Реферат по предмету "Финансовые науки"


Экономическое значение государственных доходов и расходов, Финансовый менеджмент и его место в системе управления финансами

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Экономическое значение государственных доходов расходов
1.1 Состав государственных расходов
1.2 Структура государственных расходов и их значение
1.3 Задачи в области государственных расходов
1.4 Состав государственных доходов
1.5 Структура государственных доходов и их значение
2. Финансовый менеджмент и его место в системе управленияфинансами
2.1 Понятие – финансовый менеджмент
2.2 Функции и задачи финансового менеджмента
2.3 Методы финансового менеджмента
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Система управленияфинансами в последние годы кардинально изменилась. Однако научно-методическоеобеспечение устарело, этим и был вызван бурный рост данной науки в последниегоды. Особенностями финансового менеджмента являются его не традиционность иновизна для российских условий. Его появление в Российской Федерации вызваноразвитием рыночных процессов, повышением значимости финансовых аспектовхозяйственной деятельности предприятий. В настоящее время в России финансовыйменеджмент успешно развивается как наука.
Финансовый менеджмент всистеме экономических наук, с одной стороны, представляет собой самостоятельнуюи весьма специфическую часть такой обширной дисциплины, как менеджмент. Отсюдафинансовый менеджмент имеет многие черты и особенности менеджмента как науки,но с другой стороны – это дисциплина, имеющая управленческо- финансовыеаспекты, присущие целому ряду прикладных экономических наук, поэтому финансовыйменеджмент граничит с такими науками как, финансовый экономический анализ,управленческий учет, рынок ценных бумаг, статистика, ценообразование,налогообложение и другие.
Говоря о экономическом значениидоходов и расходов государства, можно сказать что, группировка доходов ирасходов при помощи бюджета дает возможность сосредоточивать финансовые ресурсына решающих участках социального и экономического развития, с помощью чегопроисходит перераспределение национального дохода между отраслями,территориями, сферами общественной деятельности. Вместе с тем, отображаяэкономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, группировкадоходов и расходов дает четкую картину того, как поступают в распоряжениегосударства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает,соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему егопотребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно можетбыть не просто средством государственного экономического регулирования, онможет реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темповнаучно-технического прогресса, обновление и совершенствованиематериально-технической базы общественного производства. Но здесь важноподчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование вкачестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессечеловеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемомгосударством бюджетном механизме, который является конкретным выражениембюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решениеэкономических и социальных задач.

1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
 
1.1 Составгосударственных расходов
Расходы классифицируются:
— по своей роли впроцессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированиемматериального производства и содержанием непроизводственной сферы.
— по функциональномуназначению – на финансирование народного хозяйства, социально- культурныхмероприятий, обороны страны, содержание аппарата государственного управления,на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, нафундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, нарасходы по обслуживанию государственного долга.
Все расходы состоят изтекущих расходов и затрат капитального характера.
Основные текущиерасходы
1. Закупка товара иуслуг
2. Оплата трудагосударственных служащих
3. Начисления назаработную плату
4. Платежи повнутренним займам и государственному внутреннему долгу.
Основные капитальныерасходы
1. Капитальныевложения в основные фонды
2. Капитальноестроительство
3. Реконструкция
4. Техническое перевооружение
5. Расширениедействующих производств

1.2Структура государственных расходов и их значение
В условиях перехода нарыночные отношения структура расходов претерпела существенные изменения – резкосократились бюджетные ассигнования на народное хозяйство, на централизованныекапитальные вложения. В связи с приватизацией произошло преобразованиезначительной части государственных предприятий в акционерные общества, которыедолжны осуществлять расширенное воспроизводство за счет собственных средств и ресурсов,мобилизуемых на финансовых рынках.
Финансирование отдельныхотраслей и территорий, государственных инвестиционных программ,государственного сектора экономики в условиях действия рыночных механизмовсохраняет актуальность. [ 4,43]
Основные средстванаправляются в топливно- энергетический и аграрно-промышленный комплексы, приэтом предусматривается финансовая поддержка комплексного переустройствааграрного сектора.
Федеральнаяинвестиционная программа, финансируемая за счет средств бюджета, должна бытьнаправлена на развитие социального комплекса. Предприятия и организации должныфинансироваться главным образом за счет кредитов, предоставляемыми банками длязакупок оборудования по производству медицинских препаратов и медицинскойтехники, сельскохозяйственной техники, транспортного оборудования, средствсвязи, а так же более широкого использования финансового лизинга.
Большое значение имеютрасходы, связанные с социально- культурным мероприятием, которые включают всебя затраты на: образование, здравоохранение, физическую культуру, социальноеобеспечение, культуру и искусство.
Значительное вниманиедолжно уделяться социальной защите наименее обеспеченных слоев населения.Должны предусматриваться меры по повышению минимального уровня заработной платы,увеличению пособия по безработице, по упорядочению заработной платы работниковбюджетной сферы.
Так же не маловажноезначение имеют расходы на оборону, вызванные необходимостью реформированияармии, сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, содержанияармии на более высоком профессиональном уровне, поддержания социальнойзащищенности военнослужащих и членов их семей.
Осуществление расходовпроизводится путем бюджетного финансирования, основными принципами которогоявляются:
· Достижение максимальногоэффекта при минимуме затрат
· Целевой характериспользования бюджетных ассигнований
· Предоставлениябюджетных средств меру выполнения производственных показателей с учетомиспользования ранее отпущенных ассигнований
· Безвозвратностьбюджетных ассигнований
1.3 Задачив области государственных расходов
— Сократить числофедеральных целевых комплексных программ, обеспечить концентрацию средствбюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах
— Снизить расходы насодержание государственного аппарата
— Продолжатьдецентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственного икоммерческого финансирования проектов
— Повысить эффективностьиспользования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс,концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективныхнаучно-исследовательских работах
— Снизить уровень дотацииотдельным отраслям
— Усилить контрольиспользования бюджетных средств
— Обеспечить приоритетноефинансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание,образование.
Составгосударственных доходов
В условиях перехода крынку доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основнымидоходами в Российской Федерации стали налоги.
Налоги представляют собойчасть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Этообязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству взаранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Сущность налоговпроявляется в их функциях:
— фискальная функциясостоит в максимально возможной мобилизации средств в бюджетную систему. [ 5, 52 ]
— регулирующая функциясвязана с вмешательством государства через налоги в процесс воспроизводства.
Так же к государственнымдоходам можно отнести средства целевых бюджетных фондов, за счет которыхфинансируется значительная часть социальных расходов.
1.5Структура государственных доходов и их значение
Какбыло ранее замечено, что основную массу денежных ресурсов, предназначенных дляфинансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов иобязательных платежей. Налоги подразделяются на три группы: [ 1, 9]
· Федеральныеналоги и сборы
1)налог на добавленную стоимость;
2)акцизы;
3)налог на доходы физических лиц;
4)единый социальный налог;
5)налог на прибыль организаций;
6)налог на добычу полезных ископаемых;
8)водный налог;
9)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водныхбиологических ресурсов;
10)государственная пошлина.
· Региональныеналоги
1) налогна имущество организаций;
2)налог на игорный бизнес;
3)транспортный налог.
· Местные налоги
1)земельный налог;
2)налог на имущество физических лиц.
Налоговая политика влияетна процессы накопления капитала, его концентрацию и централизацию.[ 6, 84 ]
Налоги, поступающие всоответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Нижестоящемубюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечислятьсясверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах,которые называются регулирующими доходами. Регулирующие доходы позволяютрегиональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения ихфункций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджета.
Передаваемые средствавышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия,называются субвенциями. Другими словами, это дополнительнаяпомощь регионам со статусом «особо нуждающиеся в поддержке».
К средствам бюджетногорегулирования местных бюджетов относятся:
· Нормативныеотчисления от регулирующих доходов
· Дотации исубвенции местным бюджетам
· Средства,выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований
· Средства,поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов РоссийскойФедерации
К нормативным отчислениямот регулирующих доходов относятся доли федеральных налогов и доли налоговсубъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами напостоянной основе. Они наряду с местными налогами сборами относятся к собственнымдоходам местных бюджетов.
Кроме налоговыхпоступлений в доходную часть поступают и другие виды платежей: отвнешнеэкономической деятельности РФ, от приватизации государственнойсобственности, от функционирования государственной собственности за рубежом идругие.

2.ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
2.1 Понятие– финансовый менеджмент
 
Финансовый менеджмент – этопрофессиональная управленческая деятельность по оценке производственных ифинансовых направлений деятельности хозяйствующего субъекта, а именноорганизация денежных потоков предприятия, формирование и использованиекапитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегическихи тактических целей развития предприятия. [ 8, 156 ]
Финансовая деятельностьна предприятии осуществляется финансовым отделом, службой. Свою работу данныеструктуры осуществляют в соответствии с целями, функциями, задачами и методамифинансового менеджмента.
Целью финансовогоменеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов длядостижения целей деятельности предприятия в целом или ее отдельныхпроизводственно-хозяйственных звеньев.
Основные цели финансовогоменеджмента:
— выживание предприятия вусловиях конкурентной борьбы
— избежания банкротства икрупных финансовых неудач
— максимизация прибыли
— минимизация расходов
— устойчивые темпы ростаэкономического потенциала предприятия
— рост объемовпроизводства и реализации
— увеличение доходовруководящего состава и владельцев предприятия
— обеспечениерентабельности деятельности.

2.2Функции и задачи финансового менеджмента
1. Планирование. Включаетв себя стратегическое и текущее финансовое планирование, составление различныхсмет и бюджетов для любых мероприятий.
2. Участие в определенииценовой политики и прогнозировании сбыта.
3. Оценка возможныхизменений структуры предприятия
4. Обеспечениеисточниками финансирования, поиск внутренних и внешних источниковкраткосрочного и долгосрочного финансирования, выбор оптимального их сочетания.
5. Управление финансовымиресурсами, управление денежными средствами на счетах и в кассе, в расчетах,управление ценными бумагами, заемными средствами.
6. Учет, контроль ианализ. Выбор учетной политики, обработка и представление учетной информации ввиде финансовой отчетности. Сопоставление отчетных данных с планами истандартами. [ 7, 46]
В задачи финансовогоменеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными идолгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в финансовомуправлении. Так же задачей финансового менеджмента является определениеприоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различныххозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выбореисточников их финансирования, обеспечение сбалансированности и сроковпоступления денежных средств, обеспечение рентабельности продаж.
2.3 Методыфинансового менеджмента
Конкретные формы и методырешения задач финансового менеджмента определяются финансовой политикойпредприятия. Разработка и осуществление финансовой политики занимаютсущественное место в общем механизме централизованного управления. Ее роль вцентрализованном управлении фирмой определяется тем, что она затрагивает всестороны экономической деятельности фирмы – научно-техническую,производственную, материально-техническое снабжение, сбыт. В рамках единойфинансовой политики, разрабатываемой на высшем уровне управления, определяютсяв глобальном масштабе источники финансовых ресурсов и их распределение в рамкахпредприятия.
В современных условияхглавная собственность финансовой политики предприятий состоит в комплексномиспользовании финансовых инструментов, причем в зависимости от конкретныхусловий преобладающее значение в отдельные периоды может придаваться тому илииному инструменту.
Существует три основныхкатегории финансовых инструментов:
— денежные средства(средства в кассе и на расчетном счете)
— кредитные инструменты(облигации, форвардные контракты и другие)
— способы участия вуставном капитале (акции)
Основными методамифинансового менеджмента, реализуемыми в ходе проведения финансовой политики,являются: прогнозирование, налогообложение, страхование, кредитование,самофинансирование, система расчетов, система финансовых санкций, трастовыеоперации, залоговые операции и другие.
Для осуществления этихметодов используются приемы финансового управления: кредиты, займы, процентныеставки, дивиденды, дисконтирование и другое.
Основой информационногообеспечения системы финансового менеджмента служит любая информация финансовогохарактера:
— бухгалтерскаяотчетность
— сообщение учрежденийбанковской системы
— информация товарных,фондовых бирж.
Заключение
Исходя из вышесказанного,очевидно, что в условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится однойиз ключевых фигур на предприятии. Он ответственный за постановку проблемфинансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа ихрешения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемоговарианта действий.
Правильная группировка ираспределение государственных доходов и расходов может положительно сказатьсяна регулировании государственной экономики и может реально влиять на ростэкономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса,обновление и совершенствование материально-технической базы общественногопроизводства.

Списокиспользуемой литературы
1. Налоговый кодексРФ. Часть первая, вторая. Консультант плюс (ред. от 24.07.2007г.).
2. Федеральный закона № 95- ФЗ от 29.07.2004г.
3. Федеральный закон№ 58 от 29.06.2004г.
4.  Деева А.И.«Финансы», Москва «Экзамен» 2006 — 320с
5. Литовченко В.П.«Финансы», Москва ИТК «Дашков и К» 2005 -724с
6. Ковалева А.М.«Финансы», Москва Издательство «Финансы и Статистика» 2005 — 384с
7. Тренев Н.Н.«Управление финансами», Москва Издательство «Финансы и Статистика» 2004 – 241с
8. Моляков Д.С.«Теория финансов предприятия» Москва Издательство «Финансы и Статистика» 2006 –357с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.