Введение
Далеко не секрет, что вселюди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить,чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте.Также многие люди хотят себя подстраховать на тот случай, если производственнаятравма или несчастный случай вдруг лишат человека трудоспособности или дажежизни (если профессия связана с постоянным риском для жизни; напримероперативный работник, кадровый военный). На протяжении многих лет единственнымгарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых подостижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности былигосударственные пенсионные выплаты. Таким образом, все средствааккумулировались на государственных счетах и затем перераспределялись. В настоящиймомент на финансовом рынке появляются новые участники — пенсионные фонды,которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их цель — накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которыезаинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости. Сейчас, вовремя попытки восстановления российской экономики, пенсия не может обеспечитьхотя бы минимальные потребности человека, к тому же существует проблеманевыплаты пенсий. Действующая в данный момент пенсионная система не создаетстимула для больших заработков, так как это не находит ни какого отражения приисчислении будущей пенсии. Все это свидетельствует о глубоком кризисесложившейся системы государственного пенсионного обеспечения и необходимости еекоренного реформирования.
Пенсионный фонд своимисредствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые всилу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в томчисле пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий,пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрастеот 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяетсяего важное социальное значение.
Пенсионный фонд РФ долженобеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплатгосударственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так какначиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватаетдля обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации изфедерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечаютсвоему социально-экономическому значению — обеспечивать достойный уровень жизнилюдям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, чтовыполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионногофонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет РоссийскойФедерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такойзадачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.
Целью данной работы являетсяизучение Пенсионного фонда РФ, его задач и функций, изучение его деятельности ибюджета, а также изучение изменений в связи с отменой ЕСН,социально-экономическая роль фонда и его значение.
В работе я ссылаюсь нафедеральные законы, нормативно-правовые акты, специальную учебную литературу.
Глава 1
1.1 Цели, задачи ифункции Пенсионного фонда РФ
Среди всех субъектовпенсионного страхования ведущее место принадлежит Пенсионному фонду России.
Пенсионный фонд –самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственноеуправление финансами пенсионного обеспечения в стране.
Пенсионный фонд РФобразован 22 декабря 1990 года посредством выделения из Фонда государственногосоциального страхования СССР. Учредителем Пенсионного фонда РФ являлсяВерховный Совет РСФСР. Пенсионный фонд РФ подконтролен и подотчетенГосударственной Думе Российской Федерации, которая утверждает и годовой бюджетПенсионного фонда РФ, и отчет о его исполнении.
Пенсионный фонд РФвыполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим натерритории Российской Федерации законодательством о банках и банковскойдеятельности.
Пенсионный фонд РФ иего денежные средства находятся в государственной собственности РоссийскойФедерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов иизъятию не подлежат.
Через Пенсионный фондРФ проходит значительная часть финансовых ресурсов в стране: на 1999 год бюджетПенсионного фонд РФ был установлен в размере 244,5 млрд.рублей, что сопоставимос поступлениями в федеральный бюджет на тот же год основных налогов и сборов,таких как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог сфизических лиц, платежи за пользование природными ресурсами, вывозныетаможенные пошлины вместе взятые (поступление которых на 1999 год установлено всумме 245,2 млрд.рублей). Доходы Пенсионного фонд РФ запланированы на 1999 годвсего лишь на 38,8% меньше всех налоговых поступлений в федеральный бюджет исоставляют 6,1% планируемого на 1999 год валового внутреннего продукта страны,что является значительной величиной.
Формированию доходнойбазы Пенсионного фонд РФ отведено ключевое место в российской системегосударственного социального страхования: в общей совокупности страховыхначислений на оплату труда, максимальный размер которых в РФ установлен вразмере 35,6% суммы начисленной заработной платы, тариф, уплачиваемый вПенсионный фонд составляет 28%, или четыре пятых всех страховых отчислений иззаработной платы, что подчеркивает то значение, которое уделяется в нашейстране организации пенсионного обеспечения и большую важность Пенсионного фондРФ над остальными тремя государственными внебюджетными фондами, входящими вобщую систему социальных внебюджетных фондов России.
Цель Пенсионного фондаРФ или ПФР состоит в пенсионном обеспечении граждан России. Главным юридическимоснованием деятельности фонда является положение о «Пенсионном фондеРФ», принятое ещё в 1991 году постановлением Верховного Совета. В нёмдаётся определение ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения,созданного в целях государственного управления финансами пенсионногообеспечения в Российской Федерации. Помимо этого, ПФР исполняет функцииосновного субъекта обязательного государственного пенсионного страхования.Необходимо отметить, что право на обязательное пенсионное страхованиезафиксировано в Основном законе РФ, а значит, Пенсионный фонд является гарантомреализации конституционного права граждан России на государственную пенсию.Согласно данному утверждению, Пенсионный фонд России входит в состависполнительной ветви власти.
Необходимо отметить,что для реализации своих функций Пенсионного фонда (ПФР) формирует собственныйбюджет, который подлежит утверждению федеральным законом. Пенсионный фонд (ПФР)включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местныеотделения. Всё вместе это образует единую систему управления средствамиобязательного пенсионного страхования РФ с чёткой иерархией.
Задачи Пенсионногофонда РФ:
1. целевой сбор иаккумуляция страховых взносов;
2. финансированиевыплаты государственных пенсий в Российской Федерации;
3. организация работыпо взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровьюработников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидностивследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потерикормильца;
4. капитализациясредств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов(в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
5. контроль с участиемналоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФстраховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованиемего средств;
6. организация иведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, атакже организация и ведение государственного банка данных по всем категориямплательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
7. межгосударственное имеждународное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионногообеспечения;
8. участие в разработкеи реализации в установленном порядке межгосударственных и международныхдоговоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
9. изучение и обобщениепрактики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд РФстраховых взносов и внесение в органы законодательной власти предложений по еесовершенствованию;
10. проведение научно — исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
11. проведениеразъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам,относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.
Пенсионный фонд РФможет принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых инетрудоспособных граждан.
Работа Пенсионногофонда РФ проявляется в выполнении ряда функций.
Функции Пенсионногофонда РФ:
1. Фискальная –аккумулирование денежных средств граждан страны для финансированиягосударственных мероприятий пенсионного обеспечения.
2.Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальнойподдержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потерикормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.
3. Контрольная – отображениесложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионнойсистемы и уровня материальной поддержки пенсионеров.
Пенсионный фондосуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
— учет страховыхсредств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
— назначение и выплатапенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаюпотери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсиивоеннослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счетсредств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
— назначение иреализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам,инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, ГероямРоссийской Федерации и т.д.
— персонифицированныйучет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системеучитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
— взаимодействие сработодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация огражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн.юридических лиц;
— выдачу сертификатовна получение материнского (семейного) капитала;
— управление средствамипенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, котороеосуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) ичастные управляющие компании;
— реализацию Программыгосударственного софинансирования пенсии. По состоянию на август 2009 года вПрограмму вступили свыше 1500000 россиян.
Работа Пенсионногофонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовыхсредств из источников, установленных российским законодательством, напроведение мероприятий государственного пенсионного страхования.
Средства Пенсионногофонда РФ формируются за счет:
1. взносовработодателей по единому социальному налогу;
2. взносов граждан,занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью по единому социальномуналогу;
3. страховых взносовиных категорий работающих граждан;
4. ассигнований изфедерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсийотдельным категориям граждан;
5. средств,взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессныхтребований;
6. доходов от эмиссииценных бумаг;
7. добровольных взносов(в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
8. доходов откапитализации средств Пенсионного фонда РФ и других поступлений.
Средства Пенсионногофонда РФ направляются на:
1. выплату всоответствии с действующим на территории Российской Федерациизаконодательством, межгосударственными и международными договорамигосударственных пенсий;
2. оказание органамисоциальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособнымгражданам;
3. доставка и пересылкапенсий;
4. финансовое иматериально — техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФи его органов;
5. другие мероприятия,связанные с деятельностью Пенсионного фонда РФ.
1.2 Организационнаяструктура Пенсионного Фонда РФ
Руководство Пенсионнымфондом РФ осуществляется правлением Пенсионного фонда РФ и его постояннодействующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.
В состав правленияПенсионного фонда РФ входят по должности председатель, первый заместитель,заместители председателя правления и исполнительный директор Пенсионного фондаРФ, управляющие всеми отделениями фонда по территории России, руководителиминистерств и ведомств Российской Федерации, Банка России. В состав правлениямогут входить представители общественных, религиозных и государственныхорганизаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которыхсвязана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
Правление Пенсионногофонда РФ, на которое возложена основная функция по управлению пенсионнымобеспечением в России:
1. несетответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции Пенсионногофонда РФ;
2. определяетперспективные и текущие задачи Пенсионного фонда РФ;
3. утверждает бюджет,сметы расходов (включая фонд оплаты труда) структурных органов Пенсионногофонда РФ, отчеты об их исполнении, а также их структуру и штаты;
4. назначает иосвобождает от должности исполнительного директора и его заместителей,председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей отделений Пенсионногофонда РФ;
5. утверждает положенияоб исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органахПенсионного фонда РФ;
6. издает в пределахсвоей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельностиПенсионного фонда РФ;
7. решает другиевопросы, отнесенные к компетенции Пенсионного фонда РФ.
Правление Пенсионногофонда РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается отдолжности Государственной Думой Российской Федерации.
Председатель Фонда:
1. руководит деятельностьюФонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на негозадач;
2. вносит проектбюджета Фонда на утверждение в Государственную Думу Российской Федерации;
3. открывает(закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках;
4. рассматривает итогиисполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждаетгодовые отчеты отделений Фонда;
5. принимаетнеобходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средствФонда его органами;
6. издает в пределахсвоей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы,обязательные для исполнения всеми работниками Фонда;
7. представляетинтересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда,в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключаетдоговоры;
8. осуществляет всоответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников Фонда;
9. определяетнаправления международного сотрудничества в пределах компетенции Фонда.
Для осуществленияконтроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и егорегиональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ.
Основным структурнымзвеном Пенсионного фонда РФ, обеспечивающим выполнение задач, возложенных на Пенсионныйфонд РФ являются его отделения в регионах Российской Федерации. ОтделенияПенсионного фонда РФ созданы практически по всем субъектам федерации.Возглавляет отделение Пенсионного фонда РФ управляющий. Организационнаяструктура отделений Пенсионного фонда РФ включает в себя ряд отделов, обеспечивающихего работу, в том числе:
— общий отдел;
— экономический отдел;
— отдел учета поступленийи расходования средств;
— отдел организацииперсонифицированного учета;
— отдел координациидеятельности уполномоченных;
— отдел по погашениюпросроченной задолженности;
— контрольно-ревизионный отдел;
— юридический отдел;
— отдел кадров;
— отдел автоматизации;
— хозяйственный отдел.
В круг задач данныхотделов входит:
1. Экономический отдел- проведение работы по прогнозированию поступления страховых платежей в доходПенсионного фонда; осуществление расчета потребности финансовых средств дляобеспечения выплаты пенсий в регионе; проведение аналитической работы повыполнению плановых показателей бюджета Отделения Пенсионного фонда РФ;разработка и представление в Пенсионный фонд РФ ежеквартальных заявок нарасходование средств для осуществления выплат государственных пенсий;составление сметы расходов на содержание Отделения Пенсионного фонда РФ.
Отдел состоит из двух групп– одна осуществляет аналитическую работу по исполнению бюджета Пенсионногофонда РФ, другая – по исполнению сметы расходов отделения Пенсионного фонда РФ.
2. Отдел учетапоступлений и расходования средств – выполнение функций бухгалтерии; ведениеучета поступивших платежей в Пенсионный фонд; проведение финансированиярасходов органов социальной защиты населения по выплате государственных пенсий;учет операций по финансированию выплаты пенсий; организация бухгалтерскогоучета исполнения сметы расходов отделения Пенсионного фонда РФ.
Отдел состоит из двухгрупп – одна осуществляет аналитическую работу по исполнению бюджетаПенсионного фонда РФ, другая – по исполнению сметы расходов отделенияПенсионного фонда РФ.
3. Отдел организацииперсонифицированного учета — регистрация застрахованных лиц; сбор сведений отрудовом стаже, заработке (доходе) и начисленных страховых взносахзастрахованных лиц за период работы после начальной регистрации; ведениелицевых счетов застрахованных лиц; внесение в лицевые счета застрахованных лицсведений об их трудовом стаже.
В городах и районахсубъектов Российской Федерации, где функционируют отделения Пенсионного фондаРФ, открыты межрайонные пункты персонифицированного учета.
4. Отдел координациидеятельности уполномоченных Пенсионного фонда РФ в городских и районных пунктах– проведение работы по принятию и систематизации сведений, поступающих отуполномоченных отделения Пенсионного фонда РФ; осуществление действий покоординированию работы уполномоченных; контроль за своевременностьюпредставления плательщиками расчетных ведомостей.
5.Контрольно-ревизионный отдел — организация контрольной работы засвоевременностью и полнотой уплаты платежей в Пенсионный фонд плательщикамистраховых взносов; проведение проверок банков по вопросу своевременностиперечисления страховых взносов плательщиков на счета Пенсионного фонда;проведение проверок по рациональному расходованию средств Пенсионного фондаорганами социальной защиты населения; проведение проверок правильностиназначения и выплаты государственных пенсий.
В отделениях ПФРсоздаются аппараты уполномоченных по районам и городам. Уполномоченныеосуществляют оперативное управление средствами ПФР на территориях. К ихфункциям относятся:
1. регистрация, учет ивыявление страхователей;
2. контроль заначислением и поступлением страховых взносов;
3. информированиеплательщиков о целях, задачах Пенсионного фонда РФ, о порядке уплаты страховыхвзносов;
4. ведение личных делплательщиков по каждому страхователю;
5. рассмотрениезаявлений страхователей по вопросам уплаты взносов;
6. сбор расчетныхведомостей по страховым взносам и камеральная проверка правильности ихзаполнению;
7. составление своднойрасчетной ведомости по закрепленному за ним кругу страхователей.
Предприятия, организации,учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным Пенсионногофонда РФ в районах и городах, ревизионной комиссии Пенсионного фонда РФнеобходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, заисключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которыхустанавливается законодательством.
1.3 Анализ бюджетаПенсионного фонда РФ
Материальным источникомлюбого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая частьфондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основныеметоды мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения приформировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального ирегиональных местных бюджетов.
Доходы и расходыПенсионного Фонда Российской Федерации можно условно разделить на следующиечасти, связанные:
1) с функционированиемобязательного пенсионного страхования;
2) государственнымпенсионным обеспечением;
3) дополнительнымпенсионным обеспечением.
Состав и структурадоходов и расходов бюджета Пенсионного Фонда РФ определяются федеральнымзаконом о бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на соответствующийфинансовый год.
Доходы бюджета ПФРформируются за счет:
1. Страховых взносов:
а) на обязательноепенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФна выплату страховой части трудовой пенсии;
б) на обязательноепенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФна выплату накопительной части трудовой пенсии;
в) в виде фиксированногоплатежа, зачисляемого в ПФР на выплату страховой части трудовой песни;
г) в виде фиксированногоплатежа, зачисляемого в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;
д) по дополнительномутарифу для работодателей — организаций, использующих труд членов летнихэкипажей воздушных судов гражданской авиации.
2. Доходов о размещениявременно свободных средств ПФР:
а) сформированных за счетсумм страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии;
б) от размещения средствПФР, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную частьтрудовой пенсии.
3. Денежных взысканий(штрафов):
а) за нарушениезаконодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видахобязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в частибюджетов государственных внебюджетных фондов), зачисляемых в ПФР;
б) прочих поступлений отденежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых вПФР.
4. Прочих налоговыхпоступлений в ПФР.
5. Средств федеральногобюджета, поступающих из федерального бюджета на выплату базовой части трудовойпенсии.
6. Средств федеральногобюджета, предаваемых в ПФР:
а) на государственноепенсионное обеспечение;
б) на осуществлениеежемесячной денежной выплаты ветеранам;
в) на социальнуюподдержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полныхкавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда и полных кавалеровордена Трудовой Славы;
7. Средств, полученных изнегосударственных пенсионных фондов.
8. Средств Федеральнойслужбы по труду и занятости на выплату пенсий, назначенных досрочно граждан,признанных безработными, пособий.
Расходы Пенсионного ФондаРоссийской Федерации можно разделить на следующие группы:
— по обязательномупенсионному страхованию;
— по государственномупенсионному обеспечению;
— на дополнительноепенсионное обеспечение;
— оказание органамисоциальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособнымгражданам;
— на финансовое иматериально-техническое обеспечение;
— прочие расходы.
Расходы погосударственному пенсионного обеспечению включают в себя выплаты пенсийвоеннослужащим, социальных пенсий и т.п.
Расходы подополнительному пенсионному обеспечению включают в себя доплаты к пенсии членамлетних экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительногоежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерногооружейного комплекса Российской Федерации.
Выплаты пенсий и пособий,финансируемых фондом на возвратной основе с возмещением из средств федеральногобюджета, предусматривается в объеме около 8% от годовой суммы расходов фонда.
Расходная часть бюджета ПФРформируется в полном соответствии с федеральными законами по пенсионной реформе- в соответствии с нормами Федеральных законом № 173-ФЗ и № 166-ФЗ, другимидействующими законодательными актами и указами Президента Российской Федерации,а также демографической ситуацией в регионе.
В ноябре этого года законом утвержден отчет об исполнении бюджета ПФР за2009 год. Общий объем доходов бюджета фонда прогнозировался в сумме 3 282 951083,1 тыс. руб. В результате исполнения бюджета доходы фонда составили 3 222648 830,8 тыс. руб. (то есть 98,2% от запланированного объема). Общий объемрасходов ПФР был определен в сумме 3 041 483 420,5 тыс. руб. По итогам годарасходы ПФР были осуществлены на 98,9% от запланированного объема, в сумме 3008 659 868,2 тыс. руб. В 2009 году были увеличены размеры базовых частейтрудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца;осуществлена индексация страховой части указанных пенсий на 7,5%; дополнительноувеличена страховая часть трудовой пенсии на 17,5%.
В декабре 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон «Обюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период2011 и 2012 годов». Ранее закон был принят Государственной Думой и одобренСоветом Федерации.
Законопроект подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом РоссийскойФедерации и с положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации«О бюджетной политике на 2010-2012 гг.».
В соответствии с проектом закона, суммарные доходы ПФР в 2010 г. прогнозируются в сумме 4,7 трлн. рублей, суммарные расходы оцениваются в сумме 4,4 трлн.Превышение доходов над расходами бюджета будет формироваться за счет средствпенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) – 282 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2010 г. составят 2 530 млрд. рублей или 54,1% от общего объема доходов (в 2011 году – 40%), данныесредства будут направлены, в том числе, на:
— компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлениемпониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорийстрахователей – 72,8 млрд. рублей;
— предоставление материнского (семейного) капитала – 102,0 млрд. рублей;
— осуществление единовременной выплаты ветеранам войны в связи спразднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне – 10,1 млрд.рублей.
Для реализации задач по дальнейшему повышению уровня материальногоположения более чем 39,5 млн. пенсионеров в бюджете Пенсионного фонда на 2010 г. предусмотрены расходы на следующие мероприятия:
— валоризацию расчетного пенсионного капитала;
— индексацию трудовых пенсий на 6,3% (для 37 млн. пенсионеров) иувеличения на 10% размеров ЕДВ (почти для 17 млн. получателей) с 1 апреля 2010 г;
— индексацию пенсий по государственному пенсионному обеспечению в общейсложности на 15,9%, в том числе, с 1 апреля 2010 г. на 12,0% (для 2,5 млн. пенсионеров);
Проект бюджета ПФР предусматривает повышение уровня пенсионногообеспечения граждан в 2010-2012 гг. Если средний размер трудовой пенсии постарости на конец 2009 г. составит 6 280 рублей, то на конец 2010 г. – 8107 рублей, на конец 2011 г. – 9 077 рублей, на конец 2012 г. – 9 955 рублей. Средний размер социальной пенсии в 2009 г. составит 4 276 рублей, в 2010 г. – 4 956 рублей, в 2011 г. – 5 412 рублей, в 2012 г. – 6 041 рубль. Соотношение средней трудовой пенсии по старости и среднемесячной заработнойплаты в Российской Федерации возрастет в 2010 г. до 39,7%, а в 2011 г. – до 40%. С 1 января 2010 г. в России не должно быть пенсий, которые были бы нижепрожиточного минимума пенсионера в его регионе. Все неработающие пенсионеры,чей совокупный доход сейчас ниже прожиточного минимума, будут получатьсоциальную доплату. На эти цели в бюджете заложено 23,2 млрд. рублей.
Также в бюджете ПФР на 2010-2012 гг. учтены средства федерального бюджетана софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национальногоблагосостояния на 2010 год в сумме 2,5 млрд. рублей.
Глава 2
2.1 ЕСН — причины ипоследствия отмены
С 1 января 2010 годаединый социальный налог отменен. Начиная с этой даты на выплаты и вознагражденияв пользу физических лиц организации должны начислять взносы на обязательноепенсионное (социальное, медицинское) страхование.
Обязательства по ЕСН,возникшие до 2010 года, исполняются в порядке, который был установлен главой 24Налогового кодекса РФ.
Установленные тарифыстраховых взносов применяются до тех пор, пока выплаты по каждому сотруднику(нарастающим итогом с начала года) не превысят 415 000 руб. Такой порядокпредусмотрен частью 4 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
В 2010 году при расчетевзносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужноучитывать, что для различных категорий организаций установлены разные тарифыстраховых взносов. В частности, разные тарифы должны использовать:
– организации,применяющие общую систему налогообложения;
– организации,применяющие упрощенку или ЕНВД;
– организации,применяющие ЕСХН;
– организации, которыепроизводят выплаты инвалидам I, II и III групп (независимо от применяемой системыналогообложения)
Раньше, когдаорганизации, применявшие общую систему налогообложения, начисляли ЕСН, выплатыв пользу инвалидов подпадали под льготу. Чтобы подтвердить право на применениеэтой льготы, организации должны были иметь справки, выданные работающим в нихинвалидам по результатам проведения медико-социальной экспертизы. Такиеразъяснения содержались, в частности, в письмах Минфина России от 30 октября 2008 г. № 03-04-06-02/118, от 27 декабря 2006 г. № 03-05-02-04/189.
Сейчас, несмотря на то,что причины для признания инвалидами детей и взрослых одинаковы, пониженнымитарифами при расчете страховых взносов можно воспользоваться только в отношениисотрудников, которым присвоена та или иная группа инвалидности. Следовательно,на выплаты несовершеннолетнему инвалиду страховые взносы начисляются по темтарифам, которые применяются при начислении взносов остальным сотрудникам.
Список выплат, неподлежащих обложению страховыми взносами, аналогичен прежнему перечню необлагаемых единым социальным налогом перечислений. Но из него исключены:
— компенсации занеиспользованный отпуск при увольнении;
— денежные выплаты затяжелые, вредные и опасные условия труда, кроме компенсаций за молоко илидругие равноценные продукты;
— выплаты в иностраннойвалюте взамен суточных членам экипажей морских и воздушных судов, выполняющихзаграничные рейсы.
А вот материальнаяпомощь работникам при рождении (усыновлении) ими ребенка не будет облагатьсявзносами, если она выплачена в течение года после такого события и в сумме, непревышающей 50000 руб. Любая другая материальная помощь не будет облагатьсявзносами, если она не превышает 4000 руб. в год.
Появилась новая формаотчета по страховым взносам в ПФР. Сдача индивидуальных сведений по работникамв ПФР — теперь дважды в год — за 1-ое полугодие и за год.
Согласно федеральномузакону, на бесконтактный способ передачи информации в Пенсионный фонд с 2010года переходят работодатели с численностью персонала более 100 человек. С 2011года эта норма начнет действовать для предприятий, численность работниковкоторых 50 и более.
С 2010 года в связи спереходом на уплату страховых взносов организации будут представлять отчетныеформы по двум адресам: в ПФР и ФСС. Это обусловлено тем, что Федеральнымзаконом № 212 ФЗ администрирование взносов на обязательное пенсионное имедицинское страхование возложено на ПФР, а на обязательное социальноестрахование – на ФСС. Соответственно появились новые КБК и расчетные счета, кудаперечислять взносы. Размер отчислений в ПФР изменился почти для всех — 20% (кромеработающих инвалидов; работающих у ИП)
Многие считают, что заменаединого налога на страховые выплаты, прежде всего, приведет к увеличениюадминистративной нагрузки на бизнес, потому что помимо налоговиков появляетсядва новых контролера в лице Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социальногострахования (ФСС). Кроме того, с 2011 года размер выплат увеличится с 26% до34% от зарплаты работника, а для малого бизнеса — с 14% до 34%. Соответственно,работодатели будут сокращать издержки на фонд оплаты труда. Как они это станутделать, зависит от бизнеса. Банкиры собираются снижать зарплаты, а малыепредприниматели даже не скрывают, что вернутся к конвертным схемам, благопамять о них сохранилась.
С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений),который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховыхвзносов, а гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог» утратила силу (ч. 2ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должныперечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ ифонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный).Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательноестрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также наобязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируетсяспециальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от24.07.2009 N 212-ФЗ).
С 2010 г. расчеты по страховым взносам плательщики должны подавать по месту своего учета втерриториальные органы ПФР и ФСС. При этом следует обратить внимание, что ст.59 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщикипенсионных взносов должны представить в налоговый орган декларацию по этимвзносам за 2009 г. в срок не позднее 30 марта 2010 г. по форме, утвержденной Минфином России. Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов поЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, который установленгл. 24 НК РФ в ранее действовавшей редакции. Поэтому в 2010 г. плательщики ЕСН, осуществляющие выплаты физическим лицам, должны подать декларацию по единомусоциальному налогу за 2009 г. в обычный срок — не позднее 30 марта (п. 7 ст.243 НК РФ), а индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующиенотариусы — не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ). Такие разъяснения дала иФНС России в Письме от 16.09.2009 N ШС-22-3/717.
В 2010 году тарифывзносов будут повторять ставки ЕСН без учета регрессивной шкалы: в ПФР – 20%, вФСС – 2,9%, в ФФОМС – 1,1% и в ТФОМС – 2%. Суммарная ставка составит 26%.
1. Ставки страховыхвзносов для всех страхователей (за исключением сельхозпроизводителей,организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидентатехнико-внедренческой особой экономической зоны и организаций, применяющихспециальные налоговые режимы)
ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС
20% 2,9% 1,1% 2%
2. Ставки страховыхвзносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей:
ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС
15,8% 1,9% 1,1% 1,2%
3. Ставки страховыхвзносов для:
— организаций ииндивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческойособой экономической зоны
— организаций ииндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения
— организаций ииндивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД
— для общественныхорганизаций инвалидов, а также плательщиков страховых взносов, производящихвыплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II илиIII группы, в отношении указанных выплат и вознаграждений
ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС
14% 0% 0% 0%
4. Ставки страховыхвзносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единыйсельскохозяйственный налог
ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС
10,3% 0% 0% 0%
Пенсионные взносыраспределятся следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 20 %пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и младше на страховуючасть пойдет 14%, и на накопительную – 6%.
Кроме того, в 2010будут применяться пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентовтехнико-внедренческой особой экономической зоны и для налогоплательщиков ЕСХН.
Начиная с 2011 годатарифы страховых взносов возрастут и буду составлять: в ПФР – 26%, в ФСС –2,9%, в ФФОМС – 2,1% и в ТФОМС – 3%. Суммарная ставка достигнет 34%.
Пенсионные взносыраспределятся следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 26процентов пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и моложе настраховую часть пойдет 20%, и на накопительную – 6%.
В период с 2011 по 2014год включительно будут действовать пониженные тарифы для сельхозпроизводителей,резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, налогоплательщиковЕСХН, коренных малочисленных народов Севера и организаций инвалидов. Начиная с2015 года, все льготные тарифы отменяются.
В отличие от единогосоциального налога, страховые взносы нужно начислять и уплачивать отдельно вкаждый внебюджетный фонд. В общей сложности бухгалтеру нужно оформить четыреплатежных поручения: в ПФР, в ФСС, в ФФОМС и в ТФОМС, и указать в каждомсоответствующий счет федерального казначейства. Перечислить деньги нужно непозднее 15-го числа месяца, следующего за отработанным. Если в платежке стоитнеправильный номер счета Федерального казначейства, КБК или наименованиебанка-получателя, и это привело к неверному зачислению денег, то обязанность поуплате взносов не считается выполненной. За несвоевременное перечислениевзносов фонда начисляют пени.
Обособленныеподразделения платят взносы по тем же правилам, что и единый социальный налог.Если подразделение открыло свой расчетный счет, составляет отдельный баланс иначисляет выплаты сотрудникам, то оно выполняет обязанности по уплате взносов ипредоставлению отчетности. При этом сумма взносов перечисляется поместонахождению филиала исходя из величины базы, относящейся к нему.
Переплату по страховымвзносам можно зачесть или вернуть. Для этого бухгалтер должен написатьзаявление в течение трех лет со дня перечисления. При этом зачесть переплатуможно только в счет будущих платежей или недоимки по этому же фонду. Так, неполучится зачесть взносы, излишне уплаченные, например, в ПФР, в счет недоимкипо платежам в Фонд социального страхования.
По окончании отчетногопериода (квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года) бухгалтердолжен заполнить и сдать два расчета. Первый — в Пенсионный фонд по взносам вПФР, ФФОМС и ТФОМС. Предоставить его нужно до 1-го числа второго календарногомесяца, следующего за отчетным периодом (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1февраля). Второй расчет — в ФСС РФ по взносам на социальное страхование наслучай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Срок его сдачи —до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (до 15апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января). Если отчетная дата приходится навходной или праздничный день, ее переносят на первый рабочий день.
В 2010 году компании ипредприниматели, у которых среднесписочная численность работников превышает 100человек, обязаны предоставлять расчеты в электронной форме и скреплять ееэлектронной цифровой подписью (ЭЦП). Остальные плательщики взносов вправеотчитываться на бумаге.
Начиная с 2011 года вэлектронном виде будут отчитываться организации и ИП со среднесписочнойчисленность работников более 50 человек. К тому же добавится ежеквартальнаяотчетность по персонифицированному учету в Пенсионный фонд (до 2011 года сдаватьперсонифицированные сведения нужно раз в год).
Фонды будут проводитькамеральные и выездные проверки. «Камералки» назначают фонды, получившиерасчеты по взносам. Соответственно, камеральные ревизии по взносам в ПФР, ФФОМСи ТФОМС проводит Пенсионный фонд. Камеральную проверку по взносам в ФССпроводит Фонд соцстраха. Никакого специального разрешения для «камералки» нетребуется. Если такая ревизия не выявит нарушений, то фонд не составляет акт ине сообщает о результатах плательщику. Если же сотрудники фонда обнаружатошибки или несоответствия, она потребуют, чтобы плательщик предоставилпояснения, либо внес исправления. В случае, когда, несмотря на корректировку идополнительную информацию ревизоры зафиксируют нарушение, они составят акт, азатем вынесут решение о привлечении к ответственности либо об отказе впривлечении.
Выездные проверкипроводятся совместно Пенсионным фондом и ФСС РФ, причем «пенсионщиков»интересуют не только взносы, но и предоставление сведений персонифицированногоучета. План выездных контрольных мероприятий составляется на год. Процедурапроведения во многом напоминает налоговую выездную ревизию. Это мероприятиетакже проходит на территории организации или ИП и может затрагивать период, непревышающий трех календарных лет, предшествующих году проведения ревизии.Назначать выездную проверку фонды могут не чаще, чем раз в три года.Максимальное время проведения такого мероприятия — два месяца. Правда,сотрудники фонда вправе приостановить проверку на шесть месяцев, а висключительном случае — еще на три. По окончании ревизоры составляют акт, азатем и решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении.
Непредставление в срокрасчета грозит плательщику санкцией в размере 5 процентов от суммы взносов,подлежащих уплате по данному расчету, за каждый полный или неполный месяц содня, установленного для сдачи. Сумма штрафа не может превышать 30 процентоввзносов к уплате и не может быть менее 100 рублей. Задержка, превышающая 180дней, влечет штраф в размере 30 процентов подлежащих уплате взносов плюс 10процентов за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарногодня. Максимальная величина санкции здесь не предусмотрена, а минимальнаясоставляет 1 000 рублей. Кроме того, за задержку расчетов предусмотренаответственность по новой редакции КоАП РФ. Административный штраф (от 300 до500 рублей) заплатят должностные лица компании. Обратите внимание: данный виднаказания не применяется к индивидуальным предпринимателям.
За неуплату илинеполную уплату взносов ревизоры оштрафуют на 20 процентов от неуплаченнойсуммы. Если проверяющие заподозрят умышленное сокрытие взносов, санкцияувеличится до 40 процентов.
Отказ в предоставлениидокументов, необходимых для проведения проверок, влечет наказание в размере 50руб. за каждый несданный документ. Введена и административная ответственностьдля должностных лиц организаций – от 300 до 500 рублей. А за непредставлениепроверяющим информации о начисленных больничных и декретных – отдельный штраф вразмере от 300 до 500 рублей. Эти санкции не применяются в отношении ИП.
Глава 3.
3.1 Роль Пенсионного фонда РФ в социально-экономическом развитии РФ
пенсионный фонд федеральный бюджет
Значение Пенсионногофонда в экономике Российской Федерации Пенсионный фонд имеет огромное влияниена экономику страны, так как главной целью его является — обеспечитьзаработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средствво времени и в пространстве — где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлымисоциальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень вбудущем. Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячныхпособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могутобеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так средства расходуютсяна выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсациипенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другиесоциальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение. Длярядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования иформирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от егоповседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого серьезногофинансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, какПенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономическиобосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых дляфинансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целяхданные ему права, так как, начиная с 1995 года, доходов Пенсионного фонда отстраховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсийтребуются дотации из федерального бюджета. Среднемесячная задолженность фондана выплаты пенсий в начале 1999 года превысила 5 миллиардов рублей.Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своемусоциально-экономическому значению — обеспечивать достойный уровень жизни людям,не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнениесоциальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, ичто такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляетсядаже с собственными задачами, и переложение такой задачи на его плечи оказалосьбы непосильной ношей для него.
Связь ПФ РФ с другимивнебюджетными фондами Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы всоответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства ибюджетного процесса в РСФСР» ( от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для обществарасходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Решение обобразовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а такжегосударственные представительные органы субъектов Федерации и местногосамоуправления. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложныемногоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовойсистемы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовыесвязи. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: отфинансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется приформировании фондов или использования ими средств. При двусторонних связяхденежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньямифинансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхованияобразуются не только за счет страховых взносов, но и средств центральногобюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретаютгосударственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. Примногосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит всоприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами,т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними. На практике такие связиможно заметить даже на таком примере — в направлениях расходов за счет прямыхассигнований на социальное обеспечение из Пенсионного фонда и Фонда социальногострахования нет различий принципиального характера. Пенсии и пособиявыплачиваются как за счет средств Пенсионного фонда, так и за счет средствФонда социального страхования.
Изначально основнойфункцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансированиевыплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однакоещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единыхпенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплатугосударственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал УказПрезидента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованиюуправления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Онрекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФсоглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению ивыплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.
В 1997 году вступил всилу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системегосударственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этимзаконом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общийтрудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которыеосуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фондабыл создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспеченияоперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и дляведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.
В дальнейшем системастраховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствиис которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственногоучреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов наобязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношенийпо обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще большерасширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации правграждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперьсостоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базоваячасть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть — засчет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лицна финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет суммстраховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц нанакопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд черезуправляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионныефонды.
Дополнительно косновной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальныепрограммы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в2009 – 1,2 млрд рублей.
С 2005 года наПенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячныхденежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальнойпомощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживаетсяв актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятсярегулярные выплаты получателям социальных льгот.
С 2007 года на ПФР былавозложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный)капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификатана МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон непредусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенкомтрехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи снеблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФразрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного)капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнитсятри года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимаяорганизационная работа и практически сразу после новогодних праздников былиприняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского(семейного) капитала.
В 2010 году Пенсионномуфонду исполнится 20 лет. К юбилею ПФР подходит в качестве одной из крупнейшихорганизаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем,чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно,а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.
Одно из дальнейшихнаправлений работы ПФР — повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будетстремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативными комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы,постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активноиспользуется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.
3.2 Положение оПенсионном фонде Российской Федерации (утвержденное постановлением ВС РФ от 27декабря 1991 г.) (с изменениями от 5 мая 1997 г.)
1. Пенсионный фондРоссийской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионногообеспечения в Российской Федерации.
ПФРФ являетсясамостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим своюдеятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации инастоящим Положением. ПФРФ выполняет отдельные банковские операции в порядке,установленном действующим на территории Российской Федерации законодательствомо банках и банковской деятельности.
ПФРФ подотчетенВерховному Совету Российской Федерации, информация о результатах егодеятельности ежегодно представляет на рассмотрение Верховного Совета РоссийскойФедерации.
2. ПФРФ и его денежные средстванаходятся в государственной собственности
Российской Федерации.Денежные средства ПФРФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию неподлежат.
3. ПФРФ обеспечивает:
· целевой сбор иаккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренныхпунктом 6 настоящего Положения;
· организацию работы повзысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровьюработников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидностивследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потерикормильца;
· капитализацию средствПФРФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютныхценностей) физических и юридических лиц;
· контроль с участиемналоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФРФ страховыхвзносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием егосредств;
· организацию и ведениеиндивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствиис Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете всистеме государственного пенсионного страхования», а также организацию иведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховыхвзносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
· межгосударственное имеждународное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся ккомпетенции ПФРФ; участие в разработке и реализации в установленном порядкемежгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий ипособий;
· изучение и обобщениепрактики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФРФ страховыхвзносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по еесовершенствованию;
· проведениенаучно-исследовательской работы в области государственного пенсионногострахования;
· разъяснительную работусреди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФРФ.
· ПФРФ может приниматьучастие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособныхграждан.
4. Средства ПФРФформируются за счет:
· страховых взносовработодателей;
· страховых взносовграждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числефермеров и адвокатов;
· страховых взносов иныхкатегорий работающих граждан;
· ассигнований изреспубликанского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсийи пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечениюгражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старшеполутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также напредоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам,пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылкепенсий и пособий;
· средств, возмещаемыхПФРФ Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи сназначением досрочных пенсий безработным;
· средств, взыскиваемых сработодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
· добровольных взносов (втом числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов откапитализации средств ПФРФ и других поступлений.
5. Взимание страховыхвзносов, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФРФ, производится впорядке, определяемом Верховным Советом Российской Федерации.
6. Средства ПФРФнаправляются на:
· выплату в соответствиис действующим на территории Российской Федерации законодательством,межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в томчисле гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
· выплату пособий поуходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
· оказание органамисоциальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособнымгражданам;
· финансовое иматериально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФРФ и его органов;
· другие мероприятия,связанные с деятельностью ПФРФ.
7. Руководство ПФРФосуществляется правлением ПФРФ и его постоянно действующим исполнительныморганом — исполнительной дирекцией.
8. В состав правленияПФРФ входят по должности председатель, первый заместитель, заместителипредседателя правления и исполнительный директор ПФРФ, а также управляющиедвенадцатью отделений ПФРФ.
В состав правления ПФРФмогут входить представители общественных, религиозных и государственныхорганизаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которыхсвязана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Состав правленияПФРФ утверждается Верховным Советом Российской Федерации по представлениюпредседателя правления ПФРФ.
В работе правления ПФРФмогут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениямиПФРФ по республикам в составе Российской
Федерации, руководителиминистерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.
9. Правление ПФРФ:
· несет ответственностьза выполнение функций, относящихся к компетенции ПФРФ;
· определяетперспективные и текущие задачи ПФРФ;
· утверждает бюджет,сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФРФ и его органов, отчеты об ихисполнении, а также его структуру и штаты;
· назначает и освобождаетот должности исполнительного директора и его заместителей, председателяревизионной комиссии ПФРФ и руководителей его отделений;
· утверждает положения обисполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФРФ;
· издает в пределах своейкомпетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФРФ;
· решает другие вопросы,отнесенные к компетенции ПФРФ.
10. Правление ПФРФвозглавляет председатель, который назначается и освобождается от должностиВерховным Советом Российской Федерации.
11. Для осуществленияконтроля деятельности исполнительной дирекции ПФРФ и его региональных органовобразуется ревизионная комиссия ПФРФ.
12. Предприятия,организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченнымПФРФ в районах и городах, ревизионной комиссии ПФРФ необходимые документы исведения, относящиеся к деятельности ПФРФ, за исключением сведений,составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливаетсязаконодательством.
13. Работники системыПФРФ приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания кработникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.
14. Уполномоченные ПФРФ врайонах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию иимеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях,установленных для сотрудников Государственной налоговой службы РоссийскойФедерации.
15. ПФРФ являетсяюридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного гербаРоссийской Федерации и своим наименованием.
16. Местонахождение ПФРФ- город Москва.
Заключение
Пенсионное обеспечениеявляется базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильногоразвития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересынетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населениялюбой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособногонаселения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, таккак в России проживает в настоящий момент свыше 38,5 миллионов престарелых,инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
Право российских гражданна пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантированоКонституцией РФ (ст.7, п.2, ст. 39). Согласно этому документу любой жительРоссийской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию, подкоторой понимается ежемесячные денежные выплаты, предназначенные длякомпенсации гражданам заработка, утраченного в связи с достижениемустановленного законом возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, атакже по другим основаниям.
В соответствии спенсионным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаютсяи выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочнойслужбы, пенсии по инвалидности от военной травмы и от общего заболевания,участникам войн и вдовам погибших, а также в некоторые другие виды пенсий. Всвязи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой вобщий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:
— по старости (повозрасту);
— по инвалидности;
— по случаю потерикормильца;
Трудовые пенсии постарости на общих основаниях в соответствии с действующим законодательствомустанавливаются: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже неменее 25 лет; женщинам — по достижении 55 лет, при общем трудовом стаже неменее 20 лет. Отдельным категориям граждан пенсия по старости законодательноустанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях — ипри пониженном трудовом стаже.
Список использованнойлитературы:
1. Федоров Л.В. Пенсионный фонд РоссийскойФедерации. – М.: Дашков и Ко, 2009.
2. Федеральный закон от 30.11.2009 N 307-ФЗ(ред. от 22.07.2010) «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (принят ГД ФС РФ20.11.2009)
3. Федеральный закон от 22.07.2010 N 161-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон „О бюджете Пенсионногофонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012годов“ (принят ГД ФС РФ 07.07.2010)
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации;
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
6. Федеральный закон «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ //КонсультантПлюс.Законодательство. ВерсияПроф (Электронный ресурс)/АО «Консультант Плюс». М.,2001. Последние изменения и дополнения 01.03.2009
7. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в РФ» .
8. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ«Об инвестировании средств для накопительной части трудовой пенсии в РФ».
9. Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ«О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (с измен. идополнениями от 18.01.2006г.)
10. Федеральный закон от 21.07.2007 №182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда на 2008 год и плановый период 2009 и 2010годы»
11. Положение Федерального закона от15.12.2001 №166 -ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РоссийскойФедерации» (с измен. и дополнениями от 21.12.2006г. )
12.В.П. Климович «Финансы. Денежноеобращение и кредит» 2-е издание 2006г.
13. Г.Б. Поляк «Финансы. Денежное обращение. Кредит» 2-е издание 2003г.