Введение
Изучение данной темы является чрезвычайно актуальной задачей.
Важнейшей современной тенденцией для будущего специалиста в области финансов является тот факт, что в сфере развития бизнеса на первый план выдвигаются финансовые аспекты в деятельности субъектов хозяйствования.
Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.
Финансовое состояние предприятия – это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процесс его кругооборота и способность организации финансировать свою деятельность в фиксированный момент времени.
Финансовое состояние организации зависит от результатов ее производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Оно может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность организации своевременно производить необходимые платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о ее хорошем финансовом состоянии.
В свою очередь, устойчивое финансовое состояние организации положительным образом влияет на эффективность деятельности организации. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направленная на обеспечение своевременного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнения расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного заемного капитала и наиболее эффективного его использования.
Именно финансовое состояние предприятия является тем индикатором, которое характеризует жизнеспособность организации и является основным критерием ее конкурентоспособности на рынке.
Целью прохождения практики является необходимость овладеть навыками анализа финансового состояния организации.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
Освещение результатов ознакомления с постановкой финансово – экономической и управленческой работы на предприятии.
Системный анализ финансового состояния организации.
Анализ проблем организации в финансовой сфере и разработка конкретных предложений по совершенствованию финансовой деятельности организации.
При написании данной работы нами была использована учебная, монографическая и публицистическая литература.
1. Краткая характеристика ОАО «Амурфармация»
Деятельность ОАО «Амурфармация»
ОАО «Амурфармация» как правопреемник бывшего государственного предприятия «Амурское аптечное управление» работает на рынке фармацевтических услуг Амурской области свыше 55 лет.
За столь длительный срок накоплены и сохранены лучшие традиции: качество, надежность, профессионализм, которые позволяют оказывать весь комплекс услуг по лекарственному обеспечению населения и лечебно-профилактических учреждений Приамурья.
Основные направления деятельности компании
1.Реализация через собственную розничную сеть лекарственных средств и изделий медицинского назначения, иммунобиологических препаратов, парафармацевтики, предметов санитарии и гигиены, детского питания, предметов ухода и сопутствующих товаров.
2. Обеспечение лечебно-профилактических учреждений Амурской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе сильнодействующими и наркотическими средствами, ядовитыми веществами, экстемпоральными лекарственными формами.
3. Собственное производство по экстемпоральной рецептуре для населения и лечебно-профилактических учреждений.
4. Обеспечение населения лекарственными средствами по льготным и бесплатным рецептам.
5. Выполнение индивидуальных заказов на поставку лекарственных средств для населения и лечебно-профилактических учреждений Амурской области.
6. Доставка лекарственных средств и сопутствующих товаров на дом.
7. Оказание информационных услуг населению через справочную службу.
Ассортиментный перечень лекарственных средств и сопутствующих товаров в аптеках составляет свыше 3500 тысяч наименований.
Огромное внимание уделяется качеству лекарственных средств, поступающих в аптечную сеть ОАО «Амурфармация». Разработана система качества продукции, которая позволяет делать выбор ассортимента лекарственных средств и поставщиков, способных производить и поставлять только качественные лекарственные средства. Контрольно-экспертный отдел ОАО «Амурфармация» и отдел хранения медицинских товаров осуществляют 100% контроль качества при поступлении лекарственных средств.
Основной задачей ОАО «Амурфармация» является обеспечение населения Амурской области доступными, эффективными, безопасными и качественными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, очковой оптики и парафармацевтическими товарами.
Для этого в обществе разработан комплекс мероприятий по обеспечению качества на всех этапах обращения продукции и созданы отделы для обеспечения проведения всех мероприятий контроля качества – инспекционно-ревизионный отдел и контрольно-экспертный отдел. Сотрудниками этих отделов проводятся как целевые так и комплексные обследования аптечных учреждений ОАО «Амурфармация» по всем разделам работы в соответствии с графиком проверок и приказами генерального директора ОАО «Амурфармация».
Вся система обеспечения качества подразделяется на:
1. Систему качества готовой продукции (лекарственные средства, изделия медицинского назначения, очковой оптики промышленного производства, парафармацевтические товары).
2. Систему качества лекарственных средств собственного изготовления.
3. Систему качества изделий очковой оптики собственного изготовления.
Имея большую историю работы на фармацевтическом рынке, более 55 лет, специалисты ОАО «Амурфармация», соблюдая условия системы контроля качества, начинают работу с выбора добросовестного поставщика либо производителя.
В договорах на поставку продукции, в том числе и при децентрализованном закупе, предусматривается закупка только продукции, разрешенной к реализации на территории Российской Федерации, наличие сертификатов соответствия и санитарно-эпидемиологических заключений на соответствующие ее виды, и оговариваются условия поставки, исключающие возможность загрязнения и порчи продукции.
Особенному контролю подвергается соблюдение поставщиком условий транспортировки (поставки) термолабильных препаратов в специальных контейнерах, предохранение от неблагоприятных погодных факторов, соблюдение температурного режима.
При приеме продукции от грузоперевозчиков, контролируется соблюдение мер по защите продукции от загрязнения или воздействия неблагоприятных факторов внешней среды при погрузочно-разгрузочных работах.
Приемка продукции осуществляется по количеству и качеству. Качество товара устанавливается наличием сопроводительных документов, подтверждающих соответствие качества продукции установленным стандартам. Все документы качества на товар, поступающий на аптечный склад, хранятся в контрольно-экспертном отделе и предоставляются аптекам по их требованию.
Все лекарственные средства проходят приемочный контроль, который заключается в проверке поступающих лекарственных средств на соответствие требованиям по показателям: «Описание»; «Упаковка»; «Маркировка». В случае необходимости проводится полный физико-химический анализ лекарственных форм в собственной лаборатории.
Хранение всех товаров на складе и в аптечных учреждениях производится в соответствии с действующими инструкциями по организации хранения различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами. В помещениях хранения лекарственные средства размещают отдельно, в строгом соответствии с токсикологическими и фармакологическими группами.
Кроме этого, силами ревизионно-инспекционного отдела контролируется соблюдение правил отпуска лекарственных средств, изделий медназначения, очковой оптики иныхиных товаров аптечного ассортимента.--PAGE_BREAK--
Контроль качества лекарственных средств осуществляется специалистами, имеющими сертификат специалиста и прошедшие курс стажировки на базе контрольно-экспертного отдела. Для проведения химического контроля качества лекарственных средств в лаборатории и аптеках оборудованы специальные рабочие места, оснащенные типовым набором оборудования, приборами и реактивами, а также обеспечены нормативными документами и справочной литературой
Разработанная «Система качества в ОАО «Амурфармация» нацелена не только на выявление, но и предупреждение возможных ошибок в работе и предназначена для того, чтобы гарантировать в своей сети качество продукции на всех этапах ее обращения.
Более 10-ти лет в структуре предприятия работает своя справочная служба.
Здесь всегда можно получить подробную информацию о наличии медикаментов в аптеках г. Благовещенска, консультации по рациональному применению, правилах хранения в домашних условиях, характеристику побочного воздействия на организм.
Структура управления ОАО «Амурфармация»
Акционерное общество «Амурфармация», в дальнейшей именуемое как «общество», является открытым акционерным обществом.
Общества является юридическим лицом, действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации.
Общество зарегистрировано администрацией города Благовещенска №1488 от 03.06.1994 года.
Общество является юридическим лицом. Права и обязанности общество приобретает с момента его государственной регистрации. Общество имеет круглую печать со своим наименованием, угловой штамп, расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.
Общество создано без ограничения срока его деятельности.
Общество имеет крупную печать с его полным фирменным названием на русском языке и указанием его местонахождения.
Общество вправе иметь штампы со своим наименованием, собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. Тип общества «открытое», число акционеров не ограничено.
Сегодня ОАО «Амурфармация» – это самая большая аптечная сеть в Амурской области.
64 аптеки, 62 аптечных пункта и 2 магазина «Оптика» работают во всех районах Амурской области.
Сотрудниками справочно-информационного отдела проводится работа по обеспечению качественного информационного и консультативного сопровождения при отпуске товаров аптечного ассортимента потребителям. Контрольно-экспертный отдел, в составе которого имеется контрольно-аналитическая лаборатория, осуществляет контроль за прохождением приемочного контроля, наличием документов, подтверждающих качество.
Для контроля и препятствия поступления забракованных и фальсифицированных лекарственных средств в ОАО «Амурфармация», в отдел поступает по электронной почте от Федеральной службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации вся информация о забракованных и фальсифицированных препаратах и сразу вносится в базу данных компьютера аптечного склада. При оформлении приемных актов данные препараты печатаются с пометкой «брак» и не подлежат приемке. Еженедельно информация о забракованных и фальсифицированных препаратах направляется в подведомственную сеть.
Немаловажную роль играет в соблюдении качества лекарственных средств, хранящихся в аптеках, контроль за соблюдением санитарного режима в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических требований к персоналу аптек, к получению, транспортировке и хранению лекарственных средств.
Высшим органом управления ОАО «Амурфармация» является общее собрание акционеров.
Органам контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества является ревизионная комиссия.
Совет директоров и ревизионная комиссия избираются на собрании, в порядке предусмотренном настоящим уставом общества, и положении об общем собрании акционеров, совет директоров и ревизионной комиссии. Генеральный директор назначается советом директоров.
Процесс управления производством на предприятии осуществляется коллективом работников, организованных в аппарат управления.
На годовом собрании акционеров решаются следующие вопросы: избрание ревизионной комиссии, утверждение аудитора, утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, распределение прибыли и убытков. Голосование проводится на нем по принципу – одна акция один голос. Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельности общества.
Руководство текущей деятельности общества осуществляется генеральным директором. Он назначается советом директоров. Решением совета директоров генеральный директор является работодателем и заключает от имени собственника коллективный договор с профсоюзным комитетом, представляющим интересы трудового коллектива.
Заместителю директора подчиняется отдел маркетинга, который определяет поставщиков сырья, рынок сбыта готовой продукции и от которого зависит бесперебойная работа предприятия.
Главный инженер определяет техническую политику и направления технического развития предприятия, обеспечивая необходимый уровень технической подготовки производства. В его ведении находится весь ход производства и его обслуживания. В его подчинении находятся следующие специалисты: главный механик, заведующий производством и начальник лаборатории.
Планово – экономический отдел.
Основные функции – составления графика работы основного производства, разработка цен на продукцию, расчеты плановой себестоимости, расчет трудоемкости по выпускаемой продукции. Начальнику планового отдела подчиняются инженер по труду и экономист. Задачей планового отдела является подготовка планов производства и реализации продукции, расчет программы по планируемой прибыли.
В функции отдела по труду и заработной платы входит разработка таких показателей, как: производительность труда, численность работников, трудоемкость, размер фонда потребления и смета его расходования.
Главный бухгалтер контролирует работу бухгалтера, кассира, юриста. В обязанность бухгалтерии входит проведение всех учетных операции на предприятии.
Отдел кадров занимается формированием кадрового потенциала, т.е. обеспечением предприятия работниками требуемых специальностей.
Отдел материально – технического снабжения. Обеспечивает беспрерывное снабжение ресурсами, материалами, контролирует их расходы. В этом отделе работает семь человек.
Таким образом, анализ организационной структуры управления предприятием позволяет сделать вывод о том, что на предприятии применяется линейно-функциональная структура управления. Сущность ее в том, что производственный процесс на предприятии диктует необходимость организации управления на предприятии по так называемому функциональному признаку.
Управленческие функции сосредоточены у функциональных органов, каждый из которых по своей функции, на основе сбора и обработки информации, разрабатывает проект соответствующего решения задач, который после утверждения линейным руководителем является обязательным для соответствующего исполнителя.
Таким образом, функциональные органы не отдают команд управления.
1.3 Структура управления аптеки №17 г. Шимановск
Аптека №17 г. Шимановск является филиалом ОАО «Амурфармация».
Целью деятельности данного предприятия является получение прибыли.
Предприятие имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления деятельности, не запрещенные федеральным законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, предприятие может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
1.Реализация через собственную розничную сеть лекарственных средств и изделий медицинского назначения, иммунобиологических препаратов, парафармацевтики, предметов санитарии и гигиены, детского питания, предметов ухода и сопутствующих товаров.
2. Обеспечение лечебно-профилактических учреждений Амурской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе сильнодействующими и наркотическими средствами, ядовитыми веществами, экстемпоральными лекарственными формами. продолжение
--PAGE_BREAK--
3. Собственное производство по экстемпоральной рецептуре для населения и лечебно-профилактических учреждений.
4. Обеспечение населения лекарственными средствами по льготным и бесплатным рецептам.
5. Выполнение индивидуальных заказов на поставку лекарственных средств для населения и лечебно-профилактических учреждений Амурской области.
6. Доставка лекарственных средств и сопутствующих товаров на дом.
7. Оказание информационных услуг населению через справочную службу.
Анализ структуры управления данного предприятия позволяет сделать ряд следующих выводов.
Структура управления предприятия является структурно – функционально, что является типичным для предприятий, входящих в состав более крупного предприятия, как филиал или представительство.
Этот тип структуры удобен для мелкий и средних предприятий, однако ограничивает сферу деятельности определенными территориальными рамками.
В рамках анализа данной структуры, необходимо отметить совмещение должности бухгалтера и экономиста на предприятии, что может также рассматриваться как негативная тенденция, но тем не менее, это типично для большинства мелких и средний предприятий.
2. Анализ финансового состояния ОАО «Амурфармация»
2.1 Анализ основных форм отчетности ОАО «Амурфармация»
Финансовую службу возглавляет главный бухгалтер Колупаева Надежда Леонидовна.
На каждую единицу финансовой службы разрабатываются должностные инструкции.
Деятельность бухгалтерии направлена на ведение учета и предоставление отчетности, а также на определение влияния на размер доходности, прибыли и затрат; ассортимента предоставляемых услуг; состава потребителей продукции; географические зоны и каналы распределения лекарств и услуг; размера государственного заказа.
ОАО «Амурфармация» ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной деятельности путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенный в рабочий план счетов, который является неотъемлемой составляющей учетной политики предприятия.
Бухгалтерский учет осуществляется в валюте Российской Федерации – рублях.
Руководитель издает приказы, определяющие деятельность бухгалтера предприятия.
Главный бухгалтер руководствуется приказами руководителя, а также актами и иными документами. Внутренние документы необходимы для правильной организации бухгалтерского и налогового учета.
Также главный бухгалтер предприятия в рамках действующей учетной политики должен обеспечивать полноту отражения данных хозяйственных операций законодательству Российской Федерации.
Для упорядочения работы с внутренними документами организацией устанавливается график документооборота.
График документооборота должен устанавливать в организации рациональный документооборот, способствовать улучшению всей учетной работы, усилению контрольных функций бухгалтерского и налогового учета.
Предприятием в соответствии с осуществляемыми видами экономической деятельности был составлен и утвержден график документооборота, предусматривающий создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете.
Процесс ведения бухгалтерского учета и процесс формирования бухгалтерской отчетности автоматизирован.
Формирование бухгалтерской и статистической отчетности происходит в рамках программного продукта «1С: Бухгалтерия 8.0» в модифицированной версии для бюджетных организаций, фирма – разработчик «1С».
«1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8.0» разработана в соответствии с требованиями и положениями действующих нормативных документов Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства по ведению бюджетного учета, исполнению бюджета и реализует стандартную методологию учета для бюджетных учреждений в соответствии с текущим законодательством Российской Федерации.
«1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8.0» обеспечивает ведение учета по плану счетов бюджетного учета:
– по действующей бюджетной классификации Российской Федерации;
– в разрезе видов деятельности – бюджетная деятельность, приносящая доход деятельность, деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении;
– в разрезе операций сектора государственного управления;
– в разрезе учреждений (структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс);
– в разрезе видов средств.
План счетов и настройка синтетического и аналитического учета реализованы для всех разделов бюджетного учета в объеме, регламентированном Инструкцией по бюджетному учету.
Учет средств и обязательств может вестись как в рублях, так и в иностранной валюте.
Каждый раздел учета в программе – это методически выверенный технологический цикл учета отдельных видов имущества, средств, обязательств в рамках единой типовой конфигурации, который предусматривает получение всех необходимых первичных документов и регистров учета.
«1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения 8.0» поддерживает единый взаимосвязанный технологический процесс обработки документации по всем разделам бухгалтерского учета с составлением баланса.
Основным способом отражения хозяйственных операций в учете является ввод документов конфигурации, соответствующих первичным бухгалтерским документам.
Кроме того, допускается непосредственный ввод отдельных проводок. Для группового ввода проводок можно использовать типовые операции – простой инструмент автоматизации, легко и быстро настраиваемый пользователем.
В основу типовой конфигурации заложен принцип ввода бухгалтерской информации в программу «от документа».
Это значит, что в программе возможно создание и хранение электронных образов первичных учетных документов и автоматическое формирование на их основе бухгалтерских записей (проводок).
Документы соответствуют типовым формам и, если необходимо, то возможен вывод на печать их копий. Технология работы «от документа» позволяет вводить любую информацию в программу однократно. Многие документы могут быть автоматически заполнены на основании уже существующих (используются функции копирования или «ввод на основании»).
Возможны также ввод проводок вручную и с помощью типовых операций.
Программа позволяет автоматически выполнять регламентные операции, такие как переоценка валюты, закрытие счетов.
Введенная информация автоматически обобщается, что позволяет формировать необходимую отчетность за любой период времени.
Стандартные и специализированные отчеты, входящие в конфигурацию, позволяют оперативно получать необходимые регистры учета и представлять бухгалтерскую информацию в удобном для анализа виде.
Комплект регламентированных отчетов (ежеквартально обновляемый) содержит формы бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, отчетности в фонды, необходимые для месячного, квартального и годового отчета бюджетного учреждения.
Формирование регламентированной отчетности предполагает:
– ввод, заполнение и печать бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, отчетности в фонды;
– в ручном режиме заполнения отчетов бухгалтер вводит основные показатели, программа рассчитывает все итоговые и производные показатели;
– в автоматическом режиме программа заполняет отчеты на основании введенных за период хозяйственных операций; продолжение
--PAGE_BREAK--
– хранение сформированных отчетов и восстановление данных из них;
– проверка увязки показателей (внутриформенный и межформенный контроль);
– получение отчетов как на бумажных, так и на электронных носителях информации.
Включенные в конфигурацию программы «1 С 8.0 «Бухгалтерия для бюджетных учреждений» бланки форм первичного учета, бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности соответствуют оригиналам, разработанным Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной статистики и другими ведомствами.
Таким образом, делая вывод, мы должны отметить, что в развитии бухгалтерской и статистической отчетности исследуемого предприятия нашли отражение изменения концептуального характера формирования отчетности, то есть бухгалтерская отчетность исследуемого предприятия приведена в соответствие с международными стандартами бухгалтерской отчетности.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния организации служит бухгалтерский баланс организации (форма №1 годовой и квартальной отчетности), отчет о прибылях и убытках (форма №2 годовой и квартальной отчетности), отчет об изменениях капитала (форма №3 годовой отчетности), отчет о движении денежных средств организации (форма №4 годовой отчетности, приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5 годовой отчетности).
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Амурфармация»
Произведем общую оценку финансового положения ОАО «Амурфармация» методом построения аналитического баланса.
Данный метод предусматривает расчет абсолютных и относительных величин, характеризующих динамику и структуру укрупненных статей баланса. Особое внимание следует уделять элементам, имеющим наибольший удельный вес и элементам, доля которых изменилась скачкообразно. Часто именно они являются индикаторами «проблемных точек» организации.
Рассмотрим сравнительный аналитический баланс ОАО «Амурфармация» (таблица 1) за два последних года.
Таблица 1. Сравнительный аналитический баланс ОАО «Амурфармация»
Раздел баланса
Код
Абсолютные величины, тыс. руб.
Структура
%
Изменения
2008
2009
2008
2009
тыс. руб.
%
в% к величине 2008 года
в% к измене
нию итога ба
лан
са
Актив
Внеоборотные средства
190
65327
85622
31,3
31,4
20295
+0,1
131
31,7
Оборотные активы
290
143706
187482
68,7
68,6
43776
-0,1
130,5
68,3
Баланс
300
209033
273104
100
100
64071
/>
130,7
/>
Пассив
Капитал и резервы
490
77998
112053
37,3
41
34055
+3,7
143,7
53,2
Долгосрочные обязательства продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
тыс. руб. --PAGE_BREAK--
3,9
7,9
14,5
100 --PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
IVкласс
Vкласс
Рентабельность совокупного капитала, %
30 и выше
(50 баллов)
29,9–20
(49,9 – 35 баллов)
19,9 – 10
(34,9 – 20 баллов)
9,9 – 1
(19,9 – 5 баллов)
менее 1
(0 баллов)
Коэффициент текущей ликвидности
2,0 и выше
(30 баллов)
1,99 – 1,7
(29,9 – 20 баллов)
1,69–1,4
(19,9 – 10 баллов)
1,39:1,1
(9,9 -1 баллов)
1 и ниже
(0 баллов)
Коэффициент финансовой независимости
0,7 и выше
(20 баллов)
0,69 – 0,45
(19,9 -10 баллов).
0,44 – 0,30
(9,9 – 5 баллов)
0,29 – 0,20
(5–1 баллов)
менее 0,2
(0 баллов)
Границы классов
100 баллов
и выше
99 – 65 баллов
64–35 баллов
34–6 баллов
0 баллов
I класс – предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в возврате собственных средств;
II класс – предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматривающиеся как рискованные;
III класс – проблемные предприятия;
IV – класс – предприятия с высоким риском банкротства, даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты.
V класс – предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные. Согласно этим критериям определим к какому классу относится анализируемое предприятие (таблица 13).
Таблица 13. Показатели платежеспособности ОАО «Амурфармация»
Показатель
2007
класс
2008
класс
2009
класс
Рентабельность совокупного капитала, %
21,1
III
17,0
III
9,6
IV
Коэффициент текущей ликвидности
1,03
IV
1,14
IV
1,35
IV
Коэффициент финансовой независимости
0,35
III
0,37
III
0,41
III
Таким образом, произведенный нами анализ показал, что исследуемая организация ОАО «Амурфармация» в 2007–2008 году относилась к числу проблемных по третьему классу финансовой устойчивости.
Однако, в 2009 году ее финансовое положение еще более ухудшилось, по двум из трех приведенных в таблице 13 показателей ее следует отнести уже к четвертому классу финансовой устойчивости с высоким риском банкротства.
2.2 Проблемы и перспективы развития предприятия
Таким образом, произведенный нами анализ показал, что исследуемая организация ОАО «Амурфармация» в 2007–2008 году относилась к числу проблемных по третьему классу финансовой устойчивости. продолжение
--PAGE_BREAK--
Первой проблемой данной организации является то обстоятельство, что значительная часть оборотных активов приобретается ОАО «Амурфармация» за счет заемных средств, что является отрицательным фактом для финансово хозяйственной деятельности предприятия.
В целом, доля заёмного капитала значительно превышает долю собственного капитала, что отрицательно сказывается на финансовом положении организации.
Кроме того, в анализе наблюдается отрицательная динамика по ряду ключевых показателей.
Однако, в 2009 году ее финансовое положение еще более ухудшилось, по двум из трех приведенных в таблице 13 показателей ее следует отнести уже к четвертому классу финансовой устойчивости с высоким риском банкротства.
Например, оборачиваемость дебиторской задолженности в 2009 году по сравнению с 2008 годом упала в 2,5 раза или на 26%. Соответственно возрос период погашения задолженности на 13 дней. На эти изменения отрицательно повлияли два фактора: снижение в 2009 году выручки с продаж на 11473 тыс. руб. или 2,7% и рост суммы дебиторской задолженности на 13926 тыс. руб. или 31,7%.
При этом последний фактор в большей степени на негативное измерение этого результативного показателя, то есть оборачиваемости дебиторской задолженности.
Кредиторская задолженность также демонстрирует устойчивое стремление к росту, что само по себе может трактоваться также как сильный негативный фактор.
В 2009 году по сравнению с 2007 годом почти все показатели рентабельности сократились еще в большей степени, чем по отношению к 2008 году. Так, например, рентабельность активов, оборотного капитала и рентабельность продаж уменьшилась в 2 раза, а рентабельность перманентного капитала на 54, 2% то есть в 2,5 раза. Таким образом, резко прослеживается тенденция ухудшения финансового положения ОАО «Амурфармация».
Ключевыми факторами, повлиявшими на негативное изменение показателей рентабельности, являются уменьшение суммы выручки в отчетном периоде, по сравнению с прошлым годом при одновременном росте себестоимости реализованной продукции. Вследствие этого сократилась прибыль организации (таблица 4).
Для выявления причин необходимо проведение углубленного анализа себестоимости продукции в разрезе ее элементов и видов продукции, а также изучение цен реализации, ассортимента, рыночной конъюнктуры и других факторов, влияющих на финансовые результаты.
Тем не менее, величина коэффициента восстановления достаточно высока и говорит о том, что ОАО «Амурфармация» может повысить уровень платежеспособности и финансовой устойчивости в короткие сроки.
Для этого нами был предложен ряд мероприятий, которые могли бы войти в программу финансового оздоровления организации.
Учитывая высокую долю заемных средств в структуре капитала, ОАО «Амурфармация» следует уделить особое внимание поиску внутренних резервов повышения эффективности использования капитала и, как следствие финансовой устойчивости.
Это может быть достигнуто за счет более рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.
На наш взгляд, необходимо также проведения углубленного маркетингового анализа, с целью изучения иных каналов сбыта, определения объема спроса и предложения продукции и, как следствие формирования на этой основе оптимального ассортимента цен на продукцию, что также могло бы помочь финансовому оздоровлению организации.
Заключение
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих выводов.
Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.
Финансовое состояние предприятия – это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процесс его кругооборота и способность организации финансировать свою деятельность в фиксированный момент времени.
ОАО «Амурфармация» как правопреемник бывшего государственного предприятия «Амурское аптечное управление» работает на рынке фармацевтических услуг Амурской области свыше 55 лет.
Анализ ОАО «Амурфармация» мы осуществили с управленческих и финансово – аналитический позиций.
Анализ организационной структуры управления предприятием позволяет сделать вывод о том, что на предприятии применяется линейно-функциональная структура управления. Сущность ее в том, что производственный процесс на предприятии диктует необходимость организации управления на предприятии по так называемому функциональному признаку.
Управленческие функции сосредоточены у функциональных органов, каждый из которых по своей функции, на основе сбора и обработки информации, разрабатывает проект соответствующего решения задач, который после утверждения линейным руководителем является обязательным для соответствующего исполнителя.
Таким образом, функциональные органы не отдают команд управления.
Произведенный нами анализ финансового состояния организации показал, что исследуемая организация ОАО «Амурфармация» в 2007–2008 году относилась к числу проблемных по третьему классу финансовой устойчивости.
Однако в 2009 году ее финансовое положение еще более ухудшилось, по двум из трех приведенных в таблице 13 показателей ее следует отнести уже к четвертому классу финансовой устойчивости с высоким риском банкротства.
Тем не менее, величина коэффициента восстановления достаточно высока и говорит о том, что ОАО «Амурфармация» может повысить уровень платежеспособности и финансовой устойчивости в короткие сроки.
Для этого нами был предложен ряд мероприятий, которые могли бы войти в программу финансового оздоровления организации.
Учитывая высокую долю заемных средств в структуре капитала, ОАО «Амурфармация» следует уделить особое внимание поиску внутренних резервов повышения эффективности использования капитала и, как следствие финансовой устойчивости.
Это может быть достигнуто за счет более рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.
На наш взгляд, необходимо также проведения углубленного маркетингового анализа, с целью изучения иных каналов сбыта, определения объема спроса и предложения продукции и, как следствие формирования на этой основе оптимального ассортимента цен на продукцию, что также могло бы помочь финансовому оздоровлению организации.
Библиографический список
Бондарь Е., Составление отчетности за девять месяцев: на что обратить внимание/ Е. Бондарь // Экономика и жизнь. – 2005. – №39. – с. 19–20.
Бойко Е.А., Бухгалтерская (финансовая) отчетность/Е.А. Бойко, П.Е. Шумилин; Под ред. И.Н. Богатой. – Ростов – н/Д: «Феникс», 2005. – 218 с.
Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие/ Е.А. Еленевская и др.; Отв. ред. Г.В. Киселева. – М.: Дашков и К0, 2007. – 521 с.
Бычкова С.М., Финансовая отчетность: возможности моделирования для принятия правильных управленческих решений: практическое руководство/ С.М. Бычкова, Ц.Н. Янданова. – М.: Эксмо, 2006. – 111 с.
Вахрушина М.А. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Омега-Л: Высшая школа, 2005. – 528 с.
Гетьман В.Г., Бухгалтерский финансовый учет/ В.Г. Гетьма, В.А. Терехова. – М.: Дашков и К0, 2008. – 493 с.
Глушков И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый и управленческий виды учёта) учёт на современном предприятии. М: «Кнорус», Новосибирск: «Экор-книга», 2005. – 1200 с.
Захарьин В.Р., Доход и выручка по-русски. ПБУ 9/99 как зеркало работы Минфина России // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2007. – №12. – с. 21 – 24.
Каспина Р.Г., Финансовый учет и отчетность в условиях инфляции: Учебное пособие/ Р.Г. Каспина, А.С. Логинов. – М.: Омега – Л, 2007. – 203 с.
Керимов Вагиф Эльдар оглы Бухгалтерский финансовый учет: учебник/ В.Э. Керимов. – М.: Дашков и К0, 2005. – 723 с.
Ковалев В.В., Финансовый учет и анализ: Концептуальные основы/ В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 719 с. продолжение
--PAGE_BREAK--
Пашигореева Г.И., Применение международных финансовых стандартов отчетности в России: [Состав и структура. Различия российской и международной практики учета. Этапы трансформации]/ г. И. Пашигорева, В.И. Пилипенко. – Спб: Питер, 2005. – 174 с.
Поленова С.Н., Международные стандарты финансовой отчетности: первое применение/ С.Н. Поленова // Финансовый менеджмент. – 2006. – №1. – с. 47–59.
Поленова С.Н., Стандартизация бухгалтерского учета и отчетности: зарубежный и российский опыт/ С.Н. Поленова. – М.: Дашков и К0, 2007. – 347 с.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.07.99. №43н (в редакции последних изменений и дополнений) // Российская газета. – 2000. – №10. – с. 3 – 4.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.98. №34н (в редакции последних изменений и дополнений) // Российская газета. – 1998. – №208. – с. 4 – 6.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1–20) – 10-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 185 с.
Посадская М., Хочешь составить годовой отчет? Спроси меня как/ М. Посадская // Бухгалтерия и банки. – 2005. – №7. – с. 44–48.
Пошерстник Н.В., бухгалтерский учет/ Н.В. Пошерстник. – Спб: Питер, 2007. – 242 с.
Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации/ Е.И. Арефкина и др.; Отв. ред. Е.М. Ашмарина. – М.: Юристъ, 2006. – 301 с.
Предпринимательская деятельность бюджетный учреждений: [учетная политика, бухгалтерский и налоговый учет, внутренний контроль]. – М.: Налог – Инфо: Статус – Кво97, 2006. – 384 с.
Приказ Минфина Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организаций» №67 н от 22.07. 2003 (в ред. приказов Минфина РФ от 31.12.2004 №135н и 18.09.2006 №115н) // СПС Консультант +. – 2008 [Электронный ресурс].
Приказ Минфина Российской Федерации «Об утверждении порядка составления и представления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета в Счетную палату Российской Федерации» №102н от 23.08. 2006 // СПС Консультант +. – 2008 [Электронный ресурс].
Присягина Г.Н. Арендные платежи за использование административных зданий, сооружений, жилых помещений в федеральной собственности/ Г.Н. Присягина, О.А. Болдова // Финансы. – 2005. – №5. – с. 37–39.
Сафронова Н.Г., Бухгалтерский финансовый учет: [Текст]/ Н.Г. Сафронова, А.В. Яцюк; Новосиб. гос. акад. экономики и упр.. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск: Сиб. соглашение, 2004. – 526 с.
Серегина Е.И. Бухгалтерский учет и отчетность бюджетных некоммерческих организаций/ Е.И. Серегина. – М.: Бухгалтерский учет, 2007. – 179 с.
Сотникова Л.В. Заполнение форм бухгалтерской отчетности/ Л.Е. Сотникова // Бухгалтерский учет. – 2004. – №2. – с. 8–24.
Токарев И.Н., Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях/ И.Н. Токарев. – М.: Издательство ИД ФБК – ПРЕСС, 2004. – 536 с.
Толмачев И.А., Учет предпринимательской деятельности бюджетных учреждений/ И.А. Толмачев. – М.: РОСБУХ, 2008. – 120 с.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ. Принят Государственной думой 23.03.96. Одобрен Советом Федерации 20.03.96 (в редакции последних изменений и дополнений) // СПС Гарант. – 2008. – №16 [Электронный ресурс]
Чая В.Т., Бухгалтерский учет: [Текст]/ В.Т. Чая, О.В. Латыпова. – М.: КноРус, 2008. – 463 с.