Реферат по предмету "Финансовые науки"


Эффективность управления финансами в системе факторов стабилизации социально-экономического развития РФ

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Кафедраэкономических дисциплин
Эффективностьуправления финансами в системе факторов стабилизации социально-экономическогоразвития РФ
 
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: Финансы
поспециальности «Финансы и кредит»
Студентгруппы
заочной формыобучения
Кокина Т.В.
2008
Содержание:Введение1. Основные задачи и методыуправления финансами
1.1 Сущность и методы управленияфинансами      
1.2 Объекты управления
1.3 Субъекты управления
2. Система финансовых органовуправления финансами
2.1 Методы государственногорегулирования финансов
2.2 Органы управления финансами       
3. Государственная финансоваяполитика РФ
3.1 Направления финансовой политикидля стабилизации социально – экономического развития.
3.2 Методы и критерии эффективностиуправления финансами в РФЗаключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
В руках государстварегулирование финансовых отношений, управление финансами становится важныминструментом решения экономических и социальных задач, обеспечениястабильности, предотвращения кризисных ситуаций, стимулирования экономическогороста, формирования рыночных отношений.
В общей совокупностифинансов могут быть выделены крупные сферы: государственные финансы, финансыпредприятий, учреждений и организаций, финансы населения.
Внутри каждой из названныхсфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляетсяв зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающего определяющеевлияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Например, в сферегосударственных финансов звеньями финансовых отношений являются государственныйбюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Одним из главных звеньевфинансовых отношений является государственный бюджет. С его помощьюправительство концентрирует в своих руках значительную часть национальногодохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звенесосредотачиваются крупнейшие и наиболее важные в политическом и экономическомотношении доходы.
Еще одним важным звеномявляются местные финансы, роль и влияние которых в последние годы неуклонноповышаются. Центральное место в этом звене занимают местные бюджеты, которые невходят в состав государственного бюджета и которым дана определеннаясамостоятельность.
В настоящее времяочевидна общая тенденция современности — повышение роли финансов в механизмахгосударственного регулирования воспроизводства. Это связано с наличием целогоряда причин и, в первую очередь, с признанием все большим числом стран мираценностей социальной рыночной экономики. В свою очередь централизация денежныхресурсов, позволяющая поддерживать определенный жизненный уровень социальнонезащищенных слоев населения, повышает, в конечном счете, совокупноепотребление общества. Последнее, в свою очередь, является фактором повышенияэффективности производства. С помощью финансов может обеспечиватьсяпервоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, ограничиватьсядеятельность монополий, могут смягчаться потери просчетов при определениирыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы.Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую стабильность исбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие натемпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, наобеспечение непрерывности воспроизводства. [3;5]
Очевидно, что воздействуяна «выравнивание» финансовых отношений (используя возможностигосударства), можно быстро и с малыми затратами (для общества) исправлятьперекосы в воспроизводственной динамике, а без финансового управления,финансовых отношений невозможно обеспечить индивидуальный и общественныйкругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулироватьотраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать внедрениенаучно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности,т.е. создавать условия для устойчивого развития экономики в масштабах всейстраны.
В свою очередь изменениесоциально-экономических условий жизни общества влияет и на характер финансовыхотношений и на формы и методы финансового управления.
На основании этогоразрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государствоотказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями напредприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу. Большоезначение имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов,которое сегодня происходит исходя из спроса и предложения между экономическимисубъектами, развитие страхового рынка, изменение расходов бюджета.
Проведение всех измененийможет быть осуществлено только благодаря качественному управлению всейфинансовой системы. Система управления финансами – это комплекс мер,инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективноефункционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев,способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.
Это дает основаниеутверждать, что необходимым условием решения задачи эффективности управленияфинансами в системе факторов стабилизации социально – экономического развития системыгосударственного регулирования выступает опосредуемый финансовыми отношениямипроцесс создания и использования общегосударственных фондов денежных средств, атакже определенный набор финансовых методов.
Объектом данной курсовойработы является финансовая система в Российской Федерации.
Предметом изученияявляется эффективность управления финансами в системе факторов стабилизациисоциально – экономического развития РФ.
Целью курсовой работыявляется изучение вопроса эффективного управления финансами и исследованиефакторов социально – экономического развития.
Основные задачи приизучении данного вопроса — это исследование:
1.основных направлений иметодов управления финансами.
2. системы органовуправления финансами.
3. государственнойфинансовой политики РФ и направлений для стабилизации социально –экономического развития.

1.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
 
1.1.Сущность и методы управления финансами
 
Управление присуще всем сферам человеческойдеятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательноецеленаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методовдостижения определенного результата. Управление основано на знании объективныхзакономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияниеоказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.
Важной областью управленческой деятельности являетсяуправление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особыхприемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.
В управлении финансами, как и в любой другойуправляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качествеобъектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений,связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованиемсубъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются теорганизационные структуры, которые осуществляют управление.
В соответствии с классификацией финансовых отношенийпо их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций(предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы ифинансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как, финансовыеслужбы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговыеинспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемыхуправление финансами, является финансовым аппаратом.
Субъекты управления используют в каждой сфере и каждомзвене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействияна финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. Вуправлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы,как: планирование, оперативное управление, контроль. [7;25]
Планирование занимает одно из важнейших мест в системеуправления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всестороннеоценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовыхресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования.Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, котораябазируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплексмер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущейфинансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимумезатрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержаниеоперативного управления заключается в рациональном использовании финансовыхресурсов с елью улучшения хозяйственной деятельности.
Контроль как элемент управления осуществляется впроцессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составитьфактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми,выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного ихиспользования.
Различают стратегическое, или общее, управлениефинансами и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определениифинансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляетсяорганами государственного и хозяйственного управления: Федеральным СобраниемРоссийской Федерации, Администрацией Президента, Министерством Финансов,Министерством экономического развития и торговли и другими. Оперативноеуправление является функцией аппарата финансовой системы: Министерствафинансов, финансовых органов субъектов Российской федерации и местных органоввласти, руководители внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовыхслужб организаций, финансовых служб предприятий. [11;77]
При обработке управленческих решений финансовогохарактера как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываютсятребования экономических и юридических законов, результаты экономическогоанализа как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив,экономико-математические методы и автоматизированные системы управленияфинансами, рациональное сочетание экономических и административных методовуправления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридическихзаконах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.
В нашей стране в условиях экономических преобразованийнеоправданно недооценивается накопленный ранее опыт управления финансами,положительно влиявший на экономику в прошлом. В управлении почти не находят должногоприменения такие финансовые рычаги, как плата за землю, долговременные нормативыамортизационных отчислений, удельные капитальные вложения и другие. Слаборазвиваются формы государственного кредита, игнорируется применение субвенцийцелевых дотаций из бюджета. Финансово-кредитный кризис августа 1998 годапотребовал разработки и осуществления новой финансово-кредитной политики,перехода на принципиально новые методы управления финансами. Они должныобеспечить усиления государственного воздействия финансов на развитие реальногосектора экономики, способствовать росту эффективности общественногопроизводства и социальной сферы.
Приоритетными задачами экономической политики,направленными на достижение устойчивых темпов экономического роста,представляются: создание условий для развития основных элементов финансовойинфраструктуры (банковского сектора, фондового рынка, инвестиционныхинститутов, рынка страховых услуг) и достижение финансовой стабильности;обеспечение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности еефункционирования; существенное снижение налогового бремени и повышениеэффективности налоговой и таможенной систем.
Дляреализации указанных задач необходимы конкретные меры по принятию новых законопроектови внесений изменений и дополнений в действующие в целях создание благоприятногоделового климата, защиты прав собственности, дебюрократизации управления,повышения инвестиционной активности управления, выравнивания налогового бременипо совершенствованию платежной системы, внедрению международных стандартовфинансовой отчетности и повышению открытости информации офинансово-хозяйственной деятельности экономических структур; завершениюперевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему,а высокодотационных субъектов РФ — кассовое обслуживание через органыфедерального казначейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней ивнебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг длягосударственных нужд; по совершенствованию порядка обязательного страхования,системы государственного регулирования страхования и надзора. [13;105]
1.2.Объекты управления
Финансовая системапредставляет собой финансовые отношения, существующие в рамках даннойэкономической формации.
Финансовая система –совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), впроцессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Этосовокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Построение финансовойсистемы базируется на следующих принципах:
1. Функциональноезначение состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач(госбюджет выражает распределительные отношения между государством,предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданиюи использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичныхпотребностей общественного воспроизводства).
2. Единство финансовойсистемы предопределяется единой экономической и политической основой государства.Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством черезцентрализованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньямипроисходит на основе единых законодательных и нормативных актах.
3. Территориальность –каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальнымиособенностями.
Общегосударственнымфинансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развитиявсех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов междуотраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственнойсферами, а также отдельными группами и слоями населения.
Государственные финансы –это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупногообщественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные сформированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты порасширению производства, удовлетворения растущих социально-культурныхпотребностей общества, нужд обороны и управления.
В сфере государственныхфинансов выделяются звенья:
государственный бюджет
 внебюджетные фонды
государственный кредит
Государственный бюджетявляется главным звеном финансовой системы. Он представляет собой формуобразования и использования централизованного фонда денежных средств дляобеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируетсязначительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государствасосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до80% средств централизуется). [10;144]
/> Финансовая система РФ  

на
Рис.1 Финансовая системаРоссийской Федерации
Бюджет РФ как финансовыйплан государства базируется на показателях прогноза социально-экономическогоразвития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов ирасходов органически связаны с объемами общественного продукта и национальногодохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикойгосударства.
Внебюджетные фондысоздаются федеральными и региональными органами государственной власти иорганами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемына финансирование расходов, не включаемых в бюджет.
Внебюджетные фонды имеютстрого целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитнымиучреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можнообъединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социальногострахования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фондсоциального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования).Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого(ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансированиязатрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельныхведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориальногоназначения.
Как финансово-кредитноеучреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качествеинвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода иувеличения финансовых ресурсов.
Государственный кредит выражаеткредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной властифедерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическимилицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводуполучения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.
Дополнительные финансовыересурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций,казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежногообращения в стране.
Государственный кредитфункционирует в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы.Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг,получения иностранного кредита. В форме условного государственного долгавыступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты,получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующимисубъектами. [4;197]
В соответствии с уровнемгосударственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферыгосударственных финансов делятся на подзвенья:
— федеральные финансы;
— финансы субъектов РФ;
— местные финансы.
Финансы предприятийразличных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны,обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта инационального дохода.
Финансы предприятийпредставляют собой денежные отношения, связанные с образованием ираспределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнениеобязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат порасширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированиюработающих.
Финансы хозяйствующихсубъектов можно выделить в подзвенья:
- финансыкоммерческих предприятий и организаций;
- финансынекоммерческих организаций.
От состояния финансовпредприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовымиресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессепроизводства и реализации продукции не исключает участия в этом процессебюджета, банковского кредита, страхования. [12; 205]
Страхование – этосовокупность особых замкнутых перераспредели тельных отношений между егоучастниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страховогофонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенногосубъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи споследствиями происшедших страховых случаев.
Финансы страхованиясвязаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических июридических лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается между участникамистрахования.
По различиям в объектахстрахования страховые отношения можно поделить на пять групп:
-  социальное;
-  личное;
-  имущественное;
-  страхование ответственности;
-  страхование предпринимательскихрисков.
В социальном страховании вкачестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхованиепенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь,здоровье и трудоспособность – страхование жизни и страхование от несчастныхслучаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанностьстрахователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашениюзадолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если онбыл нанесен другими лицами. При страховании ответственности возмещение ущербапроизводит страховая организация. В страховании предпринимательских рисковобъектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхованиена случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхованиеот простоев оборудования и др.)
Страхование проводится вобязательной и добровольной форме. Оптимальное сочетание обязательного идобровольного страхования позволяет сформировать систему страхования,обеспечивающую универсальный объем страховой защиты общественного производства. [15;175]
1.3.Субъекты управления
Субъектами общегоуправления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органывласти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.
Президент РФ –регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план,имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое ФедеральнымСобранием.
Федеральное Собрание РФ(состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) – устанавливаетналоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимаетфинансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)
Правительство РФ –рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управленияфинансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики,является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой,кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность другихфедеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов РФ(МФ РФ):
- осуществляет методическоеруководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслейхозяйства;
- развиваетбюджетный федерализм;
- разрабатываетпроект федерального бюджета;
- составляет отчето выполнении федерального бюджета;
- составляетконсолидированный бюджет.
               НаМинистерство финансов возложены следующие функции:
- участие вразработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочныйпериод, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
- подготавливаетпредложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы имеханизма межбюджетных отношений
- участвует вподготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
- проведениемероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнениемцелевых средств бюджета.
Министерство по налогам исборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ)осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей,установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютныйконтроль.
Федеральная комиссия поценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка,способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система Центральногобанка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализацииденежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральнымказначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность другихкредитных институтов.
Счетная палата РоссийскойФедерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль засостоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральныхденежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетнаФедеральному собранию.
Субъектом оперативногоуправления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата,финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба,страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службыпредприятий, организаций и учреждений, а также банки. [1;12]

2. СИСТЕМАГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
 
2.1.Методы государственного регулирования финансов
Взаимоотношениягосударства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами идомохозяйствами определяется прежде всего через налоговую систему,регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, системугосударственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулированиядоходов рабочего населения т.д. Другими словами, эти взаимоотношенияперераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный)характер.
К косвенным методамрегулирования финансов также относятся:
- формирование иподдержка конкурентной среды в экономике и ограничении монополизации рынка;
- государственноерегулирование цен естественных монополистов;
- защита контактныхотношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционированиерасчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
- проведениеэффективной таможенной политики;
- содействиеразвитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;
- содействиеразвитию рынка капитала.
Наряду с косвеннымиметодами регулирования финансов государство использует и методы прямогоадминистративного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующихсубъектов посредством:
- лицензированияпредпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторыхтоваров, установление предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров иуслуг;
- применениегосударственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные видытоваров;
- проведениесистемы мер социальных гарантий и финансовой защиты, прежде всего в отношениималообеспеченных слоев населения;
- установлениельгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды дляконкретных налогоплательщиков;
- применениефинансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.
Непосредственноегосударственное управление финансами осуществляется лишь в отношениигосударственных финансов. В России, как и во всех экономически развитыхстранах, управление государственными финансами регулируется финансовымзаконодательством через высшие законодательные органы. Это относится кутверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению илиотмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размерагосударственного долга.
Управлениегосударственными финансами имеет целью обеспечение:
1. Относительного балансаэкономических интересов государства, юридических и физических лиц.
2. Бездефицитногогосударственного бюджета.
3. Устойчивостинациональной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях. [5;117]
2.2.Органы управления финансами
В России главнымивластными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание,Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решениепри утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
На общегосударственномуровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы:профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думыи Совета Федерации; Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы наместах; Центральный банк РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ;Государственный Таможенный Комитет РФ; Федеральная Комиссия по рынку ценныхбумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекциивнебюджетных фондов социального назначения.
Высшие органыгосударственной власти управления финансами в РФ:
1. Президент РФ в своемежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлениивнутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основныепринципы финансовой политики государства на данный период. Это во многомопределяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.
Кроме того, Президентосуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначаетПредседателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра,федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам исборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.
Президент РФ подписываети обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издаетуказы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ,являющиеся важным элементом государственного управления финансами.
2. Государственная думаРФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числефедеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов исборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которыеподлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты овведении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовыхобязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы,покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличиизаключения Правительства РФ.
Совет федерации и Госдумаконтролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуетсяСчетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава егоаудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителяпредседателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.
3. Правительство РФразрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет иобеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнениибюджета.
Правительство РФобеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.
Правительство РФ являетсяважнейшим звеном стратегического управления финансами государства. Иодновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомствосуществляет функцию главного организатора, регулятора и координаторадеятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.
4. Министерство финансовРоссийской Федерации.
Основные положения исущность функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. Атеперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. А неговозложены следующие задачи:
- разработка иреализация единой государственной финансовой политики;
- составлениепроекта и исполнение государственного бюджета;
- осуществлениефинансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средстви средств федеральных бюджетных фондов;
- обеспечениеустойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию рынка.
Деятельность Министерствафинансов РФ определяется и регулируется постановлением Правительства РФ«Об утверждении Положения о Министерстве финансов РФ ».
Согласно положению МФ РФиздает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы,инструкции и иные нормативные правовые акты.
Минфин проводит в своейкомпетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений ирасходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядкерациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондови других федеральных средств. Также органы министерства проводят документальныепроверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиямправоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки ворганизациях по обращениям органов государственной власти и органовгосударственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Министерство финансовимеет право:
- ограничивать,приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии сзаконодательством финансирование из федерального бюджета организаций привыявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета;
- взыскивать вустановленном порядке с организации средства федерального бюджета,израсходованные ими не по целевому направлению, с наложением штрафа;
- выдавать ссуды засчет средств федерального бюджета;
- предоставлятьотсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет;
- осуществлятьлицензионную деятельность.
В соответствии сположением Министерство финансов для осуществления своих полномочий можетсоздавать в установленном порядке свои территориальные органы.
Центральный аппаратМинистерства финансов включает следующие подразделения:
1. Департаментбюджетной политики – составляет проект бюджета и организует его исполнение.
2. Департаментотраслевого финансирования – определяет направление финансирования отдельныхотраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование транспорта,связи.
3. Департаментмежбюджетных отношений – регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектовфедерации.
4. Департаментуправления государственным внутренним долгом – занимается эмиссией внутреннихгосударственных займов, выплатой процентов и погашением.
5. Департаментуправления государственным внешним долгом – производит выпуск внешних займов иих погашение.
6. Департаментаудита – осуществляет регламентацию и лицензирование аудиторской деятельности,аттестацию аудиторов, а также выполняет функции упраздненногоКонтрольно-ревизионного управления.
7. Департаментбухгалтерского учета и отчетности – разрабатывает методы, принципы и формыбухгалтерского учета и отчетности, а также нормативные документы по формамучета и отчетности (План счетов, формы бухгалтерского баланса и отчет оприбылях и убытках и др.)
и другие департаменты.
В составе Министерствафинансов на основании Указа президента РФ «О Федеральномказначействе», Постановления Правительства РФ «О Федеральномказначействе Российской Федерации», утвердившим Положение о нем действуетФедеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованнуюсистему.
Структура территориальныхорганов казначейства является трехуровневой:
Главное управлениефедерального казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный систематический, полныйи стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетахказначейства, информирует высшие законодательные и исполнительные органы властио результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководитработой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативнуюинформацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета иобеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующимзаконодательством. [9;3]
Управления федеральногоказначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономнымобразованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Обеспечивают через нижестоящиеорганы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части ирасходованию средств федерального бюджета.
Отделения федеральногоказначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городоврайонного подчинения. Осуществляют формирование доходной части федеральногобюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов побюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах вбанках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, ипредставляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходови расходов федерального бюджета на территории. ОФК осуществляют текущий контрольза целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями.
Исполнение бюджетоворганами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном(или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельноосуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета порасходам.
Основными задачамиорганов Федерального Казначейства являются:
- организация,осуществление и контроль исполнение бюджета РФ;
- управлениедоходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках,исходя из принципа единства кассы;
- финансовоеисполнение государственных внебюджетных фондов;
- краткосрочноепрогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативноеуправление ими;
- управлениесовместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и егообслуживание;
- предоставлениезаконодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операцияхправительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы РоссийскойФедерации в целом.
Счетная палата РФ
Счетная палата являетсяорганом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным СобраниемРоссийской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палатыявляются:
- организация иосуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходныхстатей государственного бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов пообъему и целевому назначению;
- определениеэффективности и целесообразности расходов государственных средств ииспользования средств федеральной собственности;
- финансовая экспертизапроектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органовгосударственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средствфедерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федеральногобюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- регулярноепредоставление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходеисполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольныхмероприятий.
Налоговые органы РФ
Налоговые органы РФ –единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ,правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующийбюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютногозаконодательства.
Деятельность налоговыхорганов регламентируется и определяется на основании закона «О налоговыхорганах РФ» и Налогового кодекса.
Задачи контроля состороны налоговых органов:
1. Выявление суммысокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.
2. Изысканиедополнительных платежей в доходы бюджета.
Налоговые органы обязанывести в установленном порядке учет налогоплательщиков, проводитьразъяснительную работу по применению налогового законодательства, информироватьналогоплательщиков о действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возвратили зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов и пеней. [8;73]
Налоговые органы вправе:
1. Производить ворганах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях,у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежныхдокументов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов,связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей вбюджет; получать необходимые сведения по вопросам возникающим при проверках.
2. Обследовать любыеиспользуемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектовналогообложения производственные, складские, торговые и иные помещенияпредприятий, организаций и граждан.
3. Требовать отруководителей и других должностных лиц, а также граждан устранения выявленныхнарушений.
4. Приостанавливатьоперации по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитныхучреждениях в случаях непредставления налоговым органам документов связанных сисчислением и уплатой налогов и платежей.
5. Выносить решенияо привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершениеналоговых правонарушений.
6. Взыскиватьнедоимки и пени по налогам.
7. Предъявлять всуде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятий любойорганизационно-правовой формы, о признании сделок недействительными и взысканиив доход государства всего полученного по таким сделкам.
8. Налагатьадминистративные штрафы.
МНС РФ является органомвалютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютногоконтроля.
Налоговые органы несутответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков.
Единая централизованнаясистема налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации поналогам и сборам и его территориальных органов.
МНС РФ подчиняетсяПрезиденту РФ и Правительству РФ.
Управления МНС РФ (УМНС)по субъектам РФ осуществляют руководство территориальными государственныминалоговыми инспекциями. И обеспечивают через них решение задач налоговыхорганов. Также УМНС занимается контролем крупных налогоплательщиков имеющихмежрегиональную структуру.
Территориальныегосударственные налоговые инспекции (ТГНИ) осуществляют непосредственную работус налогоплательщиками. Проводят камеральные проверки (на основании отчетныхданных предприятий и поступивших отчетов по налогам по налогам), документальные(с выходом на предприятие, не реже одного раза в год), комплексные – проверяютсявсе стороны деятельности предприятия), тематические.
Методы проведенияпроверок: сплошной, выборочный, формальный, арифметический, встречные проверки. [6;10]
Федеральная службаналоговой полиции.
Федеральные органыналоговой полиции выполняют свои функции по предупреждению, выявлению,пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах,являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иныефункции возложенные на них законом РФ «О федеральных органах налоговойполиции».
Органы налоговой полицииполномочны:
- производить всоответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам опреступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенцииуказанных органов;
- по запросамналоговых органов участвовать в налоговых проверках;
- осуществлять иныеполномочия, предусмотренные законом «О федеральных органах налоговойполиции».
Государственныйтаможенный комитет РФ
Он несет ответственностьза поступление таможенных пошлин. К основным задачам комитета относят:
— проведение налоговыхпроверок по налогам, взимаемым таможенными органами;
- проверкадокументов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых налоговымиорганами;
- приостановлениеопераций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении илиненадлежащем исполнении         ими таможенного законодательства;
- взимание недоимокпо налогам, а также сумм штрафов, предусмотренным налоговым законодательством.

3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РФ
 
3.1.Направления финансовой политики для стабилизации социально – экономическогоразвития
Государственнаяфинансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее времягосударственная финансовая политика России направлена на преодолениепоследствий финансово-экономического кризиса, стабилизациюсоциально-экономической ситуации в стране.
Финансовая политикавключает следующие направления:
1) налоговую политику;
2) бюджетную политику;
3) денежно-кредитнуюполитику;
4) институциональныепреобразования;
5) инвестиционнуюполитику;
6) социальную политику.
Для реализации финансовойполитики необходимо:
- снижениесоциальной напряженности;
- оздоровлениегосударственных финансов;
- восстановлениенормального функционирования банковской сферы;
- сбалансированностьтоварных и денежных потоков;
- разумноерасширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единогофедеративного государства;
- искоренениефинансовых злоупотреблений и коррупции.
Важной составной частьюфинансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена насоздание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условийналогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реальногосектора экономики. Ее основные задачи:
- комплексноереформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы,снижения уровня неплатежей;
- пересмотрсуществующих налоговых и таможенных льгот;
- введение единогореестра налогоплательщиков;
- ужесточениеналогового администрирования;
- реструктуризацияпеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
 Разрешение бюджетногокризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальныезадачи в этой области:
- введениеэкспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
- принятие мер поперечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности,прибыли Банка России в федеральный бюджет;
- реализацияпрограмм экономии государственных расходов;
- централизациявсех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федеральногоказначейства;
- проведениеревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
- обеспечениегосударственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
- проведениесвязанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходовпо погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средствфедерального бюджета;
- реструктуризациягосударственного долга;
- инвентаризациявнешних и внутренних заимствований, результатов их использования.
Важнейшая задачаденежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса, восстановлениедоверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения.Задачи денежно-кредитной политики:
- реструктуризациябанковской системы;
- совершенствованиепорядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
- сглаживаниеколебаний курса рубля к иностранным валютам;
- пополнениевалютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
- активизациязакупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда;
- усилениетаможенного контроля.
Большую роль в реализациигосударственной финансовой политики играют институциональные преобразования,которые вытекают из основных задач государства в области управления. К нимотносятся:
- приобретениеакций государством в результате капитализации просроченной налоговойзадолженности организаций и их последующая продажа;
- передача в доверительноеуправление пакетов акций, принадлежащих государству;
- инвентаризацияфедеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;
- вовлечение воборот объектов незавершенного строительства;
- приватизацияпредприятий как единого имущественного комплекса;
- структурныепреобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективностифункционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожноготранспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;
- совершенствованиесистемы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услугиестественных монополий;
-  разграничениеполномочий по регулированию естественных монополий между федеральными ирегиональными органами исполнительной власти;
- усиление позицийгосударства по управлению и контролю за приватизационными проектами,инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашениемзадолженности перед федеральным бюджетом. [14; 273]
 Финансовая политикагосударства имеет социальную направленность. К задачам в этой областиотносятся:
- выплата в полномобъеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежногодовольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, атакже выполнение графика погашения задолженности по таким группам изфедерального бюджета;
- увязкаперечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств пофинансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственныхдоходов;
- разработка механизмовкомпенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числедифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладовработников бюджетной сферы;
- сдерживание ростабезработицы и создание условий для расширения занятости;
- реализацияпенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионнойсистемы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительногофинансирования пенсий;
- упорядочениесистемы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственнойпомощи на малообеспеченные слои населения;
- регулированиевынужденной миграции.
 Для реализациифинансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, котораявключает:
- повышение ролиБюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственнойинвестиционной политики;
- создание условийдля организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
- развитиеипотечного кредитования;
- привлечениепрямых иностранных инвестиций.
Финансовая политикаопределяет перспективы развития всех секторов экономики. [16;73]
3.2.Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ
Поскольку в ближайшейперспективе, по нашему мнению, нет оснований рассчитывать на качественноеизменение экономической конъюнктуры, переориентация сложившейся моделиформирования финансовых ресурсов реально может основываться лишь на увеличенииоплаты труда наемных работников, участия сектора услуг и индивидуальныхпредпринимателей в образовании общегосударственных фондов денежных средств,адекватной их доле в ВВП: минимизации потерь от уклонения уплаты налогов.
Компонентом ростафинансовых ресурсов могут стать сбережения населения, но от властных структуртребуется их привлечение не просто в качестве кредитного источника, ацеленаправленное перераспределение для финансирования производственныхинвестиций (посредством выпуска федеральных, региональных и муниципальныхценных бумаг целевого характера). Для обеспечения устойчивого развитияэкономики страны, помимо уменьшения (ликвидации) дефицита финансовых ресурсов,требуется поддерживать устойчивую сбалансированность между принятым кудовлетворению объемом общественных потребностей и размером денежных средств,аккумулируемых для этого в общегосударственный фонд.
Формирование новогомеханизма хозяйствования в нашей стране предусматривает не только изменениепропорций перераспределения денежных средств между государством и субъектамирыночных отношений. Он предполагает принципиальный пересмотр всей совокупностисредств и способов регулирования в целях совершенствования финансовогоперераспределения. Меру их соответствия потребностям материального производстваи социального развития, их способность адаптироваться к реальной ситуации авторотносит к критериям оценки эффективности функционирования механизма финансовогорегулирования социально-экономических процессов. Следовательно, формированиеновых критериев оценки эффективности финансового регулирования можно считатьчетко прослеживающейся закономерностью.
При установленииконкретных форм финансового перераспределения стоимости обязательным долженбыть анализ финансовых затрат и выгод от различных перераспределительныхсистем, их соотношение с общественными потерями и компенсацией последних. Так,при определении принципов налоговой политики более предпочтительна ориентацияна налогообложение товаров с превалирующей эластичностью предложения вкомплексе с дотированием наименее обеспеченных групп потребителей. С точкизрения совокупных интересов общества это наиболее оптимальный вариант, ибоминимизируются потери всех участников финансовых отношений. Движение к новомукачеству экономического роста невозможно без проведения структурныхпреобразований российской экономики. Важным элементом концепции обеспечения ееустойчивого роста должна стать смена капиталоемкой модели развития натрудоемкую и, соответственно, перенесение приоритетов в развитие обрабатывающейпромышленности. В этой связи предлагается активно использовать финансовыерегуляторы для переориентации экономики на производство потребительских товарови услуг, приспособление ее к структуре инвестиционного спроса, проведениереальной конверсии военного производства и т.п.
Одна из главных проблемреформирования финансового механизма — создание экономически обеспеченной финансовойбазы для всех национально-государственных и административно — территориальныхобразований.
Критериями выбораконкретных методов и средств финансового воздействия должна быть ихспособность:
1) обеспечитьоптимальное решение стратегических проблем экономического и социальногоразвития, а также формирование прогрессивных пропорций общественноговоспроизводства.
2)  поддерживатьстабильную социальную защищенность граждан.
3) открывать простор дляинициативы и предприимчивости каждому субъекту экономики.
Чтобы финансовые методырегулирования экономики не снижали стремление предпринимателей и отдельныхработников к росту конечных результатов деятельности, государство должносистематически контролировать экономическую обоснованность складывающегосясоотношения между доходами, оставляемыми хозяйствующим субъектам и гражданам, идоходами, идущими на образование централизованных фондов. Кроме того, в целяхдоведения принципа материальной заинтересованности каждого участникавоспроизводственного процесса государству необходимо обеспечить ихотносительное экономическое равенство, а также добровольность использованиятоваропроизводителями различных финансовых регуляторов и методов.
Для этого необходимо:
— создание правовыхусловий полной возмездности причиненного ущерба в случае нарушения субъектамифинансовых отношений своих обязательств. Имеется в виду разработка системыштрафных санкций за невыполнение обязательств по платежам физических июридических лиц в бюджет и во внебюджетные фонды, за необоснованное изъятиегосударством доходов у субъектов воспроизводства, а также за несвоевременное инеполное предоставление им государственных средств в соответствии сзаконодательством;
— наличие системы льготпри финансировании и налогообложении установленного круга мероприятий илиусловий хозяйствования. Применение данного принципа подразумеваетдобровольность участия товаропроизводителей в выборе деятельности, дающей правона льготы, способствует формированию фондов денежных средств исходя изкоммерческих интересов их владельцев;
— использование прямыхфинансовых отношений предприятий с бюджетом, применение единых ставок налога (сучетом профиля деятельности) и единых принципов бюджетного финансирования. Этодолжно способствовать созданию равных условий хозяйствования предприятий иорганизаций различных форм собственности, а также унификации финансовыхотношений;
— обеспечение высокогоуровня самостоятельности товаропроизводителей в их участии (помимо обязательныхплатежей) в целевых программах федерального, регионального и местного значения,то есть на добровольных началах.
Таким образом, становитсяпонятно, что необходимым условием эффективного применения финансовых методовобеспечения устойчивого развития экономики является опора на экономическиеинтересы субъектов хозяйствования. Кроме того, законодательный характергосударство должно придавать только тем перераспределительным отношениям,которые не только в данный момент, но и на ближайшую перспективу выступают дляобщества как жизненно необходимые и наиболее важные. В этом видится важноеусловие успешного функционирования механизма финансового обеспеченияустойчивого развития экономики.
Рассматриваярационализацию финансовых отношений как условие экономического роста иукрепления России, представляется целесообразным определить в качествеважнейших методов обеспечения устойчивого развития экономики следующие методы:
— наращивание бюджетногопотенциала, способного обеспечить необходимые государственные расходы:
— оздоровлениегосударственных расходов и их сокращение посредством реформы предприятий,коммунальной реформы, страховой медицины, негосударственных пенсионных фондов ит.д. с учетом обеспечения государственных гарантий по финансированиюминимальных социальных стандартов:
— ускорение принятияпакета федеральных налоговых и бюджетных законов, обеспечивающих стабильностьналогового законодательства:
— развитие принциповбюджетного федерализма, считая одним из базовых принцип сильного и устойчивогофедерального бюджета при достижении сбалансированности бюджетов субъектовРоссийской Федерации, включая местные бюджеты;
— преодоление попытокнекоторых субъектов Федерации выступать перед Центром в качестве«налогоплательщиков», какими являются только юридические и физическиелица: создание условий для заинтересованности регионов в развитии региональногобюджетного потенциала при соблюдении федерального бюджетного законодательства;
— усиление вниманияфакторам ценообразования на внутреннем рынке, проблемам формирования издержекпроизводства в конкретных отраслях, контролю за соотношением уровня цен иуровня издержек;
— проведение политикиснижения внутренних цен на энергоносители для обеспечения условий повышенияобщей конкурентоспособности экономики;
— преодоление в короткиесроки дезинтеграции денежного оборота и вытеснение денежных суррогатов изэкономического оборота:
— разработка концепции развития банковской системы ипринятие мер по обеспечению использования ссудного фонда страны преимущественнов интересах поддержки экономического роста. [2;202]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление финансамиявляется составной частью общей системы управления социально-экономическимипроцессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванныхнормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономическогоразвития общества.
Цель управления финансами– финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся вмакроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижениигосударственного долга, твердости национальной валюты, в сочетанииэкономических интересов государства и всех членов общества. Эффективностьуправления финансами в государстве определяется множеством факторов. В последнее время много говорится осмене курса реформ, а точнее об адекватных подходах к финансовой стратегииразвития общества. Речь идет не об отказе от основ рыночной экономики. Однако ив ее моделях всегда присутствуют характерные национально-государственные чертыи отличительные особенности. В частности, регулирующая роль государства можетприобретать уродливые формы и быть нацелена на решение вопросов, не отражающихреальные возможности общества по поддержанию устойчивого экономического роста иприемлемого жизненного уровня населения не только в текущий период, но и вдолгосрочной перспективе. В то же время современная ситуация свидетельствует онеобходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом сектореэкономики. Главными проблемами государственных финансов являются: сбалансированностьбюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, совершенствованиеналоговой системы, оптимизация структуры расходов государства, принятиереального и прозрачного бюджета, расширение инвестиционного финансирования, обеспечениеединства денежно-кредитной и финансовой политики, стабилизация валютного курсарубля, регулирование процентных ставок, повышение эффективности использованиягосударственной собственности, переход на казначейскую систему исполнениябюджетов, развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнегозарубежья. Таким образом, для стабилизации экономики и финансовой системынеобходимо:
обеспечитьсбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогнозамакроэкономических показателей;
реализовать комплекс мерпо расширению налогооблагаемой базы; установить верхние границы доходности погосударственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытомрынке;
· стабилизироватьвалютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России завалютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок дляконвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
· сформироватьсистему доверительного управления государственной собственностью в России и зарубежом;
· реформироватьсистему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысивстатус, расширив сферу применения;
· ориентироватьденежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.
Важнопроводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическуюполитику, направленную на интересы широких слоев населения, создающихнациональное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом.Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономическойстабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящегок расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических истратегических позиций России.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.  Бюджетный кодекс РФ. №145-ФЗ, от31.07.98.
2.  Вахрин П.И., Нешитой А.С.«Финансы»-3-е изд, доп. и дораб., — М., изд. «Дашков и К», 2003
3.  Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансоваясистема России. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2005
4.  Ковалев В.В. Управление финансами.Учебное пособие – М.: ФБК-ПРЕСС, 2002
5.  Лекции по курсу «Общая теорияфинансов». Кеменова З.А. –М.: АБиК, 2000.
6.  Налоговый кодекс РФ. Часть первая,№146-ФЗ
7.  Общая теория финансов. /Под ред.Дробозиной Л.А. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003
8.  Пансков В.Г. Налоги и налогообложениев Российской Федерации. Учебник для вузов. – М.: Книжный мир, 2002
9.  Постановление Правительства РФ«Об утверждении Положения о Министерстве финансов РФ», №273, от06.03.98.;
10.  Тосунян Г.А.Государственное управление в области финансов и кредита в России. Учебноепособие. – М.: Дело, 2000
11.  Финансы. /Подред. Ковалевой А.М. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006
12.  Финансы вуправлении предприятием. /Под ред. Ковалевой А.М. – М.: Финансы и статистика,2004
13.  Финансы. /Подред. Родионовой В.М, -М.: Финансы и статистика, 2005
14.  Финансы.Денежное обращение. Кредит. /Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: Финансы, ЮНИТИ,2007
15.  Шахов В.В.Страхование: Учебник для вузов. – М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 2007
16. Финансы: Учебник.2-е издание, перераб. и доп./С.А. Бедозеров, С.С.Горбушена- М.: ТК Велби, изд.Проспект, 2004


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.