--PAGE_BREAK--
Таким образом, международный финансовый рынок – категория международных финансов, определяющая не только форму, но и место их функционирования. Международные финансовые рынки характеризуются сложной структурой, многофункциональностью и неравномерностью развития отдельных секторов международного финансового рынка.
Участниками международных финансовых рынков могут быть как национальные участники (резиденты), так и иностранные участники (нерезиденты).
Участники международного финансового рынка могут быть классифицированы по следующим основным признакам:
— характер участия субъекта в операциях (прямые и косвенные или непосредственные и опосредованные);
— цели и мотивы участия (хеджеры и спекулянты, трейдеры и арбитражеры);
— типы эмитентов (международные, национальные, региональные и муниципальные, квази-правительственные, частные);
— типы инвесторов и должников (частные и институциональные);
— страна происхождения субъекта (развитые страны, развивающиеся, переходные экономики, оффшорные центры, международные институты) [16].
1.2 Глобализация и интернационализация международных финансовых рынков
В финансовом сообществе уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что мир все больше превращается в единый рынок. В последние десятилетия наблюдается ускорение процесса глобализации финансовых рынков. Выражается это, прежде всего, в том, что международные финансовые рынки существенно расширились, а объемы сделок на валютном рынке и рынках капитала заметно возросли. Прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях, либерализация рынков капитала и разработка новых финансовых инструментов, безусловно, и дальше будут стимулировать рост международных потоков капитала, что ведет к расширению и повышению эффективности международных финансовых рынков.
Как это часто случается с быстро популяризирующимися терминами, определение глобализации не получило полную унификацию. Первыми о формировании глобального рынка начали говорить в Соединенных Штатах. Термин «глобализация» был предложен Т. Левиттом в 1983 году. Под этим словом он подразумевал феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых транснациональными корпорациями. Более широкое значение новому термину придали в Гарвардской школе бизнеса, а его главным популяризатором стал К. Омэ, который в 1990 году опубликовал книгу «Мир без границ». Как считает Омэ, состояние мировой экономики теперь определяется триадой, сформированной из Европейского Союза, Соединенных Штатов и Японии. Из-за роста глобального рынка экономический национализм отдельных государств, по его мнению, в настоящее время стал бессмысленным [16].
Под глобализацией экономики сейчас подразумевают целый ряд направлений: становление глобальных транснациональных корпораций, регионализацию экономики, интенсификацию мировой торговли, тенденции конвергенции и, наконец, финансовую глобализацию. В отечественной экономической науке тоже предпринимаются попытки разобраться с новым явлением. В частности, С. Долгов, автор книги «Глобализация экономики: новое слово или новое явление?», считает, что глобализация – по существу, то же самое, что уже давно называлось «интернационализацией хозяйственной жизни». По его мнению, финансовая глобализация состоит в увеличении оборотов международных рынков капитала, появлении новых финансовых инструментов и росте возможностей для инвесторов и заемщиков. В основе его описания финансовой глобализации лежит анализ роста международных рынков капитала, таким образом, речь идет фактически о финансовой интернационализации.
Однако между интернационализацией и глобализацией имеются существенные различия. Интернационализация — это развитие устойчивых экономических связей между странами. Термин «интернационализация» в значительной степени относится к ситуации, когда происходит увеличение операций на внешних рынках, в то время как «глобализация» означает все большую и большую интеграцию национальных экономик, включая финансовые рынки, что, в конечном счете, ведет к созданию единого рынка. Например, если какая-либо страна принимает решение прибегнуть к специальным мерам, защищающим внутренний рынок, то в этих условиях интернационализация еще может развиваться, а глобализация — уже нет. Таким образом, интернационализация относится к расширению международных рынков, а глобализация — к созданию общего рынка без границ.
Что же является движущей силой глобализации? В основе глобализации лежит международная деятельность транснациональных корпораций. Финансовая глобализация же стала следствием международных инвестиций транснациональных корпораций. Это утверждение не утратило свою актуальность и сейчас.
Первоначально финансовые рынки обслуживали, прежде всего, реальный сектор экономики: они помогали страховать потери корпораций от валютообменного риска, финансировали краткосрочные операции и т.д. С течением времени, однако, финансовые рынки стали приобретать самостоятельное значение. Это преобразование привело к огромному количественному росту рынков и многократному увеличению возможностей извлечения прибыли от операций с финансовыми инструментами. К настоящему времени можно говорить уже о том, что на международном рынке не реальный сектор формирует финансовую сферу, а, наоборот, финансовые рынки зачастую определяют состояние реальной экономики.
Глобализация финансовых рынков характеризуется несколькими феноменами:
1) Расширение валовых потоков капитала. Валовые потоки капитала за последние десять лет существенно увеличились. Потоки капитала будут играть еще большую роль в мировой экономике, чем в настоящее время. В краткосрочном периоде подобное увеличение подвижности капиталов может стать причиной нестабильности мировой финансовой системы.
2) Арбитраж процентной ставки. В связи с тем, что международные потоки капитала становятся мобильнее, различие в процентных ставках на рынке должно становится все менее и менее заметным.
3) Синхронизация движения цен. Усиление международного движения капитала и связанное с ним повышение эффективность арбитража процентной ставки ведут к одному очень важному следствию — синхронизации движения цен активов. В теоретическом плане благодаря синхронизации цен должно происходить постепенное ослабление международной диверсификации инвестиций. Синхронизация движения цен активов может привести к синхронизации экономических циклов в странах, являющимися основными участниками международного рынка [16].
Итак, в данном разделе нашего исследования мы изучили понятие, сущность и структуру международных финансовых рынков. Международный финансовый рынок – это составная часть мирового финансового рынка, обеспечивающая перераспределение финансовых ресурсов между странами в результате проведения многообразных финансовых операций участниками этого рынка. Структура международных финансовых рынков представлена международным валютным рынком, международным кредитным рынком, международным фондовым рынком, международным инвестиционным рынком, международным страховым рынком и международным рынком производных финансовых инструментов (деривативов).
Кроме того, мы рассмотрели вопросы глобализации и интернационализации международных финансовых рынков. Глобализация финансовых рынков связана с устранением барьеров между внутренними и международными финансовыми рынками и развитием множественных связей между отдельными секторами. В идеале на глобальном уровне капитал должен свободно перемещаться с внутреннего на мировой финансовый рынок и наоборот. Финансовая глобализация состоит в увеличении оборотов международных рынков капитала, появлении новых финансовых инструментов и росте возможностей для инвесторов и заемщиков. Термин «интернационализация» в значительной степени относится к ситуации, когда происходит увеличение операций на внешних рынках, в то время как «глобализация» означает все большую и большую интеграцию национальных экономик, включая финансовые рынки, что, в конечном счете, ведет к созданию единого рынка.
2 Эволюция международных финансовых рынков
2.1 Анализ становления и развития международных финансовых рынков
Формирование международного финансового рынка происходит на том этапе развития национальных финансовых рынков, когда дальнейшее повышение эффективности их функционирования невозможно без интеграции в единую систему международного финансового рынка как самостоятельную структуру международных финансов. Взаимосвязь и взаимозависимость развития мирового хозяйства и международного финансового рынка проявляются в возникновении периодических несоответствий организации рынка изменениям в структуре мирового хозяйства. В результате возникают периодические циклические кризисы международной финансовой системы и международного финансового рынка. [22].
На стадии кризиса международного финансового рынка всегда ведется поиск оптимальных путей создания новой организационной структуры международного финансового рынка в рамках новой международной финансовой системы. Процесс создания новой системы организации международного финансового рынка состоит из трех этапов: разработки новых принципов организации рынка, увязки новых элементов в единую систему и перехода к новой организации международной финансовой системы и международного финансового рынка.
Обоснование цикличности развития международного финансового рынка позволило выявить основные закономерности его развития с 1860г. по настоящее время. Международный финансовый рынок в своем развитии прошел 3 этапа: в 1867-1944 гг. международный финансовый рынок функционировал в режиме саморегулирования, в 1944-1976 гг. – в режиме жесткого внешнего прямого регулирования, с 1976 г по настоящее время – в режиме сочетания внешнего регулирования с саморегулированием.
Развитие международного финансового рынка можно рассмотреть с позиций его постепенного структурирования. На рис.1 представлены основные этапы последовательного формирования секторов этого рынка – валютного, кредитного, фондового, страхового и инвестиционного секторов, а также международного рынка деривативов.
Временная ось
1860 гг.
I-ый этап
Развитие внешней торговли. Появление международного валютного рынка.
1950 гг.
II-ой этап
Интернационализация операций национальных кредитных рынков.
1960 гг.
Формирование международного кредитного рынка.
1970 гг.
III-ий этап
Формирование международного рынка долгосрочных капиталов и создание международного инвестиционного рынка. Дерегулирование национальных фондовых рынков. Формирование международного фондового рынка.
1980 гг.
Быстрый рост транснациональных банков и компаний. Дальнейшее расширение международного инвестиционного и фондового рынков. Первые систематические операции на международном страховом рынке. Рост операций международного кредитного рынка.
1990 гг.
IV-ый этап
Бурный рост фондового сегмента международного финансового рынка. Формирование международного рынка деривативов.
2000 гг.
Ускоренное развитие международного рынка деривативов.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Рисунок 1. — Основные этапы формирования структуры международного финансового рынка
Что касается современного состояния международных финансовых рынков, то можно выделить следующие основные тенденции развития:
— интернационализация и глобализация, сопровождаемые динамичным развитием всех секторов рынка;
— усиление международной конкуренции между ТНК, ТНБ и глобальными финансовыми организациями, а также между отдельными странами и группами стран;
— интеграция, ведущая к высокой степени мобильности трансграничных финансовых потоков и взаимозависимости всех структурных секторов рынка;
— быстрое развитие информационных систем и электронных средств связи;
— ослабление прямого регулирования рынка;
— изменение традиционных сфер деятельности участников рынка (универсальные банки стали андеррайтерами, организаторами и трейдерами в фондовом секторе;
— инвестиционные банки организуют синдицированные кредиты, осуществляют проектное финансирование; коммерческие банки активно занимаются традиционным бизнесом инвестиционных банков и. т.п.);
— усиление процессов слияний и поглощений участников рынка, ведущих к серьезной его реорганизации, созданию универсальных финансовых холдингов осуществляющих операции во всех секторах рынка;
— рост деривативных сделок, усиливающих финансовые риски операций на рынке;
— ослабление доллара, ведущее к несбалансированности международного финансового рынка, возникновению предпосылок для предкризисного состояния современного международного финансового рынка [22].
2.2 Современное состояние международных финансовых рынков: формирование международных финансовых центров
В процессе повышения своего статуса до международного любой финансовый центр обычно должен пройти следующие стадии:
1. развитие местного рынка;
2. преобразование в региональный финансовый центр;
3. развитие до стадии международного финансового рынка.
Развитие местных финансовых рынков идет параллельно общему экономическому развитию. Для направления внутренних сбережений или иностранного капитала в продуктивные капиталовложения требуется эффективный механизм финансового рынка. Результатом расширения международной торговли и увеличения международных потоков капитала является возрастание потребности обслуживания операций международного капитала. Это требует от многих стран расширения деятельности их финансовых рынков и вовлечения в нее соседних (по региону) стран.
В настоящее время многие национальные финансовые рынки, такие как Франкфурт, Париж и Цюрих, в значительной мере вовлечены в международные операции. Но очень немногие страны имеют:
§ широкий спектр инструментов финансового рынка;
§ всемирное участие в их внутреннем и иностранном секторах;
§ эффективные международные системы связи;
§ соответствующее место страны в мировой системе хозяйства;
§ наличие развитой кредитной системы и хорошо организованной фондовой биржи;
§ умеренность налогообложения;
§ льготность валютного законодательства, разрешающего доступ иностранным заемщикам на национальный рынок и иностранных ценных бумаг к биржевой котировке;
удобное географическое положение [25].
Указанные факторы ограничивают круг национальных рынков, которые выполняют международные операции. В результате, конкуренции сложились мировые финансовые центры- Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Сингапур и др. Мировые финансовые центры - центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные, финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Исторически они возникли на базе национальных рынков, а затем — на основе мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, рынков золота.
Страны ЕС давно стремились создать собственный финансовый центр. Однако интеграция валютных, кредитных, финансовых рынков долгое время отставала от интеграции в области промышленности, сельского хозяйства, внешней торговли. Это обусловлено противоречиями в ЕС, нежеланием стран-членов поступиться своим суверенитетом в проведении бюджетной, кредитной, инвестиционной политики в пользу наднациональных решений. В 90-х годах в соответствии с «планом Делора» о создании экономического и валютного союза страны ЕС активно формировали единое финансовое пространство путем отмены всех валютных ограничений. В соответствии с Маастрихстким договором, вступившим в силу с ноября 1993 г., венцом интеграции стал единый западноевропейский рынок капиталов и финансовых услуг. С введением евро в 1999 г. рынок ЕС стал вторым по масштабу фондовым рынком после США.
Мировым финансовым центром является Цюрих, который оспаривает первенство у Лондона по операциям с золотом, а также Люксембург. На долю последнего приходится около 1/4 всех евровалютных кредитов. Мировым финансовым центром стал Токио в результате усиления позиций Японии в мировом хозяйстве в ходе конкурентной борьбы, создания за рубежом мощной банковской сети, внедрения ¥ в международный экономический оборот, отмены валютных ограничений. В отличие от США, которые с 1985 г. стали нетто-должником, Япония — ведущая страна нетто-кредитор. Японские банки доминируют в мире, в том числе в сфере международных операций (почти 40% в начале 90-х годов), опередив банки США (15%) и Западной Европы. В конце 90-х годов произошло временное ослабление международных позиций Японии в связи с экономическим кризисом и в значительной степени под влиянием небывалого за последние 30 лет финансового и валютного кризисов в регионе ЮВА.
Для того чтобы быть развитым международным центром, способным обслуживать мировые потоки капитала между собой и другими международными, региональными и местными финансовыми рынками, центр должен обладать необходимыми элементами поддержки своих национальных и международных операций.
Эти элементы включают в себя устойчивую финансовую систему и институты, обеспечивающие правильное функционирование финансовых рынков. США не могли стать международным финансовым центром до 1913 г. из-за отсутствия центрального банка — Федеральной резервной системы.
Следующий важный элемент — гибкая система финансовых инструментов, обеспечивающая кредиторам и заемщикам разнообразие вариантов с точки зрения затрат, риска, прибыли, сроков, ликвидности и контроля.
Еще один элемент — способность канализировать иностранный капитал. Финансовый центр не сможет контролировать значительный объем международных операций без хорошо осведомленных людей, работающих на финансовых рынках, и средств связи (в том числе компьютерной), соединяющей его с другими центрами внутри страны и за рубежом.
Также для мирового финансового центра необходимы структура и достаточные правовые рамки, способные вселить доверие в международных заемщиков и инвесторов [25].
Для того чтобы создать свой международный финансовый рынок, Лондону потребовалось несколько столетий. Нью-Йорку и Токио на этот процесс потребовалось около ста лет. Берлин был одним из важнейших европейских финансовых рынков, но его значение после второй мировой войны снизилось. Множество оффшорных банковских центров, функционирующих в качестве международных транзитных центров (Гонконг, Сингапур, Багамские о-ва), ведут банковские операции преимущественно с евровалютами. Такие финансовые центры служат также налоговым убежищем, поскольку операции на них не облагаются местными налогами и свободны от валютных ограничений. Развитие финансовых институтов, инструментов и специальных знаний, необходимых для превращения в международный центр, требует значительного времени и усилий. Превращение в один из основных международных финансовых центров требует соблюдения нескольких условий.
√ Экономическая свобода: финансовый рынок не может существовать без свободы деятельности, потребления, накопления и инвестирования.
√ Стабильная валюта, поддерживающая внутреннюю экономику, обеспечивающая доверие иностранных инвесторов.
√ Эффективные финансовые институты и инструменты, способные канализировать сбережения в продуктивные капиталовложения.
√ Активные, всеохватывающие и мобильные рынки— комплексные рынки, такие как долгосрочные и краткосрочные рынки, рынки по сделкам на срок и фьючерсные рынки, товарные рынки, предоставляющие заемщикам и инвесторам большие возможности.
√ Технология и средства связи, позволяющие эффективно проводить безналичные расчеты и наличные платежи.
√ Финансовые специальные знания и человеческий капитал, результат обучения и образования.
Поддержание соответствующего правового и социального климата, создание привлекательной для международных потоков капитала обстановки [25].
Итак, в данном разделе исследования мы проанализировали становление и развитие международных финансовых рынков. Обоснование цикличности развития международного финансового рынка позволило выявить закономерности его развития: 1 этап — в 1867-1944 гг. международный финансовый рынок функционировал в режиме саморегулирования, 2 этап — в 1944-1976 гг. — в режиме жесткого внешнего прямого регулирования, 3 этап — с 1976 г. по настоящее время — в режиме сочетания внешнего регулирования с саморегулированием. Также развитие международного финансового рынка было рассмотрено с позиций его постепенного структурирования. Выделены этапы последовательного формирования секторов этого рынка – валютного, кредитного, фондового, страхового и инвестиционного секторов и международного рынка деривативов.
Кроме того, было рассмотрено современное состояние международных финансовых рынков и тенденция формирования международных финансовых центров. Для того чтобы быть развитым международным центром, способным обслуживать мировые потоки капитала между собой и другими международными, региональными и местными финансовыми рынками, центр должен иметь устойчивую финансовую систему и институты, гибкую систему финансовых инструментов, способность канализировать иностранный капитал, структуру и достаточные правовые рамки, способные вселить доверие в международных заемщиков и инвесторов.
3 Актуальные проблемы международных финансовых рынков и пути их решения
3.1Проблемы регулирования международных финансовых рынков
Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков. Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей.
Первая предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка – саморегулирующим организациям (СРО) (например, во Франции).
Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США – штатам, в Германии – землям) [18].
Общей тенденцией в мировой практике регулирования финансового рынка является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более чем 30 стран с развитыми рынками – более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора (в случае его образования). Исключением из общего правила является Швейцария, которая не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).
Идеальной модели функционирования и регулирования финансового рынка в мире не существует. Лучшие из них представляют собой «золотую середину» между жестким централизованным управлением и коллегиальным регулированием профессиональными организациями. Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников (например, ценность репутации участника), доверие к органу регулирования и объем обращающегося на этом рынке капитала.
Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации относятся, прежде всего, Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ), Министерство финансов, Центральный банк, Министерство по антимонопольной политике (МАП), Министерство госимущества (МГИ). Негосударственное регулирование осуществляется саморегулируемыми организациями. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования, когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (все фондовые биржи являются в США саморегулируемыми организациями, NASD привязан к NASDAQ и Amex. В России связки ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР полностью соответствуют этой модели) [18].
Если говорить о текущем состоянии рынка ценных бумаг в России, то он еще слишком неразвит. Опыт 90-х г.г. показывает, что подход, основанный на идее «самоформирования» рынка, и ограничения роли государства защитой прав инвесторов, раскрытием информации, созданием правил «игры» и контролем за их исполнением, которого придерживались регуляторы рынка, приводит к невыполнению рынком своих базовых задач, к деформациям организации рынка, к огромным значениям рыночного риска. В период глубоких структурных преобразований необходимо повышение роли государства в регулировании финансового рынка.
Однако повышение роли государства состоит не в создании излишней регулятивной инфраструктуры, а в поэтапном строительстве рынка вместе с профессиональным сообществом, стимулировании его развития и формировании его направленности на инвестиции в реальный сектор.
Работа Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) должна быть подчинена целям финансирования экономического роста через рынок ценных бумаг. Конечным результатом работы ФКЦБ должно считаться количество привлеченных через рынок ценных бумаг инвестиций в реальный сектор экономики. В последнее время произошло некоторое усиление полномочий ФКЦБ, дающее ей возможность осуществления нормальной деятельности. Эти процессы должны сопровождаться наращиванием ответственности за реализацию этих полномочий.
Для полноценного развития рынка необходимо расширение начал саморегулирования. Передача части функций регулятора негосударственным структурам является необходимой для России тенденцией. Существенную часть функций, которые касаются лицензирования, контроля, дополнительной координации профессиональной деятельности своих участников, можно и должно передавать саморегулируемым организациям, биржам, различным участникам рынка. Сейчас для этого предпосылок значительно больше, чем это было на стадии становления рынка — на рынке появились высококвалифицированные, подготовленные кадры, которые могут осуществлять эти функции. Саморегулирование — одна из высших ступеней цивилизованности рынка. Если сами участники рынка понимают, что нужно объединять усилия для совершенствования регулирующих их норм и правил, если они заинтересованы в дисциплине, в чистоте своих рядов и законности действий, значит, уровень сознания участников рынка достиг той отметки, когда можно говорить о его развитости.
Саморегулируемые организации нужны государству как опора, как надежный партнер в деле совершенствования рыночной экономики. Эффективность саморегулируемых организаций зависит от их умения учитывать и отражать интересы сообщества участников рынка. Цель саморегулируемой организации должна состоять о том, чтобы на рынке работали только достойные, только цивилизованные участники. Не потому, что все те, кто не соответствуют стандартам, оказываются изгоями, а потому, что достойные подтягивают их до своего уровня. Чтобы саморегулируемые организации жили и развивались, они должны не только заботиться о своих участниках, но и о рынке в целом, не изгонять нарушителей, а воспитывать их, помогая государству совершенствовать законы и правила, исключающие повторение нарушений [18].
3.2 Реформирование процесса регулирования финансовых рынков России
Наряду с реформированием процессов регулирования финансовых рынков в настоящее время необходимы также организационные изменения, такие как введение стратегического планирования (ежегодные Основные направления государственной политики на рынке ценных бумаг, создание Национального совета по финансовому рынку при Председателе Правительства РФ, постоянно действующих рабочих групп ФКЦБ, Банка России и других регуляторов).
Дискутируется также вопрос о создании концепции мегарегулятора на финансовых рынках России. Данная модель применяется на крупнейших мировых рынках — в Великобритании, Японии и Южной Корее. Так, в Великобритании все финансовые рынки, включая рынок кредитных услуг, страховой рынок, срочный рынок и т.д. регулируется законом о финансовых услугах (Financial Services Act) и единым мегарегулятором — Агентством по финансовым услугам ( Financial Services Authority). Данная модель создает унифицированные условия деятельности этих рынков. Для России предлагается слить существующие регуляторы — Министерство финансов (страховая деятельность), Центральный банк (регулирование банков), Комиссию по негосударственным пенсионным фондам, ФКЦБ в единую организацию. Вместе с тем, многим участникам дискуссии эта концепция представляется как несоответствующая российским условиям. В России еще не сформировались финансовые конгломераты, кроме того велика вероятность ослабления совокупных ресурсов регуляторов [18].
В этой связи, важное значение приобретает разработка Государственной Думой долгосрочной программы развития российского финансового рынка, принятой на правительственном уровне и жестко увязанной с основными направлениями развития всей экономики страны. В рамках этой программы должна быть продумана система государственного регулирования финансового рынка в целом, а также предусмотрено разделение функций по регулированию финансового рынка. Только в этом случае к российским финансовым инструментам появится доверие со стороны отечественных инвесторов.
Одно из направлений совершенствования регулирования финансовой системы — создание качественно нового законодательства в сфере инвестиций, финансового рынка и финансовых услуг.
Основные недостатки действующего законодательства можно свести к следующему перечню:
· отсутствие ясных целей и приоритетов в законотворчестве о ценных бумагах и финансовых рынках, не позволяющих в полной мере использовать финансовое законодательство в целях экономического роста и повышения эффективности функционирования всех элементов финансовой системы;
· разрозненность, дублирование и противоречивость правовых норм, посвященных различным сегментам финансового рынка, отсутствие единого понятийного аппарата, унифицированных требований к участникам финансового рынка и единых подходов к регулированию однотипных проблем, возникающих в разных частях финансовой системы;
· неспособность реализованной в законодательстве модели управления финансовым рынком, основанной на множественности регуляторов и методов регулирования, эффективно управлять рисками в условиях универсализации деятельности компаний, усложнения финансовых инструментов и «взаимопереплетения» рисков, характерных для разных видов деятельности;
· игнорирование в законодательстве вопросов повышения конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, схем коллективных инвестиций и эмитентов ценных бумаг;
· дисбаланс между требованиями законодательства и возможностью их исполнения, установление заведомо неисполнимых требований к участникам финансового рынка, непоследовательность и противоречивость системы делегирования полномочий государственной власти саморегулируемым организациям и профессиональным объединениям профессиональных участников финансового рынка, эмитентов и инвесторов;
· игнорирование в отечественном законодательстве новых тенденций и норм в развитии законодательства других стран, требований международных стандартов в сфере финансового рынка и сложившихся на глобальных рынках правил и обычаев делового оборота;
· отсутствие системы «сдержек и противовесов» при определении прав, обязанностей и ответственности органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять регулирование и надзор за различными сегментами финансового рынка.
В этих условиях целесообразно подойти к вопросу о модернизации российского законодательства о финансовом рынке, опираясь на ясное понимание места финансового рынка в государственной системе управления экономикой, целей и приоритетов его развития, а также качественных и количественных параметров и ориентиров финансового рынка России на перспективу.
Можно выделить следующие предложения, реализация которых позволит создать в стране эффективный финансовый рынок, направленный на решение приоритетных проблем, таких как подъем экономики, рост инвестиций и эффективности их использования, обеспечение условий для расширенного воспроизводства сбережений граждан, создание в стране достойной для гражданского общества системы социального обеспечения и социального страхования граждан России [18]:
1. Обеспечение роста капитализации крупнейших российских эмитентов за счет качественных улучшений в сфере корпоративного управления, раскрытия информации, устранения излишних ограничений на обращение акций и радикальных сдвигов в сфере правоприменения законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах.
2. Увеличение объема инвестиционных ресурсов, заимствуемых компаниями на внутреннем финансовом рынке за счет ускоренного развития рынка корпоративных облигаций и эмиссии акций.
3. Восстановление рынка государственных ценных бумаг как важнейшего инструмента регулирования денежно-кредитной политики государства, оказания государственной поддержки сбережений граждан и схем коллективного инвестирования, а также источника финансирования временных кассовых разрывов при исполнении бюджетов разного уровня одновременно с созданием эффективной и надежной системы управления внутренним долгом на уровне Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
4. Содействие повышению конкурентоспособности на внешних и внутреннем рынке и экономической эффективности деятельности российских профессиональных участников финансового рынка, эмитентов и институциональных инвесторов.
5. Допуск к размещению и обращению на территории РФ финансовых инструментов, выпускаемых эмитентами-нерезидентами, устранение препятствий для российских профессиональных участников финансового рынка и схем коллективных инвестиций в предоставлении услуг, связанных с обслуживанием указанных ценных бумаг, заключением сделок и расчетов.
6. Содействие выпуску новых финансовых инструментов, интересных для инвесторов.
7. Повышение надежности и экономической эффективности системы удостоверения и перерегистрации прав на ценные бумаги, определение надлежащего правового статуса добросовестного приобретателя.
8. Создание эффективной и доступной для любого заинтересованного лица системы раскрытия информации о ценных бумагах, эмитентах, участниках финансового рынка и иной информации, необходимой для инвесторов.
9. Активизация использования различных форм налогового стимулирования инвесторов в ценные бумаги, применяемых в большинстве стран мира.
10. Устранение противоречий и несогласованности в регулировании различных сегментов финансового рынка, повышение эффективности государственного регулирования и действенности надзорных функций регулирующего органа.
11. Всемерное использование потенциала саморегулирования деятельности участников финансового рынка, недопустимость использования государственных органов и полномочий должностных лиц одними участниками финансового рынка в целях оказания воздействия на конкурентов.
12. Снижение бюрократических барьеров при входе на рынок и издержек участников по поддержанию искусственных ограничений на совмещение различных видов предпринимательской деятельности и выбора организационно-правовых форм деятельности.
3.3 Перспективы развития международных финансовых рынков
В 2000-2009 гг. произошло общее ухудшение условий функционирования международного финансового рынка. Оно выражается в повышении риска дальнейшего снижения курса доллара по отношению к другим ключевым валютам; обострении соперничества США, стран зоны евро и Японии на международном финансовом рынке; ухудшении финансовой ситуации в странах зоны евро и США при одновременном быстром росте национальных финансовых рынков Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии. Это привело к глобальным дисбалансам и усилению рисков на международном финансовом рынке.
В последнее десятилетие происходит наращивание глобальных дисбалансов на международном финансовом рынке, связанных с изменением позиций государств — участников этого рынка. Сальдо текущих операций США — признанного лидера международного финансового рынка — постоянно ухудшается, а зеркальным отражением этого процесса является улучшение сальдо текущих операций в странах Азии (страны АСЕАН, Китае и Индии), в нефтедобывающих развивающихся странах и в меньшей степени в малых развитых странах (Швейцария, Норвегия, Швеция). Сальдо счета текущих операций зоны евро остается близким к нулю, но при этом наблюдается расхождение между динамикой этого показателя в странах, имеющих профицит (Германия, страны Бенилюкс и Финляндия) и в странах, которые имеют дефицит (Испания, Франция, Португалия, Греция). В процентах к мировому ВВП сальдо счета текущих операций с 1994 по 2007 г. в США снизилось на 1,5 — 2,1 %, а в странах Азии с формирующимися рынками и в малых европейских странах выросло в среднем на 0,5 — 0,75%. Что касается стран зоны евро, то, пережив падение в 2000 г. на 0,5 %, оно выросло к 2007 г. на 0,37 %. Сформировавшиеся стойкие дисбалансы в развитии национальных финансовых рынков стран — участниц международного финансового рынка проявляются во всех секторах международного финансового рынка: валютном, кредитном, фондовом, инвестиционном и страховом. Обобщая вышесказанное отметим, что упорядоченная корректировка дисбалансов международного финансового рынка возможна лишь в результате слаженной и согласованной финансовой политики стран — участниц международного финансового рынка, направленной на совместное регулирование международного финансового рынка [22].
В США приоритетной задачей становится увеличение национальных сбережений, что возможно лишь при условии использования такого регулирующего инструмента как бюджетная консолидация. Для стабилизации международного финансового рынка федеральный бюджет США должен быть сбалансирован к 2013 г. Для такой корректировки американского бюджета необходимо сократить национальное потребление на 0,75% ВВП, повысить налогообложение и снизить в результате бюджетной консолидации отношение долга к ВВП. Ужесточение налогово-бюджетной политики и некоторое ослабление доллара приведут к заметному улучшению сальдо текущих операций — примерно на 2% в течение 10 лет и сокращению чистых иностранных обязательств США более чем на 10%за тот же период. Сокращение государственного долга США в свою очередь приведет к уменьшению мировых процентных ставок, что стимулирует частные инвестиции и банковское кредитование.
В странах Азии с формирующимися рынками приоритетными направлениями уменьшения дисбалансов на международном финансовом рынке должно стать создание условий для большей гибкости обменных курсов в сторону их повышения. Если не брать в расчет Китай, где иностранные инвестиции уже и так достаточно высоки, в других странах Азии основными направлениями развития являются увеличение зарубежных инвестиций, расширение доступа домашних хозяйств к кредитам и повышение нормы сбережений. Меры национальной финансовой политики должны быть направлены на улучшение инвестиционного климата, завершение финансовых реформ, снижение барьеров для выхода на международный финансовый рынок.
В странах зоны евро на выравнивание дисбалансов международного финансового рынка может повлиять более высокий в ближайшее десятилетие экономический рост.
Надо отметить, что все возможные сценарии корректировки развития международного финансового рынка в среднесрочной перспективе не в состоянии полностью отрегулировать рынок и преодолеть комплекс негативных последствий, возникающих в связи с разбалансированностью рынка в целом. Эффективному функционированию современного международного рынка мешают следующие факторы: продолжающийся кризис в фондовом секторе рынка, нарастание масштабов спекулятивных операций по мере наращивания объемов сделок хеджфондов и пенсионных фондов, возрастание финансовых рисков в связи с ростом объемов сделок с деривативами (особенно кредитными), рост мировых цен на нефть и другие.
Видимо, системы организации и регулирования международного финансового рынка, основанные на гегемонии доллара США, близки к исчерпыванию своих потенциальных возможностей. Наступает время перехода от однополярной к многополярной системе управления международным финансовым рынком. Она должна сопровождаться глубокой модернизацией органов регулирования международного финансового рынка и системы финансовой отчетности участников этого рынка, разработкой более эффективных методов риск-менеджмента в международной финансовой сфере. В создании новой многополярной системы управления международным финансовым рынком активное участие, по нашему мнению, должна принимать Россия [22].
Итак, в третьем разделе нашей работы продолжение
--PAGE_BREAK--