Реферат по предмету "Финансы"


Безналичный расчет

Введение
При товарно-денежныхотношениях, в процессе купли-продажи и оказания услуг, удовлетворенияразличного рода претензий и обязательств, а также распределения иперераспределения денежных средств возникают денежные расчеты.
Основную часть денежных расчетов (80-90%) составляетбезналичный денежный расчет.[1] Он возникает тогда, когда денежныерасчеты производятся без непосредственного использования наличных денег, т.е.при перечислении денег по счетам кредитных учреждений или зачетах взаимныхтребований. Безналичный  расчет используется в таких сферах хозяйственныхотношений, как реализация продукции, работ и услуг; получение и возвратбанковских кредитов; выплата и использование фактических доходов. Междуналично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимнаязависимость:деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя формуналичных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот.
Наиболее острой проблемой российской экономики являетсяпроблема неплатежей. На 1 января 1999г. суммарная просроченная задолженность пообязательствам предприятий и организаций достигла 1390 млрд. руб.[2]За 1998г. она составила 34% к ВВП против 31% в 1997г.
Поэтому я считаю, что тема безналичного денежного расчета внастоящее время является актуальной. Исходя из вышесказанного, можно определитьзадачи данной курсовой работы:
ª датьпонятие сущности безналичного расчета, его значению в денежном обороте страны;
ª рассмотретьосновные принципы организации безналичного расчета и основные классификациибезналичных платежей;
ª проанализироватьприменение различных форм безналичных расчетов в современных условиях идинамику структуры безналичных платежей и денежной массы в 1996-2000гг.;
ª коснутьсяосновных проблем организации безналичных расчетов и перспектив отдельных формплатежей.
В своей работе я использовала материал следующих авторов:О.И. Лаврушина, Е.Ф. Жукова, Л.А. Дробозиной, А.Г. Ивасенко и других.
1.         Содержаниеи организация безналичного денежного расчета.
1.1.      Сущность и значение безналичного расчета.
С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось исоотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. Доконца 19 в. преобладали платежи наличными деньгами. В современных условияхудельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах,невелик, например, в США  он составляет около 10%.[3]
Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые безиспользования наличных денег, посредством перечисления денежных средств посчетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.  Безналичныерасчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемостисредств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижениииздержек обращения.
Особенности безналичных расчетов проявляются в следующем:
·     врасчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель,передающие наличные средства. В безналичных денежных расчетах участников трое: плательщик, получатель ибанк, в котором осуществляются такие расчеты в форме записи по счетамплательщика и получателя;
·     участникибезналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Этиотношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов.Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте отсутствуют;
·     перемещения(перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другогопроизводятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитныеотношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесьпроизводится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборотналичных денег замещается кредитной операцией.
Безналичные расчеты обслуживают в основном сферухозяйственных связей предприятий и их взаимоотношения с финансово-кредитнойсистемой. Таким образом, сущность их в том, что хозяйственные органы производятплатежи друг другу за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а такжепо финансовым обязательствам путем перечисления причитающихся сумм со счетаплательщика на счет получателя или зачета взаимной задолженности.
Значение безналичных расчетов велико, так как:
1)  безналичныерасчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временносвободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним изисточников кредитования;
2)  безналичныерасчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве;
3)  четкоеразграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия,облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота.Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размерыэмиссии и изъятия наличных денег из обращения.
С одной стороны, развитие безналичных расчетовприводит к сокращению потребности в наличных деньгах и к экономии издержекобращения. Чем крупнее платеж, тем сильнее проявляются эти преимущества.Однако, если сумма уплаты незначительна, то более экономичен взнос наличными.Установить точно грань, когда преимущества наличного платежа переходят в егонедостатки, довольно трудно.
С другой стороны, безналичные расчеты могутзаменять собой банкнотное обращение. Особое значение приобретают безналичныерасчеты при попытках стабилизации валюты, так как они облегчают переход от«падающих» денег к золотому обращению (или к валюте, имеющей золотое обеспечение).Столь же значительно влияние безналичных расчетов на покупательную способностьденег внутри страны. Когда безналичные расчеты получают общественное признание(например, развитая чековая система), тогда чрезмерное форсирование их, подобночрезмерному выпуску банкнот, может действовать инфляционно. Поэтому развитиебезналичного оборота должно подвергаться такому же регулированию, как иэмитирование банкнот.
Таким образом, можно сказать, что безналичныерасчеты – совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессереализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национальногодохода. Их назначение состоит в погашении денежных и кредитных обязательствюридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичногосредства платежа.
1.2 Принципы организациибезналичного расчета.
 
Безналичный  расчет организуется на основе определенныхпринципов.
Принципы организации расчетов – основополагающие начала ихпроведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечитьсоответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности,надежности, эффективности.
В настоящее время очень много литературы опринципах безналичного расчета и, соответственно  каждый автор  имеет свойподход к рассмотрению этих принципов, поэтому рассмотрение только одного авторане даст полное понимание сущности принципов безналичного расчета.
Принцип правового режима осуществления расчетов иплатежей обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современногообщества. К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ,ФЗ «О центральном Банке РФ» от 26 апреля 1995 г., ФЗ «О банках и банковскойдеятельности» от 3 февраля 1996 г., ФЗ «О переводном и простом векселе» от 11марта 1997 г. и др.
Особо следует отметить роль ГК РФ, части второй, введенной вдействие с 1 марта 1996 г. В главах 45 и 46 этой части упорядочены многиевопросы организации безналичных расчетов применительно к рыночным условиямэкономики:действие договора и тайна банковского счета, очередность списания денежныхсредств со счета, формы расчетов и способы платежей, ответственность участниковрасчетов.
Главный регулирующий орган платежной системы – ЦБ РФ.Согласно вышеуказанному закону, в нем среди трех его основных задач, изложенныхв начале закона, значится обеспечение эффективного и бесперебойногофункционирования системы расчетов. На Банк России возложены:
¨    установление правил,сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов;
¨   координация,регулирование и лицензирование организации расчетных систем.
Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен вПоложении о безналичных расчетах в РФ от 9 июля 1992 г. №14 споследующими изменениями и дополнениями. Согласно этому положению организациябезналичных расчетов в РФ строится на следующих правилах:
1. При многообразии форм собственности, деятельностипредприятий в условиях развития товарно-денежных отношений за предприятиямиостается право свободного выбора  форм расчетов и закрепления их в договорах.Ограничение свободы выбора со стороны коммерческого банка не допускается.
2. Средства со счетов предприятийсписываются по распоряжению владельца счетов.
 3. Все платежи со счетов предприятийосуществляются по очередности, определяемой руководителем предприятия, еслииное не предусмотрено законодательством. [4]
Принцип осуществления расчетов побанковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика – необходимаяпредпосылка расчетов. Предприятия, организации, учреждения, независимо от ихорганизационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства в учрежденияхбанка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. С них осуществляются платежи заматериальные ценности, услуги и по финансово-банковским обязательствам.
Деньги со счета на счет переводятсябанком по полученным от хозорганов расчетным документам. Банк зачисляетпоступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об ихперечислении и выдаче со счетов и осуществляет проведение других банковскихопераций, которые предусмотрены банковскими правилами и договорами обиспользовании той или иной формы безналичных расчетов.
Принцип обеспеченности платежа предполагает наличие у плательщикаденежных средств, то есть платежи совершаются за счет собственных средствплательщиков или кредитов банка. Для этого все плательщики (предприятия, банкии т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов,предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы.
Принцип периодической очередностиплатежей. Очередностьплатежей может быть:
А) хронологическая – претензииудовлетворяются в той последовательности, в какой расчетные документы поступаютв банк, независимо от цели платежа;
Б) целевая – в первую очередьсовершаются наиболее важные по значению платежи.
 С 1929 г. до середины 1987 г. вбывшем СССР действовала в различных модификациях целевая очередность платежей.В июле 1987 г. было установлено, что все платежи со счетов объединений,предприятий и организаций, включая отчисления в бюджет и выплату заработнойплаты, осуществляются в порядке очередности поступления в банк расчетныхдокументов (наступления сроков платежей). Но временами календарная очередностьнарушалась не только банками, но и властными структурами управления. И поэтомус 1 июля 1992 г. календарная очередность платежей была отменена Положением обезналичных расчетах от 9 июля 1992 г. №14, и плательщикам предоставлено правопо их усмотрению определять очередность платежей с их счетов. Но уже 10 июлятого же года постановлением Верховного Совета РФ установлено, что платежи вреспубликанский бюджет и во внебюджетные фонды вносятся в первоочередномпорядке. В октябре 1993 г. Президент РФ  установил первоочередность платежей вбюджет и за товары и услуги.
Указами Президента РФ от 23 мая и 9августа 1994 г., а также 24 января 1995 г. введена очередность платежей,обеспечивающая первоочередные выплаты денежных средств на неотложные нужды,платежи в бюджет и в государственные внебюджетные фонды. Все остальные платежирешено осуществлять в порядке календарной очередности поступления в банкрасчетных документов (наступления сроков платежей). [5]
Принцип согласия (акцепта)плательщика. Данныйпринцип реализуется путем применения:
·    либо соответствующего платежногоинструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующегоо распоряжении владельца на списание средств;
·    либо специального акцепта документов,выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, переводныхвекселей).
Вместе с тем законодательствомпредусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другимобязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами,некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептногосписания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.
Принцип срочности платежа. Расчеты осуществляются строго всроки, предусмотренные в договорах, в инструкциях Минфина и т.д. Платеж можетосуществляться:
А) до начала торговой операции(авансовый платеж);
Б) немедленно после совершенияторговой операции;
В) через определенный срок послесовершения торговой операции;
Г)  на условиях коммерческого кредита(без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя).
Учреждения банков обязаны зачислятьна счет предприятия (списывать) причитающиеся ему суммы не позднее следующегорабочего дня после получения соответствующего документа. За несвоевременное(позднее следующего рабочего дня после получения документа) или неправильноесписание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильноезачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать отбанка уплатить в свою пользу штраф в размере 0.5% несвоевременно зачисленной(списанной) суммы за каждый день задержки.[6]
 Принцип контроля за проведениемопераций. Контроль подразделяется на предварительный, текущий ипоследующий. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороныпредприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками междупродавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом,внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правилрасчетов.
Принцип имущественной ответственностипо договору. Сутьэтого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в частирасчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в формевозмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мерответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательствкак своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, — практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабитьнегативные последствия. 
Дальнейшее развитие получило правовое регулирование процессавзыскания недоимок по налогам: отнесение к числу первоочередных платежей; установление пени запросрочку платежа 0,3% суммы за каждый день просрочки; принятие порядкабесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы,причитающиеся от его дебиторов, а также имущество недоимщиков и др.
2. Формы безналичных расчетов
На основании действующего Положения безналичныерасчеты в России могут осуществляться с помощью платежных поручений, платежныхтребований-поручений, чеков и аккредитивов. Применение той или иной формырасчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств.Познакомимся с особенностями каждой формы безналичных расчетов, применяемых всовременных условиях.
2.1. Расчеты платежнымипоручениями
 
Можно сразу же отметить, что в настоящих условиях в Россиипреобладающей формой расчетов является перевод, более того – кредитовыйперевод. Он предоставляет плательщику (дебитору) возможность датьраспоряжение кредитовать счет получателя (кредитора). Существенным свойствомтакой операции является ее простота, что, в частности, позволило банкамускорить переход от почтовой и телеграфной к электронной форме перевода.
Упорядоченность документооборота обеспечиваетсяиспользованием платежных поручений о дебетовых списаниях. Платежное поручение– это поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении со своего счетаопределенной суммы на счет другого предприятия – получателя средств в том жеили другом учреждении банка.
Применение этого финансового инструмента может быть связанокак с товарными, так и нетоварными операциями, причем нетоварные платежи,например в бюджет, осуществляются исключительно платежными поручениями.
В качестве примеров нетоварных операций можно привести:
·    платежив бюджет,
·    погашениябанковских ссуд и процентов по ссудам,
·    перечислениясредств страховым органам государственного и социального страхования,
·    взносысредств в уставные фонды при учреждении АО,
·    приобретениеценных бумаг,
·    уплатапени, штрафов, неустоек и т.п.
Переводы платежными поручениями для платежей за товары иуслуги используются:
·    заполученные товары и оказанные услуги (со ссылкой на номер и датутоварно-транспортного документа);
·    впорядке предварительной оплаты услуг (со ссылкой на номер договора);
·    дляпогашения кредиторской задолженности по товарным операциям;
·    прирасчетах по решению суда и арбитража;
·    дляарендной платы за помещения;
·    врасчетах с коммунальными, транспортными, бытовыми предприятиями и т.п.
Они могут быть как срочными, то есть сразу после отгрузкитовара, так и долгосрочными или отсроченными в рамках договорных отношений.
Для наглядного представления процесса документооборота удобновоспользоваться схемой, в которой задействованы следующие обозначения:
F1 – предприятие-покупатель, F2 –предприятие-поставщик,
B1 – банк покупателя, B2 – банк поставщика.
Операции и возникающие в связи с ними отношения будемизображать стрелками с цифрами, по которым можно составлять цепочки отношений.
/> 
Схема 1
Таким образом, получаем:
–товар или услуги, получаемые покупателем F1 отпоставщика F2,
– счет-фактура,
– платежное поручение предприятия-покупателя F1 насписание со своего счета в банке B1 суммы за товар или услуги,
– документы о перечислении соответствующих сумм из банка B1в банк поставщика B2 на счет предприятияF2.
При этом банк покупателя производит списание средств со счетапредприятия-покупателя F1, а банк поставщика производит зачислениесоответствующих сумм на счет предприятия-поставщика F2.
Четкость приведенной цепочки отношений не гарантирует ееучастников от возникновения рисков. Зачастую такая форма расчетов не полностьюудовлетворяет поставщиков, так как они попадают в зависимость отпредприятий-покупателей. Действительно, плательщик может в данном случаезадержать выписку платежного поручения из-за отсутствия или недостатка средств.В таком случае банк покупателя не примет платежное поручение к исполнению.
Кроме того, несвоевременное поступление средств на счетпоставщика может произойти и по вине соответствующих банков, или связанных сними организаций (например, РКЦ).
Тем самым уместно указать еще раз на необходимость тщательнойпроработки условий расчетов, отражаемых в договоре, а также учетаответственности банков за ненадлежащее исполнение поручения в соответствии сзаконодательными нормами.
Предприятие-покупатель должно учитывать риск несвоевременнойпоставки товара при досрочных платежах и риск отвлечения из оборота денежныхсредств.
Платежное требование-поручение представляет собойрасчетный документ, содержащий требование поставщика F2 к покупателю F1оплатить на основании приложенных отгрузочных и товарных документов стоимостьпоставленных по договору продукции, выполненных работ и оказанных услуг.
Преимущество такой формы расчетов состоит в том, что онаудобна поставщику, так как банк включен в установленные отношения, осуществляетинкассирование платежных требований и следит за взысканием денег с покупателя.
Предприятие-покупатель, соответственно, имеет возможностьконтролировать по документам соблюдение поставщиком договорных условий. Вчастности, при несоблюдении условий можно отказаться от акцепта(согласия) оплаты документов. Более того, на практике допускаются самые разныеформы акцепта: положительный и отрцательный, предварительный и последующий,полный и частичный. Для обоснования процедуры платежные требования-поручениярегистрируются в банке покупателя B1 в специальном журнале и передаютсянепосредственно плательщику F1 под расписку для акцепта.
Не останавливаясь на деталях, приведем схему документооборотапри расчетах требованиями-поручениями, в которой используются те жеобозначения, что и в схеме 1.
/>
Схема 2
В данном случае имеем:
1.         –товар, получаемый покупателем F1 отпоставщика F2,
2.         – счета и платежное поручение поставщика F2своему банку B2,
3.         – платежное требование и счета от банка B2банку покупателя B1,
4.         – платежное требование и счета для извещения оплатеже и акцепта от банка B1 своему клиенту – предприятию F1,
5.         — акцепт предприятия F1 на списание сосвоего счета в банке B1 суммы за товар,
6.         – документы о перечислении соответствующих суммиз банка B1 в банк B2.
При этом банк покупателя B2 производит списаниесредств со счета предприятия-покупателя F1, а банк поставщика B1производит зачисление соответствующих сумм на счет предприятия-поставщика F2.
Недостаток приведенной схемы расчетов заключается вопределенной длительности операции и возможности возникновения неплатежей из-заотсутствия средств у плательщика.
2.2. Вексельные операции,простой и переводной вексель
 
Рассматривая разные финансовые инструменты, на которыепредприятие направляет свое внимание, невозможно обойти стороной вексель.Достаточно часто коммерческая деятельность бывает связана с такой ситуацией,когда возникает недостаток финансовых ресурсов и необходимо прибегнуть котсрочке платежа за проданные товары. Речь идет, таким образом, о коммерческомкредите, который предприятие — поставщик может предоставить предприятию — покупателю с получением от него долгового обязательства. В качестве средстваоформления обязательства, предоставляемого в товарной форме, выступает вексель.
Вексель – это составленное по установленной закономформе безусловное письменное долговое денежное обязательство или предложениеуплатить определенную денежную сумму. Применительно к обещанию уплаты денежнойсуммы вексель называется простым. В случае предложения уплаты мы имеемпереводный вексель.
Простой вексель – документ, по которому заемщик(векселедатель) обещает, то есть обязуется, уплатить векселедержателю(бенефициару) или по его указанию третьему лицу определенную сумму вопределенный срок. По существу простой вексель является долговой распиской.
В нашей стране в основном используется форма простоговекселя, в которой оплата производится теми же предприятиями, которые ихвыписали. Благодаря своей надежности и гибкости, за рубежом оказались болеераспространенными так называемые переводные векселя.
Переводный вексель представляет собойписьменное предложение векселедателя (кредитора, именуемого трассантом),содержащее безусловный приказ другому лицу – заемщику (именуемому трассатом),уплатить определенную сумму третьему лицу, векселедержателю (именуемому ремитентом).
Переводный вексель обязательно должен быть акцептованплательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силуисполнительного документа. Акцепт векселя обычно отмечается в левойчасти лицевой стороны векселя и выражается словами “акцептован”, “принят”,“заплачу” и т.п. Заметим, что акцептант переводного векселя является главнымвексельным должником и несет ответственность за оплату векселя в установленныйсрок.
Содержание и движение переводного векселя может бытьотражено, например, в виде следующей схемы, на которой используются следующиеобозначения:
·    F1 – должник(векселедатель);
·    B – кредитор(векселеполучатель);
·    F2 – плательщик попереводному векселю.
/>
Схема 3
Здесь:
1.         – денежные средства, товары, услуги и т.п.;
2.         – переводной вексель;
3.         – предъявление переводного векселя для акцепта;
4.         – акцептованный переводной вексель.
На схеме 3, в частности, видно, что В, располагаяпереводным векселем от F1, не может быть уверен в том, что платежсостоится, пока F2 не акцептует вексель ( процедура акцепта на схеме неотображена).
Помимо рассмотренных, могут выделяться спецификой отличийдруг от друга и другие виды векселей. Однако надо помнить, что, как бы то нибыло, и несмотря на абстрактный характер векселя, в его основе всегда лежитреальная сделка. Имея это в виду, отметим, что векселя, возникающие в процессезаймов, часто называются финансовыми, а в результате реальных сделок – коммерческимиили товарными векселями.
Когда говорят о банковском векселе, то обычно имеют в видувексель, выданный банком. В таком случае банк является векселедателем. Вообщеговоря, банковский вексель может иметь финансовую природу или товарную. Перваяпредставляется, например, выпуском векселя в качестве депозитного инструмента сцелью привлечения денежных средств. Вторая возможность может быть реализована векселедательскимкредитом.
Знакомство с операциями банков с векселями может привести кпониманию того, как наиболее эффективно использовать финансовые возможностипредприятия. Это следующие операции:
·    учетвекселей;
·    выдачассуд до востребования по специальному ссудному счету под обеспечение векселей;
·    принятиевекселей на инкассо для получения платежей и для оплаты векселей в срок.
Учет векселей состоит в том, что векселедержательпродает векселя банку до наступления срока платежа и получает за это вексельнуюсумму за вычетом определенного процента от этой суммы. Этот процент называется дисконтомили учетным процентом.
Предприятие, учитывая вексель, снимает целый ряд проблем,связанных с возвратом банку полученных по учету сумм. Ведь банк сам получает ихнепосредственно от вескследателей. Однако обращение к предъявителю все жевозможно, например при плохом финансовом положении векселедателя.
Банк, осуществляя дисконтирование различных векселей, можетиспользовать разные учетные ставки в зависимости от множества дополнительныхобстоятельств: известной практики других банков, уровня надежности плательщикапо векселю, сроков векселей и т.п. Задача банка остается прежней – наиболееточно определить кредитоспособность предприятия, или, в терминах риска, — максимально снизить риск при учете векселей. Отказ банка в приеме векселей кучету не должен сопровождаться формальным объяснением причин такого решения.
Кредиты по учету векселей делятся на предъявительские ивекселедательские. Первый вариант используют организации, обладающие большимколичеством векселей, передаваемых на учет в банк. Второй связан спредприятиями, которые под него выдают векселя для оплаты товарно-материальныхценностей, работ и услуг других организаций.
Для вексельно-кредитных операций в банке учет векселейпредставляет лишь одну из форм осуществления. Другой формой являетсяспециальный ссудный счет под обеспечение векселей. В целях гарантиисвоевременного погашения ссуды в кредитном договоре оговаривается право банкаобращать в погашение долга суммы, вносимые векселедателями для оплаты векселей.
Каждая из рассмотренных форм характеризуется также размеромполучаемой суммы. При осуществлении дисконтной операции предприятие получаетполную сумму векселя за вычетом процентов по учету. При кредитовании под залогвекселей речь идет лишь о части общей суммы (обычно 60 – 79%). К тому же,вексель передается банку под обеспечение кредита лишь временно, а не всобственность.
Определенный интерес могут представлять и комиссионныеоперации банка, которые он может осуществлять с векселями по поручениюпредприятия-клиента. Их список может быть достаточно обширен и включать самыеразные действия от контроля за поступлением сумм по векселям до их погашения.Сделки совершаются от имени банка, но за счет и в интересах предприятия.
Так, при инкассировании векселей поручение банку можетзаключаться в получении платежей по векселям в срок. Если при учете векселейбанк идет на определенный риск, то при инкассировании он принимает на себяобязательство получить при наступлении срока соответствующий платеж и передатьпредприятию требуемую сумму. Роль банка сводится к точному выполнению инструкций.Выгода предприятия при этом заключается в том, что комиссионные за инкассооказываются меньше требуемых расходов на надежное самостоятельное обслуживаниевсех необходимых действий вексельного обращения.
Аналогичным образом банк может быть назначен не получателемплатежа, как при инкассировании, а плательщиком. Такое поручение носит названиедомициляции. Внешним признаком домицилированного векселя служат слова“платеж в …. банке”. За оплату векселя обычно насчитывают небольшую комиссию, аоплаченные векселя отсылаются предприятию. Для предприятий, имеющих в данномбанке расчетный счет, оплата домицилированных векселей производится бесплатно.Они освобождаются, таким образом, от работы по контролю за сроками предъявлениявекселей к платежу, а сама процедура платежа упрощается и ускоряется.
 
2.3.  Расчеты чеками,аккредитивами и по инкассо
Общая идея переводного векселя приводит к пониманию того,какие функции выполняет чек. Чек – это ценная бумага, выполненнаявладельцем счета в банке на бланке установленного образца, содержащая поручениебанку произвести по ее предъявлении платеж указанной суммы третьему лицу. По денежнымчекам из банка выдаются наличные деньги, а по расчетным чекамосуществляются безналичные платежи.
Документооборот при чековой операции может быть представленследующей схемой:
/>
Схема 4.
Напомним обозначения, которыми мы уже пользовались:
F1 – покупатель; F2 – поставщик;
B1 – банк покупателя; B2 – банк поставщика;
В данном случае имеем следующие отношения:
– заявление F1 на получение чековой книжки в банке В1и депонирование соответствующих денежных сумм;
– выдача чековой книжки F1;
– получение товара;
– выписка чека;
– сдача чека; банк поставщика B2 производит зачислениеденег на счетF2;
– документы на списание средств; B1 производитсписание суммы чека из депонированных средств.
Приведенная схема может быть модифицироваться, например,когда банк избирает для предприятий, своевременно выполняющих своиобязательства, форму соглашения о выдаче чековых книжек без депонированиясредств. В этом случае банк гарантирует (за свой счет) платежи по чекам даже вслучае отсутствия средств у чекодателя.
Таким образом, легко догадаться, что при расчетах чекамивозможны случаи отсутствия средств, тогда как, например, платежные порученияпринимаются банком только при наличии средств на счете.
Возможности использования чека в качестве платежного средствамогут возрасти за счет увеличения его обращаемости. Способом передачи права наполучение денег по чеку является так называемый индоссамент. Такаявозможность соответствует правилам вексельного обращения, где также широкоприменяется.
Приведем четыре вида индоссаментов.
·    Припомощи бланкового индоссамента чек становится предъявительским документом илюбой законный владелец может получить по нему деньги в банке. Такойиндоссамент состоит из одной подписи держателя чека на обороте.
·    Именнойиндоссамент позволяет указать имя лица, которому передается право полученияденег по чеку. Это имя ставится рядом с подписью держателя чека.
·    Целевойиндоссамент выражает ограничения возможностей получения денег по чеку. Наобороте указывается цель передачи чека другому лицу, например, в виде “толькодля депонирования”. Иногда этот вид индоссамента может сочетаться с именным,например, “платите Валентину Ивановичу Лебедеву, только для депонирования”.
·    Безоборотныйиндоссамент представляет ограничение или исключение возможности предъявленияпретензий по чеку в случае его неоплаты. В таком случае используется выражение“без оборота”. Однако такая форма требует для своей действительности признаниябанка, куда перечисляются деньги по чеку, с помощью его собственногоиндоссамента.
Порядок индоссамента строго формализован, и банк обязанпроверять их последовательность, но следует отметить, что он не отвечает за ихкачество, то есть за возможность подделки подписей индоссантов.
Итак, для получения расчетных чеков в обслуживающем банкеоформляется заявление по установленной форме, подписанное руководителемпредприятия, главным бухгалтером и заверенное печатью. В заявлении указываютсяколичество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками, что позволяетопределить лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотнойстороне каждого чека.
Другой гарантированной формой расчетов являетсяаккредитивная. В отличие от других форм безналичных расчетов она гарантируетплатеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счетсредств его банка. Аккредитив – это поручение банка покупателя банкупоставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных ваккредитивном заявлении покупателя против предоставленных поставщикомсоответствующих документов.
Схема документооборота превращается в таком случае вследующую:
/>
Схема 5.
Здесь при осуществлении операций по аккредитиву участвуют:
·    F1 – покупатель(плательщик, аккредитиводатель);
·    F2 – поставщик (бенефициарпо аккредитиву);
·    B1 – банк-эмитент,открывающий аккредитив;
·    B2 – банк поставщика(банк-корреспондент по месту нахождения бенефициара).
Отношения, складывающиеся в процессе выставления и исполненияаккредитива:
– обращение F1 в банк В1 с просьбой об открытии аккредитива;депонирование соответствующих денежных сумм;
– аккредитивная телеграмма или почтовый аккредитив;
– извещение об открытии аккредитива;
– товар;
– реестр счетов, товарно-транспортные документы;зачисление средств на счет в В2;
– реестр счетов, товарно-транспортные документы;списание суммы со счета депонированных средств в В1.
Каждый аккредитив имеет характерную степень обеспечения и поформе содержит указание на момент принятия риска. Так, должно быть ясно,является ли он отзывным или безотзывным (при отсутствии явного указанияаккредитив считается, согласно ГК РФ, отзывным).
Отзывный аккредитив может быть изменен илианнулирован в любой момент банком-эмитентом В1 (по указанию покупателя F1)без предварительного согласования с поставщиком F2.
Безотзывный аккредитив не может быть измененбез согласия бенефициара F2 и ответственных банков, если выполненыусловия аккредитива.
Очевидно, что для поставщика наиболее надежным являетсябезотзывный аккредитив, подтвержденный к тому же обслуживающим банком. Этоозначает обязательство банка В2 в дополнение к обязательству банка В1по платежу, то есть гарантии независимо от того, может ли банк-эмитентпредставить возмещение. Кроме того, аккредитивы могут открываться двух видов:покрытые и непокрытые.
Покрытый аккредитив (депонированный)соответствует предварительному представлению в распоряжениебанка-корреспондента В2 покрытия в сумме аккредитива на срок действияобязательств. В этом случае депонирование средств возможно также за счет ссудыпокупателя в своем банке. Отметим, что не предусмотрено выставление аккредитивачастично за счет собственных средств и частично за счет банковской ссуды В.
Рассматриваемая форма расчетов в международной практикепредставлена в основном непокрытыми (гарантированными) аккредитивами,когда платежи поставщику гарантируют банки. С предприятиями-плательщиками,своевременно выполняющими обязательства перед банками и поставщиками, могутзаключаться договоры на открытие гарантированных аккредитивов. Банк-эмитент втаком случае предоставляет исполняющему банку право списывать платежи поаккредитиву в пользу поставщика со своего корреспондентского счета.
Следует сказать, что применение аккредитивов и в России можетоказаться вполне перспективным делом. По крайней мере оно выглядит эффективнеепо сравнению с предварительной оплатой, которая превратилась по существу впреобладающую форму гарантии платежа. В то же время необходимо учитыватьсложность и высокую стоимость аккредитивной формы расчетов.
Преимущества для участвующих в расчетах сторон такжедостаточно очевидны. Для поставщика речь идет о гарантиях своевременности иполноты получения платежа, а для покупателя – получения заказанной продукции всоответствии с предусмотренными договором условиями.
Теперь рассмотрим такие денежные операции, как инкассирование(операции по инкассо). Под ними понимают банковские операции, прикоторых банк берет обязательство получить от имени и за счет клиента деньги и(или) акцепт платежа от третьего лица по представленным на инкассо документам.Например, прием срочных процентных и дивидендных купонов, векселей или чековдля получения платежей по ним.
Операции по инкассо можно было бы производить, и не прибегаяк помощи банков, однако техническое оснащение и наличие грамотного персоналавполне оправдывают обращение к их посредничеству. Контроль над ситуациейособенно важен тогда, когда платеж должен быть совершен в другом месте.
Если обратиться к основе инкассовых операций, то можновидеть, что ее составляет договор поручения, то есть инструкции клиента банка.Например, на векселях, передаваемых на инкассо, об этом свидетельствуетиндоссамент “деньги на инкассо”, “для инкассирования” и т.п.
Другим примером может быть инкассовое поручение набесспорное (безакцептное) списание средств. Оно может осуществляться либо попоручению взыскателей, либо исходя из исполнительных документов. Отметим, чтобесспорное списание средств допускается только на основании решенийсоответствующих органов и исполнительных документов.
Основными видами инкассовых операций являются простое(чистое) инкассо и документарное (коммерческое). В первом случае банк обязуетсяполучить деньги с третьего лица на основании платежного требования, несопровождаемого коммерческими документами, а во втором – банк должен предъявитьполученные от своего клиента коммерческие документы. К числу коммерческихдокументов относятся счета, транспортные и страховые документы, документы оправе собственности и любые иные документы, не являющиеся финансовыми.
Вообще, расчеты в форме инкассо распространены вмеждународных платежах достаточно широко. Платежи по контрактам осуществляютсяна условиях коммерческого кредита, и зарубежные банки принимают на инкассоразличные документы, в том числе, кроме упомянутых выше векселей и чеков,акции, облигации и другие.
Во внутреннем обороте инкассирование векселей и чеков развитов недостаточной мере, хотя схема его применения достаточно прозрачна. Например,предприятие за определенное комиссионное вознаграждение передает до срокаплатежа имеющиеся у него векселя своему банку. Теперь банк берет на себяхлопоты по получению платежа и предоставлению в распоряжение своего клиентаденежных средств. Передача векселей сопровождается письменным распоряжением –инкассовым поручением.
С инкассовыми операциями связаны расчеты платежнымитребованиями-поручениями и платежными требованиями. Платежныетребования-поручения включают отгрузочные документы и счета, передаваемыеплательщику против акцепта. Платежные требования содержат все необходимыереквизиты, позволяющие определить вид товара, цену, время отгрузки и т.п.
Указанные требования выставляются на инкассо поставщикомпосле отгрузки товара и выписки товарных документов. Банк В2 обязан переслатьдокументы в банк плательщика В1, взыскать с него средства и перечислить нарасчетный счет поставщика. В свою очередь, банк В1, получив документы,информирует плательщика и принимает их к оплате только после получения от негопредварительного акцепта.
Подобная форма расчетов предполагает определенные риски идолжна подстраховываться доверительными отношениями контрагентов. В такомконтексте, например, использование покупателем требований-поручений освобождаетего от необходимости заранее отвлекать средства из своего оборота. Дляпоставщика риск несвоевременной оплаты счетов может быть уменьшен за счетполучения определенных гарантий от покупателя. В договоре можно использовать втаком случае различные правовые средства обеспечения обязательств по оплате(поручительства, банковской гарантии, залог и т.п.).
С тех пор, как получили развитие средства связи, ускоряющиедоставку документов, началось снижение уровня рисков, связанных с замедлениемоборачиваемости средств из-за разрыва во времени между отгрузкой товара иполучением выручки.
С позиций управления финансами корпораций, можно отметитьвозможности рассмотренных форм расчетов для нейтрализации риска отказапокупателя от оплаты поставленной ему продукции, ускорение инкассации денег помногим филиалам для эффективного объединения ресурсов на едином счете и другие.
3.         Проблемыорганизации и перспективы развития           безналичного оборота
В настоящее время наиболее сложной стала проблеманалаживания расчетно-платежной системы  и проблема неплатежей в экономике.Неплатежи являются одной из причин увеличения дефицита бюджета.
За последние годы, однако, темпы роста неплатежейснизились. Если в 1997 г. суммарная просроченная задолженность росла достаточновысокими темпами (6,6% в месяц при среднемесячном темпе инфляции 1,65%), то в1999г. темп прироста составил 3,1% (что меньше среднемесячного темпа инфляции).Стабилизация темпов роста неплатежей обусловлена прежде всего резкоувеличившейся долей бартерных операций.  В январе-феврале 2000 г. произошлодальнейшее снижение темпов роста неплатежей (до 1% в среднем за месяц), преждевсего под воздействием частичного восстановления платежно-расчетной системы иотносительно меньшего «денежного голода». [7]Экономика вошла в своего рода «равновесный», но нездоровый режимфункционирования. В данных условиях совершенствование безналичных расчетов,разработка их норм и способов – одна из главных задач российской экономики.
Остановимся подробнее на следующих проблемах:задержки расчетов банками, предприятиями, РКЦ; скорость совершения платежей;очередность платежей; проблемы вексельного обращения.
Задержки расчетов банками и РКЦ. С введением расчетовбанков через корсчета появляется много проблем: сбои и задержки расчетов в РКЦ,связанные в основном с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежнойинформацией; нарушения в расчетах по вине самих КБ.
Представив в банк платежное поручение оперечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третийэкземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие повыписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счетаперечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерскиепроводки – лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ иначинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчетабанка. В документообороте иногда происходят заминки. Известно, что некоторыебанки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течениекакого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качествекредитного ресурса. И наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятиясредствам банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению нарасчетный счет предприятия. Такие факты не единичны. Владельцы счетов далеко нево всех случаях используют свое право требовать от банка уплату 0,7%несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день просрочки.
Проблема скорости совершения платежей.  Скорость платежа взначительной мере обусловлена его срочностью. Предположим, что при сроке оплатыобязательства 20 июня и сроке зачисления средств на счет получателя 28 июняфактически обе стадии платежа совершены в эти сроки. Но при этом средстванаходились в течение недели в расчетах, т.е. были изъяты из полезногохозяйственного оборота.
Современная электронная техника и особенноавтоматизированные каналы связи придают новое качество понятию срочностиплатежа: создается возможность соединить сроки отдельных стадий платежавоедино. Например, при расчетах за товар скорость платежа определяетсявзаимозависимыми показателями времени получения товара покупателем, срока егооплаты и времени зачисления средств на счет поставщика. Оптимальная скоростьбезналичных расчетов достигается совпадением трех перечисленных показателей.
Сокращение времени прохождения платежейдостигается рядом коммерческих банков путем внедрения технологий, новыхплатежных инструментов, активизации внедрения электронного документооборота идр.
Очередность платежей. Регулированиеочередности платежей – один из острых вопросов денежно-кредитной политики.Существуют различные мнения  по проблеме очередности платежей. Внешне создаетсявпечатление, что очередность платежей по усмотрению плательщиков, укрепляя ихсамостоятельность, в наибольшей мере соответствует условиям рынка. Однако такаяочередность может наносить ущерб ряду кредиторов, требования которых, несмотряна их длительность, откладываются плательщиком.
Некоторые авторы, например, А.М. Косой,предлагают периодическую очередность. Платежи подразделяются на три вида:периодические платежи в доходы бюджета, по зарплате, электроэнергию и другиеплатежи по наращенной кредиторской задолженности; текущие платежи в погашениекредиторской задолженности; авансовые платежи. В каждой из трех групп расчетныедокументы располагаются в календарной последовательности, так как каждая группапредставлена в основном однотипными платежами.
Вексельное обращение. Внедрение в страневексельного обращения связано с рядом проблем. Не решены правовые вопросы,нормативная база постоянно расширяется. Неэффективен механизм взысканияденежных средств по векселям, так как не соответствует задачам, которые ондолжен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств.Отсутствуют и   методики для  банков при предоставлении кредита в формевексельного.
Можно назвать еще ряд проблем в области расчетов:создание специальной банковской почты, защита межбанковских переводов отнесанкционированного доступа и т.д.
Также необходимо рассмотреть перспективыбезналичных расчетов, в частности некоторых форм. Рассмотрим следующие формырасчетов: аккредитивная форма, расчеты с помощью пластиковых карточек.
Аккредитивы.  В период кризиса очень важны надежность ибыстрота проведения платежей. Однако не каждый российский банк в состоянииследовать этим принципам. В условиях кризиса система расчетов здорово буксуетиз-за недоверия банков друг к другу. Это отражается на всех видах безналичныхрасчетов.  В сегодняшних условиях, когда участники сделок не доверяют другдругу, расчеты с помощью аккредитива являются выходом из тупика. С однойстороны, аккредитив  контролирует выполнение договора поставки товаров, а сдругой – гарантирует платежи при выполнении всех условий поставки.
Однако для масштабного внедрения аккредитиванеобходима система кредитных линий между банками. Чтобы аккредитивные операцииполучили распространение в России, необходимо создание соответствующейинфраструктуры. Ее способны создать наиболее мощные банковские расчетные центры(МРЦ), обладающие современными электронными технологиями обработки финансовыхдокументов и разветвленной системой корсчетов.
Расчеты с помощью аккредитива позволяютпредприятиям увеличивать скорость платежей, так как в работу включается сетьбанков-корреспондентов, работающих в системе банка-эмитента и обслуживающихвыставленные аккредитивы. При наличии высокой степени защиты электронногоформата документов проведение расчетных операций подобного типа сможет хотя бычастично решить проблему платежей между предприятиями.
Расчеты с помощью пластиковых карточек.  Развитие электроннойтехники позволило широко использовать безналичные расчеты в форме пластиковыхкарточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую их владельцамосуществлять платежи и получать наличные деньги. Это значительно облегчаетвзаиморасчеты и освобождает человека от необходимости носить с собой крупныесуммы денег. До недавнего времени в России большими денежными средствамиобладали только юридические лица, и банки были не заинтересованы в работе счастными вкладчиками. Но времена меняются, теперь деньги есть у многих, и банкирезко переориентировали направление своей деятельности.
Самыми простыми в изготовлении и использованииявляются пластиковые карточки, а как разновидность их – магнитная карта. Этонаиболее распространенные кредитные карточки. Банк гарантирует открытие кредитавладельцу карточки. Держатель карточки ежемесячно получает сообщение изкомпании, выдавшей кату. Там подводятся итоги расходов предыдущего месяца.Оплата долга должны быть произведена до конца месяца, в котором полученосообщение. С владельцев ежегодно взимается взнос за карточку, некоторые видыкарт являются бесплатными. Некоторые магнитные карты используются как «дебетныекарты». Они применяются по типу кредитных. Разница в том, что во время покупкиплата взимается непосредственно со счета владельца в его банке.
Сейчас процесс развития в нашей странепластиковых денег идет все более стремительными темпами. Но есть и проблемы.Во-первых, рядовому потребителю чисто психологически приятнее иметь тугонабитый бумажник, а не пластиковую карточку. Во-вторых, — и это очень важно –предоставить гарантии своей будущей платежеспособности клиентам достаточносложно. Именно поэтому большинство карточек в России работает как дебетные и поним нельзя получить в кредит.
С учетом всего сказанного можно предположить, что пластиковыекарточки являются самой перспективной формой безналичных расчетов.
Заключение.
 
В заключение данной работы можно сделать следующие выводы.
Организация денежных расчетов с исполь­зованием безналичныхденег гораздо пред­почтительнее платежей наличными деньга­ми, поскольку впервом случае достигает­ся значительная экономия на издержках об­ращения.Широкому применению безналич­ных расчетов способствует разветвленная сетьбанков, а также заинтересованность го­сударства в их развитии как повышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулированиямакроэкономических про­цессов.
Безналичные расчеты — это денежные расчеты путем записей посчетам в банках, когда деньги списываются со счета платель­щика и зачисляютсяна счет получателя. Без­наличные расчеты в хозяйстве организованы поопределенной системе, под которой пони­мается совокупность принципов организа­циибезналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, опреде­ленныхконкретными условиями хозяйство­вания, а также форм и способов расчетов исвязанного с ними документооборота.
Принципы и формы организации расчетов, платежные инструменты,способы платежей и возникающие при их проведении риски представляют собойотдельные элементы платежной системы. Преимущество той или иной платежнойсистемы состоит прежде всего в том, насколько быстро, надежно и экономичнопроводятся расчеты и платежи.
Основной формой расчетов в РФ являются в настоящее времякредитовые переводы с использованием платежных поручений. Их применение можетбыть связано как с товарными, так и нетоварными операциями.
Значимыми элементами векселя являются форма, безусловныйхарактер требований, точность указания суммы, места и времени платежа. Вообще,следует чрезвычайно внимательно отнестись ко всему набору вексельныхреквизитов.
Предприятия должны быть в состоянии широко использоватьразличные возможности векселей (учет, выдачу ссуд, прем на инкассо) иприспосабливать их для целей финансового менеджмента.
К средствам обусловливающим развитие системы денежныхрасчетов предприятия, относятся расчеты чеками, аккредитивами и по инкассо. Вомногих случаях они могут оказаться более эффективными по сравнению спредварительной оплатой.
Работающая компьютерная система “клиент – банк” позволяетформировать, модифицировать и использовать базы данных, формируемые на основеплатежных документов, и каналы связи для ускорения операций и улучшениябанковского обслуживания.
Чтобы преуспеть в бизнесе, руководители и банка, ипредприятия должны понимать и принимать в расчет все преимущества и издержкивнедрения автоматизированных платежных систем.

Литература.
1.    «Положение о безналичныхрасчетах в РФ» от 9/07/1992г. №14 //Экономист.-1992,№11.- с.2-4.
2.    Березина М.П. «Вопросытеории безналичных расчетов»//Банковское дело.-1998,№8.-с. 26-32.
3.    Березина М.П. «Платежнаясистема России и принципы ее организации»//Финансы.-1998,№3.-с. 22-28.
4.    Березина М.П. «Проблемыорганизации безналичных расчетов» //Финансы.-1997,№3.-с. 17-26.
5.    Булатов М.А.«Совершенствование безналичных расчетов» //Бухгалтерия и банки.-1996,№4.-с.30-34.
6.    Вестник экономики.-2000,№3.-с. 23-24.
7.    Власова С. «Банковскиеуслуги в период кризиса»//Аналитический банковский журнал.-1999,№4.-с. 80-84.
8.    Воронин Д.В. «Вексельныйрынок России»//Банковское дело.-1998,№10.- с. 11-13.
9.    «Годовой отчет ЦБ РФ за1997г.».- ЦБ РФ,1998.- 170с.
10. «Годовой отчет ЦБ РФ за 1998г.».- ЦБРФ,1999. – 180с.
11. «Деньги. Кредит. Банки» под редакциейЛаврушина О.И.- М.: Финансы и статистика,1999г.- 448с.
12. Ивасенко А.Г. «Безналичные расчеты:сущность, проблемы, перспективы развития». НГАЭиУ.- Новосибирск,1996г.- 106 с.
13. Косой А.М. «Принципы безналичныхрасчетов»//Деньги и кредит.- 1995,№6.- с. 54-64.
14. Масюкова Т.Д. «Документарный аккредитив вмеждународной торговле: сильные и слабые стороны» //Консультант.-1998,№8.-с.55-62.
15. Новоселова Л.А. «Денежные расчеты впредпринимательской деятельности».- М.: Де-Юре,1996.- 190 с.
16. «Общая теория денег и кредита» подредакцией Е.Ф. Жукова.- М.: Юнити, 1995.- 304 с.
17. «Правовое регулирование безналичныхрасчетов в РФ».- М.: Де-Юре, 1995.- 340 с.
18. Солнцев О.Г. «Проблемы денежного оборота ибанковской системы» //Банковское дело.-1997г,№4.- с. 2-9.
19. «Финансы. Денежное обращение. Кредит» подредакцией Л.А. Дробозиной.- М.: Юнити,1997. – 479 с.
20. Чурин С. «Правовая природа сделок побезналичному переводу денежных средств»//Хозяйство и право. — 1998,№4-5.- с.52-58.
21. Эрделевский А. «О расчетах поаккредитиву»//Хозяйство и право. -   1997,№3.- с. 32-44.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мотивация достижений понятие и сущность
Реферат Реформа системы государственного управления при Петре I
Реферат Системы связи IP телефония
Реферат Sexual And Bodily Subjects Essay Research Paper
Реферат методы коллективного решения проблем
Реферат Некоторые признаки приближения группы с преэдипальными пациентами к невротической фазе развития
Реферат Школы Древнекитайской мысли
Реферат УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ВЫХОДА ОАО «КОПЕЙСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»НА РЫНКИ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.
Реферат 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им
Реферат Розвиток госродарства України у 50-60рр
Реферат Афина. Функции её культа, отображение её образа в древнегреческом искусстве
Реферат Drug War 2 Essay Research Paper The
Реферат Джерела екологічної кризи ХХ століття та її вплив на біосферу
Реферат Credit Control Essay Research Paper Many seek
Реферат Мотивация персонала в типографии