--PAGE_BREAK--1.2 Отраслевой анализ
Задачей отраслевого анализа – в рамках фундаментального анализа состоит в том, чтобы определить границы анализа для последующего рассмотрения отдельных компаний. Разумеется, в рамках той или иной отрасли речь постоянно заходит об особой ситуации в отдельных компаниях. Следует подчеркнуть, что отраслевому анализу всегда должен предшествовать общеэкономический анализ.
Дифференцированный анализ отдельных отраслей является рациональным, так как прошлый опыт показывает, что экономическое развитие отрасли не обязательно должно идти параллельно развитию общеэкономической конъюнктуры.
При проведении отраслевого анализа обращают внимание на следующие моменты:
o Уровень монополизации отрасли;
o Уровень регулирования отрасли
o Инновационная активность:
~ наличие инвестиций;
~ влияние инвестиций на развитие отрасли;
o Движущая сила отрасли – что определяет спрос на продукцию;
o Оценка основных производственных и финансовых проблем:
~ Обеспеченность отрасли рабочей силой;
~ Обеспеченность отрасли средствами производства;
~ Обеспеченность отрасли финансовыми ресурсами;
~ Обеспеченность отрасли материальными ресурсами.
1.3 Анализ предприятия
Третьей и последней составляющей фундаментального анализа, как было отмечено выше, является анализ отдельной компании. Задачей данного этапа является исследование динамики будущих доходов предприятия. С помощью анализа отдельной компании и сопоставления курсов акций можно сделать предположение о вероятностной тенденции курса отдельной акции. При этом на первый план выдвигаются следующие вопросы:
o Показатели финансового положения предприятия;
o Показатели рыночного положения и конкурентоспособности продукции предприятия;
o Показатели организационно-технического и кадрового уровня предприятия;
o Показатели использования ресурсов на предприятии;
o Показатели, характеризующие дивидендную политику предприятия;
o Показатели, характеризующие структуру собственников (акционеров) предприятия
2. Анализ финансовой деятельности ОАО «Уралсвязьинформ»
Следует отметить, что финансовое состояние предприятия является важнейшим фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность предприятия, и, поэтому, анализ финансового состояния является наиболее значимым для инвесторов, как обобщающий показатель деятельности предприятия. Не менее важной составляющей анализа предприятия является анализ коэффициента прибыль на одну акцию (EPS).
Поэтому в данной работе внимание уделено именно анализу предприятия, как основообразующей части фундаментального анализа. В качестве объекта исследования было выбрано ОАО «Уралсвязьинформ», основными видами услуг которого являются: междугородная телефонная связь, местная телефонная связь, телеграф, телевидение и радиовещание, проводное вещание, сотовая связь и пейджинг, услуги по эксплуатации всех средств и видов связи, телевидения, радиовещания, информатики.
Рассмотрим фундаментальный анализ акций и возможную привлекательность обыкновенных акций компании.
Финансовые отчеты являются жизненно важной частью фундаментального анализа, поскольку они позволяют инвесторам выработать мнение о результатах производственных операций и финансовом положении компании.
Набор важнейшей финансовой отчетности для расчета коэффициентов состоит из следующих частей:
o балансовый отчет;
o отчет о прибылях и убытках;
o отчет о движении денежных средств;
Исходными данными я данной работе являлись бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 2001 г. Выбор отчетности именно за этот год мотивирован тем, что она является последней из доступных. Достоинством этого является то, что выводы по расчетам можно подтвердить или опровергнуть на основе динамики цен этих акций за последующий период. Отчетность (неконсолидированная) представлена в приложении.
Таблица 1 – Некоторые нефинансовые показатели деятельности ОАО «Уралсвязьинформ»
Количество работников
35200
Количество задействованных линий
3500000
Капитализация на одного работника, USD
17739
Капитализация на одну линию,USD
178
продолжение
--PAGE_BREAK--2.1 Коэффициентный анализ
Коэффициенты занимают ключевое место при проведении финансового анализа деятельности компании.
Анализ коэффициентов предусматривает исследование взаимосвязи статей различных финансовых отчетов и различных статей одного и того же отчета. Каждый показатель связывает одну статью баланса (или отчета о прибылях и убытках) с другой; либо, что случается чаще, статья баланса сопоставляется с отчетом о прибылях и убытках. Именно таким образом внимание концентрируется не на абсолютных величинах статей финансовых отчетов, а, что более важно, на ликвидности, активности и доходности ресурсов, финансовой структуре и производственных результатах компании.
Наиболее существенное значение финансовых коэффициентов состоит в том, что они позволяют инвестору оценить финансовое положение и результаты компании в прошлом и настоящем.
Финансовые коэффициенты обычно распределяют по пяти группам:
1) ликвидности;
2) деловой активности;
3) финансовой зависимости, или рычага;
4) прибыльности или рентабельности;
5) характеристики ликвидности обыкновенных акций, или рыночные показатели.
Используя данные из финансовой отчетности эмитента «Уралсвязьинформ» рассчитаем аналитические коэффициенты для выяснения инвестиционной привлекательности его обыкновенных акций.
2.1.1 Показатели ликвидности
Показатели ликвидности — это финансовые коэффициенты, отражающие способность компании оплачивать свои ежедневные затраты и выполнять краткосрочные обязательства в полном объеме и в срок.
В этой связи наиболее серьезный вопрос состоит в том, имеется ли в распоряжении компании достаточное количество денежных средств и других ликвидных активов для своевременной и соответствующей оплаты своего долга и обеспечения текущих производственных потребностей.
Расчетные показатели по первым четырем пунктам сведены в таблицу, представленную в приложении.
Оборотный капитал нетто (Собственные оборотные средства)
Фактически оборотный капитал нетто представляет собой абсолютный показатель ликвидности, который указывает в денежном выражении, какое количество собственных средств компании имеют статус оборотных.
Собственный оборотный капитал = Оборотные активы – Текущие обязательства
Величина чистого оборотного капитала (нетто) отрицательна (-347811 тыс.руб.). В этом случае ликвидность низка.
Коэффициент текущей ликвидности ( «покрытия»)
Коэффициент «покрытия» является одним из наиболее часто используемых коэффициентов; он рассчитывается следующим образом:
В отчетном году в распоряжении эмитента было 0,476 руб. оборотных активов для обслуживания каждого рубля текущих обязательств; согласно нормативам такое значение коэффициента должно быть расценено как недостаточное.
Коэффициент восстановления платежеспособности
Если коэффициент текущей ликвидности оказывается низок, то в данном случае рассчитывают и коэффициент восстановления платежеспособности:
У компании в отчетном году он равен 0,238, хотя его удовлетворительный уровень (т.е. чтобы в течении полугода восстановить платежеспособность) равен 1.
Коэффициент быстрой ликвидности
= 0,298
Коэффициент абсолютной
= 0,041
Общий показатель ликвидности
Данный показатель учитывает активы и пассивы с различными весами, что позволят учитывать их различный вклад в ликвидность:
=0,295
где А1 – наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;
А2 – быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность)
А3 – медленно реализуемые активы (запасы, ДЗ более 12 мес. и прочие оборотные средства);
А4 – труднореализуемые активы (внеоборотные средства);
П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);
П2 – краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и прочая КЗ);
П3 – долгосрочные пассивы (кредиты и прочие фонды)
П4 – постоянные пассивы (собственный капитал).
Анализ ликвидности баланса
АКТИВ
Расчет
На
начало года
На
конец года
ПАССИВ
Расчет
На
начало года
На
конец года
Платежный излишек или недостаток
на начало
на конец
1
2
3
4
5
6
7
8
9=3-7
10=4-8
1. А1
стр.250 +260
36129
71266
1. П1
стр.620
268765
749107
-232636
-677841
2. А2
стр.240
334191
444456
2. П2
стр.610 +670
562562
970535
-228371
-526079
3. А3
стр.210 +220 +230 +270
129367
309477
3. П3
стр.590 +630 +640 +650 +660
904516
776850
-775149
-467373
4. А4
стр.190
4708278
5178274
4. П4
стр.490
3472122
3506981
1236156
1671293
Баланс
стр.300
36129
71266
Баланс
стр.699
5207965
6003473
—
—
Таким образом, и анализ относительных показателей, и абсолютных (наличие платежного недостатка) свидетельствует о недостатке ликвидности ОАО «Уралсвязьинформ».
продолжение
--PAGE_BREAK--2.1.2 Коэффициенты деловой активности
Коэффициенты деловой активности — это финансовые коэффициенты, используемые для оценки эффективности управления активами компании
Коэффициенты деловой активности позволяют сравнить объем реализации компании с различными группами активов для определения того, насколько полно компания использует свои активы.
Коэффициент оборачиваемости счетов дебиторов.
Оборачиваемость счетов дебиторов является показателем того, как данными ресурсами управляют; этот коэффициент рассчитывается следующим образом:
Эта величина оборачиваемости является показателем результатов, которые компания получает от размещения капитала в дебиторские счета.
В отчетном году компания оборачивала свои дебиторские счета около 5,6 раза, т.е. каждая инвестированная денежная единица, инвестированная в них, принесла 5,6 руб. выручки.
Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов.
И в этом случае, чем выше объем продаж, которого может достичь компания благодаря своим товарно-материальным запасам, тем выше эффект от этого жизненно важного ресурса. Величина, равная 10,5 для компании, показывает, что компоненты запасов приобретались и продукция компании выбывала из товарно-материальных запасов 10,5 раза в год.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
Данный коэффициент составил 2,35, что ниже других коэффициентов оборачиваемости, что свидетельствует о финансировании за счет кредиторов.
Коэффициент оборачиваемости совокупных активов
Оборачиваемость совокупных активов показывает, насколько эффективно используются активы компании для поддержки сбыта.
= 3,274
Высокая оборачиваемость благоприятно воздействует на доходность инвестиций.
Высокая величина оборачиваемости совокупных активов означает, что ресурсы компании управляются эффективно и компания в состоянии достичь больших объемов сбыта (и в конечном итоге получить значительную прибыль от инвестиций в собственные активы).
Продолжительность операционного цикла = Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях – Оборачиваемость запасов в днях = 74,3 дня
Продолжительность финансового цикла = Продолжительность операционного цикла – Оборачиваемость кредиторской задолженности в днях = -40,7 дней (отрицательная величина свидетельствует о финансировании за счет кредиторской задолженности)
Рисунок 1 – Оборачиваемость различный составляющих оборотных средств, в днях.
2.1.3 Коэффициенты финансовой зависимости (финансового рычага)
Это коэффициенты, которые позволяют оценить долю заемных средств, используемых компанией для поддержки производственной деятельности, и ее способность обслуживать свои долги.
Коэффициент «квоты собственника».
Являясь показателем использования заемных средств, или относительной мерой средств, предоставленных, с одной стороны, кредиторами, а с другой — акционерами, коэффициент «квоты собственника» рассчитывается следующим образом:
К 1«квоты собственника»= 765115 /3506981 = 0,22
К
«квоты собственника»= 888345/3472122 = 0,26
В связи с тем, что компании, в значительной мере использующие заемные средства, или финансовый рычаг, идут на все возрастающий финансовый риск или могут оказаться не в состоянии погасить свою задолженность по ссудам, этот коэффициент особенно полезен для оценки подверженности акций риску. В отчетном компания имела низкий (22%) коэффициент «квоты собственника», который указывал на то, что большая часть капитала компании поступает за счет ее акционеров; другими словами, данная величина означает, что в структуре капитала компании лишь 0,22 рубля долга приходилось на каждый доллар собственного капитала компании.
Коэффициент «покрытия» процентов.
Коэффициент «покрытия» процентов относится к группе коэффициентов «покрытия» и позволяет определить способность компании осуществить платежи по фиксированной процентной ставке:
К 1покрытия %= 330859 /163676 = 2,02
К 0покрытия %= 354496 /53316 = 6,65
Способность компании своевременно и упорядочение выполнять свои платежи по фиксированным контрактным обязательствам (включая платежи по облигациям) является также важным обстоятельством при оценке подверженности риску. Что касается рассматриваемой компании, то она располагает около 2,02 руб. Хорошим показателем является 6-7. Что наблюдалось в предыдущем периоде. Равенство же коэффициента 2-м является критическим значением.
Коэффициент финансовой независимости = Собственный капитал / Сумма активов = 0,608. Т.е. структура капитала носит у компании достаточно разумный характер
продолжение
--PAGE_BREAK--2.1.4 Коэффициенты прибыльности
Коэффициенты прибыльности — это коэффициенты, измеряющие доходы компании, связывающие ее относительные успехи в виде прибылей с выручкой, активами или собственным капиталом компании
Рентабельность продаж (ROS, Норма чистой рентабельности)
Этот коэффициент отражает итоговый результат операций. Норма чистой рентабельности указывает на относительную выгодность реализации и других операций.
ROS = 36057 /2167060 = 1,7 %
Коэффициент чистой рентабельности компании «Уралсвязьинформ» со ставил в отчетном году 1,7%, т.е. доход от продаж приблизительно составлял 2 коп. на руб.
Норма доходности активов
(
ROA)
Как показатель прибыльности норма доходности активов учитывает количество ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности компании. Норма доходности активов отражает эффективность управления, направленного на создание прибылей с имеющимися у компании активами, и, возможно, является наиболее значимым показателем доходности.
ROA = 36057 /5763473 = 0,6%
Как правило, чем выше величина RОА, тем больше прибылей способна получить компания в перспективе.
Норма доходности собственного капитала.
Норма доходности собственного капитала как показатель общей прибыльности компании отражает величину успеха компании в управлении своими активами, операциями и структурой капитала.
ROE = 36057 / (2626232 + 1079273)= 0,98%
Этот коэффициент показывает ежегодный приток прибылей акционерам, которые для акционеров компании составили около 1% на каждую денежную единицу собственного капитала.
2.1.5 Рыночные коэффициенты
Эти коэффициенты, характеризуют ликвидность обыкновенных акций, к ним относятся так называемые коэффициенты состояния рынка акций, которые преобразовывают ключевую информацию, выражая ее в расчете на одну акцию. Коэффициенты используются в анализе деятельности компании в целях оценки стоимости акций. Эти коэффициенты позволяют инвестору увидеть, какая доля совокупной прибыли, дивидендов и собственного капитала компании приходится на каждую акцию.
Таблица 2 — Размещенные акции
Прибыль на одну акцию
EPS = (36057 – 2048)*1000/ 32298782020 = 0,0011 (руб.)
EPS = (36057 – 2048) *1000/ 32298782020 *30,4 = 0,000036 (долл.)
Коэффициент «кратное прибыли»(
P/
E)
Используется для определения того, как фондовый рынок оценивает обыкновенную акцию компании. Коэффициент «кратное прибыли», или курс к прибыли (Р/Е), связывает прибыль на одну акцию компании (ЕРS) с рыночным курсом одной обыкновенной акции:
P/E = Price / EPS= 0,267 / 0,0011 = 244,7
P/E = Price / EPS= 0,00879 / 0,00004 = 244,75
Таким образом, акция продается по курсу, приблизительно 244-кратному чистой прибыли, полученной в отчетном году.
Коэффициент «кратное выручке за реализованную продукцию» (РSR)
Коэффициент «кратное выручке за реализованную продукцию» (РSR), соотносит объем продаж в расчете на одну акцию с рыночным курсом обыкновенной акции компании. Основополагающий принцип для этого коэффициента сводится к тому, что, чем ниже коэффициент «кратное выручке за реализованную продукцию», тем менее вероятно, что акции будут переоценены. Данный коэффициент рассчитывается следующим образом:
PSR = 0,00879 / (2167060*30,4/32298782) = 0,0179 (долл.)
= 76 946 652 / 2 167 060 = 35.51
Дивиденды на одну акцию
Д = 345164 / 8743,9 = 0,0004 (долл.)
За отчетный финансовый год компания выплатила дивиденды в размере 0,04 цента на акцию, или по квартальной ставке 0,01 цента на акцию.
Коэффициент выплаты дивидендов
Указывает долю чистой прибыли, выплаченной акционерам в форме дивидендов.
К выплаты дивидендов = 0,0004 / 0,000036= 11,111
В отчетном году ОАО «Уралсвязьинформ» использовала на выплату дивидендов около 11% прибыли. Большинство же мировых компаний-эмитентов, выплачивающих дивиденды, имеет тенденцию распределять приблизительно от 40 до 60% своей чистой прибыли в виде дивидендов.
Балансовая стоимость акции
В сущности, балансовая стоимость есть просто еще один термин для обозначения собственного капитала компании (собственного капитала акционеров).
BV = 120905 / 32298782 = 0,0037 (долл.)
Вполне вероятно, что акция должна продаваться дороже балансовой стоимости (так и обстоит дело у ОАО «Уралсвязьинформ»). Если дело обстоит иначе, то это может свидетельствовать о серьезных проблемах компании в отношении ее перспектив и прибыльности.
Коэффициент «кратное балансовой стоимости»
Удобным средством сопоставления балансовой стоимости компании с рыночной стоимостью ее акций представляется коэффициент «курс/балансовая стоимость акции»:
P/
BV = 0,00879 /0,0037 = 2,38
Данный коэффициент демонстрирует, насколько агрессивен механизм ценообразования по данному выпуску акций. В случае с ОАО «Уралсвязьинформ», следует ожидать, что большинство обыкновенных акций имеет величину «кратного балансовой стоимости» больше 1,0 (что указывает на то, что акция продается дороже ее балансовой стоимости).
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Интерпретация анализа обыкновенных акций эмитента
Анализ финансовой отчетности эмитента с помощью коэффициентов показал, что компании существует ряд проблем:
— низкая ликвидность по всем показателям — невысокая рентабельность — финансирование операционного цикла за счет кредиторской задолженности (это выгодно предприятию, но может привести к негативным последствиям)
К плюсам компании можно отнести структуру капитала, соответствующую структуре капитала финансово устойчивого предприятия с привлечением разумной доли кредитов)
При фундаментальном анализе возможностей эмитента после получения необходимых коэффициентов необходимо сравнить фактически полученные данные с отраслевыми средними. Это сравнение выявит возможности компании и инвестиционную привлекательность в ее ценные бумаги.
К сожалению, большинство значений коэффициентов средних по отрасли не так легко достать, поэтому проводить сравнение будем только по трем из них:
Таблица 3 – Коэффициенты инвестиционной привлекательности
Недооцененность – отклонение коэффициента инвестиционной привлекательности от среднего значения данного коэффициента для отрасли.
На основе сравнительного анализа можно сказать, что результаты деятельности компании хуже, чем в среднем по отрасли. К это можно еще добавить, что и финансовые коэффициенты деятельности также были не столь радужными. Но оценка инвестиционной привлекательности акций на этом не должна заканчиваться.
3 Оценка инвестиционной привлекательности акций
Один из главных элементов прогнозирования для инвестора – составление прогноза данной компании. Здесь решающую роль играют:
будущий дивиденд; будущий курс (по которому можно будет продать); доходность за период владения;
~ в сравнении с требуемой нормой доходности;
o приведенная стоимость акции (внутренняя стоимость);
Если горизонт инвестиций короче одного года или равен году, то для оценки стоимости акции надо использовать показатель доходности за период владения. Если же горизонт инвестиций длиннее, чем год, то может быть использована модель, построенная на приведенной стоимости. Но в любом случае стоимость акции базируется на ожидаемых потоках денежных средств (дивидендах и будущем курсе акции, по которому ее можно продать), поступающих в течение определенного периода владения акциями.
При фундаментальном анализе ОАО «Уралсвязьинформ» были проанализированы прошлые фактические тенденции развития компании и показатели доходности ее акций.
Однако совершенно очевидно, что самое главное — это не прошлые процессы в компании, а, напротив, ее будущее.
Важнейшая задача анализа прошлых тенденций заключается в том, чтобы составить представление о возможных тенденциях и показателях доходности в будущем. Безусловно, фактические, имевшие место в прошлом, ситуации помогают в оценке будущего. При прочих равных условиях прошлые тенденции компании не обязательно повторятся в будущем, но они показывают сильные и слабые стороны этой компании. Анализ прошлого компании выявляет, насколько хорошо компания развивалась прежде и, что еще более важно, насколько прочны ее позиции в будущем.
Так как стоимость акций основана на их будущей предполагаемой доходности, то непосредственная задача инвестора состоит в том, чтобы использовать прошлые фактические данные для оценки и прогноза важнейших будущих финансовых показателей компании. Действуя таким образом, инвестор может получить представление о финансовом состоянии компании в будущем, а значит, и о целесообразности инвестиций в ее акции. Во всей процедуре оценки будущих показателей компании наиболее важными шагами являются оценка величины дивидендов и оценка динамики курса акций.
3.1 Прогноз сбыта и прибыли
Ключом к такому прогнозу являются показатели будущей динамики в целом, а среди них наиболее важны оценки объемов сбыта и норм чистой рентабельности.
Один из способов построения прогноза сбыта заключается в предположении о том, что компания будет функционировать так же, как и в прошлом, и поэтому необходимо просто экстраполировать ее прошлые тенденции.
Прогнозируя деятельность рассматриваемой компании можно использовать средние показатели рентабельности, которые преобладали у компании в прошлом; и, конечно, эти показатели должны быть скорректированы в случае, если мы предвидим возникновение каких-то новых процессов общеэкономического или отраслевого характера.
Имея прогноз сбыта и оценки будущих норм рентабельности компании, можно объединить эти данные, чтобы получить оценку чистой прибыли:
В рассматриваемой нами компании в последнем отчетном году объем сбыта у компании составил 2 167 060 тыс. руб., ее выручка за реализованную продукцию растет примерно на 35% ежегодно (основываясь на данных последних двух лет), а норма чистой рентабельности составила 1,7%.
Таблица 4 – Динамика некоторых финансовых показателей
Таким образом, предполагаемый объем сбыта следующего года — 2 925 531 тыс. руб. (96234 тыс. долл. ).Тогда чистая прибыль компании в следующем году будет равна:
Предполагаемая чистая прибыль = 1635,9 тыс. долл. = 49734 тыс. руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.2 Прогнозные дивиденды и курсы
Получив прогнозные показатели компании можно оценить влияние этих данных на показатели доходности. Для этого необходимы следующие три показателя:
1. Оценка коэффициента выплаты дивидендов.
2. Количество акций в обращении на конкретную дату.
3. Оценка показателя «кратное прибыли» (P/E).
Для анализа первых двух названных показателей мы можем воспользоваться простым переносом прошлых тенденций, если у нас нет данных, говорящих об изменениях в этой области. Коэффициенты выплаты дивидендов, как правило, действительно достаточно стабильны, поэтому мы практически не исказим картину, если просто перенесем прошлые данные, т.е. используем прошлый фактический коэффициент выплаты дивидендов, а если компания использует политику постоянного дивиденда на акцию, то возьмем последний известный фактический показатель ставки дивиденда. Одновременно можно предположить, что количество акций в обращении у компании не изменится.
Единственный трудный вопрос — это определение будущего коэффициента P/E. Это важный показатель, поскольку он существенно влияет на будущий курс акций компании.
EPS = 1604322 / 32298782020 = 0,00005 (долл.)
Из этих данных мы можем рассчитать прогнозный показатель дивиденда на акцию:
= 0,00005 * 11,11 = 0,00056
Наконец, последний шаг — это оценка будущего курса акций, который можно определить следующим образом:
= 0,00005 * 244 = 0,0122 долл.
Тут можно предположить, что ожидаемы курс несколько занижен, т.к. в последнее время наблюдается некоторый спад в получении прибыли. Поэтому, к примеру, положим, что ожидаемый курс в будущем году равен 0,01 долл. за акцию. Тем самым мы несколько ухудшим и создадим «запас прочности» для нашего прогноза.
3.3 Оценка доходностей 3.3.1 Доходность за период владения
Доходность за период владения (HPR) важен для случаев, при которых горизонт инвестиций меньше года или равен:
Доходность за период владения показывает, какие дивиденды получит инвестор, если подлинное фактическое поведение акций не отклонится от ожидаемого. Доходность за период владения для акций ОАО «Уралсвязьинформ» при условии, что акции можно купить по текущему курсу в 0,00879 долл. (28.01.2001) И продать год спустя по курсу 0,010 долл., будет такова:
0,00056 + 0,010 – 0,00879
HPR= — = 20,1%
0,00879
Здесь используется прирост капитала как форму дохода инвестора, и он органично включен в эту формулу в виде разности курсов акций.
3.3.2 Требуемая норма доходности инвестиций
Чтобы принять решение о том, насколько приемлемы инвестиции, надо сформулировать требуемую норму доходности инвестиций. Величина этого показателя должна отражать уровень риска инвестиций, на который придется идти, чтобы получить данную ставку доходности. Чем выше принимаемый риск, тем выше должна быть потенциальная доходность данных инвестиций.
Этот принцип лежит в основе модели оценки доходности активов компании (САРМ).
Применяя САРМ, мы можем рассчитать требуемую норму доходности инвестиций следующим образом:
Все необходимые параметры для этого расчета были взяты на основе котировок в РТС:
o доходность безрисковых активов – доходность по евробондам-07 = 8,3%;
o рыночная доходность = доходность акций ОАО «Уралсвязьинформ» по котировкам на РТС = 20%;
o фактор бета – рассчитан исходя из корреляции доходности акций рассматриваемого эмитента и индекса РТС =0,6.
Тогда по этим акциям требуемая норма доходности инвестиций будет равна:
Требуемая норма доходности = 8,3%+[0,6 х (20%- 8,3%)] = 15,3%.
Округлим этот показатель до 15% и будем использовать его при оценке стоимости акций для определения инвестиционных преимуществ и привлекательности акций.
3.4 Приведенная стоимость акций (справедливый курс)
Доходность за период владения является эффективным средством оценки привлекательности инвестиций, которыми владеют в течение года или менее, но этот показатель не должен использоваться для оценки инвестиционных качеств ценных бумаг, которыми владеют более одного года. Более длинный горизонт инвестиций означает, что надо ввести в анализ концепцию стоимости денег во времени и рассматривать акции через призму приведенной, или текущей, стоимости.
Для этого была разработана модель оценки акций, которая учитывает важные характеристики риска и требуемой доходности и действует в рамках приведенной стоимости. Модель описывается следующей формулой:
где: D(
t) — будущий годовой дивиденд за год t,
PVIF(
t) — фактор дисконтирования однократной суммы при данной требуемой доходности в год t,
SP(n) — предполагаемый курс акций в году N.
Расчет по данной формуле дает ответ на вопрос о справедливом курсе исходя из предполагаемого потока доходов.
Это уравнение описывает приведенную стоимость акции, которая и составляет ее искомую внутреннюю стоимость. Внутренняя стоимость акции — это текущий курс, или цена, которую согласен заплатить инвестор при данных ожиданиях дивидендов и поведении будущего курса при условии, что он хотел бы получить доходность, равную или выше требуемой нормы доходности инвестиций, найденной либо по модели САРМ, либо путем субъективных оценок.
Используя данные о прогнозных дивидендах и курсе акции, а также требуемую норму доходности в 15%, рассчитаем приведенную стоимость акции ОАО «Уралсвязьинформ» за год:
Приведенная стоимость акции = (0,00056 + 0,01) /1,15 = 0,0092 долл.
Приведенная стоимость в 0,0092 долл. означает, что при данном прогнозе дивидендов и будущего курса мы получим требуемую норму доходности инвестиций от этих акций только при условии покупки акций по курсу не выше 0,0092 долл.
Так как по данным эти акции продавались по 0,00879 долл., мы приходим к выводу о том, что покупка акций компании является привлекательным способом инвестиций.
На основе данных за прогнозный период (2002 г) можно судить, правильно было ли сделано заключение на основе приведенных расчетов. На рисунке 2 представлена динамика цены акций ОАО «Уралсвязьинформ». Таким образом, мы видим, что хотя финансовые показатели эмитента не совсем удовлетворительны и ниже средних по отрасли, акция была недооценена (что показали расчеты) и в прогнозном периоде она колебалась вокруг своей справедливой стоимости.
Рисунок 2 – Динамика цены акции в прогнозном периоде
продолжение
--PAGE_BREAK--Заключение
Проведенный анализ показал неудовлетворительность финансовых коэффициентов ОАО «Уралсвязьинформ», как с точки зрения нормативов, так и в сравнении со средними по отрасли показателями. Но это не отразилось на инвестиционной привлекательности акции. Данный факт можно обосновать тем, что отрасль в данном периоде находилось под влиянием факторов, оказывающих благотворное воздействие на ее развитие. Т.е. акции ОАО «Уралсвязьинформ» росли исключительно за счет положительного влияния отраслевого фактора, а не за счет внутренних изменений.
Акции компании могут выглядеть относительно непривлекательными на первый взгляд, но на самом деле они могут обеспечить доходность, достаточную для компенсации рисков, которые предвидит инвестор (небольшая коррелированность с рынком). Акции ОАО «Уралсвязьинформ» могут рассматриваться как объект для инвестирования, но все-таки следует обратить внимание на другие предприятия отрасли с лучшими результатами финансовой деятельности.
Еще одним важным результатом исследования является то, что прогноз цены на будущий период оказался верным, что показала динамика цены за этот период. Таким образом, в данном случае применение фундаментального анализа оказалось целесообразным.
Литература
1. Шарп У.Ф., Александер Г.Дж., Бэйли Дж.В. Инвестиции М.: ИНФРА-М, 1998. 1028с.
2. Бригхэм Ю., Гапенски л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 1997. 669с.
3. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1999 – 768с.
4. Данные по котировкам ценных бумаг. РТС. www.rts.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бухгалтерский баланс ОАО «Уралсвязьинформ» на 31 декабря 2001 года.
АКТИВ
Код стр.
На начало 2001 г.
На конец 2001 г.
1
2
3
4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы (04, 05)
110
20499
8
в том числе:
организационные расходы
111
73
8
Патенты лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными правами и актами
112
Основные средства (01, 02, 03)
120
4586850
4938434
в том числе:
земельные участки и объекты природопользования
121
20925
20925
здания, сооружения, машины и оборудование
122
2814998
3718900
Незавершенное строительство (07, 08, 61)
130
89049
227015
Доходные вложения в материальные ценности (03)
135
389
376
в том числе:
имущество для передачи в лизинг
136
имущество, предоставляемое по договору проката
137
389
376
Долгосрочные финансовые вложения (06, 82)
140
11491
12441
в том числе:
инвестиции в дочерние общества
141
7501
7501
инвестиции в зависимые общества
142
475
425
инвестиции в другие организации
143
3515
4515
займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев
144
прочие долгосрочные финансовые вложения
145
Прочие внеоборотные активы
150
ИТОГО по разделу I:
190
4708278
5178274
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
210
121243
222683
в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 15, 16)
211
74178
100019
животные на выращивании и откорме (11)
212
40
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (12, 13, 16)
213
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44)
214
43375
90773
готовая продукция и товары для перепродажи (40, 41)
215
3
товары отгруженные (45)
216
3647
31891
расходы будущих периодов (31)
217
Прочие запасы и затраты
218
НДС по приобретенным ценностям (19)
220
7685
86302
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
230
439
492
в том числе:
покупатели и заказчики (62, 76, 82)
231
векселя к получению (62)
232
задолженность дочерних и зависимых обществ (78)
233
авансы выданные (61)
234
прочие дебиторы
235
439
492
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
240
334191
444456
в том числе:
покупатели и заказчики (62, 76, 82)
241
213218
251378
1
2
3
4
векселя к получению (62)
242
3046
2133
задолженность дочерних и зависимых обществ (78)
243
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75)
244
авансы выданные (61)
245
76103
131047
прочие дебиторы
246
41824
59898
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82)
250
в том числе:
инвестиции в зависимые общества
251
собственные акции, выкупленные у акционеров
252
прочие краткосрочные вложения
253
Денежные средства
260
36129
71266
в том числе:
касса (50)
261
819
1517
расчетные счета (51)
262
10624
17513
валютные счета (52)
263
23543
23041
прочие денежные средства (55, 56, 57)
264
1143
29195
Прочие оборотные активы
270
ИТОГО по разделу II:
290
499687
825199
БАЛАНС (сумма строк 190+290):
399
5207965
6003473
ПАССИВ
IV. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал (85)
410
1049273
1049273
Добавочный капитал (87)
420
2627525
2626232
Резервный капитал (86)
430
2252
2252
в том числе:
резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством
431
2252
2252
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
432
Фонды накопления (88)
440
17619
16647
Нераспределенная прибыль прошлых лет (88)
460
15453
16520
Непокрытый убыток прошлых лет (88)
465
-240000
-240000
Нераспределенная прибыль отчетного года (88)
470
36057
Непокрытый убыток отчетного года (88)
475
ИТОГО по разделу IV:
490
3472122
3506981
V. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ
Займы и кредиты (92, 95)
510
888345
765115
в том числе:
кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
511
13400
13400
прочие займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
512
874945
751715
Прочие долгосрочные пассивы
520
ИТОГО по разделу V:
590
888345
765115
VI. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ
Займы и кредиты (92, 95)
610
562562
970535
в том числе:
кредиты банков, подлежащие погашению в течении 12 месяцев после отчетной даты
611
538684
922583
прочие займы, подлежащие погашению в течении 12 месяцев после отчетной даты
612
23878
47952
Кредиторская задолженность
620
268765
749107
в том числе:
поставщики и подрядцики (60, 76)
621
101355
377993
векселя к уплате (60)
622
23722
196020
задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78)
623
по оплате труда (70)
624
17641
35114
1
2
3
4
по социальному страхованию и обеспечению (69)
625
10505
19661
задолженность перед бюджетом (68)
626
26395
15790
авансы полученные (64)
627
47932
57160
прочие кредиторы
628
41215
47369
Расчеты по дивидендам (75)
630
8744
Доходы будущих периодов (83)
640
7427
11735
Резервы предстоящих расходов (89)
650
Прочие краткосрочные пассивы
660
ИТОГО по разделу VI:
690
847498
1731377
БАЛАНС (сумма строк 490+590+690):
699
5207965
6003473
Отчет о прибылях и убытках ОАО «Уралсвязьинформ» на 31 декабря 2001 года
Наименование показателя
Код стр.
За 2000 г.
За 2001 г.
1
2
3
4
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
010
1613276
2167060
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
020
1231220
1799085
Валовая прибыль
029
382056
367975
Коммерческие расходы
030
27560
37116
Управленческие расходы
040
Прибыль (убыток) от реализации (010 — 020 — 030 — 040)
050
354496
330859
Проценты к получению
060
1804
950
Проценты к уплате
070
53316
163676
Доходы от участия в других организациях
080
360
685
Прочие операционные доходы
090
6282
9216
Прочие операционные расходы
100
59449
61706
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (050 + 060 — 070 + 080 + 090 — 100)
110
250177
116328
Прочие внереализационные доходы
120
209819
186584
Прочие внереализационные расходы
130
183466
231775
Прибыль (убыток) отчетного периода (110 + 120 — 130)
140
276530
71137
Налог на прибыль
150
40820
35080
Прибыль (убыток) от обычной деятельности
160
235710
36057
Чрезвычайные доходы
170
288
Чрезвычайные расходы
180
288
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (160+170-180)
190
235710
36057
продолжение
--PAGE_BREAK--