Реферат по предмету "Финансы"


Анализ финансовых результатов на материалах ОАО Газпром

--PAGE_BREAK--1. Теоретические аспекты анализа финансовых результатов 1.1. Задачи, основные направления и информационная база исследования
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.). Изучение таких показателей как прибыль и рентабельность является важным элементом в процессе управления предприятием, поскольку позволяет отследить к какому экономическому эффекту привели предпринимаемые руководством мероприятия.

Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия:

-   систематический контроль над формированием финансовых результатов;

-   определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

-   выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рен­табельности и прогнозирование их величины;

-   оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

-   разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. В процессе анализа используются следующие показатели при­были:

-        маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и пря­мыми производственными затратами по реализованной продук­ции);

-        прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность меж­ду суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами от­четного периода);

-        общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) включает финансовый результат от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы и расходы;

-        чистая прибыль — это та ее часть, которая остается в распоряже­нии предприятия после уплаты процентов, налогов, экономиче­ских санкций и прочих отчислений;

-        капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, ко­торая направляется на финансирование прироста активов;

-        потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на вы­плату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные про­граммы.

Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 1.



Рис. 1. Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли

Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммер­ческой маржи используется маржинальная прибыль. Для оценки доходности совокупного капитала применяется общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала — чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия — капитализированная (реинвестированная) прибыль и т.д.

Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли и для разных категорий заинтересован­ных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финан­совый результат — чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения мас­штабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собствен­нику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сум­ма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же инте­ресует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Методика анализа финансовых результатов деятельности организации
Предварительный анализ финансовых результатов включает в себя агрегированный анализ отчета о прибылях и убытках предприятия (форма №2) за исследуемый период, в котором будет отражена динамика основных показателей,  что позволит сделать наиболее общие выводы о тенденции в деятельности предприятия. Расчеты можно свести в таблицу ( таблица 1).
Таблица 1

Анализ динамики и состава прибыли



Показатель

Базовый период

Отчетный период

Темп

роста при­были, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %



После чего  следует основательно изучить факторы изменения каждого рассмотренного показателя.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, вы­полнение плана прибыли от реализации продукции и определя­ются факторы изменения ее суммы (рис. 2).



Рис. 2. Структурно-логическая факторная модель прибыли от реализации продукции и услуг

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зави­сит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi):

                                                                       (1)

Объем реализации продукции может оказывать как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увели­чении объема реализации происходит уменьшение суммы при­были.

Структура реализованной продукции может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту сум­мы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорцио­нально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли воз­растает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепной подстановки, используя данные, приведен­ные в таблице 2.

                   Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следу­ет рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базо­вую сумму прибыли скорректировать на его уровень.                                                                                    
Таблица 2

Исходные данные для факторного анализа прибыли

от реализации продукции

Показатель

Базисный период

Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода

Отчетный период

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)







Полная себестоимость реализованной продукции (З)







Прибыль (П = В-З)









Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления факти­ческого объема реализации с базовым в натуральном (если продук­ция однородная), условно-натуральном или стоимостном выраже­нии (если продукция неоднородна по своему составу). То есть:

                                                                                             (2)

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объ­еме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вы­честь условную сумму затрат:

–                                                                               (3)

Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие мог­ло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

–                                                                     (4)

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 3.

                                                                                                       Таблица 3

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы

прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Показа­тель прибыли

Факторы

Порядок расчета


Прибыль



Объем продаж

Структура продаж

Цены

Себестои­мость

По

to

to

to

to

Во – Зо



Пусл1

t1

to

to

to

По ∙ iрп



Пусл2

t1

t1

to

to

Вусл – Зусл



Пусл3

t1

t1

t1

to

В1 – Зусл



П1

t1

t1

t1

t1

В1 – З1





По данным табл. 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции

;                                                                                                (5)

структуры товарной продукции

;                                                                                              (6)

отпускных цен

 ;                                                                                                (7)

себестоимости реализованной продукции

.                                                                                                     (8)

Итого:                                                             (9)

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина кото­рой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи про­дукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

П = VРПi∙(Цi– Сi).                                                                                              (10)

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных раз­ниц (на основании данных таблицы 4):

ΔПурп = (УРП1–УРП0)∙(Ц0–С0);                                                                              (11)

ΔПц = (Ц1 – Ц0) ∙ УРП1;                                                                                           (12)

ΔПс = – (С1 – С0) ∙ УРП1.                                                                                         (13)

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные таблицы 4 показывают, по каким видам продукции при­быль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких фак­торов.

Таблица 4

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции



Изделие


Объем продаж,

шт

Цена изделия, тыс. руб.

Себестоимость изделия, тыс. руб.

Сумма прибыли, тыс. руб.

Изменение суммы прибыли,

тыс. руб.



to



t1



to



t1



to



t1



to



t1

общее


В  том числе за счет

объема продаж

цены

себе­стоимо­сти

А

























Итого



























Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены ре­ализуются конечные коммерческие цели, определяется эффектив­ность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой струк­туры предприятия.

Ценовая политикасостоит в том, что предприятие устанавлива­ет цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситу­ации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, заво­евание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмыи т.д.). Приэтом ценовая политика должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров.

Для каждого вида продукции можно рассчитатьизменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции(таблица 6)
Таблица 6

Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены изделия А

Рынок сбыта


Цена изделия, руб.


Объем продаж, шт.

Структура рынков сбыта, %

Изменение средней цены, руб.




to



t1



to



t1



+, -

Экспорт















Внутренний















Итого















Размер прибыли в значительной степени зависит от финансо­вых результатов деятельности, не связанных с реализацией про­дукции. Это прежде всего доходы от инвестиционной и финансо­вой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.

К инвестиционным доходам относятся проценты к получению по 0бЛигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, до­ходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.п.

финансовые расходы включают выплату процентов по облигаци­ям, акциям, за предоставление организации в пользование денеж­ных средств (кредитов, займов).

Прочие внереализационные доходы и расходы — это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые раз­ницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выпла­ченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадеж­ной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки иско­вой давности; убытки от стихийных бедствий; убытки от недостачи и уценки имущества, судебные издержки и др.

Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяй­ствующих субъектов (акционерных обществ, коммерческих бан­ков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские и ком­мерческие векселя и др.

Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию. В процессе анализа изучается дина­мика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или сниже­ния.

Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, орга­низациями и учреждениями. При анализе устанавливаются при­чины невыполнения обязательств, принимаются меры для их пред­отвращения.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не толь­ко в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового конт­роля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при ана­лизе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств поставщикам были предъяв­лены соответствующие санкции.

Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится не на должном уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, так­же свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Следующим этапом анализа является исследование показателя рентабельности. Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности, характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент  в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп, характеризующих:

1)  окупаемость затрат;

2)  прибыльность продаж;

3)  доходность капитала и его частей.

Рентабельность продукции(коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп)  до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

    продолжение
--PAGE_BREAK--                                                                                                         (14)

Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по пред­приятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

Аналогичным образом определяется доходность инвестици­онных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (Пщ) относится к сумме инвести­ционных затрат (ИЗ):

                                                                                                             (15)

рентабельность продаж (оборота)рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты про­центов и налогов на сумму полученной выручки (В ). Характери­зует эффективность производственной и коммерческой деятель­ности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

                                                                                                               (16)

Рентабельность совокупного капиталаисчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к средне­годовой стоимости всего совокупного капитала (KL).

                                                                                                              (17)

Рентабельность (доходность) операционного капиталаисчисля­ется отношением прибыли от операционной деятельности до вы­платы процентов и налогов (Под) к среднегодовой сумме операци­онного капитала (ОК). Она характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:

                                                                                                         (18)

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конку­рентами.

Уровень рентабельности продукции(коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех ос­новных факторов первого порядка: изменения структуры реализо­ванной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

                                                                 (19)

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рента­бельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные таблиц 2 и 3.

;                                                                (20)

;                                                          (21)

;                                                          (22)

;                                                           (23)

.                                                                   (24)

Изменение рентабельности общее:

                                                                                                             (25)

В том числе за счет:

                                                                                                          (26)

                                                                                                        (27)

                                                                                                         (28)

                                                                                                            (29)

      Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

                                              (30)

      По данным таблицы 10 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия способом цепной подстановки:

                                                                                                        (31)

                                                                                                       (32)

                                                                                                           (33)

Общее изменение рентабельности по изделию:

                                                                                                             (34)

В том числе за счет изменения

Среднего уровня отпускных цен:

                                                                                                             (35)

Уровня себестоимости продукции

                                                                                                             (36)

Аналогичные расчеты делаются по каждому виду товарной про­дукции после чего видно, какие виды продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельности, и какие факторы на это повлияли.

                                                                                                                 Таблица 10

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции


Вид

про­дук­ции

Цена, руб.

Себестои­мость, руб.

Рентабельность, %

Изменение рентабельности, %



t0



t1



t0





t1



t0





Усл.



t1

общее


В том числе за счет

цены

себе­стои­мости

А





















Б





















И т.д.





















Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

                                                          (37)

Зная, из-за каких факторов изменились прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного пери­ода.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции за­висит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

                                                     (38)

Расчет их влияния производится также с помощью приема цеп­ной подстановки.

      Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма брутто-прибыл и зависит от объема реали­зованной продукции (VРП), ее структуры (Уд(), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих ви­дов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ПФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффи­циента оборачиваемости Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует допол­нительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

         Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности
совокупного капитала можно записать в виде следующей модели:
                              (39)

На основании полученных ранее данных и таблицы 12 произведем расчет влияния факторов способом цепной подстановки.

Таблица12

Исходные данные для факторного анализа

Показатель


Значение показателя

t0

t1

Прибыль от реализации, тыс. руб.

15 477

18 597

Прочие финансовые результаты, тыс. руб.

2783

3653

Сумма брутто-прибыли, тыс. руб.

18 260

22 250

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, тыс. руб.

41 700

53 955

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

83 414

97 120

Коэффициент оборачиваемости капитала

2,0

1,8



                                                           (40)

                                                    (41)

                                                    (42)

                                                     (43)

                                                          (44)

                                                              (45)

Общее изменение уровня рентабельности капитала составляет:

                                                                                                                 (46)

В том числе:

За счет изменения удельного веса:                                                    (47)

За счет изменения цены                                                                     (48)

За счет изменения себестоимости                                                    (49)

За счет изменения прочих финансовых результатов:                 (50)

За счет изменения коэффициента оборачиваемости капитала       (51)

Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности

Основныеисточникирезервовувеличениясуммыприбыли(которыеопределяютсяпокаждомувидупродукции):увеличениеобъемареализациипродукции, снижениееесебестоимости, повышениекачестватоварнойпродукции, реализацияеенаболеевыгодныхрынкахсбытаит.д. (рисунок 3):


Рисунок 3. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции

Дляопределениярезервовростаприбылизасчетувеличенияобъ­емареализациипродукции(таблица 13)необходимовыявленныйранеерезервростаобъемареализации(Р↑VРП)умножитьнафак­тическуюприбыль(Пi1)врасчетенаединицупродукциисоответ­ствующеговида:

                                                                         (52)

                                                                                                     Таблица13

Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции



Видпродукции

Резервувеличенияобъемапродаж, шт

Фактическаяприбыльнаединицупродукции, тыс.руб.

Резервувеличениясуммыприбыли, тыс.руб.

А







Б







Итого









Подсчетрезервовростаприбылизасчетснижениясебестоимоститоварнойпродукциииуслуг(Р↑Пc)осуществляетсяследующиеобразом: предварительновыявленныйрезервснижениясебестоимости(Р↓С)каждоговидапродукцииумножаетсянавозможныйобъемеепродажсучетомрезервовегороста(таблица14):

                                                                                           (53)

Таблица14

Резервыувеличениясуммыприбыли засчетснижениясебестоимостипродукции

Вид продукции

Резерв снижения себестоимости единицы продукции, тыс  руб

Планируемый объем реализации продукции, шт

Резерв увеличения прибыли, тыс. руб

А







Б







Итого









Подсчетрезервовростаприбылизасчетповышениякачествапродукциипроизводитсяследующимобразом: планируемоеизме­нениеудельноговесакаждогосорта(ΔУдi,)умножаетсянаотпуск­нуюценусоответствующегосорта(Цi), результатысуммируются, иполученноеизменениесреднейценыумножаетсянапланируемыйобъемреализациипродукциисучетомрезервовегороста(таблица 15):

                                                                           (54)

                                                                                              Таблица 15

Резервыростаприбылизасчетулучшения сортовогосоставапродукции

Сорт

Цена,

 руб

Удельныйвес

Изменениесреднейценыреализации, руб

Фактически

Планируемый

Отклонение, +/-

Первый











Второй











Итого











Аналогичноподсчитываютсярезервыростаприбылизасчетизмененияструктурырынковсбыта, каналовисроковреализациипродукции. Взаключениеанализанеобходимообобщитьвсевы­явленныерезервыростаприбылипокаждомувидупродукцииивцеломпопредприятию(таблица 16).

                                                                                                            Таблица 16

Обобщение резервов увеличения суммы прибыли




Источник резервов


Вид продукции

Всего

А

Б


Увеличение объема продаж







Снижение себестоимости продукции







Повышение качества продукции







И т.д.







Итого







Основныеисточникирезервовповышенияуровнярентабельностипродукции— увеличениесуммыприбылиотреализациипродукции(Р↑П) иснижениееесебестоимости(Р↓С).Дляподсчетарезер­вовможетбытьиспользованаследующаяформула:

                                                                                             (55)

где P↑R  — резерв роста рентабельности;

Rв  — возможный (прогнозируемый) уровень рентабельно­сти;

R1-  фактический уровень рентабельности;

П1 — фактическая сумма прибыли отчетного периода

Р ↑П — резерв роста прибыли от реализации продукции;

VPПiв— возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

Сiв— возможный уровень себестоимости i-xвидов продук­ции с учетом выявленных резервов снижения;

З1  — фактическая сумма затрат по реализованной продук­ции.

    продолжение
--PAGE_BREAK--2. Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Газпром» 2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Газпром»
 По объемам запасов, добыче газа и рыночной капитализации компания ОАО «Газпром» является одной из крупнейших газовых и нефтяных компаний в мире.

На лицензионных участках Газпрома сосредоточено около 70 % российских разведанных и около 19 % мировых запасов газа, Группа обеспечивает 18 % его мировой добычи, занимая по этому показателю первое место среди нефтегазовых компаний. Газпром входит в число пяти крупнейших российских и в число двадцати мировых лидеров по объемам добычи и переработки нефти. Доминируя на газовых рынках России и других стран бывшего Советского Союза (БСС), Группа также обеспечивает поставки около 25 % газа, потребляемого в Европе. Группа является владельцем и оператором Единой системы газоснабжения России (ЕСГ) – единого технологического комплекса, включающего в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа. В ее состав входит крупнейшая в мире газотранспортная система протяженностью свыше 159 тыс. км. Газпром продолжает последовательно укреплять свое положение в российском и мировом ТЭК. В 2008 г. Газпром приступил к выполнению Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий – одного из ключевых регионов, с которыми связываются перспективы развития российской газодобычи. Осуществляется реализация нового газотранспортного проекта «Северный поток», который позволит не только диверсифицировать маршруты транспортировки российского газа, в том числе снизив риски транзитных государств, но и обеспечить дополнительные возможности для увеличения экспорта газа в долгосрочной перспективе.

 В рамках стратегического курса на диверсификацию видов деятельности Газпром расширяет свое присутствие в нефтяном бизнесе; осуществляет продуктовую диверсификацию, реализуя стратегию последовательного вхождения в бизнес по производству и поставке сжиженного природного газа (СПГ); развивает электроэнергетическую составляющую своей деятельности. Выбранный вектор развития и складывающаяся в последние годы динамика сырьевых и финансовых рынков позволили Группе получить в 2008 г. рекордную выручку от реализации.

Размер уставного капитала ОАО «Газпром» составляет 118 367 564 500 руб. и разделен на 23 673 512 900 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 5 руб. каждая. Общее количество лиц, зарегистрированных в реестре акционеров Общества, на конец года составило 47 611, в том числе количество номинальных держателей – 11.

В настоящее время в обращении наряду с обыкновенными акциями ОАО «Газпром» находятся американские депозитарные расписки (АДР), выпущенные на обыкновенные акции ОАО «Газпром». В апреле 2006 г. ОАО «Газпром» ввело в обращение АДР в соответствии с программой АДР Первого Уровня. Эта программа предоставляет возможность свободной конвертации обыкновенных акций Газпрома в АДР и обратно. Банком-депозитарием программы является «The Bank of New York Mellon». В настоящее время, АДР ОАО «Газпром» Первого Уровня свободно обращаются на внебиржевом фондовом рынке США и на европейских фондовых биржах, таких Лондонская Фондовая Биржа (ЛФБ), Фондовая биржа Берлин-Бремен и Франкфуртская биржа.

Основная часть её выручки приходится на продажи газа, нефти и прочих углеводородов в страны Западной и Центральной Европы, Россию, а также другие страны бывшего Советского Союза. В целом финансово-хозяйственная деятельность предприятия подразделяется на пять основных операционных сегментов:

-        Добыча газа — разведка и добыча газа;

-        Транспортировка — транспортировка газа;

-        Поставка — продажа газа на внутренний рынок и на экспорт;

-        Добыча нефти и газового конденсата — добыча и разведка нефти и газового конденсата, продажа нефти и газового конденсата;

-        Переработка — переработка нефти, газового конденсата и прочих углеводородов и продажа продуктов переработки.

Прочие виды финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Газпром» включают в себя банковское дело, продажу электроэнергии и медиа-бизнес.

Пять основных операционных сегментов являются взаимозависимыми, при этом значительная доля выручки одного сегмента составляет часть затрат другого. В частности, сегмент «Поставка газа» приобретает природный газ у сегмента «Добыча газа», а транспортные услуги — у сегмента «Транспортировка». Сегмент «Переработка» покупает нефть и газовый конденсат у сегмента «Добыча нефти и газового конденсата». Компанией устанавливаются внутренние трансфертные цены таким образом, чтобы обеспечить финансирование конкретных дочерних обществ в рамках каждого сегмента.

Разведка и добыча

В этом секторе заняты 23 дочерние и зависимые общества, которые ведут разведку и разработку месторождений углеводородов. Работы по бурению скважин в основном проводятся специализированными дочерними обществами ООО «Бургаз» и ООО «Газфлот».

Транспортировка

Транспортировку природного газа осуществляют 20 дочерних и зависимых обществ, обеспечивающих прокачку газа по магистральным газопроводам и его поставку в регионы. Регулирование сезонной и пиковой неравномерности газопотребления происходит с использованием 25 объектов подземного хранения газа на территории Российской Федерации, которые эксплуатируются ООО «Газпром ПХГ».

Переработка газа

Переработка газа, газового конденсата и нефти осуществляется на шести газо — и конденсатоперерабатывающих заводах ОАО «Газпром», на предприятиях ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».

Маркетинг и газораспределение

Реализацию природного газа на внутреннем рынке обеспечивают ООО «Межрегионгаз», а также 50 российских региональных газосбытовых организаций и их филиалов.

С конца 1990-х гг. «Газпром» начал приобретение долей участия в газораспределительных организациях, которые эксплуатируют принадлежащие им газотранспортные сети среднего и низкого давления для поставки газа конечным потребителям. Этими активами управляет ОАО «Газпромрегионгаз».

Экспорт продукции «Газпрома» осуществляется через 100%-ное дочернее общество ООО «Газпром экспорт».

Вспомогательные виды деятельности

В состав Группы «Газпром» входят подразделения, выполняющие вспомогательные функции по отношению к основному бизнесу. Такая деятельность включает в себя строительство, ремонт, реконструкцию и технический контроль Единой системы газоснабжения; обеспечение технологической связи; производство электроэнергии; проведение НИОКР.

Основные результаты деятельности группы компаний ОАО «Газпром» (важнейшие производственные и финансовые показатели) за последние два года сведем в таблицу 17.

Таблица 17

Основные результаты деятельности компании ОАО «Газпром»

Производственные показатели

2007г.

2008г.

Изменение,%

Прирост запасов газа за счет геолого-разведочных работ, млрд м3

592,1

583,4

-1,5

Добыча газа, млрд м3

548,6

549,7

0,2

Добыча конденсата, млн т

11,3

10,9

-3,5

Добыча нефти, млн т

34,0

32,0

-5,9

Отбор газа из ПХГ России, млрд м3

41,7

36,1

-13,4

Закачка газа в ПХГ России, млрд м3

43,0

51,6

20,0

Переработка нефти и газового конденсата, млн т

38,2

40,1

5,0

Переработка природного и попутного газа, млрд м3

44,0

38,4

-12,7

Продажи газа в России, млрд м3

307,0

287,0

-6,5

Продажи газа в дальнее зарубежье, млрд м3

168,5

184,4

9,4

Продажи газа в страны СНГ и Балтии, млрд м3

100,9

96,5

-4,4

Ввод в эксплуатацию газопроводов и отводов, км

1 156,5

1 381,0

19,4



Финансовые показатели ОАО «Газпром»

2007г.

2008г.

Изменение, %

Чистые активы, млн руб.

4 663 467

4 773 521

2,4

Краткосрочные обязательства, млн руб.

379 671

479 335

26,3

Долгосрочные обязательства, млн руб.

886 225

928 679

4,8

Объем капитальных вложений, млн руб.

201 924

264 630

31,1

Чистые активы на 1 акцию, руб.

196,99

201,64

2,4

Прибыль на 1 акцию, руб.

15,23

7,31

-52,0

Дивиденды на 1 акцию, руб.

2,66

0,36

-86,5



Финансовые коэффициенты и рыночные индикаторы

2007г.

2008 г.

Отклонение, +/-

Коэффициент текущей ликвидности

2,80

2,72

-0,08

Коэффициент быстрой ликвидности

2,34

2,26

-0,08

Коэффициент автономии собственных средств, %

78,65

77,22

-1,43

Соотношение заемного и собственного капитала, %

19,84

21,54

1,7

Коэффициент цена/прибыль на акцию P/E(внутренний рынок акций ОАО «Газпром»)

22,51

14,86

-7,65

Средняя рыночная капитализация, млрд долл.

259,0

241,1

-17,9

В целом из таблицы видно, что 2008 год стал сложным этапом для компании, поскольку наметилась тенденция снижения по многим показателям (объемы реализации на внутреннем рынке и в страны СНГ и Балтии; коэффициентов быстрой и текущей ликвидности и др.). При этом значительно возросли обязательства компании, особенно это касается краткосрочных обязательств (увеличение составило 26,3%). Так же можно сказать об активной инвестиционной деятельности ОАО «Газпром», увеличившего капитальные вложения на 31,1%. Для инвесторов существенным негативным фактором стало значительное падение размеров дивидендов на 1 акцию (более чем в 7 раз), в то время как в предыдущие периоды наблюдался неуклонный рост этого показателя, с 0,4 в 2002 году до 2,66 – в 2007.

ОАО «Газпром» реализует свою продукцию по трем основным направлениям: на внутреннем рынке, в страны бывшего Советского Союза, а так же в европейские страны. На внутреннем рынке группареализует более 50 % продаваемого газа. Российский рынок газа разделен на регулируемый и нерегулируемый сектора. Доминирующее положение занимает регулируемый сегмент рынка. Государство осуществляет регулирование оптовых цен на газ, по которым ОАО «Газпром» и его аффилированные лица реализуют газ на внутреннем рынке; тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, оказываемые независимым производителям, и транспортировке газа по газораспределительным сетям; платы за снабженческо-сбытовые услуги, а также розничных цен на газ. При этом начиная с 2006 г. Правительством Российской Федерации предпринимаются меры по развитию российского рынка газа в соответствии с рыночными принципами. В частности, определена динамика изменения регулируемых оптовых цен на газ и предусмотрено выведение их на уровень, обеспечивающий равную доходность поставок газа на экспорт и внутренний рынок с применением рыночной формулы цены.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. № 851 в 2008 г. продолжен эксперимент по реализации газа через электронную торговую площадку (ЭТП) по свободным рыночным ценам по схеме «7,5+7,5» млрд м3. По результатам 2008 г. через ЭТП всего реализовано 6,09 млрд м3, в том числе 3,11 млрд м3 (51 %) – газ Группы Газпроми 2,99 млрд м3 (49 %) – газ независимых продавцов (производителей газа и трейдеров). Основной объем газа (86 %) приобретен организациями электроэнергетики.

Работа Группына зарубежных рынках газа осуществляется в соответствии с положениями маркетинговой стратегии ОАО «Газпром» на внешних рынках и специального комплекса мер по повышению эффективности экспортной деятельности. Страны Европы являются важнейшим экспортным рынком Группы (65,5 % объема продаж газа за рубеж в 2008 г.). Газпромом реализуется комплекс мер по повышению надежности поставок газа европейским потребителям, предусматривающий систематическую работу по контрактации газотранспортных мощностей, оптимизации и перераспределению заказанных мощностей, осуществлению разменных операций, минимизации последствий остановок работы газопроводов и других нештатных ситуаций. С целью повышения надежности поставок Газпром является инициатором реализации новых газотранспортных проектов «Северный поток» и «Южный поток», которые позволят не только диверсифицировать маршруты экспорта российского газа, в том числе снизив риски транзитных государств, но и обеспечить дополнительные возможности для увеличения экспорта газа. Использование подземных хранилищ газа (ПХГ) на территории европейских стран также позволяет значительно повысить надежность экспортных поставок и обеспечить увеличение объема продаж российского газа. Сохранение доли на европейском газовом рынке – одна из основных задач маркетинговой стратегии. Важнейшими инструментами сохранения и увеличения объемов экспорта является продление долгосрочных контрактов, а также увеличение объемов газа, поставляемых на условиях «бери или плати».

Либерализация газового рынка в Европе открывает дополнительные возможности для Группы Газпром по увеличению эффективности экспорта российского газа вследствие получения дополнительной прибыли от реализации газа конечным потребителям: в 2008 г. объемы продаж газа конечным потребителям Великобритании и Франции составили 1,0 млрд м3.

В 2008 г. Газпромпродолжил последовательную корректировку действующих соглашений со странами СНГ с целью перехода в полном объеме начиная с 2011 г. на контрактные условия и ценовые механизмы, аналогичные применяемым в европейских странах. Формула цены газа, согласованная странами Балтии и применяемая в 2008–2010 гг. при расчетах за поставляемый в этот регион газ, обеспечивает Газпромудоходность поставок, соответствующую европейскому уровню.

Газпром в своей деятельности руководствуется принципом строгого соблюдения норм международного и российского природоохранного законодательства. В 2008 г. в результате государственных инспекционных проверок не выявлено значительных нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации со стороны обществ Группы Газпром. Иски и штрафные санкции в связи с нарушением Газпромом природоохранного законодательства составили 4,3 млн руб. В 2008 г. сняты претензии, предъявленные ранее Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в отношении реализации проекта «СахалинE2». План природоохранных мероприятий

выполнен. Существенных штрафных санкций со стороны государственных природоохранных органов по проекту в 2008 г. не применялось. Утверждены новая Экологическая политика ОАО «Газпром» и Перечень первоочередных мероприятий по охране окружающей среды на период до 2010 г. Результатами практической реализации Экологической политики должны стать снижение издержек и повышение эффективности использования ресурсов, минимизация удельных показателей негативного воздействия на окружающую среду, оптимизация корпоративной системы управления охраной окружающей среды, обеспечение сбалансированного инновационного развития ОАО «Газпром», сочетающего в себе расширение производства с современными и эффективными подходами по охране окружающей среды.

         Газпромом разрабатываются механизмы организации инновационной деятельности, задача которых – обеспечение эффективной реализации научно-технических разработок на основе взаимодействия и баланса интересов всех участников инновационного процесса (ОАО «Газпром», научных организаций, производителей оборудования, финансовых институтов). Одной из основных составляющих такого механизма является инфраструктура венчурного финансирования инновационных проектов, базовым элементом которой является венчурный фонд. Группа Газпром финансирует научные исследования и разработки, направленные на решение следующих задач:

-        экономически эффективное вовлечение в разработку месторождений в новых газодобывающих регионах (Обская и Тазовская губы, полуостров Ямал, шельф Баренцева и Карского морей, Восточная Сибирь, Дальний Восток), характеризующихся сложными природно-климатическими и геологическими условиями;

-        обеспечение эффективной эксплуатации действующих месторождений;

-        создание технологий для эффективной разработки малых месторождений газа и нетрадиционных ресурсов, в частности метана угольных месторождений;

-        разработка технических средств и диагностических систем нового поколения для поддержания надежности и эффективности объектов ЕСГ;

-        создание и вывод на рынок новых видов продукции на основе глубокой переработки углеводородного сырья, расширение производства и транспорта сжиженного и сжатого природного газа;

-        диверсификация рынков продукции, в том числе освоение рынков стран АТР;

-        создание энергосберегающих технологий и оборудования.

По заказу Группы Газпром в 2008 г. выполнены НИОКР на сумму 4,94 млрд руб., что на 14 % превышает уровень 2007 г. Рост расходов Группы на НИОКР обусловлен необходимостью решения задач, стоящих при освоении новых стратегических районов газодобычи: на полуострове Ямал, шельфе Баренцева моря, в акваториях Обской и Тазовской губ, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Также увеличение расходов на НИОКР в Группе Газпром зависит от изменения темпов инфляции в России.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Оценка динамики, состава и структуры прибыли ОАО «Газпром»
Проведем анализ обобщенных данных, представленных в «Отчете о прибылях и убытках» ОАО «Газпром» за три года (2006,2007 и 2008). Найдем отклонение исследуемых показателей, а так же темпы прироста результатов 2008 года по сравнению с предыдущими аналогичными периодами. Соответствующие расчеты представлены в таблице 18.

Таблица 18

Анализ динамики и структуры прибыли ОАО «Газпром»

Показатель

2006 год, тыс. руб

2007 год, тыс. руб

2008 год, тыс. руб

Отклонение 2008 года

по сравнению с 2007

по сравнению с 2006

тыс. руб

%

тыс. руб

%

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг)

504 002 823

486 602 426

895 626 110

409 023 684

84,06

391 623 287

77,70

Проценты к получению

3 446 856

13 046 491

13 735 849

689 358

5,28

10 288 993

298,50

проценты к уплате

40 113 371

53 551 252

57 968 559

4 417 307

8,25

17 855 188

44,51

Доходы от участия в других организациях

30 916 289

44 696 539

39 441 008

-5 255 531

-11,76

8 524 719

27,57

прочие доходы

1 510 000 738

2 105 342 710

2 533 202 525

427 859 815

20,32

1 023 201 787

67,76

прочие расходы

1 512 929 853

2 075 739 210

3 129 453 838

1 053 714 628

50,76

1 616 523 985

106,85

прибыль (убыток) до  налогообложения

495 323 482

520397704

294583095

-225 814 609

-43,39

-200 740 387

-40,53

налоги и иные расходы из прибыли

151 643 415

159 948 154

121 561 465

-38 386 689

-24,00

-30 081 950

-19,84

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

343 680 067

360449550

173021630

-187 427 920

-52,00

-170 658 437

-49,66



Из таблицы видно, что в 2008 году компания получила колоссальную прибыль от реализации в 895 626 110 тыс. руб, что 77,7% превышает аналогичный показатель 2006 года, и на 84,06%  больше полученной за 2007 год прибыли от реализации продукции, работ и услуг.

Такой показатель как проценты к получению так же имеет положительную тенденцию за последние три года, причем по сравнению с 2006 годом он вырос почти в 3 раза. Относительно 2007 года увеличение так же произошло, но уже менее значительное и составило всего 5,28%. Причем, стоит отметить, что проценты к уплате так же увеличивались за этот период год от года, однако рост осуществлялся более скромными темпами: на 44,51% по сравнению с 2006 годом и на 8,25% по отношению к величине 2007 года. Кроме того, за исследуемый период сохранилась тенденция превышения процентов к уплате над процентами к получению, более того, разница между этими двумя показателями из года в год увеличивается (в 2006 она составляла 36 666 515 тыс. руб, в 2007 — 40 504 761, а в 2008 уже — 44 232 710 тыс. руб). Можно предположить, что это связано с увеличением доли заемного капитала у компании.

Доход от участия в других организациях в 2008 году оказался меньше аналогичного показателя в предыдущем году на 11,78%, однако его уровень все еще превосходит результаты 2006 года на 27,57%. Вероятно это связано с кризисными явлениями как внутри нашей страны, так и на мировом рынке, что не могло не отразится на инвестиционной деятельности в целом.

Прочие доходы и расходы организации значительно возросли к 2008 году, по сравнению и с 2006 (67,76%) и с 2007 (20,32) годом, однако темпы роста расходов (106,85 и 50,76% соответственно) превысили увеличение доходов, что привело к тому, что сальдо прочих доходов и расходов за 2008 год составило

 -596251313 тыс. руб. Можно сделать вывод, что внереализационная деятельность ОАО «Газпром» за 2008 год оказалось значительно менее успешной, нежели за предыдущий периоды.

         Все это привело к тому, что величина прибыли до налогообложения, полученная в 2008 году сократилось практически вдвое по сравнению с предыдущими периодами (снижение составило 40,53% относительно 2006 года, и 43,39% по сравнению с 2007 годом) и составила всего лишь 294583095 тыс.руб. Показатель чистой прибыли так же за последний год снизился почти в два раза (49,66% к 2006 году и на 52% относительно 2007 года).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на блестящие результаты компании ОАО «Газпром», полученные от основной их деятельности (продажи газа, продуктов нефтепереработки, газового конденсата и иных продуктов, предоставления имущества в аренду, услуг по транспортировке и хранению газа), в других сферах деятельности ОАО «Газпром» оказалось не столь успешным. Это привело к тому, что в целом финансовые результаты деятельности компании значительно снизились в 2008 году. Как уже отмечалось главной причиной этого являются кризисные явления в мировой экономике.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Факторный анализ прибыли организации ОАО «Газпром»
Рассмотрим более детально влияние различных факторов на формирование прибыли. Для начала изучим прибыль от реализации товаров и услуг (в курсовой работе остановимся на реализации 2 позиций: газа и нефти и газового конденсата). Для начала рассмотрим динамику прибыли от реализации продукции за 2006-2007 года, далее определим изменение прибыли в 2008 году, по сравнению с 2007 годом и выявим факторы, которые оказали наиболее сильное влияние на прибыль за исследуемые периоды.  Исходные данные для расчетов по 2006-2007 годам представлены в таблице 19.

Таблица 19.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции за 2006-2007 гг.

Показатель

2006 год

Данные 2006 года, пересчитанные на объем продаж 2007 года

2007 год

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В), млрд.руб

1904,64

1947,45

2031,22

Полная себестоимость реализованной продукции (З), млрд.руб

313,37

312,46

399,08

Прибыль (П)

1591,27

1634,99

1632,14

          Найдем по формуле 2 индекс объема продаж, сопоставляя фактические показатели реализации за 2007 и 2006 года в стоимостном выражении:



То есть если бы величины других факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,3% и составить 1586,496 млрд. руб (1591,27∙0,997).

         Теперь определим сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции за 2007 год, но при уровне цен и себестоимости 2006 года. Для чего согласно формуле 3 из условной выручки вычтем условные издержки:

Пусл2 = 1947,45 – 312,46 = 1634,99 млрд. руб

         Теперь рассчитаем условную прибыль, которую предприятие могло бы получить при объемах реализации, структуре и ценах 2007 года, но при себестоимости продукции 2006 года:

Пусл3 = 2031,22 – 312,46 = 1718,76 млрд. руб.

         Теперь можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора и общее изменение суммы прибыли (по формулам 5-9):

За счет изменения объема реализации:

 млрд. руб;

структуры товарной продукции

 млрд. руб;                                                                                            

отпускных цен

  млрд. руб;                                                                                                

себестоимости реализованной продукции

 млрд. руб.                                                                                                    

Итого:  млрд. руб

Таким образом, мы видим, что в целом величина прибыли за 2007 году увеличилась по сравнению с 2006 годом на 40,87 млрд.руб. Наибольшее влияние оказало изменение двух факторов: себестоимости и цены, причем рост себестоимости продукции способствовал уменьшению прибыли в большей степени, нежели увеличение отпускных цен ее росту. Немаловажным оказалось и изменение структуры товарной продукции, что так же привело к увеличению общей прибыли на 48,494 млрд. руб, в свою очередь общее снижение величины реализованной продукции снизило финансовый результат компании на 4,774 млрд. руб.     

Аналогичным образом проведем факторный анализ прибыли за период 2007-2008 годы. Исходные данные представим в таблице 20              

Таблица 20.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции за 2007-2008 гг.

Показатель

2007 год

Данные 2006 года, пересчитанные на объем продаж 2007 года

2008 год

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В), млрд.руб

2031,22

2153

2997,42

Полная себестоимость реализованной продукции (З), млрд.руб

399,08

399,89

514,75

Прибыль (П)

1632,14

1753,11

2482,67



То есть если бы величины других факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы возрасти  на 0,2% и составить 1635,4 млрд. руб (1632,14∙1,002).

Пусл2 = 2153 – 399,89 = 1753,11 млрд. руб

Пусл3 = 2997,42 – 399,89 = 2597,53 млрд. руб.

Тогда изменение величины прибыли за счет каждого фактора составит:

За счет изменения объема реализации:

 млрд. руб;

структуры товарной продукции

 млрд. руб;                                                                                            

отпускных цен

  млрд. руб;                                                                                                

себестоимости реализованной продукции

 млрд. руб.                                                                                                    

Итого:  млрд. руб

Итак,  в 2008 году прибыль, полученная от реализации продукции, выросла на 850,53 млрд. руб в целом по сравнению с предыдущим годом. При этом важнейшим фактором, приведшим к такому результату, стало увеличение отпускной цены, что и дало значительную часть увеличения прибыли в целом. Другими факторами, изменение которых привело к росту прибыли, стали: рост объема реализации и изменение структуры реализованной продукции (увеличение прибыли соответственно 3,26 и 117,71 млрд. руб).  По прежнему в ОАО «Газпром» наблюдается рост себестоимости произведенной продукции, что отражается и на величине общей прибыли (уменьшение составило 114,86 млрд. руб).

В целом, сопоставляя два периода можно сказать, что в целом колебания объемов реализации продукции оказывается незначительным и, по сути, не оказывает существенного влияние на общее изменение суммы прибыли. Структура товарной продукции от года к году становится все более и более оптимальной, что в свою очередь ведет к увеличению общей суммы прибыли компании ОАО «Газпром». Самый значимый фактор, приводящий к колоссальному росту прибыли от реализации, это, конечно же, цена реализуемой продукции. За два исследуемых периода наблюдался рост отпускных цен, что в свою очередь вызывает и рост прибыли. Единственный фактор, способствующий снижению величины общей суммы прибыли, это себестоимость продукции. За исследуемые периоды этот показатель увеличивался, что и вело к уменьшению финансовых результатов ОАО «Газпром».

          Проанализируем динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции (газа и конденсата) за те же периоды. Для начала рассмотрим 2007-2006 годы. Результаты сведем в таблицу 21.

Таблица 21

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

За  2006-2007 годы

Изделие


Объем продаж,



Цена изделия, руб.

Себестоимость изделия, руб.

Сумма прибыли, млрд. руб.

Изменение суммы прибыли,

млрд. руб.



to



t1



to



t1



to



t1



to



t1

общее


В  том числе за счет

объема продаж

цены

себе­стоимо­сти

Газ

578,8

576,4

3023,95

3203,89

522,85

671,56

1447,64

1459,64

+12

-6

+103,72

-85,72

Конденсат

24,6

25,4

6275,76

7263,78

436,49

472,41

143,63

172,5

+28,87

+4,67

+25,1

-0,91

Итого

603,4

601,8









1591,27

1632,14

40,87

-1,33

128,82

-86,63

Примечание: для газа объем реализации измеряется в млрд.м3, цена и себестоимость – в руб/1000м3, для конденсата – объем реализации в млн.тонн, себестоимость и цена – в руб/тонну.
Рассчитаем влияние каждого из факторов (объем реализации, цена, себестоимость) по формулам 11-13:



--PAGE_BREAK--2.3 Анализ рентабельности активов ОАО «Газпром» как показателя эффективности хозяйственной деятельности.
 Для начала проведем факторный анализ динамики рентабельности продукции в целом по предприятию, используя формулы 20-29 и данные таблицы 19, за период с 2006 по 2007 год (будем рассчитывать исходя из величины валовой прибыли).

;                                                               

;                                                          

;                                                          ;                                                           

.                                                                   

Изменение рентабельности общее:

                                                                                                             

В том числе за счет:

                                                                                                          

                                                                                                        

                                                                                                        

                                                                                                            

Таким образом, можно сделать вывод, что рентабельность продукции за 2007 год снизилась на 98,81% по сравнению с этим же показателем в 2006 году. Причем, изменение объема производства не изменили рентабельности, ее росту способствовали изменение структуры производства и рост цены (на 15,47 и 26,81% соответственно), увеличение же себестоимости привело к значительному сокращению рентабельности продукции (на 141,09%). Стоит отметить, что для ОАО «Газпром» характерны колоссальные показатели рентабельности (порядка 400 – 500%), то есть каждый вложенный в производство продукции рубль приносит прибыль в 4-5 рублей.

         Теперь проведем аналогичные расчеты для 2007-2008 года.

;                                                                

;                                                         

;                                                          ;                                                           

.                                                                  

Изменение рентабельности общее:

                                                                                                             

В том числе за счет:

                                                                                                         

                                                                                                        

                                                                                                        

    

Итак, за 2007-2008 год  рентабельность продукции возросла на 73,33% в целом, причем, как и за предыдущий период, изменение объемов реализации не сказалось на показателе рентабельности. Изменение структуры товарной продукции увеличило рентабельность на 29,42%, в то время как рост реализационных цен привел к увеличению показателя рентабельности продукции на 211,16%. И наконец, значительный рост себестоимости привел к тому, что рентабельность снизилось на 167,25%.  Так же важно подчеркнуть, что несмотря на то, что уровень рентабельности продукции за 2008 год вырос, по сравнению с величиной 2007 года, однако он все еще не достиг показателей 2006 года (разница составляет 25,48%).

Теперь проведем факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции за исследуемые периоды. Сведем расчеты в таблицу 25.
Таблица 25

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции


Вид

про­дук­ции

Цена, руб.

Себестои­мость, руб.

Рентабельность, %

Изменение рентабельности, %



t0



t1



t0





t1



t0





Усл.



t1

общее


В том числе за счет

цены

себе­стои­мости

2006-2007 год

газ

3023,95

3203,89

522,85

671,56

478,36

512,77

377,08

-101,28

34,41

-135,69

конденсат

6275,76

7263,78

436,49

472,41

1337,78

1564,13

1437,59

99,82

226,36

-126,54

2007-2008 год

Газ

3203,89

4760,10

671,56

874,50

377,08

608,81

444,32

67,24

231,73

-164,49

Конденсат

7263,78

8471,70

472,41

426,92

1437,60

1693,29

1884,40

446,80

255,69

191,10



Итак, из расчетов видно, что за период 2006-2007 года рентабельность газа сократилась на 101,28%, причем этому в большей степени способствовал рост себестоимости продукции (привело к снижению рентабельности на 135,69%), рост цены, в свою очередь увеличил уровень рентабельности на 34,41%. Что касается конденсата, то его рентабельность за исследуемый диапазон возросла в целом на 99,82%, этому способствовал рост цен (изменение рентабельности оставило +226,36%), однако увеличение себестоимости снизило уровень рентабельности на 126,54%.

За 2008 год рентабельность и газа и конденсата возросли по сравнению с 2007 годом. Для газа увеличение составило в целом 67,24%. Положительная динамика (231,73%) наблюдается в основном за счет значительного увеличения цены на газ. Рост себестоимости снизил общее увеличение рентабельности на 164,49%. За исследуемый период рентабельность конденсата значительно выросла (на 446,8%). Этому способствовало одновременный рост цены и снижение себестоимости (изменение по каждому фактору – 255,69 и 191,1%). Таким образом, наиболее рентабельной оказывается реализация конденсата, нежели газа, однако доля конденсата в общей структуре продаж во много раз меньше объемов природного газа, что значительно снижает общий показатель продукции всего ОАО «Газпром».

По аналогичной схеме проанализируем рентабельность продаж отдельных видов продукции. Расчеты представим в таблице 26.

Таблица 26

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции


Вид

про­дук­ции

Цена, руб.

Себестои­мость, руб.

Рентабельность, %

Изменение рентабельности, %



t0



t1



t0





t1



t0





Усл.



t1

общее


В том числе за счет

цены

себе­стои­мости

2006-2007 год

газ

3023,95

3203,89

522,85

671,56

82,71

83,68

79,04

-3,67

0,97

-4,64

конденсат

6275,76

7263,78

436,49

472,41

93,04

93,99

93,50

0,45

0,95

-0,49

2007-2008 год

Газ

3203,89

4760,10

671,56

874,50

79,04

85,89

81,63

2,59

6,85

-4,26

Конденсат

7263,78

8471,70

472,41

426,92

93,50

94,42

94,96

1,46

0,93

0,54



Исходя из результатов, представленных в таблице можно сделать вывод, что рентабельность продаж газа за 2006-2007 год снизилась на 3,67%, причем с учетом того, что изменение цены повысило себестоимость на 0,97%, однако рост себестоимости снизил этот показатель на 4,64%, что в сумме и дало указанный выше результат. Кроме того, рост себестоимости так же продолжился и в 2008 году, что способствовало снижению рентабельности газа на 4,26%. Однако за этот период эффект изменения цены оказался более «сильным», вызвав прирост рентабельности на 6,85%. В итоге общее изменение рентабельности было в сторону увеличения (на 2,59%).

Реализация конденсата на протяжении всего исследуемого периода отличалась положительной динамикой показателя рентабельности (+0,45% для 2007 и +1,46% для 2008 года). Изменение цены за каждый из рассматриваемых периодов вызвало увеличение рентабельности продажи конденсата на 0,95 и 0,93% соответственно. Стоит подчеркнуть, что в 2007 году себестоимость конденсата возросла, что снизило рентабельность на 0,49%, но уже 2008 году затраты на производство конденсата снизились, что и привело к росту рентабельности на 0,54%.

И, наконец, проведем факторный анализ рентабельности капитала за период с 2007 по 2008 годы. На основании данных, представленных в таблицах 20 и 27, с помощью формул 40 – 51 рассчитаем влияние факторов на показатель рентабельности капитала (при этом величину прибыли от реализации мы считаем исходя из допущения, что предприятие реализует лишь два вида продукции, остальные данные взяты в целом по предприятию).

Таблица27

Исходные данные для факторного анализа

Показатель


Значение показателя

2007

2008

Прибыль от реализации, млрд. руб.

1632,14

2482,67

Прочие финансовые результаты, млрд. руб.

33,8

-601,04

Сумма брутто-прибыли, млрд. руб.

1665,94

1881,63

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, млрд. руб.

4887,22

6055,45

Выручка от реализации продукции, млрд. руб.

2031,22

2997,42

Коэффициент оборачиваемости капитала

0,42

0,49



                                                           

                                                    

                                                    

                                                     

                                                          

                                                              

Общее изменение уровня рентабельности капитала составляет:

                                                                                                                 

В том числе:

За счет изменения удельного веса:                                                     

За счет изменения цены                                                                     

За счет изменения себестоимости                                                    

За счет изменения прочих финансовых результатов:

                

За счет изменения коэффициента оборачиваемости капитала

     

Таким образом, расчеты показывают, что в целом в 2008 году рентабельность совокупного капитала снизилась на 3,02% по сравнению с показателем 2007 года. Причем, наиболее существенным образом повлияло изменение прочих финансовых результатов фирмы (снизило уровень рентабельности совокупного капитала на 8,89%), которые в 2008 году дали отрицательный результат.  В свою очередь, рост оборачиваемости капитала способствовал росту этого показателя рентабельности на 4,7%.  Динамика других факторов: удельного веса реализуемой продукции, цены и себестоимости отразилась незначительно на общем показателе рентабельности совокупного капитала (+0,77%, +2,01% и – 1,61% соответственно).

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.