Реферат по предмету "Финансовые науки"


Элементы финансовой системы Российской Федерации

План
Введение
Эволюция финансовой системы
Элементы и звенья финансовой системы РФ
Перспективы развития структуры финансовой системы РФ
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Экономика любого государства основана на объективныхэкономических законах. Современные страны осуществляют управление рыночнойэкономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовойналоговой системы, денежно-кредитной системы.
Вопрос о сущности финансовой деятельности и финансовойсистемы государства и муниципальных образований имеет большое теоретическоезначение.
Финансовая система — термин, употребляемый для обозначенияразных по своей сути понятий: а) совокупность сфер и звеньев финансовыхотношений, взаимосвязанных между собой. В этом значении финансовая системастраны включает три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений, организаций;страхование; государственные финансы. Каждая из них состоит из звеньев; б) совокупностьфинансовых учреждений страны, к которым относятся финансовые органы и всеструктурные подразделения Государственной налоговой службы. [1]
По своей роли в общественном производстве финансы включают всебя два звена:
общественные финансы;
финансы хозяйствующих субъектов.
Целью курсовой работы является определение принципиальныхсоставляющих финансовой системы Российской Федерации. Характеристика основныхзвеньев данной структуры.
Вопросы (задачи), рассматриваемые в курсовой работе:
Эволюция финансовой системы. Дискуссионные аспектыопределения структуры финансовой системы России, рассмотренные разнымиэкономистами и авторами финансовых статей и учебников в различных временныхотрезках прошлого и настоящего.
Элементы и звенья финансовой системы РФ. Определениесоставных элементов финансовой системы. Особенности, характерные каждому звенуструктуры.
Перспективы развития структуры финансовой системы РФ. Рассмотрениеосновных проблем, препятствующих развитию. Методы и факторы, координирующиеразвитие финансовой системы.
Анализ закономерностей развития финансов в разных условияхобщественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков всущности финансовых отношений, что обусловлено сохранением объективных причин иусловий функционирования финансов.
Эволюция финансовой системы
В современное время термин «финансы» в обществеиспользуется довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансыпредприятий, финансовые ресурсы, финансовые рынки, финансовый менеджмент,финансовая политика и т.п.
Но до сих пор в мировой экономической науке нетобщепринятого мнения о происхождении этого слова. Одни считают, что терминпроизошёл от латинского слова «financia», впереводе означает «денежный платёж». Похоже слово «финансы»и на английское «fine» — денежная пеня,пошлина за привилегию. Однако финансы отличаются от денег, как по содержанию,так и по выполняемым функциям. Деньги — это строго определённая экономическаякатегория с чёткой выраженной сущностью и функциями; это особый товар, служащийвсеобщим эквивалентом. Финансы — это определённые экономические отношения,возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача илиперечисление наличными или безналичным путём.
Таким образом, финансы — это совокупность денежныхотношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использованияфондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства иобеспечения условий расширенного воспроизводства. [2]
Подходы к определению финансовой системы также разнообразны.Так, например, представители англо-американской финансовой школы Т. Коуплэнд, Р.Брэйли, С. Росс, Ю. Бригхем и другие трактуют финансовую систему как совокупностьряда учреждений и рынков, предоставляющих финансовые услуги фирмам, гражданам,а также правительствам.
Мнение других, а также российских учёных состоит в том, чтосущность финансовой системы страны раскрывается через её подсистемы исоставляющие: банковскую, кредитную, денежную, бюджетную, налоговую.
В экономической практике современной России можно встретитьдва наиболее часто встречающихся варианта определения финансовой системы.
Первый вариант определения, предложенный Л.А. Дробозиной, Г.К.Поляком, отражает практический, прикладной подход: финансовая система — этосовокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуютсяи используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, граждан игосударства.
Второй вариант определения (научная школаСанкт-Петербургского университета экономики и финансов, В.В. Ковалёв, В.В. Иванови др.) отражает более академичный, классически-теоретизированный подход: финансоваясистема — это форма организации денежных отношений между всеми субъектамивоспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупногообщественного продукта.
«Финансовая система» — в российской экономике понятиеразвивающиеся. Подходы к определению состава подсистем также различны междусобой. В большинстве своём, несмотря на различия подходов, учёные-экономисты всоставе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов (Приложение1) [3].
Ещё в учебниках советских времён в структуре финансовойсистемы выделялись обычно две подсистемы:
финансы предприятий и отраслей народного хозяйства;
общегосударственные финансы.
Иногда к ним добавляли как отдельную подсистемугосударственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССРсоответствовала экономическому базису страны и проводимой финансовой политике. Реформы,проводимые в российской финансовой сфере, осуществление принципиально новойэкономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новыхзвеньев финансовой системы.
Так, авторы В.К. Сенчагов, А.И. Архипов, А.М. Ковалёвасчитают, что финансовая система России включает следующие звенья финансовыхотношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит,фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных формсобственности. И представляют систему в следующей структуре (Рис.1.1).
/>
Рис.1.1 Финансовая система РФ по В.К. Сенчагову, А.И. Архипову,А.М. Ковалёвой
По их мнению, эти две подсистемы различаются методамиформирования и использования фондов денежных средств. Общегосударственныефинансы — это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путёмраспределения и перераспределения национального дохода, созданного в отрасляхматериального производства (вторая подсистема). Финансы предприятий — этидецентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов инакоплений самих же предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и примененияособых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждойотдельной подсистеме, финансовая система является единой, поскольку базируетсяна едином источнике ресурсов всех звеньев. Взаимосвязь и взаимозависимостьсоставных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Дадим краткую характеристику каждому из звеньев системы.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанныхчастей: расходной и доходной. В доходной части госбюджета указываются источникипоступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходнойчасти госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги,их количественные параметры.
Внебюджетные фонды — средства федерального правительства иместных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.Данные фонды формируются посредством обязательных целевых отчислений, которыедля обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов.
Государственный кредит — представляет собой особую формуденежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, прикоторых государство выступает главным образом в качестве заёмщика средств, атакже кредитора и гаранта.
Финансовый рынок — рынок, где обращается капитал. Авторысчитаю, что его можно отнести в систему, т.к. фондовый рынок — это особый видфинансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфическихфинансовых активов — ценных бумаг.
Фондовый рынок в России начал ускоренно развиваться с 1992 г.,когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализациипрактически всех сторон экономической деятельности. Немалое влияние на развитиефинансового сектора оказал процесс приватизации, который способствовалвовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию рыночногоменталитета.
Централизованная часть финансовой системы отвечает запроцесс перераспределения национального дохода и ВВП. Перераспределениепроисходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающихна финансовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.
Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита.Для этого государство выпускает в обращение и продаёт государственные ценныебумаги, такие, как облигации государственного займа.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытковот стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует ихпредупреждению.
Второй подсистемой финансовой системы России являютсяфинансы предприятий.
Финансы предприятий различных форм собственности — основаединой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания ираспределения общественного продукта и национального дохода.
Автор Галицкая С.В. считает, что понятие финансовой системынеоднозначно, и различает функциональную и институциональную финансовые системы.Функциональная — совокупность финансовых отношений, институциональная — множество финансовых учреждений.
Финансовые отношения являются по своей природераспределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продуктапо субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимостиот того, какую роль они играют в общественном производстве. Поэтому наиболееприемлемым критерием классификации финансовых отношений является роль субъектав общественном производстве. Графическое изображение функциональной структурывыглядит следующим образом (Рис.1.2).
/>
Рис.1.2 Структура финансовой системы по Галицкой С.В.
Выделенные группы и подгруппы связаны между собойпосредством перемещения финансовых ресурсов из одних фондов другие.
Институциональная финансовая система предполагаетсовокупность институтов законодательной и исполнительной власти, осуществляющихопределённые функции в сфере финансов, в том числе:
президент;
органы законодательной власти;
органы исполнительной власти, осуществляющие сбор доходовбюджетов, другие уполномоченные органы;
органы финансово контроля.
А мнение Ю.Г. Швецова, И.М. Камнева состоит в том, что всостав финансовой системы, кроме перечисленных выше элементов, должны войти,во-первых, финансы домашних хозяйств и финансы некоммерческих организаций, во-вторых,банки, которые связаны с системой государственного кредита через Центральныйбанк России. Кроме этого, коммерческие банки являются и основнойинституциональной единицей финансового рынка.
Нешитой А.С. считает, что в общей совокупности финансов,образующих финансовую систему, сложившейся в результате рыночных преобразований90-х гг., можно выделить следующие крупные сферы:
государственные финансы (федеральные финансы и финансысубъектов РФ) и местные;
финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);
страхование;
кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иныхкредитных учреждений страны).
Каждая из предложенных сфер имеет организационную структуруи складывается из нескольких звеньев (Рис.1.3).
/>
Рис.1.3 Финансовая система Российской Федерации по НешитомуА.С.
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения)и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями вметодах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно,особой ролью в финансовой системе.
Иное представление о структуре финансовой системы имеется уавторов Галяпиной Л.В., Трусковой Т.М.
В финансовой системе выделяют следующие сферы:
государственные и территориальные финансы;
финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений,организаций);
финансы домашних хозяйств.
В соответствии с перечисленными сферами финансовой системывыделяются в соответствующие звенья. К государственным и территориальным финансамотносятся:
государственная бюджетная система;
система внебюджетных фондов;
система государственного кредита.
Финансы хозяйствующих субъектов включает в себя структуруфинансовых взаимоотношений коммерческих и некоммерческих предприятий и организацийразличных форм собственности, а также систему страхования. В свою очередьфинансы домашних хозяйств состоят из оборота финансовых ресурсов населения.
Подобное определение схоже с определением советской России,но финансовой звено домашних хозяйств выделено в структуре отдельно от финансовхозяйствующих субъектов. Скорее это связано с тем, что на сегодняшний деньсфере домашних хозяйств стали уделять большее внимание.
Обобщая рассмотренные подходы к трактовке финансовойсистемы, следует исходить из того, что она в странах с рыночной экономикойпредставляет собой сложно структурированную систему, которой имманентно присущикак функциональная, так и институциональная основы. Согласно этому можно датьследующее определение финансовой системы.
Финансовая система представляет собой совокупностьфинансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих спомощью различных финансовых инструментов формирования и использование денежныхсредств государства, организаций и населения.
С нашей точки зрения, в целом финансовая система России,наиболее подходящая под реальное положение дел состоит из двух укрупнённыхподсистем:
государственных и муниципальных финансов;
финансов хозяйствующих субъектов.
Эти укрупнённые подсистемы в зависимости от конкретных форми методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся наболее частые подсистемы (звенья), представленные ниже (Рис.1.4) [4].
/>
Рис.1.4 Структура финансовой системы Российской Федерации
Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяетне только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, но и оказываетвлияние на управление финансовыми отношениями в разных сферах и звеньяхфинансовой системы.
Элементы и звенья финансовой системы РФ
Как говорилось выше, финансовая система представляет собойструктуру взаимосвязанных подсистем, которая включает в себя государственные имуниципальные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. Которые делятсяследующим образом на звенья:
Государственные и муниципальные финансы:
а) бюджетная система;
б) государственный кредит
Финансы хозяйствующих субъектов:
а) коммерческие организации;
б) некоммерческие организации;
в) финансовые посредники.
«Финансовая деятельность государства и муниципальныхобразований представляет собой процесс планомерного образования, распределенияи использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсовчерез свои денежные фонды для выполнения поставленных задач» — пишет М.В. Карасёва[5].
Государственная бюджетная система Российской Федерации — основнойфинансовый план формирования и использования централизованного денежного фондагосударства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся впроведении государственной политики, главным образом посредствомперераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через системуналогообложения. В настоящее время бюджетная система России представленаследующими составляющими:
федеральный бюджет — это республиканский бюджет РФ;
территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик всоставе РФ, краевые, областные автономных областей, автономных округов игородские Москвы и Санкт-Петербурга);
бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) — это
окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков исельских
населенных пунктов; районные бюджеты в городах.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
перераспределительную (через государственный бюджетперераспределяется до 50% национального дохода страны);
регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпови пропорций развития экономики);
стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулированиеэффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь,бюджетных средств);
контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональнымиспользованием финансовых ресурсов).
Государственный кредит выделяется в самостоятельное звеногосударственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитныхотношений по привлечению средств в централизованные фонда государства. Государственныйкредит — особая форма денежных отношений между государством и юридическими ифизическими лицами, а также зарубежными государствами и международными организациямипо поводу финансирования государственных расходов. Государственный кредитоснован на добровольности платежей в казну государства.
Необходимость государственного кредита обусловлена темпамироста государственных расходов, опережающими возможности расширения собственнойдоходной базы. Кредит позволяет обеспечить финансирование запланированныхрасходов бюджета при его дефиците. Очевидно, что в условиях тесной взаимосвязиденежно-кредитной и финансовой политики традиционное представление о системе звеньевгосударственных финансов должно быть расширено. В широком, современномпонимании она должна включать в систему Центрального Банка РФ.
Внебюджетные фонды — это форма аккумуляции иперераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальныхпотребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Данныефонды создаются в различных государствах на определённый срок или действуютпостоянно. Государственные внебюджетные фонды предназначены для финансированияразличных социально-экономических услуг населения, для стимулирования развитияотсталых отраслей инфраструктуру, обеспечения дополнительными ресурсамиприоритетных сфер экономики. Поэтому правомерно выделение внебюджетных фондов всамостоятельное звено государственных финансов.
По признаку целевой направленности использования средстввнебюджетные фонды можно объединить в две группы: социального назначения; межотраслевогои отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фондатерриториального назначения. Организационно внебюджетные фонды отделены отбюджетов, имеют определённую самостоятельность.
В России концентрация огромных средств (почти равныхфедеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблениигосударственного финансового контроля привела к малоэффективному использованиюэтих средств, злоупотреблениям. В целях усиления контроля над использованиемгосударственными финансовыми ресурсами была произведена консолидациягосударственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете Российской Федерации.Это касалось тех фондов, доходы которых формировались за счёт обязательныхплатежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидированныхфондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевыевнебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд РФ, Фонд социальногострахования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.
ПФ Российской Федерации создан в целях государственногоуправления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и являетсясамостоятельным финансово-кредитным учреждением.
ФСС Российской Федерации создан в целях обеспечениягосударственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроляза правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.
ФОМС предназначен для аккумулирования денежных ресурсов наобязательное медицинское страхование граждан, обеспечение стабильностигосударственной системы обязательного медицинского страхования и выравниваниефинансовых ресурсов его проведения.
Следующей сферой финансовой системы являются финансыхозяйствующих субъектов — предприятий и организаций различных формсобственности, созданными в порядке, установленным законом, для производствапродукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественныхпотребностей. Именно в этом звене создаётся основная часть доходов, которая впоследующем в результате перераспределения по установленным государствомправилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Вто же время определённая часть бюджетных (финансовых) средств государства вформе прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий направляетсяна финансирование деятельности предприятий, как текущей, так и инвестиционной.
В сфере хозяйствующих субъектов, несмотря на различия иособенности предприятий и организаций в этой сфере финансовой системы,финансовые отношения имеют общую структуру, где следует выделить:
отношения, связанные с формированием первичных доходов ицелевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставный фонд, фонды развитияпроизводства, поощрительные и др.);
отношения, возникающие между предприятиями, если этиотношения носят распределительный характер, а не обслуживают обмен (инвестированиесредств в ценные бумаги, получение дивидендов, штрафы при нарушении договорныхобязательств);
отношения, возникающие со страховыми организациями в связи сформированием и использованием страховых фондов;
отношения, возникающие с банками в связи с получением ссуд идругим обслуживанием;
отношения, возникающие с бюджетной системой;
отношения, возникающие с вышестоящими управленческимиструктурами в связи с перераспределением финансовых ресурсов.
Особенности этих отношений зависят от следующих факторов: формысобственности, характера деятельности (коммерческие или некоммерческие),отраслевой принадлежности. Эти особенности находят своё отражение в источникахфинансирования, порядке образования и использование целевых денежных фондов, вхарактере взаимоотношений с бюджетом.
В сфере финансов домохозяйств выделяют три группы отношений:
между домохозяйствами и бюджетной системой (бюджет ивнебюджетные фонды) по поводу уплаты налогов и финансирования доходной частибюджетов домохозяйств (социальные трансферты и заработная плата работниковбюджетной сферы);
между домохозяйствами и различными участниками финансовогорынка в связи с осуществлением инвестиций в различные виды доходных финансовыхинструментов;
между домохозяйствами и хозяйствующими субъектами по поводуформирования доходов домохозяйств (оплата по труду и другие выплаты,приравненные к ним)
Коммерческие организации — юридические лица, которыепреследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Некоммерческие организации — организации, которые не ставятсвоей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль междуучастниками. Такие предприятия могут осуществлять предпринимательскуюдеятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, радикоторых они созданы, и соответствующую этим целям.
Звенья первой сферы — государственных и муниципальныхфинансов — относятся к централизованным финансам и используются длярегулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.Звенья второй подсистемы включают децентрализованные финансы и используются длярегулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.Перспективы развития структуры финансовой системыРФ
Современное состояние экономики представляет собой оченьсложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими системами ииграет важную роль.
Тенденции развития финансовых систем зарубежных странзаставляют реагировать на изменения и Россию. И вряд ли РФ может реагироватьпассивным приспособлением, без существенного изменения макро имикроэкономической политики. А именно это такие тенденции, как:
во-первых, инфляция активов, приведшая к периодическомуформированию пузырей на рынках финансовых инструментов и недвижимости;
во-вторых, безудержное подорожание базовых сырьевых ресурсов- теперь уже не только нефти, газа, металлов, но и продовольствия.
Самое опасное, однако, то, что зарубежные финансовыеинституты, вложившиеся в эти активы, сегодня тоже оказались заложникамисуществующей политики.
Автор статьи «Финансовая система: Время пришло» председательсовета директоров МДМ-банка, профессор ГУ-ВШЭ Олег Вьюгин акцентировал вниманиена том, что сложившийся в начале 2000-х мировой финансово-экономическиймеханизм разваливается. А также он уточнил обстоятельство, способствующее этомупроцессу:
Пошатнулась стабильность финансовых институтов, которыеобеспечивают инвестирование накоплений. Годы чрезвычайно мягкой денежнойполитики, соответственно, повышенной ликвидности финансовых рынков и инфляцииактивов не могли не поставить балансы крупнейших мировых банков под повышенные,хотя до поры до времени скрытые, риски. Фактически сегодня стало ясно, что есливернуть денежную политику мировых центральных банков к здравому смыслу (такаяпопытка была сделана ФРС в 2006 г), то тезис о возможности банкротствакрупнейших мировых финансовых институтов уже может оказаться не шуткой. ФРС вэтой ситуации предпочла вновь приступить к снижению процентных ставок какальтернативе целевой помощи отдельным банкам.
Основной поток импорта в Россию — из еврозоны и Азии. ПоэтомуРоссии нет смысла осуществлять накопление валюты, которую в сложившихсяобстоятельствах трудно назвать резервной, и платить за это внутренней инфляцией.Прекратить форсированное накопление резервов возможно только при отказе отфиксированного курса рубля и переходе к более гибкой политике курсообразования.Конечная цель этой политики — переход к принципам плавающего курса рубля.
Также необходимо заметить, что Нестабильность цен, курсов ипроцентных ставок весьма негативно влияет на стоимость финансовых активов. Инвестиционныйпортфель ЕБРР в РФ сильно пострадал после кризиса 1998 г, особенно в частифинансового сектора и автомобильной промышленности. Вложения втелекоммуникации, недвижимость, сельское хозяйство, природные ресурсы и инфраструктурубыли затронуты существенно меньше, кое-где положение после кризиса даже улучшилось,прежде всего, в сфере экспортных производств и импортозамещения.
Было отмечено, что а фоне негативного влияния на вложенияЕБРР в финансовый сектор, неплохо обстоят дела с кредитами Сбербанку РФ (SBER) иВнешторгбанку, а также с кредитами ряду частных банков, которые пользуютсяподдержкой стратегических иностранных инвесторов. Однако большую часть вложенийв финансовый сектор вряд ли удастся вернуть. После 1998 г банк очень осторожноподходит к вложениям в финансовый сектор в любой стране, в которой работает.
Отмечается улучшение положения с инвестициями в автомобильнуюпромышленность.
Указывают на низкий уровень доверия финансовой системе РФ исущественный объем вывоза капитала. Денежная масса составляет 16% от ВВП. Поэтому показателю РФ занимает одно из последних мест в мире. Уровень банковскогокредитования пока не достиг показателей 1998 г.
Доверие требует прозрачности и одним из способов являетсявнедрение международных стандартов бухучета /IAS/. Однако это не является панацеей.Если аудиторы подходят к работе поверхностно, не требуют от банка образованиясоответствующих резервов на потери или руководство банка намеренно скрываетинформацию, реальное состояние кредитного портфеля может быть скрыто достаточнодолгое время.
В РФ пока плохо используется законодательство о банкротстве,несмотря на неплохой уровень самих законов. Права вкладчиков и кредиторов в ситуациивывода активов из проблемных банков защищены плохо.
Страхование депозитов также повышает уровень доверия, но вситуации частых банкротств банков и вывода активов страхование слишком дорого инеэффективно.
Другое мнение о развитии финансовой системы заключается втом, что главной движущей силой интернационализации мировой экономики сталимеждународные финансы, развитие которых опережает рост мирового производства иэкспорта. Именно встречные потоки прямых инвестиций, диверсификация, расширениеи интеграция международных финансовых рынков вывели мировую экономику накачественно новый уровень интренационализации — глобализацию. Финансоваяглобализация как часть всеобщей глобализации в сфере международных финансовсущественно влияет на сложившиеся национальные финансовые отношения. Самифинансы в глобальном масштабе рассматриваются как всеобъемлющая системаформирования, движения и использования денежных доходов в соответствии срешением их собственников.
Показателем уровня развития глобализации финансов можетслужить капитал, функционирующий за пределами стран его происхождения в объёменакопленных иностранных активов.
Развитие финансовой глобализации стимулируетсянеравномерностью экономического развития и распределения финансовых ресурсов,неуравновешенностью текущих платежных балансов, острой нехваткой в большинствестран собственных ресурсов для осуществления инвестиций, для покрытия бюджетныхдефицитов, для проведения социально-экономических преобразований, осуществленияслияний и поглощений компаний и банков, выполнения долговых обязательств повнутренним и внешним заимствованиям, а также внедрением современных электронныхтехнологий, позволяющих проводить операции в режиме реального времени.
На развитие финансовой глобализации оказывает воздействиеускоренная либерализация мирохозяйственных связей и финансовых потоков в рамкахстратегии открытой экономики. Либерализация финансовой сферы усиливаетсярегиональной интеграцией, она осуществляется на основе решений стран БольшойСемёрки, многосторонних договорённостей в рамках Всемирной торговой организации(ВТО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),Международного валютного фонда (МВФ) и другие.
Реалии современного финансового развития в глобальныхмасштабах диктуют необходимость трансформации финансовой системы России. Трансформационнаяпарадигма развития финансовой системы России, по мнению автора статьи «Трансформацияфинансовых отношений под воздействием глобализации: финансовая система России вусловиях глобальной конвергенции», может основываться на взглядах учёногоК. Поланьи, изложенных в работе «Великая трансформация: политические иэкономические истоки нашего времени. Идея работы заключается в раскрытии ролиинститутов в развитии государства. Именно институты (в нашем случае финансовые)предопределяют темпы и масштабы финансовых преобразований, несмотря назначимость финансовых новаций, и факторов финансовой глобализации.
Все финансовые процессы, в которых учувствуют определенныефакторы, институты и ресурсы, можно разделить на два типа:
медиации: взаимодействия, обеспечивающие перенос безизменения внутренних свойств определённых ресурсов и институциональныхрекомендаций из одной пространственно-временной области в другую;
трансформации: взаимодействия, сопровождаемые изменениямиресурсных, институциональных и поведенческих (психология финансов) параметров.
К числу трансформационных процессов следует отнести ипроцесс модернизации в его общепринятом понимании, выражающейся в сменетрадиций и прежде всего базовых технологий (в финансовой сфере) Всё это влияетна финансовые институты (правила и кодексы), и на качественные и количественныехарактеристики ресурсов, участвующих в финансовых процессах. Преимуществотрансформационного подхода состоит в адекватном отражении реальной динамическойкартины кардинальных финансовых перемен. В буквальном смысле трансформацияозначает перемену формы изучаемого объекта.
В ходе трансформации финансовой системы меняется структураэндогенных и экзогенных институтов российской финансовой системы (Приложение 2)[6].
Стратегия трансформации государственных финансов,институциональные изменения в условиях глобализации должны быть ориентированына обеспечение экономичности и результативности государственных финансов, наиспользование государственных ресурсов с максимальной полнотой и эффективностью.И естественно, что именно эта задача должна стать генеральной в отличие отпопыток выдвинуть на первый план сокращения государственных расходов.
В настоящее время осуществляется трансформациягосударственных финансов, однако её современная организация и придание ейсистемных признаков требуют проведения ряда мер:
структуризация сегментов государственных финансов;
обеспечения максимально возможной локализациигосударственных финансовых потоков;
жёсткой правовой институционализации финансов государства;
Финансы государства должны стать катализатором выхода странына инвестиционные рынки мира, на рынки высокотехнологических продуктов.
В январе 2006 года был сформирован трёхлетний финансовыйплан на 2006-2007 гг. Шла работа над финансовым планом 2007-2009 года, вкотором также предусматривается немало средств на ведение эффективнойсреднесрочной финансовой политики. „Такое новаторское бюджетноепланирование предполагает сохранение фундаментальных условий и ограничений,которые долгосрочно поддерживали бы стабильную макроэкономическую ситуацию. Всёэто работа всего правительства РФ, а также коллектива и руководства МинфинаРоссии, как ключевого разработчика этой новой идеологии“, — уточнилПредседатель правительства РФ М.Е. Фрадков[7].
Традиционно именно Минфин России является организующим икоординирующим органом в процессе развития в России банков, финансовыхинструментов и рынков, и всей финансовой системы в целом.
В настоящее время осуществляется трансформация государственныхфинансов России, однако её современная организация требует проведенияинституциональных преобразований.
Заключение
Вопрос о сущности финансовой деятельности и финансовойсистеме различными авторами трактуется по-разному. Это обусловлено изменениямифинансовой сферы с изменением всей экономики со временем: начиная с времён СССРи до сегодняшних дней.
Экономисты-учёные предлагают множество различных определенийтермина „финансовая система“, и каждый из представлений являетсяверным с большим акцентом на тот или иной аспект.
Слово „financsia“, какпроизводное от латинского глагола, вошло в оборот в XIII-XV веках в Италии и означало „денежный платёж“.
Финансовая система — совокупность различных сфер (звеньев) финансовыхотношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании ииспользовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественномвоспроизводстве.
Во второй главе курсовой работы подробнее рассмотрелихарактеристики составных подсистем финансовой системы. Таким образом,финансовая система — это система взаимосвязанных элементов: государственных имуниципальных финансов, финансов хозяйствующих субъектов. Каждый элемент в своюочередь делится на звенья, что в едином целом составляет структуру влияющихдруг на друга финансовых сфер государства.
Современная финансовая система в определённой степениприблизилась к структуре финансовых систем западных стран, имеющие федеральноеустройство. Тем не менее, сегодняшняя финансовая система России достаточнопротиворечива и требует серьёзной доработки. В частности, необходимо решениеследующих ключевых проблем:
снижение дефицита региональных и местных бюджетов за счётукрепления их доходной базы, приведение последней в точное соответствие сполномочиями бюджетов;
реструктуризация расходов по приоритетам;
создание условий для реализации принципов бюджетовфедерализма;
совершенствование механизма бюджетного регулирования;
усиление контроля за эффективностью использования бюджетныхассигнований.
Таким образом, проанализировав множество источников можносделать вывод, что финансовая система Российской Федерации координируетдвижение денежных средств посредством различных фондов и требует постоянного совершенствования,учитывая постоянно меняющиеся экономические условия и предпосылки.
Список используемой литературы
1. Финансы, денежное обращение и кредит / М.В. Романовский, О.В. Врублёвская// Учебник. — Люберцы: Юарт-Издат. — 2006. — с.64-70;
2. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Конспект лекций. Пособие дляподготовки к экзаменам для студентов всех форм обучения / Авт. — сост. В.И. Руденко:3-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — с.8-19;
3. Финансы и кредит: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся поспециальностям экономики и управления / В.Д. Фетисов, Т.В. Фетисова. — 2-е изд.,перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — с.59-66;
4. Финансы, денежное обращение и кредит / А.М. Литовских, И.К. Шевченко // Учебноепособие. Таганрог: Изд-во ТРГУ, 2005, с.127-142;
5. Финансы и Кредит: Учеб. Пособие/Под редакцией проф.А.М. Ковалёвой. — М.:Финансы и Статистика, 2004. — стр.9-26;
6. Финансы: Учебник для вузов / Под ред.Г.Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. идоп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — с.9-14;
7. Нешитой А.С. Финансы Учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговаякорпорация „Дашков и КО“, 2005. — с.26-57;
8. Деньги для российской экономики / Г.Г. Господарчук // Деньги и кредит. — М.: Финансы и статистика. — 2006. — №12. — с.29-33;
9. Повышение устойчивости финансовой системы страны — важное направлениедеятельности Минфина России // Финансы. — М.: Финансы. — 2006. — №5. — с.3-14;
10. Трансформации финансовых отношений под воздействием глобализации: финансоваясистема России в условиях глобальной конвергенции / Н.В. Фадеева // Финансы икредит. — М.: Финансы и кредит. — 2007. — №14. — с.9-18;
11. Понятие и принципы финансовой деятельности государства и муниципальныхобразований / Э.Д. Соколова // Государство и право. — М.: „Наука“. — 2007. — №5. — с.95-100;
12. Учебник ФИНАНСЫ/Коллектив авторов. — 2006 г;
13. Государственные финансы в финансовой системе России / Е.А. Ермакова // Финансыи кредит. — М.: Финансы и Кредит. — 2007. — №3. — с.35-36; определение Финансовойсистемы essencefinance.ru/index. htm;
14. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ, УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ ИМЕЮТПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ — ЕБРР. — Источникинформации: Прайм-ТАСС, 7.06.01 www.sipec.ru/publication12228.html;
15. »Российская газета" — Федеральный выпуск №4347 от 20 апреля2007 г. — Личный вклад. Вручены премии за развитие финансовой системы страны — www.rg.ru/2007/04/20/premii.html;
16. Вторая ежегодная российско-китайская конференция «Роль государствав экономике в 21 веке» [rus] — Центр Стратегических разработок — www.csr.ru/event/original_1085. stm;
17. Стабильность финансовой системы как условие устойчивогосоциально-экономического развития России / С.В. Рассказов, А.Н. Рассказова // Финансовыйменеджмент. — М.: Финпресс. — 2007. — №3. — с.112-126;
18. Система индикаторов финансовой безопасности и конкурентоспособностьфинансовой сферы экономики России / И.Г. Мальцева // Вопросы статистики. — М.: Финансы.- 2006. — №5;
19. Теоретические аспекты финансов как экономической категории / Ю.Г. Швецов,И.М. Камнев // Финансовый бизнес. — М.: Финансовый бизнес. — 2007. — №2. — с.70-77;
20. Финансовая система: Время пришло // Олег Вьюгин 19.11.2007, №218 (1992) — Ведомости: www.vedomosti.ru/newspaper/article. shtml? 2007/11/19/136243;
21. К вопросу о структуре финансовой системы государства / Кайгородова, Г.Н.// Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики. Тезисыдокл. итоговой науч.-практ. конферен. — 2005. — с.363-354.
Приложения
Приложение 1
Взгляды ученых-экономистов на состав финансовой системы*Представители (авторы), источник Элементы финансовой системы
Экономическая наука
А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина
(Финансы: учеб. / Под ред.А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2004. С.35-36)  - финансы субъектов хозяйствования (финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей); — государственные и муниципальные финансы (бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления, внебюджетные фонды)
М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти (Финансы, М.: Юрайт-М, 2002. С.12-29; Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублев-ской. М: Юрайт-Издат, 2004. С.66)  - финансы хозяйствующих субъектов (финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы финансовых посредников, финансы некоммерческих организаций); — государственные и муниципальные финансы (бюджетная система, государственный кредит)
В.В. Ковалев (Финансы: учеб / Под ред.В. В. Ковалева. М.: ТК Велби, 2003. С.14-21)  - централизованные финансы (государственные и муниципальные финансы: бюджетная система (все виды бюджетов, включая внебюджетные фонды), государственный и муниципальный кредит); — децентрализованные финансы (финансы домохозяйств, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы финансовых посредников (в том числе коммерческие банки, страховые организации, финансовые компании, различные фонды).
А.И. Балобанов, И.Т. Балабанов (Финансы: СПб.: Питер, 2002. С.32-33)  - общегосударственные финансы (федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды); — территориальные финансы (территориальные бюджеты, территориальные внебюджетные фонды); — финансы хозяйствующих субъектов; — финансы граждан
Г.Б. Поляк (Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. для вузов/ Под ред.Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ. 2002. С.73-75)  - централизованные финансы (федеральный, региональные и местные бюджеты, внебюджетные фонды); — децентрализованные финансы (финансы предприятий, финансы домашнего хозяйства)
А.М. Ковалева (Финансы: учеб. пособие / Под ред. проф.А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2001. С.23-30)  - общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок); — финансы хозяйствующих субъектов (государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных)
А.М. Бабич, Я.Н. Павлова (Финансы: учеб. М.: ИД ФБК ПРЕСС,
2000. С.15-16)  - государственные и муниципальные финансы; — финансы предприятий; — страхование; — финансы домашних хозяйств
Л.И. Сергеев (Государственный и территориальные финансы: учеб. / Под ред.Л.И. Сергеева. Калининград: Янтарный сказ, 2000. С.29-31)  - государственная бюджетная система; — внебюджетные специальные фонды; — государственный кредит; — фонды имущественного и личного страхования; — финансы предприятий различных форм собственности; — финансы домашних хозяйств
А.Ю. Казак (Финансы и кредит: учеб. / Под ред.А.Ю. Казака. Екатеринбург: МП «ПИПП», 1994. С.119-124)  - общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственный кредит, специальные (внебюджетные) и целевые фонды); — местные финансы (местные бюджеты, система местных налогов и займов, внебюджетные фонды); — финансы государственных предприятий, организаций и учреждений
Юридическая наука
0.Н. Горбунова (Финансовое право: учеб. / Под ред.О.Н. Горбуновой. М.: Юристь, 2000.С. 19-20)  - бюджетная система (федеральный, региональный и местный бюджеты); — государственные внебюджетные фонды; — фонды, консолидированные в бюджете; — внебюджетные децентрализованные фонды; — фонды страхования; — кредит (государственный и банковский); — финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды)
*Заоснову взято: Бюджетная система России в схемах и таблицах с комментариями: Учеб.пособие. М.: Изд-воЭксмо, 2005. С.47 — 48.

Приложение 2
Структура эндогенных и экзогенных институтов российскойфинансово-банковской системы
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.