Реферат
Экономическая природа дефицита и методы его регулирования:курсовая работа, 26 стр., 15 источн.
Ключевые слова: ДЕФИЦИТ, ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, ДЕФИЦИТПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА, ИНФЛЯЦИЯ, ДЕВАЛЬВАЦИЯ.
Цель данной работы – показать проблему дефицита вэкономике, и методы преодоления данного явления.
Объект исследования – экономика государства.
Методы исследования — анализ, синтез, индукция, дедукция,аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативныйанализ, логический метод, метод сочетания логического и исторического.
Исследования и разработки: результатом написания даннойкурсовой работы стало раскрытие понятие дефицит, объяснена необходимость решенияпроблемы дефицита государственного бюджета и платежного баланса, охарактеризованыметоды борьбы с дефицитом.
Автор работы подтверждает, что приведенный в нейрасчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемогопроцесса, а все заимствованные из литературных и других источниковтеоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаютсяссылками на их авторов.
Содержание
Введение… 3
1 Проблема дефицитав экономике (на примере СССР)… 5
2 Дефицит бюджета иплатежного баланса как форма дефицита в системе рыночного равновесия… 13
3 Методырегулирования платежного баланса и бюджетного дефицита государства 21
Заключение… 32
Список использованныхисточников… 34
Введение
Экономика — наука, изучающая использование различногорода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношениямежду различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования.
Участниками рынка являются покупатели (потребители) ипродавцы (производители). Покупателями и продавцами могут быть как отдельныелюди, так и целые фирмы, предприятия.
Потребители, выходя на рынок какого-либо товара,предъявляют спрос на этот товар, а производители этого товара образуютпредложение товара.
Продавец, представляющий интересы производителя товаров исвои собственные, стремится повысить цену, руководствуясь затратным подходом ижеланием получить весомую прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из«полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезногоэффекта, стремится к «своей» цене, которую можно назвать желаемой ценойпокупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция междупроизводителями (в предположении, что она существует, а существовать внормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу помогаютконкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.
В понятие «дефицит» в экономике также следует вложитьдефицит бюджета и дефицит платежного баланса. Проблема дефицита бюджета сталаактуальной именно сегодня, когда государства пытаются спасти свои экономики спомощью государственных расходов. Виной тому стал мировой кризис. При этом данныйдефицит каким-то образом нужно будет сокращать. И вот здесь начнутся проблемы.Ведь пострадают такие сферы, как образование, медицина и т.д. Уменьшатсязарплаты государственных служащих.
Не менее важной является проблема дефицита платежногобаланса. В условиях глобализации для небольших экономик эта проблема становитсясамой важной. Пример, Республика Беларусь. В условиях падения зарубежногоспроса на белорусскую проблему, стране пришлось пойти на весьма непопулярныемеры для сведения сальдо. Так, была проведена девальвация, что привело кпадению реальных заработных плат всего населения, к инфляции и т.д. Также для получениякредитов пришлось пойти на условия МВФ по нулевому бюджету. Это не позволилонашей социально-ориентированной экономике стимулировать в полной мереэкономический рост.
Цель данной работы – показать проблему дефицита вэкономике, и методы преодоления данного явления.
Объект исследования – экономика государства.
Задачами данной работы являются:
Раскрыть сущность дефицита.
Показать важность исследования и пути преодолениябюджетного дефицита и дефицита платежного баланса
1 Проблема дефицита вэкономике(на примере СССР)
Проблема товарного дефицита достаточно многопланова. Влитературе ее рассматривают в рамках макроэкономической и мезоэкономическоймоделей, а также на микроуровне экономической системы, исследуют причины и влияниедефицитной экономики на политическую и социальную сферу. Целью даннойпубликации является попытка историографического обобщения материала по проблеметоварного дефицита в СССР.
Наиболее лаконичное определение понятия дефицит — этонехватка чего-либо, товар, которого нет на рынке. Но в современнойэкономической литературе встречается более полное определение, в котором поддефицитом понимается ситуация, когда при данной цене спрос на рынке превышаетпредложение.
Проблеме дефицита посвящено значительное количество работэкономистов и историков. Современные исследователи используют обширныйфактический материал, доказывающий, что в середине 1980-х годов СССР столкнулсяс тяжелым кризисом платежного баланса и финансовой системы, пере-272 шедшим вобщеэкономический кризис, который обернулся резким падением уровня жизни,политической дестабилизацией и в конечном счете закономерным крахомсложившегося политического строя. В настоящее время, при наличии опыта рыночныхотношений, исследователи пытаются с новых ракурсов оценить эффективностьсоветской экономической системы, ее социальную направленность. Безусловно,проблема обеспеченности населения товарами, их ценовая доступность и качествоявляются важными элементами при характеристике советской модели экономики.Исследователи, в своем большинстве являвшиеся очевидцами событий 1980-х годов,приходят к порой кардинально противоположным выводам в оценке эффективностисистемы в целом и обеспеченности товарного изобилия в частности.
Первой теоретической работой по проблеме дефицитаявляется монография Я. Корнаи «Дефицит»[13]. Автор рассуждает о причинахдефицита в СССР, приходя к выводу о генетической «предрасположенности»командной экономики к низкому уровню и качеству потребительского рынка. ИменноЯ. Корнаи, говоря о советской экономике, вводит в научный оборот понятие«экономика дефицита». Впоследствии данное сочетание как нарицательноеприменялось к экономике СССР многими отечественными авторами без должнойаргументации.
Большинство исследователей, размышляя о дефиците, неуглубляются в теоретические рассуждения о его природе, не освещают весь спектрпроблем, а приводят в качестве аргументов цифры или факты, отражающие отдельныеаспекты дефицита. На основании анализа литературы можно выделить наиболее частоупоминаемые составляющие проблемы: доступность товаров для потребителя и ихкачество. При рассмотрении проблем доступности товаров для потребителя авторыостанавливаются на характеристике доступности товара с точки зрения приемлемойцены и в плане его фактического наличия в магазинах.
Характеризуя ценовую политику, исследователи по-разномуподходят к измерению покупательной способности населения. В.М. Ураловопределяет уровень цен и покупательную способность населения через отношениезаработной платы к стоимости ежемесячного минимального набора продуктов питания(МНПП). По мнению автора, в целом покупательная способность населения росла итовары по ценам были доступны для граждан, хотя темпы этого роста начиная с1960-х годов несколько замедлились, а после 1985 г. рост прекратился.
Более критично характеризуют ценовую политику государстваА. Зай-ченко, Г.С. Остапкович, В.П. Попов, Н.В. Шмелев, Г.И. Ханин, А.В. Шубин.Считая, что потребительские расходы и цены в СССР 1980-х годов были достаточновысокими, авторы приводят разнообразные аргументы. А.В. Шубин в своей работессылается на данные К. Буша, в которых экономическая доступность товаров длянаселения определяется через трудовой эквивалент -количество рабочего времени,необходимого для того, чтобы заработать на покупку в розничной сети единицытовара. По предложенным данным, на недельную корзину, состоящую из 23 видовпродуктов, среднему работающему москвичу в 1982 г. нужно было работать 53,5 ч,вашингтонцу 18,6 ч, лондонцу 25,7 ч. Таким образом, экономическая доступностьпродуктов в СССР в сравнении с другими странами была ниже в 1,5-2 раза.Публицист A. Зайченко, сравнивая американских и советских работников, приходит квыводу, что советскому рабочему нужно было трудиться в 10-12 раз больше, чемамериканцу, чтобы купить одинаковый объем мяса и в 18-20 раз больше дляприобретения равноценного объема птицы. Но А. Зайченко не указывает источникданных или методику их получения, что позволяет предположить некотороезавышение цифр автором.
О снижении покупательной способности населения в связи сповышением цен в середине 1980-х годов пишут А.А. Данилов, Г.С. Остапкович,
B.Найшуль, Ю.В. Яременко [13]. Но авторы не даютобобщающей характеристики ценовой политики в СССР, рассматривая лишь отдельныеаспекты проблемы. Более комплексно охарактеризовали проблему ценовой доступноститоваров С.Г. Кара-Мурза и А.П. Паршев. По их мнению, в социалистической системесуществовала разница в цене между продовольственными и непродовольственнымитоварами, а точнее сказать, между товарами первой необходимости и всемиостальными. Поэтому в СССР хлеб и молоко были дешевыми товарами, а деликатесы,видеомагнитофоны и автомобили сравнительно дорогими для среднестатистическогопотребителя. Государство давало дотации на производство необходимой продукции,обеспечивая тем самым гарантии пусть минимального, но всеобщего потребления, вто время как на Западе сама система ценообразования была иной и разрыв в ценахмежду молоком и автомобилем был не так велик, как в СССР. С выводами авторовотчасти можно согласиться, но не следует забывать о том, что и в капиталистическойэкономике существовала система государственных дотаций, так что говорить обэтом элементе экономической системы как о сугубо советском не приходится.
Рассуждая о советской ценовой политике, современныеисследователи дают ей разные оценки. С.Г. Кара-Мурза оценивает даннуюэкономическую систему с точки зрения морали, характеризуя ее как более гуманнуюпо сравнению с рыночной. По мнению А. Вишневского, А. Зайченко, В.М. Кудрова,Г.С. Остапковича, В.П. Попова, Н.В. Шмелева, Г.И. Ханина, А.В. Шубина, такаяценовая политика в силу ее «нерыночности» в первую очередь вела к инфляции икосвенно к росту дефицита. Публицист А.П. Пар-шев считает, что низкие цены приросте зарплаты населения вели к «покупательскому психозу», когда население приналичии «лишнего рубля» может ринуться на какой-нибудь конкретный товар, сметаяего с прилавков, провоцируя товарный дефицит. Однако большинство современныхавторов сходится во мнении, что ценовая политика СССР связана с проблемойдефицита лишь косвенно, так как доходы населения росли и значительная частьтоваров была доступна по цене для потребителей. Вместе с тем параллельно сдоходами росли и денежные накопления населения, поэтому необходимо остановитьсяподробнее на проблеме обеспечения потребительского спроса.
Проблема доступности товаров в плане их наличия вмагазинах является еще одним аспектом дефицита. Ю.А. Беляев, А. Вишневский,В.Л. Иноземцев, Е.С. Кузнецова, С.Г. Кара-Мурза, В.М. Кудров, Л.Н. Мартюшов,Г.С. Остап-кович, А.П. Паршев, Г.И. Ханин, А.В. Шубин и другие авторы отмечаютв качестве проблемы советской экономики 1980-х годов бедность потребительскогорынка. Проблемы бедности потребительского рынка Урала освещают Л.Н. Мартюшов,А.И. Татаркин, Б.В. Личман, называя в качестве одной из причин дефицитавоенно-промышленную специфику региона, обусловившую недостаточный уровеньразвития легкой и пищевой отраслей. В целом большинство авторов какцентральных, так и местных изданий отмечают, что недостаток товаров являлсяследствием существования в СССР плановой негибкой экономики, порождающейдефицит и лишающей население свободы выбора.
Но есть и иные точки зрения. В частности, С.Г. Кара-Мурзаутверждает, что товарный дефицит 1980-х годов являлся проявлением не плановой,а наоборот, рыночной экономики, не ориентированной на всеобщее потребление.Также к альтернативным выводам приходит Г.И. Ханин, замечая, что разнообразиепотребительских товаров принципиально для 5-10% населения, наиболее состоятельны.Остальные же готовы довольствоваться гораздо меньшим ассортиментом, которыйможет обеспечить плановая экономика. Отчасти с мнением Г.И. Ханина можносогласиться, при условии, что этот «гораздо меньший ассортимент» есть в наличиив магазинах, но, к сожалению, большинство авторов факт его наличия в советскойторговой сети опровергают.
Ряд современных исследователей рассматривает проблемудефицита товаров и продуктов питания в СССР как социально-психологическийфеномен. По мнению авторов, ускоренная урбанизация в СССР, прошедшая в1960-1980-е годы, определила специфику менталитета горожан. Бывшие крестьяне неявлялись горожанами по сути и, по мнению С.Г. Кара-Мурзы, не могли в новыхусловиях городской агломерации удовлетворить свои насущные, пусть инеосознанные потребности. Речь идет о потребности в «потреблении» образов. НаЗападе эта проблема была решена за счет создания огромного количества фетишей(вещей-образов), важнейшей частью жизни стали витрины — вид вещей, которыепотреблялись уже только как образы, без покупки их носителей. В СССР же большаячасть потребностей в образах была объявлена ненужной. В результате советскийстрой создал массы «обездоленных». Люди, в целом благополучно питающиеся, настоле которых было и мясо, и масло, нуждались в потреблении образов «изобилия иполных витрин». Именно отсутствие потребления образов сформировало к 1980-мгодам мнение о том, что «средний американец питался лучше, чемсреднестатистический житель СССР». По мнению С.Г. Кара-Мурзы и А. П. Паршева,это утверждение безосновательно. В качестве аргументов исследователи приводятстатистические данные о потреблении в СССР и США, на основании которых делаютвыводы о том, что советские граждане фактически потребляли продуктов больше,чем американцы, в среднем на треть. А представление о недостаточном питании, помнению авторов, не отражает реальность, а создано идеологами и прессой.
Говоря о проблеме дефицита, исследователи также отмечаютнеравномерность распределения промышленных и продовольственных товаров вСоветском Союзе. В условиях сложного доступа к товарам изначально заявленноеравенство возможностей приобретения и потребления было нарушено, и одни группынаселения получали преимущество в плане доступа к товарам по сравнению сдругими.
Во-первых, необходимо отметить географическинеравномерное снабжение продуктами питания различных регионов страны. Л.А.Гордон, Э.В. Клопов, А. Локтев, Л.Н. Мартюшов, Н.В. Мельникова, С.А. Рясков,А.В. Шубин отмечают в своих работах тот факт, что крупные и «закрытые» городаснабжались продовольствием значительно лучше, чем глубинка [13]
Еще одним аспектом неравномерности распределения товаровв СССР был социальный. Различные социальные (профессиональные) группы имелинеодинаковые возможности доступа к товарам и услугам. В условиях дефицита большаявозможность доступа к потребительским товарам была у работников торговли,легкой и пищевой промышленности. Л.Н. Мартюшов, В.П. Попов, Н.В. Шмелев, А.В.Шубин отмечают рост потребления представителями этих профессиональных групп посравнению с другими. Можно согласиться с мнением А. М. Буровского, что «деньгив России играли незначительную роль, не так уж много на них можно было купить.Погоня за дефицитом заставляла заводить знакомства, оказывать разного рода«левые» услуги, а не работать и зарабатывать» .
Следующим аспектом дефицита является проблема качествасоветских продовольственных и непродовольственных товаров. Цифры, приводимые встатистических сборниках, свидетельствуют о том, что объемы потребляемыхнаселением продуктов питания постоянно росли, а калорийность суточного питаниябыла на уровне развитых стран. Но, по мнению А. Зайченко, Л.Н. Мартюшова, А.Пыжикова, Г.И. Ханина, А.В. Шубина, при анализе статистических материалов нужноделать поправку на низкое качество продуктов. Так, А. Зайченко обращаетвнимание, что при составлении сводных таблиц, характеризующих потребление тогоили иного продукта, в графу включались и его заменители более низкого качества.В графу «мясо» включался суммарный объем потребленного населением сала, жира,лярда (внутреннего жира), субпродуктов и т.д. Такие статистические хитрости, помнению А. Зайченко, значительно искажают выводы о количестве потребляемыхпродуктов, не говоря уже об их качестве. Также о низком качестве товаров в СССРсвидетельствует высокий процент бракованных продуктов (до 12%).
Относительно причин низкого качества товаров в СССРавторы расходятся во мнениях. С.Г. Кара-Мурза и А. Зайченко причиной снижениякачества продовольственных товаров называют отставание советской пищевойпромышленности от международных стандартов по глубине переработки исходногосырья, качеству консервации, а также «оптовые» закупки продуктов населением, врезультате чего из-за неправильного хранения качество их снижалось. По мнениюВ. И. Болдина, В.М. Кудрова, А.В. Шубина, не обеспечивалось должное качествохранения продуктов и в распределительной сети. Урожай портился еще вхранилищах, около трети овощей доходило до прилавка уже в виде гнили.
Что касается непродовольственных товаров в СССР, то, помнению М. Джиласа, В.М. Кудрова, В. Найшуля, Г.С. Остапковича, Г.И. Ханина, А.В. Шубина и других авторов, их качество также было невысоким. Многиеисследователи, рассуждая на тему качества советской продукции, зачастую неприводят аргументов, подтверждающих их точку зрения, говоря о низком качествекак о само собой разумеющемся. Вероятно, это связано с тем, что оценитькачество советской продукции сегодня достаточно сложно. Можно согласиться с Г.И. Ханиным, сетующим на то, что удовлетворительного обобщающего измерителядинамики качества продукции не придумано до сих пор, да и вряд ли он возможен.Поэтому большинство авторов в публикациях рубежа XX-XXI веков в качествеаргументации прибегают к оценкам очевидцев-потребителей.
Авторы работы «Народное благосостояние. Тенденции иперспективы» на основе социологического анализа приходят к выводам, что уровеньудовлетворенности покупателей качеством товаров зависит от дефицитности данноготовара, соответственно, чем выше степень дефицитности товарной группы (ткани,чулки, трикотаж, меха), тем больше доволен качеством товара покупатель. Этавзаимосвязь объясняется, по мнению авторов, не абсолютно идеальным качествомдефицитной продукции, а отсутствием ассортимента, т. е. невозможностью сравнитьпокупаемую вещь с лучшими образцами, поступающими в продажу. И наоборот, чемшире ассортимент, тем больше внимания и претензий к качеству товара. К выводамо неактуальности вопроса качества товаров при дефиците также приходит Ю.А.Беляев, но он рассматривает несколько иной аспект проблемы, рассуждая о незаинтересованностипроизводителя в повышении качества дефицитных продуктов, так как понятия«дефицит» и «высокое качество» исключают друг друга [13].
В целом исследователи, рассуждающие о социальных реалиях1980-х годов, сходятся в том, что население, при официально низкихгосударственных ценах и высоких зарплатах, тратило колоссальный объем временина обеспечение семьи элементарными продуктами и товарами, не всегда высокогокачества. Проблема дефицита, безусловно, существовала, и связана она была ссистемой распределения и отсутствием ассортимента товаров, а главное — с ростомпотребностей населения.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в целом проблемадефицита товаров в СССР в 1980-е годы довольно активно обсуждается влитературе, и за последнее десятилетие вышло достаточно большое количестворабот, посвященных данной проблематике или косвенно затрагивающих ее. Авторырассматривают проблему с разных точек зрения, привлекая материалы обследованиясемейных бюджетов, статистические данные, результаты социологических опросов.Тем не менее различные аспекты проблемы исследованы не одинаково. В большейстепени изучены аспекты ценовой политики, ее влияния на дефицит, социально игеографически неравномерного распределения товаров. Гораздо менее изученными,на наш взгляд, являются следующие моменты. Во-первых, проблема качествасоветских товаров. Объективного сравнительного анализа товаров советских инынешних российских в литературе нет, как нет и исследований о соответствиитоваров в СССР ГОСТам и их эталонным качествам. Также авторами фактически неизучена проблема сравнения качества товаров СССР и США, других зарубежныхстран. Во-вторых, недостаточно отражена в работах проблема ассортимента товаровпо регионам СССР.
В целом, помимо рассмотрения аспектов отдельных проблем,отсутствуют обобщающие работы, посвященные дефициту в СССР в 1980-е годы, как вмасштабах всей страны, так и по регионам. Необходимы дальнейшие исследования поданной проблеме, в изучении которой еще имеется достаточно много «белых пятен».
/>2 Дефицитбюджета и платежного баланса как форма дефицита в системе рыночного равновесия
Бюджетный дефицит представляет собой системуэкономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов, сверхимеющихся у государства, и их использования на финансирование расходов, необеспеченных собственными доходами.
Такие дополнительные доходы образуются, главным образом,в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществлениявнутренних и внешних займов.
Бюджетный дефицит характерен для большинства развитыхстран. В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991 года,тогда его размер был определен в сумме 3,7 млрд руб., что составило 11,6 % ковсем расходам. Однако фактически бюджет был исполнен с профицитом в сумме 1,5млрд руб., т.к. на 1991 год государственным бюджетом СССР планировались дотациив бюджет Республики Беларусь.
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходамии характеризует его несбалансированность. Он возникает в результате следующихобъективных и субъективных причин:
-низкой эффективности производства при недостаточномразвитии внешнеэкономических связей;
-ограниченности финансовых возможностей государстваизыскивать всевозможные статьи доходов;
-нерациональной структуры бюджетных расходов;
высокого уровня расходов непроизводительного характера;
инфляции;
неустойчивости денежного обращения;
-неустойчивости системы расчетов;
-нерациональной налоговой политики;
-непродуманной инвестиционно-кредитной политики;
-сокращения экспорта, сопровождающегося увеличениемимпорта;
-снижения жизненного уровня населения.
Различают активный и пассивный бюджетные дефициты.Возникновение излишков расходов над доходами называют активным бюджетнымдефицитом. Это происходит в результате сознательных действий правительства,т.е. происходит увеличение расходов и снижение доходов.
Дефициты, вызванные сокращением государственных доходов врезультате падения экономической эффективности, получили название пассивныхдефицитов.
Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень.Если дефицит не превышает определенный уровень, он называется управляемым, инаоборот, — неуправляемым. Неуправляемый дефицит влечет за собой эмиссию денег,рост инфляции, углубляет несбалансированность экономики, создает тяжелыесоциальные последствия для населения.
Предел бюджетного дефицита целесообразно определять:
По отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП).
По отношению к национальному доходу (НД).
По отношению к расходам бюджета на текущий период.
Мировая практика показывает, что предел бюджетногодефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 2-3 %к ВВП, 5 % к НД, 8-10 % к расходной части бюджета.
Однако эта величина не постоянна, т.к. оптимальный разрывмежду доходами и расходами зависит от конкретной ситуации в экономике, долиперераспределяемого через бюджет национального дохода. [12, с. 60].
Второй аспект дефицита в экономике, это дефицитплатежного баланса. Прежде всего, следует понять, из чего состоит платежныйбаланс.
1. Видимая торговля — ввоз и вывоз материальных благ(сапог, курток, магнитофонов и т. д.). Это общая стоимость того, что пересекаетграницу страны на поездах, кораблях и самолетах. Поскольку вывоз или ввозматериальных благ можно увидеть в буквальном смысле слова, его называют«видимой торговлей».
Разница между экспортом и импортом товаров составляетсальдо видимой торговли (которое называют еще сальдо торгового баланса. Знак«минус» означает, что страна заплатила за ввоз иностранных товаровбольше, чем получила от вывоза своих.
2. Невидимая торговля — предоставление фирмами страныуслуг фирмам и населению других стран, и наоборот. Поскольку вывоз или ввозуслуг не сопровождается перемещением чего-то материального через границу, егоназывают невидимой торговлей.
Каким образом можно ввозить или вывозить услуги?
Во-первых, в виде транспортных услуг. Видимый экспорт илиимпорт нуждается в доставке из одной страны в другую. Если доставку импортаосуществляют иностранные транспортные фирмы, населению страны-импортерапридется заплатить за эти услуги, которые фактически оказываютсяимпортированными вместе с материальными товарами.
Во-вторых, в виде ввоза или вывоза информации, котораятоже не видна для глаза. Например, продажа за рубеж технологии производствакакого-то блага или покупка за рубежом консультаций иностранных специалистов.
В-третьих, в виде экспорта или импорта туристическогоотдыха. Сектор хозяйства «Гостиницы и рестораны» может обслуживатьиностранных туристов, приехавших для осмотра достопримечательностей принимающейстраны, и фактически экспортировать свои услуги. И наоборот, жители даннойстраны могут выезжать в туристические поездки за границу и тратить там деньгина покупку иностранных товаров и услуг (импорт).
Разницу экспорта и импорта в невидимой торговле называютсальдо невидимой торговли, а вместе с сальдо видимой торговли оно составляетсальдо баланса товаров и услуг.
3. Платежи — получение дохода от имеющегося за рубежомимущества или вкладов и выплаты собственникам имущества или вкладов,используемых в данной стране.[7, с. 53]
Например, население нашей воображаемой страны может иметьвклады в иностранных банках или иметь ценные бумаги иностранных фирм илигосударств, а предприниматели могут владеть фирмами. Доходы от этого владенияпоступают в страну и учитываются в счете платежей.
Строго говоря, такие платежи относятся к невидимойторговле, так как получение процента на капитал или ренты с имуществафактически является оплатой предоставляемых услуг капитальных благ в текущемпериоде.
4. Движение капитала: жители, фирмы или правительствонашей воображаемой страны могут использовать часть своих доходов для вложений вимущество других стран — вкладывать деньги в иностранные банки, покупать акциииностранных фирм, покупать имущество за рубежом. И наоборот, иностранцы могутвкладывать деньги в данную страну.
Эти операции не предполагают никакого перемещенияматериальных вещей или нематериальных услуг через границу. В случае с покупкойимущества происходит экспорт или импорт прав собственности. Например, еслииностранцы купили в данной стране участок земли, фактически страна как быэкспортировала права собственности на этот участок.
Движение капитала имеет свой собственный счет (счетдвижения капитала), который в сочетании со счетом текущих операций составляетплатежный баланс.
Платежным балансом называется счет всех платежей в странуи из страны в течение некоторого периода времени.
Сумма всего видимого и невидимого экспорта, процента иренты за имущество за рубежом и притока капитала представляет собой притокденег в страну.
Сумма всего импорта, платежи иностранным собственникам ивложение денег за рубежом представляет собой отток денег за границу.
Разница между ними — сальдо платежного баланса — представляет собой чистое движение денег через границу.
Если, к примеру, сальдо платежного баланса положительно(излишек платежного баланса), в стране остается неизрасходованная часть денегот сделок с другими странами. Если сальдо платежного баланса отрицательное(наблюдается дефицит платежного баланса), неистраченное количество денегостанется у иностранных партнеров данной страны.
Валютный курс устанавливается на рынке валюты точно также, как цена любого блага определяется на его рынке. На рынке валюты существуетспрос и предложение, которые совместно определяют цену и объем продажнациональной валюты в единицу времени.
1. Спрос на национальную валюту любой страныпредъявляется для оплаты ее экспорта. Поскольку фирмы хотят получить выручку в«своей» валюте, нужно обменять валюту той страны, в которую ониэкспортируют свой продукт, на их национальную валюту.
Кто именно будет предъявлять спрос на национальную валюту(обменивать деньги) — продавец или покупатель — не имеет значения. Еслипродавец принимает оплату в иностранной валюте, ему придется самому менять еена национальные деньги. Если продавец требует оплаты в национальной валюте,менять деньги придется его иностранным партнерам.
Кривая спроса имеет отрицательный наклон, которыйобъясняется зависимостью выгодности экспорта от курса валюты. Чем дешевле стоитвалюта, тем большее количество благ будет выгодно экспортировать.
Фактически кривая спроса на национальную валюту — этокривая спроса на экспорт в зависимости от цены валюты. Объем продаж валютыпредставляет собой стоимость благ, проданных на экспорт, и платежей, которыеиностранцы делают представителям данной страны.
2. Предложение национальной валюты осуществляется с цельюоплаты импорта. Поскольку фирмы, которые продают свои блага данной стране, тожехотят получить не ее национальную валюту, а «свои» деньги, для оплатыимпорта нужно купить иностранную валюту на всю стоимость этого импорта.
При этом опять-таки не важно, кто составляет этопредложение — фирмы-импортеры (которые будут менять полученные от продажипродукта «чужие» деньги на «свои») или покупатели импортныхблаг (которые должны заплатить за импорт в иностранной валюте).
Кривая предложения имеет положительный наклон, которыйобъясняется зависимостью выгодности импорта от курса валюты. Чем дороже будетстоить валюта данной страны, тем более выгодным будет импорт, и поэтому большееколичество валюты придется обменять для его обеспечения.[7, с. 69]
Равновесие наступает при таком курсе валюты, когда объемспроса на нее равен ее предложению. На рис. 1.1 — это точка Е: при цене франка3,8 марки на него предъявляется спрос в размере 25 000 франков и предложение 25000 франков.
/>
Рис. 2.1 Влияние платежного баланса на валютный курс
Рынок национальной валюты уравнивает спрос нанациональную валюту и ее предложение и, следовательно, уравнивает объемэкспорта и импорта страны.
При более высоком курсе валюты (например, при 5,5 маркиза франк) импорт превышал бы экспорт, так как первый стал более выгодным, авторой менее выгодным. На рынке возникло бы избыточное предложение франков, накоторые не нашлось покупателей. Следовательно, цена франка снизилась бы.
При более низком курсе валюты (например, 2,5 марки зафранк) ставший более выгодным экспорт превысил бы ставший менее выгодным импорти на рынке возник дефицит франков. Многие фирмы хотели бы купить дополнительноеколичество франков для оплаты экспорта, но недостаток предложения был быпричиной снижения цены франка до равновесного значения 1,2 марки.
Такая система обмена валют и определения их курсовназывается гибким валютным курсом. Любое изменение в условиях, определяющихзатраты фирм или спрос на их продукцию, приведет к изменению валютного курса,который в свою очередь сбалансирует экспорт и импорт при новых условиях.
Таким образом, проблема сбалансированностигосударственного бюджета в абсолютном большинстве случаев сводится к одному, аименно его дефициту. Практически каждое государство сталкивается с дефицитомгосударственного бюджета, при этом небольшой дефицит не является проблемой.Увеличение же дефицита приводит к проблемам и отражается на макроэкономическойстабильности, что в конце концов может привести к увеличению инфляции,повышении налоговой нагрузки на резидентов страны, может привести к замедлению экономическогороста и падению деловой активности. Дефицит платежного баланса сегодня являетсяглавной проблемой любой экономики. Это выливается в проблему валютного курса.Дефицит платежного баланса может привести к обесценению национальной валюты,что приводит к инфляции и т.д. С другой стороны дешевая валюта стимулируетнациональных экспортеров.
3 Методы регулирования платежногобаланса и бюджетного дефицита государства
Существует несколько способов финансирования бюджетногодефицита. Один из них — повышение налоговых ставок, введение специальныхналогов. Он используется крайне редко, так как ведет к снижению деловойактивности и в конечном счете — к сокращению объема производства. [4, с. 103].
Другой способ — внутреннее и внешнее долговоефинансирование. Внутреннее имеет место тогда, когда для покрытия бюджетногодефицита осуществляются выпуск и продажа государственных ценных бумаг наоткрытом фондовом рынке субъектам хозяйствования, населению данной страны. Поценным бумагам выплачивается доход (как правило, в виде процента), источникомкоторого являются средства бюджета. Когда у правительства нет ресурсов дляпогашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем. Деньги, полученныеот продажи новых ценных бумаг, используются для погашения тех, срок обращениякоторых истек, т.е. осуществляется рефинансирование.
Если государственные ценные бумаги продаются субъектамхозяйствования, населению, то такой способ финансирования бюджетного дефицитасчитается безинфляционным или малоинфляционным. Однако государство также можетпродавать свои облигации непосредственно центральному банку, который, покупаяих, тем самым расширяет объем денежной массы в стране. Если этот процесспроисходит активно, то он может привести к избытку денег в обращении и,следовательно, к инфляции. В странах с высокой инфляцией стоимостьгосударственных ценных бумаг быстро падает и добровольный спрос на нихснижается. В таких случаях правительства иногда используют прямые или косвенныеметоды принуждения, заставляющие коммерческие банки, другие кредитно-финансовыеинституты приобретать облигации, что по сути равнозначно дополнительномуналогообложению и подрывает доверие к нему. Финансирование дефицита путемреализации облигаций резидентам ведет к росту внутреннего государственногодолга.
Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицитасвязано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектамхозяйствования, населению других стран. Оно возможно в том случае, еслинациональные облигации приносят больший доход, чем ценные бумаги других стран,т.е. уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установлениетаких ставок может быть результатом сознательных действий центрального банкастраны. Любое долговое финансирование ведет к росту расходов государства навыплату процентов по ценным бумагам.
Третий способ покрытия бюджетного дефицита — денежноефинансирование (монетизация бюджетного дефицита). Прямая эмиссия денег сейчаспрактически не используется. Монетизация дефицита осуществляется в основномпутем выдачи центральным банком правительству кредитов для покрытия бюджетногодефицита, что также ведет к инфляции. Если уровень инфляции в страневозрастает, то может возникнуть «эффект Танзи», т.е. сознательная отсрочкауплаты налогов налогоплателыциками, что характерно для стран с переходнойэкономикой. В результате происходит обесценение денег, а следовательно, будущихгосударственных доходов, что экономически выгодно для налогоплательщика, новедет к возрастанию бюджетного дефицита. [4, с. 105].
Правительства прибегают к монетизации дефицита вразвивающихся странах, переходных экономиках в связи с отсутствием внешнихисточников финансирования дефицита, напряженностью на рынке ссудного капитала,что ограничивает возможности внутреннего долгового финансирования.
Источником финансирования бюджетного дефицита могут бытьи внешние займы. Если они будут использованы для структурной перестройкиэкономики, ее модернизации, то такой бюджетный дефицит станет способствоватьразвитию производства. Для покрытия бюджетного дефицита могут быть использованыи средства, полученные от приватизации государственной собственности.
В странах с переходной экономикой для финансированиябюджетного дефицита используется и такой способ, как отсрочка платежейправительства, местных органов власти за товары и услуги. Если отсрочкаплатежей касается госпредприятий, бюджетной сферы, то накопившиеся долгиправительство, как правило, оплачивает в конце концов ценными бумагами. Если жеона используется в отношении частного сектора, то в дальнейшем предприятияначинают закладывать ее в цены, что стимулирует инфляцию.
Платежный баланс издавна является одним из объектовгосударственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность,проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерномактивном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияетна динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например,покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, СШАспособствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов вмеждународном обороте, что подорвало Бреттон-вудскую систему в середине 70-хгодов.
Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годахXX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценовогорегулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного балансатребует целенаправленных государственных мероприятий.
В-третьих, в условиях глобализации хозяйственных связейповысилось значение платежного баланса в системе государственного регулированияэкономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задачэкономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономическогороста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного балансаслужат: 1) официальные золотовалютные резервы; 2) национальный доход,перераспределяемый через государственный бюджет; 3) непосредственное участиегосударства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов,кредитора, гаранта, заемщика; 4) регламентация внешнеэкономических операций спомощью нормативных актов и органов государственного контроля.
Государственное регулирование платежного баланса — этосовокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитныхмероприятий государства, направленных на формирование основных статейплатежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существуетразнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленныхлибо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций взависимости от валютно-экономического положения и состояния международныхрасчетов страны.
Странами с дефицитным платежным балансом обычнопредпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта,сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничениявывоза капиталов.[7, c. 142]
1. Дефляционная политика.
2. Девальвация.
3. Валютные ограничения.
4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Дляуменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидииэкспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога спроцентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притокакапитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика итаргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодногороста).
5. Специальные меры государственного воздействия наплатежный баланс в ходе формирования его основных статей — торгового баланса,«невидимых» операций, движения капитала.
Важным объектом регулирования является торговый баланс. Всовременных условиях государственное регулирование охватывает не только сферуобращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта настадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены(предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютногокурса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров ввывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевыеэкспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводитльготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иныефинансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определеннуюэкспортную программу.
В условиях обострения конкуренции на мировых товарныхрынках особое внимание уделяется регулированию экспортного производства путемуглубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм синостранными. С целью углубления международной специализации государствостимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры поповышению роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматриваетсякак «зеленая нефть». Поощряется расширение сбыта машин и оборудования.Государство усиленно ориентирует предприятия на внешние рынки, создавая для нихпреимущества и переводя ресурсы в экспортное производство из отраслей,производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулированиеэкспорта распространяется на все стадии движения товара от изученияиностранного рынка и до послепродажного обслуживания за рубежом.
Методы стимулирования экспорта применяются все болеекомплексно. Они включают валютные, кредитные, финансовые, организационныеформы поддержки экспортеров, в том числе рекламу, информацию, подготовкукадров. Вывоз капитала издавна используется для поощрения экспорта товаров. Припассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем егосокращения и развития национального производства товаров в целях замещенияимпорта. Практикуются нетарифные ограничения, а также соглашения сконтрагентами о добровольном ограничении их экспорта (например, США с Японией,Испанией, Мексикой, Бразилией в 80-х годах).
В целях регулирования платежей и поступлений по«невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
прямое или косвенное участие государства в создании туристическойинфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
содействие строительству морских судов за счет бюджетныхсредств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
расширение государственных расходов нанаучно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговлипатентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;
регулирование миграции рабочей силы. В частности,ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
Регулирование движения капиталов направлено, с однойстороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а сдругой — на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притокаиностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельностьгосударства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия длячастных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии поинвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
Государство принимает также меры по сдерживанию «бегства»капитала. В их числе: экономическая и политическая стабилизация в стране,повышение доверия к правительству и национальной валюте, укреплениегосударственности, обеспечение национальной безопасности, борьба с коррупцией и«теневой» экономикой. Важным методом пресечения «бегства» капитала являетсяэффективный государственный контроль за международным движением капитала, в томчисле ограничение размера вывоза его и требование своевременной репатриациидивидендов и процентов.
При активном платежном балансе государственноерегулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерного активногосальдо. С этой целью рассмотренные выше методы — финансовые, кредитные,валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширенияимпорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в томчисле кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.
Формально платежный баланс, как всякий баланс,уравновешен, так как итоговые показатели основных и балансирующих статейпогашают друг друга. Если платежи превышают поступления по текущим статьям, товозникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, которыехарактеризуют источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса.Традиционно для этого используются иностранные займы и ввоз капитала. Речь идето временных методах балансирования платежного баланса, так как страны-должникиобязаны выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займов. Для покрытиядефицита платежного баланса МВФ предоставляет резервные (безусловные) кредиты.Их объем невелик и распределяется неравномерно по странам в пределах 25% ихквот (взносов). Кредиты сверх этой резервной позиции обусловлены жесткимитребованиями проведения стабилизационных программ МВФ.
В поисках источников погашения дефицита платежногобаланса развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в видекредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активноучаствуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицитаплатежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитамимеждународных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большаядоступность и необусловленность стабилизационными программами. Однакобанковские кредиты дороже и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнююзадолженность. Например, американские банки периодически вносят некоторыестраны, главным образом развивающиеся, в «черные» списки. К тому же усиливаетсятенденция к координации деятельности частных банков и международныхвалютно-кредитных и финансовых организаций.
Для покрытия пассивного сальдо баланса используютсякраткосрочные кредиты по соглашениям «своп», взаимно предоставляемыецентральными банками в национальной валюте.
С середины 70-х до середины 80-х годов развитые страныактивно применяли нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансовпутем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих странот экспорта нефти.[7, c. 175]
К временным методам покрытия дефицита платежного балансаотносятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностраннойпомощи.
В связи с активным привлечением иностранных кредитов длябалансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальнойпроблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служитиспользование официальных валютных резервов.
Главным средством окончательного балансированияплатежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. Послевторой мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежныхбалансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придалодоллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря этой привилегииСША смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного вгоды войны и после нее. В 50-60-х годах США покрывали до 70-80%, а после отменыконверсии доллара в золото в 1971 г. — до 100% пассивного сальдо платежногобаланса национальной валютой, что привело в конечном счете к избытку долларов вмеждународном обороте и их периодическому обесценению. В отличие от США другиегосударства, чтобы погасить дефицит платежного баланса конвертируемой валютой,должны ее «заработать» путем экспорта части национального богатства. Неравномерностьраспределения валютных резервов между странами ограничивает возможности ихиспользования для балансирования платежного баланса.
С 70-х годов для приобретения иностранной валюты,необходимой для покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДРпутем перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссияСДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах невелика (1,9%).Они неравномерно распределяются между странами — членами МВФ в зависимости отих взносов в него. Вопреки первоначальному замыслу лишь 20% выпущенных СДРиспользуются для погашения пассивного сальдо платежного баланса. С 1979 г.страны — члены ЕВС для покрытия дефицита платежного баланса применяли такжеЭКЮ, которые заменены евро с 1999 г. Вспомогательным средством балансированияплатежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг наиностранную валюту. Например, США частично покрывают пассивное сальдо своегоплатежного баланса, размещая облигации казначейства в центральных банках другихстран.
Окончательным средством погашения дефицита платежногобаланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров. Например, в1947 г. 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы былипокрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. Всовременных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинстваразвивающихся стран, платежные балансы которых, как правило, дефицитны.
Активное сальдо платежного баланса используетсягосударством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолженностистраны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличенияофициальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второйэкономики за рубежом.
Новым явлением стало межгосударственное регулированиеплатежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствиеглобализации мирового хозяйства и недостаточной эффективности национальногорегулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительноенеравновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельныхстран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методыколлективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствамрегулирования платежных балансов относятся: согласование условийгосударственного кредитования экспорта, двухсторонние правительственныекредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальныхвалютах по соглашениям «своп», кредиты международных финансовых институтов, преждевсего МВФ.
Превышение допустимой в мировом сообществе нормызадолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политическогохарактера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытиедефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, вчастности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а такжевмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политикустран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники,в том числе развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшениявнешнего долга и заимствований.
В ЕС межгосударственное регулирование платежного балансаосуществляется следующими основными методами:
отмена таможенных пошлин, создание таможенного союза с 1июля 1968 г. и введение единого внешнего тарифа к третьим странам;
унификация налоговой системы;
согласование условий кредитования экспорта товаров.
Таким образом, регулирование платежного балансазначительно усложнилось, его инструментарий расширился, а применение приобрелосистематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.Программы стабилизации платежного баланса обычно сочетаются с мероприятиями пооздоровлению экономики, сдерживанию инфляции, сокращению бюджетного дефицита ит. д.
Однако задача уменьшения дефицита платежного балансанередко вступает в конфликт с другими целями экономической политики — поддержание экономического роста и обеспечение занятости, которые требуютрасширения хозяйственной активности, увеличения бюджетных расходов, сниженияпроцентных ставок. Эффективным средством оздоровления платежного балансаявляется сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.
Мировой опыт регулирования платежного балансасвидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннегоравновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции — партнерство иразногласия — во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежнымбалансом.
Заключение
Проблема товарного дефицита достаточно многопланова.
Наиболее лаконичное определение понятия дефицит — этонехватка чего-либо, товар, которого нет на рынке.
Но в современной экономической литературе встречаетсяболее полное определение, в котором под дефицитом понимается ситуация, когдапри данной цене спрос на рынке превышает предложение.
Уделено внимание такой проблеме, как сбалансированностьгосударственного бюджета, а именно его дефициту. Бюджетный дефицит – этоболезнь практически каждого развитого государства. Причем важен не сам дефицитв принципе, а его увеличение, что говорит о невозможности государствагенерировать положительный для себя денежный поток у Увеличение же дефицитаприводит к проблемам и отражается на макроэкономической стабильности, что вконце концов может привести к увеличению инфляции, повышении налоговой нагрузкина резидентов страны, что может привести к замедлению экономического роста ипадению деловой активности.
Регулирование платежного баланса значительно усложнилось,его инструментарий расширился, а применение приобрело систематический характерв сочетании с другими формами экономической политики. Программы стабилизацииплатежного баланса обычно сочетаются с мероприятиями по оздоровлению экономики,сдерживанию инфляции, сокращению бюджетного дефицита и т. д.
Задача уменьшения дефицита платежного баланса нередковступает в конфликт с другими целями экономической политики — поддержаниеэкономического роста и обеспечение занятости, которые требуют расширенияхозяйственной активности, увеличения бюджетных расходов, снижения процентныхставок. Эффективным средством оздоровления платежного баланса являетсясокращение военных расходов, в том числе зарубежных.
Мировой опыт регулирования платежного балансасвидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннегоравновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции — партнерство иразногласия — во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежнымбалансом.
Список использованных источников
1. Агапова Т.А. Серенена С.Ф. Макроэкономика – Москва: ИздательствоИнфра-М,2004г. – 416с.
2. Бюджетный процесс в зарубежных государствах / Под редакциейН.М.Касаткиной, Д.А.Ковачева, В.И.Лафитского и др… — М.: ИНИОН РАН, 2003. — 145 с.
3. Воробьев В.А., Бондарь А.В… Макроэкономика: учебное пособие – Минск:2006. – 543 с.
4. Государственный бюджет/ Под редакцией М.И. Ткачука. — Мн. Высшая школа.2002г. – 240с.
5. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика — С-Пб.: АОЗТ “Литература плюс”1994г. – 412с.
6. Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ… — М.: Изд-воМоск. ун-та: Изд. дом «Инфра-М», 1997. — 783 с.
7. Киреев А. Международная экономика: В 2-х т. М.: Международные отношения,2005.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика — М:Инфра-М, 1999г. – 974с.
9. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей «Гос.упр. и экономика», «Мировая экономика» /Под редакциейП.Г.Никитенко и др… — Мн.: Равноденствие, 2004. — 295 с.
10. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей / Подредакцией Н.И.Базылева, С.П.Гурко, М.Н.Базылевой. — Москва: Инфра-М, 2004. — 188 с.
11. Мэнкью Н.Грегори. Принципы макроэкономики: перевод с английского — Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер принт, 2004. — 573 с.
12. Тетерина Л.М… Государственный бюджет: учебно-методический комплекс длястудентов специальности «Финансы и кредит» — Минск: Издательство МИУ,2005. — 215 с.
13. Трофимов А.В. Проблема товарного дефицита в СССР 1980-х годов, 2007. всовременной историографии
14. Хотько А.В. Государственный бюджет: практикум: для студентовспециальности «Финансы и кредит» ВШУБ заоч. формы обучения на базесред. спец. и высш. образования — Мн.: БГЭУ, 2004. — 56 с.