--PAGE_BREAK--1.3 Анализ структуры капитала
Руководство организации должно иметь четкое представление о том, за счет каких источников, ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы будет вкладывать свой капитал. Поэтому анализ наличия источников формирования и размещения капитала имеет немаловажное значение.
Источником формирования капитала могут служить, как источники собственных, так и заемных средств. Основным источником финансирования является собственный капитал, в состав которого входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавочный капиталы, нераспределенная прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и другие).
Основным источником пополнения собственного капитала, в свою очередь, является нераспределенная прибыль организации. Если хозяйствующий субъект убыточный, то собственный капитал уменьшается на сумму полученных убытков. В 2001г. нераспределенная прибыль составила 32296 тыс. руб., в том числе нераспределенная прибыль отчетного и прошлого периодов, соответственно, 25449 и 7576 тыс. руб. Убыток отчетного периода составил 729 тыс. руб. В 2004г. непокрытый убыток составил 360 тыс. руб., в 2004г. организация функционировала за счет нераспределенной прибыли 2003г. В 2005г. прибыль составила 11346 тыс. руб.
Значительный удельный вес в составе внутренних источников занимает амортизация основных средств и нематериальных активов. Она не увеличивает сумму собственного капитала, а является средством его реинвестирования.
Размер собственного капитала в начале 2003 г. составлял 11983 тыс. руб., а на начало 2004 и 2006 г.г. 36682 и 14811 тыс. руб., соответственно. Основную долю в составе собственного капитала в начале 2003 и 2004 г.г. составляла нераспределенная прибыль прошлых лет (примерно 80 — 88%). В тоже время на конец 2001г. нераспределенная прибыль отчетного года составила 25449 тыс. руб. Уменьшение собственного капитала в конце 2005 г. связано с тем, что часть прибыль была израсходовано на покрытие внереализационных и операционных расходов.
Заемный капитал- это кредиты банков и финансовых компаний, займы, кредиторская задолжность, лизинг, коммерческие бумаги и др. Анализируемый хозяйствующий субъект в качестве источников заемных средств использует непогашенную кредиторскую задолжность, а также приобретение оборудования по договору лизинга. Лишь в 2003г. организация привлекала краткосрочный кредит в размере 5660 тыс. руб. В качестве альтернативы коммерческому кредиту организация использует договор лизинга. Это более выгодно организации, так как предприятие может одновременно использовать данное оборудование и выплачивать суммы по договору лизинга. Во — вторых, проценты за банковский кредит выше, чем по договору лизинга. Поэтому с каждым годом увеличивается размер арендованных по договору лизинга основных средств. В конце 2003г. он составлял 204 тыс. руб., а в конце 2005 г. — уже 4867 тыс. руб. В 2004г. произошло увеличение кредиторской задолжности на 19032 тыс. руб. по сравнению с 2003г. В тоже время можно отметить ее снижение в 2003г. на 8409 тыс. руб. по сравнению с 2004г. Это связано с тем, что у организации появились средства расплачиваться по своим обязательствам. Ежегодно часть дебиторской задолжности в размере 130тыс. руб. неплатежеспособных дебиторов списывается в убытки за счет резерва по сомнительным долгам.
1.4 Анализ результативности финансово- хозяйственной деятельности
Результативности деятельности организации за ряд лет характеризует относительный показатель рентабельности (прибыльности), который может быть исчислен и проанализирован в динамике.
Анализ рентабельности и финансовых показателей в целом имеет существенное значение для определения стратегии развития организации, критериев повышения эффективности деятельности и окупаемости вложений в активы.
Рентабельность совокупных активов показывает эффективность использования всего имущества предприятия. В 2003г. его значение было равно 69%, в 2005г. — уже -36,3%, т.е. произошло снижение на 105,3%,что свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и о перенакоплении активов.
Рентабельность оборотных активов — указывает на эффективность использования мобильных средств.В 2003г. мобильные активы используются на 96%, а в 2005г. — уже на -48,6%, т.е. произошло снижение на 144,6%, что свидетельствует о необоснованном росте оборотного капитала, что может быть следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукцией в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.
Рентабельность производственных средств — снижение показателя говорит о неэффективном использовании производственных средств (снижение на 301,3% в 2005г. по сравнению с 2003г.).
Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственных средств. Этот показатель также снижается в течение трех лет (со 105% в 2003г. до -80% в 2005г.). Рентабельность перманентного капиталаотражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок (как собственного, так и заемного).
Рентабельность продажпоказывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В 2001г. значение данного показателя составляло 32%, а в 2005г. снизилось до -24,2%. Это свидетельствует о снижении спроса на продукцию предприятия.
Рентабельность реализованной продукции указывает на уровень окупаемости затрат. По уровню рентабельности реализованной продукции можно судить о возможности ведения расширенного воспроизводства.Данный показатель увеличился на 16 % в 2005г. по сравнению с 2003г.
Анализ финансовых результатов осуществляется по двум направлениям: анализ поступления средств и их расходования. Организация считается прибыльной, если ее доходы превышают расходы, направленные на получение этих доходов.
Выручка от продажи является основным источником доходов от обычной деятельности организации.
Выручка от продажи на анализируемом предприятии в 2003 г. составила 79672 тыс. руб., а в 2005 г.- 84506 тыс. руб. Это может свидетельствовать о повышении эффективности использования ресурсов, основных и оборотных средств, находящихся в распоряжении предприятия. В тоже время наблюдается снижение себестоимости с 72185 тыс. руб. в 2003г. до 64467 тыс. руб. в 2005 г., что говорит о снижении затрат и об эффективности использования средств и предметов труда.
Таким образом, увеличение выручки положительно повлияло на величину валовой прибыли. В тоже время отрицательное влияние на финансовое состояние предприятия оказали внереализационные и операционные расходы. В итоге размер чистой прибыли в 2003г. был 25449 тыс. руб., а в 2005г. уже -20850 тыс. руб.
--PAGE_BREAK--2. Анализ показателей прибыли и рентабельности 2.1. Показатели прибыли, используемые в комплексном экономическом анализе
В комплексном экономическом анализе используются следующие показатели прибыли: валовая прибыль, прибыль от реализации продукции, товаров, услуг; балансовая прибыль; чистая прибыль. Механизм формирования данных показателей представлен на рис.
Рис. 1.Структурно–логическая модель формирования показателей прибыли
Валовая прибыль (маржинальная прибыль) – это разница между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Прибыль от реализации продукции представляет собой разность между суммой валовой прибыли и постоянными расходами отчетного периода.
Балансовая (общая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ, услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы.
Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
Нераспределенная прибыль – это чистая прибыль за минусом ее использованной суммы на накопление и потребление.
2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
Балансовая прибыль (убыток) представляет собой алгебраическую сумму:
- результата от реализации товаров, продукции, работ, услуг;
- операционных результатов;
- внереализационных результатов.
Результат от реализации товаров, продукции, работ, услуг (прибыль или убыток) определяется как разность выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг и затрат.
Операционные результаты представляют собой алгебраическую сумму доходов за вычетом расходов от прочей реализации.
В качестве результатов от прочей реализации можно рассматривать прибыль (убыток) от реализации товарно–материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов, а также доходы за вычетом расходов от сдачи имущества в аренду, от долевого участия в совместных предприятиях и прочей операционной деятельности.
Внереализационные результаты представляют собой сальдо финансовых результатов от внереализационных операций.
В состав доходов от внереализационных операций включаются: кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности; поступление ранее списанных долгов; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров; суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров; зачисление на баланс имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации; положительные курсовые разницы и др.
В состав расходов от внереализационных операций включаются: проценты по долговым обязательствам; судебные издержки; убытки от списания безнадежных долгов; убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году; присужденные или признанные предприятием штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договоров; отрицательные курсовые разницы и др.
Следует отметить, что в настоящее время в бухгалтерской отчетности понятие балансовой прибыли (убытка) отсутствует, ее выражает статья «Прибыль (убыток) до налогообложения».
Источником информации для анализа финансовых результатов будет служить Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), который отражает ступенчатый порядок формирования конечного финансового результата.
На основании Отчета о прибылях и убытках, используя сравнительный метод анализа, проанализируем состав и динамику прибыли до налогообложения. Для наглядного представления данные приведем в таблице3.
Таблица 3
Анализ состава, динамики прибыли до налогообложения
продолжение
--PAGE_BREAK--
На основании таблицы 3 можно сказать, что наибольшую долю в прибыли (убытке) до налогообложения на ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» занимает прибыль (убыток) от реализации товарной продукции.
Прибыль от продаж в 2004 году по сравнению с 2002г. уменьшилась на 50,9%, а в 2005г. организация понесла убытки от продаж в размере 10 655 тыс. руб. Это связано с тем, что в 2005г. расходы на маркетинг, рекламу, заработную плату сотрудников системы сбыта, доставку продукции потребителям, т. е. коммерческие расходы, увеличились на 125% по сравнению с 2002 годом. Превышение темпов роста себестоимости (56,5%) над темпами прироста выручки от продаж (44,5%), которое наглядно видно из таблицы 2, также является отрицательной тенденцией.
Второе место по удельному весу в структуре прибыли (убытков) до налогообложения занимают операционные финансовые результаты. На протяжении всех рассматриваемых лет операционные расходы превышали операционные доходы. Убыток от операционной деятельности в 2005г. возрос по сравнению с 2002г. на 66,6%, что в абсолютном выражении составляет 3 064 тыс. руб.
Удельный вес внереализационных финансовых результатов в 2003г. составил всего лишь 1,1%, но с течением времени он становится значительно большим (355,5% в 2004г.). Следует отметить, что с 2002 по 2004г.г. внереализационные доходы превышали соответствующие расходы. В 2005 году организация имела убыток от внереализационных операций.
В конечном счете, прибыль до налогообложения в 2004г. сократилась по сравнению с 2004г. на 96,7%, а в 2005г. убыток составил 22 374 тыс. руб.
Таким образом, для улучшения сложившегося финансового положения ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» следует принять меры по увеличению выручки от продажи продукции путем поиска более выгодных сегментов рынка и изучения цен конкурентов. Важное место при этом должно быть уделено снижению себестоимости реализуемой продукции. Это возможно за счет поиска новых поставщиков сырья с более низкими ценами. Необходимо также принять меры по увеличению операционных и внереализационных доходов при одновременном снижении соответствующих расходов.
2.3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции в целом и отдельных ее видов
Основную часть прибыли ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» получает от продажи продукции. Поэтому необходимо провести анализ степени влияния различных факторов на изменения прибыли от реализации продукции.
Прибыль от реализации продукции зависит от четырех факторов:
- объема реализации продукции;
- структуры реализованной продукции;
- себестоимости реализованной продукции;
- уровня среднереализационных цен.
Исходная информация для расчета влияния факторов на прибыль приведена в таблице 4.
Таблица 4
Исходная информация для расчета влияния факторов на прибыль
Расчет влияния факторов на сумму прибыли от реализации продукции выполним, используя следующую методику анализа:
1.Определим затраты в базисном периоде:
SЗ0= qмс0м + ¼+ qт. п.с0т. п. = 45,21*2333 + 54,20*868 + 43,13*386 + 32,30*165 + 14,72*519 = 182 138 тыс. руб.
2. Определим затраты в отчетном периоде:
SЗ1 = q1мс1м + ¼+ q1т. п.с1т.п. = 67,25*2384 + 79,92*827 + 82,08*485 + 39,98*192 + 15,55*686 = 284 570 тыс. руб.
3. Определим затраты условные:
SЗусл. = q1мс0м + ¼+ q1т. п.с0т. п.= 45,21*2384 + 54,20*827 + 43,13*485 + 32,30* 192 + 14,72*686 = 189 822 тыс. руб.
4. Определим денежную выручку в базисном периоде:
SДВ0= qмц0м + ¼+ qт. п.ц0т. п. = 50,61*2333 + 60,14*868 + 46,02*386 + 34,61*165 + 15,03*519 = 201 545 тыс. руб.
5. Определим денежную выручку в отчетном периоде:
SДВ1 = q1мц1м + ¼+ q1т. п.ц1т. п.= 70,21*2384 + 82,89*827 + 83,03*485 + 40,76*192 + 14,32*686 =293 845 тыс. руб.
6. Определим денежную выручку условную:
SДВусл. = q1мц0м + ¼+ q1т. п.ц0т. п.= 50,61*2384 + 60,14*827 + 46,02*485 + 34,61*192 + 15,03*686 = 209 661 тыс. руб.
7. Определим прибыль в базисном периоде:
SП0= SДВ0 -SЗ0= 201 545 -182 138 = 19 407 тыс. руб.
8. Определим прибыль в отчетном периоде:
SП1 = SДВ1 -SЗ1 = 293 845 -284 570 = 9 275 тыс. руб.
9. Определим прибыль условную:
SПусл. = SДВусл. -SЗусл. = 209 661 -189 822 = 19 839 тыс. руб.
10. Определим общее отклонение прибыли:
DП = SП1 -SП0= 9 275 -19 407 = – 10 132 тыс. руб.
11. Определим отклонение прибыли за счет изменения объема реализованной продукции:
DПq=((SЗусл/ SЗ0) -1)* SП0= ((189 822/182 138) -1)* 19 407 = 819 тыс. руб.
12. Определим отклонение прибыли за счет изменения структуры реализованной продукции:
DПстр = SПусл.-SП0 -DПq= 19 839 -19 407 -819 = -387 тыс. руб.
13. Определим отклонение прибыли за счет изменения себестоимости реализованной продукции:
DПс = SЗусл.-SЗ1 = 189 822 -284 570 = -94 748 тыс. руб.
14. Определим отклонение прибыли за счет изменения среднереализационных цен:
SПц. = SДВ1. -SДВусл = 293 845 -209 661 = 84 184 тыс. руб.
Результаты факторного анализа прибыли от реализации всей продукции представим в таблице 5.
Таблица 5
Результаты факторного анализа прибыли от всей продукции
Как видно из таблицы 5, в 2005г. произошло снижение прибыли от реализации мяса, колбасных изделий, полуфабрикатов, субпродуктов, технической продукции на 10 132 тыс. руб. по сравнению с 2002 годом. Это обусловлено главным образом увеличением себестоимости реализованной продукции на 94 748 тыс. руб. Изменение структуры товарной продукции также способствовало снижению суммы прибыли на 387 тыс. руб., так как в общем объеме реализации уменьшился удельный вес высокорентабельных видов продукции.
Далее проанализируем динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов:
- объема реализованной продукции;
- себестоимости реализованной продукции;
- уровня среднереализационных цен.
Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
П = qi(цi– ci)
Расчет влияния указанных факторов на сумму прибыли от реализации отдельных видов продукции выполним способом абсолютных разниц. Для этого:
1. Определим отклонение прибыли по мясу:
DП = SП1 -SП0= 7 050 -12 595 = – 5 545 тыс. руб.
2. Определим отклонение прибыли по мясу за счет изменения объема реализованной продукции:
DПq=(q1– q)*(ц0– с0)= (2384 -2333)*(50,61 – 45,21) = 275 тыс. руб.
3. Определим отклонение прибыли по мясу за счет изменения себестоимости реализованной продукции:
DПс = ( с0.-с1)*q1= (45,21 -67,25)*2384 = -52 543 тыс. руб.
4. Определим отклонение прибыли по мясу за счет изменения среднереализационных цен:
SПц. = (ц1. -ц0)*q1= (70,21 -50,61)*2384 = 46 723 тыс. руб.
Аналогичные расчеты проведем по каждому виду продукции.
Результаты факторного анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции приведем в таблице 6.
Таблица 6
Результаты факторного анализа прибыли по отдельным видам продукции
Из таблицы 6 видно, что в 2005г. произошло снижение прибыли от реализации по всем видам продукции. Это обусловлено главным образом увеличением себестоимости каждого вида продукции. Уменьшение же прибыли от реализации колбасных изделий было вызвано также сокращением объема продаж. Сумма прибыли от реализации технической продукции уменьшилась также за счет падения цен на эту продукцию.
Росту прибыли от продажи мяса, полуфабрикатов, субпродуктов способствовали увеличение объемов продаж и повышение цен на данную продукцию.
Таким образом, ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» необходимо принять решительные меры по снижению себестоимости продукции путем поиска новых поставщиков сырья с более низкими оптовыми ценами. Также следует принять меры по увеличению объемов реализации продукции путем поиска более выгодных сегментов рынка и изучения цен конкурентов, а также повышения привлекательности выпускаемой продукции для потребителей за счет улучшения ее качественных параметров. Кроме того, необходимо расширить рынки сбыта, т. е. открыть новые торговые точки как на территории Удмуртской Республики, так и за ее пределами, что приведет к увеличению объемов продаж и, в конечном счете, к росту прибыли.
В настоящее время на ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» идет строительство нового колбасного цеха, который планируется оснастить современным технологическим оборудованием. Ввод в эксплуатацию нового производства позволит значительно увеличить объемы производства и расширить ассортимент колбасных изделий.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4. Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов
Размер прибыли (убытков) в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде всего операционные и внереализационные доходы и расходы, анализ которых проведем с помощью таблицы 7.
Таблица 7
Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов, тыс. руб.
Отсутствие процентов к получению говорит о том, что ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» не предоставляет в пользование денежные средства другим организациям с целью получения дополнительного дохода.
Проценты, уплачиваемые ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» за предоставленные ему кредиты для строительства нового колбасного цеха увеличились в 2005г. на 107,9% по сравнению с 2002г.
Так как организация не осуществляет вклады в уставные капиталы других организаций, то доходы по этим видам операций в течение рассматриваемых лет отсутствуют.
В 2005г. операционные доходы увеличились по сравнению с 2002г. в 170 раз. Причиной этого послужила сдача в аренду в 2004г. производственных площадей, принадлежащих ЗАО «Сарапульский мясокомбинат», ЧП Дулесов, который занимается производством полуфабрикатов.
Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, а также расходы, связанные с продажей и прочим списанием основных средств и иных активов – операционные расходы – увеличились с 2002г. по 2005г. почти в 38 раз.
Ежегодное превышение операционных расходов над соответствующими доходами является отрицательной тенденцией.
В 2002 – 2004г.г. внереализационные доходы превышали внереализационные расходы. В 2005г. ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» понесло убытки от внереализационных операций. Убытки от выплаты штрафов связаны с нарушением мясокомбинатом договоров с другими организациями. Убытки от списания невостребованной в срок дебиторской задолженности возникают в основном по причине банкротства покупателей. Убытки прошлых лет, выявленные в текущем году, свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.
Для улучшения сложившегося положения ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» необходимо принять меры по увеличению операционных доходов при одновременном снижении соответствующих расходов. Увеличение операционных доходов, на наш взгляд, возможно за счет реализации некоторых машин и оборудования, которые в результате изменений в производстве оказались ненужными ЗАО «Сарапульский мясокомбинат». Они висят на его балансе мертвым грузом, снижая фондоотдачу. Реализовав эти машины и оборудование другим организациям, которым они необходимы, можно повысить не только показатель фондоотдачи, но с самое главное в данной ситуации увеличить операционные доходы.
Кроме того, необходимо принять меры по снижению внереализационных расходов. Снижение убытков от списания невостребованной в срок дебиторской задолженности возможно за счет усиления контроля со стороны бухгалтерии за соблюдением расчетной дисциплины.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.5. Анализ показателей рентабельности
Результативность деятельности ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» за ряд лет характеризуют помимо абсолютных показателей прибыли также и относительные показатели рентабельности (доходности) и убыточности, которые могут быть исчислены и проанализированы в динамике.
Анализ рентабельности и убыточности имеет существенное значение для определения стратегии развития организации, критериев повышения эффективности деятельности. Показатели рентабельности оценивают величину прибыли, полученной с каждого рубля средств, вложенных в активы и деятельность организации.
Анализ показателей рентабельности и убыточности проведем по данным бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках и представим в таблице 8.
Таблица 8
Показатели рентабельности и убыточности
Показатель рентабельности совокупных активов характеризует неэффективность использования всего имущества ЗАО «Сарапульский мясокомбинат». Снижение показателя в 2004г. на 16,2% по сравнению с 2002г. свидетельствует о падении спроса на продукцию ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» и о перенакоплении активов. Показатель убыточности совокупных активов в 2005г. говорит о том, что на один рубль, вложенный во внеоборотные и оборотные активы организации, приходится 25 коп. убытка.
Рентабельность оборотных активов, связанная с замедлением оборачиваемости активов, характеризует неэффективность использования ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» своих оборотных средств. Снижение рентабельности оборотного капитала в 2004г. свидетельствует о необоснованном росте оборотного капитала, что явилось следствием затоваренности готовой продукции в результате снижения спроса на продукцию и чрезмерного роста дебиторской задолженности. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо улучшить работу специалистов отдела сбыта, проводить маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства и продажи продукции.
Снижение рентабельности производственных средств в 2004г. по сравнению с 2002г. на 31,5% говорит о неэффективном использовании производственных средств в организации. Убыточность производственных средств в 2005г. показывает, что на один рубль производственных средств мясокомбината приходится 46 коп. убытка.
Снижение же рентабельности собственного капитала на 23,9% говорит о неэффективном использовании ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» собственного капитала. Кроме того, о неэффективном использовании капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок (как собственного, так и заемного) свидетельствует уменьшение рентабельности перманентного капитала.
Наблюдается снижение показателя рентабельности продаж. Его значение в 2002г. свидетельствует о том, что на один рубль полученной выручки от продажи приходиться 7 коп. прибыли. Уменьшение показателя в 2004г. на 4,1% свидетельствует о снижении спроса на продукцию ЗАО «Сарапульский мясокомбинат».
Рентабельность реализованной продукции в 2002г. показывает, что на рубль затрат организации приходится 7 коп. прибыли. В 2005г. убыточность реализованной продукции указывает на то, что на рубль затрат организации приходится почти 4 коп. убытка. На снижение показателя рентабельности реализованной продукции повлияло уменьшение прибыли от продаж и повышение себестоимости продукции.
На основании значений показателей таблицы 8 деятельность ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» оценивается как нерентабельная. Произошло ухудшение значений по всем видам показателей.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Подсчет и обобщение резервов увеличения прибыли
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции и снижение ее себестоимости.
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объемов реализации необходимо в первую очередь выявить резерв роста объема реализации продукции, который затем умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу соответствующего вида продукции.
Резерв роста объема реализации по каждому виду продукции определим путем сопоставления наибольшего объема продаж с данными объемов реализации за 2005г. Исходные и полученные данные приведем в таблице 9.
Таблица 9
Подсчет резервов увеличения объемов продаж
Подсчет резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации приведем в таблице 10
Таблица 10
Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции
Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции подсчитаем следующим образом: сначала выявим резерв снижения себестоимости каждого вида продукции, а затем умножим его на объем реализации продукции за 2005г. с учетом резерва его роста.
Величину резерва снижения себестоимости определим по формуле:
Р С=
Св–Cф=
Зф – Р З + ДЗ
–
Зф
,
VВПф+Р ВП
VВПф
где Р С – резерв снижения себестоимости;
Св – возможный уровень себестоимости продукции;
Cф– фактический уровень себестоимости продукции;
Зф – фактическая сумма затрат на производство всего выпуска продукции;
Р З – резерв сокращения затрат;
VВПф – фактический выпуск конкретного вида продукции;
Р ВП – резерв увеличения выпуска продукции;
ДЗ – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции.
Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции определяются отдельно по каждому виду продукции. Это, в основном, заработная плата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции. Для определения их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции i– го вида умножить на фактический уровень удельных переменных затрат.
На ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» резерв увеличения выпуска продукции, который определяют путем сопоставления выпуска продукции согласно производственным мощностям и фактического объема производства, составил: по мясу 3%, по колбасным изделиям 3,7%, по полуфабрикатам 3,5%, по субпродуктам 3%. Одним из резервов сокращения затрат является сотрудничество с новыми поставщиками сырья с более низкими ценами.
Исходя из имеющихся данных, подсчет резервов снижения себестоимости каждого вида продукции проведем в таблице 11.
Таблица 11
Подсчет резервов снижения себестоимости
Как показывают данные таблицы 11, за счет увеличения объемов производства продукции и сокращения затрат путем работы с поставщиками сырья, материалов с более низкими ценами себестоимость 1кг мяса снизится на 31 коп., колбасных изделий на 24 коп., полуфабрикатов на 35 коп., субпродуктов на 19 коп.
Выявив резервы снижения себестоимости по каждому виду продукции, определим резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции в таблице 12.
Таблица 12
Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции
Из таблицы 12 видно, что за счет снижения себестоимости всех видов продукции ЗАО «Сарапульский мясокомбинат получит дополнительно прибыль в размере 1 211 520 руб.
Выявленные резервы роста прибыли обобщим в таблице 13.
Таблица 13
Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс. руб.
В целом можно отметить, что за счет увеличения объема реализации продукции и снижения ее себестоимости прибыль увеличится на 1 624 060 руб.
Увеличение объемов продаж продукции ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» возможно с одной стороны за счет увеличения объемов выпуска продукции. Так в настоящее время на ЗАО «Сарапульский мясокомбинат» идет строительство нового колбасного цеха, который планируется оснастить современным технологическим оборудованием. Ввод в эксплуатацию нового производства позволит значительно увеличить объемы производства. С другой стороны необходимо улучшить работу специалистов отдела сбыта, проводить маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции. Снижение себестоимости реализуемой продукции возможно за счет поиска новых поставщиков сырья с более низкими ценами.
продолжение
--PAGE_BREAK--