Реферат по предмету "Финансовые науки"


Экономическая безопасность Ставропольского края

Курсовая работа
на тему:
Экономическая безопасность Ставропольского края.
Ставрополь – 2008

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
1. Теоретические аспектыэкономической безопасности. 5
1.1. Сущность экономическойбезопасности. 5
1.2. Экономическая безопасностьрегиона. 11
2. экономическая безопасностьставропольского края. 17
2.1. Угрозы экономическойбезопасности Ставропольского края. 17
2.2. Организационное обеспечениеэкономической безопасности Ставропольского края. 26
Заключение… 33
Список используемой литературы… 35
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы обеспечения экономической безопасности РоссийскойФедерации и ее субъектов как непременного условия ее возрождения привлекают ксебе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самыхшироких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз идаже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигаютназванные проблемы на авансцену общественной жизни. В данной работе изучаютсярегиональные аспекты экономической безопасности, т. к. региональные проблемыявляются одним из факторов, определяющих уровень экономической безопасностистраны.
Особая роль в изучении экономической безопасностипринадлежит профессору Сенчагову В.К., о чем свидетельствуют его работы:“Экономическая безопасность: производство – финансы – банки “, “Экономическаябезопасность России (тенденции, методология, организация) ”, “Экономическаябезопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие”. Подредакцией профессора Олейникова Е.А. разработано учебно-практическое пособие“Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность)”. Исследованиями в области экономической безопасности занимались такие видныепредставители экономической мысли, как Глазьев С., Тамбовцев В.А., БалабановВ.С. и Борисенко Е.Н., Акинин П.В.
При подготовке работы использовались официальная информацияфедеральных ведомств, материалы региональной статистики, фактология из СМИ,законодательные акты, Постановления Губернатора Ставропольского края, материалыУправления по обеспечению деятельности Совета по экономической и общественнойбезопасности Ставропольского края.
Цель работы – показать значимость региональных аспектов вобеспечении экономической безопасности России. Реализация данной целипредполагает решение следующих задач:
· изучение теоретических основ экономической безопасности;
· рассмотрение экономической безопасности Ставропольского края;
· установление оптимальных направлений в решении имеющихся проблем.
Объектом изучения данной работы является региональнаяэкономика, а предметом – ее экономическая безопасность на примереСтавропольского края.
Структура работы обусловлена целью и логикой исследования, атакже характером решаемых в его рамках задач. Исследование разворачивается влогической последовательности, подчиняясь методологии анализа экономическойбезопасности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, спискаиспользуемой литературы.
Первая глава работы содержит теоретические аспектыэкономической безопасности как страны в целом, так и региона. Раскрывается сущностьэкономической безопасности, классифицируются ее угрозы, также определяютсякритерии и индикаторы экономической безопасности и рассматривается обеспечениеэкономической безопасности, как в стране, так и на региональном уровне.
Во второй главе “Экономическая безопасность Ставропольскогокрая” анализируется: современное социально – экономическое положениеСтавропольского края, наличие угроз в его экономике; организационноеобеспечение экономической безопасности на данной территории, важность обеспеченияэкономической безопасности Ставропольского края в связи с его геополитическимположением.
1. Теоретические аспекты экономической безопасности1.1. Сущность экономической безопасности
Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий ирадикальных внутренних изменений, т.е. в безопасности, — это базовая,основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так иразличных объединений людей, включая общество и государство. В условияхпереходного от централизованно-управляемого к рыночному хозяйству сферабезопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовоенеудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитиеи функционирование отдельных граждан, семей, организаций и общества в целом,усугубляя кризисное состояние всех сфер их жизнедеятельности.
Безопасность — это такое состояние субъекта, при которомвероятность изменения присущих ему качеств и параметров, а также его внешнейсреды невелика или меньше определенного предела. «Желательноесостояние» субъекта определяется конкретным сочетанием параметров егожизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания будет меняться ипонятие «желательные изменения». Не менее важным для субъектаявляется правильная оценка уровня своей безопасности, т.е. отражение ситуации вего сознании. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальнымуровнем. Глубина данного расхождения зависит от полноты и глубины информации оскладывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояниебезопасности и т.д. [17]
Используя понятийно-категориальный аппарат концепциибезопасности [18], можно было бы дать следующее определение безопасности:«безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности,общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Первый уровень категориального анализа безопасностипредполагает применение субъектно-объектного подхода, т.е. конкретизацию еесубъектов и тех сфер их жизнедеятельности, которые выступают объектами ихотношений по поводу обеспечения потребности в защите от нежелательных внешних ивнутренних изменений. В качестве субъектов безопасности предстают: индивиды,организации, государство и общество в целом. Объектами безопасности являютсяразличные сферы жизнедеятельности людей: физическое существование, социальныеотношения, экономическая деятельность и экология.
Следовательно, можно говорить о физической, социальной,экономической и экологической безопасности. Определение места категории”экономическая безопасность” в системе экономических отношений предполагаетконкретизацию сфер экономической жизнедеятельности путем выделения предметовэкономической безопасности, в качестве которых выступают виды ресурсов — запасыполезных ископаемых, основные и оборотные фонды и т.д.; дифференцированныечасти самих субъектов безопасности — район, город, область, социальная группа;качественные характеристики процессов (воспроизводство населения, ресурсов,возраст основных фондов) и видов деятельности (темпы технологическогоразвития). [17]
Категория экономической безопасности по-разному трактуется внаучной литературе. По мнению профессора В.А. Тамбовцева, “…под экономическойбезопасностью той или иной системы будем понимать совокупность свойствсостояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достиженияцелей всей системы”. [59] Доктор экономических наук В.А. Савин полагает, что“экономическая безопасность представляет собой систему защиты жизненныхинтересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народноехозяйство страны в целом; отдельные регионы страны; отдельные сферы и отраслихозяйства; юридические и физические лица как субъекты хозяйственнойдеятельности”. [48] Авторы монографии “Продовольственная безопасность:(международные и внутренние аспекты) ” В.С. Балабанов и Е.Н. Борисенкоопределяют экономическую безопасность как “…несущую конструкцию, каркаснациональной безопасности и благополучия любого государства”. [46]
Профессор В.К. Сенчагов пишет о том, что для пониманиясущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями“развитие “ и “устойчивость”. Развитие — один из компонентов экономическойбезопасности. Если экономика не развивается, то у нее резко сокращаютсявозможность выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним ивнешним угрозам. Устойчивость и безопасность – важнейшие характеристикиэкономики как единой системы. Их не следует противопоставлять, каждая по-своемухарактеризует состояние экономики. Устойчивость экономики отражает прочность инадежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутрисистемы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки”. Безопасность –это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности квыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действиянепредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов.
Чем более устойчивы экономическая система (например,межотраслевая структура), соотношения производственного и финансово – банковскогокапитала и т.д., тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оценка еебезопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей междуразными компонентами системы ведет к ее дестабилизации и является сигналомперехода экономики от безопасного состояния к опасному.
Таким образом, сущность экономической безопасности можноопределить как состояние экономики и институтов власти, при которомобеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальнаянаправленность политики, достаточный оборонный потенциал даже принеблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Инымисловами, экономическая безопасность – это не только защищенность национальныхинтересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмыреализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики,поддержания социально – политической стабильности общества. [62]
В соответствии с [35] ”экономическая безопасность –состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, безвмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономическогоразвития”.
По хрестоматийному определению – это комплекс создаваемыхгосударством условий, требований, нормативов, инструкций и директив,обеспечивающих и гарантирующих недопущение нанесения экономике государстванепоправимого ущерба от внешних и внутренних экономических угроз. [27] На нашвзгляд, экономическая безопасность – это некоторый режим, состояние, правоваяатмосфера, превентивно и автоматически обеспечивающие и гарантирующиенадежность эффективного функционирования хозяйствующих объектов. А “комплекссоздаваемых государством условий, требований – это то, что обеспечивает этотрежим, состояние, правовую атмосферу экономической деятельности субъектов хозяйствования.Другими словами, условия и требования, предотвращение нанесение ущербаэкономике страны, являются механизмами обеспечения необходимого уровняэкономической безопасности, но сами безопасностью как таковой не являются(вообще каждое определение имеет конечной предел применимости).
Кандидат исторических наук А.Н. Михайленко приходит к выводуо том, что “…приемлемого определения экономической безопасности пока нет, чтообъясняется двумя обстоятельствами: экономическая безопасность и, как всякоемеждисциплинарное понятие, зависит от степени разработанности их научногоаппарата. Поэтому исследование смысла содержания этого понятия может лишьследовать за уяснением категорий двух базовых дисциплин” (экономики ибезопасности). [43]
Не принижая важности решения проблемы безопасности во всехобластях и сферах деятельности, следует указать на базисную роль экономики, таккак производство, обмен, распределение и потребление материальных благ первичныпо отношению к другим непроизводственным сферам деятельности, определяютжизнедеятельность и жизнеспособность общества. Базисный характер экономическойбезопасности формирует цели, задачи и функции государственных структур, а такжекритерии и показатели экономической безопасности.
Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложнуювнутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшегоотечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяет вычленитьтри ее важнейших элемента:
· экономическую независимость, которая в условиях современного мирахозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение трудаделает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условияхэкономическая независимость означает возможность контроля государства заресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качествапродукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равныхучаствовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмененаучно-техническими достижениями;
· стабильность и устойчивость национальной экономики,предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежныхусловий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов,способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами вэкономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящихвызвать социальные потрясения, и т.д.);
· способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно всовременном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата дляинвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышениепрофессионального, образовательного и общекультурного уровня работниковстановятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохраненияэкономики любого уровня. [9]
Проблема экономической безопасности имеет как собственныйобъект экономическую систему, так и объекты на пересечении и взаимномпроникновении (влиянии) с другими возможными сферами деятельности: военной,социальной, политической, экономической, информационной и т.д.
Поэтому проблему экономической безопасности необходиморассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические ивнешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областяхпересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.
К объектам экономической безопасности России относятся нетолько государство, ее экономическая система и все ее природные богатства, но иобщество с его институтами, учреждениями, предприятиями и личность.
Субъектами экономической безопасности Российской Федерацииявляются: функциональные и отраслевые министерства и ведомства, налоговые итаможенные службы, банки, биржи, фонды и страховые компании, соответствующиекомитеты Федерального Собрания, а также производители и продавцы продукции,работ и услуг и общества потребителей.
Предметом государственной деятельности в областиэкономической безопасности являются:
· определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивостьсоциально-экономической системы и государства в краткосрочной и долгосрочнойперспективе;
· формирование экономической политики и институциональныхпреобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов врамках единой программы экономической реформы. [45]
Можно констатировать, что вопросы экономической безопасностив последнее время приобретают первостепенное значение в спектре проблемгосударственной политики в области национальной безопасности. Особую значимостьони приобретают в период реформирования общественно-экономической системы и еетрансформации в процессе развития рыночных отношений. Механизм экономическойбезопасности играет роль в отношении Центра и регионов, особенно при проявлениинегативных тенденций в сфере экономических отношений. 1.2. Экономическая безопасность региона.
Проблема экономической безопасности весьма остро стоит нетолько для страны в целом, но и для отдельного региона. Каждый регион,испытывая сильное влияние общероссийских экономических тенденций и явлений, вто же время имеет свои проблемы безопасности, которые определяютсяособенностями региона: географическим положением, климатическими условиями,структурой отраслей экономики, национальным составом населения икультурно-историческими традициями его поведения.
Все это делает особо актуальной целенаправленнуюдеятельность по предотвращению и преодолению опасных для экономики регионовтенденций и явлений и обеспечению их экономической безопасности.
В определении сущности экономической безопасности региона несуществует единой точки зрения среди авторов, занимающихся данной проблемой.Профессор Сенчагов В.К. обозначает экономическую безопасноcтьрегиона “…как состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму илиустранены внутренние и внешние угрозы сохранению социально-экономического ифинансового потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышенияблагосостояния его населения. ” [50] При этом автор выделяет ростблагосостояния населения региона, как основу отсутствия (или слабогопроявления) социальных конфликтов, сепаратистских намерений и обеспечениеединства Федерации.
Авторы учебного пособия “Экономика Ставропольского края”Акинин П.В., Гаевский В.В., Рязанцев С.В. считают, что для экономическойбезопасности региона достаточно результативных отношений региона с внешнимисоседями и гармоничности развития экономики внутри территории. [12]
Определение профессора Губина Б.В. [62] схоже с определениемэкономической безопасности региона академика Олейникова Е.А. [45] Подэкономической безопасностью региона они понимают совокупность текущегосостояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость ипоступательность развития экономики территорий, определенной независимости иинтеграции с экономикой Федерации, что выражается в следующих ее проявлениях:
· возможности проводить собственную экономическую политику в рамкахФедерации;
· способности реагировать на резкие геополитические изменения вФедерации;
· способности осуществлять (или, по крайней мере, начатьосуществлять) крупные экономические мероприятия по неотложнымсоциально-взрывным ситуациям на территории, связанным с локальнымиэкономическими бедствиями или экономическими просчетами на федеральном уровне;
· возможности на договорной основе оказывать помощь сопредельным территориям,где существующая несбалансированная экономическая ситуация может негативноотразиться на экономических интересах региона.
Региональную безопасность целесообразно рассматриватьконцептуально, как проекцию Концепции национальной безопасности РФ нарегиональный уровень в плане обеспечения защиты жизненно важных интересовиндивида, общества, государства от внутренних и внешних угроз.
Основными направлениями исследования проблем безопасностирегиона в самом общем виде должны стать: объекты безопасности и защиты;характеристики, особенности возникновения и распространения опасностей и угроз;предполагаемый ущерб; цели, задачи и режимы функционирования системыобеспечения безопасности. [32]
Объектами экономической безопасности региона являются территориярегиона и все относящееся к ее экономике, расположенное на данной территории.
Приоритетными задачами региональной экономической политики,направленными на повышение экономической безопасности, являются:
· реструктуризация экономики с преимущественным развитием, с однойстороны, отраслей наиболее прибыльных и перспективных на данный период, сдругой стороны, отраслей, имеющих долгосрочные экономические преимущества вобщей системе территориального разделения труда;
· реанимация или активизация собственных источников развития;
· формирование территориально-производственных комплексов,ориентированных на требования рынка и гибко реагирующих на конъюнктурныеизменения;
· развитие межрегиональных инфраструктурных систем с достойнымпредставительством территорий.
Ориентиры регионального аспекта экономической безопасности:
· укрепление экономической базы федеративных отношений;
· участие в формировании общероссийского рынка;
· поддержание на достойном уровне и развитие научно-техническогопотенциала, направленные на обеспечение экономической независимости РФ;
· создание нормальных условий жизнедеятельности не только вотдельных районах, но и на всей территории региона;
· предотвращение межнациональных конфликтов в регионе и недопущениепроявления сепаратистских тенденций;
Система экономической безопасности региона включает в себяследующие блоки.
Первый блок – интересы региона в области экономики.
Второй блок – оценка внешних и внутренних угрозэкономической безопасности региона.
Третий блок – формирование экономической политики,институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих илисмягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость региональнойэкономики и приводящих ее к выпадению из единого рыночного пространства.Необходимо создание таких методов формирования экономической политики региона,которые обеспечивали бы органичное встраивание в этот процесс детальнойпроработки проблем экономической безопасности.
Четвертый блок – организационное обеспечение экономическойбезопасности региона.
Обеспечение экономической безопасности требует постояннойдеятельности по выявлению и диагностике угроз, региональным интересам в областиэкономики и разработке мер по их предотвращению и преодолению.
Главными региональными национальными интересами в областиэкономики, на наш взгляд, являются – повышение благосостояния населения иинтеграция региональной экономики, кооперация ее отраслей с другими регионами.
В сферу регионального интереса входит увеличение всех видовдоходов населения, снижение уровня бедности и безработицы, доступность длянаселения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло —, электро — и водоснабжения, транспорта, связи и коммунальных услуг. Первоочереднымусловием защиты главного регионального интереса в социальной сфере необходимосделать достижение того, чтобы квалифицированный, добросовестный труд могобеспечить достойный уровень жизни работника и его семьи.
В области производства национальным интересом регионаявляется способность экономики функционировать в режиме расширенноговоспроизводства при недопустимости критической зависимости от внешнихвоздействий и развитом кооперационном взаимодействии с другими регионамиРоссии.
Речь, безусловно, не должна идти об автаркическом развитии,да это и невозможно. Регионы России органично включены в общероссийскоетерриториальное разделение труда и должны в полной мере использоватьобъективные преимущества этого разделения. Крайне выгодными могут бытьвнешнеэкономические связи с зарубежными странами, но они должны гармоничноувязываться с межрегиональной кооперацией, с устойчивыми позициями региона наобщероссийском рынке.
Важным национальным интересом в области производстваявляется поддержание научного потенциала региона, призванного обеспечить научныйпрогресс в определяющих экономику региона отраслях и подготовку для нихквалифицированных кадров. [50]
Следующая важная группа интересов – это финансовая икредитная сферы. Главным интересом здесь являются обеспечение устойчивостифинансовой системы, минимизация зависимости от федерального бюджета,нормализация финансовых потоков, устойчивость банковской системы, снижениевнешнего и внутреннего долга, обеспечение финансовых условий для активизацииинвестиционной и инновационной деятельности.
Следует особо подчеркнуть, что устойчивость финансовойсистемы региона в значительной мере зависит от состояния денежно-финансовойсистемы Российской Федерации в целом и от бюджетной и налоговой политикифедерального центра. Важнейшим региональным интересом является максимальноеуменьшение уязвимости денежно-финансовой сферы за счет повышения ее финансовойсамодостаточности и увеличения налогового потенциала региональной экономики.[39]
Необходимо учитывать требования экономической безопасностипри формировании региональной экономической политики и в процессепрогнозирования и составления региональных бюджетов.
Важным является осуществление экспертизы принимаемых решенийпо финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасностирегиона. [50]
Современное состояние российской экономики вообще ирегиональной, в частности, когда практически все регионы оказались в кризиснойситуации, таково, что требование обеспечения экономической безопасности должнобыть включено в число основополагающих принципов формирования и реализациирегиональной политики. Ведь экономическая безопасность каждого региона и всехрегионов России в совокупности призвана обеспечить безопасность страны в целом.
2. экономическая безопасность ставропольского края2.1. Угрозы экономической безопасностиСтавропольского края
Прежде чем приступить к рассмотрению угроз, которыеприсутствуют в экономике Ставрополья, а также тех, которые могут появиться,необходимо обозначить угрозы безопасности всей Российской Федерации, т. к. ониавтоматически влияют на состояние экономики любого региона федерации, вчастности, Ставропольского края.
Ниже приведены следующие наиболее острые угрозыэкономической безопасности Российской Федерации в настоящий период.
Утеря производственного потенциала из-за высокого износаосновных фондов. В настоящее время износ оборудования в большинстве отраслейсоставляет порядка 70%. Выбытие в 1,5 раза больше ввода в действие, т.е. утеряпотенциала уже идет.
Внешний долг, создающий опасность обострения финансовогокризиса. Общая сумма внешнего долга в 2001г. выражается в сумме около 14 млрд.долл., что равняется примерно трети всего федерального бюджета. В 2003г. пиксуммы обслуживания внешнего долга достиг 18 млрд. долл.
Низкая инновационная и инвестиционная активность. В 2000г.впервые наблюдался прирост инвестиций – 17,7%. Однако, в 2001г. эти темпы резкоснизились (примерно в 2 раза).
Низкая конкурентоспособность продукции. Известно, что послерезкой девальвации рубля начал существенно снижаться импорт, и отечественныетовары нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничноготоварооборота снизилась с 48-50% до 36% к началу 2000г. Однако в дальнейшемэффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестаетбыть конкурентоспособной. К началу 2001г. доля импорта в ресурсах розничноготоварооборота снова превысила 40% и продолжает расти.
Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизнибольшей части российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточногоминимума несколько снизилась к началу 2001г., однако все еще составляет более25%. Разрыв доходов 10% наиболее обеспеченных и 19% наименее обеспеченныхсоставляет по разным данным от 13,7 до 18 раз.
Утечка капитала. По экспертным оценкам, не лицензируемыйвывоз капитала в 1992 – 2000гг. составил более 200 млрд. долл., в том числе в2000г. примерно 25 млрд. долл. И по имеющимся оценкам, не уменьшается.
Отличительной особенностью периода 2002-2003гг. являетсясочетание острой фазы угроз в финансовой сфере, прежде всего, в непомерновысокой нагрузке на ВВП, финансово-банковскую систему выплат по внешнему долгус усилением негативных тенденций в воспроизводстве основного капитала, чтопорождает сбои в функционировании жизнеобеспечивающих отраслей и производство(энергетика, транспорт, ЖКХ). Непредсказуема по силе своего воздействия сменаположительной для российской экономики динамики цен на энергоносители надинамику снижения цен.
Одной из самых опасных неожиданностей следует считатьвозможные резкие изменения курса рубля. Причем очень чувствительны иразрушительны как девальвация, так и ревальвация рубля. И та и другая тенденцииразрушительны из-за двойственного характера нашей денежной системы,базирующейся на отечественной и иностранной валютах. [50]
Усиление структурной деформации экономики – одна из главныхугроз безопасности России, поскольку она связана с воспроизводством сложившихсяв прошлом народнохозяйственных диспропорций и обусловленных ими аномалийэкономики. Суть унаследованной от бывшего СССР структурной деформациизаключается в гипертрофированном развитии отраслей ВПК, ТЭК и тяжелойпромышленности, с одной стороны, и чрезвычайно отсталом состоянии отраслей исфер производства, работающих непосредственно на человека, удовлетворение егопотребностей и нужд, с другой. Имеется в виду отставание легкой и пищевойпромышленности, индустрии услуг и быта и др. Фактически в стране сложиласьэкономическая структура, которая постоянно воспроизводилась, не обеспечиваядолжного развития названных отраслей и сфер хозяйства. Разумеется, с подобнойструктурой выйти из кризисной ситуации будет сложно.
В этой связи хотим обратить внимание на встречающиеся впечати призывы к немедленному приостановлению падения производства иобеспечению его роста. Конечно, в общей форме такая постановка вопроса верна.Однако не следует забывать, что рост производства при сохранении прежнейструктуры, мало, что прибавит экономике России. Ей нужен рост, сопровождающийсяструктурными изменениями. Привязка структуры производства к структуре рыночногоспроса – ключевая проблема российской экономики.
К существенным угрозам экономической безопасности Россииследует отнести чрезмерную открытость экономики. Открытость экономики встратегическом плане – курс верный и мировой опыт стран с развитой рыночнойэкономикой подтвердил это. Однако особые условия, в которых осуществляетсявхождение отечественного хозяйства в международное разделение труда, незрелостьрыночных отношений и кризисное состояние экономики требуют осторожности вопределении меры такой открытости.
Концепция национальной безопасности Российской Федерациипредусматривает необходимость введения определенных ограничений на деятельностьиностранных банковских и страховых компаний, на передачу в эксплуатациюиностранным предприятиям месторождений невосполнимых природных ресурсов,телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих путей. Нельзя допуститьустановление контроля со стороны иностранных компаний над стратегически важнымиотраслями экономики, оборонной промышленностью и естественными монополиями.
Естественно, по прошествии какого-то времени (переходногопериода), когда в России степень зрелости рыночных отношений станет достаточновысокой, окрепнут ее финансово-кредитная и денежная системы, повыситсяконкурентоспособность, вопрос об открытости российской экономики не будетстоять столь остро. В нынешних же условиях эта проблема самым непосредственнымобразом связана с экономической безопасностью страны, угрозами, которые могутвозникнуть вследствие чрезмерной открытости ее экономики. [62]
“Утечка умов”. Как факт это относится к проблеметехнологической безопасности, но как следствие и по внутреннему содержаниюявляется объектом экономической безопасности. За последние 10 – 12 лет около 50тысяч ученых покинули Россию и работают в других странах. Эмиграция тольконаучных работников приносит стране ежегодно ущерб без малого 5 млрд. долл.Положение сейчас таково, что в России доля специалистов с вузовскими дипломамина 1 тысячу человек работающего населения снизилась на 12%.
Разрушение научно-технического потенциала страны.1991-1992гг. стали для СССР и России началом “ капиталистическойконтрреволюции” в науке, а 1992-1996гг. – периодом падения экономики исоциальной сферы. Финансирование науки за это время, по разным оценкам,сократилось в 10-12 раз. Численность сотрудников в сфере науки уменьшилосьболее чем в 2 раза, техническая база академических НИИ практически необновлялась. В 1997г. и в первой половине 1998г. ситуация немного улучшилась,но уже во второй половине 1998г. уровень финансирования науки опять началпадать. Сокращение доли расходов на науку продолжается до сих пор, чтоиллюстрирует статья федерального бюджета “Фундаментальные исследования исодействия научно-техническому прогрессу”: 1997г. – 2,88, 1998г. – 2,23, 1999г.– 2,02, 2002г. – 1,85%.
Экономика России недополучила в виде экономического эффекта,по оценке Миннауки, в течение последних десяти лет почти 14,5 млрд. долл. И этоеще не все. Отставание науки от современных потребностей в ней скажется идалее. Особенно это тяжело отразится в 2005-2010гг. – период, заделы которого,должны были обеспечиваться наукой в 1992-1997гг. Такие направления, каксоздание искусственного интеллекта, авиация и космонавтика, ядерная физиказемли, биотехнологии, лечение СПИДа и онкологических заболеваний, прорывныетехнологии переработки минерального сырья и др. должны, стать объектамиисследования российской науки. Именно создание на их базе инновационныхтехнологий, современной эффективной техники и методов лечения способныувеличить ВВП страны от 25 до 55%. [27]
Значительную остроту приобретает в настоящее время угрозакриминализации экономики. Опасность криминальной, теневой экономики длягосударства состоит в том, что ее существование уменьшает налогооблагаемую базуи величину собираемых налогов, способствует проникновению ее представителей вовластные структуры. Обращение огромных финансовых средств вне легальныхструктур, использование бартера и квази-денег лишают российское правительствовозможности применять типичные для современной рыночной экономики методымакроэкономического регулирования деловой активности. Кроме того, огромныйобъем неучтенного производства и услуг искажает картину экономической динамики,величину ВВП и т.д.
Наряду с внутренними экономическими угрозами,представляющими, как отмечалось, наибольшую опасность для российской экономикии демократических преобразований, существуют также и угрозы внешние, которыенельзя не учитывать. К их числу можно отнести продовольственную уязвимостьРоссии вследствие критической зависимости страны от импорта продуктов питания,возможную технологическую блокаду, опасность которой возрастает из-заотставания России в научно-технической сфере, негативное влияние мировых финансовых,в том числе фондовых и валютных рынков на еще не окрепший финансовый рынокРоссии, возможную потерю рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубежье [62], атакже опасность ослабления политического, экономического и военного влиянияРоссии в мире, появление в непосредственной близости от российских границиностранных военных баз и крупных военных контингентов, ослаблениеинтеграционных процессов в СНГ. [3]
Преодоление внешних угроз связано с экономическим развитиемстраны, решением внутриэкономических проблем.
Немаловажным является анализ последствий вступления России вВТО с позиций экономической безопасности.
В настоящее время общепризнанным является, и это не вызываетсомнений, что Россия должна вступать в ВТО или во всяком случае четкопродемонстрировать свое стремление к этому. Вступление в ВТО необходимо, как собщеполитических позиций, являясь гарантией от международной изоляции, так и спозиции участия в процессе глобализации.
Вступление Росси в ВТО не следует сводить лишь кмакроэкономическим издержкам, связанным с реструктуризацией российскойэкономики. Оно окажет влияние на отраслевое и региональное развитие, наэволюцию правовых норм в российской экономике, а также на российскуюгеополитику. В каждой из этих сфер наша страна будет испытывать издержки илиизвлекать выгоды от присоединения к ВТО. В рамках данной работы нас интересуютиздержки от вступления России в ВТО на региональном уровне.
Пока глубина проработки региональных аспектов вступления вВТО явно недостаточна. Фактически все подходы сводятся к фрагментарномуналожению карты экономической географии на административно-территориальнуюкарту и констатации того факта, что регионы, не обладающие экспортнымпотенциалом, встретятся с серьезными проблемами, которые проявятся в первую очередьв том, что облегчится наш экспорт сырья и полуфабрикатов, но при этомпроизводители конечной продукции и продукции машиностроения столкнутся с мощнойконкуренцией производителей из Европы и Юго-Восточной Азии и др.
Кроме углубления и без того серьезной проблемы экономическойдифференциации в развитии регионов и обострения социальных проблем можноотметить еще один вероятный результат вступления России в ВТО, который нельзяне принимать во внимание, разрабатывая комплекс адаптационных мер. Анализируя вполнепредсказуемые последствия, легко заметить, что основной выигрыш от этого шага,связанный с дальнейшим ростом внешнеторгового оборота относительно ВВП,достанется федеральному Центру через механизм взимания таможенных пошлин, сбораНДС с импортируемых товаров. В то же время реальные потери от сокращенияобъемов производства (налог на прибыль и на фонд заработной платы) лягут набюджеты регионов. Эта тенденция – общий сценарий, который будет развиваться втечение пяти – семи лет после присоединения России к ВТО. При существующемотношении федерального бюджета и бюджета территорий (63: 37) описаннаятенденция поставит регионы в еще более сильную зависимость от Центра и вызоветдостаточно мощную перестройку бюджетного процесса. [44]
В сфере кредитно-финансовой деятельности большуюобеспокоенность вызывает механизм использования вексельного обращения дляуклонения от уплаты налогов. Главная цель внедрения вексельного обращения натерритории РФ – урегулирование взаимной задолженности объектов хозяйственной деятельности,решение проблемы показало, что существует и другая сторона – использованиевексельного обращения, формирует порядок криминального перераспределенияфинансовых потоков с последующим их обналичиванием и переводом их в теневуюэкономику.
Обналичивание денежных средств происходит зачастую сиспользованием несуществующих фирм и физических лиц, которые предлагают этууслугу за 5-10% от наминала ценной бумаги. Установлено, что в течение 2000 –2002гг. только 7 лицами, жителями Ставропольского края и Ростовской областиобналичено векселей на сумму более 2 миллиардов рублей.
В настоящий момент сложилась ситуация, когда отследить путьвекселя от первого векселедержателя до предъявившего его к погашению (какбанковский, так и корпоративный) практически невозможно. Данная проблема, ужеперешла в разряд угроз экономической безопасности Ставропольского края.
Также, угрозой безопасности края является превышениепорогового значения индикаторов уровня жизни населения. Так, величинапрожиточного минимума в Ставропольском крае за IVквартал 2002г. составил 1680 рублей. Численность населения, имеющегосреднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума – 981,1 тыс. чел. или37% от общей численности населения края, что превышает предел пороговогозначения в 5,3 раза (предел порогового значения индикатора по этому показателюравен 7%). Также в IV квартале 2002г. на долю 10%наиболее обеспеченного населения приходилось 27,6% денежных доходов, а на долю10% наименее обеспеченного населения — 2,4%. Получается разница в 11,5 раз, чтотакже превышает предел в 1,4 раза (разрыв между доходами наиболее обеспеченныхи 10% наименее обеспеченных не должен превышать 8 раз). [39] Что, конечно же неможет не подрывать социальную стабильность в крае.
Более того, реальное обеднение населения, массоваябезработица, прежде всего среди молодежи, являются питательной средой дляэкстремистски настроенного населения края. Так в последние годы отмечается ростполитического самосознания одной из коренных национальностей Ставропольского края– ногайцев. По мнению их лидеров, они давно вышли за рамкинационально-культурной автономии и в организационно-политическом плане готовы ксозданию своего национально-государственного образования. Вокруг этой идеипроисходит сплачивание наиболее общественно-активной молодежи. Замалчиватьобозначенную проблему не представляется целесообразным, так как она, приопределенных условиях, может перерасти в экстремизм националистического ирелигиозного толка.
Ситуация усугубляется тем, что в прямой зависимости ссепаратистскими тенденциями сохраняется угроза исламского фундаментализма.Именно вахаббизм в последнее время стал идеологической основой действийсепаратистов в Чечне, Дагестане, ширится число его сторонников вКарачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, в среде ногайцев, в том числе и вСтавропольском крае. [30]
Еще раз подчеркнем, что питательной средой дляраспространения подобных явлений, является обеднение населения, массоваябезработица и т.п., т.е. проблема не в росте политического, национального и религиозногосамосознания населения, а в экономических причинах способствующих развитию вышеперечисленных тенденций.
Чрезвычайно актуальной проблемой Ставропольского краяявляется возрождение особого эколого-курортного региона Кавказских МинеральныхВод (КМВ), как устранения угрозы потери курорта всероссийского и мировогозначения. До начала 1990-х гг. ежегодно сюда приезжало на отдых около 1миллиона человек. Сегодня санаторно-курортные учреждения заполнены на 40-50%.Поток отдыхающих и туристов, резко снизившийся в последние годы, привел если нек закрытию многих санаториев и пансионатов, то в ряде случаев к ихперепрофилированию. Причины упадка курортов достаточно очевидны: политическаянестабильность в регионе, дороговизна путевок, неразвитость сервиса и сильнаяконкуренция со стороны западных мест отдыха. Все это отпугнуло многихпотенциальных клиентов. Решение данной проблемы невозможно только силамиадминистрации КМВ и Ставропольского края. Необходимы законодательные иэкономические решения на уровне Правительства России. [12]
Существенный ущерб экономики края наносила практикауклонения от уплаты налогов с помощью специальных схем – проведения налоговыхплатежей через заведомо неплатежеспособные банки, а также факты хищений собъектов народного хозяйства цветных металлов и изделий из них. Урон экономикеприносит незаконный оборот алкогольной продукции в крае, не целевое и нерациональное использование бюджетных средств, также рост экономическойпреступности. Из анализа складывающейся на территории края обстановки вперспективе усматриваются реальные угрозы технологического и экологическогохарактера, которые могут возникнуть в ближайшее время наряду с уже имеющимисяпроблемами. (Материалы Управления по обеспечению деятельности Совета поэкономической и общественной безопасности Ставропольского края).
Подводя итог вышесказанному, отметим, что проблемазаключается не столько в наличии угроз, сколько в отсутствии системымониторинга и прогнозирования, анализа факторов и процессов, определяющихугрозы экономической безопасности. 2.2. Организационное обеспечение экономическойбезопасности Ставропольского края
Совет по экономической и общественной безопасностиСтавропольского края был образован постановлением № 780-3 ГубернатораСтавропольского края 9 декабря 1997 г.
5 февраля 1998 года Губернатор утвердил Положение о советепо экономической и общественной безопасности Ставропольского края. Совет былсоздан на основании методических рекомендаций аппарата Совета Безопасности РоссийскойФедерации.
Правовой основой совета являются Конституция РоссийскойФедерации (пункты „б“, „д“, „з“, „к“,»л" статьи 72), закон Российской Федерации «О безопасности»(статья 6), Устав (Основной закон) Ставропольского края (пункт «д»,статья 35), закон Ставропольского края «О Губернаторе Ставропольскогокрая» (пункт «б», статья 10) и другие нормативные и правовыеакты.
Указанные документы предусматривают право Губернатора краякак высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в пределах егокомпетенции решать вопросы обеспечения защиты прав и свобод человека игражданина, законности, правопорядка, общественной безопасности, а такжесогласования взаимодействия территориальных органов федеральных органовисполнительной власти, органов государственной власти Ставропольского края иорганов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского краяв проведении единой государственной политики в области экономической,общественной и иных видов безопасности на территории Ставропольского края.
Совет является коллегиальным совещательным органом,обеспечивающим подготовку решений Губернатора Ставропольского края в областиобеспечения экономической, общественной, экологической, информационной и иныхвидов безопасности, соблюдения законности и правопорядка, поддержаниюстабильных межнациональных отношений.
Совет формирует и возглавляет Губернатор Ставропольскогокрая. [8]
Деятельность совета обеспечивается специально созданным дляэтого структурным подразделением аппарата Правительства Ставропольского края.Этим подразделением аппарата Правительства края, обеспечивающим деятельностьСовета безопасности, является Управление по обеспечению деятельности Совета поэкономической и общественной безопасности Ставропольского края.
Деятельность Управления координируется Секретарем СоветаБезопасности Ставропольского края. Секретарь Совета является должностным лицомСтавропольского края, подчиненным непосредственно Губернатору Ставропольскогокрая. Секретарь Совета назначается на должность и освобождается от должностиГубернатором Ставропольского края.
Структура и штатное расписание структурного подразделенияаппарата Правительства края по обеспечению деятельности Совета, а такжеПоложение о нем утверждается Губернатором Ставропольского края по представлениюСекретаря Совета безопасности и согласованию с руководителем аппаратаПравительства края.
По распоряжению Председателя Совета и решению федеральныхорганов исполнительной власти ряд ответственных должностей могут замещатьсяпутем прикомандирования к структурному подразделению аппарата Правительствакрая, обеспечивающего деятельность Совета, сотрудников других министерств,ведомств и организаций.
Финансирование деятельности Совета осуществляется за счетсредств краевого бюджета.
Информационное, документационное, правовое,материально-техническое, медицинское, социально-бытовое и транспортноеобеспечение деятельности Совета осуществляют соответствующие подразделенияаппарата Правительства Ставропольского края.
При осуществлении своих функции Управление взаимодействуетсо структурными подразделениями аппарата Правительства Ставропольского края,органами исполнительной власти края, органами местного самоуправлениямуниципальных образований края, аппаратом Государственной Думы Ставропольскогокрая, органами судебной власти, прокуратурой Ставропольского края, главнымуправлением внутренних дел Ставропольского края, управлением Федеральныхслужбой безопасности Российской Федерации по Ставропольскому краю, главнымуправлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям приПравительстве Ставропольского края, управлением Министерства РоссийскойФедерации по налогам и сборам по Ставропольскому краю, управлением Федеральнойслужбы налоговой полиции Российской Федерации по Ставропольскому краю, краевымвоенным комиссариатом, руководством Терского казачьего войска, другимиказачьими обществами, имеющимися в крае.
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии сквартальными планами работ, утвержденными Секретарем Совета, годовым планомработы Совета, утвержденным Губернатором Ставропольского края, а также всоответствии с его поручениями.
Управление осуществляет работу по организации выполненияорганами исполнительной власти Ставропольского края требований федеральныхзаконов, указов Президента Российской Федерации, постановлений ПравительстваРоссийской Федерации, решений межведомственных комиссий Совета БезопасностиРоссийской Федерации, указаний Южного федерального округа Российской Федерации.[7]
Основными задачами Совета являются:
· определение жизненно важных интересов общества и края в областибезопасности, выявление внутренних и внешних факторов, представляющих угрозудля населения и положения края;
· разработка основных направлений стратегии обеспечениябезопасности Ставропольского края. Организация подготовки, принятия иреализации краевых программ, направленных на предупреждение, пресечение иустранение причин и условий, способствующих дестабилизации обстановки в края.Организация контроля за выполнением федеральных целевых программ побезопасности;
· подготовка рекомендаций Губернатору Ставропольского края дляпринятия решений в области обеспечения защиты прав и свобод человека игражданина, законности, правопорядка, общественной и иных видов безопасности,межнациональных и этнических отношениях;
· разработка предложений по координации деятельностигосударственных органов исполнительной власти и местного самоуправления края справоохранительными органами, воинскими подразделениями, общественными идругими организациями в процессе реализации принятых решений по обеспечениюбезопасности и оценка их эффективности;
· подготовка оперативных решений Губернатора по предупреждениючрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существеннымсоциально-политическим, экономическим, военным, и иным последствиям. Выработкамер по устранению причин и условий, способствовавших возникновению чрезвычайныхситуаций и ликвидации их последствий. [8]
За период существования Совет провел 41 заседание, из них 10экстренных и 2 выездных, на которых рассмотрено 82 вопроса. Из общегоколичества рассмотренных на совете вопросов:
19 — направлены на обеспечение экономической безопасности;
21 — посвящены защите населения от террористических актов;
13 — направлены на усиление борьбы с преступностью, оказаниефинансовой и материально-технической помощи правоохранительным органам;
14 — национальной и государственно-конфессиональнойполитике, миграционным процессам и противодействию экстремизму;
7 — на улучшение социального положения военнослужащих,оказанию помощи воинским частям и подразделениям в обустройстве;
8 — улучшению состояния санитарно-эпидемиологической иэкологической обстановки.
При Совете работают 5 межведомственных комиссий, которыенепосредственно связаны с решением различных аспектов проблемы безопасностикрая, в том числе по противодействию терроризму, политическому, национальному ирелигиозному экстремизму, противодействию злоупотреблениям наркотическимисредствами и их незаконному обороту, по защите прав граждан и общественнойбезопасности, борьбе с преступностью.
Многоплановость проблем укрепления общественной безопасностив крае заставила глав большинства районных и городских администраций порекомендации Совета по экономической и общественной безопасностиСтавропольского края создать свои советы по общественной безопасности.
В настоящее время на территориях административных единицкрая сформировано 22 таких совета.
За исполнением решений Совета и его межведомственныхкомиссий осуществляется контроль сотрудниками Управления по обеспечениюдеятельности Совета. Они организуют работу на местах, выезжая в города и районыкрая. Ведут анализ поступающей информации от исполнителей с мест. На основанииполученной информации регулярно представляются аналитические и докладныезаписки председателю и Секретарю Совета Безопасности.
Формирование новой структуры краевой исполнительной власти,к сожалению, привело к ослаблению Управления по обеспечению деятельности Советапо экономической и общественной безопасности Ставропольского края.
Новая реорганизация, не ликвидировав старых, ущербных, нанаш взгляд, принципов организации работы Совбеза и его Управления, но иотяготила их новыми проблемами.
Согласно Положению о Совете безопасности края и Управленияпо обеспечению его деятельности, они являются экспертно-консультационнымиорганами. Что касается непосредственно самого Совета безопасности, то здесь нетпротиворечий. А вот Управление по обеспечению его деятельности, состоявшееранее из шести отделов, в своей работе сразу было вынуждено выйти за пределыфункций экспертно-консультативного органа, взяв на себя и некоторыеисполнительские. Неполное определение функций отделов Управления повлекло засобой ряд искусственных сложностей и противоречий.
В условиях продолжающейся криминальной финансовой экспансиив край в Управлении был ликвидирован самостоятельный ключевой отдел — экономической безопасности. Шаги подобного характера, наверное, предпринимаютсятогда, когда проблема экономической преступности решена в целом или в основном.Ясно, что сегодня это не так. В данном случае, мотивы принятого решениясовершенно не понятны. Также непонятны мотивы ликвидации отдела информационнойбезопасности.
Известно, что продолжающееся укрепление вертикалифедеральных органов власти резко уменьшает возможности Губернатора влиять насиловые структуры края. Теперь уже не только начальник УФСБ, начальникиналоговой службы, но и прокурор, и начальник ГУВД назначаются без согласованияс Губернатором.
Совет безопасности, который возглавляет Губернатор края, икуда по должности входят практически все ключевые представители федеральныхорганов власти, действующих на Ставрополье, является универсальным в даннойситуации органом, который позволяет Губернатору с глубоким знанием проблемкрая, своевременно влиять на деятельность всех силовых структур власти. Назаседаниях Совета безопасности у Губернатора существует официальная возможностькритиковать, публично ставить любые острые проблемы, давать оценки уровнюработы руководителей федеральных структур.
И все же, с момента создания Совета по экономической иобщественной безопасности Ставропольского края минуло пять лет. За этоткороткий срок проделана большая работа по сохранению мира и стабильности вкрае. Совет безопасности края состоялся как важнейший инструмент формирования иреализации государственной политики в области обеспечения национальнойбезопасности.
Заключение
Последний рубеж XX в. и началонового тысячелетия знаменательны многими событиями и явлениями. Но одна чертамирового сообщества становится все более распространенной и очевидной: рыночныепринципы и мотивы получают все большее развитие и фактически стали важнейшимэлементам хозяйственного механизма мировой экономики. В международныхэкономических отношениях на первое место выдвигается конкурентоспособнонациональных производителей. Вообще конкуренция не признает никакойполитической окраски, никаких “национальных мундиров”. Поэтому в новых условияходной из неотложных задач многих стран мира стало обеспечение национальнойэкономической безопасности. События развиваются таким образом, что Россия несможет возродить свою государственность и восстановит подобающее ей место вмировом сообществе без решения проблем своей экономической безопасности.
Поскольку все названные угрозы являются, с одной стороны,уже действующими, а с другой – “вживленными” в процессы функционированияроссийской экономики, от них нельзя “отгородиться”, поставив какие-либопреграды их негативному воздействию. Значит, обеспечение экономическойбезопасности России возможно теоретически лишь двумя путями – либо посредствомликвидации самих угроз, либо с помощью компенсации вызываемых ими ущербов.
Ясно, что второй путь представляет собой только абстрактнуювозможность. Если же всерьез стремиться к обеспечению экономическойбезопасности нашей страны, упомянутые выше угрозы должны быть ликвидированы, и,прежде всего главная среди них — недопустимо низкий уровень жизни основноймассы населения.
В завершение отметим, что современная система международныхэкономических отношений отражает цивилизационный цикл, который уже изжил себя.Об этом свидетельствуют кризис обществ потребления на Западе, глубокийэкологический кризис и многое другое. Мы стоим на пороге нового этапа вразвитии человечества, который должен быть более справедливым, болеебезопасным. И, возможно, тогда экономическая безопасность – понятие эпохинедоверия и противостояния между странами – уступит место экономическойгармоничности.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998. – 80 с.
2. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996г. № 608 “О государственнойстратегии экономической безопасности Российской Федерации”.
3. Указ Президента РФ от 10 января 2000г. № 24 “О концепции национальнойбезопасности Российской Федерации”.
4. Федеральный закон “О безопасности” от 5 марта 1992г. № 2446 – 1.
5. Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве) ” от 26 октября2002г. № 127 – ФЗ.
6. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ “Озаконодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации” от8 августа 1996г. № 327 – СФ.
7. Постановление Губернатора Ставропольского края “Об утверждении Положенияоб управлении по обеспечению деятельности Совета по экономической иобщественной безопасности Ставропольского края аппарата ПравительстваСтавропольского края” от 26 февраля 2002г. № 84.
8. Положение о Совете по экономической и общественной безопасностиСтавропольского края. – 2001г.
9. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. //Вопросы экономики. – 1994. №12 – с.4-13.
10. Абурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов В.С. Основы национальнойбезопасности России. – М.: Друза. 1998. – 321с.
11. Арбатов А. Национальная безопасность России в многополярном мире. //Мировая экономика и международные отношения. – 2000. №10 – с.21-28.
12. Акинин П.В., Гаевский В.В., Рязанцев С.В. Экономика Ставропольского края/ Учебное пособие. – Ставрополь: Кн. изд-во. 2000. – 392с.
13. Акинин П.В. Экономические детерминанты безопасности России на СеверномКавказе / Проблемы геополитики и Северный Кавказ: Сборник научных трудов. –Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2001. – 132с.
14. Барциц И.Н., Левакин И.В. Территориальная целостность Российской Федерации:вопросы теории. // Журнал российского права. – 2002. №10 – с.11-21.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Использование игры при работе над формированием навыков орфографии
Реферат Волновая и геометрическая оптика. Дифракция
Реферат Космическая философия Циолковского
Реферат Основы правильного дыхания
Реферат Existentialism Essay Research Paper ExistentialismExistentialism is a
Реферат Застосування засобів індивідуального захисту
Реферат Использование информационных технологий на уроках немецкого языка
Реферат Историографический анализ А. Матьез. "Французкая революция"
Реферат Отчет по производственной практике в ИП Бондаренко И.Е. Рекламное агентство Ньютон
Реферат Рекламные вывески
Реферат В.А. Жуковский - выдающийся исторический деятель XIX века
Реферат Анализ бухгалтерской отчетности и финансовых
Реферат Улучшение санитарно-гигиенических условий содержания животных на ферме
Реферат Использование метода проектов на уроках английского языка
Реферат Проблемные вопросы научного креационизма на примере геологических наук