Реферат по предмету "Финансы"


Анализ жизненного цикла продукции. Этапы жизненного цикла и их особенности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1.Понятие жизненного цикла продукции.

Основные этапы жизненного цикла продукции………..…………………..5

2. Анализ жизненного цикла товара…………………………………………..8

2.1 Финансовые показатели для анализа жизненного

цикла продукции…………………………………………………………..8

2.2. Финансовые критерии для анализа жизненного

цикла продукции…………………………………………………………..13

3. Практическая часть курсовой работы……………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….49

Список литературы……………………………………………………………..50

ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………………………….51

ПРИЛОЖЕНИЕ №2…………………………………………………………….52
ВВЕДЕНИЕ

Подавляющая часть товаров имеет ограниченную продолжительность существования на рынке. Из повседневной практики известно, что каждый товар обладает своим жизненным циклом. Каждый конкретный товар появляется, существует, удовлетворяя какие-либо потребности. Исчерпав свои возможности, он прекращает свое существование. Период существования определенного товара — от момента его появления на рынке (в продаже) до момента исчезновения с рынка и называется жизненным циклом товара.

Жизненный цикл товара характеризует динамику объемов продаж и получаемой прибыли от момента выведения нового товара на рынок до ухода с рынка.

Информация о жизненном цикле товара, безусловно, актуальна, так как она важна для предприятия, выпускающего товар, прежде всего при изучении рынков, а также при планировании своей деятельности.

Проведение исследований жизненного цикла товара превращается в одно из важнейших направлений деятельности современных предприятий во всем мире.

Решения, принимаемые в товарной политике, во многом зависят от того, на каком этапе жизненного цикла товар находится. В этой связи анализ жизненного цикла осуществляется на протяжении всей деятельности компании, является важнейшей задачей маркетинговых исследований, источником информации для принятия решений по всем составляющим комплекса маркетинга, и, прежде всего по товарной политике.

Анализ концепций жизненного цикла товара позволяет принять ряд срочных мер по изменению объемов производства и сбыта, уровня цен, методов продвижения товаров, которые дают возможность минимизировать затраты, добиться максимальной прибыли, и в конечном счете — продлить наиболее прибыльные этапы жизненного цикла товара.

Все эти аспекты определяют актуальность выбранной темы.

Цель курсовой работы – выявить роль и значение анализа основных этапов жизненного цикла товара.

Таким образом первый параграф моей курсовой работы посвящен изучению общих вопросов, касающихся жизненного цикла товара. Во втором параграфе изложены основы анализа жизненного цикла товара. В третьем параграфе «Практическая часть курсовой работы» приведен фрагмент анализа выполнения годовой производственной программы.
ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ

Изучение колебаний объемов и продолжительности производства того или иного продукта позволило установить, что эти показатели изменяются во времени циклически, закономерными и поддающимися измерению интервалами. В экономической науке явление периодического колебания объемов и продолжительности производства и сбыта продукта называют экономическим циклом жизни продукта или коротко — циклом жизни продукта.

Маркетинг в первую очередь интересует цикл жизни товара на рынке. По времени он короче экономического цикла, включающего фазы создания прототипа продукта, его экспериментального производства и короткий первоначальный период серийного производства, когда продукт еще не «дошел» до потребителя.

Жизненный цикл товара – это время существования товара на рынке. Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Могут быть товары-долгожители, но вечного товара нет.

Концепция жизненного цикла товара впервые была разработано и опубликована в 1956 г. известным американским экономистом и маркетологом Теодором Левитом. Эта концепция основана на том, что товару отведен определенный срок жизни, в течение которого он проходит ряд этапов. Цель маркетинга заключается в том, чтобы, по возможности, продлить срок пребывания товара на рынке. При этом следует некоторые этапы жизненного цикла товара сокращать, а некоторые – затягивать, пользуясь инструментами регулирования спроса. Для успешного достижения цели необходимо в каждом конкретном случае разрабатывать концепцию жизненного цикла товара.

Концепция жизненного цикла товара – это документ (иногда многотомный), в котором отражаются результаты работы специалистов по определению стратегии и тактики на различных этапах жизненного цикла товара. Основная цель этой работы – внимательное слежение за всеми стадиями жизненного цикла товара или нескольких товаров .

Этапы жизненного цикла товара.

Жизненный цикл товара и его стадии можно изобразить графически.

Для этого на оси X отложим время, а на оси Y — объем продажи товара в данный момент времени:
/>

Рис.1. Кривая жизненного цикла товара

I этап – этап внедрения товаров на рынок. Объемы их производства и реализации растут медленными темпами. Товары являются новыми, поэтому возникают трудности и с производством, и с реализацией продукции. К приобретению новых товаров настороженно относятся многие потребители. Спрос мал, производство не отложено, затраты на рекламу велики, каналы товародвижения только устанавливаются.

II этап – этап роста спроса на товар. На этом этапе темпы роста продаж резко возрастают, товар признается покупателями. Производство отложено, интенсивно модернизируется, издержки на него сокращаются, растет качество продукции, каналы товародвижения установлены и реклама налажена. На этом этапе затраты предприятия на модернизацию производства и самой продукции могут достигать 50-60% общих затрат на производство продукции.

III этап – этап зрелости товара, относительной стабильности жизненного цикла товара. Большинство покупателей уже сделали покупки. Пик продаж, темпы их роста падают. Предприятие предпринимает разнообразные методы стимулирования спроса: снижает цены, предоставляет льготы при повторных или неоднократных покупках товаров, улучшает сервис.

IV этап – этап насыщения. Рост продаж прекращается. Цена сильно снижается. Но, несмотря на снижение цены и использование других мер воздействия на покупателей, рост продаж прекращается. Охват рынка очень высок. Компании стремятся увеличить свой сектор на рынке. На этом этапе высока вероятность повторного технологического совершенствования товара и технологии. Часто этот этап соединяют с этапом зрелости по той причине, что четкого различия между ними нет.

V этап – этап спада. Он характеризуется резким сокращением объемов производства и реализации продукции вследствие насыщения рынка товаром и удовлетворенности покупательского спроса, а также усиления конкуренции со стороны новых потребительских товаров. Пытаясь удержать свои позиции, предприятия вкладывают дополнительные средства в модернизацию производства, повышение качества и удешевление продукции, прекращают производство неконкурентоспособных товаров.
2. АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА

2.1 Финансовые показатели для анализа жизненного цикла продукции

Анализ жизненного цикла является широкоиспользуемым инструментом обоснования стратегического выбора, направленного на регулярное появление новых продуктов и развитие перспективных видов бизнеса. Жизненный цикл продукции — одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства какого-либо вида товара или услуги.

Для обнаружения сигналов о возникновении явлений кризисного состояния предприятия необходимо постоянное наблюдение за его деловыми и финансовыми показателями. Их анализ дает возможность количественно оценить явления. Одни и те же показатели могут иметь различное значение и тенденцию на разных этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия. Поэтому анализ показателей по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия позволит выявить тенденцию развития кризисных явлений на основе количественных и качественных оценок.

Деловые и финансовые показатели делятся на несколько групп: показатели ликвидности, финансового состояния, оборачиваемости, рентабельности. В свою очередь, их можно подразделить по признаку отслеживания и изменяемости как по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия, так и по времени. В таблице №1 представлены показатели, требующие особого внимания на различных этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия. Исходя их данных таблицы №1, не следует делать вывод о том, что на других этапах показатели не требуют отслеживания. Просто на данных этапах они становятся более важными для анализа выживаемости предприятия. Например, на этапе зарождения предприятия особое внимание должно быть уделено показателям ликвидности и финансовым показателям. На данном этапе предприятие может еще не работать на полную мощность, и делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости еще рано. На этапе зарождения важно, чтобы предприятие имело хорошие показатели ликвидности и финансовые показатели, поэтому необходимо добиться их стабильности. К этапу ускорения роста финансовые показатели и показатели ликвидности должны быть уже стабильны. Если они не стабилизировались на предыдущем этапе, то это означает, что предприятие не достигло требуемой степени конкурентного преимущества и стоит на грани банкротства. Требуется вмешательство на уровне пересмотра миссии предприятия или, как минимум, его маркетинговой стратегии. На этапе ускорения важным становится отслеживание показателей оборачиваемости. Чем выше показатели оборачиваемости, тем лучше идут дела у предприятия.

Показатели оборачиваемости на этапе ускорения роста жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия должны постоянно расти. Уменьшение одного из показателей оборачиваемости должно тщательно анализироваться с целью принятия соответствующих мер. Как правило, снижение одного из показателей определяется изменением величины знаменателя в расчетной формуле, который и должен подвергаться тщательному анализу. Цель анализа коэффициентов оборачиваемости на этапе ускорения роста состоит в достижении стабильных показателей оборачиваемости.

На этапе замедления роста конкурентного преимущества к анализу показателей оборачиваемости добавляется пристальный анализ показателей рентабельности, причем наиболее важным является анализ рентабельности продаж. На данном этапе важно, чтобы к стабильным показателям оборачиваемости добавились стабильные показатели рентабельности продаж. На предыдущих этапах рентабельность могла быть не очень высокой, так как производство еще только налаживалось, но если фирма достигла этапа замедления роста конкурентного преимущества, то, по всей видимости, были преодолены достаточно крупные препятствия и предприятие вышло на стабильный уровень работы, поэтому теперь ему важно закрепить успех. Одним из показателей стабильного успеха является стабилизация показателей рентабельности продаж. Особое внимание следует уделять коэффициентам рентабельности всех операций по балансовой и чистой прибыли как интегрированным показателям.

При достижении зрелости конкурентного преимущества добавляется еще одна группа показателей, требующая особого внимания. Это показатели рентабельности капитала. Имея стабильные показатели рентабельности продаж, необходимо добиваться стабильных и высоких показателей рентабельности капитала. На этапе зрелости важно отслеживать инвестиционную деятельность предприятия, что и позволяет анализировать показатели рентабельности капитала.

На этапе спада происходит дестабилизация всех показателей финансовой и деловой активности, и, как следствие, необходимо четкое их отслеживание. Но не все показатели могут сигнализировать о негативных моментах (ситуациях) в равной степени. Наиболее существенными показателями являются показатели ликвидности и показатели рентабельности. На основании анализа показателей рентабельности можно сделать вывод о возможности или невозможности продолжения деятельности предприятия в принятом направлении. Показатели ликвидности могут предвещать полное банкротство предприятия.

Необходимо отметить, что показатели ликвидности необходимо анализировать в несколько этапов по степени важности и при этом на каждом этапе могут быть выявлены нарушения стабильности.

Первый этап анализа показателей ликвидности предприятия — анализ коэффициентов ликвидности.

Второй этап анализа показателей ликвидности предприятия — анализ оборотного капитала и коэффициента маневренности.

Величина оборотного капитала может стремиться к нулю или быть меньше нуля. Это говорит о том, что текущие активы равны или меньше краткосрочных обязательств. Показатель оборотного капитала тесно связан с общим коэффициентом ликвидности, так как определяется при помощи одинаковых параметров. Поэтому отслеживать можно один из этих показателей, хотя, с точки зрения экономики предприятия, важны оба показателя, а оборотный капитал всегда должен быть больше нуля, иначе предприятие должно быть остановлено из-за отсутствия средств. Связанный с оборотным капиталом коэффициент маневренности также может свидетельствовать о неблагополучии на производстве, если его значение близко к нулю.

Третий этап анализа показателей ликвидности предприятия — анализ качества активов. Анализ качества активов сводится к анализу двух показателей: доли труднореализуемых активов в общей величине текущих активов и соотношения труднореализуемых и легко реализуемых активов. В случае, когда рост доли труднореализуемых активов в общей величине текущих активов постоянен от проверки до проверки, это может служить сигналом о неблагополучии в производстве. При этом необходимо принимать меры для избавления от труднореализуемых активов. Увеличение величины соотношения труднореализуемых и легко реализуемых активов может происходить из-за увеличения количества труднореализуемых активов или из-за уменьшения количества легко реализуемых активов. И то и другое свидетельствует о необходимости более тщательного анализа этой проблемы.

Четвертый этап анализа показателей ликвидности предприятия — анализ среднего периода предоставления кредита.

Сокращение среднего периода кредитования контрагентами может показывать некоторое недоверие к предприятию со стороны контрагентов. Контрагенты, предполагая, что предприятие не обладает необходимой ликвидностью, могут сокращать сроки кредита, что неблагоприятно скажется на платежеспособности предприятия.

Пятый этап анализа показателей ликвидности предприятия — анализ ликвидности при мобилизации средств.

Коэффициент ликвидности при мобилизации средств имеет рекомендуемое значение от 0,5 до 1,0. Если его значение опускается ниже 0,5, то это свидетельствует о том, что краткосрочные обязательства не могут быть покрыты производственными запасами даже наполовину, что предвещает банкротство предприятия. Значение больше 1,0 говорит об омертвлении оборотных средств. Лишние производственные запасы увеличивают себестоимость продукции и снижают прибыль.

Важнейшим экономическим показателем, качественно характеризующим деятельность предприятия с точки зрения жизненного цикла изделия техники и технологии является ритмичность производства. Различают равномерный (в равные промежутки времени выпуск одинакового количества продукции) и ритмичный выпуск продукции.

Под ритмичностью производства понимается выпуск продукции в строгом соответствии с суточным (сменным), недельным, декадным или месячным планом производства, т.е. ритмичность – это своевременность выполнения планового задания, это показатель, характеризующий выполнение плана во времени. Он относится к числу важнейших показателей организационно-технического уровня производства, так как отражает уровень и культуру организации труда и производства, организации материально-технического снабжения и т.п. Ритмичную работу обеспечивают не только основные, но и вспомогательные цехи и обслуживающие хозяйства, отделы управления, особенно те, которые осуществляют подготовку и обслуживание производства.

Неритмичная работа отрицательно сказывается и на показателях самого предприятия, так как неравномерный выпуск продукции приводит к недоиспользованию техники, производственных мощностей в начале периода и к преждевременному износу оборудования из-за чрезмерных нагрузок в конце отчетного периода, к нарушению технологической дисциплины, к ухудшению качества продукции.

При неритмичной работе увеличивается брак в производстве, производятся дополнительные затраты на оплату простоев и часов сверхурочной работы, повышается себестоимость продукции. Неритмичная работа отражается на здоровье работников, на их взаимоотношениях в процессе производства, на текучести кадров, а следовательно, и на таких экономических показателях, как производительность труда, фондоотдача, рентабельность и т.п. Поэтому ритмичность производства является важнейшим качественным показателем.

2.2 Финансовые критерии для анализа жизненного цикла товара

Ни один из известных инструментов обоснования стратегических решений, пожалуй, не обладает такой философской глубиной, как метод анализа жизненного цикла. Соединяющий в себе, во-первых, единство и борьбу противоположностей, когда необходимо найти способ заработать деньги для того, чтобы немедленно их начать расходовать на новые продукты. Во-вторых, бесконечную цепочку отрицания отрицания в постоянном стремлении чем-то более совершенным заменить нечто, в свое время хорошо зарекомендовавшее себя. Заключена в нем, наконец, и вселенская мудрость о необходимости преемственности и обязательного использования наработанного задела в объективном поступательном развитии.

Суть теории жизненного цикла имеет особую стратегическую важность, заключающуюся в том, что каждому в своем роде уникальному, этапу соответствуют собственные стратегии специфические цели, свой маркетинг-микс, и эта теория хорошо описана в ставшей уже академической литературе. Каждый из перечисленных и широкоизвестных авторов дополнительно раскрывал важные на его взгляд стороны этой многогранной теории.

Из существующих в настоящее время источников следует, что типичный жизненный цикл продукта, как правило, представляется в виде «холма» (см. рис. 2).

/>

Рис. 2. Этапы жизненного цикла продукта

На рисунке кривые показывают зависимость от времени: верхняя кривая, в натуральном исчислении, — объема продаж, в денежном выражении, — выручки от реализации, а нижняя пунктирная кривая показывает уровень прибыли.

Сразу встает вопрос: исходя из каких соображений границы между этапами проведены там, как это показано на рисунке, не левее или не чуть правее по оси времени. И это естественно, потому что без ответа на этот вопрос применение данного метода превращается в процесс, очень похожий на шаманство.

Таблица 2

Сводная таблица факторов, важных для понимания сущности анализа жизненного цикла товара

Название метода

Анализ жизненного цикла продукта

Цель использования

Обоснование стратегического выбора, направленного на под- держание баланса денежных средств

Способ достижения цели

Определение текущего положения продукта относительно эта- пов его жизненного цикла на отраслевом рынке. Регулярное и своевременное появление новых продуктов и/или развитие перспективных видов бизнеса

Входные данные для анализа

1. Объем продаж в натуральных показателях (ОП).
2. Выручка от реализации (ВР).
3. Прибыль (П)

Что можно оценить на качественном уровне

По положению продукта на кривой жизненного цикла можно сделать заключение об изменениях в стратегии маркетинга и отношении к его факторам (5P):
• продукт (качество, марка, упаковка и т.д., снятие с производ- ства);
• ценовая политика;
• маркетинговые коммуникации (реклама, другие методы продвижения);
• каналы распределения;
• сервис (до ..., во время и после продажи)

Показатели

1. Текущий объем продаж.
2. Текущая выручка от реализации.
3. Текущая прибыль

Критерии разнесения

А вот критерии разбиения жизненного цикла продукта по этапам на отдельные этапы четко не установлены

Давайте проанализируем то, как и чем характеризуются рассматриваемые этапы жизненного цикла.

Выход продукта на рынок связан со значительными производственными затратами, отсутствием фактических конкурентов. Значит, появление последних может служить одним из возможных индикаторов окончания данного этапа. Но и теперь остается открытым вопрос, а сколько конкурентов должно появиться, чтобы стадию выхода можно было считать завершенной. А если мы выходим на рынок не с инновационным продуктом, а с чем-то, что уже производится? Тогда мы сами конкуренты для тех, кто раньше нас начал производить подобный продукт. В любом случае понятно, что наличие или отсутствие конкурентов не может быть четким и однозначным критерием, по которому можно было бы принимать решение о завершении этапа выхода.

Далее, цена на этом этапе является показателем качества продукта, спрос на него нарастает медленно.

Идем дальше. Продавцы на этом этапе очень осторожны, требуют полной или частичной оплаты рекламных расходов или исключительного права распределения продукции.

Значит, индикаторами могут стать еще и доступность каналов сбыта, скорость товародвижения или элементарное наличие продукта в торговой сети. Но как оперативно измерить перечисленные показатели, особенно первые два, в каких единицах? Ситуация же на рынке меняется очень динамично.

Рост. Затраты снижаются за счет «экономии на масштабах производства», продукт впервые сталкивается со своими конкурентами, потребители весьма чувствительны к цене. Остро встает вопрос о поддержании быстро увеличивающихся объемов продаж и качества продукта. Усиливается активность предприятия в области маркетинговых коммуникаций, разрабатываются дополнительные варианты продукта, производителю необходимо начинать заниматься идентификацией торговой марки и своей рыночной позиции.

Четкого, однозначного ответа на вопрос о начале и конце этого этапа пока точно не определены. К сожалению, и в литературе по маркетингу ответы на вопрос о критериях начала и окончания данного этапа находятся в области интуиции.

Зрелость. Рынок насыщается продуктом, затраты снижаются, но более медленными темпами, фирмы с высокими затратами разоряются, конкуренция ослабевает, рынок представлен наиболее чувствительными к цене потребителями, широкое применение находят ценовые скидки. Производитель стремится охранять свою позицию на рынке, повышая или хотя бы поддерживая прибыльность на желаемом уровне, прибегая к стратегии либо дифференцированного, либо концентрированного маркетинга. Затраты на маркетинг возрастают еще больше, что вызвано активными исследованиями рынка, поисками выигрышной стратегии и перспективных для роста сегментов рынка.

Главное содержание всех действий производителя на этом этапе — за счет получаемой от продаж данного продукта прибыли и ее перераспределения успеть вывести на рынок новый продукт и сделать его прибыльным до того, как первый перестанет приносить доход.

Рассматриваемый процесс может повторяться многократно и длиться сколь угодно долго, пока производитель, постоянно совершенствуя производство, свой продукт и увеличивая длительность его жизненного цикла, не найдет свой вечный источник энергии.

Спад и исчезновение продукта с рынка. Еще больше повышаются затраты на исследовательские работы по созданию новых товаров, конкуренция отсутствует (информация для лидера по затратам), цена постепенно снижается до очень низкого уровня, покупатели покидают рынок данного продукта. И до каких пор мы будем находиться на стадии спада? Пока, может быть, не разоримся?! Вот насколько важно иметь достаточно четкие индикаторы границ этапа особенно на заключительной стадии жизненного цикла. Обобщение изложенного приводится в таблице 3.

Таблица 3

Влияние жизненного цикла продукта на факторы маркетинга

 

Выход

Рост

Зрелость

Спад

Продукт

Один (если инновационный)

Поиск лучшего продукта из множества уже подготовленных к выводу. Продвижение торговой марки

Борьба торговых марок

Уход слабых торговых марок

Возможная ценовая политика (соотношение качества и цены)

1. Быстрое (глубокое) проникновение на рынок. 2. «Снятие сливок»

1. Повышенная стоимостная значимость. 2. Завышенная цена. 3. Стратегия

1. Премиальные наценки. 2. Доброкачественность. 3. Показной блеск

1. Низкая стоимостная значимость. 2. Скидки и систематические снижения цены

 

 

При олигополии — соответствие ценам конкурентов

Стимулирование

1. Информирование о лидерстве. 2. Обеспечение первичного спроса. 3. Акцент на ранних потребителей

1. Информирование и убеждение. 2. Обеспечение высокой степени удовлетворенности и лояльности потребителей

1. Убеждение и напоминание. 2. Ремаркетинг. 3. Улучшение обслуживания

Конкуренция

Монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия или монополистическая конкуренция, переходящая в чистую конкуренцию

Потребитель

Новаторы — 2,5%

Ранние потребители — 13,5%

Раннее большинство — 34%

Позднее большинство — 34%

Медлительные потребители — 16%


Выводя регулярно новые продукты на рынок, мы перераспределяли прибыль. Значит, принципиально важно знать моменты начала и конца этапа прибыльности продукта. Но как раз на этот вопрос экономисты и отвечают точнее всех.

Дополняя таблицу 2 (в части, подверженной изменениям) позаимствованными у финансового менеджмента показателями и критериями, получаем почти настроенный инструмент проведения анализа (см. табл. 4).

Таблица 4

Дополнения к таблице 2

Входные данные для анализа

1. Выручка от реализации (ВР).
2. Объем продаж в натуральных показателях (ОП).
3. Прибыль (П).
4. Переменные затраты на единицу продукции (ПЗ).
5. Прямые постоянные затраты на единицу продукции (ППЗ).
6. Косвенные постоянные затраты на единицу продукции (КПЗ)

Показатели

1. Текущая прибыль.
2. Текущая выручка от реализации.
3. Переменные затраты.
4. Порог безубыточности.
5. Порог рентабельности

Критерии

1. ВР Ј суммарных ПЗ — продукт находится на этапе выход. 2. Суммарные ПЗ находится на этапе рост. 3. а) ВР > первого порога рентабельности — этап зрелость.
или б) Прибыль > 0 — этап зрелость.
4. ВР (на отрицательном склоне) = второй порог безубыточности — снятие продукта с производства

Примечания к табл. 4.

1. Под переменными затратами будем понимать затраты, возрастающие либо уменьшающиеся пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы, напрямую зависящие от количества выпускаемой продукции.

2. Под прямыми постоянными затратами будем понимать затраты, связанные с производством продукции, но не зависящие напрямую от его объемов (в пределах релевантного диапазона). К таким затратам можно отнести: амортизацию оборудования и производственных сооружений, проценты по полученным для производства кредитам, заработную плату работников (при твердых окладах) и т.д.

3. Под косвенными постоянными затратами будем понимать постоянные затраты всего предприятия: затраты на бухгалтерию и другие службы, оклады руководства, затраты на аренду и содержание офиса, амортизационные отчисления по собственным административным зданиям, расходы на научные исследования и инженерные изыскания и т.д.

4. Порог безубыточности данного товара — это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю.

5. Порог рентабельности товара — это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.

6. Переменные издержки на единицу продукции финансово-экономические отделы (ФЭО) предприятий пищевой промышленности, как правило, считают на основе данных отдела главного технолога. Источником информации при этом является ежемесячно утверждаемый в этом подразделении документ с условным названием «Плановые рецептуры на месяц». В указанном документе для каждого наименования продукции имеются перечень и необходимые количества компонентов, используемых для приготовления продукта.

7. Задача расчета постоянных (прямых и косвенных) издержек на единицу продукции ФЭО предприятия может быть решена с помощью центров затрат. Применяя учетные данные центров затрат и методы, описанные в, можно разделить постоянные прямые и постоянные косвенные затраты, относимые на единицу выпускаемой продукции. Весомые значения постоянных затрат имеются только у энергоемких производств (плавка алюминия, выпуск цемента). Предприятия пищевой промышленности относятся к неэнергоемким производствам, в которых величина прямых затрат в общем объеме затрат предприятия может колебаться в пределах 1—2%. В такой ситуации целесообразно поступить следующим образом: объединить прямые и косвенные издержки, а после вычета переменных затрат оставшуюся сумму распределить между продуктами, выпускаемыми предприятием, пропорционально величине их доли в общем объеме производства.

С учетом введенных критериев теперь можно достаточно точно определять границы этапов жизненного цикла отдельного продукта или самостоятельной бизнес-единицы (см. рис. 3 «Применение финансовых критериев в теории жизненного цикла»).

/>

Вследствие скрупулезного и осторожного анализа динамики жизненного цикла товара руководство предприятии может знать, что, когда и как подлежит изменению, а именно:

— что происходит с рынком, в какой стадии он может находиться; угрожают ли ему факторы технологии или окружающей среды;

— что происходит на рынке, каковы текущие тенденции, что делают конкуренты и потребители;

— какие приемы маркетинга принесут успех товару.

Являясь инструментом стратегического планирования, концепция жизненного цикла товара позволяет лучше:

— осмысливать будущее предприятия;

— координировать все усилия всех звеньев предприятия;

— прояснять цели политики предприятия;

— лучше подготовиться к неожиданным изменениям.

Планирование будущих стратегий предприятия в конкурентной среде может быть очень полезным для продления жизни товара и предотвращения падения продаж и прибыли. Модель жизненного цикла товара можно привлечь для прогноза развития сбыта. Для этого необходимо проанализировать ряд принципиальных вопросов.

Во-первых, важно четко определить, на что должна был, направлена модель (продукт, класс продуктов, марка и т.д.). Затем следует конкретизировать рынок (к примеру, фаза цикла продукта на отечественном рынке может отличаться от фазы на зарубежном рынке). То же относится к различным сегментам рынка. (См. Таблица №5)

Во-вторых, необходимо найти подходящую математическую модель, функцию, лучше всего характеризующую цикл продукта. Следует учесть не только сбыт продукта, но и развитие сбыта сравнимых продуктов, типичные жизненные циклы.

В-третьих, модель ЖЦТ применяется, кроме прогноза сбыта, дня определения базисных стратегий на разных этапах развития продукта. Например, могут использоваться следующие стратегии:

— выход на рынок — инновации;

— фаза роста — модификации, улучшение качества;

— зрелость модификации, сегментирование рынка;

— насыщение — модификации;

— спад — диверсификации.

Модель ЖЦТ может быть полезной и при планировании производственной программы но избежание неблагоприятной устарелой структуры.

Для оценки моделей жизненного цикла товаров могут быть использованы различные способы измерения продаж :

— с точки зрения доходов;

— в единицах товаров;

— по величине прибыли.

Измерение жизненного цикла товаров, с точки зрения доходов, зависит от политики установления цены. Но применение этой же самой кривой после изменения цены может дать неоднозначную картину, так как непросто отслеживать связь между доходом и количеством проданных единиц, трудно также анализировать продажи на основе доходов из-за отсутствия информации о затратах. Определение жизненного цикла товара лишь на основе проданных единиц товара осложняет представление о факторах затрат и прибыльности. Если взять в качестве меры прибыльность товара, то это также недостаточно для оценки признания товара на рынке.
Все три проанализированных способа измерения, несмотря на свои недостатки, взаимосвязаны и могут быть использованы для анализа окружения предприятия с факторами разной степени воздействия.

Общим недостатком всех трех способов является приближенность расчетов изменения спроса. Выяснить с достаточной точностью, на какой стадии жизненного цикла находится производитель — непросто. Например, для маркетолога на предприятии, достигнувшем определенного уровня продаж, бывает сложно предсказать, является ли это стадией зрелости или же продажи будут расти дальше. С другой стороны, продажи могут колебаться временно по сезонным причинам или экстренным внешним факторам.).
Многие предприятия не ограничивают свой выпуск одним продуктом. Желательно, чтобы эти продукты находились на разных стадиях жизненного цикла. Когда торговля одним товаром осуществляется плохо и практически не приносит прибыли, торговля другими может идти лучше, принося доход, способствуя процветанию компании.

Заключительным этапом анализа жизненного цикла товара является разработка рекомендаций по продлению наиболее прибыльных этапов жизненного цикла товара.

Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных этапов зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. Считается, что сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия – более короткий. К тому же, жизненный цикл одного и того же товара на разных рынках может быть различным.

Существует несколько способов продления «жизни товара», эффективность каждого из которых зависит от ряда факторов, так или иначе влияющих на товар.

Типовая рекомендации для улучшения товара на рынке:

Модификация (усовершенствование) товара.

Модернизация товара.

Эта форма повторного внедрения товара предполагает придание ему таких свойств, которые расширяют сферу его применения (порошки для цветной, белой одежды и т.д.). Модернизация товара дает, по крайней мере, четыре преимущества перед конкурентами:

позволяет предприятию стать ведущим в своей отрасли;

является чрезвычайно эффективным средством в конкурентной борьбе;

позволяет повысить доверие постоянных покупателей к товару;

повышает интерес каждого к своей работе.

Однако модернизация товара может быть произведена и конкурентами. Если предприятие не уверено, что оно будет первым, модернизация может не принести дополнительной прибыли.

Новый дизайн.

Новая упаковка.

Поддержка широкомасштабной акции.

Организация собственного мероприятия.

Новая услуга.

Новая услуга может оказаться весомым сопровождением уже имеющегося комплекса обслуживания.

Новый рекламный ролик.

Запуск новой рекламной компании.

Это расширенный вариант предыдущего пункта, когда изменяется не просто ролик, а вся рекламная кампания в целом передается другому рекламному агентству или запускается заново.

Запуск нового продукта под той же маркой.

Регуляция ценовой политики.

Она может осуществляться как в сторону снижения цены, так и в строну повышения. Соответственно, устанавливая те или иные цены, компания «осваивает новые рубежи», расширяя свою целевую аудиторию.

Таким образом, проанализировав жизненный цикл товара, предприятие принимает меры по изменению объемов производства и сбыта, уровня цен, методов продвижения товаров, которые дают возможность минимизировать затраты, добиться максимальной прибыли, и в конечном счете – продлить наиболее прибыльные этапы жизненного цикла товара.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Задание

Раздел 1: «Фрагмент анализа выполнения годовой производственной программы»

1. Определить степень выполнение плана по объему работ:

а) по общему объему работ за год и в разрезе кварталов;

б) по общему объему работ собственными силами;

г) по общему объему работ по субподряду.

2. Рассчитать, в какой мере сказалось влияние четырех факторов на выполнение плана работ, выполняемых собственными силами:

2.1. Необеспеченность (избыток) рабочими;

2.2. Неполное использование планового фонда рабочего времени рабочих;

2.3. Внутрисменные потери рабочего времени;

2.4. Уровень производительности труда.

3. Рассчитать коэффициенты фактической и плановой ритмичности выполнения производственной программы по кварталам, по общему объему работ и объему работ, выполняемых собственными силами.

4. Определить существующие резервы предприятия.

5. Выводы.

Раздел 2: «Определение точки безубыточности и величины издержек в зависимости от годового объема работ, выполняемых собственными силами (по плану и факту)

1. Определить годовую величину себестоимости продукции ( по плану и факту, зная, что величина прибыли составляет по плану 17%, по факту 15%.

2. Определить величину переменных затрат, зная, что они составили по плану 23 %, по факту 21% от величины себестоимости продукции.

3. Определить величину постоянных затрат.

4. Составить таблицу исходных данных.

5. Графическим путем определить безубыточный объем реализации продукции по исходным данным, по плану и факту; объем продаж, который гарантирует предприятию необходимую сумму прибыли, запас финансовой устойчивости.

6. Провести анализ полученных результатов.

Раздел 3: «Общие выводы»

В общих выводах следует отразить результаты анализа. Дать оценку и тенденции продуктивной работы предприятия. Отметить пути использования существующих резервов. Наметить прогноз состояния предприятия на будущий период.
Решение

Раздел 1: «Фрагмент анализа выполнения годовой производственной программы»

1. Степень выполнения плана по объему продукции за год и в разрезе кварталов определяется путем нахождения абсолютных и относительных разниц между планом и фактом. При этом рассчитывается процент выполнения плана и абсолютное отклонение от плана.

Абсолютное отклонение = Yфакт- Yплан

% выполнения = />

Таблица 1

Выполнение плана по общему объему работ (тыс. руб.)

Показатели

План

(Yпл)

Факт

(Yфакт)

% выполнения

Абсолютное отклонение в сумме

Общий объем работ за год, тыс.руб.,

в т.ч. по кварталам:

4500

4200

93,3

— 300

I квартал

1100

700

63,6

-400

II квартал

1100

1000

90,9

-100

IIIквартал

1200

1200

100

0

IVквартал

1100

1300

118,2

200

Построим гистограмму изменения выполнения плана по общему объему работ.

/>
Вывод: Анализируя данные таблицы №1, мы видим, что общий объем работ был выполнен на 93,3%. Невыполнение составило 6,7%. Это невыполнение сложилось из-за невыполнения плана в I и II кварталах на 37,3% и 9,1% соответственно или на 400 000 рублей и 100 000 рублей соответственно. Максимальное влияние на это невыполнение оказал I квартал, поскольку объем работ был выполнен на 63,6 %, т. е невыполнение было максимальным. Плановое задание III квартала было выполнено на 100 %. А плановое задание IV квартала на 118,2%. Перевыполнение составило 18, 2% или 200 000 руб.

Аналогичным образом составляются расчеты при определении степени выполнения плана собственными силами и субподрядными предприятиями.

Таблица 2

Выполнение плана по общему объему работ, выполненных собственными силами (тыс. руб.)

Показатели

План

(Yпл)

Факт

(Yфакт)

% выполнения

Абсолютное отклонение в сумме

Распределение объема работ, выполненных собственными силами, тыс.руб.,

в т.ч. по кварталам:

2345

1950

83,2

-395

I квартал

845

300

35,5

-545

II квартал

500

400

80

-100

IIIквартал

400

600

150

200

IVквартал

600

650

108,3

50

/>

Вывод: Анализируя данные таблицы №2, мы видим, что общий объем работ, выполненный собственными силами составляет 83,2%. Невыполнение составило 16,8 % или 395 000 руб. Этот показатель сложился из-за невыполнения в I и II кварталах на 64,5 % и 20% или 545 000 руб. и 100 000 руб. соответственно. Максимальное влияние на невыполнение плана собственными силами оказал I квартал, где объем работ был выполнении только на 35,5 %. В третьем квартале плановое задание было выполнено на 150%, перевыполнение составило 50% или 200 000 руб. В четвертом квартале план был выполнении на 108,3%. Перевыполнение составило 8,3% или 50 000 руб. Хотя мы видим, что в третьем и четвертом квартале показатель объема работ, выполненный собственными силами был в общей сумме превышен на 250 000 руб, этого все равно не хватает для выполнения общего годового плана и невыполнение составляет 16,8%.

Таблица 3

Выполнение плана по общему объему работ, выполненных субподрядными предприятиями (тыс. руб.)

Показатели

План

(Yпл)

Факт

(Yфакт)

% выполнения

Абсолютное отклонение в сумме

Общий объем работ выполненный субподрядными пред-ми, тыс.руб.,

в т.ч. по кварталам:

2155

2250

104,4

95

I квартал

255

400

156,9

145

II квартал

600

600

100

0

IIIквартал

800

600

75

-200

IVквартал

500

650

130

150

/>

Вывод: Анализируя данные таблицы №3, мы видим, что общий объем работ, выполненный субподрядными предприятиями был выполнен на 104,4 %. Перевыполнение составило 95 000 руб. Максимальное влияние на этот показатель оказал I квартал, где перевыполнение плана составило 56,9% или 145 000 руб. В II квартале план был выполнен на 100%. В III квартале плановое задание было выполнено на 75%. Невыполнение составило 25% или 200 000 руб. Плановое задание IV квартала было выполнено на 130%. Перевыполнение составило 30% или 150 000 руб.

Вывод: проанализировав данные Таблиц №1, №2 и №3, мы можем прийти к выводу, что значительная доля выполнения годовой производственной программы лежит на субподрядных организациях, на которые приходится около 50% общего объема работ ( 2155/ 4500). То есть у предприятия не хватает собственных сил, чтобы выполнить годовую производственную программу. Также значительно отличаются значения плановых и фактических показателей общего объема работ за год ( 300 000 руб.). Существуют различные причины, в силу которых такая ситуация складывается на производстве:

Может быть, изначально плановый отдел неправильно рассчитал возможные показатели общего объема работ за год;

Существует неэффективная организация производства на предприятии;

Неполное использование мощности работы предприятия;

Большое количество простоев оборудования;

Неполное использование планово фонда рабочего времени рабочих;

Внутрисменные потери рабочего времени;

Низкий уровень производительности труда

И ряд других факторов, которые также негативно сказываются на выполнении годовой производственной программы.

2. Рассчитаем, в какой мере сказались факторы на выполнение плана работ, выполняемых собственными силами. Расчет степени влияния отдельных факторов на выполнение плана произведем с помощью метода цепных подстановок.

Уравнение цепных подстановок имеет вид:

Y= ч x Вгод =ч x я x Ном x Вчас,

Где: Y-объем работ, выполняемых собственными силами, в руб.;

ч- численность рабочих (среднегодовая) чел.;

я- явочное число дней работы в году на 1 человека;

Нсм — продолжительность рабочей смены, в час.;

Вчас — часовая выработка одного рабочего, в руб.

Составим таблицу для удобства расчета:

Таблица№4

Показатели

План

Факт

%выполнения

Абсолютное отклонение

Среднегодовая выработка 1 рабочего

2 345/1 320

=1,78

1 950/1 180=

1,65

92,7

-0,13

Среднедневная выработка 1 рабочего

1,78/238=

7,48*10-3

1,65/236

6,99*10-3

93,5

-0,4*10-3

Среднечасовая выработка 1 рабочего

7,48*10-3/7,4=

1,01*10-3

6,99*10-3/7,0=

9,98*10-4

98,8

-0,012*10-3

Численность среднегодовая

1 320

1 180

89,4

-140

Число явок

238

236

99,2

-2

Продолжительность рабочей смены

7,4

7,0

94,6

-,04
--PAGE_BREAK--
Уравнение цепных подстановок :

Y= ч x Вгод =ч x я x Ном x Вчас,

Yф=чф*яф*Нф*Вф,

Yч=(чф-чплан)* япл*Нпл*Впл=(1 180-1320)*238*7,4*1,01*10-3=-249,03

Yя=чф*(яф-яплан)* Нпл*Впл=1 180*(236-238)*7,4*1,01*10-3=-17,64

Yн=чф*яф*(Нф-Нплан)*Впл=1 180*236*(7,0-7,4)* 1,01*10-3=-112,5

YВ= чф*яф *Нф*(Вф-Вплан)=1 180*236*7,0*(9,98*10-4-1,01*10-3)=-23,4

/>=-249,03-17,64-112,5-23,4=-400,57

По результатам расчета можно сделать проверку:

/>Y=Yфакт-Yплан=1 950- 2 345=- 395.

При этом отклонение от плана/>Y должно в сумме равняться влиянию четырех рассмотренных факторов с учетом их знаков. В нашем примере отклонение от плана />Y=-395 и />=-400,57, можно сказать, что равны, так как разница в 5,57 возникает из-за погрешности в округлении.

Построим гистограмму, на которой отражается степень влияния отдельных факторов на выполнение плана работ, выполняемых собственными силами.

/>

Вывод: На объем работ, выполненный собственными силами оказали влияние четыре фактора: ч- численность рабочих (среднегодовая) чел.; я- явочное число дней работы в году на 1 человека; Нсм — продолжительность рабочей смены, в час.; Вчас — часовая выработка одного рабочего, в руб. Все эти четыре фактора повлияли отрицательно, что не позволило выполнить весь объем работ. И сумма влияния факторов составила -400,57. При этом следует отметить, что наибольшее негативное влияние на выполнение планового задания собственными силами оказало несоответствие численности рабочих на 140 человек. На втором месте продолжительность рабочей смены, расхождение составило 0,4 часа. Среднечасовая выработка также негативно повлияла на объем работ, выполненный собственными силами. Из-за отклонения фактического показателя от планового показателя среднечасовой выработки на -0,012*10-3, объем работ снизился на 23,4. И на четвертом месте несоответствие числа явок на 2 дня, что снизило объем работ на 17,64.

С целью приведения в соответствие фактических и плановых показателей объема работ предлагаются следующие мероприятия:

1) Повысить численность рабочих на 40%.

2) Увеличить производительность труда на 0,3 %.

3) Увеличить продолжительность рабочей смены на 0,2 часа.

4) Улучшить показатели эффективного использования рабочего времени, а именно необходимо повысить число явок.

Все данные мероприятия должны положительно сказаться на объемы работ, выполненном собственными силами.

3. Проведем анализ ритмичности производства. Для этого построим две таблицы «Ритмичность работы предприятия на плановом уровне» и «Ритмичность работы предприятия на фактическом уровне».

Таблица№5

Ритмичность работы предприятия на плановом уровне

Показатели

План

Доля от годового плана %

Расчет отклонений объемов работ, %

Объем работ, выполненный собственными силами, в том числе поквартально:

2345

100




I квартал

845

36,03

36,03-25=11,03

II квартал

500

21,32

25-21,32=3,68

IIIквартал

400

17,06

25-17,06=7,94

IVквартал

600

25,59

0,59

Итого




100

23,24

Ритмичность производства- это обеспечение такого режима работы предприятия, при котором наблюдается равномерный выпуск продукции по объему и ассортименту. Следовательно доля выполнения объема работ собственными силами за каждый квартал в течение года должна стремиться к 25% от годового плана. В нашем случае мы видим, что объем работ распределен неравномерно. Наибольшее количество объема работ приходится на первый квартал 36,03 %. Во втором квартале наблюдается снижение выполнения работ от оптимального уровня (25%) на 3,68%. На третий квартал приходится самое маленькое количество объема работ 17,06%. В четвертом квартале объем работ составляет 25,59 % от годового плана.

Кравн(по плану)=(100-23,24)/100=0,7676

Таблица№6

Ритмичность работы предприятия на фактическом уровне

Показатели

Факт

Доля от годового факта %

Расчет отклонений объемов работ, %

Объем работ, выполненный собственными силами, в том числе поквартально:

1950

100




I квартал

300

15,39

25-15,39=9,61

II квартал

400

20,51

4,49

IIIквартал

600

30,77

5,77

IVквартал

650

33,33

8,33

Итого




100

28,2

Если анализировать ритмичность работы предприятия на фактическом уровне, то распределение выполнения годового объема работ по кварталам неравномерно и суммарная доля отклонений от годового объема работ составляет 28,2 %, что на 4,96 % (28,2-23,24) больше, чем на плановом уровне. Большая доля выполненных работ приходится на четвертый квартал 33,33%, что почти равняется объему работ, выполненных в третьем квартале 30,77. Таким образом, можно сделать вывод о том, что больше 64 % годового объема работ выполнено в третьем и четвертом кварталах. Наименьшая доля выполненных работ приходится на первый квартал 15, 39%. И во втором квартале доля годового объема работ составляет 20,51%.

Кравн (по факту)=(100-28,2)/100=0,718

Ритмичность работы предприятия также можно оценивать с помощью коэффициента равномерности.

Критм= Кравн (по факту)/ Кравн(по плану)= 0,718 / 0,7676=0,94

Вывод: Коэффициент ритмичности получился равен 0,94, следовательно у нашего предприятия существует резерв в 6%. Анализируя получившиеся данные, необходимо помнить, что ритмичность производства и деятельности предприятия играет существенную роль.

При организации работы любого предприятия ритмичность производства предусматривает выполнение производственных заданий каждый день, смену (иногда час, а не в среднем за расчетный период и не в последние его дни) и не только в целом по предприятию, но и по каждому цеху и рабочему месту в соответствии с заданными сроками и показателями качества продукции. Ритмичность производства должна способствовать увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, рациональной загрузке и полному использованию производственной мощности, повышению дисциплины и производительности труда.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели деятельности предприятия:

-снижается качество продукции;

-увеличиваются объёмы НЗП и сверхплановые остатки на складах готовой продукции;

-замедляется оборачиваемость капитала;

-не выполняются договорные обязательства, предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку;

-несвоевременно поступает выручка;

-перерасходуется НЗП, фонд заработной платы и т.д

Всё это приводит к ухудшению финансового положения предприятия, повышению себестоимости продукции, уменьшению прибыли.

Таким образом, можно предложить следующие мероприятия для улучшения ритмичности производства:

Регулирование производственной деятельности и обеспечения ритмичности может быть успешным при использовании методов стандартизации.

Сегодня трудно встретить руководителя или специалиста предприятия, который не использовал бы в своей работе методы и средства стандартизации. Обеспечение ритмичности производства, достижение высоких качественных показателей, эффективное использование производственных ресурсов, внедрение в производство новой техники и технологии, улучшение условий и охрана труда, защита окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов — эти и многие другие проблемы современности без стандартизации решить нельзя.

Немаловажную роль в обеспечении ритмичности производства играет планирование и прогнозирование. Планирование и прогнозирование производства, учет и контроль с применением производственных программ, использованием персональных компьютеров эффективно для осуществления эффективного контроля за работой производств.

Кроме того, многое зависит от деятельности производственного персонала, слаженность работы, дисциплина, добросовестное выполнение своих обязанностей.

Современные технологии также являются залогом обеспечения ритмичной работы. Автоматизированная обработка информации в системе производственной деятельности в значительной мере повышает пропускную способность товаров за счет совершенствования технологии обработки информации в целом. Методология создания автоматизированной системы управления обусловлена ее назначением и сущностью и направлена прежде всего на совершенствование управления процессами производства, товародвижения, оформления и обслуживания отправителей и получателей грузов, то есть с помощью АСУ должны быть решены проблемы удовлетворения информационных потребностей аппарата управления. Одним из важнейших направлений при создании АСУ является разработка информационно-справочной системы, результаты которой необходимы для принятия руководством оперативных решений по управлению финансово-экономической и производственной деятельностью.

Для обеспечения ритмичности производства, как одного из факторов повышения его эффективности, улучшения качества продукции и всей работы предприятия, необходимо весьма тщательно распределить годовой объем производства продукции по кварталам с учетом: установленных сроков и объемов поставки продукции; наращивания выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования мощностей и основных фондов, а также за счет различных мероприятий; сроков ввода в действие новых мощностей и оборудования; обеспечения равномерной загрузки и ритмичной работы всех производственных подразделений объединения (предприятия); числа рабочих дней в году, квартале; сезонности и сменности работы; требований сбытовых организаций и сезонности сбыта отдельных видов продукции; возможного выбытия основных фондов, а также остановки отдельных цехов для ремонта оборудования; снятия с производства устаревших видов продукции и замены их новыми видами продукции и т. д.

Запасы полуфабрикатов собственного производства создаются в размере, необходимом для поддержания ритмичности производства технологических установок, потребляющих полуфабрикаты, при каких-либо перебоях в работе установок-поставщиков. При установлении норматива можно ориентироваться на простои установок в текущем ремонте, равные в среднем 5-6 дням. Принимая норматив в размере половины простоя в текущем ремонте, его устанавливают в размере 2-3-дневной выработки продукции установкой.

Большое значение имеют календарные планы (графики), которые составляют по каждому виду деятельности. Кроме того, можно разработать графики движения станков и других видов оборудования. Эти графики, определяя последовательность, сроки и объемы работ по объектам, являются основой для разработки оперативных планов, контроля и регулирования производства, согласованности в работе всех производственных звеньев предприятия.

Раздел 2. Определение точки безубыточности и величины издержек в зависимости от годового объема работ, выполняемых собственными силами (по плану и факту)

Таблица№7

Показатели

План

Факт

Абсолют. отклонение

Относит. отклонение,%

1.Себестоимость

1946,35

1657,5

-288,85

85,2

2.Прибыль

398,65

292,5

-106,15

73,4

3.Переменные затраты

23%*1946,35=

447,66

21%*1657,5=

348,08

-99,58

77,8

4.Постоянные затраты

1498,7

1309,42

-189,3

87,4

5.Маржинальный доход

1897,35

1601,92

295,4

84,4

1. Определим годовую величину себестоимости продукции ( по плану и факту), зная, что величина прибыли составляет по плану 17%, по факту 15%.

Прибыль(план)=2345*17%=398,65

Прибыль(факт)=1950*15%=292,5

Себестоимость(план)=2345-398,65=1946,35

Себестоимость(факт)=1950-292,5=1657,5

2. Определим величину переменных затрат, зная, что они составляют по плану 23%, по факту 21% от величины себестоимости продукции.

3. Определим маржинальный доход по формуле:

Маржинальный доход= Пост. затр+Прибыль

Вывод: анализируя данные таблицы №7, мы видим, что фактическая себестоимость продукции оказалась ниже плановой на 288,85 ед. или 14,8%. Это снижение сложилось из-за уменьшения переменных затрат на 99,58 ед. или 22,2% и уменьшения постоянных затрат на 189,3 ед. или 12,6%. Это должно являться положительным моментов в деятельности любого предприятия. Однако в нашем случае снизилась не только себестоимость, но и прибыль предприятия на 106, 15 ед. или 26,6%. Такая ситуация стала возможной из-за того, что снизились годовые объемы работ на 6,7%, что в свою очередь неизбежно повлияло на уменьшение прибыли предприятия. Нам необходимо сопоставить снижение годового объема работ и снижение себестоимости, а также снижение себестоимости и прибыли чтобы сделать выводы о деятельности предприятия.

Таблица №8

Годовой объем работ (план)

Годовой объем работ (факт)

Себестоимость (план)

Себестоимость (факт)

4 500

4 200

1946,35

1657,5

100%

93,3%

100%

85,2%

Таблица№9

Прибыль (план)

Прибыль (факт)

Себестоимость (план)

Себестоимость (факт)

398,65

292,5

1946,35

1657,5

100%

73,4%

100%

85,2%

Как видно из таблицы №8 процент снижения себестоимости оказался выше, чем процент снижения годового объема работ. А согласно данным таблицы №9 процент снижения прибыли выше, чем процент снижения себестоимости, хотя если себестоимость продукции снижается, значит должна увеличиваться прибыль, а в нашем случае этого не наблюдается. Все эти аспекты приводят нас к выводу о том, что в целом организацию работы на предприятии нельзя назвать эффективной.

4. Графическим путем определим безубыточный объем реализации продукции по плану и факту; объем продаж, который гарантирует предприятию необходимую сумму прибыли, запас финансовой устойчивости.
График№1

Точка безубыточности по плану

/>

График№2

Точка безубыточности по факту

/>

Построив два графика, мы определили безубыточный объем реализации продукции. Так, в первом случае (точка безубыточности по плану) получилась равной 1500 штук, во втором случае (точка безубыточности по факту) получилась равной 1400. Т.е при объеме реализации продукции в 1500 штук по плану и 1400 штук по факту предприятие не будет нести убытков, но и не будет получать прибыли. Если же объем реализации продукции будет увеличиваться, то предприятие начнет получать прибыль и наоборот, если объем реализации уменьшится, то предприятие получит убытки.

Чтобы определить, насколько близко предприятие подошло к границе, за которой деятельность становится убыточной, определяется отклонение фактического объема выручки от реализации продукции от расчетной величины точки безубыточности. Наиболее наглядным показателем, характеризующим степень удаленности предприятия от точки безубыточности является "Запас финансовой устойчивости". Он показывает, на сколько может быть снижен объем реализации для сохранения безубыточного уровня работы (либо на сколько процентов необходимо увеличить объем реализации для достижения безубыточного уровня работы). Определение «Запаса прочности» позволяет снять влияние масштаба производственной деятельности (как при анализе абсолютного отклонения от точки безубыточности) и тем самым дает возможность сравнения предприятий с различными оборотами (различными объемами выручки от реализации).

Так, например, по плану у нас реализовано 2 000 единиц продукции. Следовательно, запас финансовой устойчивости = 2000-1500=500 единиц продукции. По факту у нас реализовано 1660 единиц продукции (т.к объем работ по факту собственными силами был выполнен только на 84%). Следовательно, запас финансовой устойчивости = 1660-1400= 260 единиц продукции. Из произведенных расчетов следует, что запас финансовой устойчивости предприятия снизился на 240 единиц продукции, т.е почти в два раза. Это является негативным явлением в деятельности любого предприятия. Если же точка безубыточности возрастает, то уменьшается запас финансовой устойчивости предприятия. Зарабатывать прибыль становится все сложнее. Важно определить причину роста точки безубыточности и принять необходимые меры по ее оптимизации.

Причины роста минимально допустимого объема продаж (точки безубыточности) могут заключаться как в изменениях внешней среды, так и в действия самого предприятия. Изменения внешней среды — это, в частности, рост цен на поставляемые сырье, комплектующие, энергию, рост стоимости услуг по доставке или обслуживанию оборудования. Действия предприятия, повлекшие за собой рост точки безубыточности, как правило, связаны с постоянными затратами — например, произошло повышение заработной платы работников, было выведено из строя оборудование, что привело к росту затрат не его ремонт, бесконтрольно расходовались тепло- и электроэнергия. Также возможной причиной роста точки безубыточности является изменение структуры продаж — компания стала продавать меньше прибыльной продукции.

Таким образом, можно предположить, что на величину запаса финансовой устойчивости оказывают влияние три фактора:

выручка от реализации продукции (работ, услуг),

величина постоянных затрат,

значение ценового коэффициента.

Факторы, определяющие величину «Запаса финансовой устойчивости», являются рычагами оптимизации данного показателя. В частности, можно выделить следующие пути повышения «запаса прочности» организации:

увеличение объема реализации продукции (только в том случае, если величина маржинальной прибыли положительна!),

снижение постоянных затрат,

увеличение доли более прибыльной продукции — продукции с наибольшими ценовыми коэффициентами

5. Рассчитаем безубыточный объем продаж и зоны финансовой прочности предприятия аналитическим путем. Для этого поменяем местами на графике №1,№2 переменные и постоянные затраты для того, чтобы в соответствиями с определением категории маржинального дохода объединить зону прибыли и зону постоянных расходов.
График№3

Зависимость между объемом работ, выполненных собственными силами, его себестоимостью и суммой прибыли(по плану)

/>

График№4

Зависимость между объемом работ, выполненных собственными силами, его себестоимостью и суммой прибыли(по факту)

/>

В соответствии с графиками №3 и №4 можно определить величину маржинального дохода. Формула для расчета маржинального дохода имеет вид:

МД=Прибыль+Пост.затраты (1)

МД(план)=398,65+1498,7=1897,35

МД(факт)=292,5+1309,42=1601,92

Также данные графики позволяют определить доход как разность между объемом работ ВР и переменными затратами (Рз):

МД=ВР- Рз (2)

МД(план)=2345,01-447,66=1897,35

МД(факт)=1950-348,08=1601,92

Кроме этого можно определить точу безубыточного объема реализации продукции:

О=ВР />Пост.затраты / МД (3)

Оплан=/>=1852 ден. ед.

Офакт=/>ден. ед.

Нетрудно заметить, что отношение постоянных расходов к общей сумме маржинального дохода и есть коэффициент, который определяет место расположение точки критического объема реализации продукции на графике.

Если записать максимальный объем выполнения работ ВР в денежном измерении, то можно получить безубыточный объем реализации в натуральных единицах:

Оплан=2000/>1498,7/1897,35/>1560 ед.

Офакт=1660/>1309,42 / 1601,92/>1357 ед.

Если сравнить показатели точки безубыточности по плану и факту в натуральном и денежном измерении, то мы видим, что в денежном измерении по факту критический объем производства снизился на 258 ден. ед., а в натуральном выражении по факту критический объем производства снизился на 203 единицы продукции. Это произошло в результате снижение фактического объема производства, также снизились постоянные и переменные затраты, следовательно требуется меньше прибыли для покрытия затрат предприятия.

Также можно рассчитать зону безопасности аналитическим методом:

Зб=(ВР-О)/ВР

Зб(план)=(2345,01-1852)/2345,01=21%

Зб(факт)=(1950-1593,9)/1950=18%

Это означает, что выручка предприятия по плану может уменьшиться еще на 21%, а по факту на 18% и только тогда рентабельность будет равна нулю. Если же выручка станет еще ниже, то предприятие станет убыточным, будет «проедать» собственный и заемный капитал и обанкротится. Поэтому нужно постоянно следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять, насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка предприятия. Приведенные данные показывают, что наиболее существенное влияние на снижение уровня запаса финансовой прочности могли оказать такие факторы, как изменение уровня цен на продукцию и удельных переменных затрат на единицу продукции, так как постоянные же затраты в общем объеме снизились и на показатель запас финансовой прочности могли оказать только положительное влияние.

Вывод: Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем работ и зона безопасности ( финансовая устойчивость) зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовывать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и, наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Раздел 3. Общие выводы

Проведя анализ деятельности предприятия, можно сделать следующие выводы:

1) Запланированный объем работ был выполнен всего лишь на 93,3%, причем собственными силами на 46%. Это свидетельствует о том, что у предприятия не хватает собственных мощностей для полного выполнения производственной программы. На таком низком показателе выполнения объема работ могла сказаться, например, несвоевременная поставка ресурсов для производства. Эту проблему можно решить, сменив поставщика материальных ресурсов.

Также, чтобы повысить процент выполнения работ собственными силами можно провести частичную автоматизацию производства, с целью снижения трудоемкости продукции и повышению выработки. Также необходимо повысить профессиональную квалификацию рабочих с целью увеличения выработки; провести набор и обучение учеников на предприятии, повысить мотивацию работников различными поощрениями ( избегая денежных вознаграждений).

2) Проанализировав в какой мере сказались факторы (численность рабочих, явочное число дней рабочих в году на 1 человека, продолжительность рабочей смены, в час, часовая выработка одного рабочего, в руб.) на выполнение плана работ, выполняемых собственными силами, мы получили, что все эти факторы оказали негативное влияние. Для улучшение показателя выполнения плана работ собственными силами планируется :

а) Повысить численность рабочих на 40%.

б) Увеличить производительность труда на 0,3 %. (Можно выделить ряд факторов роста производительности труда: повышение технического уровня производства;   улучшение организации производства и труда; изменение объема производства и структурные изменения в производстве;   изменение внешних, природных условий; прочие факторы.)

в) Увеличить продолжительность рабочей смены на 0,2 часа.

г) Улучшить показатели эффективного использования рабочего времени, а именно необходимо повысить число явок.

Таблица №10

Показатели

План

Факт

Улучшенный факт

Численность рабочих (среднегодовая)

1 320

1 180

1652

Явочное число дней работы в году на 1 человека

238

236

240

Продолжительность рабочей смены

7,4

7,0

7,4

Часовая выработка одного рабочего, руб.

1,01*10-3

9,98*10-4

1*10-3

Таким образом, планируемый объем работ, выполняемых собственными силами будет равен:

Y=1 652*240*7,4*1*10-3=2 933,952 ден. ед.

Как мы видим, данные мероприятия позволят повысить объем работ выполняемых собственными силами на 983,952 ден. ед. или почти на 50% (2933,952/1950), что превысит планируемый объем выполнения работ собственными силами на 588,952 ден.ед или на 25%(2933,952/2345).

/>


3) Проведя расчет ритмичности производства, мы получили результат: Критмичности=0,94. Так как коэффициент ритмичности меньше единицы, т.е.производство не соответствует запланированному ритму. Из полученных данных следует, что у нашего предприятия существует резерв в 6%.

Чтобы повысить ритмичность производства необходимо:

устранить внутренние непроизводительные издержки предприятия;

улучшить координацию участников производства;

использовать методы стандартизации

применять планирование и прогнозирование производства, учет и контроль с применением производственных программ, использованием персональных компьютеров, чтобы эффективно осуществлять контроль за работой производств.

Кроме того, многое зависит от деятельности производственного персонала, слаженность работы, дисциплина, добросовестное выполнение своих обязанностей.

4) Анализ безубыточного объема производства показал: что в результате снижения постоянных затрат (на 12,6%), переменных затрат (на 22,2%), точка безубыточности снизилась на 203 единицы продукции. Теперь требуется меньше прибыли для покрытия всех издержек предприятия. Но по факту также снизились объемы продаж, что привело к снижению запаса финансовой прочности предприятия на 240 единиц продукции. Причиной могли послужить: снижение объемов продаж, падение уровня цен. На предприятии необходимо увеличить запас финансовой прочности. Предложенные выше мероприятия способствует улучшению эффективности организация производства, т. к. если увеличится объем работ, выполняемых собственными силами, т.е. улучшится собственная организация производства, то предприятия будет нести меньше издержек по оплаты работ субподрядных организаций. Что позволит повысить финансовую устойчивость предприятия и снизить безубыточный объем производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, жизненный цикл товара — это полезный инструмент, подсказывающий стратегии, которые надо использовать в течение жизни товара (или марки), и моменты, когда стратегии следует менять. Также, жизненный цикл продукции — одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства какого-либо вида товара или услуги. Обычно он представляется в виде кривой продаж, рассматриваемой на временном отрезке, охватывающем период от запуска изделия в производство до его «ухода» с рынка. Жизненный цикл продукции подразделяется на четыре этапа:

1. Этап внедрения на рынок

2.Этап роста

3. Этап зрелости

4. Этап спада

Для обнаружения сигналов о возникновении явлений кризисного состояния предприятия необходимо постоянное наблюдение за его деловыми и финансовыми показателями. Их анализ дает возможность количественно оценить явления. Одни и те же показатели могут иметь различное значение и тенденцию на разных этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия. Поэтому анализ показателей по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия позволит выявить тенденцию развития кризисных явлений на основе количественных и качественных оценок.

Проанализировав жизненный цикл товара, предприятие принимает меры по изменению объемов производства и сбыта, уровня цен, методов продвижения товаров, которые дают возможность минимизировать затраты, добиться максимальной прибыли, и в конечном счете – продлить наиболее прибыльные этапы жизненного цикла товара.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бальжинов А.В., Михеева Е.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. — 119 с.

Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику: Основы экономического анализа: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. -140 с.

Канке А.А. Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. — 288 с. 

Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: учебное пособие.-М.: Юнити-Дана, 2006.- 408 с.

Чуровский С.Р. Применение финансовых критериев при оценке положения продукта на кривой жизненного цикла.: Маркетинг в России и за рубежом №3 / 2001.

Сайт: www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).

Сайт: www.akdi.ru.

Сайт: auditr.ru.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Таблица №1

Деловые и финансовые показатели, требующие особого внимания по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия

Этапы жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия

Показатели




Ликвиднос-ти

Финансового состояния

Оборачиваемости

Рентабельности













капитала

продаж

Зарождение

*

*










Ускорение роста







*







Замедление роста







*




*

Зрелость







*

*

*

Спад

*







*

*


Ситуация компании и рыночная ситуация

Стадии жизненного цикла

Выпуск на рынок

Рост

Зрелость

Насыщение

Упадок

Объем продаж

Низкий

Растущий

Высокий

Постоянный

Убывающий

Прибыли

Незначительные

Растущие

Растущие

Убывающие

Убывающие

Денежный поток

Отрицательные

Средний

Высокий

Высокий

Средний

Потребители

Новаторы

Массовый рынок

Массовый рынок

Массовый рынок

Опоздавшие

Число конкурентов

Незначительное

Растущее

Высокое

Убывающее

Продолжающее убывать

Стратегические цели, структуры сбыта

Расширение рынка

Понижение на рынке

Защита доли рынка

Защита доли рынка или ее контролируемое сокращение

Повышение эффективности

Затраты на сбыт

Высокие

Высокие

Убывающие

Убывающие

Низкие

Ключевые маркетинговые инструменты

Продукт/реклама

Распределение /реклама

Продукт /цена

Цена/реклама

Распределение /цена

Продукт

Первоначальный вариант/дальней- шая доводка

Модернизированный

Дифференциация, поиск новых мест применения, расширение ассортимента

Улучшение за счет маргинальной дифференциации (упаковка, цвет и т.д.)

Рационализация, сокращение ассортимента продукта

Цена

Высокая для «снятия сливок» или низкая для проникновения

Поддержание или снижение

Тенденция к снижению зависимости от дифференциации и конкуренции

Стабильная

Снижающаяся с целью дифференциации с новыми продуктами

Распределение

Ограниченное

Интенсивное

Интенсивное

Интенсивной /выборочный отказ от торговых точек

Выборочное

Цели коммуникации

Ознакомить потребителей с продуктом и сделать его принимаемым дистрибьюторами

Предпочтение торговой марке

Верность торговой марке

Верность торговой марке

Подчеркивание преимуществ продукта по надежности /цене


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.