Реферат по предмету "Финансовые науки"


Характеристика методов контроля за исчислением и уплатой налогов с физических лиц в соответствии с нормативно-правовой базой РФ

Государственное ОбразовательноеУчреждение
Высшего Профессионального Образования
Российский Экономический Университетим. Г.В. Плеханова
Кафедра Налогов и налогообложения

КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Налогообложениефизических лиц» на тему: «Характеристика методов контроля за исчислением иуплатой налогов с физических лиц в соответствии с нормативно-правовой базой РФ»

Выполнила:
Студентка Корогод А.А.
Группа 1-251 – ФФ
Научный руководитель:
Пономарева Н.В.
 
Москва, 2010

Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические аспекты налогового контроля
1.1 Экономическоесодержаниеналогового контроля
1.2 Общая характеристика органовналогового контроля РФ
Глава 2.Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов с физических лиц
2.1 Общаяхарактеристика камеральных налоговых проверок
2.2 Сущностьвыездных налоговых проверок
2.3 Проверкипо налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
В условиях рыночной экономики налоги являются основнымисточником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата.Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать наэкономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие внаправлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредствомналогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в томчисле оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не всостоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.
Обложение налогом физических лиц, не говоря уже о том, чтоэто снижает их жизненный уровень, приводит к сокращению покупательнойспособности населения. А это ухудшает общую экономическую ситуацию в стране –товары не находят спроса, заставляя производителей сокращать производство.
Налоги и сборы с физических лиц, предусмотрены налоговымзаконодательством РФ в достаточной степени не реализовали еще своипотенциальные инструменты формирования рыночной экономики. Они, являясьнеотъемлемой частью системы налогообложения, должны помогать государствувоздействовать на экономическое поведение населения, а также физических лиц,занимающихся предпринимательской деятельностью, создавая при этом равныеусловия. Для этого, чтобы развиваться, государству необходимо изыскиватьдополнительные финансовые ресурсы.
Налогообложение физических лиц в настоящее времяхарактеризуется сложностью механизмов его взимания. Причем это определяется нетолько сложностью самой модели налогообложения, но и некачественным исполнениемдействующего законодательства, посредством которого эти налоги регулируются.
Указанныехарактерные черты налогов с физических лиц приобретают особую актуальность вусловиях рыночной экономики, которые отличаются многообразием источников путейполучения доходов.
Целью данной работы является исследование методов контроля заисчислением и уплатой налогов с физических лиц на современном этапе развитиярыночной экономики и определение возможных путей совершенствования механизмовналогового контроля.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основныезадачи:
· изучить теоретические аспекты осуществления налогового контроля;
· определить основы организации налоговой службы в РФ;
· расскрыть суть камеральных и выездных налоговых проверок;
· рассмотреть порядок проверки по налогу на доходы физических лиц.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения исписка используемой литературы.
В первой главе «Теоретические аспекты налоговогоконтроля» дается общая характеристика налоговому контролю, представленыполномочия налоговых органов с учетом Положения о Федеральной налоговой службе.Вторая глава «Контроль за исчислением и уплатой налогов с физических лиц»раскрывает суть камеральных и выездных проверок, детально рассматриваетособенности проверок по налогу на доходы физических лиц.
В заключение данной курсовой работы сформулированы выводы ипредложения.

Глава 1. Теоретические аспекты налоговогоконтроля
 
1.1 Экономическое содержаниеналогового контроля
В связи с осуществлением мер по совершенствованию налоговогоадминистрирования ст. 82 НК РФ была дополнена определением налогового контроля:налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов поконтролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами иплательщиками сборов законодательства о налогах и сборах (в ред. Федеральногозакона от 27 июля 2007 г. № 137-ФЗ).
Целями налогового контроля в контексте данного определенияявляются:
1. выявлениеналоговых правонарушений;
2. обеспечениенеотвратимости наступления ответственности за налоговые правонарушения.
Объектом налогового контроля являются действия налогоплательщиков, плательщиковсборов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению в качестве налоговыхагентов) налогов и сборов (далее для краткости – налогоплательщики).
Предметом налогового контроля являются бухгалтерские книги, отчетность,налоговые декларации, договоры, приказы, иные документы, так или иначе связанныес исчислением и уплатой налогов и сборов, выполнением иных прав и обязанностейв сфере налогообложения, а также в отдельных случаях территории и помещенияналогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый контроль.
В качестве субъектов налогового контроля выступаютналоговые органы в отдельных случаях таможенные органы.
Содержание налогового контроля включает:
· проверкувыполнения организациями и физическими лицами обязанностей по исчислению иуплате налогов;
· проверкупостановки на налоговый учет организаций и физических лиц, занимающихсяпредпринимательской деятельностью;
· проверкуправильности ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения,своевременности предоставления налоговых деклараций и достоверностисодержащихся в них сведений;
· проверкуисполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию иперечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
· проверкусоблюдения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах исборах, проверку правильности и своевременности исполнения ими платежныхпоручений налогоплательщиков, а также инкассовых поручений (распоряжений)налоговых органов о списании со счетов организации сумм налогов и пеней;
· проверкуправильности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежныхрасчетов с населением;
· предупреждение ипресечение нарушений законодательства о налогах и сборах
· выявлениенарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их кответственности;
· выявлениепроблемных категорий налогоплательщиков;
· принятиесоответствующих мер по возмещению материального ущерба, причиненногогосударству в результате неисполнения налогоплательщиками своих налоговыхобязанностей.
Налоговый контроль в Российской Федерации основывается наследующих принципах:
· правомочность;
· полнота;
· всеобщность;
· регулярность;
· единство;
· соблюдениеналоговой тайны;
· объективность идостоверность.[1]
Принцип правомочности означает осуществление налоговогоконтроля только уполномоченными государством органами, которые действуют впределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленнымфедеральным законодательством.
Принцип полноты налогового контроля означает, что все видызаконодательно установленных налогов и сборов должны быть охвачены системойконтроля независимо от суммы платежей.
Всеобщность налогового контроля заключается в том, что всеналогоплательщики – хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальныепредприниматели) и физические лица должны быть охвачены системой контроля.
Регулярность налогового контроля предполагает, чтоконтрольная деятельность носит систематический характер и, кроме того, в определенныхслучаях законодательно установлены ограниченные сроки для проведения налоговогоконтроля.
Единство налогового контроля предполагает единообразноеосуществление налогового контроля на территории РФ, т.е. единство форм иметодов и порядка проведения налогового контроля.
Принцип соблюдения налоговой тайны изложен в п. 1 ст. 102 НКРФ, в соответствии с которой налоговую тайну соблюдают любые полученныеналоговым органом, органами внутренних дел, органами государственноговнебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике.Поступающие в налоговые органы и другие органы сведения, составляющие налоговуютайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Принцип объективности и достоверности предполагает, чтопроведение налогового контроля должно исключать какую-либо предвзятость состороны налоговых органов. Выявленные нарушения должны быть подтвержденысоответствующими документами, а решение руководителя уполномоченного органадолжно соответствовать фактическим обстоятельства.
Формы и методы налогового контроля
В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контрольпроявляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.Налоговый контроль осуществляется в рамках процедурно-процессуальнойдеятельности налоговых органов, основу которой составляют конкретные формы иметоды.
Формами налогового контроля являются:
· налоговыепроверки;
· получениеобъяснений налогоплательщиков;
· проверки данныхучета и отчетности;
· осмотр помещенийи территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Под методами налогового контроля понимаетсясовокупность способов и приемов, используемых налоговыми органами в процессеконтрольной деятельности.
Все методы, применяемые в налоговом контроле, можноклассифицировать на три основные группы:
1. общенаучныеметоды исследования объектов налогового контроля (анализ и синтез, аналогия,моделирование, сравнение);
2. специальныеметоды (инвентаризация имущества, проверка первичных документов, выемкапредметов и документов, осмотр помещений и территорий, экспертиза и т.д.);
3. методы получениядополнительной информации у проверяемых лиц (письменный и устный опросыдолжностных лиц, допрос свидетелей и т.д.)
Формы и методы налогового контроля существуют в неразрывномединстве. Зачастую в рамках одной формы организации контрольной деятельностимогут применяться различные методы контроля, в некоторых случаях совпадающие понаименованию с самой установленной законодательством формой контроля. Именно отправильно выбранного сочетания форм, методов и мероприятий налогового контролязависит и результативность контрольной работы.
Основная форма налогового контроля – налоговые проверки.Налоговые поверки занимают ведущее место среди всех остальных форм налоговогоконтроля. Высокая результативность налоговых проверок достигается в сочетании сдругими формами налогового контроля. Налоговые проверки позволяют наиболееполно и всесторонне оценить правильность исполнения налогоплательщикаминалоговых обязанностей, выявить те или иные отклонения.
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральныеивыездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральнаяналоговая проверка проводится в помещении самого налогового органа на основаниидокументов о деятельности налогоплательщика, предоставленных им в налоговыйорган. Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя(заместителя руководителя) налогового органа по месту нахожденияналогоплательщика либо месту занятия им предпринимательской деятельностью.
По результатам налоговых проверок организаций и физическихлиц сумма дополнительно начисленных платежей (с учетом пеней и налоговыхсанкций) составила в 2009 г. 684,2 млрд руб., или 10,1% объема доходныхпоступлений, администрируемых ФНС России. Из общей суммы доначисленных платежейвзыскано с налогоплательщиков всего 247,0 млрд руб. (36,1%), что обеспечило3,7% объема доходных поступлений
Сумма переплаты, обнаруженная налоговыми органами в течение 2009 г., составила 183,7 млрд руб. и по отношению к сумме доначисленных платежей не превысила 17,3%.
Налоговый контроль в зависимости от характера егопроведения подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный налоговый контроль проводится до наступленияотчетного (налогового) периода в связи с заявлением налогоплательщика обизменении сроков уплаты налогов (отсрочки, рассрочки либо предоставленияинвестиционного налогового кредита).
Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного(налогового) периода и связан с контролем за правильностью исчисления исвоевременностью уплаты налогов. Текущий налоговый контроль носит оперативныйхарактер и проводится в основном в виде камеральных налоговых проверок.
Последующий налоговый контроль проводится после исчислениясрока исполнения обязанности по уплате налогов, т.е. по окончанию отчетного(налогового) периода.
В зависимости от характеристики проверяемых лиц выделяютналоговый контроль:
· организаций;
· индивидуальныхпредпринимателей;
· физических лиц, неявляющихся индивидуальными предпринимателями.
В зависимости от степени охвата деятельности проверяемоголица выделяют комплексный и тематически налоговый контроль. Комплексный налоговыйконтроль проводится по всем видам деятельности налогоплательщика за определенныйпериод времени.
Тематический Налоговый контроль проводится по отдельным видам деятельностиналогоплательщиков и (или) по уплате определенных налогов.

1.2 Налоговые органы, как основное звено налогового контроля
 
Налоговые органы в Российской Федерации составляют единую централизованнуюсистему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, заправильностью исчисления, полнотой и своевременность уплаты (перечисления) вбюджетную систему РФ налогов и сборов, предусмотренных законодательством, — заправильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) вбюджетную систему иных обязательных платежей (ст. 30 НК РФ).
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченнымфедеральным органом исполнительной власти и находится в ведении Министерствафинансов РФ. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и черезсвои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органамиисполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. [2]
Система налоговых органов в соответствии с федеративнымустройством государства представлена центральным аппаратом ФНС России (I уровень) и территориальнымиорганами: управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНСРоссии (II уровень); инспекции ФНС России порайонам, районам в городах, городах без районного деления, а также инспекцииФНС России межрайонного уровня (IIIуровень).
Централизованная система налоговых органов, таким образом,включает:
· центральныйаппарат ФНС России
· 82 управления посубъектам РФ;
· 9 межрегиональныхинспекций по крупнейшим налогоплательщикам;
· 7 межрегиональныхинспекций по федеральным округам;
· 1182 инспекции
· 1 федеральный и 4региональных центра обработки данных.
Налоговые органы образуют единую централизованную систему свертикальной структурой подчинения. Такое единство определено единствомналоговой политики и необходимо для единообразно применения налоговогозаконодательства. Принцип вертикальной подотчетности обуславливает порядокобмена информацией между уровнями налоговой службы. Так, снизу вверх передаетсяинформация о результатах контрольной работы, а сверху доводятся законодательныеи инструктивно-методические материалы, разъяснения Минфина России по применениюотдельных норм налогового законодательства и т.д.
Возглавляя единую систему налоговых органов, ФНС Россиивыполняет следующие функции:
· выработку иосуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступленияв бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеменалогов и др. обязательных платежей;
· координациюдеятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов исборов;
· государственныйконтроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательныхплатежей налогоплательщиками;
· межотраслевуюкоординацию и государственный контроль в области производства и оборотаэтилового спирта и алкогольной продукции.
Все предоставленные налоговым органам права можноразделить на две группы. Первая связана с осуществлением налоговымиорганами налогового контроля за полнотой и своевременностью исчисления и уплатыналогоплательщиками налогов и сборов:
· требовать отплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов исборов, а также подтверждающие правильность исчисления и своевременностьуплаты;
· проводитьналоговые проверки;
· производитьвыемку документов при проведении проверок в случаях, когда есть достаточныеоснования полагать что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены илизаменены;
· вызывать наосновании письменного уведомления плательщиков для дачи пояснений в связи суплатой ими налогов и сборов в связи с налоговой проверкой;
· осматривать любыеиспользуемые плательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержаниемобъектов обложения помещения и территории, проводить инвентаризацию егоимущества;
· требовать отплательщиков устранения выявленных нарушений;
· требовать отбанков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика и скорреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов иперечисления этих сумм в бюджет;
· привлекать дляпроведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
· вызыватьсвидетелей.
Вторая группа прав предусмотрена в случае уклонения налогоплательщиков отдобровольного исполнения обязанностей налогоплательщиков, т.е. в связи спринудительным исполнением, и включает право:
· приостанавливатьоперации по счетам плательщика в банках и налагать арест на его имущество;
· взыскиватьнедоимки, а также пени и штрафы;
· определять суммыналогов, подлежащие уплате, расчетным путем на основании имеющейся информации оплательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случае отказаплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений итерриторий, непредставление в течение более двух месяцев налоговому органунеобходимых для расчета налогов документов, отсутствие учета доходов ирасходов, учета объектов обложения или ведения учета с нарушениемустановленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
· заявлятьходатайства об аннулировании или приостановлении действия лицензий.
В соответствии с НК РФ налоговые органы вправепредставлять иски в суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Столь широкие полномочия и права, предоставленные налоговыморганам, можно объяснить тем, что налогоплательщик любыми способами, в томчисле и не вполне законными, пытается сэкономить на налогах, а государство спомощью своих уполномоченных органов стремится предотвратить возможностьнесоблюдения им законодательства о налогах и сборах.
В НК РФ предусмотрены не только права, но и обязанностиналоговых органов и их должностных лиц.
Должностные лица налоговых органов обязаны:
· действовать всоответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
· реализовать впределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
· корректно ивнимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и инымучастникам налоговых правоотношений, не унижать их чести и достоинство.
В соответствии с законодательством должностные лица налоговыхорганов могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовнойответственности.
Установлена ответственность налоговых органов и должностныхлиц за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерныхдействий (решений) или бездействий. Причиненные налогоплательщикам убыткивозмещаются на общих основаниях за счет федерального бюджета (ст. 35 НК РФ).Суммы убытков взыскиваются в пользу потерпевшего в полном объеме, т.е.возмещается не только имущественный ущерб, но и упущенная выгода. Субъектомимущественных ответственности за причинение убытков незаконными действиямивыступает только налоговый орган. Следует отметить, что приказом ФНС России от2 сентября 2005 г. № САЭ-З- 25/422 утвержден Единый стандарт обслуживанияналогоплательщиков, включающий все виды услуг и сроки, в которые должныукладываться налоговые органы в работе с налогоплательщиками.
 

Глава 2. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатойналогов с физических лиц
 
2.1 Общая характеристика камеральных налоговых проверок
Камеральная налоговая проверка (КНП) является наиболеемассовым видом проверок и практически всеобъемлющей формой налогового контроля.Охват налогоплательщиков при этом почти 100%-ый.
За 2009 г. налоговые органы России по результатам проверки47,4 млн деклараций и расчетов, предоставленных организациями и физическимилицами, дополнительно начислили налоговых платежей, пеней и штрафов 238,1млрд руб., что несколько больше чем в 2008 г.; удельный вес пеней снизился в этой сумме на 8% и составил 38,1%.
С истребованием дополнительных документов проведено 4,6 млнкамеральных проверок, по их результатам доначислено 101,7 млрд руб.Результативность проверок составила 5,9% сумма доначисленных платежей в расчетена одну камеральную проверку, выявившую нарушения, составила 53,1 тыс. руб.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговаяпроверка – это проверка, производимая по месту нахождения налогового органана основе налоговых деклараций и расчетов, представленных налогоплательщиком,служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документово деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверкаосуществляется в рамках текущей работы соответствующего подразделенияналогового органа без специального на то разрешения о проведении КНП.
В рамках КНП осуществляется:
· контроль засоблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;
· выявление ипредотвращение налоговых правонарушений;
· подготовкааналитической информации для отбора объектов проведения выездной налоговойпроверки;
· привлечениевиновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершениеналоговых правонарушений.
Объектом КНП являются налоговые декларации, предоставленныеналогоплательщиком в налоговую инспекцию. Налоговая декларация представляетсобой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах ипроизведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленнойсумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждомуналогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотренозаконодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган поместу учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или вэлектронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.Крупнейшие налогоплательщики обязаны представлять в электронном виде всеналоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшихналогоплательщиков. Налогоплательщики, среднесписочная численность работниковкоторых на 1 января 2010 г. превышает 100 человек, представляют налоговыедекларации в налоговый орган в электронном виде.
Формы налоговых деклараций и порядок их заполненияутверждаются Министерством Финансов РФ. Налоговая декларация предоставляется вустановленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Налоговая декларация, составленная на бумажном носителе,должна заполняться на компьютере, пишущей машинке или чернилами. Не допускаютсякарандашные записи и неоговоренные исправления. Декларация подписываетсяналогоплательщиком или его представителем, имеющим соответствующие полномочия,и скрепляется в соответствующих случаях печатью налогоплательщика.
Кроме налоговых деклараций в ходе камеральных налоговыхпроверок используются формы бухгалтерской отчетности, которые предоставляются вналоговую инспекцию в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете исо ст. 23 НК РФ, а также иные документы, предоставленные налогоплательщикомсамостоятельно или затребованные у него налоговым органом. Однако все этидокументы являются не объектами камеральных проверок, а источниками информациидля проверки данных, указанных налогоплательщиком в налоговых декларациях.Кроме этого налоговая инспекция имеет право использовать любую информацию оналогоплательщике, если эта информация получена законным путем. Основнымиисточниками такой информации являются:
· документыналогоплательщика, предоставленные им при государственной регистрации ипостановке на налоговый учет;
· налоговыедекларации и бухгалтерская отчетность за предыдущие налоговые периоды;
· информация,поступающая в налоговую инспекцию от государственных органов;
· информация,полученная налоговыми органами в ходе контрольной работы.
Начиная с 2007 г. при проведении камеральной проверкиналоговый орган вправе дополнительно истребовать у налогоплательщика тедокументы, которые перечислены в ст. 88 НК РФ. Среди них, в частности, указаныдокументы, подтверждающие налоговые льготы, используемые налогоплательщиком;документы, подтверждающие налоговые вычеты «входящего» налога на добавленнуюстоимость. Однако сам налогоплательщик вправе представить такие сведения нарядус пояснениями относительно выявленных ошибок в налоговых декларациях.
Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходекамеральной проверки, сравнительно небольшой. Но от этого камеральная проверкане теряет своей значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинствеслучаев автоматизированный режим ее проведения позволяет обнаружить скрытыеобъекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы.
Периодичность проведения камеральных проверок определяетсяисходя из установленной законодательством периодичности предоставленияналоговой отчетности. В ст. 88 НК РФ определено, что срок проведениякамеральной проверки составляет три месяца со дня предоставленияналогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием дляисчисления и уплаты налога.
Камеральные налоговые проверки проводятся должностными лицамиотделов камеральных проверок в соответствии с их служебными обязанностями поместу нахождения налоговой инспекции. Специального решения руководителяналогового органа для ее проведения не требуется. В Налоговом кодексе РФ непредусмотрено информировать налогоплательщика о начале камеральной налоговойпроверки.
О ходе камеральной проверки налогоплательщик узнает только втом случае, если в процессе налогового контроля выявлены ошибки в налоговойдекларации (расчете) или противоречия между содержащимися в них сведениями. Обэтом сообщается налогоплательщику с требованием в течение пяти днейпредоставить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления вустановленный срок.
налоговый контроль сбор камеральная
2.2 Сущность выездных налоговых проверок
 
Целью проведения выездных налоговых проверок является обеспечение контроля заправильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налоговналогоплательщиком. Проведение выездных налоговых поверок призвано решатьнесколько задач, наиболее важные из которых:
· выявление ипресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
· предупреждениевозможных налоговых правонарушений в будущем.
В ходе выездной налоговой проверки проводится анализбухгалтерской документации налогоплательщика, а также фактическое состояниеобъектов налогообложения. Порядок проведения выездной проверки прописан в НК РФболее детально по сравнению с камеральной. Кроме того, в отличие от камеральнойпроверки выездная налоговая проверка содержит широкий арсенал методов контроля.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (впомещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя)налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможностьпредоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, ВНПпроводится по месту нахождения налогового органа.
Выездные налоговые проверки делятся на комплексные итематические. При комплексной проверке проверяется правильностьрасчетов с бюджетом по всем налогам, а при тематической – одному илинескольким налогам либо по отдельным вопросам, например, по возмещению налогана добавленную стоимость.
За последние годы сложилась тенденция снижения количествавыездных налоговых проверок при одновременном повышении их эффективности. Так,в 2007г. было проведено всего 106 тыс., a в 2009 г. – 86 тыс. Стремительно росли идоначисления. В 2005 году сумма поступлений на одну проверку составляла 350тыс. рублей, в 2007 она возросла до 1 млн. рублей, а по итогам 2009 года —увеличилась до 1,72 млн. рублей.
Важно отметить тенденцию роста результативности выездныхналоговых проверок с 90% в 2005 г. до почтипредельных 99,7% в 2009 г. Снижается количество нерезультативныхвыездных проверок.
Сокращается количество тематических проверок, чтосвидетельствует о комплексном подходе налоговых органов к их организации. Еслив 2007 г. было проведено 17 тыс. таких проверок, то в 2009 г. – 12 тыс. По заявлению Т.В. Шевцовой, заместителя руководителя ФНС России, налоговоеведомство стремится к минимизации тематических проверок.
Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:
1. Вынесение решенияо назначении проверки
2. Проведениепроверки непосредственно, в том числе проведение инвентаризации, осмотра идругих мероприятий налогового контроля.
3. Составлениесправки о проведенной проверке.
Решение о проведение выездной налоговой проверки выноситналоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительствафизического лица. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации,отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган,осуществляющий учет этой организации в качестве крупнейшего налогоплательщика.Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительствапроводится на основании решения налогового органа по месту нахожденияобособленного подразделения.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должносодержать следующие сведения:
· наименованиеналогового органа;
· номер решения идату его вынесения;
· наименованиеналогоплательщика (налогового агента, индивидуального предпринимателя);
· индетификационныйномер налогоплательщика
· код причиныпостановки на учет;
· периодыфинансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента) либоего филиала или представительства, за которые проводится проверка;
· предмет проверки(виды налогов, по которым проводится проверка);
· фамилия, имена иотчества, должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в составпроверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных органов;
· подпись лица,вынесшего решение, с указанием его ФИО, должности и классного чина.
Отсутствие какого-либо из перечисленных реквизитов можетпривести к непризнанию результатов проведенной выездной проверки. Иногда уналоговых органов возникает необходимость в ходе проведения проверки изменитьили расширить состав проверяющей группы. В этом случае в обязательном порядкедолжно быть внесено новое решение (постановление) о внесении изменений илидополнений.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверенпериод, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, вкотором вынесено решение о проведение проверки. С 2007 г. налоговые органы не вправе проверять налоговые периоды текущего календарного года.
Налоговый орган не вправе проводить две или более выездныеналоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Вотдельных случаях налоговые органы вправе повторно проверить один и тот женалог за один и тот же период. Такое допускается только в следующихслучаях:
· в связи среорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
· проведениепроверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностьналогового органа, проводившего проверку.
Налоговые органы не вправе проводить в отношенииналогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарногогода (за некоторым исключением по распоряжению руководителя ФНС).
При определении количества выездных налоговых проверокналогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельныхвыездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправепроверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговыйорган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительстваналогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одногокалендарного года.
Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выезднуюналоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильностиисчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
С начала 2007 г. изменены сроки проведения выездных налоговыхпроверок. По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжатьсяболее двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырехмесяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Припроведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов ипредставительств налогоплательщика срок проверки не может превышать одинмесяц.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесениярешения о назначении проверки и до дня составления справки о проведеннойпроверке. При этом выездная налоговая проверка может быть приостановлена.Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановитьпроведение выездной налоговой проверки для:
· истребованиядокументов(информации) у контрагента или у иных лиц, располагающих документами(информацией), касающимися деятельности проверяемого лица;
· полученияинформации от иностранных государственных органов;
· проведенияэкспертиз;
· перевода нарусский язык документов, предоставленных налогоплательщиком на иностранномязыке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки дляистребования документов (информации) допускается не более одного раза покаждому лицу, у которого истребуются документы. Общий срок приостановления проведениявыездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае,если проверка была приостановлена для получения информации от иностранныхгосударственных органов, срок приостановления указанной проверки может бытьувеличен на три месяца.
Участвовать в проверках на стороне налогоплательщика могутлица, которые, по мнению налогоплательщика, ему полезны. Для их участиянеобходимо в соответствии с гражданским законодательством оформить доверенностьна предоставление интересов.
2.3 Проверки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)
Основным налогом, которым облагаютсяналогоплательщики – физические лица – это налог на доходы физических лиц. Врятлиошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важныхэлементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственномбюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Один из самыхраспространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходовнаселения. В России, как и в большинстве стран, подоходный налог служит однимиз главных источников доходной части бюджета (Табл. 1).
Табл. 1. Поступление доходов за январь-октябрь 2009-2010 гг.
/>Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за январь-октябрь 2009-2010 гг. млрд. рублей январь-октябрь в процентах к 2009 году 2009 год 2010 год Всего 5 175,7 6 331,1 122,3 Налог на прибыль организаций 1 071,6 1 485,7 138,6 Налог на доходы физических лиц 1 306,3 1 383,1 105,9 Налог на добавленную стоимость 1 027,9 1 165,7 113,4 Акцизы 269,7 365,5 135,5
 
При проверках налоговые органы пристальное внимание обращаютна вопросы легализации «теневой» заработной платы, на проверки обращенийграждан по поводу минимизации официальной заработной платы, выдачи заработнойплаты «в конвертах», ведения двойных ведомостей на выдачу заработной платы вцелях ухода от налогообложения.
Контрольные мероприятия налоговых органов направлены в первуюочередь на выявление объектов, которые физические лица скрывают отналогообложения. Особое внимание уделяется работе со сведениями, поступающимиот регистрирующих органов, — о недвижимом имуществе, расположенном наподведомственной им территории, зарегистрированных у них транспортных средствахи их владельцах.
Для выявления лиц, сдающих внаем жилые нежилые помещения, атакже торговые площади, налоговые органы взаимодействуют с паспортно-визовойслужбой органов внутренних дел, с комитетами администраций по управлениюимуществом административно-территориальных образований. С администрациямирынков и торговых комплексов.
Анализ поступившей информации позволяет определить круг лиц,обязанных декларировать свои доходы. Ориентировочно объем теневой зарплаты в 2009 г. составил 18,9 трлн руб., что на 350 млрд руб. меньше, чем в 2008 г.[3]Не смотря на тенденцию к снижению, объем теневой зарплаты все еще высок. При этомболее 30% зарплат сотрудников коммерческих организаций налогами не облагались.
С 2001 г. Взимание налога стало производиться на основе главы23 Налогового кодекса «Налог на доходы физических лиц». Установлена единаяставка налога независимо от величины дохода – 13%, расширена налоговая база засчет отмены льгот по доходам военнослужащих, судей и т.д.
В 1997 г. в качестве объекта обложения введен доход в виде материальнойвыгоды граждан. В настоящее время доходы в виде материальной выгоды делятсяна три категории.
1. Выгода,полученная от экономии на процентах за пользование плательщиком заемными(кредитными) средствами. Налоговая база – превышение суммы процентов запользование заемными средствами в рублях, исчисленной с 2009 г. Исходя из 2/3 ставки рефинансирования (7,75%) на дату уплаты процентов, над суммой процентов,исчисленной исходя из условий договора (т.е при ставке рефинансирования 7,75%материальная выгода ниже 5,2 % (7,75*2/3) облагается НДФЛ). Дляиностранной валюты используется ставка 9%.
2. Выгода,полученная от приобретения товаров в соответствии с гражданско-правовымдоговором у лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к плательщику.Налоговая база – превышение цены идентичных товаров, реализуемых лицами,являющимися взаимозависимыми по отношению к плательщику, в обычных условияхлицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных товаровплательщику.
3. Выгода,полученная от приобретения ценных бумаг. Налоговая база – превышение рыночнойстоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебанийрыночной цены, над суммой фактических расходов плательщика на их приобретение.
Проверяется правильность определения налоговой базы подоговорам страхования. Суммы страховых выплат по договорам добровольногодолгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, неучитываются при определении налоговой базы, если суммы страховых выплат непревышают сумм, внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных насумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центральногобанка РФ на дату заключения указанных договоров. В противном случае разницамежду указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежитналогообложению у источника выплаты по ставке 35%.
По договорам добровольного пенсионного страхования,заключенным со страховыми организациями, если такие выплаты осуществляются принаступлении пенсионных оснований, при определении налоговой базы учитываютсясуммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц изсредств работодателей, за исключением случаев, когда страхование физических лицпроизводится работодателями по договорам обязательного страхования, а также подоговорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни издоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходовзастрахованных физических лиц.
При определении налоговой базы по договорам негосударственногопенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования,заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, учитываются:
· Суммы пенсий,выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения,заключенными работодателями, физическими лицами в пользу других лиц;
· Денежные суммы завычетом сумм платежей, внесенных физическим лицом в свою пользу, которыеподлежат выплате в соответствии с договорами негосударственного пенсионногообеспечения в случае досрочного их расторжения. Эти суммы подлежат обложению уисточника выплат.
Сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источниковза пределами РФ, определяется плательщиком самостоятельно. Если источникомдохода плательщика является российская организация, она признается налоговымагентом и определяет сумму налога.
При определении налоговой базы по доходам по операциям сценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, иоперациям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом покоторым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемыеорганизаторами торговли на рынке ценных бумаг, учитываются доходы, полученныепо следующим операциям:
· Купли-продажиценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
· Финансовымиинструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценныебумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынкеценных бумаг;
· Погашенияинвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;
· С ценными бумагамии финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которымявляются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторамиторговли на рынке ценных бумаг, осуществляемым (за исключением управляющейкомпании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющимпаевой инвестиционный фонд) в пользу учредителя доверительного управления(выгодоприобретателя), являющегося физическим лицом.
Налоговая база по перечисленным операциям определяетсяраздельно.
Доход по операциям купли продажи ценных бумаг определяетсякак разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, идокументально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранениеценных бумаг, фактически произведенными плательщиком.
Под финансовыми инструментами срочных сделок понимаютсяфьючерсные и опционные биржевые сделки, налоговая база в этом случаеопределяется как разница между положительным и отрицательными результатами,полученными от переоценки обязательств и прав требований по заключенным сделками исполнения финансовых инструментов срочных сделок, с учетом оплаты услугбиржевых посредников и биржи по открытию позиций и ведению счета физическоголица. Налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделокувеличивается на сумму премий, полученных по сделкам с опционами, и уменьшаетсяна сумму премий, уплаченных по указанным сделкам.
По операциям с финансовыми инструментами срочных сделок,заключаемых в целях снижения рисков изменения цены ценной бумаги, доходы от операцийс финансовыми инструментами срочных сделок (включая полученные премии посделкам с опционами) увеличивают, а убытки уменьшают налоговую базу пооперациям с базисным активом.
Особое внимание уделяется правомерности освобождения отобложения отдельных видов доходов плательщиков:
· Доходы,получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, кроликов,нутрий, птицы, диких животных, продукции животноводства, растениеводства,цветоводства и пчеловодства. Эти доходов освобождаются от обложения припредоставлении плательщиком документа, выданного соответствующим органомместного самоуправления, правлениями садово- огородного товариществ,подтверждающего, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком напринадлежащей ему или членам его семьи земельном участке, используемым дляведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводничества иогородничества;
· Доходы членовкрестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализациисельскохозяйственной продукции, ее переработки – в течение пяти лет, считая сгода регистрации указанного хозяйства;
· Доходы в денежнойи натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения заисключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций,долей паев. Эти доходы освобождаются от обложения, если даритель и одаряемыйявляются членами семьи и) или близкими родственниками (супругами, родителями идетьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой ивнуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьямии сестрами).
С 2008 г. НДФЛ не облагаются суточные за каждые суткинахождения в командировке: в России – 700р., в других странах – 2500 р.
Проверяются правомерность применения налоговых ставок:общеустановленной — 13% и специфических – 35; 30; 9% для отдельных видовдоходов.
Ставка 35% установлена в отношении:
· Стоимости любыхвыигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях в целяхрекламы, в части, превышающей 4000 р.;
· Страховых выплатпо договорам добровольного страхования в части превышения размеров указанных вп. 2 ст. 213 Кодекса;
· С 2009 г. процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя изставки рефинансирования, увеличенной на 5%, в течение периода, за которыйначислены проценты (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных насрок не менее 6 месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте (т.е.НДФЛ не будут облагаться вклады в банках по ставке не превышающей 12,75%(7,75%+5%));
· Суммы экономии напроцентах при получении плательщиком заемных (кредитных средств), в частипревышения суммы процентов за пользование заемными средствами в рублях,исчисленной с 2009 г. Исходя из 2/3 ставки рефинансирования (9% в иностраннойвалюте), на дату уплаты таких средств, над суммой процентов, исчисляемой исходяиз условий договора.
Ставка 30% применяется в отношении доходов, получаемыхнерезидентами РФ.
С 2007 г. налоговыми резидентами признаются физические лица,фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12следующих подряд месяцев. Этот период не прерывается на периоды его выезда запределы РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения.Иностранные граждане, получившие разрешение на постоянное проживание или вид нажительство в РФ, считаются резидентами РФ на начало отчетного периода, иобложение их доходов производится по ставке 13%.
Прочие категории иностранных граждан на начало отчетногопериода рассматриваются в качестве нерезидентов РФ, и обложение их доходов втечение первых 183 дней пребывания на территории РФ производится по ставке 30%.
Уточнение налогового статуса таких плательщиков производитсялишь на дату, следующего после истечения 183 дней пребывания на территории РФиностранного гражданина. В таком случае ставка НДФЛ за весь период пребыванияего на территории РФ составляет 13% и производится перерасчет налога. Если вкалендарном году период пребывания физического лица в России достиг 183 дней,то статус нерезидента по итогам налогового периода измениться уже не может.
Имеются особенности применения налоговых ставок в отношенииграждан республики Беларусь. Для них применяется ставка налога на доходы отработы по найму в размере 13% с первого дня пребывания на территории РФ.
Ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов отдолевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.
С 2002 г. С 35% до 13% снижена ставка НДФЛ по выигрышам,полученным в организациях игорного бизнеса.
Проверяющие обращают внимание на полноту преставления,правильность заполнения документов лицами, имеющими право на получениестандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов, при определенииразмера налоговой базы по доходам, облагаемым по ставке 13%. Налоговые вычеты –это возврат плательщику уплаченного им НДФЛ.
В этом случае к декларации прикладывается заявление о полномили частичном возврате сумм налога на доходы физических лиц, уплаченных вбюджет за предшествующий налоговый период, в связи с использованием права навычет.
Стандартные налоговые вычеты уменьшают налоговую базуежемесячно:
· На 3000 руб. – улиц, получивших лучевую болезнь вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидовВеликой Отечественной войны;
· 500 руб. – уГероев СССР и РФ, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов детства идр.;
· 400 руб. – уработающих граждан, доход которых не превысил 40 тыс. руб. (с 2009 г.). Этот вид вычетов наиболее распространен;
· 1000 руб. (с 2009 г.) – у физического лица на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегосястудента, аспиранта очной формы обучения в возрасте до 24 лет до того месяца, вкотором доход налогоплательщика не превысил 280 тыс. руб. Вдовцам, одинокимродителям вычет предоставляется в двойном размере. Данный вычет предоставляетсянезависимо от других стандартных вычетов.
К сожалению, размер стандартных вычетов незначителен ималозначим как для бюджета, так и для плательщиков. Так, анализ показывает, чтопотеря бюджета на вычеты составляет менее 1% от общей суммы уплаченного НДФЛ, адля среднего плательщика налоговая нагрузка при применении этих вычетовуменьшается лишь на 0, 01%.
Ряд авторов справедливо считают, что в настоящее времястандартные вычеты экономически необоснованны и не привязаны ни к величинепрожиточного уровня, ни к минимальному размеру оплаты труда.
Последовательно увеличиваются размеры социальных налоговыхвычетов. С 2007 г. Увеличен размер вычетов на обучение и лечение, введенывычеты на взносы в государственные пенсионные фонды и страховые компании подобровольному пенсионному страхованию
В настоящее время расходы плательщика:
· На своесобственное обучение, лечение, медицинские услуги и лекарства, на взносы внегосударственный пенсионный фонд и страховую компанию по добровольномустрахованию – уменьшают в совокупности его налогооблагаемый доход до 120 тыс.руб.;
· На обучение детей– уменьшают доход плательщика до 50 тыс. руб. на каждого ребенка;
· На дорогостоящеелечение свое собственное и близких родственников (по перечню, утвержденномупостановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 201) – полностью уменьшают доход плательщика;
· Наблаготворительные цели – уменьшают доход плательщика не более чем на 25%.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются плательщику:
· На суммыполученные им от продажи жилья, дач, земельных участков, находившихся всобственности менее трех лет, не превышающие 1 млн руб.; а также суммы,полученные от продажи иного имущества, не превышающие 250 тыс. руб.;
· При продаже всевидов имущества, находящихся в собственности плательщика три года и более,вычет предоставляется полностью на сумму, полученную от продажи имущества;
· На суммуизрасходованную плательщиком на новое строительство либо приобретение натерритории РФ жилья не превышающую 2 млн руб., без сумм, направленных напогашение процентов по целевым займам на эти цели.
Профессиональные налоговые вычеты имеют право получать:
· Предприниматели,нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатскиекабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой;
· Плательщики,получающие доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правовогохарактера;
· Плательщики,получающие вознаграждения за создание, исполнение или иное использованиепроизведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий,изобретений и промышленных образцов – в сумме фактически произведенных ими идокументально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечениемдоходов.
Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, тодля плательщиков, получающих вознаграждение, они принимаются к вычету вразмерах от 20 до 40 % суммы начисленного дохода.[4]
Приказом Минфина и МНС России от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций дляиндивидуальных предпринимателей. Предприниматели стали определять свои расходытакже, как юридические лица. До этого предприниматели определяли состав своихрасходов в соответствии с положением о составе затрат (утратило силу).
Этот Порядок не распространяется на доходы индивидуальныхпредпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, единый налогна вмененный доход и единый сельхоз налог.
К расходам плательщика относится также государственнаяпошлина, которая уплачена в связи с его профессиональной деятельностью. Суммыналога на имущество физических лиц, уплаченного плательщиками, принимаются квычету в том случае, если это имущество (за исключением жилых домов, квартир,дач и гаражей) непосредственно используется для осуществленияпредпринимательской деятельности.
Если индивидуальные предприниматели не в состояниидокументально подтвердить свои расходы, то профессиональный вычет производитсяими в размере 20% общей суммы доходов, полученных от предпринимательскойдеятельности.
Декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) обязаны предоставлять:
· Индивидуальныепредприниматели и лица, приравненные к ним, — нотариусы, занимающиеся частнойпрактикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
· лица,занимавшиеся частной практикой;
· физические лица –исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических и юридических лиц, неявляющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров, включая доходыпо договорам найма или договорам аренды любого имущества;
· физические лица –исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на правесобственности;
· физические лица,получавшие доходы от источников, находящихся за пределами РФ (за исключениемвоеннослужащих);
· физические лица,получавшие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговымиагентами;
· физические лица,получившие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов идругих основанных на риске игр;
· физические лица,получавшие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникамиавторов произведений, науки, литературы, а также авторов изобретений, полезныхмоделей и промышленных образцов;
· физические лица,получавшие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения.
Декларация предоставляется обязанными лицами не позднее 30апреля года следующего за истекшим налоговым периодом. Непредставление плательщикомдекларации в установленный срок влечет взыскание денежного штрафа, размеркоторого зависит как от суммы налога, подлежащей уплате на основе этойдекларации, так и от количества дней, истекших с установленного срокапредставления такой декларации.
Кроме того, лица, желающие получить социальные, имущественныеи профессиональные вычеты, также могут представить декларации.
Налоговые агенты обязаны предоставить по месту своего налогового учетасведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налоговежегодно не позднее 1 апреля следующего года.
Эти сведения предоставляются на магнитных носителях. Причисленности физических лиц до 10 человек можно представлять такие сведения набумажных носителях. Налоговые органы затем направляют эти сведения налоговыморганам по месту жительства физических лиц.
При этом предоставляются сведения о выплаченных доходахпредпринимателями за приобретенные у них товары в том случае, если онипредъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственнуюрегистрацию и постановку на налоговый учет.
Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениямсправки о полученных доходах и удержанных суммах налога.
Непредставление в срок налоговым агентом в налоговые органысведений влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленныйдокумент.
Если налоговый агент не удержал и (или) не перечисли НДФЛ, тоон несет ответственность. Так, неправомерное неперечисление (неполноеперечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговымагентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащейперечислению.
В случае неисполнения физическим лицом в срок обязанности поуплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взысканииналога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке иналичных денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.
В 2002 г. Вступил в силу Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Всистеме Министерства финансов РФ образована Федеральная служба по финансовомумониторингу, которая является исполнительным органом, уполномоченным приниматьмеры по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, икоординирующим деятельность в этой сфере других федеральных органов.
Кредитные организации, профессиональные участники рынкаценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой,телеграфной связи и иные организации, осуществляющие перевод денежных средств,ломбарды обязаны представлять в Федеральную службу информацию об операциях сденежными средствами или иным имуществом, если суммы, на которые онисовершаются, равны или превышают 600 тыс. руб., по следующим операциям: операциис денежными средствами в наличной форме; операции по банковским счетам(вкладам); помещение ценных бумаг, драгоценных металлов в ломбард; получениеили предоставление имущества по договору лизинга и др.
В связи с принятием данного Закона в Уголовный кодекс введенаст. 174, согласно которой лица, признаваемые судом виновными, наказываютсяштрафом в размере до 120 тыс. руб., а за деяние, совершенное в крупном размере(свыше 1 млн руб.), наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб.либо лишением свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 100 тыс. руб.Деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо лицом сиспользованием своего служебного положения, либо организованной группой,наказываются жестче.
С 1 марта по 31 декабря 2007 г. действовал Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядкедекларирования доходов физическими лицами», который предоставлял гражданамправо вывести из тени (амнистировать) доходы, полученные до 2006г., с которыхне были уплачены налоги и взносы во внебюджетные фонды.
Для легализации таких доходов нужно было заплатить такназываемый декларированный платеж по ставке 13% вне зависимости от видовдоходов и применяющихся к ним налоговых ставок. Уплата данного платежаосвобождала граждан от штрафов и пеней, уплаты налога на доходы физических лиц,а предпринимателей от уплаты единого социального налога. Документы,подтверждающие уплату декларированного платежа, хранятся до 2012 г.
В ходе налоговой амнистии российские гражданелегализовали 28,2 млрд. руб., в доход бюджета поступило 3,7 млрд руб.
Налог на доходы физических лиц – перспективный источникдоходов государственного бюджета. Так, в 2009 г. поступило 1665 млрд руб. налога, и по своей величине он занял первое место, обогнав поступления от налога наприбыль и налога на добычу полезных ископаемых.
Вместе с тем налог нуждается в реформировании:
· Установлениепрогрессивных ставок налога;
· Освобождениенизких годовых доходов граждан, например до 60 тыс. руб. в год, от уплаты НДФЛ;
· В значительномповышении размера стандартных и имущественных налоговых вычетов. 
Заключение
Подводя итог своей работе, необходимо сказать, что контроль вналоговой деятельности представляет собой метод руководства компетентногооргана государственного управления за соблюдением налогоплательщикамитребований налогового законодательства.
Как уже отмечалось ранее, субъекты налогообложения обязанывносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки вбюджет РФ. Но в нашей стране на данном этапе реформирования государственногоустройства и налоговой системы в частности исполнение этой обязанности покаоставляет желать лучшего. Причем уклонение от уплаты налогов осуществляетсязаконными и незаконными методами, что свидетельствует о несовершенственалогового законодательства.
Таким образом, сейчас в первую очередь необходимосовершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществлениеналогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для нашихусловий из зарубежного опыта в этой области.
Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах:предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы какнаблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются накамеральные и выездные. Последние являются специфическим методом налоговогоконтроля, который сочетает в себе все методы.
Налоговый контроль имеет цель обнаружения нарушений иотклонений от принятых норм, правил и стандартов в сфере налогов и сборов,принятие необходимых корректирующих мер, привлечение виновных к ответственностии возмещение причиненного государству ущерба, а также предотвращение илисокращение совершения таких правонарушений в дальнейшем.
Формы и методы налогового контроля существуют в неразрывномединстве. Зачастую в рамках одной правовой формы организации контрольнойдеятельности могут применяться различные методы и формы контроля. Именно отправильного сочетания форм и методов налогового контроля зависит эффективностьналогового контроля.
Так же для совершенствования системы эффективного проведенияналогового контроля, необходимо осуществления углубленного камерального анализафинансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика необходимо сформироватьединую государственную интегрированную информационную базу данных на основанииинформации из внутренних и внешних источников.
Итак, для повышения эффективности налогового контроля,сокращения продолжительности выездных налоговых проверок на времяразбирательств в судах, где противоборствующими сторонами выступают налоговыеорганы и налогоплательщики, представительным органам власти следуетпересмотреть некоторые нормы Налогового Кодекса РФ.
Необходимо такжеотметить, что одним из наиболее эффективных средств уменьшения нарушенийналогового законодательства, на мой взгляд, является повышение сознательностиналогоплательщика.

Список использованной литературы
1. Налоговый КодексРоссийской Федерации, части 1 и 2 с изменениями и дополнениями на 28 сентября2010г.// Москва. Издательство «Проспект». 2010 г. — 464с.
2. Закон РФ от21.03.1991 № 943-I «О налоговых органах РФ» (с изм. от 17.07.2009).
3. ПостановлениеПравительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральнойналоговой службе» (ред. от 15.06.2010).
4. Приказ МинФина РФот 09.08.2005 №101н «Об утверждении Положений о территориальных органахФедеральной налоговой службы» (ред. от 19.11.2009).
5. Брысина Г.П. Изпрактики контроля за исполнением налогового законодательства. // Налоговыйвестник. — 2010. — № 2. – С.6-8.
6. Гусева Т.Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов// Право и экономика. – 2010. — № 10. – С.34-40.
7. Дадашев А.З.Налоговый контроль в РФ: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2009. — 128 с.
8. Комментарий кНалоговому кодексу РФ (части первой и второй)/ Под ред. Р.Ф. Захаровой, С.В.Земляченко. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2010. – 720 с.
9. Макарьева В.И.Сущность камеральных и документальных проверок // Налоговый вестник.-2009. — №11. – С. 7-11.
10. Методиканалоговых проверок – М., «ПРИОР», 2010. – 288 с.
11. Титова Г.Налоговые проверки как форма налогового контроля // Финансовая газета. — 2010 — № 14. – с.10.
12. Тимошенко В.А.Проверки налоговых органов: Учебно-практическое пособие – М.: «Дашков и К»,2010. – 400с
13. http://www.rg.ru– Официальный сайт «Российской газеты».
14. http://www.nalog.ru
15. http://www.klerk.ru
16. http://www.consultant.ru — Официальныйсайт компании «Консультант Плюс».
17. http://www.minfin.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.