Реферат по предмету "Финансы"


Банкротство предприятий и система критериев оценки их неплатежеспособности

--PAGE_BREAK--
Порядок обращения в суд
Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора или по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам перед бюджетом (налогам, сборам, таможенным платежам) принимаются требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда. В свою очередь, требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей в бюджет принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. При этом право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора или уполномоченного органа по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (п.2 ст.7 Закона N 127-ФЗ). В свою очередь, право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Прежде чем возбудить процедуру о признании предприятия банкротом, заинтересованный кредитор должен сначала в суде подтвердить правоту своих требований, дождаться вступления в законную силу судебного акта, обратиться в службу судебных приставов и только после этого возбудить процедуру банкротства. Тем самым существенно усилены гарантии прав должника от действий недобросовестных кредиторов, поскольку теперь процессу банкротства предшествует судебный процесс, проверяющий обоснованность претензий кредитора. В том случае, если претензии кредитора обоснованны, у должника имеется достаточно времени, чтобы их выполнить, например, заключив мировое соглашение в ходе судебного процесса о взыскании долга.

Размеры денежного требования к должнику (задолженности должника перед кредитором), при наличии которой возможно возбуждение дела о банкротстве: юридическому лицу – не менее 100 000 руб., физическому лицу – не менее 10 000 руб.                            
Арбитражные управляющие
В процессе банкротства огромное значение имеет фигура арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий назначается арбитражным судом и осуществляет в отношении должника организационные и управленческие функции в рамках процедуры банкротства.

При осуществлении наблюдения им является временный управляющий, при финансовом оздоровлении — арбитражный управляющий, при внешнем управлении — внешний управляющий, при конкурсном производстве — конкурсный управляющий.

В Законе N 127-ФЗ введены новые нормы в отношении арбитражных управляющих:

1) дополнительные профессиональные требования;

2) меры ответственности за нарушение норм Закона N 127-ФЗ;

3) обязательное страхование ответственности;

4) в процесс банкротства введены саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
Обязательное страхование ответственности арбитражного управляющего



Договор страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть заключен на срок не менее одного года с обязательным последующим возобновлением на тот же срок. Согласно п.8 ст.20 Закона N 127-ФЗ минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем 3 000 000 руб. в год. Кроме того, арбитражный управляющий в течение 10 дней с даты его утверждения арбитражным судом должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. К таким лицам относятся в первую очередь должник, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы. Размер ответственности арбитражного управляющего, подлежащей страхованию, определяется в зависимости от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую введению процедуры банкротства. Размеры страхования ответственности арбитражного управляющего приведены в таблице:

Таблица 1

Размеры страхования ответственности арбитражного управляющего

Балансовая  
стоимость   
активов    
предприятия- 
должника   

Размер ответственности           

От 100 млн руб. 
до 300 млн руб. 

3% от балансовой стоимости активов,          
превышающей 100 млн руб.                     

От 300 млн руб. 
до 1 млрд руб.  

6 млн руб. + 2% от балансовой стоимости      
активов, превышающей 300 млн руб.            

Свыше 1 млрд руб.

20 млн руб. + 1% от балансовой стоимости     
активов, превышающей 1 млрд руб.             

Обязанности организации-должника
Инициатором рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде могут выступать должник, конкурсный кредитор, а также уполномоченные органы. При этом Закон N 127-ФЗ различает случаи, когда должник вправе обратиться с таким заявлением в арбитражный суд, и случаи, когда данное право превращается в обязанность. Должник вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст.8 Закона N 127-ФЗ).
Пример 1.Основным видом деятельности ООО «Транс-экспресс» является перевозка пассажиров маршрутными такси. В результате проверки соблюдения лицензионных требований и условий действие лицензии ООО «Транс-экспресс» на перевозку пассажиров было приостановлено лицензирующим органом.

Лицензирующий орган обратился в суд с заявлением о прекращении действия лицензии по причине неудовлетворительного технического состояния транспортных средств, недостаточной квалификации водителей и т.п. Ввиду приостановления действия лицензии ООО «Транс-экспресс» не смогло погасить задолженность перед поставщиком горюче-смазочных материалов, оплатить ремонт автомобилей, а также приостановило выплаты текущих налоговых платежей. Не дожидаясь решения суда о прекращении действия лицензии, учредителями ООО «Транс-экспресс» было принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.
Вместе с тем в ст.9 Закона N 127-ФЗ установлен ряд случаев, когда руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд. К ним относятся, в частности, следующие случаи:

1) удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, а также обязанности по уплате платежей в бюджет в полном объеме перед другими кредиторами;

2) органом должника, уполномоченным на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

3) обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможным хозяйственную деятельность должника.

При этом в Законе N 127-ФЗ даны временные ограничения на срок подачи заявления должника — не позднее месяца с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Пример 2.Основным видом деятельности ООО «Лесной ряд» является производство пиломатериалов в арендованном цехе. При этом уставный капитал ООО «Лесной ряд» оплачен имуществом (деревообрабатывающим станком). В собственности общества также имеются еще три станка и грузовой автомобиль «КамАЗ».

В результате маркетинговых просчетов ООО «Лесной ряд» не смогло своевременно реализовать большой объем готовой продукции и как следствие погасить заем в размере 2 000 000 руб., взятый у организации-контрагента. Заимодавец обратился в суд, который взыскал с ООО «Лесной ряд» сумму займа, а также проценты. Судебным приставом-исполнителем было обращено взыскание на имущество ООО «Лесной ряд», из-за чего станки и автомобиль были реализованы на торгах. Вследствие утраты производственной базы деятельность ООО «Лесной ряд» стала невозможной, и учредителями фирмы было принято решение о подаче заявления о признании ООО «Лесной ряд» банкротом.
Невыполнение обязанности по подаче заявления должника чревато рядом негативных последствий, предусмотренных в ст.10 Закона N 127-ФЗ. В частности, неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены в ст.9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых этим Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления.

В п.5 ст.10 Закона N 127-ФЗ предусмотрено применение административной и уголовной ответственности в отношении руководителя и членов органов управления должника при нарушении ими норм, установленных в ст.10 данного Закона.

Теперь рассмотрим основные моменты в правовом регулировании процедур банкротства организаций: наблюдении, финансовом оздоровлении, внешнем управлении, конкурсном производстве и мировом соглашении.
Наблюдение
Наблюдение устанавливает в отношении должника ряд дополнительных обязанностей и ограничений. В ходе наблюдения полномочия руководителя организации-должника, иных органов управления должника осуществляются с учетом ограничений, установленных в ст.64 Закона N 127-ФЗ.

Так, органы управления должника могут совершать только с письменного согласия временного управляющего сделки (несколько взаимосвязанных между собой сделок):

— если они связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

— если они связаны с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом должника.

Кроме того, органы управления должника не вправе принимать управленческие решения, перечисленные в п.3 ст.64 Закона N 127-ФЗ. Перечень таких решений является закрытым и включает решения:

— о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

— о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

— о создании филиалов и представительств;

— о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями;

— о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

— о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

— об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

— о заключении договоров простого товарищества.

Компетенция первого собрания кредиторов определена в ст.73 Закона N 127-ФЗ.
Финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление включено в перечень процедур банкротства, установленный в ст.27 Закона N 127-ФЗ применительно к юридическим лицам. Смысл данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия-должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет. Так установлено в п.п.1 и 6 ст.80 Закона N 127-ФЗ.

Инициаторами введения в отношении должника процедуры финансового оздоровления могут быть несколько категорий лиц. Во-первых, сам должник на основании решения своих учредителей (участников) или органа, уполномоченного собственником имущества должника, если должником является государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Во-вторых, третьи лица, например контрагенты должника (п.1 ст.78 Закона N 127-ФЗ).

Согласно ст.76 Закона N 127-ФЗ, ходатайство о введении финансового оздоровления адресуется первому собранию кредиторов. Кроме того, при таком ходатайстве должен прилагаться ряд документов, перечень которых определен в п.5 ст.77 Закона N 127-ФЗ. К таким документам относятся: план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия. Аналогичные требования установлены и в отношении ходатайства третьего лица о введении финансового оздоровления.

В период финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. Так, в соответствии с п.3 ст.82 Закона N 127-ФЗ должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

— связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;

— влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

Кроме того, без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение для исполнения должником обязательств перед кредиторами, должник не вправе принимать решение о своей реорганизации.

Ряд действий органы управления должника должны согласовывать с административным управляющим. К таким действиям относятся сделки, которые:

— влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 процентов суммы требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;

— связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, за исключением реализации имущества должника, реализуемого им в процессе обычной хозяйственной деятельности;

— влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

— влекут за собой получение займов, кредитов.

Необходимо отметить, что сделки должника, совершенные с нарушением порядка, установленного в ст.82 Закона N 127-ФЗ, могут быть признаны недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления, к которому прилагаются следующие документы:

— баланс должника на последнюю отчетную дату;

— отчет о прибылях и убытках должника;

— документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
Внешнее управление
Инициатором введения внешнего управления выступает собрание кредиторов. Так, на основании принятого им решения арбитражный суд вводит данную процедуру, а также утверждает внешнего управляющего на основании вынесенного судом определения.

В Законе N 127-ФЗ введены меры по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления:

1) увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

2) размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

3) замещение активов должника.

Предельный срок внешнего управления не может превышать полутора лет, за исключением следующих случаев, когда:

— собранием кредиторов принято решение об утверждении или изменении плана внешнего управления, срок которого не превышает максимальный срок внешнего управления;

— собранием кредиторов по результатам подведения итогов внешнего управления принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления на срок, не превышающий максимальный срок внешнего управления.

В этих случаях срок внешнего управления может быть продлен еще на шесть месяцев.
Конкурсное производство
Конкурсное производство — это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Эта процедура проводится уже после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом.

Предусмотрен срок проведения конкурсного производства, который составляет один год, но он может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, на шесть месяцев. Арбитражный суд при принятии решения о признании должника банкротом утверждает конкурсного управляющего, а также определяет размер его вознаграждения.

Согласно п.5 ст.53 и п.1 ст.146 Закона N 127-ФЗ в нем предусмотрена возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению. Это правовое новшество носит, безусловно, положительный характер.
Мировое соглашение
Мировое соглашение представляет собой процедуру банкротства, применяемую на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Поэтому мировое соглашение является особой процедурой банкротства. Должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, будь то стадия наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. Особенности заключения мирового соглашения на каждой из указанных стадий определяются гл.VIII Закона N 127-ФЗ.

Перечень условий, соблюдение которых необходимо для утверждения мирового соглашения арбитражным судом, предусмотрен ст.158 Закона N 127-ФЗ. Так, мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Неисполнение обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди является безусловным основанием для отказа в утверждении мирового соглашения. Кроме того, согласно п.2 ст.160 Закона N 127-ФЗ, дополнительными основаниями для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения являются:

— нарушение установленного законом порядка заключения мирового соглашения;

— несоблюдение формы мирового соглашения;

— нарушение прав третьих лиц;

— противоречие условий мирового соглашения Закону N 127-ФЗ, другим федеральным законам и нормативным правовым актам;

— наличие иных предусмотренных гражданским законодательством оснований ничтожности сделок.

Отказ в утверждении мирового соглашения оформляется в форме определения арбитражного суда, которое может быть обжаловано. При этом необходимо отметить, что вынесение арбитражным судом определения об отказе в утверждении мирового соглашения не препятствует заинтересованным лицам заключить новое мировое соглашение и представить его на рассмотрение арбитражного суда[2].                     
Пресечение нарушений при банкротстве


Для пресечения правонарушений при банкротстве в КоАП РФ введены отдельные меры административной ответственности, такие, как:

1) административная ответственность за фиктивное банкротство, т.е. заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности (ст. 14.12 КоАП РФ). Эта ответственность применяется в независимости от уголовной ответственности за преднамеренное или фиктивное банкротство, установленная статьями. 196, 197 Уголовного кодекса РФ (утв. Федеральным законом от 13.06.96 г. № 63-ФЗ, в ред. от 08.04. 2003 г. — далее УК РФ).

2) административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве, которые выражаются

• в сокрытии имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, в передаче имущества в иное владение, в отчуждении или уничтожении имущества, а равно в сокрытии, уничтожении, фальсификации бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства;

• в неисполнении обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве);

• в невыполнении правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ст. 14.13 КоАП РФ). Отметим также, что эта ответственность применяется в независимости от уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, установленной ст. 195 УК РФ.
Заключение
Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти.

Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Следует констатировать, что большая часть российских государственных предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падение производства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Многие частные предприятия, не принимая статуса банкрота, по сути, таковыми являются, прекращая либо не продолжая своей деятельности.

В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все, то большинство ее участников.

В самом деле — предприниматель (в том числе и государство как собственник предприятия) получит перспективы развития своего дела, расставшись с тяжелым багажом прошлого, сменит не справляющееся с управлением руководство, которое ныне в России иным образом сменить нельзя. А это позволит провести здоровую техническую, маркетинговую и кадровую политику, привлечь необходимые для развития производства инвестиции. Кредиторы получают шанс спасти свои деньги, общество структуру экономики, приспособленную к рынку, население нужные товары, персонал предприятия необходимую работу. Система социальной защиты должна обеспечить высвобожденный персонал работой, переподготовкой, приличным пособием по безработице.

По мнению некоторых экономистов, для преодоления кризиса экономики следует шире применять процедуру банкротства российских предприятий. На их взгляд, банкротство всех нерентабельных отечественных предприятий позволило бы:

ликвидировать неэффективные производства и ускорить структурную перестройку экономики;

передать имущество от неэффективных собственников более эффективным;

преодолеть всеобщий кризис неплатежей;

увеличить собираемость налогов и улучшить фискальную дисциплину;

демонополизировать доставшуюся в наследство от плановой экономики промышленность и развить конкурентную среду;

стимулировать развитие малого бизнеса за счет расчленения предприятий и создания на их базе множества мелких фирм.

В условиях кризисного состояния банковской системы, в экономике России отсутствуют субъекты, которые могли бы выступить в роли стратегических инвесторов. Внутренняя политическая и экономическая нестабильность препятствует привлечению иностранных инвесторов.

Поэтому в результате применения действующего механизма банкротства имущество предприятий переходит от одних неэффективных собственников-акционеров к другим таким же неэффективным.

Финансовое состояние предприятия может быть улучшено только тогда, когда изменение формы собственности становится базисом для качественного совершенствования системы управления.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.