Реферат по предмету "Финансовые науки"


Цели международного сотрудничества в налоговой сфере

Содержание
Введение1.Цели международного сотрудничества в налоговой сфере2.Виды международных договоров3.Международное двойное налогообложение4. Оффшорныемеханизмы в международном налогообложенииЗаключение
Список использованной литературы

Введение
Во многих государствахсуществуют налоговые правила, регулирующие налоговый режим для работающих заграницей резидентов и действующих в данном государстве иностранных лиц. И хотяналоговые системы в разных странах неодинаковы, между ними необходимо сходствои принципиальное взаимопонимание.
Налоги – сложныйсоциальный институт, имеющий длительную историю. Они непосредственно отражаютуровень культурного, экономического, политического развития общества. Крометого, налоги оказывают мощное обратное воздействие прежде всего на состояниеполитической и экономической системы. В частности, значение налогов какполитического инструмента нередко связывают с феноменом государственной власти,с проблемой государственного суверенитета.
Среди основных барьеров,препятствующих такому сотрудничеству, проблема двойного налогообложения,возникающая в отношении лиц и организаций, осуществляющих свою деятельность вдвух или более странах. В настоящее время особое внимание уделяется этойпроблеме и рекомендуемый путь ее решения – заключение межгосударственных (илимежправительственных) налоговых соглашений.
В абсолютном большинствеслучаев при заключении международных соглашений государства исходят из принципавзаимности. По-прежнему принято считать, что именно двусторонние соглашениянаилучшим образом учитывают специфику отношений между конкретнымидоговаривающимися государствами.
1. Цели международного сотрудничества в налоговой сферемеждународное сотрудничество налоговое
Страна можетпотребовать, чтобы весь доход, получаемый налогоплательщиком, подлежалналогообложению вследствие его юридической связи с этой страной (юрисдикция наосновании гражданства). Помимо этого налогоплательщик должен участвовать врасходах на управление страной, обеспечивающей получение дохода (юрисдикция наосновании территориальности). Именно поэтому возникает возможность двойногоналогообложения.
Основные целимеждународного сотрудничества в налоговой сфере — устранение двойногоналогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Однако не менее важнымиявляются и другие цели:
· гармонизацияналоговых систем и налоговой политики;
· унификацияфискальной политики и налогового законодательства;
· разрешениепроблем двойного налогообложения;
· предотвращениеуклонения от налогообложения;
· избежаниедискриминации налогоплательщиков-нерезидентов;
· гармонизацияналогообложения инвестиционной деятельности.
Международнаяэкономическая интеграция обусловила тенденции гармонизации налоговой политики инационального налогового права в зарубежных странах. Гармонизация — это процессприведения к соответствию и взаимной соразмерности налоговых систем различныхгосударств.
Положение обунификации налогового законодательства членов ЕЭС (Великобритания, Италия,Франция, ФРГ, Испания и др.) было зафиксировано в Римском договоре в 1957 году.В процессе формирования единого рынка эти страны сначала ориентировались наунификацию фискальной политики (в рамках таможенного союза), затем перешли кразрешению проблем двойного налогообложения, предотвращению уклонений отналогообложения и ликвидации условий по налоговой дискриминации.
В ходесогласования налогового законодательства стран-участников ЕЭС была проведенаобязательная и постепенная унификация взимания косвенных налогов. Некоторыеакцизы отменили вообще (на чай, соль, сахар), другие косвенные налоги сталивзимать по единым ставкам. В дальнейшем возникла идея постепенно перейти отпроведения общей налоговой политики к созданию территории с единым налоговымрежимом. 2. Виды международных договоров
Отношения всфере налогообложения в отдельной стране регламентируются нормами национальногозаконодательства и нормами международного права. Формой реализации второй частизаконодательства выступают международные договоры и соглашения.
Национальныеправовые системы различаются в зависимости от того, что имеет бульшуююридическую силу: внутригосударственные законы или международные договоры. Дляопределения влияния норм национального законодательства на налоговое соглашениеважно знать правовой статус международных договоров в данной стране.
Еслисоглашение, инкорпорированное в национальное законодательство, имеет равную сним силу, возникают определенные трудности. Решая подобные вопросы, государствапридерживаются двух принципов:
а) lex posterior derogatlegi priori;
б) lex specialis.
Чащегосударства соблюдают первый принцип. В этом случае закон, инкорпорировавшиймеждународный договор, вытеснит ранее принятые внутригосударственные законы.
Согласновторому принципу действуют в первую очередь специальные, а не более общиенормы. Это правило применяется до принятия национального закона, отменяющегоположения международного налогового соглашения. [6, с.89]
В Россиибольшую силу имеет международное соглашение, а не внутригосударственный закон.Так, в статье 7 Кодекса указано: «Если международным договором РоссийскойФедерации, содержащим понятия, касающиеся налогообложения и сборов,предусмотрены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом ипринятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и/илисборах, то применяются правила и нормы международных договоров РоссийскойФедерации».
В системеналогового законодательства международные соглашения по налогообложению делятсяна группы:
 международныесоглашения общего характера;
 собственноналоговые соглашения:
— общие налоговыесоглашения и конвенции;
— ограниченные налоговыесоглашения;
— соглашения об оказанииадминистративной помощи;
 договоры, вкоторых затрагивают и налоговые вопросы:
— соглашения о налоговыхрежимах и льготах;
— торговые договоры;
 специфическиесоглашения по конкретным организациям. [7, с.45]
Международныесоглашения общего характера, наряду с другими сферами сотрудничества,устанавливают общие подходы сторон в области налогообложения. Непосредственномуприменению эти акты не подлежат, но содержащиеся в них принципы используются виных договорах и в национальном законодательстве.
Собственноналоговые соглашения двустороннего и многостороннего характера имеют триподгруппы:
а) общие налоговыесоглашения (конвенции) — это международные договоры рекомендательногохарактера, затрагивающие все вопросы взаимоотношений сторон по поводу прямых икосвенных налогов;
б) ограниченные налоговыесоглашения, распространяемые на конкретный вид налога, плательщика и т. п.;
в) соглашения об оказанииадминистративной помощи по налогообложению.
Договоры, вкоторых затрагиваются и налоговые вопросы, обычно направлены на установлениеблагоприятного налогового режима, предоставление различных льгот и т. д.Например, в 1992 году в «Соглашении о регулировании взаимоотношенийгосударств СНГ» одиннадцать стран обязались принять меры по устранениюдвойного или многократного налогообложения доходов от торговли. По существуданный документ представлял собой соглашение о налоговых режимах и льготах длястран-участников СНГ.
К договорам,в которых помимо прочих решаются налоговые проблемы, относятся торговыедоговоры, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования для товаров иуслуг.
Существуют испецифические соглашения по конкретным международным организациям. Примеромможет служить соглашение о размещении штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке,направленное на освобождение от уплаты налогов в стране пребывания. 3. Международное двойное налогообложение
Страныосуществляют свою юрисдикцию в правовом отношении на основании либогражданства, либо территориальности. Потенциальная возможность двойногоналогообложения возникает в случае претензий на налоговую юрисдикцию, приналичии не взаимосвязанных между собой законодательных норм в отдельно взятыхстранах. [3, с.10]
Двойноеналогообложение возможно, когда одна страна претендует на право взимать налогна основании факта проживания (либо гражданства) налогоплательщика, а другая — на основании места получения дохода. Также двойное налогообложение можетвозникать, если обе страны считают конкретного налогоплательщика своимрезидентом или каждая из двух стран полагает, что доход получен именно на еетерритории.
Международноедвойное налогообложение — это обложение сопоставимыми налогами в двух (илиболее) государствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за одини тот же период времени. В результате возникает идентичность налоговогоплатежа, тождественность объекта и субъекта налогообложения и сроков уплатыналогов. Двойное (т. е. излишнее) налогообложение сдерживает деловую активностьпредпринимателя и способствует повышению цены на товары и услуги.
Антиналогообложение- это невключение объекта или субъекта налогообложения в налоговую систему двух(или более) стран. Оно означает отсутствие или уменьшение налогообложения. Вэтом случае снижается интерес предпринимателя к участию в развитии национальнойэкономики.
Как правило,применяются и односторонние меры избежания двойного налогообложения, связанныес нормами внутреннего налогового законодательства, и многосторонние меры,реализуемые с помощью соответствующих международных соглашений и конвенций.Методы устранения международного двойного налогообложения приведены в табл.1.
Табл. 1Методы устранения двойного налогообложения Многосторонние соглашения и конвенции Односторонние акты национального законодательства 1. Распределительный метод 2. Налоговый зачет (кредит) 3. Налоговая скидка Государство отказывается от обложения какого-либо объекта, ибо он ужеоблагается в другой стране Производится зачет уплаченных за рубежом налогов в счет внутренних налоговых обязательств Уплаченный за рубежом налог вычитается из суммы доходов, подлежащих налогообложению
Всоответствии с распределительным методом (принципом освобождения) государство Ане облагает налогом доход, который, по соглашению, облагается в государстве Б.В договорах между сторонами перечислены соответствующие виды доходов иобъектов, которые подпадают под их налоговую юрисдикцию.
Налоговыйзачет (налоговый кредит) означает, что государство А исчисляет взимаемый им срезидента налог на основе совокупного дохода, включая доход, полученный вгосударстве Б, но далее из собственного налога вычитает суммы налогов,уплаченных в другом государстве.
Налоговаяскидка уменьшает облагаемую базу на сумму уплаченного за рубежом налога, т. е.уплаченный налог рассматривается как расход, вычитаемый из суммы подлежащихналогообложению доходов.
Дляопределения налогового статуса (но не организационно-правовой формы)иностранного юридического лица используется понятие «постоянноепредставительство». При заключении договоров об избежании двойногоналогообложения договаривающиеся государства устанавливают, что налогообложениюна территории другого государства подлежит только та прибыль иностранногоюридического лица, которая получена через находящееся там постоянноепредставительство. Если предположить некое иностранное лицо, не имеющее вРоссии такого налогового статуса, то доходы, полученные из источников на еетерритории, при наличии соответствующего международного соглашения, обложениюналогом в России не подлежат.
Постоянноепредставительство возникает при соблюдении нескольких общих условий(критериев). В России установлены три таких условия: наличие фиксированногоместа деятельности (офис, монтажный объект, площадка склада и др.); постоянствоместа деятельности (обычно 12 месяцев); осуществление иностранным лицом деятельностичерез это место. 4. Оффшорные механизмы в международном налогообложении
Почти вкаждой стране существует вид деятельности или организационно-правовая форма,налоговый режим которых, благодаря особенностям национального налоговогозаконодательства, более предпочтителен. Тем самым создается основа дляпривлечения под такую юрисдикцию с низким уровнем налогообложения иностранныхюридических лиц. Некоторые страны вообще строят свою государственную политикуна предоставлении весомых налоговых льгот иностранным фирмам, извлекая для себявыгоду в форме притока иностранных капиталов. [2, с.37]
Страна, вкоторой налоговый режим является более льготным, может рассматриваться вкачестве налогового убежища или налоговой гавани. Если на территории в пределаходной страны действует льготный порядок налогообложения, стимулирующийпривлечение инвестиций в предпринимательскую деятельность, то возникаетналоговый оазис (экономическая зона, зона свободного предпринимательства, порти т. п.).
Льготныйналоговый климат или наличие безналогового статуса стимулирует создание такназываемых оффшорных компаний (от англ. off-shore — вне берега, изолированный).Местная администрация обычно предъявляет таким компаниям ряд типичныхтребований:
обязательная регистрацияиностранных юридических лиц в соответствии с национальным законодательством;
финансирование всехопераций только за счет привлекаемых извне валютных и иных ресурсов;
своевременноепредставление местным властям годовых финансовых отчетов, а также принеобходимости — копий счетов, заключений аудита;
своевременная уплата всехналоговых сборов в бюджет оффшорного центра;
безусловный отказ отделовых операций на территории страны, за исключением содержания офиса, а такжеместного и иностранного персонала;
отказ от привлеченияместных резидентов в качестве акционеров и инвесторов оффшорных компаний;
инвестирование средств вобъемах не ниже устанавливаемых администрацией минимумов уставного иоплаченного капитала;
наличие официальнозарегистрированного офиса компании в стране регистрации, где должны хранитьсяее реестр, документы, образцы печати;
наличие резидента — официального представителя компании для связи с местной администрацией;
своевременное извещение овсех изменениях реквизитов компании, уставного капитала, состава ее акционерови директоров, уставных документов.
Выполнениеэтих требований дает основание для получения статуса оффшорной компании исопутствующих этому статусу льгот в бизнесе. [4, с.25]
Оффшорнаякомпания — это предприятие, регистрируемое в оффшорной зоне и получающее правона льготы по налогам, но при этом не использующее местные ресурсы и не ведущеехозяйственную деятельность на территории зоны.
Предоставляемыекомпаниям-нерезидентам льготы разнообразны, хотя не все из них действуют воффшорных центрах. Основными видами предоставляемых оффшорным компаниям льготявляются следующие:
льготный режимналогообложения;
предоставление валютнойавтономии;
таможенные льготы приимпорте товаров;
упрощенные процедурырегистрации и отчетности;
гарантия банковской икоммерческой тайн;
льготы в областиадминистративного контроля;
соблюдение принципастрогой конфиденциальности;
гарантия безопасностибизнеса;
использование электроннойсвязи в управлении.

Заключение
Существуютдве основных цели международного сотрудничества:
1) устранениедвойного налогообложения;
2) устранениедискриминации налогоплательщиков.
Не менееважными являются и другие цели:
— гармонизация налоговых систем и налоговой политики;
— унификацияфискальной политики и налогового законодательства;
— разрешениепроблем двойного налогообложения;
— предотвращения уклонения от налогообложения;
— избежаниедискриминации налогоплательщиков-нерезидентов;
— гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности.
Международнаяэкономическая интеграция обусловила тенденции гармонизации налоговой политики инационального налогового права в зарубежных странах.
Международныесоглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территорииРоссийской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеютприоритетное действие по сравнению с положениями национального налоговогозаконодательства.
Статьей 15Конституции Российской Федерации установлено, что международные договорыРоссийской Федерации являются составной частью ее правовой системы и еслимеждународным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом,то применяются правила международного договора.
Вопросыналогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении их доходов,выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двухстран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налогина своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством,которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации.
Именно поэтой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когдалицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных вдругой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране илиосуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или инойобъект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, чтоодно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качественалогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объектаналогообложения одновременно в двух или более странах.

Список использованнойлитературы
1. Дрыга М.А. Международноесотрудничество европейских государств и России в сфере борьбы с налоговымиправонарушениями // Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ, 2005. — С. 56-59
2. Международное сотрудничество всфере налогообложения и основы международного налогового права. Учебное пособие/ Меркулов Е.С., Таранчук И.В.; Под ред.: Гунько С.В. — Петропавловск-Камчатский:Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. — 208 c.
3.Миляков Н.В. Налоги иналогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М,2009.-348с.
4. Налоги и налоговое право. Учебноепособие / Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 2007.-400с.
5. Налоги, налогообложение иналоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб: Питер, 2008.-320с.
6. Петрова Г.В. Налоговое право.Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2007.-271с.
7. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налогии налогообложение. – М.: Юрайт-Издат, 2008.-720с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Суфи кто они
Реферат Биржи и биржевая торговля
Реферат Древняя скандинавская мифология Руны
Реферат Афинские развалины. Собрание надписей, сообщения и рисунки Кириака
Реферат Контрольные вопросы для сдачи Государственного экзамена по криминальному праву
Реферат Steriods Essay Research Paper Steroids in SportsIn
Реферат Экологическая характеристика городских почв в санитарно-защитных зонах г. Волжского Волгоградской области
Реферат Самоорганизация в природе и в обществе
Реферат Great Gatsby Essay Research Paper The characters
Реферат Анализ производства и реализации продукции растениеводства по материалам ФГУП УПХ ПСХТ Пензенский
Реферат К вопросу об физической сущности процесса замедления времени в специальной и общей теориях относительности
Реферат Cosmetic Testing On Animals Essay Research Paper
Реферат Олександр Довженко провісник
Реферат O Henry Essay Research Paper O Henry
Реферат 4. Актуальные вопросы налогообложения в условиях модернизации экономики