Реферат по предмету "Финансы"


Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 10

--PAGE_BREAK--
2 Анализ производства и реализации продукции

2.1 Анализ объемов продукции и затрат на ее производство


Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства необходимо не только наращивать производство продукции, но и рационально использовать ее в хозяйстве и распределять по каналам реализации.

Для начала по данным годовой отчетности определим объем продукции, произведенной в ОАО «Пригородное».

Таблица 5 – Динамика объемов производства основных видов продукции предприятия

Вид продукции

2005

2006

2007

Отклонение (+;-)

Зерно

9516

13420

20928

11412



Из расчетов видно, что за анализируемый период 2005-2007года объем зерна увеличился на 11412ц.

Рассчитаем и проанализируем затраты на производство продукции по элементам затрат.

Из таблицы 6 видно, что основными элементами затрат являются материальные затраты (3480 тыс.руб. в отчетном периоде и составляющие 47,68% от общей суммы затрат), из которых наибольший удельный вес занимают семена и посадочный материал (7,74%). Также большой удельный вес имеют затраты на оплату труда (35,84% в отчетном периоде). В целом по предприятию сумма затрат увеличилась с 2005 года по 2007 год на 3558 тыс.руб. 
Таблица 6 – Состав и структура затрат на производство продукции

Элементы затрат

2005

2006

2007

Отклонене (+;-)

сумма, тыс.р.

удель-ный

вес, %

сумма, тыс.р.

удель-ный вес, %

сумма, тыс.р.

удель-ный вес, %

Материальные затраты

2190

58,56

2310

56,46

3480

47,68

1290

в том числе

семена и посадочный материал

432

11,55

539

13,17

565

7,74

133

корма

27

0,72

16

0,39

-

-

-27

электроэнергия

145

3,88

216

5,28

252

3,45

107

нефтепродукты

750

20,05

1020

24,93

1344

18,43

594

запасные части

805

21,52

260

6,35

969

13,28

164

Затраты на оплату труда

1032

27,59

1403

34,29

2616

35,84

1584

Отчисления на соц. нужды

268

7,17

174

4,26

324

4,45

56

Амортизация

232

6,20

-

-

250

3,42

18

Прочие затраты

18

0,48

204

4,99

628

8,61

610

ИТОГО затрат по основному производству

3740

100

4091

100

7298

100

3558


2.2 Анализ реализованной продукции и уровня товарности


В процессе реализации продукции хозяйствам перечисляется выручка, которая должна возмещать произведенные затраты и обеспечивать получение прибыли, необходимой для расширенного воспроизводства. Важнейшие результаты деятельности каждого предприятия – прибыль и рентабельность, которые зависят в основном от продажи продукции.

ОАО «Пригородное» заинтересованно в быстрой реализации своей продукции, так как это оказывает прямое влияние на финансовое состояние хозяйства, способствует укреплению его экономики, улучшению условий труда и быта работников. Поэтому один из важнейших вопросов экономического анализа – анализ использования и реализации продукции, финансовых результатов и рентабельности.

При анализе использования продукции в хозяйстве необходимо рассмотреть поступление ее в отчетном году и расход, как в целом, так и по отдельным направлениям, сравнивая в динамике по годам. Это дает возможность определить возможности хозяйства по увеличению производства  и продажи продукции, выявить пути совершенствования расходования продукции.

Сейчас необходимо провести анализ использования и реализации сельскохозяйственной продукции – зерновых.

Таблица 7 – Анализ движения зерновых, ц

Показатель

2005

2006

2007

Отклонение(+;-)

Наличие на начало года

4049

3803

5772

1723

Приход — всего

9516

13720

21753

12237

в т.ч. произведено

9516

13420

20928

11412

         приобретено

-

300

337

337

         прочие поступления

-

-

488

488

Расход — всего

9762

11751

19423

9661

в т.ч.реализовано — всего

8893

10251

11068

2175

        расход на семена

869

1500

2055

1186

Наличие на конец года

3803

5772

8402

4599



Из таблицы 7 видно, что за анализируемый период производство и реализация зерна на предприятии увеличились в динамике по годам на 11412 тыс.руб. и 2175 тыс.руб. соответственно. Производство зерна на предприятии превышает его реализацию, что положительно отражается на наличии зерна на начало и конец года.

ОАО «Пригородное» реализует не всю произведенную продукцию. Часть ее используется на производственные цели. Анализ использования переходящих остатков и поступившей в течение года продукции показывает обеспеченность производственных нужд хозяйства и дает возможность определить уровень товарности отдельных видов продукции.

Рассчитаем уровень товарности продукции. Уровень товарности определяется отношением товарной части к объему валовой продукции. Товарная сельскохозяйственная продукция включает продукцию, проданную по договорам государственным заготовительным и торговым организациям, предприятиям общественного питания и кооперации, а также населению на колхозных рынках.

Уровень товарности зависит от направления хозяйства, уровня специализации и концентрации производства.

Таблица 8 – Товарность сельскохозяйственной продукции

Вид прокции

2005

2006

2007

Вало-

вая продукция, ц

Товар-

ная продукция, ц

Уро-

вень товарности, %

Вало-

вая продукция, ц

Товар-

ная продукция, ц

Уро-

вень товарности, %

Вало-

вая продукция, ц

Товар-

ная продукция, ц

Уро-

вень товарности, %

Зерно

9516

8893

93,45

13420

10251

76,39

20928

11068

52,89

Молоко

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Мясо крупнорогатого скота

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Мясо свиней

-

-

-

-

-

-

-

-

-



Расчеты показали, что наибольший уровень товарности у зерна (93,45%, 76,39% и 52,89% соответственно по годам), что показывают произведенные расчеты. Это показывает направленность хозяйства в сторону растениеводства и соответственно получение большей части прибыли от производства и реализации продукции растениеводства.


3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
3.1 Анализ состава и структуры чистой прибыли предприятия

Прибыль — это часть чистого дохода, созданного в процес­се производства и реализованного в сфере обращения. Она:

— характеризует финансовый результат предприниматель­ской  деятельности;

— является основой экономического развития организации;

— наиболее полно отражает эффективность производства,
 объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укреп­ление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Рост прибыли создает финансовую опору для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения социальных проблем, удовлетворения материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняютсяобязательства организации перед бюджетом, банками и другими организациями. Показатели прибыли характеризуют степень активности и финансового благополучия.

Хозяйственная деятельность организации достаточно разнообразна, производственная, снабженческая, сбытовая деятельности. Поэтому прибыль организации принимает разныеформы. Исходным моментом в расчетах показателей является выручка от продаж продукции, товаров и услуг, которая характеризует завершение производственного цикла организации, возврат авансированных на производство средств и превращение их в денежную форму, а также началонового цикла в обороте всех средств.Изменение в объеме продаж оказывает наиболее чувствительное влияние на финансо­вые результаты деятельности организации.

Прибыль представляет собой разность между дохода­ми от деятельности предприятия и расходами на её осуществление. Для анализа используется система показателей прибыли, которые различаются по величине, экономическому содержанию, функциональному назначению. Валовая прибыль определяется вычитанием из выручки от продажи себестоимости проданной про­дукции. При уменьшении валовой прибыли на сумму коммерческих и управленче­ских расходов получается прибыль от продаж. Прибавляя операционные и внереа­лизационные доходы, и вычитая расходы, получают сумму прибыли до налогооб­ложения. Прибыль до налогообложения, уменьшенная на величину налога на при­быль, показывает сумму прибыли от обычной деятельности. Чистая прибыль представляет разность между прибылью от обычной деятельности и чрезвычайными доходами (расходами).

Анализ прибыли начинается с общей оценки динамики прибыли, ее состава и структуры. Она дается по данным горизонтального и вертикального анализа, проводимого на основе аналитической таблицы, составленной по форме отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Для решения поставленной задачи необходимо воспользоваться данными таблицы 9.

Таблица 9 – Анализ прибыли на предприятии, тыс.р.

Показатель

2005

2006

2007

Отклонение (+;-)

Выручка от продажи продукции

2859

3869

7445

4586

Себестоимость проданной продукции

3415

3415

5422

2007

Валовая прибыль

-556

454

2023

2579

Прибыль от продаж

-556

454

2023

2579

Сальдо операционных доходов и расходов

-

-

-

-

Сальдо внереализационных доходов и расходов

-

-

-

-

Прибыль до налогооблажения

-306

692

1899

2205

Прибыль от обычной деятельности

-306

692

1899

2205

Сальдо чрезвычайных доходов и расходов

-

-

-

-

Чистая прибыль

-306

692

1899

2205

За отчетный период валовая прибыль увеличилась на 2579 тыс. руб. или на 263,85%. Это явилось следствием роста выручки от продажпродукциив большей степени (260,41%), чем себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг(158,77%).

Прибыль от продаж в отчетном периоде была выше на 1569 тыс. руб. или на 345,59%, чем в предыдущем периоде.

Благодаря успешной работе предприятия по экономии управленческих коммерческих расходов имеется увеличение роста прибыли от продаж.

По сравнению с предыдущим годом прибыль до налогообложения значительно увели­чилась на 1207 тыс. руб. и составила 1899 тыс. руб. вместо 692 тыс. руб., т.е. на 174,42% больше.

Чистая прибыль в отчетном периоде была больше, чем в предыдущем пери­оде и составила 1899 тыс. руб. вместо 692 тыс. руб. в предыдущем периоде.

При анализе динамики прибыли и ее структуры важно определить и такие показатели, как общая величина доходов за отчетный период, общая величина расходов за отчетный период, величина доходов на 1 руб. расходов организа­ции, величина расходов на 1 руб. доходов организации, расходы по обычным видам деятельности на 1 руб. выручки от продажи продукции; доля доходов от основной деятельности в общей сумме доходов организации; величина чистых доходов (прибыли).

Общая величина доходов за отчетный период (ОВД) — это сумма выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и ана­логичных обязательных платежей), проценты к получению, доходы от участия в других организациях (ДДО), прочие доходы (ПД).

Общая величина расходов отчетного периода — это сумма себестоимости проданных товаров, работ, услуг, коммерческих расходов КР, управлен­ческих расходов УР, процентов к уплате %, прочих расходов ПР, налога на прибыль и иных обязательных платежей НП.

3.2 Индексный анализ влияния факторов на изменение прибыли от продаж


Основную часть прибыли хозяйства получают от реализации продукции. Поэтому в ходе дальнейшего анализа необходимо изучить динамику прибыли и определить факторы изменения её суммы.

Проведем индексный анализ суммы прибыли от продажи зерна в ОАО «Пригородное». На изменение суммы прибыли от продажи зерна влияют три фактора: объем продаж (q), среднереализационная цена(p) и себестоимость единицы продукции(z).

Таким образом, факторная модель имеет вид:
П = Вр -З = q*p-q*z= q*(p-z)
Таблица10- Показатели для индексного анализа прибыли от продажи зерна

Показатель

Символ

2005

2007

Отклонение (+;-)

Объем продаж, ц

q

8893

11068

1361

Средняя цена реализации, р.

p

267,47

186,03

-81,44

Себестоимость единицы продукции, р.

z

330

3,25

-326,75

Прибыль от продаж, р.

П

-556000

2023000

2579000



Общее изменение прибыли от продажи зерна составит:

Iп = q1*(p1-z1)/q*(p-z)

Iп = 11068*(186,03-3,25)/8893*(267,47-330) = -3,637

    П = П1-П0 = 2579000

в том числе за счет изменения:

— объема реализации

Iq= q1*(p-z)/q*(p-z) = 11068*(267,47-330)/8893*(267,47-330) = 1,245          или 124,5%

  П(q) = П1-П0  = -136082,04

— средней цены реализации

Ip = q1*(p1-z)/ q1*(p-z) = 11068*(186,03-330)/11068*(267,47-330) = 2,302  или 203,2%

   П(p) = П1-П0 = -1593459,96+692082,04 = -901377,92

— себестоимости единицы продукции

Iz = q1*(p1-z1)/q1*(p1-z) = 11068*(186,03-3,25)/11068*(186,03-330) = -1,269 или -126,9%

   П(z)=П1-П0 = 2023000+1593459,96=3616459,96

Взаимосвязи индексов: Iп = Iq* Ip* Iz= 3,637

                                         П = П(q)+ П(p)+ П(z)= 2579000

Расчеты показали, что прибыль от продажи зерна увеличилась на 2579000 рублей, за счет увеличения объема реализации на 1361 р., уменьшения средней цены реализации на 81,44 р. и себестоимости единицы продукции на 326,75 р.
3.3 Анализ показателей рентабельности


В условиях рыночной экономики большое значение приобретают показа­тели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Показатели рентабельности измеряются прибыльностью с различных позиций. Общая формула расчета рентабельности отражает сумму прибыли организации к показателю, по отношению к которому рассчитывается рентабельность, т.е.

Re= Ц/U
При этом в числителе может быть: валовая прибыль, прибыль от продажи продукции, прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов (экономическая прибыль) и чистая прибыль.

В знаменателе могут быть отражены активы (или капитал) организации в целом, собственный капитал, заемный капитал, перманентный капитал (сумма собственного капитала и долгосрочных заемных средств), текущие активы, производственные фонды (сумма основных производственных и оборотных производственных фондов), выручка от реализации продукции (объем про­даж), себестоимость реализованной продукции.

В связи с использованием большого числа состава показателей и их различ­ных сочетаний можно рассчитывать целый ряд показателей рентабельности.

Различают несколько групп показателей рентабельности:

-показатели, характеризующие рентабельность издержек производства и инвестиционных проектов;

-показатели, характеризующие рентабельность продаж;

-показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность рабо­ты предприятия в целом, доходность различных направлений де­ятельности (производственной, предпринимательской, инвести­ционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем при­быль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с на­личными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвести­ционной политике и ценообразовании.

Сейчас необходимо рассчитать и проанализировать изменение показателей рентабельности.
Таблица 11 – Динамика показателей рентабельности

Показатель

2005

2006

2007

Отклонение (+;-)

Валовая прибыль, тыс.р.

-556

454

2023

2579

Прибыль от продаж, тыс.р.

-556

454

2023

2579

Чистая прибыль, тыс.р.

-306

692

1899

2205

Себестоимость проданной продукции, тыс.р.

3415

3415

5422

2007

Выручка от продажи продукции, р.

2859

3869

7445

4586

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.р.

7844

7612

7702

-142

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.р.

1788

1756

2124

336

Итого основных производственных и оборотных средств. тыс.р.

9632

9368

9826

194

Рентабельность производственной деятельности, %

-8,96

20,26

35,02

43,98

Рентабельность продаж, %

-10,70

17,88

25,51

36,21

Рентабельность капитала, %

-3,9

9,09

24,65

28,55



Расчеты показали, что предприятие  за анализируемый период работает рентабельно, эффективность деятельности предприятия увеличивается, так как уровень показателей рентабельности также увеличивается.

За анализируемый период валовая прибыль в 2007 году увеличилась на 2579тыс.р. или на 263,8%  по сравнению с 2005. Что касается себестоимости продукции, то она также увеличилась в отчетном году на 2007тыс.р. или на 58,77% по сравнению с базисным годом.

 

3.4 Индексный анализ рентабельности


Рентабельность продаж характеризует размер прибыли в рас­чете на 1 руб. выручки. Этот показатель рентабельности может быть рассчитан по разным видам прибыли: прибыли от продаж; прибыли до налогообложения; прибыли от обычной деятельно­сти; чистой прибыли. Однако наиболее объективным показате­лем рентабельности продаж, на наш взгляд, является рентабель­ность, рассчитанная как отношение прибыли от продаж (стр. 050, ф. № 2) к выручке (стр. 010, ф. № 2):

Р= П/В

где Р — рентабельность продаж;

      П — прибыль от продаж;

      В — выручка.
Используя данные таблицы 11, с помощью индексов, проанализируем изменение рентабельности продаж в целом и по факторам.

R=П0/Вр0*100% = -556/2859*100%= -19,45%

R1= П1/Вр1*100% = 2023/7445*100% = 27,17%

Rусл=П0/Вр1*100% = -556/7445*100% = -7,47%

Общее изменение рентабельности продаж составит:

IR= R1/R0 = 27,17/(-19,45) = — 1,397 или– 139,7%

R = R1-R0= 46,62

В том числе за счет изменения:

— суммы выручки от продажи продукции

IВр = Rусл/R0  = -7,47%/(-19,45%) = 0,384 или 38,4%

 R(Вр)= 11,98

— суммы прибыли

Iп= R1/Rусл = 27,17%/(-7,47%) = -3,637 или -363,7%

R(П) = 34,64

Взаимосвязь индексов: IR= IВр* Iп =0,384*(-3,637) = -1,397

                                         R= R(Вр)+ R(П) = 11,98+34,64 = 46,62
За 2005-2007гг. рентабельность увеличилась на 46,62%, в том числе за счет увеличения суммы прибыли на 34,64% и за счет увеличения суммы выручки от продажи продукции на 11,98%.

Таким образом, проанализировав рентабельность продаж в ОАО «Пригородное» за три года, можно сделать вывод, что предприятие работает рентабельно и является финансово-устойчивым.                                                                                  


3.5 Выявление основной тенденции развития показателя рентабельности методом аналитического выравнивания


Рентабельность – показатель динамичный, постоянно изменяющийся под влиянием множества факторов. Основную тенденцию изменения рентабельности можно определить при помощи метода аналитического выравнивания. Данные для анализа представлены в таблице 12.

Таблица 12 – Исходные и расчетные данные для аналитического выравнивания рентабельности предприятия.

Год

Рентабельность Y

Порядковый номергода t

Расчетные данные

Y*t

t2

Ỹt

2003

-3,00

-2

6

4

-14,424

2004

-8,25

-1

8,25

1

-6,392

2005

-19,45

0

0

0

1,64

2006

11,73

1

11,73

1

9,672

2007

27,17

2

54,34

4

17,704

Итого

8,2

0

80,32

10

8,2



Рассчитаем параметры уравнения a и a1 подставив из таблицы необходимые значения:

n = 5

a0 =   ∑Y/n= 8,2/5=1,64

a1 =   ∑Y*t/∑t2=80,32/10 = 8,032

Уравнение линейного тренда имеет вид:

Ỹt =a0 + a1t

Ỹ1 =1,64+8,032*(-2)= -14,424

Ỹ2 = 1,64+8,032*(-1)= -6,392

Ỹ3 = 1,64+8,032*0=1,64

Ỹ4 =1,64+8,032*1=9,672

Ỹ5 = 1,64+8,032*2=17,704

Таким образом, средний показатель рентабельности составляет 8,032, a=1,64 – значение выровненной рентабельности для центрального в динамическом ряду принятого за начало отчета.

Фактические и расчетные значения среднегодовой выработки представлены в виде графика (рис. 1).





 

Рисунок 1 – Аналитическое выравнивание показателя рентабельности
Тенденция изменения рентабельности в изучаемом периоде отчетливо проявляется в результате построения выровненной прямой Yt= 1,64+8,032*t

Таким образом, мы изучили методы выявления и описания основной тенденции динамического ряда.

Анализ линейного тренда показателя рентабельности  показал, что рентабельность производства ежегодно увеличивается на 8,032%.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.