конец периода
123 223
154 737
109 966
169 247
307 680
1 024 607
2 167 328
Кэш-фло (руб.)
Строка
12.2003
1кв. 2004г.
2кв. 2004г.
3кв. 2004г.
4кв. 2004г.
2005 год
Поступления от продаж
3 628 800
10 886 400
10 886 400
10 886 400
10 886 400
43 243 200
Затраты на материалы и комплектующие
1 526 648
4 579 943
4 579 943
4 579 943
4 579 943
18 319 770
Затраты на сдельную заработную плату
Суммарные прямые издержки
1 526 648
4 579 943
4 579 943
4 579 943
4 579 943
18 319 770
Общие издержки
190 700
705 300
705 300
705 300
705 300
2 821 200
Затраты на персонал
114 946
344 838
344 838
344 838
344 838
1 379 352
Суммарные постоянные издержки
305 646
1 050 138
1 050 138
1 050 138
1 050 138
4 200 552
Вложения в краткосрочные ценные бумаги
Доходы по краткосрочным ценным бумагам
Другие поступления
Другие выплаты
Налоги
597 873
2 106 140
2 093 987
2 098 115
2 102 242
8 460 603
Кэш-фло от операционной деятельности
1 198 634
3 150 179
3 162 332
3 158 205
3 154 078
12 262 275
Затраты на приобретение активов
Другие издержки подготовительного периода
Поступления от реализации активов
Приобретение прав собственности (акций)
Продажа прав собственности
Доходы от инвестиционной деятельности
Кэш-фло от инвестиционной деятельности
Собственный (акционерный) капитал
Займы
Выплаты в погашение займов
88 235
264 706
264 706
264 706
264 706
882 353
Выплаты процентов по займам
57 835
160 271
140 418
120 565
100 712
183 019
Лизинговые платежи
Выплаты дивидендов
Кэш-фло от финансовой деятельности
-146 071
-424 977
-405 124
-385 271
-365 418
-1 065 372
Баланс наличности на начало периода
2 167 328
3 219 891
5 945 093
8 702 301
11 475 235
14 263 894
Баланс наличности на конец периода
3 219 891
5 945 093
8 702 301
11 475 235
14 263 894
25 460 797
Баланс (руб.)
Строка
10.2002
11.2002
12.2002
1.2003
2.2003
3.2003
4.2003
Денежные средства
2 975 573
35 504
38 669
2 484
10 488
323
86 405
Счета к получению
Сырье, материалы и комплектующие
Незавершенное производство
Запасы готовой продукции
Банковские вклады и ценные бумаги
Краткосрочные предоплаченные расходы
259
130 585
1 141 136
1 024 404
892 284
750 154
655 018
Суммарные текущие активы
2 975 833
166 089
1 179 805
1 026 888
902 771
750 477
741 423
Основные средства
3 100 000
3 756 250
8 808 190
8 808 190
8 808 190
8 808 190
8 808 190
Накопленная амортизация
12 917
25 833
41 484
103 619
165 753
227 887
290 021
Остаточная стоимость основных средств:
3 087 083
3 730 417
8 766 705
8 704 571
8 642 437
8 580 303
8 518 168
Земля
Здания и сооружения
3 087 083
3 730 417
3 714 766
3 699 115
3 683 464
3 667 812
3 652 161
Оборудование
5 051 940
5 005 456
4 958 973
4 912 490
4 866 007
Предоплаченные расходы
Другие активы
Инвестиции в основные фонды
400 424
3 080 855
Инвестиции в ценные бумаги
Имущество в лизинге
СУММАРНЫЙ АКТИВ
6 463 340
6 977 360
9 946 510
9 731 459
9 545 208
9 330 780
9 259 592
Отсроченные налоговые платежи
31 899
139 525
Краткосрочные займы
4 027 390
4 438 953
4 203 861
3 880 534
3 557 206
3 233 879
2 910 552
Счета к оплате
Полученные авансы
24 990
24 990
74 970
124 950
124 950
Суммарные краткосрочные обязательства
4 027 390
4 438 953
4 228 851
3 905 524
3 632 176
3 390 728
3 175 027
Долгосрочные займы
2 529 210
2 117 647
2 029 412
1 941 176
1 852 941
1 764 706
1 676 471
Обыкновенные акции
Привилегированные акции
Капитал внесенный сверх номинала
8 400
8 400
8 400
8 400
8 400
8 400
8 400
Резервные фонды
Добавочный капитал
Нераспределенная прибыль
-101 660
412 360
3 679 847
3 876 359
4 051 691
4 166 945
4 399 694
Суммарный собственный капитал
-93 260
420 760
3 688 247
3 884 759
4 060 091
4 175 345
4 408 094
СУММАРНЫЙ ПАССИВ
6 463 340
6 977 360
9 946 510
9 731 459
9 545 208
9 330 780
9 259 592
Баланс (руб.)
Строка
5.2003
6.2003
7.2003
8.2003
9.2003
10.2003
11.2003
Денежные средства
123 223
154 737
109 966
169 247
307 680
1 024 607
2 167 328
Счета к получению
Сырье, материалы и комплектующие
Незавершенное производство
Запасы готовой продукции
Банковские вклады и ценные бумаги
Краткосрочные предоплаченные расходы
559 881
464 745
369 608
274 472
179 335
84 199
Суммарные текущие активы
683 105
619 482
479 574
443 719
487 016
1 108 806
2 167 328
Основные средства
8 808 190
8 808 190
8 808 190
8 808 190
8 808 190
8 808 190
8 808 190
Накопленная амортизация
352 155
414 290
476 424
538 558
600 692
662 826
724 960
Остаточная стоимость основных средств:
8 456 034
8 393 900
8 331 766
8 269 632
8 207 497
8 145 363
8 083 229
Земля
Здания и сооружения
3 636 510
3 620 859
3 605 208
3 589 557
3 573 906
3 558 255
3 542 604
Оборудование
4 819 524
4 773 041
4 726 557
4 680 074
4 633 591
4 587 108
4 540 625
Предоплаченные расходы
Другие активы
Инвестиции в основные фонды
Инвестиции в ценные бумаги
Имущество в лизинге
СУММАРНЫЙ АКТИВ
9 139 139
9 013 382
8 811 340
8 713 350
8 694 513
9 254 169
10 250 557
Отсроченные налоговые платежи
168 222
184 039
144 948
175 888
204 922
422 829
575 318
Краткосрочные займы
2 587 225
2 263 897
1 940 570
1 617 243
1 293 916
970 588
970 588
Счета к оплате
Полученные авансы
124 950
124 950
124 950
124 950
201 600
252 000
252 000
Суммарные краткосрочные обязательства
2 880 397
2 572 886
2 210 468
1 918 081
1 700 437
1 645 417
1 797 906
Долгосрочные займы
1 588 235
1 500 000
1 411 765
1 323 529
1 235 294
1 147 059
1 058 824
Обыкновенные акции
Привилегированные акции
Капитал внесенный сверх номинала
8 400
8 400
8 400
8 400
8 400
8 400
8 400
Резервные фонды
Добавочный капитал
Нераспределенная прибыль
4 662 107
4 932 096
5 180 707
5 463 340
5 750 382
6 453 293
7 385 427
Суммарный собственный капитал
4 670 507
4 940 496
5 189 107
5 471 740
5 758 782
6 461 693
7 393 827
СУММАРНЫЙ ПАССИВ
9 139 139
9 013 382
8 811 340
8 713 350
8 694 513
9 254 169
10 250 557
продолжение
--PAGE_BREAK--